Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Изучение особенности памяти младших школьников.

happy_woman 516 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 43 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 14.11.2020
Актуальность работы заключается в том, что в настоящее время развитие процесса памяти младших школьников является актуальным как с точки зрения теории, так и с точки зрения практики развития, обучения и воспитания младших школьников. Объект исследования: развитие памяти младших школьников. Предмет исследования: особенности памяти младших школьников. Цель исследования: изучить особенности памяти младших школьников. Гипотеза исследования: особенности памяти у младших школьников: восприятия, осмысливания и запоминание можно выявить путем использования методик на выявление типа и состояния памяти, исследовать процессы памяти, такие как запоминание, сохранение и воспроизведение. Задачи исследования: ? изучить понятие память и ее виды; ? выявить особенность памяти в младшем школьном возрасте; ? рассмотреть методы изучения памяти у младших школьников; ? провести диагностику памяти младших школьников; ? проанализировать результаты. Методы исследования: ? изучение литературы; ? наблюдение, беседа; ? тестирование; ? обработка данных. В экспериментальной работе использовались следующие методики: ? «Изучение типа памяти», автор О.Н. Истратова ? Методика «Запоминание 10 слов», Лурия А.Р Экспериментальная база исследования: МБОУ Сельменьгская средняя школа Виноградовского района Архангельской области. Выборка исследования представлена младшими школьниками 4 класса в количестве 18 человек.
Введение

В основе способностей человека лежит память. Память является условием учения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Безусловно без памяти нормальное функционирование личности и общества невозможно. Память является сложным психическим процессом. Весьма значимые функции в познавательной деятельности выполняет память. Она отбирает, а также фиксирует нужную для субъекта информацию, поступающую через органы чувств. Именно память накапливает и хранит приобретенную информацию в сознании человека. Воссоздаёт информацию, нужную для реализации текущей и предстоящей деятельности. Поступающая от органов чувств в сознание человека информация фиксируется, систематизируется и реорганизуется в наиболее непростые формы психического отображения реальности вследствие функционирования всех интеллектуальных процессов: памяти, воображения и мышления. Память предоставляет возможность индивиду накапливать и применять опыт его собственной жизни. Человек становится сознательной личностью, которая способна осознавать кто он такой, что он знает и умеет делать и как обязан вести себя в той или иной ситуации благодаря памяти. Память включается в ощущения и восприятие, вследствие чего человек отражает предметы и их свойства как уже известные ему. Без памяти человек был бы все время состоянии новорожденного, который каждый раз воспринимал бы объекты как новые, неизвестные ему. Проблему памяти рассматривали многие известные зарубежные педагоги и психологи: П. Линдсей, Д. Норман, У. Джемс, С. Роуз, А. Бергсон. Также проблема памяти находит свое отражение в работах отечественных ученых: А.Н. Леонтьев, П.И. Зинченко, А.Р. Лурия, Л.С. Выготский, А.А. Смирнов, И.П. Ашмарин, Н.И. Чуприкова и другие. В основе образования человека лежит память. Дальнейшее будущие определяет ребенка определяет начало его школьного обучения, поэтому очень важно, чтобы у него была уверенность в своих силах. Усвоение школьного материала наилучшим образом, более глубокое осмысление его и сохранение на длительное время немаловажно для процесса обучения. Обучение в школе устанавливает не только интеллектуальное, но и личностное, психическое развитие детей, формирует условия для раскрытия и улучшения всех его познавательных способностей: внимания, воображения, мышления и, конечно же, памяти. Немаловажно создавать для школьников такие психолого-педагогические условия, при которых будет осуществляться формирование памяти, наиболее эффективней.
Содержание

Введение 4 1 Теоретические основы проблемы памяти в младшем школьном возрасте 7 1.1 Сущность понятия память, ее виды 7 1.2 Особенность памяти в младшем школьном возрасте 11 1.3 Методы исследования памяти у младших школьников 14 2 Экспериментальная работа по изучению особенностей памяти в младшем школьном возрасте 16 2.1 Характеристика базы исследование 16 2.2 Диагностика особенности памяти младших школьников 17 2.3 Анализ результатов исследования особенности памяти младших школьников 21 Заключение 44 Список использованных источников 46
Список литературы

1. Немов, Р. С. Общая психология в 3 т. Том II в 4 кн. Книга 2. Внимание и память: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Р. С. Немов. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 261 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10268-0. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/429654 (дата обращения: 08.12.2019). 2. Годфруа Ж. Психология. Т. 1. М., 1992. 3. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - 8-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 672 с. 4. Краткий психологический словарь/Ред.-сост. Л.А. Карпенко: под общ.ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов-на-Дону: Издательство "Феникс", 1998. - 347 с. 5. Никитина Т.Б. Самоучитель по развитию памяти. (Техника скоростного запоминания). - М.: Международное агентство “A. D. & T”. 1999. - 296 с. 6. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е. И. Рогов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 448 с. 7. Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2004. - 583 с. 8. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения [Текст]/А.Н.Леонтьев. - М.: Наука, 1983. - 219 с. 9. Методика «Запоминание 10 слов», Лурия А.Р. (исследование слухоречевой памяти) [Электронный ресурс], – Режим доступа: http://psy-clinic.info/index.php/testy/85-metodika-zapominanie-10-slov-po-a-r-luriya-issledovanie-slukhorechevoj-pamyati (дата обращения: 02.02.2020 г.). 10. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто (серия «Психологический практикум») Ростов-на-Дону: Феникс 384 с. 2018.
Отрывок из работы

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ проблемы ПАМЯТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ В данной главе представлены результаты теоретического исследования особенностей памяти в младшем школьном возрасте: раскрыто понятие «память», дана характеристика видов памяти по характеру психической активности, рассмотрена особенность памяти в младшем школьном возрасте. 1.1 Сущность понятия память, ее виды В данном параграфе рассмотрена сущность понятия память; дана характеристика видов памяти по характеру психической активности. Точного единства определения памяти у ученых нет. В широком смысле памятью можно назвать «Сохранение информации о раздражителе, после того как его действие уже прекратилось» [5]. Одним из наиболее разработанных разделов в психологии является память. Но дальнейшее исследование закономерностей памяти в наше время опять сделало ее одной из главных проблем науки. В настоящее время нет единой и завершенной теории памяти. Заслуга первого систематического изучения высших форм памяти у детей принадлежит выдающемуся психологу Л. С. Выготскому, который впервые сделал предметом специального исследования вопрос о формировании высших форм памяти. Память включает в себя процессы запоминания, сохранения, воспроизведения, узнавания и забывания информации. Память человека работает непрерывно в течение его жизни. Каждодневно, особенно в минуты бедствования, к человеку непрерывным потоком поступает огромная по объему и разнообразная по содержанию информация из всех органов чувств [1]. Память можно определить, как «совокупность информации, приобретенной мозгом и управляющей поведением». Память лежит в основе любых процессов адаптации. Без памяти существование живых организмов невозможно. Генетическая память служит фундаментом всех жизненных процессов, и корни этой памяти у каждого живущего на нашей планете уходят в истоки жизни на Земле [2]. Прошлое субъекта с его настоящим и бедующим объединяет память, которая является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Классификация видов памяти по характеру психической активности была впервые предложена П. П. Блонским. Все четыре выделенные им вида памяти не существуют зависимо друг от друга и, более того, находятся в тесном взаимодействии. Удалось определить различия между отдельными видами памяти П.П. Блонскому. Классификация основных видов памяти представлена на Рисунке – 1. Рисунок 1 – Классификация основных видов памяти В соответствии основными критериями отдельные виды памяти выделены: ? «по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую; ? по характеру целей деятельности – на непроизвольную и произвольную: ? по продолжительности закрепления и сохранения материалов (в связи с его ролью и местом в деятельности) - на кратковременную, долговременную и оперативную» [6, с. 245]. Рассмотрим характеристики этих видов памяти. «Двигательная память — это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Огромное значение это­го вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т.д. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться осуществлять соответствующие действия. Обычно признаком хорошей двигательной памяти является физическая ловкость человека, сноровка в труде» [7]. Двигательная память у детей появляется очень рано. Ее первоначальные проявления принадлежат к первому месяцу жизни. Сначала она проявляется только в двигательных условных рефлексах, вырабатывающихся у ребенка уже в это время. В дальнейшем запоминание и воспроизведение движений начинают принимать сознательный характер, тесно связываясь с процессами мышления, свободы. Эмоциональная память - память на чувства. Как удовлетворяются потребности и интересы человека, как осуществляются наши отношения с окружающим миром всегда сигнализируют эмоции. Важное значение в жизнедеятельности каждого человека играет эмоциональная память. «Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания» [7]. К концу первого полугода жизни ребенка наблюдаются первые проявление памяти. В данный период ребенок уже способен радоваться или плакать при одном лишь виде того, что раньше доставляло ему удовольствие или страдание. Но начальные проявления эмоциональной памяти значительно отличаются от более поздних. Данное отличие состоит в том, что в случае, если на ранних стадиях развития детей эмоциональная память носит условно-рефлекторный характер, то на более высоких ступеньках развития эмоциональная память является сознательной. Образная память - память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Обычно хорошо развиты играют ведущую роль в жизни всех нормальных людей зрительная и слуховая память. А вот осязательная, обонятельная и вкусовая память у всех людей развита на разном уровне. В запоминании и воспроизведении мыслей выражается словесно - логическая память. Мысли, которые возникли у нас в процессе обдумывания, размышления человек способен запоминать и воспроизводить. «Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической» [7]. Существует также такое деление памяти на виды, которое непосредственно связано с особенностями самой актуально выполняемой деятельности. Память подразделяется на произвольную и непроизвольную в зависимости от цели деятельности. Память является непроизвольной, если нет специальной задачи в запоминании и воспроизведение, в случаях, если это целенаправленный процесс, говорят о произвольной памяти. Непроизвольно отложившиеся в памяти события, как правило, значительно лучше воспроизводятся. Произвольная же память потребует от вас усилия. Эффективность произвольной памяти зависит от целей запоминания и способов заучивания. Также память подразделяется на кратковременную, долговременную и оперативную. Определенный отрезок времени задерживается в памяти любая полученная информация человеком. Сравнительно недолгий промежуток времени хранить информацию дает возможность кратковременная память. Бывает даже мгновенная память – когда информация удерживается всего полсекунды. Если не осмыслять полученную информацию и не прокручивать в уме несколько раз, то она пропадает из памяти довольно быстро и не оставив следов. Долговременная память сохраняет информацию в течение почти неограниченного периода. Информация может перейти из кратковременной в долговременную память с помощью: ? волевого усилия; ? многократного повторения; ? заинтересованности к материалу. Долговременная память подразделяется на два типа: ? сознательный, когда информация извлекается из недр памяти по собственному желанию; ? подсознательный: информация находится в памяти, но человек может об этом даже не догадываться. Получить доступ к подобной информации можно посредством гипноза или определенных психотехник. Информацию, которая хранится в долговременной памяти, можно воспроизводить множество раз. Она уже не потеряется. А если время от времени воспроизводить ту или иную информацию, то он не сможет уйти в глубину памяти. Резервуар долговременной памяти безграничен. Оперативная память - вид памяти, включающий процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации, перерабатываемой в ходе выполнения действия и необходимой только для достижения цели данного действия. Оперативная память отличается от кратковременной тем, что она непосредственно включена в регулирование деятельности для удержания ее промежуточных результатов. Предполагает восприятие объектов в момент совершения операций, кратковременного удержания в памяти образа и всей ситуации, а также их изменений. При этом данные памяти, идущие от восприятия, соответственно решаемой задаче дополняются данными, хранимыми в памяти долговременной. 1.2 Особенность памяти в младшем школьном возрасте В данном параграфе рассмотрена особенность памяти в младшем школьном возрасте. Младший школьный возраст рассматривается как начало школьной жизни. Память в младшем школьном возрасте, как и все другие психические процессы, испытывает значительные изменения. В течение всего младшего школьного возраста происходит развитие произвольного и осмысленного запоминания. Признаком произвольности служат способы запоминания. Сначала основным способом является неоднократное прочитывание всего материала. Потом ученики начинают пользоваться наиболее трудным способом: чередуют чтение с воспроизведением. Со временем память детей обретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной. В младшем школьном возрасте ребенок обязан многое запоминать: учить материал, обладать способностью рассказать его близко к тексту или своими словами, а, помимо этого, помнить заученное и уметь воспроизвести его через длительное время. Именно неспособность детей запоминать сказывается на его учебной деятельности и влияет в конечном результате на отношение к учебе и школе. У младших школьников хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая красочные, эмоционально яркие для детей сведения и события его жизни. Нет сомнения в том, что интерес детей в школьных занятиях, его активная позиция, высокая познавательная мотивация считаются необходимыми условиями развития памяти. Спорным является утверждение, то, что для развития памяти детей могут быть полезны не только и не столько специальные упражнения на запоминание, сколько формирование заинтересованности к знаниям, к отдельным учебным предметам, формирование положительного отношения к ним. Практика показывает, что одного интереса к учению мало для развития произвольной памяти как высшей психической функции. В младшем школьном возрасте память постоянно совершенствуется и это обусловлено в первую очередь приобретением в ходе учебной деятельности различных способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и обработкой запоминаемого материала. «Однако без специальной работы, направленной на формирование таких способов, они складываются стихийно и нередко оказываются непродуктивными» [4]. «Способность ребенка младшего школьного возраста к произвольному запоминанию неодинакова на протяжении обучения в начальной школе и значительно отличается у учащихся I–II и III–IV классов. Так, для ребенка 7 –8 лет «характерны ситуации, когда запомнить без использования каких-либо средств значительно легче, нежели запомнить, осмысливая и организуя материал. По мере усложнения учебных заданий установка «просто запомнить» прекращает себя оправдывать, и это заставляет детей находить приемы организации памяти. Чаще всего таким способом оказывается неоднократное повторение – универсальный метод, гарантирующий механическое запоминание» [8]. Элементарное воспроизведение небольшого по объему материала, которое требуется от ребенка в младших классах дает возможность справляться с учебной нагрузкой. Если ребенок в младших школьном возрасте не овладеет приемами смыслового запоминания, его логическая память останется на низком уровне или не сформируется вовсе. И тогда воспроизведение небольшого по объему материала будет единственным способом воспроизведения информации. Использование мыслительных процессов в качестве опоры, средств запоминания является основой логической памяти. И такая память основана на понимании. В этой связи уместно вспомнить утверждение Л.Н. Толстого «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями мысли, а не одной памятью». Процесс формирования логической памяти у младших школьников должен быть специально организован, так как в большинство детей этого возраста самостоятельно не могут применять приемы смысловой обработки информации с целью запоминания и прибегают к хорошо изученному средству – повторению. Однако, даже успешно освоив в ходе обучения способы смыслового анализа и запоминания, ребята не сразу приходят к их использованию в учебной деятельности. К этому необходимо специальное побуждение со стороны взрослого. В формировании произвольной памяти младших школьников следует отметить еще один аспект, взаимосвязанный с овладением в этом возрасте знаковыми и символическими средствами запоминания, прежде всего письменной речью и рисунком. В процессе изучения письменной речи дети овладевают и опосредствованным запоминанием, применяя такую речь, как знаковое средство. Формирования механизмов произвольных форм запоминания у детей происходит самопроизвольно, неуправляемо. Наиболее благоприятный период для становления высших форм произвольного запоминания это младший школьный возраст, поэтому целенаправленная развивающая работа, направленная на запоминание и воспроизведение, является в данный период наиболее эффективной. Учет индивидуальных характеристик памяти, ее объема, модальности (зрительная, слуховая, моторная) является важным условием. Но независимо от этого каждый учащийся должен усвоить главное правило эффективного запоминания: чтобы сохранить в памяти материал правильно и надежно, следует с ним активно поработать и организовать его каким-либо способом. Очень важно в процессе формирования памяти детей младшего школьного возраста, что бы вся их деятельность по запоминанию координировалась учителем так как сами они еще могут поставить пред собой определенную, конкретную задачу: Запомнить точно или запомнить, чтобы передать своими словами, и т. Исследования показывают, что если перед ребенком поставить цель, то он обязательно справится с ней. При отсутствии конкретной задачи дети часто прибегают к дословному запоминанию, особенно в тех случаях, когда материал очень небольшой по объему, однако насыщен содержанием, или ученик не обладает в достаточной степени речью, чтобы легко передать материал своими словами. Рассмотрев особенности развития и формирования памяти у младших школьников, мы выяснили, что память в период младшего школьного возраста имеет ярко выраженный познавательный характер. Формируются приемы запоминания, непроизвольная память младшего школьника постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной. 1.3 Методы исследования памяти у младших школьников Методики исследования памяти, разработаны в общей и в прикладной психологии. Исследование памяти имеет важное значение, так как разные по своей структуре расстройства памяти наблюдаются при многих психических заболеваниях, особенно обусловленных органическим поражением головного мозга. Особенности нарушений памяти могут помочь не только высказать предположение о характере заболевания, его нозологической принадлежности, но и о стадии течения процесса. Результаты, получаемые с помощью этих методик, свидетельствуют о состоянии функций памяти. В пробах на память отражаются состояние активного внимания, явления повышенной истощаемости психических процессов. Осуществление мнестической функции зависит и от течения мыслительных процессов. Особенно велика роль мышления в методах исследования опосредованного запоминания. Из многочисленных когда - либо предлагавшихся способов исследования памяти отобраны наиболее простые по своему осуществлению, не требующие для проведения опыта специальной аппаратуры и в то же время позволяющие достаточно полно судить о характере имеющихся у испытуемых. Исследованием психологических особенностей памяти младших школьников занимались многие отечественные психологи П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Е.О. Смирнова, Н.Ф. Добрынина, А. А. Смирнов, С.Л. Рубинштейн. В современной психологии все отдельные опыты с памятью человека сводятся, в основном, к тому, что испытуемый тем или иным способом усваивает материал, а затем, спустя некоторое количество времени, его воспроизводит, узнаёт усвоенное. В каждом из таких опытов экспериментатор имеет дело с тремя основными переменными: ? деятельностью усвоения или заучивания; ? интервалом между усвоением и воспроизведением; ? деятельностью воспроизведения. ? 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ПАМЯТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ В данной главе представлено экспериментальное изучение особенностей памяти в младшем школьном возрасте; разобрана характеристика базы исследования; произведена диагностика памяти младших школьников, а также произведен анализ результатов исследования. 2.1 Характеристика базы исследование В данном параграфе охарактеризована база исследования. Исследование проводилось в МБОУ Сельменьгской средней школе Виноградовского района Архангельской области в 4 классе. В классе 18 человек - 11 мальчиков и 7 девочек, из них 9 хорошистов и 1 отличник. Все учащиеся посещают уроки. Имеют пропуски только по уважительным причинам. В основном дети из благополучных семей, детям созданы условия для труда и отдыха. Навыки культурного общения, порядка и гигиены им привиты. Все дети проявляют познавательный интерес к учению, но все же есть ребята, которые более активно проявляются. Проблемы возникают только из-за невнимательности или длительного отсутствия ребенка в школе. Дети различны по характеру, темпераменту, уровню воспитанности. Класс дружный, все между собой общаются. Дети могут помочь друг другу в трудной ситуации. К Учителям относятся уважительно. В коллективе большинство ребят стараются учиться хорошо. Каждый день в классе есть дежурные, которые в течение дня следят за порядком в классе. Все учащиеся активно принимают участие в классной жизни. Учащиеся 4 класса ведут также активную внеурочную деятельность. Дети активно учувствуют в различных мероприятиях, приносят медали и награды в класс. Многие ребята посещают спортивные секции по футболу, баскетболу и волейболу. Девочки посещают кружки по вокалу, танцам и театральному искусству. МБОУ Сельменьгская средняя школа имеет свой веб сайт, на котором можно найти много полезной информации родителям и ученикам. В школе существует много традиций: «Первое сентября» - торжественная линейка, «Осенний бал» - вечеринка, посвященная осени, «День здоровья», «Новый год» - украшение кабинетов, и проведение новогодней дискотеки, «23 февраля» - смотр строя и песни, «8 марта» - концерт, «Литературное кафе», «Хэллоуин» - тематическая вечеринка, «Последний звонок» и «Выпускной». Мероприятия учитывают интересы и желания школьников.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg