Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Конституционное право граждан на свободу совести.

happy_woman 360 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 30 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 14.11.2020
Цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы представить анализ понятия конституционного права на свободу совести, раскрытить его структуру и элементы, соотнести это право на юридическую плоскость законодательства Российской Федерации. Для достижения этой цели нужно решить следующие задачи: раскрыть понятие права на свободу совести; раскрыть нормативное содержание права граждан на свободу совести в России; изучить порядок взаимодействия государственных органов и религиозных объединений; изучить предоставленные государством гарантии на реализацию права на свободу совести, а при наличии и ответственности за его нарушение; В ходе исследования данной темы были применены такие методы познания, как диалектический, логический, формально-юридический и др. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы.
Введение

В связи с развитием юридической науки и совершенствованием системы российского законодательства, а также в связи с изменяющимися условиями политической и правовой жизни страны важного значениязаслуживает проблема развития конституционного права граждан на свободу совести и вероисповедания. Такое внимание объясняется тем, что в последнее время в Российской Федерации как и во всем остальном мире происходят процессы, которые прямо или косвено затрагивают естественные права человека, сформировавшиеся на протяжении длительного периода времени, в том числе, в результате проведенных буржуазными слоями населения революций, причем, затрагивание естественных прав связано как с их реализацией и расширением, так и с ограничением. К подобному анализу в рамках своих исследований некоторые ученые обращаются с целью сформировать, в том числе, предложения по совершенствованию российского законодательства. Вместе с тем, свобода совести несмотря на свою внешнюю простоту понятие достаточно сложное. Составляющие это понятие категории «свобода» и «совесть» всегда рассматривались как тесно взаимосвязанные и обусловленные друг другом. Понятие свободы характерно описывает Виктор Гюго как категорию заканчивающуюся там, где начинается свобода другого . Понятие совести же, относится больше к философской категории, которое можно охарактеризовать, как душевное свойство человека, проявление нравственного самосознания, самоконтроля, признания необходимости соблюдения тех или иных правил жизни. Совесть можно охарактеризовать как нравственное сознание человека, чувство, позволяющее понять что хорошо и что плохо, что справедливо или несправедливо. В России свобода совести является конституционным правом граждан, которое относится к числу естественных прав и свобод человека. Данное право, наряду с другими естетственными правами, независимо от внешних факторов, приобретается человеком с момента рождения и хоть в процессе использования может быть ограничено со стороны государства, но тем не менее, отчуждено оно может быть только смертью носителя права. Таким образом, значение права на свободу совести сложно переоценить, особенно в наших бурно развивающихся общественных и правовых реалиях.
Содержание

1. Введение 3 2. Понятие свободы совести. 5 3. Нормативное содержание права граждан на свободу совести в России. 9 4. Взаимодействие государственных органов и религиозных объединений. 15 5. Гарантии свободы совести 21 6. Заключение 23 Список используемой литературы по дисциплине «Конституционное право» 26
Список литературы

1. Всеобщая декларация прав человека. Утверждена 10 декабря 1948 года Генеральной Ассамблеей Организации Объединённых Наций//Российская газета - 1995.- 9 апреля. 2. Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискрими-нации на основе религии или убеждений (Провозглашена резолюцией ООН от 25 ноября 1981 г.)/Религия и закон: Конституционно-правовые основы свободы совести, вероисповедания и деятельности религиозных организа-ций/Сборник правовых актов с комментариями. Сост. и коммент. Протопо-пов А.О. М.: «Паллада», 1996. - 128 с. 3. «Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека» (заключена в Минске 26.05.1995) (вместе с «Положением о Комиссии по правам человека Содружества Независимых Государств», утв. 24.09.1993) // «Российская газета», №120, 23.06.1995. 4. Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосова-нием 12 дек. 1993 г.: правках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. – 2014. – N 31. – Ст. 4398. 5. О Конституционном Суде Российской Федерации: федер. конст. закон от 12 июля 1994 г. № 1-ФКЗ: в ред. от 4.06.2014 г. // Собрание Законодательства Российской Федерации. – 1994. – №13. – Ст. 1447. 6. Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федера-ции: федер. конст. закон от 12 февр. 1997 г. № 1-ФКЗ: в ред. от 12.03.2014 г. // Собрание Законодательства Российской Федерации. – 1997. – №9. – Ст. 1011. 7. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2019 г. N 35-П "по делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации и части 1 ста-тьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонаруше-ниях в связи с жалобой гражданки О.В.Гламоздиновой" //Российская газета - Федеральный выпуск № 265(8023) от 25 ноября 2019 г. 8. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ в ред. от 02.08.2019 // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954. 9. Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (в ред. от 02.02.2006 № 19-ФЗ) // Российская газета. № 261. 27.12.2003., СЗ РФ. 2006. № 6. Ст. 636. 10. Кодекс Российской Федерации об административных правона-рушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ в ред. от 02.08.2019 // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. № 1 (ч. 1). ст. 1. 11. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (в ред. от 09.05.2005 № 45-ФЗ). // СЗ РФ. 2001. № 1. Ст. 3. СЗ РФ. 2005. № 19. Ст. 1752. 12. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ. - 18.11.2002. - № 46. - ст. 4532. 13. О международных договорах Российской Федерации: федер. за-кон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ: в ред. от 12.03.2014 г. // Собрание Законодательства Российской Федерации. – 1995. – №29. – Ст. 2757. 14. О свободе совести и о религиозных объединениях: федер. закон №125-ФЗ от 26 сент. 1997 г.: в ред. от 01.05.2019. // Собрание Законодательства Российской Федерации. – 1997. – №39. – Ст. 4465. 15. Федеральный закон от 27.05.1998 №76-ФЗ (ред. от 14.03.2009) «О статусе военнослужащих» (принят ГД ФС РФ 06.03.1998) // СЗ РФ, №22, 01.06.1998, ст. 2331. 16. Об общих принципах организации законодательных (представи-тельных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: федер. закон от 6 окт. 1999 г. № 184-ФЗ: в ред. от 4.11.2014 г.// Собрание Законодательства Российской Федерации. – 1999. – №42. – Ст. 5005. 17. Федеральный закон от 25.07.2002г. № 113-ФЗ (ред. от 06.07.2006г.) «Об альтернативной гражданской службе» (принят ГД ФС РФ 28.06.2002). 18. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 6 окт. 2003 г. №131-ФЗ: в ред. от 29.12.2014 г. //Российская газета. – 2006. – №35. 19. Постановление Верховного суда Российской Федерации от 21 декабря 2011 г. N 20-ПВ11. 20. Постановление Верховного Суда РФ от 22.11.1991г. № 1920-1 «О Декларации прав и свобод человека и гражданина». 21. Решение Верховного суда Российской Федерации от 20 апреля 2017 г. N АКПИ17-238. 22. О создании рабочей группы по рассмотрению обращений религиозных объединений по вопросам земельных и имущественных отношений: распоряжение Губернатора Новосибирской области от 01.07.2008 N 156-р. 23. О создании Консультативного совета по вопросам этнокультур-ного развития и межнациональных отношений при мэрии города Новосибирска: постановление мэрии города Новосибирска от 22.06.2012 N 6093 в ред. от 18.04.2018. 24. Заключение о проверке соответствия Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» международно-правовым обязательствам РФ // «Российская газета», №77, 22.04.99. 25. Декларация «О религиозной свободе» Римско-католической церкви, принятая на Втором Ватиканском Соборе в 1965 г. // Документы Второго Ватиканского Собора. М., 1998. 26. Авакьян С.А. Свобода вероисповедания как конституционно-правовой институт // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1999. N 1. 27. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов. 6-е изд. изм. и доп. – М.: НОРМА, 2007. С. 197. 28. Баглай М.В., Туманов В.А. Малая энциклопедия конституцион-ного права. М., 2001г. 29. Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник / М. В Баглай. – 9-е изд., изм. и доп. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. – 768 с. 2. 30. Багмет, А.М. Конституционное право: учебник / А.М. Багмет, Е.И. Бычкова; Академия Следственного комитета Российской Федерации. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 431 с. – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-238-02594-0; То же [Электронный ресурс]. – URL://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=426487. 31. Братановский, С.Н. Конституционное право: учебник / С.Н. Бра-тановский. – М.: Директ-Медиа, 2012. – 710 с. – ISBN 978-5-4458-1747-5; То же [Электронный ресурс]. – URL://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=131981. 32. Головин Е.Г. Религиозная безопасность: основы правового регулирования и правоприменительная практика. Н. Новгород, 2016; Сергеев А.В. Конституционно-правовые основы противодействия религиозному экстремизму в России. Хабаровск, 2016; 33. Дозорцев П.Н. Философско-правовые основы свободы совести в современной России. М. 1998г. С. 28. 34. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Фе-дерации за 2007 год. URL:https://rg.ru/2008/03/14/doklad-dok.html (дата обращения: 07.04.2020). 35. Дорохов Н.И. Конституционное регулирование основ конститу-ционного строя: сравнительно-правовой анализ конституционного законодательства России, Республики Беларусь, Украины // Образование, экономика, право в современном информационном обществе: Материалы VIII Междунар. науч. конференции. М., 2012. С. 53 - 60; 36. Заседание Межфракционной депутатской группы Государствен-ной Думы в защиту христианских ценностей. URL: http://duma.gov.ru/news/8658/ (дата обращения: 07.04.2020). 37. Иванов В. И. Организационно-правовые проблемы взаимодей-ствия руководителей органов внутренних дел с религиозными организациями в укреплении правопорядка и нравственном воспитании сотрудников: Автореферат диссертации кандидата юридических наук. М., 1992. 38. Исаева А.А. Запрет оскорбления религиозных чувств верующих и реализация прав человека: сравнительно-правовой анализ // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 4. С. 37 - 42. 39. Козлов Е.И. Кутафин О.Е. Конституционное право России. М. 2004. 40. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича. 2-е изд., доп. и перераб.- М.: Юрайт-М; Новая правовая культура, 2002 г. С. 186. 41. Конституционное право России: учебник / Б.С. Эбзеев, А.С. Прудников, Н.А. Чертова и др.; под ред. Б.С. Эбзеев, А.С. Прудников. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 672 с. – (Dura lex, sed lex). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-238-02237-6; То же [Электронный ресурс]. – URL://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115390. 42. Коряковцев В.В., Питулько К.В. Комментарий к Уголовному кодексу РФ. – СПб.: Питер, 2004. 43. Москаленко С.А. Зарубежный опыт конституционного закрепле-ния принципа равноправия мужчин и женщин // Право и политика. 2013. N 4. С. 548 - 552; 44. Нудненко, Л. А. Конституционное право России: учебник. – Се-рия: Бакалавр. Базовый курс. – М.: Юрайт, 2012. – 581 с. 45. Озиев, Т.Т. Конституционное право: учебное пособие / Т.Т. Озиев; под ред. Б.С. Эбзеев. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 288 с. – (Dura lex, sed lex). – ISBN 978-5-238- 01536-1; То же [Электронный ресурс]. – URL://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=119554. 46. Собрание законодательства РФ. 2002. N 30. Ст. 3030. 47. Тарасевич И.А. Конституционно-правовые основы религиозной безопасности Российской Федерации: Автореф. дис. д-ра юрид. наук. Тю-мень, 2015. 48. Титова Н.В., Васильева А.С. Конституционные гарантии эколо-гических прав человека и гражданина: российский и зарубежный опыт // Со-стояние, проблемы, основные направления развития российской конституционной модели: Материалы межвуз. науч.-практ. конференции, посвящ. 20-летию принятия Конституции России. Тула, 2013. С. 70 - 75. 49. Умнова, И. А. Конституционное право Российской Федерации: учебник и практикум / И. А. Умнова, И. А. Алешкова. – 3-е изд. – Серия: Бакалавр. Академический курс – М.: Юрайт, 2016. – 536 с. 50. Федеральный список экстремистских материалов. URL: http://minjust.ru/ru/extremist-materials?field_extremist_content_value= (дата об-ращения: 07.04.2020). 51. Хондзинский П.В. Разрешение проблем русского богословия XVIII века в синтезе святителя Филарета, Митрополита Московского. URL: http://www.doctorantura.ru/images/pdf/2017/2017_autoreferat_khondzinsky.pdf (дата обращения: 07.04.2020). 52. Чиркин, В. Е. Конституционная терминология: монография. – М.: Норма, ИНФРА-М, 2016. – 272 с. 53. Шереметьев. – М.: Проспект, 2015. – 128 с. – ISBN 978-5-392-16331-1; То же [Электронный ресурс]. – URL://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=276997. 54. Юберсфелъд Ф. Европа Гюго // Виктор Гюго: Неизвестный из-вестный. К 200-летию со дня рождения Виктора Гюго. Сб. статей. М.: Экон-Информ, 2004.-С. 115-125. 55. The U.S. Commission on International Religious Freedom. Inventing extremists. The impact of Russian anti-extremism policies on freedom of religion or belief. URL:http://www.uscirf.gov/reports-briefs/special-reports/inventing-extremists-the-impact-russian-anti-extremism-policies (дата обращения: 07.04.2020).
Отрывок из работы

2. Понятие свободы совести. Свобода совести очень широкое понятие и может включать в себя до-статочно широкий спектр прав и свобод, таких как, свобода вероисповеда-ния, свобода слова, свобода мысли и многое другое. Вместе с тем, рассматривая, понятие свободы совести через юридиче-скую плоскость, исследовать ее можно как в объективном, так и в субъективном смыслах. Объективный смысл свободы совести можно охарактеризовать как си-стему юридических норм, составляющих нормативную базу, регулирующую свободу совести в конкретном государстве. Под свободой совести в субъективном смысле можно понимать кон-кретные права, возникающие на основании норм права о свободе совести. Другими словами, это конкретные реализуемые права человека, выте-кающие из нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере свободы совести, принадлежащие ему от рождения, неотчуждаемые и зави-сящие от его воли и сознания в процессе использования. В России, конституционное право на свободу совести закреплено в статье двадцать восемь Конституции Российской Федерации. Согласно положению данной статьи, каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания. Анализируя указанную норму права, наряду с понятием свободы сове-сти, законодатель вводит, также и понятие свободы вероисповедания. Отличия и возможность разграничения этих двух терминов, не так просто понять, как может показаться на первый взгляд. Рассматривая понятие свободы совести, с точки зрения духовной со-ставляющей, правовед, доктор юридических наук Баглай М.В. в данном контексте под свободой совести понимает право человека как ве-рить в Бога в соответствии с учением той или иной свободно выбранной им религии, так и быть атеистом, т. е. не верить в Бога. Понятие, которое дает Баглай М.В. не разделяет свободы совести и свободы вероисповедания, более того, оно сужается в сторону духовной со-ставляющей, внутреннего осмысления человеком, принятия той или иной религии. Если рассматривать позицию, изложенную С. А. Авакьяном , то свобода совести имеет два аспекта. Первый — это свобода морально-этических воззрений человека (т.е. что считать добром и злом, справедливостью и несправедливостью, хорошим или плохим и т.д.). Второй аспект свободы совести — это внутренняя возможность личности выбрать себе подобный идеал и поклоняться ему. То есть, второй аспект раскрывает то самое понятие свободы вероисповедания, как возможность верить в существование «божественного» идеала (существа), не только самого честного, справедливого во всех смыслах, но и заботящегося о духовной и нравственной чистоте каждого из нас, помогающего выбрать верный путь и удерживающего от плохих поступков. Если рассматривать свободу совести через призму того или иного государства и его идеологии, то можно придти к следующему выводу. В государствах, в которых признана государственная религия, свобода совести особенно важна, поскольку, существует давление на человека с целью заставить его принять ту или иную государственную религию. В государствах, в которых нет признанной единой государственной религии свобода совести служит защитой в первую очередь для атеистов. В государствах с атеистическими взглядами на вероисповедание, сво-бодой совести может прикрываться официальная антирелигиозная пропаганда и гонения на существующие церковные структуры. Можно сказать, также, что свобода совести и свобода вероисповедания очень близкие понятия, но не полностью тождественные термины. Юридическая наука и юридическая практика, при разграничении ука-занных терминов сталкивается с проблематикой их толкования не только с точки зрения права, но и с точки зрения религиозных, философских, теоло-гических и иных категорий. Именно поэтому неправильно накладывать определение понятий «свобода совести» и «свобода вероисповедания» с точки зрения их с позиции философии, лингвистики и других дисциплин, на понятия «свобода совести» и «свобода вероисповедания» с точки зрения юридической науки. И так, избранная законодателем, лингвистическая конструкция статьи двадцать восьмой Конституции Российской Федерации, хотя формально и указывает на существование не одной свободы, а двух - совести и вероиспо-ведания, но фактически свидетельствует о том, что эти две свободы пред-ставляют собой единое понятие и единый правовой институт. При этом предполагается правовая равноценность этих двух понятий. Однако, никак не умаляя правовой «важности» каждого из этих поня-тий, можно вступить в дискуссию касательно их равнозначности. Можно говорить о том, что понятие свободы совести является более широким термином и поглощает собой, понятие свободы вероисповедания, поскольку включает в себя не только религиозные, но и иные убеждения. Можно говорить и о том, что эти два термина рассматриваются как одно неделимое целое, имеющие сходное содержание, включающие в себя как религиозный (духовный) аспект (право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой), так и морально-нравственный (право, иметь и свободно распространять личные убеждения, не связанные с религиозной догматикой и действовать в соответствии с ними). Еще одним дискуссионным вопросом, при анализе данной статьи, вы-ступает расширительное толкование определения свободы вероисповедания и отсутствие какого-то ни было содержания и раскрытия понятия свобода совести кроме как иметь и распространять «иные убеждения». Но ни в законодательстве Российской Федерации, ни в судебной прак-тике, на настоящий момент не выработано единого и определенного понятия – «иные убеждения». В юридической литературе также нет однозначного взгляда по этому вопросу. Вместе с тем, цитируя некоторые позиции по данному вопросу, ряд авторов, полагают, что свобода совести равнозначна свободе убеждений и принадлежит людям не только в пределах вероисповедания, но и охватывает вообще все человеческие убеждения, за исключением убеждений с политико-идеологическим содержанием (В.И. Иванов) . Продолжая начинания Иванова В.И., можно сказать, что политические, научные и иные убеждения, по своему характеру, могут сочетаться с религиозными или атеистическими, но это не значит, что их не следует отделять их друг от друга. Необходимость отделения этих убеждений друг от друга вызвана не столько научными исследованиями тех или иных понятий на предмет их сходства, а тем, что определения этих убеждений и, следовательно, их защита отделена на законодательном уровне. Религиозные убеждения регулируются статьей 28 Конституции Рос-сийской Федерации, политические, научные и иные убеждения охраняются статьей 29 Конституции Российской Федерации. Таким образом, если проанализоровать в своей взаимосвязи эти две нормы, декларирующие по своей сути формально одни и те же свободы, можно придти к выводу, что статья двадцать восьмая защищает лишь миро-воззренческие убеждения, не ограниченные исключительно религиозной или атеистической идеологией, но безусловно связанные с религиозными взглядами и их защитой. 3. Нормативное содержание права граждан на свободу совести в России. Анализируя нормативную базу, являющуюся фундаментом, регулиру-ющим общественные отношения, связанные со свободой совести и вероисповедания, можно сказать, прежде всего, о таком основном нормативно-правовом акте как Конституция Российской Федерации и закрепленном в статье двадцать восьмой положении, декларирующим право на свободу совести и вероисповедания. Помимо Конституции, в Российской Федерации, отношения в сфере свободы совести и вероисповедания регулируются многими кодифицированными и не кодифицированными нормативно-правовыми актами, к данным документам можно отнести: Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях»; Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации; Уголовный кодекс Российской Федерации и др. Кроме того, к числу нормативно-правовых актов, также можно отнести акты субъектов Российской Федерации, регулирующие отношения в сфере свободы совести и вероисповедания, касательно Новосибирской области, такими актами могут служить: Распоряжение Губернатора Новосибирской области от 01.07.2008 N 156-р «О создании рабочей группы по рассмотрению обращений религиозных объединений по вопросам земельных и имущественных отношений»; Постановление мэрии города Новосибирска от 22.06.2012 N 6093 (ред. от 18.04.2018) «О создании Консультативного совета по вопросам этнокультурного развития и межнациональных отношений при мэрии города Новосибирска» и др. Кроме того, при рассмотрении, относящихся к теме исследования, нормативных актов, необходимо учитывать то, что согласно статье, пятна-дцать Конституции Российской Федерации, в случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем преду-смотренные Законом, то применяются правила международного договора. В этой связи, стоит сказать о таких основных международных догово-рах, ратифицированных Российской Федерацией, как Всеобщая декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений, провозглашенная резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 25 ноября 1981 г. и др. Рассматривая Российское законодательство, регулирующего сферу свободы совести и вероисповедания, можно говорить о том, что отдельное место в данной системе занимает Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». Первая статья названного закона, устанавливает, что он регулирует правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений. При этом, возвращаясь к первой главе настоящей курсовой работы, необходимо отметить, что приведенный выше закон, также, не разделяет понятий между свободой совести и свободой вероисповедания. Согласно тексту Федерального закона, оба понятия используются как как обобщенная категория, нет разделений на отдельное право - иметь свободу совести и права на свободу вероисповедания. Исходя из совокупного толкования статьи третьей Федерального закона, именуемой «Право на свободу совести и свободу вероисповедания», во взаимосвязи с положением статьи двадцать восьмой Конституции, можно придти к выводу, что для исследования положений, закрепленных в данной статье, необходим многосторонний подход. Так, при толковании законодательства о свободе совести и вероисповедания, не допустимо ущемление и умаление права человека и гражданина на свободу совести и вероисповедания, гарантированной Конституцией и международными договорами Российской Федерации. Закрепляя указанный выше довод, статья первая и вторая Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений Генеральной Ассамблеи ООН от 25 ноября 1981 г., устанав-ливает принцип недопустимости принуждения, умаляющего свободу человека иметь религию, выражать убеждения. Указанный принцип, может быть лишь ограничен законодательством той или иной страны в исключительных случаях, в случае необходимости охраны общественного порядка, здоровья и морали, сохранения конституционного строя. Еще одним важным аспектом в законодательстве Российской Федерации, регулирующим сферу права на свободу совести, выступает разграничение полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Так, Российская Федерация регулирует и защищает права и свободы человека и гражданина, а в совместном с субъектами ведении, находится только защита указанных прав и свобод, в том числе, свободы совести и ве-роисповедания. В то же время, в Российской Федерации, в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания действуют и другие федеральные законы. Поэтому очень важно, при принятии указанных федеральных законов, не порождать правовой неопределенности при их правоприменении. Также, при исследовании нормативного содержания права на сво-боду совести, важным аспектом выступает возможность реализации этого права в субъектах и муниципальных образованиях Российской Федерации и, как следствие, развитие законодательства в этих сферах на местном уровне. Вместе с тем, можно с достоверностью говорить о том, что в настоя-щее время в Российской Федерации законодательное регулирование свободы совести, вероисповедания, а также деятельности религиозных объединений на местном уровне развито крайне незначительно. В одних субъектах Российской Федерации, как, например, в Орлов-ской области или в Хабаровском крае, после принятия Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" в 1997 году, собственные законы были признаны утратившими силу, причем другие законы, регулирующие данную сферу, приняты так и не были. В других регионах были исключены статьи, которые прямо противо-речили бы законодательству Российской Федерации, но при всем при этом, все требования Федерального закона «О свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных организациях» учтены так и не были. Особенное место в системе «проблемных» субъектов в области свободы совести и вероисповедания, занимают наши южные субъекты. Так, в Республике Дагестан, после принятия основного Федерального закона «О свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных организациях» 10 мая 2001 г. были внесены поправки в преамбулу собственного Закона "О свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных организациях" которые содержали прямое противоречие Конституции Российской Федерации и Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях». В частности, противоречивым было положение о том, что настоящий Закон «обеспечивает равенство всех традиционных религиозных конфессий». В связи с этим, возникает вопрос о механизме контроля полномочий субъектов Российской Федерации в области законодательного регулирования права граждан на свободу совести и вероисповедания. И к сожалению, стоит признать, что Федеральный закон «О свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных организациях» на настоя-щий момент не содержит такого механизма контроля. Вместе с тем, помимо «проблемных» субъектов, встречаются также «примерные» субъекты, местное законодательство которых, в полной мере позволяет исполнять и реализовывать полномочия по защите конституционного права граждан на свободу совести. К таким субъектам можно отнести Волгоградскую область и Тюмен-скую область. В данных субъектах на местном уровне приняты Законы «О защите прав граждан на свободу совести и свободу вероисповедания», которые, к примеру, наделяют органы местного самоуправления правом образовывать органы по связям с религиозными объединениями, что в свою очередь, очень благотворно складывается на защите прав граждан на свободу совести. Говоря о нормативном содержании права на свободу совести, еще одной, не менее значимой составляющей законодательства, является вопрос о нарушении указанного права и установленных в России последствиях этого нарушения. Так, в России установлена административная и уголовная ответствен-ность за нарушение законодательства о свободе совести и свободу вероисповедания. Стоит отметить, что уголовная ответственность с самостоятельным составом появилась в нашем законодательстве сравнительно недавно. Так, 29.06.2013 г. вступили в силу поправки, которые вводят самостоятельный состав уголовного преступления в сфере свободны совести и вероисповедания (ст. 148 УК РФ). Теперь воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе сопряженное с насилием над личностью, с умышленным оскорблением чувств граждан в связи с их отношением к религии, запрещается и преследуется в соответствии с федеральным законом, вплоть до уголовного наказания виновного лица. При этом, стоит признать, что новый состав преступления и диспо-зиция статьи 148 УК РФ, достаточно размыты. До настоящего времени, законодателем не разъяснено юридического содержания понятий «религиозные чувства граждан». Кроме того, непонятно как трактовать понятие «оскорбление религи-озных чувств граждан». Вся эта правовая неопределенность образует благоприятную почву для всякого рода злоупотреблений недобросовестных субъектов права, по-скольку с одной стороны, агрессивно настроенные религиозные деятели и верующие могут объявить оскорбленными свои религиозные чувства любые мероприятия, тексты и изображения, которые даже не вытекают из их вероучения, а с другой стороны, может стать допустимым толкование этой нормы, как недопустимость оскорбления религиозных чувств верующих граждан только вблизи объектов религиозного поклонения, тогда как в других местах это допустимо. Вместе с тем, наличие этой правовой неопределенности должно основываться на принципе равенства прав всех граждан, как верующих, так и неверующих. Иначе возникшая коллизия может рассматриваться в недобросовест-ном ключе и в обратную сторону: атеисты могут усматривать посягательство на их свободу совести в размещении религиозных текстов и изображений вблизи культурных центров, навязчивой деятельности миссионеров и др. Во всяком случае, стремление к установлению и развитию законода-тельства, в сфере охраны и защиты права на свободу совести как в субъектах Российской Федерации, так и в Российской Федерации в целом, должно стать одним из ключевых направлений социальной политики нашего государства. Именно планомерное развитие и совершенствование законодательства будет способствовать укреплению защиты прав человека и гражданина в сфере свободы совести и вероисповедания. 4. Взаимодействие государственных органов и религиозных объ-единений. В современном мире в основном повсюду проводится и воплощается в жизнь светская политика государств для которой характерен ряд признаков. В настоящее время в Российской Федерации, развивается так называ-емая взаимообъединяющая (кооперативная) модель государственно-церковных отношений. Религия в России, в последнее время все больше включается в пуб-личное пространство, причем можно говорить о расширении сфер взаимо-действия государства с религиозными объединениями. При этом, взаимодействие государства и его национального законодательства, с религиозными объединениями можно проследить в следующих явлениях. Так, в Российской Федерации, до сих пор, в качестве одного из источников, регулирующих деятельность религиозных объединений, согласно ст. 15 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" признаются их внутренние установления. Такими внутренними установлениями, закрепленными на федераль-ном законодательном уровне, могут служить, в частности, нормы о регули-ровании труда работников религиозных организаций, закрепленными в главе 54 Трудового кодекса РФ, нормы о тайне исповеди (ч. 3 ст. 56 УПК РФ, ч. 3 ст. 69 ГПК РФ). Кроме того, можно говорить о том, что нынешняя политическая си-стема, идет по пути развития и публичного обсуждения богословских вопросов с религиозными организациями. Примером такого взаимодействия может служить Распоряжение Президента РФ от 24 апреля 1995 г. N 192-рп «О взаимодействии Президента Российской Федерации с религиозными объединениями» по итогам которого был организован Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 78 страниц
550 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 26 страниц
312 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 29 страниц
348 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 33 страницы
396 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 26 страниц
312 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg