Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА, ИСТОРИЯ

Система договора об Антарктике 1959 года.

happy_woman 300 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 30 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 14.11.2020
Объект исследования - общественные отношения, складывающиеся по поводу осуществления контроля в Антарктике. Предмет исследования – концептуальные и нормативные правовые основы договора об антарктике 1959 г. Для достижения обозначенной цели были решены следующие Задачи: 1. Проанализировать договор об антарктике 1959 г. 2. Дать правовую оценку договора об антарктике 1959 г. 3. Сделать выводы о его актуальност ив настоящее время. Методологическая основа исследования. Методологию исследования составили фундаментальные положения действующего на то время законодательства, анализ правовых позиций. Теоретической основой исследования являются научные труды, юридическая литература и исследования ученых в области права, видных историков. Эмпирическая основа состоит из положений законодательных, и иных нормативных правовых актов. Структура работы состоит из введения, 3 глав, заключения и обширного библиографического списка. Научная новизна работы состоит в обобщении научной литературы, создании собственного мнения, анализа нормативных правовых актов, выработке правовой позиции по данному вопросу. Обоснованность и достоверность полученных результатов Подтверждается анализом литературы, построением выводов. Все это дает возможность предполагать обоснованность и достоверность проведен-ного исследования.
Введение

Антарктика – южная часть Земли, которая включает в себя Антарктиду и прилегающие к ней акватории Тихого, Атлантического и Индийского океанов с морями Амундсена, Росса, Беллинсгаузена, Уэдделла и некоторыми другими. Это самый большой на планете природный заповедник, практически не тронутый человеком. Активное промышленное освоение региона началось совсем недавно – в середине XX столетия. Тем не менее человечество почти сразу же осознало, что шестой материк – кладезь природных ресурсов. На его территории обнаружены большие запасы меди, рудного сырья, молибдена, сернистого железа, и, конечно же, главные богатства – месторождения нефти и залежи угля. В целом запасы углеводородного сырья здесь оцениваются учеными в 35-51 млрд т условного топлива. Можно сказать, что это последняя «кладовая» Земли. Опираясь на эти сведения, нетрудно догадаться, чем продиктованы геополитические интересы различных государств. Антарктика имеет огромное значение как в экономическом, так и в стратегическом плане. Но как справедливо разделить ее территорию между странами и можно ли это сделать вообще? Ситуация требовала установления особого режима и правового статуса территории Антарктики. В 1959 г. прошла Международная конференция по Антарктике, в которой принимали участие 12 государств (Аргентина, Австралия, Франция, Чили, Бельгия, Япония, Норвегия, Новая Зеландия, СССР, США, Великобритания, Южно-Африканский Союз). Конференция выработала документ, который вступил с силу в 1961 г. – Договор об Антарктике. Сейчас его участниками являются 48 стран, 28 консультативных сторон и 20 неконсультативных, которые не участвуют в принятии решений. Договор состоит из преамбулы и 14 статей. По договоренности 1995 г. он носит бессрочный характер. В соответствии с ним все территориальные претензии «замораживаются» Актуальность данной темы обусловлена тем, что договор не признает суверенитета какой-либо страны в Антарктике, но вместе с тем не отрицает существующие территориальные претензии, запрещая лишь предъявление новых . Антарктика признается нейтральной территорией, которая может быть использована только в мирных целях, в данный момент в эпоху глобальных политических баталий, вопрос о ее мирном использовании ставится под сомнение.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Заключение договора об Антарктике 1959 г. 6 1.1. Общие сведения об Антарктике 6 1.2 Контроль за соблюдением положений договора об Антарктике 10 Глава 2. Договор об Антарктике 1959 года 13 2.1 Закллючение договора об антарктике 13 2.2. Статьи Договора об Антарктике 15 Глава 3. Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 21 3.1 Правовая природа конвенции о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 21 3.2 Меры ограничения международной торговли морскими живыми ресурсами в многосторонних соглашениях по защите окружающей среды согалсно договору об антарктике и принятой в последствии концепцией 22 Заключение 26 Список литературы 29
Список литературы

1. Беллинсгаузен Ф.Ф., Шведе Е.Е. Двукратные изыскания в Южном Ле-довитом океане и плавание вокруг света в продолжение 1819, 20 и 21 гг. М.: Географгиз, 1960. 2. Богатуров А.Д. Международные отношения России в «новых полити-ческих пространствах». М.: ЛЕНАНД, 2011. 3. Голицын В.В. Антарктика: международно-правовой режим. М.: Меж-дународные отношения, 1983. 4. Голицын В.В. Антарктика: тенденции развития режима. М.: Междуна-родные отношения, 1989. 5. Колосов Ю., Кузнецов В. Международное право. М.: Международные отношения, 1996. 6. Бендевский Т. Международное частное право: Учебник. – М.: Статут, 2005. 7. Гаврилов В.В. Международное частное право. – М., 2016. 8. Грицаев С.А. Международная уголовная ответственность физических лиц: История и современность. Учебное пособие. - Белгород: ООНИ и РИД БелЮИ МВД России, 2011. - 88 с. 9. Зайцева О. Г. Международные межправительственные организации. 2012 г. 10. Игнатенко Г. В. и О. И. Тиунов. М Международное право: Учебник, 2005. 11. Ковалёв А.А., С.В. Черниченко. Отв. ред. Международное право 3-е изд., перераб. и доп. - М., 2008. - 832 с. 12. Лазарева Т.П. Международное торговое право: расчеты по контрактам. – М., 2003. – 288 с. 13. 13.Лосев С.С. Авторское право: национальное и международное законодательство. – Мн., 2005. 14. Федосеева Г. Международное частное право. – М., 2005. 15. Филимонова М., Дмитриева Г. Международное частное право. – М.: Проспект, 2005. 16. Основной вклад в исследование этой отрасли права в отечественной науке внесли Б.М. Ашавский, С.Б.Крылов, Г.И. Морозов, В.Н. Федоров, Д.И. Фельдман, Е.А. Шибаева, М.В. Яновский. 17. Международно-правовой статус Антарктики // ТАСС: информационное агентство России. – 18.01.2014. – Режим доступа: http://itartass.com/info/895684 18. Международно-правовой статус и режим Антарктики // Библиотекарь.Ру. – Режим доступа:
Отрывок из работы

Глава 1. Заключение договора об Антарктике 1959 г. 1.1. Общие сведения об Антарктике Антарктика — район земного шара, расположенный вокруг Южного полюса. Она включает в себя ненаселенный материк Антарктиду, прилегаю-щие к нему острова, а также части Атлантического, Тихого и Индийского океанов, называемые нередко Южным или Антарктическим океаном. Соб-ственно шестой материк Земли — Антарктида занимает площадь, в два раза превышающую площадь Австралии. А площадь Антарктики в целом составляет около 50 млн. кв. км, что примерно равно 10 % площади нашей планеты. Физико-географической границей Антарктики считается линия слия-ния и перемешивания (конвергенции) холодных антарктических вод с теп-лыми субтропическими. Граница антарктической конвергенции определяет в то же время границу распространения типичных антарктических экосистем, включая фауну и флору. Почти весь материк Антарктида, за исключением «горных вершин», постоянно покрыт материковым льдом. Средняя толщина ледникового по-крова —1,7 км, а максимальная —4,4 км. Антарктический ледяной покров медленно движется в сторону моря и, сползая, образует над шельфовой ча-стью морского дна ледники, получившие название шельфовых льдов. Из-за недоступности и сурового климата Антарктида длительное время оставалась загадочной землей. Догадки и предположения о существовании «Южной Земли» высказывались много столетий назад, еще в античные времена. Однако в течение многих столетий такого рода предположения не выходили за рамки гипотез. Лишь в XVIII столетии началось проникновение мореплавателей и исследователей в высокие широты Южного полушария. Сюда были направлены французские экспедиции Буве (1738— 1739 гг.) и Кергелена (1772—1773 гг.), а также английская экспедиция Кука (1772—1775 гг.), которые открыли в исследуемых районах несколько островов и провели полезные научные наблюдения. Но эти экспедиции в достигнутых ими широтах не обнаружили таинственного материка. Антарктида была найдена почти полвека спустя. Ее открыли в 1820 году прославившие себя этим подвигом экипажи двух русских парусных шлюпов «Восток» и «Мирный», которыми командовали Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев. В следующем году эта экспедиция сделала ряд других важных антарктических открытий, включая местоположение Южного магнитного полюса. После этого знания человечества об Антарктике постепенно расширя-лись и углублялись. Но наряду с научными экспедициями туда стали направляться промысловые суда и флотилии, занявшиеся широкомасштабной и выгодной добычей таких, например, представителей антарктической фауны, как тюлени и киты. Указанные выше экспедиции в безлюдные антарктические районы многие годы не сопровождались созданием там каких-либо стабильных баз либо выдвижением претензий со стороны государств, направивших свои экспедиции, на осуществление ими суверенитета над обнаруженными районами Антарктики. Такие территориальные претензии стали выдвигаться и оформляться в одностороннем порядке лишь в начале XX века. Инициатива принадлежала Великобритании, которая начиная с 1908 года и в последующие годы приняла несколько национальных актов, провозгласивших суверенитет над значительным числом островов и земель, а также над прилегающими к ним морскими водами. Позднее некоторые из них, по. обретении независимости Новой Зеландией и Австралией, стали предметом притязаний этих двух стран. Английская инициатива была подхвачена в 1924 году Францией. Затем Норвегия в 1930 году также объявила норвежской территорией антарктический район, включавший, в частности, остров Петра I, открытый экспедицией Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева. В связи с этим правительство СССР нотой от 24 января 1939 г. сообщило норвежскому правительству о непризнании законного характера этой акции Норвегии и резервировало свою точку зрения по поводу государственной принадлежности земель, открытых русскими мореплавателями. В 1939—1940 годах Аргентина и Чили выдвинули притязания соответственно на «аргентинскую» и «чилийскую» Антарктику, которые в значительной степени совпали с британскими. Они касались антарктических пространств, расположенных напротив Фолклендских островов. Аргентина, кроме того, заявила и о принадлежности ей самих Фолклендских островов, которые фактически находились во владении Великобритании. На аргентинских картах указанные острова именовались Мальвинскими. Эти события привели к обострению отношений Великобритании с Аргентиной и Чили. В конце 40-х — первой половине 50-х годов текущего столетия возникло несколько конфликтных ситуаций, сопровождавшихся со стороны Великобритании, Аргентины и Чили демонстрациями военной силы и инцидентами. Международные круги были обеспокоены также появившимися в печати сведениями о возможности использования Антарктики для военных целей, в частности превращения ее в полигон для испытаний ядерного оружия. Однако наряду с этим появились и благоприятные факторы, показав-шие возможность решения антарктической проблемы на основе взаимопонимания и сотрудничества. Такими факторами оказались впечатляющие результаты международного сотрудничества в Антарктике, полученные в течение Международного геофизического года (1 июля 1957 г.—31 декабря 1958 г.), совместная деятельность ученых различных стран по изучению Антарктиды и прилегающего к ней района. Эти изыскания подтвердили и значительно расширили данные о большом и многообразном воздействии Антарктики на природные процессы и жизнедеятельность в остальной части земного шара. В течение Международного геофизического года проявилась с большой очевидностью необходимость дальнейших совместных усилий различных государств в исследовании Антарктики и международного урегулирования антарктической проблемы в интересах всеобщего мира и мирного освоения потенциала Антарктики. Эти обстоятельства ускорили международное решение проблемы Антарктики. 1.2 Контроль за соблюдением положений договора об Антарктике За соблюдением положений Договора установлен широкий наземный и воздушный контроль. Положения о таком контроле содержатся в самом Договоре. Так, каждое государство – участник Договора и Консультативных совещаний имеет право назначать наблюдателей в неограниченном количестве. Последние должны быть гражданами государства, которое их назначает. Фамилии наблюдателей сообщаются каждому государству, которое имеет право назначать наблюдателей. Любой наблюдатель имеет полную свободу доступа во все районы Антарктики. Вся ее территория, включая станции, установки и оборудование в ее пределах, а также морские и воздушные суда в пунктах разгрузки и погрузки снаряжения, материалов или персонала, всегда открыта для инспекции. Наблюдения с воздуха могут производиться во всякое время над любым районом Антарктики. О результатах контроля со-ставляются доклады, которые направляются представителям государств. Широкий контроль в Антарктике значительно облегчается тем, что государства – участники Договора обязались заблаговременно информиро-вать друг друга о всех экспедициях в Антарктику, организуемых на их территории или направляющихся с их территории, о всех станциях в Антарктике, где заняты их граждане, о любом военном персонале или оснащении, предназначенном для направления в Антарктику с соблюдением условий п. 2 ст. I Договора. Такой сложный международный документ, как Договор об Антарктике, требовал особо тщательного подхода к формулированию статьи о процедуре урегулирования спорных ситуаций. Договор наряду с нормами о разрешении споров содержит также нормы, направленные на их предупреждение и которые предусматривают проведение консультативных совещаний. Сочетание систем предупреждения и разрешения споров создает нужные рамки для деятельности государств по реализации положений Договора. Договор об Антарктике и принятые в его развитие соглашения стали образцом международно-правовых документов, в которых решаются про-блемы широкого межгосударственного сотрудничества в конкретной области международных отношений, причем с возможностью сохранения заинтересованными сторонами их принципиальных позиций относительно правового статуса территорий, являющихся объектом планируемой деятельности. Договор признан гибким и перспективным. "Заморозив" вопрос о территориальных претензиях, Договор явился важным и действенным средством для предупреждения споров между государствами в связи с уже выдвинутыми и потенциально возможными в будущем территориальными претензиями в данном регионе. Антарктика является объектом разнообразных и важных научных ис-следований. Один из важнейших принципов, установленных в Договоре об Антарктике, – принцип свободы научных исследований и сотрудничества в этих целях. Правительства, организации и граждане всех стран осуществля-ют научные исследования в Антарктике на равных основаниях. Для содей-ствия такому сотрудничеству участники Договора согласились обмениваться информацией о планах научных работ в Антарктике, научным персоналом между экспедициями и станциями в Антарктике, данными и результатами научных наблюдений. При выполнении этих положений всячески поощряется установление отношений делового сотрудничества с теми специализированными учреждениями ООН и другими международными организациями, для которых Антарктика представляет интерес в научном или техническом отношении. Действующая сегодня Система Договора об Антарктике представляет собой целый комплекс многосторонних соглашений, созданных с целью ре-гулирования взаимоотношений между странами в Антарктике. Основу этой системы составляет собственно Договор об Антарктике, многочисленные рекомендации, принятые на совещаниях Сторон Договора об Антарктике и вступившие в силу в соответствии с условиями Договора. Кроме того, в си-стему Договора об Антарктике входят отдельные конвенции и протокол: Конвенция о сохранении антарктических тюленей 1972 г. (вступила в силу в 1978 г.); Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 г. (вступила в силу в 1982 г.); Конвенция по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики 1988 г.; не вступила в силу); Протокол по охране окружающей среды к Договору об Антарктике 1991 г. Инициатором разработки этих Конвенций и Протокола выступали Консультативные совещания стран – участниц Договора об Антарктике (КСДА). Система Договора об Антарктике также включает результаты совещаний экспертов и решения Специальных Консультативных совещаний. Глава 2. Договор об Антарктике 1959 года 2.1 Закллючение договора об антарктике С 15 октября по 1 декабря 1959 г. в Вашингтоне состоялась Международная конференция по Антарктике. Ее участниками были 12 государств, которые ко времени, созыва Конференции непосредственно вели научные исследования в Антарктике. В их число входили как государства, выдвинувшие территориальные претензии на антарктические районы (Австралия, Аргентина, Великобритания, Новая Зеландия, Норвегия, Франция и Чили), так и государства, не признавшие этих претензий (Бельгия, СССР, США, Южно-Африканский Союз и Япония). 1 декабря 1959 г. Конференция приняла Договор об Антарктике, который на длительное время определил ее международно-правовой режим и стал заметным событием международной жизни. Статья I Договора об Антарктике устанавливает: «Антарктика исполь-зуется только в мирных целях. Запрещаются, в частности, любые мероприятия военного характера, такие как создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, а также испытания любых видов оружия» (п. 1). Таким образом, огромная часть земного шара — целый материк и прилегающий к нему большой район — впервые в истории международных отношений была превращена в зону мира, в границах которой запрещается любая военная деятельность и допускается лишь мирная (не военная) деятельность. Запрещение Договором любых военных мероприятий означает, что Антарктика не может быть милитаризована ни в период мира, ни в период войны. Вместе с тем указанное запрещение здесь «любых мероприятий военного характера» свидетельствует о том, что Антарктика не может стать местом военных действий и вооруженных конфликтов, то есть она является нейтрализованной. В то же время Договор об Антарктике не препятствует использованию «во-енного персонала или оснащения для научных исследований или для любых других мирных целей» (п. 2 ст. I). Это положение было включено по предложению некоторых участников конференции, которые заявили, что они в суровых и трудных условиях Антарктики могут осуществлять научные исследования в мирных целях только при привлечении военного персонала и использовании военного оборудования. В целях предотвращения возможных злоупотреблений в этом вопросе Договор обязывает любую договаривающуюся сторону информировать другие договаривающиеся стороны «о любом военном персонале или оснащении, предназначенном для направления его в Антарктику с соблюдением условий, предусмотренных п. 2 ст. I Договора». Как было позже установлено участниками Договора, данная информа-ция должна включать, в частности, типы, описание и вооружение морских судов, самолетов и других транспортных средств, которые вводятся в район действия Договора, время прибытия и пребывания, а также маршруты следования экспедиций. Кроме того, участники Договора установили жесткую систему контроля за выполнением его предписаний. 2.2. Статьи Договора об Антарктике Одной из ключевых статей Договора об Антарктике является ст. V, которая гласит: «Любые ядерные взрывы в Антарктике и удаление в этом районе радиоактивных материалов запрещаются» (п. 1). В Антарктике, следовательно, запрещены ядерные взрывы как в военных, так и в мирных целях, что весьма существенным образом укрепляет и дополняет положения Договора о недопустимости осуществления в Антарктике мероприятий военного характера. Запрещение любых ядерных взрывов наряду с запретом удаления в этом районе радиоактивных материалов превратило Антарктику и в безъядерную зону. Но Договор не предусматривает запрета на использование в Антарктике ядерного оборудования или ядерной техники. Ввиду этого обстоятельства на американской базе Мак-Мердо была сооружена и функционировала в 60-х годах и первой половине 70-х атомная электростанция (АЭС). А затем американские исследователи обнаружили, что при работе этой АЭС происходит утечка радиоактивных отходов. АЭС пришлось демон-тировать, а загрязненный ею район тщательно очистить. По-видимому, из-за трудности решения в условиях Антарктики проблемы полной ядерной безопасности другие проекты создания атомных установок в Антарктике осуществлены не были. Договор провозглашает свободу научных исследований в Антарктике. Статья II Договора гласит: «Свобода научных исследований в Антарктике и сотрудничество в этих целях, как они применялись в течение Международного геофизического года, будут продолжаться». В течение Международного геофизического года, как известно, не существовало правовых ограничений свободы научных исследований в Антарктике в мирных целях. Любое государство и его граждане, а также международные организации могли беспрепятственно вести научные исследования в Антарктических районах. Договор закрепил этот важный принцип. Для содействия международному сотрудничеству в научных исследованиях Антарктики участники Договора согласились в максимально возможной и практически осуществимой степени производить обмен планами научных работ, результатами и данными научных наблюдений, а также обмен научным персоналом между экспедициями и станциями в Антарктике. Всячески поощряется установление отношений делового сотрудничества с теми специализированными учреждениями ООН и другими международными организациями, для которых Антарктика представляет интерес в научном или техническом отношении. События, происшедшие в Антарктике после вступления Договора в силу, свидетельствуют о том, что обмены научной информацией и научным персоналом приобрели устойчивый и широкий характер. Научный совет по исследованию Антарктики успешно взаимодействует со многими междуна-родными организациями, такими как Научный комитет по исследованию океана, Комитет по исследованию космоса, а также со многими националь-ными организациями и органами, занимающимися вопросами исследования Антарктики. Сотрудничеству в научных исследованиях сопутствует взаимо-действие в обеспечении деятельности научных станций, функционировании транспорта, в оказании медицинской помощи, взаимной выручке в экстре-мальных ситуациях в суровых антарктических условиях.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Контрольная работа, История, 15 страниц
230 руб.
Контрольная работа, История, 21 страница
300 руб.
Контрольная работа, История, 15 страниц
400 руб.
Контрольная работа, История, 14 страниц
250 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg