Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, РАЗНОЕ

Особенности нарушения когнитивных процессов.

happy_woman 444 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 37 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 12.11.2020
Предмет исследования: теоретические представления об особенностях нарушений когнитивных процессов. Объект исследования: когнитивные процессы. Цель исследования: анализ теоретических представлений об особенностях нарушений когнитивных процессов. Задачи исследования: 1. Дать общую характеристику когнитивным процессам. 2. Охарактеризовать формы когнитивных нарушений и выделить сопутствующую им симптоматику. 3. Проанализировать когнитивные нарушения в детском и подростковом возрасте. 4. Определить когнитивные нарушения в пожилом возрасте. Методы исследования: анализ литературных источников. В процессе раскрытия заявленной темы нами были изучены работы таких исследователей как: Лурия А.Р., Дамулин И.В., Захаров В.В., Яхно Н.Н, Карвасарский Б.Д., Куликов Д.К., Левин О.С., Парфенов В.А., Парцалис Е.М. и др. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературных источников. Во введении сформулирован объект, предмет, цель, задачи и метод исследования. В первой главе дается общая характеристика когнитивных процессов. Вторая глава посвящена анализу форм когнитивных нарушений и сопутствующей им симптоматике. Третья глава дает характеристику особенностям когнитивных нарушений в разных периодах жизни.
Введение

Актуальность. Интерес к причинам возникновения и формам проявления когнитивных нарушений повышается в наше время. Актуальность проблемы обусловлена, с одной стороны, раскрытием новых патогенетических механизмов снижения когнитивных функций, с другой – возрастает продолжительность жизни и доля лиц в возрасте старше 65 лет в популяции и резким повышением выживаемости пациентов данной категории. У пациентов, перенесших критическое состояние, часто отмечается снижение активности мыслительных функций различной выраженности и продолжительности. Это приводит к увеличению разработок на этой основе подходов к восстановлению нейронов головного мозга и протекания психических процессов. Таким образом, на сегодняшний день исследование когнитивных нарушений важно в теоретическом и практическом аспектах. Такое состояние вопроса и обусловило выбор темы нашего исследования.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Общая характеристика когнитивных процессов 5 Глава 2. Виды когнитивных нарушений и сопутствующая им симптоматика. 11 2.1 Легкие когнитивные нарушения 11 2.2 Умеренные когнитивные нарушения 15 2.3 Тяжелые когнитивные нарушения 18 Глава 3. Особенности когнитивных нарушений в разные периоды жизни. 23 3.1 Когнитивные нарушения в детском и подростковом возрасте 23 3.2 Когнитивные нарушения в пожилом возрасте 28 Заключение 33 Список литературных источников 36
Список литературы

1. Батышева Т.Т., Квасова О.В., Климов Ю.А., Платонова А.Н., Быкова О.В., Саржина М.Н., Глазкова С.В., Шатилова Н.Н. Коррекция когнитивных нарушений у детей и подростков: метод. указания для педиатров, неонатологов, неврологов. М.: ГБУЗ «Научно-практический центр детской психоневрологии Департамента здравоохранения города Москвы». 2016. 24 с. 2. Большой психологический словарь. М.: Прайм Еврознак. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003. 632 с. 3. Дамулин И.В. Легкие когнитивные нарушения. М., 2004. 44 с. 4. Дамулин И.В. Болезнь Альцгеймера и сосудистая деменция. М.: Прогресс, 2002. 85 с. 5. Захаров В.В. Эволюция когнитивного дефицита: легкие и умеренные когнитивные нарушения // Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. 2012. №2. С. 16-21. 6. Захаров В.В., Яхно Н.Н. Нарушения памяти. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2003. 150 с. 7. Захаров В.В., Яхно Н.Н. Когнитивные расстройства в пожилом и старческом возрасте: Методическое пособие для врачей. Москва, 2005. 71 с. 8. Карвасарский Б.Д. (ред.) Клиническая психология: учеб. пособие для студентов. СПб: Питер, 2004. 60 с. 9. Куликов Д.К. Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Э.В. Ильенков: Определение деятельностной природы мышления // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2018. № 3 (19). С. 71-84. 10. Левин О.С. Диагностика и лечение умеренных когнитивных нарушений в пожилом возрасте // Журнал неврологии и психиатрии. 2006. №8. С. 42-49. 11. Локшина А.Б. Тяжелая деменция: диагностика, ведение пациентов, профилактика осложнений // Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. 2014. №1. С. 54-60. 12. Лурия А.Р. Высшие Корковые функции человека. М.: Издательство Московского университета, 1962. 432 с. 13. Парфенов В.А., Старинна Ю.А. Сосудистая деменция // Клиническая геронтология. 2005. №1. С. 32-37. 14. Парцалис Е.М. Факторы риска нарушения когнитивного развития у детей (обзор) // Новые исследования. 2013. № 2 (35). С. 4-22. 15. Пизова Н.В. Когнитивные нарушения в детском возрасте при некоторых неврологических заболеваниях // Медицинский совет. 2012. №7. С. 86-91. 16. Табеева Г. Р. Когнитивные и некогнитивные расстройства у пациентов пожилого возраста, ассоциированные со стрессом // Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. 2015. №1. С. 87-93. 17. Яхно Н.Н. Когнитивные расстройства в неврологической клинике // Неврологический журнал. 2006. №11. С. 4—12. 18. Яхно Н.Н., Захаров В.В., Локшина А.Б. Нарушения памяти и внимания в пожилом возрасте // Журнал неврологии и психиатрии. 2006. №106(2). С. 58—62.
Отрывок из работы

Глава 1. Общая характеристика когнитивных процессов Когнитивные или познавательные процессы представляют собой наиболее сложные функции головного мозга. Они выполняют важную роль, которая заключается в познание и осознанном взаимодействие человека с окружающей его средой: с их помощью осуществляется восприятие, обработка и анализ внешней и внутренней информации, ее запоминание, хранение, постоянный обмен между отдельными ее составляющими и, соответственно, между разными участками мозга, отвечающие за данные процессы. По факту проведенного анализа, создается конкретная программа действий, с ее последующей реализацией, а также контроль за полученными результатами. Данный процесс подразделяется на четыре составляющие, отражающиеся в отельных психических процессах: 1. Восприятие поступающей информации. Данный аспект происходит в процессе гнозиса. Согласно Большому психологическому словарю, «это собирательное понятие для процессов перцептивной категоризации (опознания) стимулов разной модальности (например, зрительный, слуховой и т. п.) [2,98].» Реализация происходит за счет процессов восприятия — способность строить на основе информации, поступающей от органов чувств, целостные образы и представления. 2. Обработка и анализ полученной информации. Это происходит благодаря деятельности исполнительных функций. К ним относится внимание как способность поддерживать необходимый для познания уровень психической активности, а также обобщение, анализ, поиск сходств и различий, вынесение умозаключений как составные части мышления. А. Н. Леонтьев охарактеризовал мышление «как высшую ступень познания, которая дает человеку знание существенных свойств, связей и отношений объективной реальности, … непрямое и сложно опосредствованное отражение действительности, преодолевающее ограничения чувственного познания через переход от явления к сущности. [9,6].» 3. Запоминание и хранение обработанной информации. Данная составляющая представлена памятью. Исходя из определения, данного в Большом психологическом словаре, память — это «запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта. Временные связи и их системы образуются при смежном во времени действии раздражителей на органы чувств и при наличии у индивида ориентировки, внимания, интереса к этим раздражителям. [2,332].» Важно также не только сохранение полученной информацию, но и ее последующее корректное воспроизведение. 4. Последующий обмен имеющейся информацией, а также построение и осуществление на ее основе различных программ деятельности. Это происходит за счет экспрессивных функций: речь и навыки целенаправленной двигательной активности. Речь — это способность общаться с использованием символической знаковой системы (языка). Целенаправленная двигательная активность или праксис как способность формировать и включать в деятельность двигательные навыки, а также строить, заучивать и автоматизировать последовательности движении?. Однако, в следствие произошедших событий, при каких-либо заболеваниях или травматических повреждениях головного мозга, наблюдается снижение когнитивных функций индивида. Когнитивные нарушения относятся к полиэтиологическими состояниями, в виду того, что в основе причин их возникновения могут выступать большое количество различных по этиологии и патогенезу заболеваний (неврологических, психических и т. п.). В.В. Захаров определяет когнитивные нарушения как «ухудшение по сравнению с индивидуальной нормой одной или нескольких из следующих когнитивных функций: памяти, праксиса, гнозиса, речи или исполнительных функций [7,5].» Чаще всего могут быть затронуты несколько или сразу все функции. Больные могу показывать низкие результаты при оценке памяти, умственной выносливости, не могут ясно выражать свои мысли, концентрировать внимание на предметах или в процессе действий, также возникают трудности при счете, нарушается ориентация в новой, ранее незнакомой обстановке. В добавок отмечается снижение критики к своему состоянию. Ослабление памяти отражается через прогрессирующее нарушение запоминания текущих событий, после чего происходит утрата знаний о более давних событиях жизни. Снижение активности мышления проявляется в беспомощности при необходимости в анализе поступающей информации, ее обобщении и формировании полученных выводов. Также наблюдается неспособность концентрировать внимание, что мешает при решение конкретизированных задач. Нарушение даже одной функции может отразиться на способности адаптироваться и препятствует взаимодействию с окружающим миром. Например, пациент не может вспомнить объект, его назначение. При обращении с вещью ведет себя неадекватно в соответствие с функционалом. Он может прилагать чрезмерные или же наоборот недостаточные усилия, что может привести к повреждению предмета или невозможности взаимодействия с ним. Локализация и распространенность поражения головного мозга определяют тяжесть и характер имеющегося когнитивного снижения. Однако, разные отделы мозга не считаются равнозначными участниками в протекании данных функций. Каждая структурная единица, исходя из своей роли, привносит свой, индивидуальный вклад в реализации процессов. В соответствие с этим, А. Р. Лурия выделяет три функциональных блока головного мозга. В норме, каждая отдельная психическая функция является результатом совместной работой всех трех блоков. Блоки объединяются в так называемые функциональные системы, представляющие собой сложную динамическую, высокодифференцированную совокупность звеньев, расположенных на разных уровнях нервной системы и принимающих участие в решении различных адаптивных задач [12]. Первый блок: энергетический. Функция энергетического блока заключается в регуляции общих изменений активации мозга, тонуса мозга, уровень бодрствования, а также в локальных выборочных изменениях активации, которые необходимы в процессе осуществления высших психических функций. В состав данного блока входят: ? Ретикулярная формация ствола мозга; ? Неспецифические структуры среднего мозга; ? Диэнцефальные отделы; ? Лимбическая система, которая включает в себя таламус, гипоталамус, гиппокамп, обонятельный мозг и т.д. ? Медиобазальные отделы коры лобных и височных долей. Согласно В.В. Захарову и Н.Н. Яхно, при поражении данного блока, наблюдается снижение тонуса коры головного мозга, увеличивается время реакции на внешние стимулы. Это будет приводить к замедленности всех когнитивных процессов. Внимание приобретает неустойчивый характер, отмечается патологическая истощаемость и сонливость. Снижается также способность в течение необходимого времени поддерживать нужную для работы концентрацию внимания. Процесс мышления утрачивает произвольность и избирательность. Поэтому, пациенты с патологией первого функционального блока испытывают повышенную утомляемость при умственных нагрузках, часто совершают ошибки, связанные с рассеянностью внимания [7]. Второй блок: приём, переработка, хранение экстероцептивной информации. В состав данного блока входят центральные части основных анализаторов: зрительного, слухового и кожно-кинестетического. Их корковые зоны проецируются в затылочных, височных и теменных долях мозга соответственно. Также сюда относят центральные части анализаторов вкусовой и обонятельной модальности, однако в коре головного мозга они представлены незначительно по сравнению с основными сенсорными системами. Основной функцией данного блока является идентификация поступающего стимула. Основная задача первичных проекционных зон состоит в тонкой идентификации свойств внешней и внутренней среды на уровне ощущения. Согласно Б. Д. Карвасарскому, нарушения при повреждении второго блока будут носить модально-специфический характер и провялятся в зависимости от локализации поражения [8]. Одновременно с нарушением гнозиса будут отмечаться нарушения памяти при запоминании и воспроизведении информации соответствующей модальности. Соматические и пространственные агнозии, как правило, сочетаются также с апраксией, так как нарушение схемы тела или пространственных представлений неизбежно приводит к трудностям при совершении целенаправленных движений. Третий блок: программирование, регуляция и контроль. Данный блок, согласно концепции А. Р. Лурии, отвечает за протеканием сознательной психической деятельности, а также за формирование планов деятельности. К нему относятся моторные, премоторные, префронтальные отделы коры головного мозга. Поражения этой части головного мозга приводят к нарушениям опорно-двигательного аппарата, движения теряют свою плавность, моторика распадается. Однако, это не сказывается на процессах переработки информации и речи. При глубоком, комплексном повреждении лобной коры может наблюдаться относительная сохранность двигательных функций, однако деятельность человека перестает подчиняться заданной ранее программе. Трудности определения цели будут приводить к снижению мотивации и инициативы, наблюдаются "застревания" на том или ином этапе выполнения программы, выражающиеся в виде персевераций. Целенаправленное поведение уступает реакциям инертного, стереотипного характера или импульсивным реакциям на какие-либо отдельные впечатления [12]. Таким образом, можно подвести итог анализу общей характеристике когнитивных нарушений. Когнитивные процессы участвуют в познание и осознанном взаимодействие человека с окружающей его средой. Данный процесс подразделяется на четыре составляющие: восприятие поступающей информации, обработка и анализ полученной информации, запоминание и хранение обработанной информации, обмен имеющейся информацией, а также построение и осуществление на ее основе различных программ деятельности. Однако могут наблюдаться снижение данных функций, приводящие к когнитивным нарушениям - ухудшение по сравнению с индивидуальной нормой одной или нескольких из следующих когнитивных функций: памяти, праксиса, гнозиса, речи или исполнительных функций. При этом тяжесть и характер имеющегося когнитивного снижения, будет определяться локализацией и степенью поражения головного мозга. Глава 2. Виды когнитивных нарушений и сопутствующая им симптоматика. 2.1 Легкие когнитивные нарушения Легкое когнитивное расстройство характеризуется невысоким снижением познавательных функций в сравнении со степенью, которая была присуще человеку до заболевания. Симптомы остаются объективно незаметными, но сами больные могут демонстрировать жалобы на забывчивость, трудности в концентрации внимания, быстрое наступление утомляемость при выполнении умственной работы. Данные аспекты при этом не заметны для других окружающих людей, а также они не оказывают вызывают каких-либо затруднений в повседневной жизни индивида. Согласно В. В. Захарову, легкое когнитивное расстройство - это «отдельные когнитивные симптомы, которые могут наблюдаться непостоянно (например, только во время утомления), не вызывают затруднений в повседневной жизни, в том числе и в наиболее сложных формах профессиональной и социально-бытовой активности, но, тем не менее, могут обусловливать субъективное беспокойство и представляют собой снижение когнитивных способностей по сравнению с индивидуальной нормой [5, 18]». Наблюдается повышение интереса со стороны исследователей, это связано с практическими и теоретическими аспектами данной проблемы Наличие легких когнитивных нарушений относиться к факторам риска для последующего возникновения дементных заболеваний. Представляя собой определенную степень когнитивного дефицита, в зависимости от нозологической природы заболеваний, при которых они развиваются, легкие когнитивные нарушения выступают или изолированно, или в ассоциации с другими психопатологическими нарушениями. Считается, что в основе легких когнитивных нарушений в большинстве случаев лежит болезнь Альцгеймера, основным проявлением которой и являются когнитивные нарушения. Допускается возможность формирования легких когнитивных нарушений в процессе старения человека, однако данное утверждение требует дальнейшей исследовательской деятельности. При этом четкая граница между так называемым нормальным старением и легкими когнитивными нарушениями отсутствует. Это связанно с процессами естественного ослабления внимания, кратковременной памяти, а также дизрегуляторные нарушения. При этом, важно, что легкие когнитивные нарушения не являются четко определенным диагнозом, а лишь концепцией, для которой предложены соответствующие диагностические критерии, модифицируемые время от времени. Исходя из данных И.В. Дамулина, легкими когнитивными нарушениями чаще всего страдают пожилые люди, среди лиц старше 65 лет распространенность составляет около 10%. В этой группе примерно у 10-15% в течение года разворачивается симптоматика болезни Альцгеймера. Также легкое когнитивное расстройство чаще может встречаться у людей с низким уровнем образования [3]. В качестве клинических проявлений, принято относить данные признаки: ? Понижение скорости реакций; ? Некоторые трудности при концентрации внимания; ? Повышенная отвлекаемость в процессе деятельности; ? Повышение чувствительность по отношению к интерферирующим воздействиям. Но при этом, данные признаки не могут считаться универсальными в виду значительной уязвимости нейродинамической составляющей когнитивной деятельности при различных патологических процессах, а также некоторых физиологических состояниях, к примеру, при высоком уровне утомления. При диагностики легких когнитивных нарушений чаще всего применяются критерии, которые делают упор на нарушения в мнестической сфере, при сохранности иных когнитивных функций. К ним относятся: 1. Предъявление жалоб на нарушения памяти; 2. Оценка общего состояния когнитивных функций соответствует нормативным показателям; 3. Нормальный уровень активности в повседневной жизни; 4. Выявление объективных нарушений памяти при учете возраста и уровня образования пациента; 5. Отсутствие деменции и ее признаков. Важно подчеркнуть, что данная группа больных, независимо от выявленных нарушений при нейропсихологическом тестировании, не относиться к критериям диагностики возможной болезни Альцгеймера. Нейропсихологическое тестирование у пациентов с легкими когнитивными нарушениями может выявить нарушения в сферах, не касающиеся памяти, например, в эмоциональной, но эти нарушения не должны быть значимыми в клиническом плане.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Разное, 44 страницы
528 руб.
Курсовая работа, Разное, 35 страниц
240 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg