Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПОЛИТОЛОГИЯ

Государственно - правовые режимы: актуальные трактовки

happy_woman 384 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 32 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 12.11.2020
Объект исследования – общественные отношения в сфере регулирования государственно-правового режима в государстве. Предмет исследования – государственно-правовой режим. Цель исследования – комплексный анализ особенностей и проблем понятия и типологии государственно-правового режима. Задачи курсовой работы: - рассмотреть понятие и типологию государственно-правового режима; - рассмотреть демократию как государственно-правовой режим; - исследовать правовые особенности авторитарного и тоталитарного режима. Методы исследования. В процессе исследования применялись диалектический и исторический методы познания, метод сравнительного правоведения, логико-правовой, системный методы.
Введение

Актуальность темы. Социально-экономическая, культурная, национальная, экологическая, демографическая, информационная и иная динамика, происходящая в современной России, может влияет и на правовую сферу, что, в свою очередь, также влечет за собой изменение правовой формы. Одним из наиболее сложных и наименее изученных элементов на этом пути является правовой режим. И поскольку неизбежно все правовые режимы также имеют политическое содержание, мы, по сути, говорим о политических и правовых режимах. Научная и практическая значимость этой проблемы определяется тем, что в современных условиях нам необходимы обновленные политические и правовые режимы, которые соответствуют духу времени, связанному с появлением новых государственных условий, субъектов и новых юридических объектов. Интенсивное развитие различных форм собственности, частного права и бизнеса, переориентация на другие более совершенные методы и освобождение от любого правового регулирования, эволюция приоритетов в системе правовых средств и ценностей. Степень изученности темы. Данная тема исследования широко освещалась в юридической литературе, но из-за того, что большая часть работы была написана давно, она утратила свою актуальность. Поэтому выявленная проблема требует нового углубленного изучения. Степень разработанности темы. Многие отечественные ученые занимались вопросами, связанными с понятием, признаками, сущностью и содержанием государственно-правового режима, разграничением понятий политического и государственного режимов, а также с правовым и государственно-правовым режимами. А.Н, Медушевский, Р. Михельс, И.К. Пантин, В. Парето, Е.Л. Петренко, А.И. Соловьев, В.В. Сорокин, В.Е. Чиркин, Ш.Н. Эйзенштадт, В.М. Якушик изучали процесс переходности политического режима. Особого внимания в этом направлении заслуживает работа В.В. Огородникова. В. Бане, А.Н. Никитченко, М. Ориу, Ф. Шмиттер, ставили перед собой те же вопросы, только в международном аспекте. А.С. Панарин, П. Ротленд, В.Г. Федотова рассматривали данные вопросы применительно к современной России. Серьезный вклад в осмысление проблем современной демократии и причин возникновения авторитарных режимов с точки зрения психологии внесли Т. Адорно, Д. Азми, В.Н, Иванов и др.
Содержание

Введение 3 1. Понятие, современные подходы к классификации государственно-правовых режимов 5 1.1. Понятие и сущность государственно-правового режима 5 1.2. Подходы к классификации государственно-правовых режимов 10 2. Демократический режим: сущность, признаки 13 2.1. Понятие и признаки демократического государственно-правового режима 13 2.2. Становление и развитие демократического режима 16 2.3. Социологическое исследование отношения молодежи к политическому режиму в современной России 20 3.1. Виды и признаки недемократических режимов 22 3.2. Характеристика недемократических режимов 23 Заключение 26 Список использованных источников 28 Приложение 30
Список литературы

Нормативно-правовые акты 1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 // РГ РФ от 25.12.1993. № 237. Научная и учебная литература 2. Арендт X. У истоков тоталитаризма (по изд. 1951 г.). — М., 2015. – 219 с. 3. Арендт Х. Истоки тоталитаризма // Пер. с англ. Борисовой И. В. и др.; послесл. Давыдова Ю. Н.; под ред. Ковалевой М. С., Носова Д. М. - М.: ЦентрКом, 2013. – 328 с. 4. Аристотель. Политика // Сочинения: В 4 т. Т. 4. - М.: Юристъ, 2007. – 183 с. 5. Аронч Р. Демократия и тоталитаризм. — М., 2004. – 85 с. 6. Бешлер Ж. Демократия. — М., 2014. – 433 с. 7. Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник (4-е издание, стереотипное). – М., 2014. – 808 с. 8. История политических и правовых учений // Под ред. В.С. Нерсесянца. - М., 2011. – 833 с. 9. Клименко А.В., Румынина В.В. Теория государства и права: Учебное пособие для студентов. – М.: Мастерство: Высшая школа, 2009. – 224 с. 10. Ковлер А.И. Исторические формы демократии: проблемы политико-правовой теории. — М., 2009. – 217 с. 11. Комаров. С. А. Общая теория государства и права. — М., 2008. – 843 с. 12. Макиавелли Н. Государь. - М.: Планета, 2012. – 375 с. 13. Монтескье Ш. Л. О духе законов. - М.: Мысль, 2009. – 430 с. 14. Нерсесянц В.С. Право и закон. - М., 2006. – 342 с. 15. Общая теория права и государства // Под редакцией В.В. Лазарева. – М.: «Юрист», 2014. – 798 с. 16. Паранин А.С. Философия политики. - М., 2006. – 422 с. 17. Платон. Государство. - М.: Наука, 2009. – 269 с. 18. Руссо Ж. Ж. Об общественном договоре. Трактаты / Пер. с фр. - М.: КАНОН-пресс, Кучково поле, 2008. – 382 с. 19. Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию. - М., 2004. – 174 с. 20. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права: Учебное пособие (по изданию 1910-1912 гг.). Т. 1. Вып. I // Вступ. ст. М. Н. Марченко. - М., 2005. – 564 с. 21. Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. - М.: Экономика, 2013. – 271 с.
Отрывок из работы

1. Понятие, современные подходы к классификации государственно-правовых режимов 1.1. Понятие и сущность государственно-правового режима Как работает политическая система, кому принадлежит реальная политическая власть в обществе, какие методы она использует, как взаимосвязаны гражданское общество и государство и какие гарантии прав и свобод личности? Чтобы ответить на эти вопросы в науке, используется понятие «государственный правовой режим». «Государственно-правовой режим» в более узком смысле - это система методов, способов и средств осуществления политической власти. В более широком смысле эта концепция охватывает все функциональные характеристики политической системы, совокупность институциональных, социальных и идеологических элементов, формирующих определенный облик политической власти. Именно политический режим придает определенность политической системе. Поэтому не случайно, что используются синонимические понятия: демократический политический режим - демократическая политическая система, тоталитарный политический режим - тоталитарная политическая система и т.д. В то же время понятие правового режима государства вместе с понятиями формы правления и форма государственного устройства определяют характеристики формы государства. В этом случае «политический режим» используется в качестве синонима «государственного режима», хотя очевидно, что первое понятие является более всеобъемлющим по содержанию, чем второе, поскольку она использует методы и способы для осуществления политической власти не только со стороны государства, но и к другим субъектам политики - политические партии и движения, общественные объединения и т. д. . Первым мыслителем, которого мы знаем, чтобы разработать типологию политических режимов или типов правительства, был Платон. Он также стал первым исследователем процессов политической трансформации, «транзита» в современной терминологии. Кроме того, в отличие от большинства последующих исследователей, занимавших прогрессивные позиции, философ нарисовал вектор данной трансформации в направлении, противоположном прогрессу: от утраченной идеальной структуры - аристократии к тирании. Платон считал, что аристократический тип государственного устройства — самый справедливый из всех возможных. В нем стражи — правят, земледельцы и ремесленники — производят, дельцы — торгуют, причем «каждый отдельный человек должен заниматься чем-нибудь одним из того, что нужно в государстве, и притом как раз тем, к чему он по своим природным задаткам больше всего способен». Главной опасностью для такого государства философ считает богатство и бедность. «Одно ведет к роскоши, лени, новшествам, другая кроме новшеств — к низостям и злодеяниям» . Но стремление человека к славе и почетному положению разрушает аристократию, превращая ее в тимократию, форму правления, при которой государственная власть находится у привилегированного меньшинства, обладающего высоким имущественным цензом. В отличие от аристократии, правят при тимократии не мудрые философы, а воины. По мере увеличения неравенства в доходах тимократия становится олигархией, т. е. правление малого числа самых богатых граждан. При этом граждане лишаются возможности влиять на государственные дела и, в конце концов, восстают — так возникают демократии. Правление народа рано или поздно приводит к кризису, и тогда граждане, уставшие от ответственности за государство, охотно доверяют свою судьбу тирану. Возникает тирания — худший тип правительства из возможных. Как мы можем увидеть, платоновская типология носит линейный характер и выстроена по одному критерию — типу правящей социальной страты. Аристотель считал, что государство может процветать как с одним, так и со многими правителями - все определяется только моральными качествами правящей власти . Он ввел два критерия. Первый это - число правящих: один, немногие, многие. И второй то, что правящими движет: общее благо или частное благо. Таким образом, у него получилось шесть типов государств. К правильным, заботящимся об общем благе, Аристотель относил монархию — благое правление одного, аристократию и политию — государственное устройство, при котором большинство правит в интересах общественного блага. Когда правители руководствуются только своим собственным благом, государство вырождается в тиранию, олигархию или демократию. При этом Аристотель отмечал, что реальные государства могут сочетать в себе характеристики нескольких идеальных типов, что, как правило, способствует их устойчивости. Полибий и Цицерон выделяли еще один тип государственного устройства, в дополнение к шести аристотелевским — смешанный или республиканский. В нем присутствуют основные элементы трех правильных форм — царская власть, аристократия и полития: царскому элементу отвечает институт консулов, аристократическому — сенат, демократическому — выборы. Мыслители эпохи Возрождения, за исключением, возможно, Николо Макиавелли, не внесли ничего нового в типологию античных авторов. Макиавеллиевская классификация сочетает в себе статическое выделение типов Аристотеля и платоновскую оценку динамичного изменения режимов. Политическая трансформация представляется Макиавелли постепенным вырождением лучшего из государств — монархии — в охлократию. Как и во многих современных опытах классификации, Макиавелли использует ее для решения конкретной задачи — подкрепления монархических амбиций своего основного адресата и заказчика — Лоренцо де Медичи. Новые классификации появляются в эпоху Просвещения. Монтескье первый высказал предположение о зависимости режима или формы правления от географического фактора. Он выделяет три типа правления, в зависимости от количества людей, между которыми распределена верховная власть: республика или демократия, монархия, деспотия. «Республиканское правление — это то правление, при котором верховная власть находится в руках или всего народа, или его части; монархическое — при котором государством управляет один человек, но посредством установленных неизменных законов; в то время как в деспотическом все вне всяких законов и правил, власть движется волей и произволом одного лица» . Форма правления зависит от площади государства — установлению республики подойдут небольшие территории, монархия возможна в государствах средней величины, а обширные размеры создают предпосылки для установления деспотии. У каждого правления свои принципы. Основной принцип монархии — это честь. Поскольку основным носителем чести является знать, законы должны быть направлены на поддержание этого класса. Монархия разрушается, когда лишается носителей чести — дворян, которые своего рода являются противовесом власти монарха, — и вырождается в деспотию. Основной принцип республики — праведность, а именно — любовь к законам и равенству. Поддержанию республики способствует принцип разделения властей, который сдерживает «вырождение» друг друга. Принцип, который поддерживет деспотическое правление, — страх. Деспотия — наихудшая из форм правления, ее дальнейшее разложение уже невозможно. Руссо соглашается с Монтескье в том, что форма правления зависит от территории, но добавляет и экономический фактор. Таким образом, малым и бедным государствам лучше всего подходит демократическое правление, для средних и более богатых — аристократия, для больших — монархия. Главный критерий соответствия выбранной формы правления — демографические показатели: рост населения свидетельствует о полном соответствии. Руссо предвидел и механизм вырождения форм правления — это было бы связано с уменьшением числа лиц, наделенных правительственными полномочиями: демократия — аристократия — монархия . Исторический перелом, произошедший в начале ХХ века, потребовал разработки более сложного инструментария для объяснения политических процессов, в том числе и пересмотра устоявшихся типологий политических режимов. Пик политической классификации пришелся на вторую половину XX века. Политологи столкнулись с рядом проблем, для объяснения которых потребовались новые подходы к анализу политических систем - это феномен тоталитаризма, процессы деколонизации и демократизации. Наиболее последовательное описание тоталитарной системы предложила Хана Арендт в работе 1951 года «Истоки тоталитаризма» . Родовые признаки тоталитаризма: террор как норма управления обществом, контроль одной политической организации над всеми социальными подсистемами (политикой, экономикой, культурой и пр.), всеохватная идеология как инструмент такого контроля. До конца ХХ века наиболее используемой оставалась триада режимов — тоталитаризм, авторитаризм, демократия. Однако наличие в истории только двух тоталитарных режимов заставило политологов в дальнейшем оперировать только двумя категориями — авторитаризм и демократия. Так называемая «третья волна» демократизации, зародившаяся в Португалии и прокатившаяся по Латинской Америке, Южной и Восточной Европе, вызвала новый всплеск интереса к вопросам, связанным с типологией политических режимов. В первую очередь потребовалось уточнить само понятие «демократия». Минималистское определение, данное австрийским экономистом Й. Шумпетером: демократия — это система, при которой отдельные лица получают власть путем конкурентной борьбы за голоса народа, — явно не полностью отражало существо дела. Многие вновь возникшие системы внешне отвечали признакам электоральной демократии и при этом сильно отличались от западных стандартов . Таким образом, политический режим – в широком смысле слова – условия, в которых функционирует политическая система в целом, то есть определенный политический климат, существующий в обществе на данном этапе развития. В узком смысле – это условия формирования и функционирования власти, совокупность приемов и методов властвования. 1.2. Подходы к классификации государственно-правовых режимов Большинство известных и используемых политических классификаций являются динамическими и оценочными. Только эти классификации приобретают статус классических классификаций, которые не только позволяют лучше понять политическое пространство, но и нарисовать определенный вектор политического развития в направлении обозначенного идеала. Только такие классификации имеют практическое значение - указывать странам пути развития к стабильным и социально процветающим демократиям. Государственно-правовой режим определяется многими параметрами. Среди них важнейшими являются: - степень участия народа в формировании политической власти; - гарантированность прав и свобод личности и их соотношение с правами государства; - степень реального участия народа в политической жизни, наличие механизмов прямой демократии; - характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе; - положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата; - реальное соотношение между законодательной, исполнительной и судебной властями; - положение политических партий, движений, общественных объединений граждан в политической системе; функционирование системы социального представительства; - политическое и юридическое положение и роль в обществе силовых структур государства (армии, полиции, органов государственной безопасности и т.д.); - доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении политической власти; - учет интересов меньшинства при принятии политических решений; - наличие механизмов политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших . Государственный режим является наиболее динамичным элементом формы государства, чутко реагируя на все наиболее важные процессы и изменения, происходящие в окружающей экономической и социально-политической среде, особенно в отношениях силы социального класса. Государственный режим в значительной степени индивидуализирует форму государства. Он действует как важнейший элемент политической системы, охватывающий не только государство, но и все другие элементы политической системы общества. Правовым режимам присущи следующие основные признаки: 1) они устанавливаются законодательством и обеспечиваются государством; 2) специфическим образом регламентируются конкретные области общественных отношений, выделяя во временных и пространственных границах те или иные субъекты и объекты права; 3) представляют особый порядок правового регулирования, состоящий из совокупности юридических средств и характеризующийся определенным их сочетанием; 4) создают конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права. Правовые режимы непосредственно отражают важнейшие элементы правовой политики государства, о которой писали еще русские дореволюционные юристы (С. Муромцев, Л. Петражицкий, Н. Коркунов, Г. Шершеневич и др.) . В самом общем виде они определяли правовую политику как прикладную науку, призванную оценивать действующее законодательство и способствовать выработке более совершенного права. На сегодняшний день, можно намного шире обозначить правовую политику как совокупность правовых средств, целей, задач, установок, приоритетов, направленных на улучшение общественных отношений, формирование правового государства, реализацию принципов демократии, гуманизма, справедливости, прав и свобод человека и гражданина. Правовой режим - неотъемлемое свойство власти, ее сущности, устройства, функционирования, социальной направленности, степени демократичности. Правовой режим определяется прежде всего интересами государства, волей законодателя, а также спецификой и характером общественных отношений, которые требуют особых подходов, форм и методов правового посредничества, своего рода правового инструментария. Таким образом, легитимность политического и правового режима можно определить как его способность генерировать и постоянно поддерживать уверенность в себе, согласие о том, что институты этого режима отвечают подлинным интересам народа, общества и государства. Легитимность политико-правового режима предполагает, во-первых, демократический способ его установления; во-вторых, справедливое и гуманное существо; в-третьих, объективная сущность; в-четвертых, объективная необходимость и полезность для большинства населения; в-пятых, ясность и эффективность функционирования, обеспечивающего надежную защиту прав человека. Без этого вся пирамида власти может быть шаткой и хрупкой, лишенной опорных структур, прочной основы. Таким образом, режим – это, управление, совокупность средств и методов осуществления экономической и политической власти господствующего класса. В политическом режиме действительно проявляется функциональная сторона государственной власти и других институтов политической системы. Именно через политический режим государство оказывает воздействие на общество. Но и сам политический режим по отношению к формам функционирования государственной власти обладает самостоятельностью. 2. Демократический режим: сущность, признаки 2.1. Понятие и признаки демократического государственно-правового режима Демократия — государственно-правовой режим, основанный на признании народа источником власти, на принципах равенства и свободы (в том числе свободы союзов, слова, печати), регулярности выборов, конкуренции политических партий и элит, верховенства и всеобщности закона, разделении властей . В политической теории существует большое количество различных моделей демократии (элитистская демократия, плюралистическая демократия, демократия участия и др.), так или иначе реализованных в практике современных демократических стран. К основным характерным признакам демократического режима можно отнести следующие: - Народ признается субъектом и источником власти. Граждане обладают учредительной конституционной властью, на основе которой они избирают своих представителей и формируют высшие органы управления страной. - Каждый гражданин обладает равными избирательными правами. - Многопартийность и принцип соревновательности в политической жизни, что оказывается возможным благодаря законодательно закрепленному политическому плюрализму. - Высшие органы власти формируются в ходе регулярных альтернативных выборов, участие в которых доступно каждому гражданину страны напрямую или через представителей. - Подчинение меньшинства большинству, т.е. властные органы принимают решения на основании мнения большинства, соблюдая при этом принцип законодательной защиты меньшинства от возможных посягательств и преследований со стороны победившего большинства. - В стране присутствуют развитые представления о правовом статусе гражданина, о защите прав и свобод личности. Помимо этого граждане имеют право участвовать в различных сферах политической, социально- экономической и духовно-религиозной деятельности. В государстве обеспечивается реальная свобода слова, совести, печати, собраний и пр. - В государстве имеет место широкий экономический плюрализм, согласно которому в экономике могут функционировать предприятия различной формы собственности и хозяйственного уклада. Помимо этого в стране развито хозяйственное законодательство, гармонизирующее формирование и развитие такого плюрализма. - На основании рассмотренных основополагающих признаков строится демократическая система государственной власти, которая отличается следующими характерными чертами: - Народ вправе свободно выбирать партии и руководителей, которые наделяются им на определенных конституцией страны условиях и на установленный срок правом управлять государством.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Политология, 24 страницы
288 руб.
Курсовая работа, Политология, 39 страниц
468 руб.
Курсовая работа, Политология, 44 страницы
528 руб.
Курсовая работа, Политология, 44 страницы
500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg