Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ПЯТИКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

vlada99 390 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 44 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 13.11.2020
Согласно литературным источникам, сущность понятия «развитие познавательной деятельности» изучалось и описывалось при изучении фактического материала в уроках истории, его структуре и содержании. На основе изучения педагогической и методической литературы выявлена специфика познавательной деятельности школьников на уроках истории.
Введение

Система образования в России за два последних десятилетия пережила большие изменения. В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» указывается, что его содержание и направленность является одним из наиболее существенных факторов общественного развития, обеспечивающих создание условий для самореализации личности в новых социальных условиях жизни. Образование должно соответствовать мировому уровню, не снижая требований к традиционным сферам отечественной средней школы. В числе достаточно сложных проблем, от успешного практического решения которых во многом зависит творческая реализация идей реформы, проблема воспитания у учащихся интереса к знаниям и потребности в развитии познавательного интереса приобретает немаловажное значение. Это находит отражение в государственных документах ФЗ N 273 "Об образовании в Российской Федерации". - « Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности» . Актуальность: Развитие познавательной деятельности обучающихся при изучении фактического материала является одной из основных проблем современной педагогической науки и практики. Его важность связана с поиском и необходимостью разработки оптимальных методов обучения и преподавания, которые устанавливают связь между успехом освоения школьниками исторической науки как академической дисциплины и укреплением их умственного развития в качестве основы для формирования и развития когнитивной деятельности. Для решения проблемы повышения познавательной активности существуют способы улучшения качества образовательного процесса. Исходя из того, что развитие мышления оказывает решающее влияние на улучшение других умственных когнитивных процессов, основное внимание в исследовании уделяется обновлению возможностей для развития логического и критического мышления учащихся, определения проявлений когнитивной деятельности, потенциальные возможности для повышения познавательного интереса к истории остаются в связи с социальной значимостью этой науки и основаны на фактическом и идеологическом содержании курса этой дисциплины. Целью исследования является обоснование путей и условий развития когнитивной деятельности учащихся при изучении фактических материалов по исторической дисциплине в средней школе. Объектом исследования является процесс преподавания истории в школе. Предметом исследования является развитие познавательной деятельности учащихся при изучении фактического материала. Гипотеза исследования. Использование различных форм, методов, и средств обучения, стимулирует развитие познавательной деятельности учащихся при изучении фактического материала. Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи: 1. Изучение сущности понятия «развитие познавательной деятельности», его структуры и содержания. 2. Раскрытие специфики познавательной деятельности школьников в уроках истории. 3. Определение пути и условия развития когнитивной деятельности обучающихся при изучении реальных материалов. Методы исследования: в данной работе были использованы методы анализа теоретической базы, классификации, аналогии и обобщения тематического материала. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: анализ, сравнение, классификация, описание, систематизация. Для решения поставленных задач были отобраны, изучены и проанализированы следующие нормативно-правовые документы: - Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации № 273 -ФЗ от 29.12.2012 в редакции от 31.12.2014», представлен с небольшими комментариями, которые помогают сориентироваться в изменениях, отличающих его от предыдущей редакции закона «Об образовании», цели которого: создание правовых условий для обновления и развития российской системы образования, комплексная модернизация законодательства РФ об образовании, обеспечение стабильности и приемственности в развитии системы образования и её законодательных основ ; - Конвенция ООН о правах ребенка, которая вместила в себя все о правах ребенка. Главный документ международного права, касающийся прав детей, который включает в себя полный перечень прав человека: гражданские и политические права наряду с экономическими, социальными правами, который подчеркивает важность в равной степени. Конвенция устанавливает юридические и моральные стандарты для защиты прав ребенка, закрепленным в государственных договорах ; - Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, который представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию, также включает в себя требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, к структуре основной образовательной программы основного общего образования и к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования ; Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования направлен на то, что условия реализации основной образовательной программы должны обеспечивать для участников образовательного процесса возможность: - развития личности, способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных и талантливых, через организацию учебной и внеурочной деятельности, социальной практики, общественно-полезной деятельности, систему кружков, клубов, секций, студий с использованием возможностей учреждений дополнительного образования детей, культуры и спорта. - Примерная основная образовательная программа основного общего образования, которая представляет собой совокупность целевого раздела, содержательного раздела и организационного раздела примерной основной образовательной программы основного общего образования ; В процессе работы над темой я использовала такие научно-методические труды как: - А. Г. Асмолов. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Пособие, которое посвящено одному из ключевых положений Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения – формированию универсальных учебных действий в основной школе, в котором даны описания основных видов универсальных учебных действий и путей их формирования с учетом возрастных особенностей обучающихся. Также в нем представлены основные типы заданий, которые направлены на развитие и оценку личтностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных и других универсальных учебных действий ; - Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, А. Г. Асмолов. «Системно-деятельностный подход — основа стандартов второго поколения». Ученые – основоположники данной теории объединили свои труды в системно – деятельностный подход - основу стандартов второго поколения, который предполагает: - воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества; - переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся; - ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования; - признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся; - учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения; - обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования; - разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития ; - Гальперин П. Я. «Методы обучения и умственного развития ребенка». В данной работе представлены главные результаты экспериментальных исследований,приведших к теории планомерно – поэтапного формирования умтсвенных действий и понятий, к построению новых методов обучения, к концепции о треъ типах учения и к новому освещению вопросов об отношении обучения и умственного развития ребенка, о возрастных особенностях его мышления и формирования интеллектуальных способностей ; - Кларин М. В. «Инновационные модели обучения» (исследование мирового опыта) Концепции социальной формирования уроке УУД, которая разработана на действия основе системно-деятельностного подхода (Л. С. числе Выготского должно, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина историческую, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, А. Г. свеницкая Асмолова определять), а также на «продиктованные» в ней разработана условия, обеспечивающие формирование УУД. Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления обучающей деятельности - развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни; - управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность; Каждый педагог, в каком бы учебном заведении он ни работал, хорошо знает, что от умения пробудить интерес к своему предмету во многом зависит успех урока, лекции, беседы, любого воспитательного мероприятия. Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для развития у учащихся интереса к знаниям? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса. Поэтому интересы учащихся надо формировать и развивать. Благодаря направленности личности школьника вся его познавательная деятельность приобретает избирательный характер, что создает устойчивое внимание к предмету познания. Под влиянием устойчивого внимания к объекту познания совершенствуется и сложившаяся динамическая система психических процессов, обеспечивающая развитие познавательной активности и самостоятельности личности. В самом деле, нет, и не может быть активной познавательной деятельности человека без устойчивого внимания с его стороны к законам и явлениям окружающего мира. Познавательная деятельность личности всегда связана с каким–нибудь объектом, задачей, всегда целенаправленна, на те объекты и явления, которые имеют жизненное значение и интересны для личности. Разная степень заинтересованности личности в объекте или явлении порождает разное отношении к деятельности, а, следовательно, и уровень познавательной активности и самостоятельности. И это закономерно. В процессе целенаправленной познавательной деятельности человек не только проявляет свое отношение к объектам окружающего мира, но и пробуждают не только познавательное, но и регулярное значение: они не только помогают усваивать новые знания, но и оказывают плодотворное влияние на формирование отношений к самой познавательной деятельности.
Содержание

Введение …………………………………………………………………… 3 Глава 1. Педагогическая мысль о развитии познавательного интереса младших школьников в процессе обучения 1.1. Познавательный интерес как научная категория ………..……. 11 1.2. Развитие познавательного интереса младших подростков как субъектов учебной деятельности ………………………………………..… 21 Глава 2. Пути, методы и средства развития познавательного интереса пятиклассников на уроках истории 2.1. Ученые – методисты о развитии познавательного интереса школьников на уроках истории………………………………………… 27 2.2. Практический опыт формирования познавательного интереса обучающихся на уроках истории …………………………...…………. 34 Заключение ………………………………………………………………. 42 Список источников и литературы ……………………………………… 44
Список литературы

Источники 1. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 в редакции от 31.12.2014 – Ростов н/Д.: Легион, 2015 с. – 212 с. 2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2013. – 63 с. 3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2014. – 48 с. 4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897. Текст документа – справочная правовая система «Консультант Плюс». Издательский дом «Ажур», 2016. – 56 с. 5. Примерная основная образовательная программа основного общего образования [Электронный ресурс], одобрена решением федерального учебно – методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 года № 1/15). С. 553. 6. История Древнего мира. 5 класс. Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свеницкая И.С. - М.: Просвещение, 2007. – 90 с. 7. Рабочие программы. История. 5 – 9 классы: учебно – методическое пособие/ сост. Л. П. Желобанова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013. – 302 с. 8. Рабочая программа по предмету «История» образовательная область «История. Обществознание» для 5 класса на 2015-2016 учебный год. Тукумбетова М. М. [Электронный ресурс]. с. 77. 9. Всеобщая история. История Древнего мира.5 класс: учеб. для общеобразовательных организаций/ Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С.; под ред. Искендерова А. А. – 5-е изд. –М.: Просвещение, 2015. – 303с. 10. Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс. Учеб. Для общеобразоват. Учреждений. В 2-х ч. А. А. Плешаков. М. Ю. Новицкая; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд -во «Просвещение», - 3 – е изд.- М.: Просвещение, 2013. – 143 с. 11. Конвенция ООН о правах ребенка - Конвенцци и соглашения – Декларации, конвенции, соглашения и другие правовые материалы [Электронный ресурс].//Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon- Загл. с экрана. 12. Всемирный доклад Юнеско «К обществам знания» - изд.- Париж. Юнеско 2005 г. [Электронный ресурс]. // Режим доступа: http://unesdoc.unesco.org/images/0014/001418/141843r.pdf . - Загл. с экрана. Литература 1. Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. — М.: Просвещение, 2010. — [Электронный ресурс]. // Режим доступа: http://s_poshin.isk.edu54.ru/wp-content/uploads/2015/06/от-действия-к-мысли.pdf- Загл. с экрана. 2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. — Москва; Воронеж: Ин-т практической психологии, 1995. — [Электронный ресурс]. // Режим доступа: http://elib.gnpbu.ru/text/bozhovich_problemy-formirovaniya-lichnosti_2001/ - Загл. с экрана. 3. Выготский Л. С., Леонтьева А. Н., Гальперин П. Я., Эльконин Д. Б., Давыдов В. В., Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход — основа стандартов второго поколения. — [Электронный ресурс]. // Режим доступа: http://tr-base.ucoz.ru/MANULIN/sisemdejatpodhod.pdf. - Загл. с экрана. 4. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка / Л.С. Выготский //М.: Вопросы психологии, 2003г. - 231 с. 5. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1985. — [Электронный ресурс]. // Режим доступа: http://ebooks.grsu.by/pedpsihologia/galperin-p-ya-metody-obucheniya-i-umstvennogo-razvitiya-rebenka.htm- Загл. с экрана. 6. Гашук Е. А. Алгоритм учебной деятельности на уроках истории и обществознания. 5 – 11 классы/ авт.-сост. Е. А. Гашук. – Волгоград: Учитель. – 77 с. 7. Годер, Г. И. История Древнего мира. 5 класс: рабочая тетрадь: в 2 ч. Ч. 2. Древняя Греция. Древний Рим / Г. И. Годер. – М.: Просвещение, 2015. – 80 с. 8. Годер Г. И. История Древнего мира. 5 класс: рабочая тетрадь: в 2 ч. Ч. Жизнь первобытных людей. Древний Восток / Г. И. Годер. – М.: Просвещение, 2015. – 80 с. 9. Гордон Л. А. Психология и педагогика интереса / Л. А. Гордон.-Киев, 1940.- 348 с. 10. Добрынин Н.Ф. Произвольное и непроизвольное внимание / Н.Ф. Добрынин. - М.: Просвещение, 2002. – с. 204 11. Жан Пиаже. Речь и мышление ребенка. – М.: Римис, 2008. – 416 с. 12. Зимняя И.А. Педагогическая психология.- Ростов-на-Дону:Феникс,1997.-480с. 13. Кларин М. В. Инновационные модели обучения: Исследования мирового опыта. Монография. 2 – е издание. – М.: Луч, 2018. – 640 с. 14. Контроль- измерительные материалы. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс/ Сост. К. В. Волкова. М.: ВАКО, 2014. – 130 с. 15. Коменский Я.А. Великая дидактика / Пер. А.Щекинского – М., 1893. – С.138. 16. Конфуций и его школа. – М.: 1996, с. 121. 17. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. А.Н. Леонтьев // М.: 1971г. - 109 с. 18. Макаренко А.С. Сочинения / А.С. Макаренко. – М.: Академия педагогических наук РСФСР; Издание 2-е, 2018. – 575 c. 19. Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе. М.: «Знание», 2009. -249с. 20. Мясищев В. Н. Психология отношений [Текст]: избранные психологические труды / В. Н. Мясищев ; под ред. А. А. Бодалева ; Российская акад. образования, Московский психолого-социальный ин-т. - 4-е изд. - Москва : Изд-во Московского психолого-социального ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2011. – 398 с. 21. Пировских Н. П. Технология формирования общеучебных действий в соответствии с ФГОС. 5 – 11 классы/ авт. сост. Н. П. Пировских. – Волгоград: Учитель. – 103 с. 22. Рубинштейн С. Л. «Основы общей психологии». – СПб.. Питер, 2010. – 713 с. 23. Савкин, Д. И. История Древнего мира 5 класс. Материалы к каждому уроку. Проблемные задания. Тесты/ авт. – сост. Д. И. Савкин. – Волгоград: Учитель. – 114 с. 24. Сорокина Е. Н. Поурочные разработки по всеобщей истории. История Древнего мира. 5 класс. – М.: ВАКО, 2015. – 416 с. 25. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. – М.: Народное образование, 2005. [Электронный ресурс]. // Режим доступа: http://stavcvr.ru/metod-kopilka.pdf. - Загл. с экрана. 26. Ушинский, К. Д. Педагогика. Избранные работы / К. Д. Ушинский. — 2-е изд., стер. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 284 с. 27. Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с. 28. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении, М. 1993. [Электронный ресурс]. // Режим доступа: http://eknigi.org/psihologija/132667-vidy-obshheniya-v-obuchenii.html- Загл. с экрана. 29. Щукина Г.И. «Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся». Г.И. Щукина// М: Педагогика, 2004г. – с 181. 30. Щукина Г.И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьника. Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2012. - 218 с.
Отрывок из работы

высказывать Глава принципиальным 1. Педагогическая мысль о развитии познавательного интереса младших школьников в процессе обучения. 1.1. Познавательный интерес как научная категория. Интересы человека становятся еще одной побудительной силой процесса обучения. В современной психологии существует несколько подходов к толкованию содержания этой психологической характеристики деяния индивида. Интерес можно понимать как некую специфическую направленность личности на конкретный предмет, а также как осознанное побуждение индивида к действиям, которое вызывает сложную, многоаспектную психическую активность человека, связанную с умственным процессом. Итак, интерес - это внутренняя составляющая мотива, которая заставляет субъект действовать в соответствии с интеллектуальной значимостью и эмоциональной привлекательностью предмета . По нашему мнению, многомерный содержание понятия "интерес" можно свести к двум доминирующих составляющих. Первая - предметная: направленность на конкретный предмет, а вторая - осознанность, что обеспечивает направленность действия на этот предмет в конкретной ситуации.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 40 страниц
350 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg