Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра

vlada99 650 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 67 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 13.11.2020
Таким образом, в работе было рассмотрено формирование навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра.
Введение

Актуальность работы. Современный этап практики коррекционной педагогики и развития теории, психологии и психиатрии характеризуется усилением внимания к углубленному изучению особенностей психического развития аномальных детей, их когнитивных возможностей, выявление особенностей формирования познавательных, психических функций, социальных отношений, коммуникативного поведения, развития эмоционально-волевой сферы, что имеет большое научно-практическое значение. Дети аутисты много лет были лишены форм медико-психолого - педагогической помощи, которые доступны для других лиц, поскольку аутизм является очень сложной проблемой как в теоретическом, так и в практическом аспектах Распространенность расстройств спектра аутизма колеблется в пределах 4-8 случаев на 10 тыс. детей, то есть примерно 0,04-0,08% детской популяции, а сочетание аутизма с умственной отсталостью – до 20 на 10000. Показатель распространенности этой патологии в России, по официальным статистическим данным, составляет 2 на 10 тыс. человек (0,2%), что может свидетельствовать о несовершенной организации работы системы оказания медицинской помощи детям с психическими заболеваниями. Следует отметить, что приведенные цифры отражают лишь случаи так называемого типичного аутизма, известного как синдром Каннера. Преобладает это расстройство у мальчиков, в соотношении 3-4:1. Программа современной стратегии специального образования и государственной помощи уделяет большое внимание раннему выявлению, комплексному сопровождению и поиску новых организационных форм и содержания педагогической работы с детьми, имеющими особые потребности. Именно к такой категории относятся дошкольники с расстройством аутистического спектра. Актуальность проблемы обусловлена ростом численности детей указанной категории, которые начинают обучение в специальных дошкольных учебных заведениях и усилением внимания к их развитию и интеграции в общественную жизнь. Практическая и социальная направленность обучения, как ключевая позиция концепции образования детей, обусловила приоритет решения задач их социально-трудовой адаптации, среди которых важным компонентом выступает формирование навыков самообслуживания. Выполнение действий, которые направлены на удовлетворение повседневных личных потребностей и связаны с жизненной необходимостью ухода за собственным телом рассматриваются исследователями в контексте понятия «самообслуживание», а их формирование происходит в процессе трудового воспитания детей с умственной отсталостью. Навыки самообслуживания - автоматизированные действия по выполнению гигиенических процедур, потребления пищи, одевания, раздевания и тому подобное. Их становление способствует развитию психомоторики, интеллектуальных и сенсорных процессов, речи, формированию представлений об окружающем мире, личностному росту, что и создает почву для других видов деятельности ребенка дошкольного возраста. Овладение навыками самообслуживания является залогом успешной дальнейшей социализации ребенка, в процессе которой ребенок обучается основам самостоятельной работы, начинает проявлять к ней интерес, овладевает определенными навыками и умениями (И. Бех, Л. Выготский, А. Высоцкая, А. Гаврилов, N. O'Connor, M. Pieterse, M. Pryer, C. Ramey). Анализ результатов современных научных исследований позволяет прийти к выводу, что своеобразие развития навыков самообслуживания становится основной причиной социальной дезадаптации, дезориентации в окружающей среде, зависимости от помощи взрослого (В. Андриенко, Н. Соколова, А. Чеботарева и др.). Исследователи подчеркивают важность раннего периода детства как сензитивного по формированию способов действий самообслуживания, поскольку в онтогенезе пробуждается высокое природное любопытство ребенка к труду взрослых и настойчивое стремление самой включаться в совместные со взрослыми действия. Это отражает общую стратегию развития дошкольника, тогда как навыки самообслуживания выступают инструментарием, от которого зависит интеграция ребенка в образовательную среду. От интенсивности функционирования такого инструментария зависит качество приспособления обозначенной категории детей к окружающим людям и предметной среды. Следовательно, особое значение приобретает повышение воспитательного ресурса родителей, которые являются решающей составляющей процесса ранней взаимодействия с ребенком. В то же время обеспечение и сохранение баланса профессионального сотрудничества всех участников учебно-воспитательного процесса обеспечивает успешное протекание социальной адаптации ребенка и создает максимально благоприятные условия для формирования навыков самообслуживания. Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра. Предмет исследования: особенности формирования навыков самообслуживания. Цель работы: описать формирование навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра. Для осуществления поставленной цели необходимо решить задачи: - рассмотреть теоретико-методологический анализ проблемы формирования навыков самообслуживания в психолого-педагогической литературе; - описать особенности формирования навыков самообслуживания у дошкольников с расстройствами аутического спектра; - осуществить диагностику уровня школьной готовности детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра; - разработать рекомендации для педагогов и родителей дошкольников по формированию навыков самообслуживания.
Содержание

Введение 2 Глава 1. Теоретические основы самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра 5 1.1 Теоретико-методологический анализ проблемы формирования навыков самообслуживания в психолого-педагогической литературе 5 1.2 Особенности формирования навыков самообслуживания у дошкольников с расстройствами аутического спектра 16 Глава 2. Исследование формирования навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра 29 2.1 Диагностика уровня школьной готовности детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра 29 2.2 Рекомендации для педагогов и родителей дошкольников по формированию навыков самообслуживания 48 Заключение 59 Список литературы 63
Список литературы

1 Коменский Я. А. Материнская школа, или О заботливом воспитании юношества в первые шесть лет / Я. А. Коменский // Избр. пед. соч. в ІІ т. /под ред. А. И. Пискунова. – М. : Педагогика, 1982. – Т. І. – С. 201– 242. 2 Коменский Я.А. Великая дидактика / Пер. с лат. – СПб. –1893. – 326 с 3 Коменский Я.А. Избр. пед. соч.: В 2 т. / Под ред. А.И. Пискунова. – М.: Педагогика, 1982. –Т.1. – 656 с. 4 Песталоцци И.Г. Письма г-на Песталоцци к г-ну Н.Э.Ч. // История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия / Сост. Е.А.Гребенщикова, А.А.Лебеденко и др.; Под ред. М.Ф.Шабаевой. – М.: Просвещение, 1980. – С. 280 – 290. 5 Монтессори М. Дети – другие. – М.: ИД «Карапуз», 2004. 6 История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений Под ред. А. И. Пискунова. – М.,2001. 7 Декроли О. Возбуждение интеллектуальной и двигательнойактивности посредством воспитательных игр // Историязарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия. – М.:Педагогика, 1986. – С. 419-427. 8 Коменский Я. А. Материнская школа, или О заботливом воспитании юношества в первые шесть лет / Я. А. Коменский // Избр. пед. соч. в ІІ т. /под ред. А. И. Пискунова. – М. : Педагогика, 1982. – Т. І. – С. 201– 242. 9 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат. – 1977. – 304 с. 10 Запорожец А. В. Избранные психологические труды. Том II. Развитие произвольных движений. М.: Педагогика, 1986. – 230 с. 11 Запорожец А.В. Развитие произвольных движений / Избранные педагогические труды: В 2 томах. – М.: Педагогика, 1986. – Т.5. – 296 с. 12 Воспитание дошкольника в труде / В.Г.Нечаева, Р.С.Буре, Л.В.Загик и др.; Под ред. В.Г.Нечаевой. – М.: Просвещение, 1983. – 207 с. 13 Игра и труд в дошкольном возрасте / Под ред. С.С.Моложавого. – М., Л., 1929. – 84 с. 14 Макаренко А.С. О воспитании. – М.: Политиздат, 1990. – 415 с. 15 Бех И. Д. Воспитание личности. В двух книгах. Книга первая. Личностно ориентированный подход: теоретико-технологические основы. – Киев: Лыбидь, 2003. – С. 150 16 Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю.Педагогический словарь. – М.: Издательский центр "Академия", 2003. – 176с. 17 Савченко О. Я. Дидактика начальной школы: учебник для студентов педагогических факультетов. - К.: Генеза, 1999. - С. 359. 18 Гаврилушкина О.П. К вопросу об эстетическом воспитании в детском саду для детей с нарушением интеллекта // Воспитание аномальных детей в дошкольных учреждениях / Под ред. Н.Г. Морозовой. – М.: Просвещение,1978. – С. 87 – 95с. 19 В.И.Беляев, Т.A.Савченко История социальной педагогики: учеб. пособие: [по направлению 050400.62 "Психолого-педагогическое образование"] / В. И. Беляев, Т. А. Савченко; Сев.-Вост. гос. ун-т. - Магадан : СВГУ. Ч. 3. – 2014. – 249 с. 20 Ахияров К.Ш. Народная педагогика и современная школа [Текст] / К.Ш. Ахияров. – Уфа, 2000. – 326 с 21 Никольская О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи [Текст] / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Ли- блинг. – М.: Теревинф, 1997. – 227 с. 22 Борозинец Н.М. Развитие самосознания детей старшего дошкольного возраста в условиях преддошкольной подготовки [Текст] / Н.М. Борозинец. – Ставрополь: СГПИ, 2009. – 125 с. 23 Алигузуева Г.Т., Евтушенко И.В. Преодоление дисграфии у младших школьников средствами изобразительной деятельности // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 5; URL: http://www.science-education.ru/article/ view?id=25104 (дата обращения: 31.08.2019). 24 Алигузуева Г.Т., Евтушенко И.В., Евтушенко Е.А. Логопедическая работа с младшими школьниками по преодолению дисграфии средствами изобразительной деятельности [Текст] // Современные наукоемкие технологии / Г.Т. Алигузуева, И.В. Евтушенко, Е.А. Евтушенко. – 2016. – № 9–2. – С. 254–258 25 Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Как помочь особому ребенку. Книга для педагогов и родителей [Текст] / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Л.А. Нисневич. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000. – 96 с 26 Буре Р.С. Воспитатель и дети [Текст] / Р.С. Буре. – М.: Просвещение, 1985. – 143 с 27 Урунтаева Г.А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию [Текст] / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: Просвещение, 1997. – 125 с. 28 Козлова С.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2005. – 416 с. 29 Васильева М.А. Программа воспитания и об- учения в детском саду [Текст] /ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 208 с. 30 Гринспен С. На ты с аутизмом: использование методики FLOORTIME для развития отношений, общения, мышления [Текст] /С. Гринспен, С. Уидер. – М.: Теревинф, 2013. – 512 с. 31 Никольская О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи [Текст] / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. – М.: Теревинф, 1997. – 227 с. 32 Schweinhart L.J., Helen V. Barnes, David P. Weikart. Significant Benefits: The High-Scope Perry Preschool Study Through Age 27. Ypsilanti, MI: High/Scope Press, 1993. – 11 p. 33 Мелешкевич О.В. Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения (АВА): принципы коррекции проблемного поведения и стратегии обучения детей с расстройствами аутистического спектра и другими особенностями развития [Текст] / О.В. Мелешкевич, Ю.Н. Эрц. – Самара: Бахрах-М, 2015. – 208 с 34 Никольская О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи [Текст] / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. – М.: Теревинф, 1997. – 227 с 35 Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика [Текст] / Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова. – M.: Академия, 2002. – 312 с. 36 ?Хрипкова А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена: учебное пособие [Текст] / А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова, Д.А. Фарбер. – М.: Просвещение, 1990. – 319 с 37 Павлова Н.П. Организация и методика проведения занятий по социально-бытовой ориентировке [Текст] / Н.П. Павлова // Дефектология. – 1985. – № 4. – С. 40–45.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра 1.1 Теоретико-методологический анализ проблемы формирования навыков самообслуживания в психолого-педагогической литературе Анализ литературы по проблеме формирования навыков самообслуживания показывает, что всестороннее развитие личности ребенка ученые видели в раннем привлечении ее к посильной трудовой деятельности, что является условием для формирования общей умелости ребенка дошкольного возраста (Я. Коменский [1;2;3], И. Песталоцци [4], Н. Монтессори [5], Ф. Фребель [6], Ж. Декроли [7] ). В частности, Ян Амос Коменский уделял большое внимание трудовому воспитанию детей дошкольного возраста. Его книга «Материнская школа», правомерно, считается первым пособием и программой по дошкольному воспитанию. Исследователь рекомендует с раннего возраста не только придавать большого внимания физическому развитию ребенка, но и приучать ее к хозяйству и ручному труду, проводя аналогию между ребенком и муравьем: «Как муравей никогда не бывает неподвижной, а находится всегда в движении, труда, так и ребенок должен постоянно двигаться, тренируя свои органы. Когда ребенок еще находится в колыбели, но уже может руками держать игрушки, ее руки должны быть всегда заняты, позже руку необходимо настойчиво развивать, так, как мы учим детей ходить. Ребенок должен в этом периоде научиться элементарному самообслуживанию, участвовать в посильных для нее хозяйственных делах семьи» [8].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 122 страницы
3050 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg