Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Взаимодействие воспитателя и логопеда в дошкольном образовательном учреждении

vlada99 750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 75 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 13.11.2020
Как известно, дошкольный возраст является сензитивным к развитию речи, что означает необходимость сосредоточить внимание и усилие на коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи. Причем такую работу следует осуществлять, руководствуясь концепцией комплексного подхода. Выпускная квалификационная работа посвящена теоретическому изучению вопросов организации логопедической помощи в системе образования в нашей стране, рассмотрению нормативов речевого развития детей дошкольного возраста, а также анализу программ коррекционно-логопедической работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи.
Введение

В условиях дошкольного образовательного учреждения воспитательно-образовательный процесс проводится по направлениям, предусмотренным образовательным стандартом, таким образом, чтобы обеспечить гармоничное развитие ребенка, охватывающее социально-коммуникативную, познавательную, речевую, художественно-эстетическую и сферу физического развития. И осуществляют этот процесс в тесном взаимодействии квалифицированные сотрудники: воспитатель, логопед, психолог и другие члены педагогического коллектива. Это совершенно оправданно, поскольку любая деятельность должна осуществляться по определенному плану, учитывающему все взаимосвязи, возникающие между участниками воспитательно-образовательного процесса. Данные последних лет указывают не только на количественный рост речевых нарушений у детей, но и их качественное утяжеление. Это означает, что все больше становится детей, имеющих речевое нарушение в комплексе с неврологическими и другими нарушениями, соответственно, требуется согласованная работа многих специалистов, поскольку чисто логопедическое воздействие, априори носящее педагогический характер, не всегда оказывается эффективным. Таким образом, принципиальным является развитие системы коррекционно-развивающей работы как целостного процесса психолого-педагогических воздействий специалистов разного профиля на все стороны личности ребенка для достижения цели, направленной на решение ведущих психокоррекционных задач. В настоящее время прослеживается некоторая бессистемность в деятельности различных специалистов, отсутствие преемственности и взаимосвязи между ними. Эти недостатки требуют устранения путем оказания единого психолого-медико-педагогического воздействия на личность ребенка в соответствии с его индивидуальными потребностями и воспитательно-образовательными задачами. Особенно важно правильно организовать взаимодействие логопеда и воспитателя, который по рекомендации логопеда может оказать существенную помощь в работе с детьми с речевыми нарушениями, способствуя их преодолению. Актуальность работы заключается в попытке разработать перспективную модель взаимодействия логопеда и воспитателя группы коррекционной направленности и апробировать ее в условиях дошкольного образовательного учреждения. Цель работы: на основе изучения особенностей фонематических процессов, лексики и связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи организовать взаимодействие логопеда и воспитателя для преодоления выявленных нарушений. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: 1. Изучить теоретическую и методическую литературу по проблемам взаимодействия логопеда и воспитателя в процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. 2. Проанализировать программы коррекционно-логопедической работы различных авторов. 3. Проанализировать программы обучения и воспитания детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. 4. Изучить современные модели взаимодействия логопеда и воспитателя логопедической группы. Провести логопедическое обследование детей экспериментальной группы, разработать и реализовать план взаимодействия логопеда и воспитателя по преодолению выявленных нарушений у детей. 5. Оценка эффективности проведенной работы и перспективы дальнейших исследований. Методологическую основу работы составили фундаментальные труды Л.С. Выготского, В.И. Лубовского и других ученых; труды в области общих и специфических закономерностей речевого развития (Т.В. Ахутина, Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, В.И. Лубовский, А.Р. Лурия, Е.М. Мастюкова, Е.С. Соботович); изучения симптоматики и характера речевых нарушений у детей дошкольного возраста (Е.В. Бордовская, Г.А. Волкова, М.А. Илюк, Н.С Жукова, Р.Е. Левина, С.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева), а также работы по вопросам общего недоразвития речи (Т.В. Волосовец, Н.С. Жукова, Г.А. Каше, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Н.В. Серебрякова, Л.Ф. Спирова, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.). Методы исследования: – теоретические – анализ научно-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; изучение и обобщение педагогического опыта (анализ программ коррекционно-логопедической работы, моделей взаимодействия специалистов дошкольного образовательного учреждения); – экспериментальные – проведение констатирующего, формирующего и контрольного эксперимента, анализ и обобщение полученных данных; – статистические – качественная и количественная обработка эмпирических данных. Экспериментальная база: Муниципальная автономная дошкольная образовательная организация (МАДОО) «Детский сад № 6 «Матрешка» комбинированного вида» городского округа Звенигород Московской области. Экспериментальная выборка: 10 воспитанников (5 девочек и 5 мальчиков) логопедической группы старшего дошкольного возраста (2013 года рождения). Работа проводилась с 2 сентября 2019 г. по 20 декабря 2019 г. Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения. Во введении обоснована актуальность и значимость работы, сформулирована цель и задачи исследования, методологическая основа и используемые методы, представлена краткая характеристика работы. В первой главе «Система организации логопедической помощи детям дошкольного возраста в России» рассматриваются нормы речевого развития детей дошкольного возраста и вопросы организации логопедической помощи в дошкольных образовательных учреждениях детям с общим недоразвитием речи. Во второй главе «Экспериментальное исследование эффективности модели взаимодействия логопеда и воспитателя логопедической группы» представлено описание и анализ результатов обследования состояния фонематических процессов, лексики и связной у дошкольников с общим недоразвитием речи; раскрыто содержание формирующего эксперимента, заключающегося в совместной работе воспитателя и логопеда по преодолению выявленных речевых нарушений у детей указанной группы; анализируются результаты проведенной работы. Заключение содержит обобщенные результаты теоретико-эмпирического исследования и основные выводы. Список использованных источников включает в себя 26 наименований. Текст работы проиллюстрирован 16 таблицами и 3 рисунками. В приложении представлен перспективный план фронтальных занятий.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 1 СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РОССИИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7 1.1 Организация логопедической помощи в современной системе образования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7 1.2 Закономерность формирования речи в норме и при различных речевых нарушениях. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14 1.3 Программы по работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20 1.4 Современная модель взаимодействия логопеда и воспитателя в логопедической группе компенсирующей направленности. . . . . . . . . . . . . . 24 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .31 2.1 Диагностический этап исследования речевого развития детей. . . . . . . . . .31 2.2 Направления совместной работы логопеда и воспитателя при проведении формирующего эксперимента. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .54 2.3 Результаты контрольной диагностики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72 ПРИЛОЖЕНИЕ А. Перспективный план фронтальных занятий с детьми шестилетнего возраста (фрагмент). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75
Список литературы

1. Лебедева, А.А. Профилактика нарушений речи у детей 4-5 лет в условиях кружковой работы / А.А. Лебедева // Молодой ученый. 2016. № 6. С. 786-788. Режим доступа: URL https://moluch.ru/archive/110/26910/ (дата обращения: 14.11.2019). 2. Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия. Учеб. пособие для студентов пед. вузов. В 2 ч. Ч. 2 / Н.Н. Малофеев. М.: Просвещение, 2012. 320 с. 3. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой. – 5-е изд., перераб. и доп. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009. 703 с. 4. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // КонсультантПлюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/ (дата обращения 17.11.2019). 5. Положение о логопедических группах. Логомаг: нормативно-правовая база дефектолога, логопеда. Режим доступа: http://logomag.ru/blog/uro/271/ (дата обращения 17.11.2019). 6. Иванова, Ю.В. Дошкольный логопункт: документация, планирование и организация работы / Ю.В. Иванова. М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2008. 160 с. 7. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др.; Под ред. Т.В. Волосовец. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 200 с. 8. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. М.: Красанд, 2010. 216 с. 9. Винарская, Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка / Е.Н. Винарская. М.: Просвещение, 1987. 165 с. 10. Глухов, В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. М.: АСТ, Астрель, 2005. 351 с. 11. Логопедия. Теория и практика / Под ред. Т.Б. Филичевой. М.: Эксмо, 2017. 608 с. 12. Винарская, Е.Н. Дизартрия / Е.Н. Винарская. М.: АСТ: Астрель, Хранитель, 2006. 89 с. 13. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. М.: Просвещение, 1967. 173 с. 14. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов дефектологических факультетов педагогических вузов / Под ред. Л.С. Волковой. В 5 кн. Кн. 5. Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи. М.: Гуманитарно-издательский центр ВЛАДОС, 2003. 384 с. 15. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи Коррекция нарушений речи. / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова, С.А. Миронова, А.В. Лагутина. М.: Просвещение, 2017. 208 с. 16. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л.Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О.П. Гаврилушкина, Г.Г. Голубева; Под ред. Л.В. Лопатиной. СПб., 2014. 386 с. 17. Биглова, О.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста в условиях ФГОС / О.В. Биглова // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). СПб.: Заневская площадь, 2014. С. 248-250. Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6703/ (дата обращения 29.01.2020). 18. Земляченко, М.В. Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи / М.В. Земляченко, Т.В. Кутергина, С.А. Лавриненко // Актуальные задачи педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). Чита: Изд-во «Молодой ученый», 2013. С. 96-98. Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/96/4162/ (дата обращения 29.01.2020). 19. Детский сад № 6 «Матрешка». Официальный сайт. Режим доступа: http://matreshka6.ru (дата обращения 18.11.2019). 20. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2013. 308 с. 21. Филичева, Т.Б. Коррекция речевых нарушений. Программы для дошкольных образовательных учреждений / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова. М.: Просвещение, 2017. 207 с. 22. Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Автор-составитель Г.В. Чиркина. М.: Просвещение, 2009. 224 с. 23. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. ред. Г.В. Чиркиной. – 4-е изд., доп. М.: АРКТИ, 2004. 240 с. 24. Фотекова, Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи школьников / Т.А. Фотекова, Л.И. Переслени. М.: Просвещение, 2001. 237 с. 25. Лалаева, Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей / Р.И. Лалаева. М., 2004. 72 с. 26. Гомзяк, О.С. Говорим правильно. Тетрадь 3 взаимосвязи работы логопеда и воспитателя в подготовительной к школе логогруппе / О.С. Гомзяк. М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2007. 28 с.
Отрывок из работы

1 СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РОССИИ 1.1 Организация логопедической помощи в современной системе образования Распространенность различных речевых нарушений в последние годы в нашей стране такова, что затрагивает примерно 25 % детей дошкольного возраста, тогда как в 70-е годы прошлого века этот показатель был равен всего 4 %. Одним из наиболее неприятных последствий позднего выявления нарушений речевого развития и позднего начала коррекционно-логопедической работы является снижение уровня образования, поскольку дети, не владеющие речью на достаточном уровне, могут в дальнейшем испытывать серьезные трудности образовательного характера [1, с. 786]. Это означает, что дети, имеющие нарушения речевого развития, нуждаются в оказании специализированной коррекционно-логопедической помощи. Система такой помощи в России насчитывает практически столетнюю историю, поскольку систематически ее начали оказывать еще в 20-е годы прошлого века.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 122 страницы
3050 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg