Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ ПРИ КОРРЕКЦИИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 3 УРОВНЯ

vlada99 1350 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 135 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 13.11.2020
Общее недоразвитие речи – речевая патология, которая возникает у детей с первично сохранным интеллектом и слухом. Она выражается в недостаточной сформированности всех компонентов языковой системы: лексики, грамматики, фонетики и, как следствие, связной речи [5, c. 14].
Введение

В современных условиях функционирования и развития системы образования как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Речь – существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий познавать окружающий мир, передавать знания и опыт другим людям, аккумулировать их для передачи последующим поколениям. Развитие речи представляет собой сложный многоплановый процесс, тесно связанный с развитием и становлением всех психических процессов и функций человека. Сложное многоуровневое строение речи и речевой деятельности обуславливает разнообразие ее нарушений, начиная с самого раннего возраста. Речевые дефекты отражаются на общем развитии ребенка, на формировании психической деятельности, они ограничивают познавательные возможности и эмоциональные проявления [1, c. 1]. Логопедия как наука позволяет изучить речевые нарушения, предупредить и преодолеть их в процессе воспитания и обучения ребенка. Учитывая постоянное увеличение числа дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР), многие авторы выделяют нарушение лексического и грамматического компонентов как одно из наиболее важных в структуре данной патологии (Н.С.Жукова, Р.Е.Левина, Е.М.Мастюкова, Л.Ф.Спирова, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, С.Н.Шаховская, А.В.Ястребова и др.), а вопрос о методике их развития и коррекции становится одним из самых актуальных. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности [2, c. 3] Советский педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире». [3, c. 104]. Игра - единственная форма деятельности ребенка, которая во всех случаях отвечает его организации. Никогда она не предъявляет ему требований, которые он не мог бы выполнить, и вместе с тем она требует от него некоторого напряжения сил, связано с бодрым, жизнерадостным самочувствием, а бодрость и радость - залог здоровья. Любая игра способствует воспитанию не одного, а нескольких качеств, требует участия различных органов и психических процессов, вызывает разнообразные эмоциональные переживания. Вот почему проблема детской игры является актуальной в настоящее время. Проблема использования игровых методов при обучении, в том числе и коррекционном, дошкольников изучалась многими выдающимися учеными, такими как: Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, С. А. Рубинштейн, Д.П. Эльконин Е.И. Тихеева, Ф.Н. Блехер, А.И. Сорокина, Е.Ф. Иваницкая, Е.А. Удальцова, М. Богуславская, А.Н. Усова, Д.Б. Эльконин и др. Для детей - дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта. Однако недостатки звукопроизношения, недостаточно четкое восприятие звукового образа слов, ограниченность словаря, полное или частичное отсутствие грамматических форм, а также изменения темпа речи, ее плавности - все это, в разной степени влияет на игровую деятельность детей с речевыми расстройствами, порождает у них и особенности поведения в игре. Дети III уровня общего недоразвития речи, у которых отмечается недостаточная сформированность всех языковых структур, нарушения общей, мелкой моторики, просодических компонентов в настоящее время составляют основной контингент специально организованных групп и логопедических пунктов для детей с нарушением речи [4, c. 3]. Формирование полноценной речи детей с общим недоразвитием речи III уровня при помощи игровых ситуаций является актуальной проблемой нашего исследования. Целью исследования является изучение, систематизирование и теоретическое обоснование педагогической технологии формирования лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. В соответствии с поставленной целью предстояло решить следующие задачи исследования: 1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по исследуемой теме. 2. Выявить особенности речевого развития у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. 3. Подобрать систему дидактических игр для коррекции лексико-грамматического строя речи. 4. Оценить эффективность проведенной логопедической работы. Методы исследования: - теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования); - эмпирические (наблюдение, беседа, экперимент, обработка данных опытно-экспериментальной работы). Экспериментальная база исследования: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 72, г. Петров Вал, Камышинский район, Волгоградская область. Экспериментальная выборка: группа дошкольников – 7 человек (2 девочки и 5 мальчиков) – 5-6 лет старшей группы. Сроки проведения работы с 1 августа 2019 года по 12 декабря 2019 года. Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений. Иллюстративный материал представлен таблицами и графиком. Материалы дипломного исследования могут быть полезны в коррекционно-логопедической работе учителям-логопедам в ДОО, воспитателям и родителям. В первой главе раскрывается понятие ОНР, психолого–педагогическая характеристика детей с ОНР III уровня. Раскрыли и описали особенности нарушения лексико–грамматических конструкций у детей с общим недоразвитием речи. Представили использование игровых приемов при коррекции ОНР III уровня детей старшего дошкольного возраста. Вторая глава посвящена педагогическому эксперименту: выявили состояние лексико–грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня; использовали игровые приемы для преодоления нарушений лексико–грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уроня (использовали методику обследования речевого развития детей 5-6 лет, предложенная Стребелевой Е.А.); провели анализ результатов опытно–экспериментальной работы по преодолению нарушений лексико–грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Подвели итоги о проделанной работе. В приложениях представлены конспекты занятий, методика обследования речевого развития детей 5–6 лет Стребелевой Е. А., схемы обследования речевого развития детей 5–6 лет Стребелевой Е. А., памятка для родителей.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….………….…4 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………..……………………………………………………...………….7 1.1 Характеристика ОНР………………………………..……………….............…..7 1.2 Психолого–педагогическая характеристика детей с ОНР III уровня……………………………………………………..………..……….……....11 1.3 Особенности нарушения лексико–грамматических конструкций у детей с общим недоразвитием речи ……………..……………………………………...…16 1.4 Использование игровых приемов при коррекции ОНР III уровня у детей…………………………………………………………………………………21 2. ОПЫТНО–ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ЛЕКСИКО–ГРАММАТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ……………………………………………………………………….……28 2.1 Выявление состояния лексико–грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня…………………..……….….28 2.2 Преодоление нарушений лексико–грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня с использованием игровых приемов……………………………………………………………..………...……..34 2.3 Анализ результатов опытно–экспериментальной работы по преодолению нарушений лексико–грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня………………………………………………..……………………………...47 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..………..……..55 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….…….……..59 ПРИЛОЖЕНИЕ А МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5–6 ЛЕТ СТРЕБЕЛЕВОЙ Е. А………………………..……….…………65 ПРИЛОЖЕНИЕ Б СХЕМЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5–6 ЛЕТ СТРЕБЕЛЕВОЙ Е.А 73 ПРИЛОЖЕНИЕ В КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ…...............................................................................................................116ПРИЛОЖЕНИЕ Г ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ…………………………….135
Список литературы

1. Федосеева, Е.С., Ярикова, М.В. Психолого–педагогические основы речевой деятельности детей (в норме и патологии) / Е.С. Федосеева, М.В. Ярикова - Волгоград: 18 апреля, 2012. – 72 с. 2. Воспитание детей в игре. Пособие для воспитателя. Сост. А.Бондаренко, А.Матусик. 2-е изд., перераб. и доп. М. Просвещение, 1983г. - 192 с. 3. Сухомлинский, В. А. Избранные педагогические сочинения: в 3-х тт. Т. 1 / В. А. Сухомлинский; сост. О. С. Богданова, В. З. Смаль. – Москва: Педагогика, 1979. – 560 с.: ил. 4. Гомзяк, О.С. Говорим правильно в 6–7 лет. Конспекты фронтальных занятий III периода обучения в подготовительной к школе логогруппе / О.С. Гомзяк. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009. – 160с. 5. Филичева, Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно–методические рекомендации/ Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина. – М.: Дрофа, 2009. – 189, [3] с. 6. Основы теории и практики логопедии [Текст] / [Р. Е., Левина и др.]; под ред. Р. Е. Левиной. - Репр. изд. - Москва: Альянс, 2013. - 366, [1] с. 7. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов/ Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с. 8. Марьясова, О.В. Развитие описательно-повествовательной речи в подготовительной к школе группе логопедического детского сада. / Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи. Ред. сост. С.А.Миронова. М.: Просвещение, 1987. - С. 63 - 74. 9. Гаркуша, Н.Ф. Коррекционно-педагогическая работы в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи./ Н.Ф. Гаркуша - М., Секачев, 2000. – 84 с. 10. Власенко, И.Т., Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей./ И.Т. Власенко, Г.В. Чиркина - М., 1996. – 45 с. 11. Ковшиков, В.Л., Элькин, Ю.Л. К вопросу о мышлении у детей с экспрессивной (моторной) алалией / В.Л. Ковшиков, Ю.Л. Элькин // Дефектология. - 2010. - № 2. – С. 20-22. 12. Фотекова, Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников: метод, пособие / Т. А. Фотекова — М.: Айрис-пресс, 2006. — 96 с. 13. Недоразвитие и утрата речи: Вопр. теории и практики: Межвуз. сб. науч. тр. / Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина; Под ред. Л. И. Беляковой. - М.: МГПИ, 1985. - 145 с. 14. Усанова, О.Н. Из опыта логопедической работы по формированию фонетической системы речи у детей с моторной алалией/ О.Н.Усанова // Дефектология. – 1970. – №3. –С. 59–64. 15. Детская речь: психолингвистические исследования: Сб. ст. Отв. ред. Т.Н.Ушакова, Н.В Уфимцева. – М.: PerSe, 2001. – 222с. 16. Туманова, Т.В. Развитие словообразования у дошкольников и младших школьников с ОНР // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2003. - №6. – С. 54-58. 17. Филичева, Т. Б., Чиркина, Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа) / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина - М.: Альфа, 1993 — 103 с. 18. Лалаева, Р.И., Серебрякова, Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольни¬ков (формирование лексики и грамматического строя). Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова — СПб: СОЮЗ, 1999. — 160 с. 19. Исаева, Т.И. Особенности формирования словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня на логопедических занятиях/ Т.И. Исаева // Школьный логопед. - 2006. - №4. - с. 17-30 20. Жукова, Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб.-метод.пособие / Н.С. Жукова — М.: Соц.-полит, журн., 1994. — 96 с. 21. Соботович, Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции: (дети с нарушением интеллекта и мотор. алалией) / Е.Ф. Соботович – М.: Классикс стиль, 2003. – 160 с. 22. Каше, Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников [Текст] / Под ред. Р. Е. Левиной; Науч.-исслед. ин-т дефектологии. Акад. пед. наук СССР. - Москва: Просвещение, 1971. - 191 с. 23. Филичева, Т.Б., Чевелева, Н.А., Чиркина, Г.В. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина - М.: Профессиональное образование, 1993. - 232с. 24. Волкова, Л.С., Туманова, Т.Е., Филичева, Т.Е., Чиркина, Г.В. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов/ Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. V: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. – 480 с. 25. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев - СПб.: Детство-пресс, 2007. - 472с. 26. Филичева, Т.Б. Основы логопедии: Учебное пособие / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. М.: Просвещение, 1989. - 223 с. 27. Вершинина, О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня / О.М. Вершинина // Логопед, 2004 - № 1. - с.34-40. 28. Худилайнен, К.А. К вопросу о состоянии словообразования прилагательных у дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня/ К.А. Худилайнен// Специальное образование (статья «Народное образование. Педагогика»), №7. 2016, с.24 29. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя детского сада/ Под ред. Т.А. Марковой. – М.: Просвещение, 1982. – 128 с. 30. Психология развития. / Под ред. А.К. Болотовой и О.Н. Молчановой. — М: ЧеРо, 2005. - 524 с. 31. Блехер, Ф. Н. Дидактические игры и занимательные упражнения в первом классе [Текст]. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Просвещение, 1964. - 184 с. 32. Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада / З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. - М.: Просвещение, 1991. - 206,[1] с. 33. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления (для пятилетних детей). / Л.А. Венгер, А.Л. Венгер — М.: Знание, 1984. — 80 с. 34. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка //Вопросы психологии / Л.С. Выготский – М.: Просвещение, 1966. - с. 17 – 25. 35. Арушанова, А. Грамматические игры и упражнения [Текст]: мл. дошкол. возраст / А.Арушанова, Николайчук Г. // Дошкол. воспитание. - 1996. -N 2. - С. 73-80. - (Вопр. теории) 36. Миронова, С.А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи/ С.А. Миронова - М.: А.П.О., 1993г. - 36 – 43с. 37. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). / Е.И.Тихеева - М.: Просвещение, 1981 38. Соловьева, О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду / О.И. Соловьева – М., 1960. – С. 19–20. 39. Смирнова, Л.Н. Логопедия в детском саду: Занятия с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. / Л.Н. Смирнова - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 77 с. 40. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада/ В.В. Гербова. Мозаика-Синтез, 2011 г. – 144 с. 41. Ушакова, О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений/ О.С. Ушакова, Е.М. Струнина— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с. 42. Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи: (Из опыта) / Под ред. В.В. Гербовой - М.: Просвещение, 1983. - 64 с. 43. Иванова, Н. П. Лексические упражнения в детском саду / Н.П. Иванова //Умственное воспитание детей дошкольного возраста. – М., 1980. – С. 17–28. 44. Агранович, 3. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.) / З.Е. Агранович / СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. — 128 с. 45. Коноваленко, В.В., Коноваленко, С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. 3-й уровень. III период. Пособие для логопедов. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002. —104 с 46. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод, пособие: с прил. альбома «Нагляд. материал для обследования детей»/[Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др.]; под ред. Е. А. Стребелевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 2004. — 164 с. + Прил. (268. с. ил.) 47. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). Учебное пособие для логопедов и воспитателей детских садов с нарушениями речи - М.: МГОПИ, 1993. - 72 с. 48. Ткаченко, Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 6-ти лет / Т.А. Ткаченко – М: Гном и Д. - 2001 г. 49. Каше Г. А., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни) / Г.А. Каше, Т.Б.Филичева, Г.В. Чиркина, – М.: Министерство Просвещения СССР научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР, 1986 г.
Отрывок из работы

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1. Характеристика ОНР Общее недоразвитие речи – сложное речевое расстройство у детей с нормальным слухом сохранным интеллектом, при котором нарушено формирование основных компонентов языковой системы: лексики. Грамматики и фонетики и, как следствие, всей связной речи [5, c. 14]. В качестве общих признаков отмечаются: позднее начало развития речи, скудный словарный запас, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования [6, c. 67]. Нарушение речи может быть выражено в разной степени: от отсутствия речи или лепетного ее состояния до развернутой (с элементами фонетико-фонематического и лексико–грамматического недоразвития) [1, c. 101]. ОНР III уровня может являться как самостоятельной патологией, так и следствием других сложных нарушений: алалии, дизартрии, ринолалии и др. Самостоятельным, или «чистым», дефектом речи можно считать такой, при котором оказываются несформированными в соответствии с возрастной нормой звукопроизношение и фонематическое восприятие, а также словарный запас, грамматический строй языка и связная речь [5, c. 14].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 122 страницы
3050 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg