Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ФИЛОЛОГИЯ

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью с использованием технических средств обучения

happy_woman 2000 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 80 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 12.11.2020
Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка и апробация серии занятий с использованием технических средств обучения, направленных на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью. Объект исследования: процесс развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью. Предмет исследования: серия занятий с использованием технических средств обучения, направленных на развитие связной речи детей дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью. Гипотеза исследования: предполагаем, что серия занятий с использованием технических средств обучения повысит эффективность развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью. Для достижения цели и подтверждения гипотезы нами были намечены следующие задачи: 1.Проанализировать и обобщить научную литературу по проблеме развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью; 2.Выявить эмпирическим путем уровень развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью; 3.Разработать и апробировать серию занятий с использованием технических средств обучения для развития связной речи у детей с легкой умственной отсталостью; 4. Определить результативность разработанной серии занятий по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью; Методологическую основу исследования составили теоретические положения: -концепции о месте и роли языка в процессе развития ребенка, теории речевой деятельности (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия и др.), -системном подходе к анализу речевой деятельности у детей с речевым недоразвитием (Р. Е. Левина) - теории об особенностях психического развития дошкольников (Д.Б.Эльконин, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, Л.А.Венгер, B.С.Мухина). Исследование проводилось на базе специальной школы-интернат № 1 города Кокшетау, управления образования Акмолинской области, Республика Казахстан. В исследовании участвовали дети старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью, воспитанники дошкольного отделения специальной школы-интернат, в количестве 10 человек и в возрасте шести лет. Выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру: содержание, введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.
Введение

Дошкольный возраст - это период активного развития, в том числе становления и развития всех сторон речи, более правильным становится произношение звуков, более развернутыми - фразы, точнее высказывания. В старшем дошкольном возрасте развитая связная речь значительно облегчает вхождение ребенка в новый коллектив, это залог хорошей успеваемости в будущем. Для детей с легкой умственной отсталостью развитие связной речи нарушено в связи с особенностями их психофизического развития. Разработка теоретических и практических аспектов развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью имеет особое значение ввиду того, что ее несформированность у детей данной категории препятствует развитию коммуникации и социализации. (Л. С. Волкова, Т. Б. Филичева). На сегодняшний день одной из актуальных проблем воспитания и обучения является выбор оптимальных средств, способствующих развитию связной речи у детей данной категории. Традиционные занятия и стандартное оборудование не могут в полной мере дать тот результат, поэтому остро встаёт вопрос о том, какие современные технологии и разработки могут способствовать речевому развитию детей с легкой умственной отсталостью. Анализ психолого-педагогической и логопедической литературы позволяет выявить следующие противоречия: между значимостью развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью и проблемой поиска наиболее оптимальных средств для ее развития. Данные противоречия позволили определить проблему исследования, заключающуюся в определении оптимальных технических средств обучения, способствующих развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью. Данные обстоятельства обусловили выбор темы исследования: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью с использованием технических средств обучения».
Содержание

Введение ………………………………………………………………….. 3 1. Теоретические основы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью 6 1.1 Особенности развития связной речи детей дошкольного возраста в педагогической литературе …………………………………………….. 6 1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью………………. 12 1.3 Проблема развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью………………………………. 18 1.4 Технические средства обучения в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью……. 22 Выводы по главе 1………………………………………………………….. 31 2. Эмпирическое исследование развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью………………. 33 2.1 Организация педагогического исследования 33 2.2 Исследование уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью…………….. 34 2.3 Организация серии занятий с детьми детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью, с использованием технических средств обучения…………………………………………….. 46 2.4 Сравнительный анализ результатов проведенного исследования…… 54 Выводы по главе 2………………………………………………………… 64 Заключение …………………………………………………………………. 66 Список использованной литературы……………………………………… 70 Приложение 76
Список литературы

1. Аксенова, А. К. Динамика речевого развития умственно отсталых учащихся с нарушениями речи / М.: Просвещение, 2017. - 175 с. 2. Ананьев, Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания // Избр. психол.тр.: В 2 т. М.: Педагогика, 2013. - 247 с. 3. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Кн. Для воспитателей детского сада. -М.: Мозаика-Синтез, 2009. -272 с. 4. Ахутина, Т.В. Методика развития речи детей: Учеб.пособие.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2018. - 255 с. 5. Бенилова, С. Ю. Ориентировочно-диагностический курс психолого-педагогического воздействия для детей с тяжелыми нарушениями речи / С. Ю. Бенилова, Т. С. Резниченко // Дефектология. – 2019. - № 10. - С. 3-8. 6. Бизикова, О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре / М.: Сфера, 2018. - 64 с. 7. Бодалев, А. А. Психическое развитие ребенка. ШТ.: Просвещение, 2017. - 196 с. 8. Ванюкова Л.С. Формирование навыков составления описательных рассказов у детей с тяжёлыми нарушениями речи. – Мурманск, 2016. - 207 с. 9. Воронова А. П. Нарушение зрительного гнозиса у дошкольников с речевой патологией // Дефектология. - 2013. - №1. 10. Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т. - Т. 2. - М.: Педагогика, 2012. 11. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 2018.- № 6. - С.62-76. 12. Власова, Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии \ М.: Просвещение, 2013. - 175 с. 13. Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи // Книголюб. - М., 2018. - №6 14. Воробьева В. К. Формирование у младших школьников с моторной алалией умения узнавать образцы связной речи. //Дефектология. 2019. - №1. - с.56-62. 15. Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. - М., 2012. - С. 123-128. 16. Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-воспитательная работа по закреплению речевых навыков и умений у дошкольников с общим недоразвитием речи II Дефектология. -2018. №2. - с.60-66. 17. Грибова О.Е. Особенности формирования грамматического строя письменной речи: (в начальных классах школ для детей с тяжелыми нарушениями речи) -М., 2018. -217с. 18. Дудьев В. П. Развитие невербальной коммуникации у дошкольников с общим недоразвитием речи // Логопед в детском саду. - №2 (11). - 2019. 19. Есечко Л.Б. Овладение слоговым составом слова учащихся школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи //Обучение и воспитание детей с недостатками в физическом и умственном развитии. М, 2018. -142 с. 20. Есечко Л.Б. Опыт формирования слоговой структуры слова у детей с недоразвитием речи//Методы коррекции нарушений звуковой стороны речи у детей/ КГПИ. Киев, 2009. - 22-52 с. 21. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Пособие для логопедов. М.: Просвещение, 2016. - 112с. 22. Жуков, Ю.М. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: книга для логопеда / Екатеринбург: Литур, 2014. - 320 с. 23. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Е. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда. Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 2018. -320с. 24. Зайцев И.С. Факторы социальной дезадаптации лиц с тяжелыми нарушениями речи // Специальная психология. - 2017. - №3 (13). - С. 10-17. 25. Ковшиков В.А. Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушениями речи -М., 2015. -217с. 26. Кислова Т.Р. Развитие речемыслительной деятельности в процессе коррекционно-педагогической работы с детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи. - М.,2006. 214с. 27. Ковшиков В.А. Особенности порождения текста у детей -школьного возраста с экспрессивной алалией // Сенсорные и интеллектуальные аномалии и пути их преодоления: Сб. науч.тр. -Л., 2014. 118-134 с. 28. Комаров К.В. Методика обучения русскому языку в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи: Учебное пособие для студентов-заочников дефектол.фак.пед.ин-тов. -М.: Просвещение, 2016. - 160 с 29. Корнев А.Н. Механизмы нарушений звуковой стороны речи: гипотезы и факты //Логопед. 2015. - №5. - 36-51 с. 30. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. / Под ред. Ю.Ф.Гаркуши. М.: ЧП Секачев В.Ю., 2009. - 143с. 31. Кривовяз И.С. Пути коррекционно-педагогической работы с детьми младшего дошкольного возраста с ОНР . М., 2016. - 201с. 32. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Кн. для логопеда. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2018, - 244с. 33. Левина Р.Е. К психологии детской речи в патологических случаях (автономная детская речь). - М., 2016. 34. Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей.: избр. тр. / ред. сост. Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин. - М., 2015. - С. 24-25. 35. Левина Р.Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи. М., 2001. 36. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. - М., 2018. 367 с. 37. Левина Р.Е. Характеристика общего недоразвития речи у детей //Основы теории и практики логопедии. М., 2019 г. -307 с. 38. Маркова, А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией /. М., 2013. -С.52-64. 39. Мастюкова Е.М. О нарушении гностических функций у учащихся с тяжёлыми расстройствами речи /Е. М. Мастюкова //Дефектология. 2019. -№1.-13-17 с. 40. Мастюкова Е.М. Психическое развитие школьников, страдающих моторной алалией: Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых /Под ред. В.И. Селивёрстова С.Н. Шаховской/ Е.М. Мастюкова М., 2011. - 50-55с. 41. Мастюкова Е.М. К вопросу о состоянии внутренней речи у школьников с моторной алалией // Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики: межвузовский сборник науч.тр. М., 2015. - 20-27с. 42. Правдина О.В. К вопросу классификации речевых нарушений //Ученые записки вып.7. – М.,2019. - Т.131. - С. 207-212. 43. Пятница Т.В. Логопедия в таблицах, схемах, цифрах / Т В. Пятница. - Ростов н/Д: Феникс,2009. -173 с. (10 экз.) 44. Рахимова Ж.Т. Проявление общего недоразвития речи у детей 6-летнего возраста и пути коррекции в условиях массового обучения // Дефектология. 2018. № 1. 45. Саблева А.С. Коррекционно-развивающая среда как фактор преодоления трудностей социализации детей с тяжелыми нарушениями речи. – М., Элти-Кудец, 2013. 46. Садретдинова Г.Ф., Смирнова Н.В, Планирование и содержание занятий с детьми 5-6 лет, страдающими недоразвитием речи. - СПб., 2007. 47. Соловьева Л. С. Формирование диалога у детей с общим недоразвитием речи в процессе совместной игровой деятельности // Дефектология. -2019. - №6. - С. 67-71. 48. Соловьева Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. 2019. № 3. 49. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи - М, 1980. 50. Усанова О.Я., Синякова Т.Я. Особенности невербального интеллекта при недоразвитии речи: Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. -М.,2012. 51. Усанова О.Я., Слинько О.А. Опыт формирования коллектива учащихся младших классов школ для детей с тяжёлыми нарушениями речи: Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи. - М., 2017. 52. Усанова О.Н. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями речи//Дефектология. 2017. № 2. 53. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи (младшая и средняя группы) // Дошкольное воспитание. -2019. №10. - с.9-14 54. Ушакова Т.Н. Функциональные структуры 2-ой сигнальной системы..-М„ 2011.-577 с. 55. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. М.: АРКТИ, 2010,- 56 с. 56. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста.. М., 2010. -148 с. 57. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. М.: «Изд-во ГНОМ и Д», 2010. - 128с. 58. Чевелева Н.А. Приемы развития фонематического восприятия у дошкольников с нарушениями речи. //Дефектология. 2018. - №5. - с.57-61. 59. Чиркова Т.В. Психологическая служба в детском саду: Учебное пособие для психологов и специалистов дошкольного образования. М.: Педагогическое общество России, 2018. - 255с. 60. Чиркина Г.В. Особенности понимания текста учащихся с тяжелыми нарушениями речи // VII научная сессия по дефектологии. М.,- 2017 № 5, 1219. с. 61. Шанина Г.Е. Упражнение специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие. М.: ВНИИ физической культуры, 2011. - 26с. 62. Шаховская С.Н. Недоразвитие и утрата речи. Алалии //Расстройства речи у детей и подростков. - М., Медицина, 2019. 156-176 с. 63. Шаховская С.Н. Использование наглядности при развитии речи детей с алалией. М., 20055. - 46-50 с. 64. Шаховская С.Н. Развитие социализации безречевых детей // Практическая психология и логопедия. М.: 2015. - № 4 (15). - 20-22 с. 65. Шашкина, Г.Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: учебное пособие длястудентов учреждений высшего профессионального образования, 2-е изд., перераб. и доп. / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А. Зимина. – М.: Academia, 2014. - 256 66. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду. М.: Академия, 2018. - 272 с. 67. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника / Избранные психологические труды. -М., 2009. -223-251 с. 68. Ястребова А. В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ. М., 2017. 17-24 с. 69. Mc Neill D. The acquisition of language: The study of developmental psycholinguistics. -N.-Y., 2010. 183p. 70. Miller W. & Ervin S. The development of grammar in a child language.// The acquisition of language /Ed. U.Bellugi and R.Brown. Monogr, Soc. Res. Child Devel.- 2014 (29) - N.92 - p.9-34.
Отрывок из работы

1. Теоретические основы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью 1.1 Особенности развития связной речи детей дошкольного возраста в педагогической литературе Речь – это один из видов коммуникативной деятельности человека, использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают, как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом). Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития и одним из направлений в педагогической работе дошкольного учреждения. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении. Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Следовательно, чем раньше мы научим ребёнка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе. [28, с.6] Развитие речи – это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных педагогических методов и собственные речевые упражнения ребенка. Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность, считал С. Л. Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя» [41. с.14]. Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника. Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи. Термин «связная речь» употребляется в нескольких значениях: 1) процесс, деятельность говорящего; 2) продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание; Как синонимические используются термины «высказывание» и «текст». Высказывание – это и речевая деятельность, и результат этой деятельности: определенное речевое произведение, большее, чем предложение. Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки [28 с.154]. Под связной речью в широком смысле слова следуют понимать любую единицу речи, составные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое. В соответствии с этим и каждое самостоятельное отдельное предложение можно рассматривать как одну из разновидностей связной речи. Связность речи является основным условием коммуникативности. Выделяют следующие критерии связности устного сообщения: 1) смысловые связи между частями рассказа; 2) логические и грамматические связи между предложениями; 3) связи между частями (членами) предложения; 4) законченность выражения мысли говорящего. Основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника, т.е. коммуникативность. Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования. В лингвистической и психологической литературе диалогическая и монологическая речь рассматриваются в плане их противопоставления. Они отличаются по своей коммуникативной направленности, лингвистической и психологической природе. Реализация связного развернутого высказывания предполагает удерживание в памяти составленной программы на весь период речевого задействования, сообщения, задействование всех видов контроля за процессом речевой деятельности с опорой, как на слуховое, так и на зрительное восприятие. По сравнению с диалогом, монологическая речь более контекста и излагается в более полной форме, с тщательным отбором адекватных лексических средств и использованием разнообразных синтаксических конструкций. В дошкольном возрасте основными видами являются описание, повествование и элементарные рассуждения. Их существенными характеристиками являются связность, последовательность, логико-смысловая организация. Наряду с существующими различиями исследователи отмечают определенную схожесть и взаимосвязь диалогической и монологической форм речи. Прежде всего, их объединяет общая система языка. В процессе общения монологическая речь органично вплетается в диалогическую, а монологическая речь может приобретать диалогические свойства. Эту взаимосвязь двух форм речи важно учитывать в методике обучения детей связной речи. Связная речь может быть ситуативной и контекстной [40, с.271]. Ситуативная речь связана с конкретной наглядной ситуацией и не отражает полностью мысли в речевых формах. Она понятна только при учете той ситуации, о которой рассказывается. В контекстной речи, в отличие от ситуативной, ее содержание понятно из самого контекста. Сложность контекстной состоит в том, что здесь требуется построение высказывания без учета конкретной ситуации, с опорой только на языковые средства. Связные высказывания детей можно охарактеризовать с разных точек зрения: по функции (назначению); источнику высказывания; ведущему психическому процессу, на который опирается ребенок; В зависимости от функции (назначения) выделяют четыре типа монологов: описание, повествование, рассуждение и контаминацию (смешанные тексты). В дошкольном возрасте наблюдаются преимущественно комбинированные высказывания, в которых могут использоваться элементы всех типов с преобладанием одного из них. Поэтому необходимо хорошо знать особенности каждого типа текстов: их назначение, структуру, характерные для них языковые средства, а также типичные межфразовые связи. В зависимости от источника высказывания можно выделить монологи: 1) по игрушкам и предметам; 2) по картине; 3) из личного опыта; 4) творческие рассказы; В зависимости от ведущего психического процесса, на который опирается детское рассказывание принято выделять рассказы по восприятию, по памяти, по воображению. Развитие связной речи ребенка происходит в тесной взаимосвязи с освоением звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя языка. Важной составной частью работы по развитию речи является развитие образной речи. Воспитание интереса к художественному слову, умение использовать средства художественной выразительности в самостоятельном высказывании приводит к развитию у детей слуха, и на этой основе развивается его способность к словесному творчеству [41, с.305]. У детей без речевой патологии развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления, деятельности и общения. На первом году жизни, в процессе непосредственного эмоционального общения со взрослыми, закладываются основы будущей связной речи. На основе понимания, сначала очень примитивного, начинает развиваться активная речь детей. К концу второго года жизни формируется элементарная фразовая речь. Элементарная фразовая речь включает в себя, как правило, 2-3 слова, выражающие требования. Если к 2,5 годам у ребенка не формируется элементарной фразовой речи, то темп его речевого развития начинает отставать от нормы. На третьем году жизни резко усиливается потребность ребенка в общении. В этом возрасте не только стремительно увеличивается объем общеупотребительных слов, но и возрастает возникшая в конце второго года жизни способность к словотворчеству. В речи трехлетнего ребенка постепенно формируется умение правильно связывать разные слова в предложения. С 5-6 лет ребенок начинает интенсивно овладевать монологической речью, так как к этому времени завершается процесс фонематического развития речи, и дети в основном усваивают морфологический, грамматический и синтаксический строй родного языка (А.Н. Гвоздев, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, О.С. Ушакова и др.). Его высказывания начинают напоминать по форме короткий рассказ. В активном словаре появляется большое количество слов, сложных по лексикологической и фонетической характеристикам. Высказывания включают фразы, требующие согласования большой группы слов [10,14]. В этом возрасте дети задают много вопросов взрослым (дети-«почемучки»), пытаются объяснить свои действия. В старшем дошкольном возрасте заметно снижается характерная для младших дошкольников ситуативность речи. Однако полноценное овладение детьми навыками связной речи возможно только в условиях целенаправленного обучения. К необходимым условиям успешного овладения речью относится формирование специальных мотивов, потребности в употреблении монологических высказываний; сформированность различных видов контроля и самоконтроля, усвоение соответствующих синтаксических средств построения развернутого сообщения (Н.А. Головань, М.С. Лаврик, Л.П. Федоренко, И.А..Зимняя и др.). В преддошкольном периоде речь ребенка как средство общения со взрослыми и другими детьми непосредственно связана с конкретной наглядной ситуацией общения. Осуществляясь в диалогической форме, она носит выраженный ситуативный (обусловленный ситуацией речевого общения) характер. Изменение условий жизни с переходом к дошкольному возрасту появление новых видов деятельности, новых отношений со взрослыми приводит к дифференциации функций и форм речи. У ребенка возникает форма речи-сообщения в виде рассказа-монолога о том, что с ним происходило вне непосредственного контакта с взрослым. В овладении речью ребенок идет от части к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее – к простой фразе, еще позже – к сложным предложениям. Конечным этапом является связная речь, состоящая из ряда развернутых предложений. Грамматические связи в предложении и связи предложений в тексте есть отражение связей и отношений, существующих в действительности. Создавая текст, ребенок грамматическими средствами моделирует эту действительность [41,с.39]. Развитие связной речи идет от овладения ситуативной речью к овладению контекстной, затем процесс совершенствования этих форм протекает параллельно, формирование связной речи, изменение ее функций зависит от содержания, условий, форм общения ребенка с окружающими, определяется уровнем его интеллектуального развития. Владение связной монологической речью – одна из центральных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от ряда условий: речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка. Эти условия должны быть учтены в процессе образовательной работы и целенаправленного речевого воспитания. Таким образом, связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, т.к. она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями. В современных исследованиях отмечается, что умения и навыки связной речи у детей дошкольного возраста при спонтанном их развитии не достигают необходимого уровня. Развитие речи, зависит от того, как ребенок овладевает словообразованием и грамматическим строем. Работа по развитию речи строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. 1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью Для всех детей с легкой умственной отсталостью характерны общие особенности развития. Первопричиной этого является недоразвитие психических функций. Дети с легкой умственной отсталостью меньше, чем их нормально развивающиеся сверстники, испытывают потребность в познании. Восприятие составляет основу ориентировки человека в окружающей действительности, позволяет ему организовывать деятельность в соответствии с объективными свойствами и отношениями вещей. Установлено, что у детей с легкой умственной отсталостью восприятие характеризуется рядом особенностей. К ним относятся недостаточная полнота и точность восприятия, что напрямую связано с нарушением внимания, а также механизмов произвольности у таких детей, активность восприятия и скорость выполнения перцептивных операций снижена, слабо сформировано аналитическое восприятие. Ориентировочно-исследовательская деятельность в целом имеет более низкий, по сравнению с нормой, уровень развития: дети не умеют обследовать предмет, не проявляют выраженной ориентировочной активности, длительное время прибегают к практическим способам ориентировки в свойствах предметов. Названные выше недостатки ориентировочно-исследовательской деятельности касаются и тактильно-двигательного восприятия, которое обогащает чувственный опыт ребенка и позволяет ему получить сведения о таких свойствах предметов, как температура, фактура материала, некоторые свойства поверхности, форма, величина. Сенсорный опыт у таких детей долго не обобщается и не закрепляется в слове, поэтому ребенок может правильно выполнять инструкцию, содержащую словесное обозначение признака «дай красный карандаш», но самостоятельно назвать цвет показанного карандаша затрудняется. Особые трудности дети испытывают при овладении представлениями о величине, не выделяют и не обозначают отдельные параметры величины (длина, ширина, высота, толщина). Требуется больше времени для приема и переработки зрительных, слуховых и прочих впечатлений. Кроме того, дети рассматриваемой категории испытывают затруднения при необходимости узнать предметы на контурных или схематических изображениях, особенно если те перечеркнуты или перекрывают друг друга. Выражены трудности с восприятием временных и пространственных представлений. Внимание - психический процесс, который обязательно присутствует при познании ребенком мира и проявляется в направленности и сосредоточенности психики на объект. Для детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью характерен ограниченный объем внимания, «генерализированное и неселективное» внимание, что проявляется в слабом умении сосредоточиться на существенных признаках, «прилипание» (персеверация), выражающееся в снижении способности переключать внимание с одного вида деятельности на другой. Внимание детей с легкой умственной отсталостью трудно собрать, сконцентрировать и удержать на протяжении той или иной деятельности. Им присуща утомляемость и истощаемость процесса внимания, повышенная отвлекаемость на второстепенные раздражители. В результате очевидна недостаточная целенаправленность деятельности детей, которые большей частью действуют импульсивно. Память детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью также отличается качественным своеобразием. В первую очередь у детей ограничен объем памяти, снижена скорость и прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утрата информации. Особенно страдают те виды памяти, которые требуют участия мыслительных процессов. Дети старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью испытывают наибольшие трудности в овладении опосредованным запоминанием. Наблюдается значительное расхождение между возможностью применить определенный интеллектуальный прием с продуктивностью его использования. Они с трудом овладевают сложными видами памяти, поэтому преимущественно пользуются механическим заучиванием. В структуре кратковременной памяти доминирует зрительный тип памяти; объем как кратковременной, так и долговременной памяти значительно снижен; низкие показатели образной и ассоциативной памяти; преобладание активной непроизвольной памяти. Значительное своеобразие отмечается и в развитии мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью. Установлено, что для формирования сложных форм мыслительной деятельности необходимо полноценное развитие элементарных, генетически наиболее ранних форм мышления – наглядно-действенного и наглядно-образного. Недоразвитие этих форм мышления в той или иной мере отрицательно сказывается на всех последующих этапах умственного развития ребенка. У детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью отставание отмечается уже на уровне наглядных форм мышления, возникают трудности в формировании сферы образов-представлений. Исследователи подчеркивают сложность создания целого из частей и выделение частей из целого. Недостаточный уровень сформированности основных интеллектуальных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстракции; отмечает непланомерность анализа, недостаточную его тонкость, односторонность. Обобщения расплывчаты и слабо дифференцированы. В целом мышление детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью характеризуется поверхностностью: дети не выделяют существенных признаков при обобщении, обобщают либо по ситуативным, либо по функциональным признакам, затрудняются при сравнении предметов, производят сравнение по случайным признакам, при этом затрудняются даже в выделении признаков различия. Среди словесных заданий легче выполняют те, в которых можно опереться на образец, модель. Особые трудности вызывают те задания, при выполнении которых нужно установить разной сложности причинно-следственные связи, построить программу события. Большинство высших психических функций (пространственные представления, мышление, речь и др.) имеют сложное комплексное строение и основаны на взаимодействии нескольких функциональных систем. Формирование межанализаторных связей у детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью не только замедлено, но и в значительной мере изменено, происходит иначе, чем у нормально развивающихся сверстников. Следовательно, и соответствующая психическая функция складывается не так, как при нормальном развитии. У всех детей с легкой умственной отсталостью отмечаются недостатки зрительно-моторной, слухо-зрительно-моторной координации. В дальнейшем эти недостатки препятствуют овладению чтением, письмом. Особо следует отметить у детей данной группы недостатки пространственного восприятия, которое формируется в процессе сложного взаимодействия зрительного, двигательного анализатора и осязания. Для познавательной деятельности детей с легкой умственной отсталостью характерна неравномерность развития отдельных ее сторон. В ряде исследований отмечается, что у детей с легкой умственной отсталостью отсутствует, как умение самостоятельно поставить задачу, так и готовность к выполнению данного им задания - в этом проявляется их недостаточная познавательная активность. У многих детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью не наблюдается и ориентировочного этапа деятельности: дети приступают к решению задачи, не проанализировав условий и не наметив плана. Основные затруднения при выполнении задания связаны с импульсивностью действий. Неумение ориентироваться в задании, анализировать его, обдумывать и планировать предстоящую работу приводит детей ко многим ошибкам. Из-за этого они часто производят лишние, хаотичные действия в поисках верного решения или удовлетворяются первым пришедшим в голову способом. Для деятельности ребенка с легкой умственной отсталостью характерны: импульсивность действий, малая значимость образца и низкий уровень самоконтроля при выполнении задания, отсутствие целенаправленности в работе, низкая продуктивность деятельности, нарушения или утрата программы деятельности, ярко выраженные трудности в оречевлении деятельности, которые иногда принимают форму грубого несоответствия речи и действия. Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, у детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью она имеет свои особенности. У дошкольников данной категории игра находится на более ранних стадиях формирования. Дети испытывают трудности в создании воображаемой ситуации и принятии на себя роли. Сюжетная игра как совместная деятельность не возникает. Нарушена мотивационно целевая основа игровой деятельности: резко снижена активность в игровом поведении, возникают ярко выраженные трудности в самостоятельном создании плана-замысла игры, в целенаправленном его развертывании. Игра носит в основном неречевой характер. Сюжет игры не выходит за пределы бытовой темы. При овладении дидактической игрой дети не могут одновременно ориентироваться на игровую и дидактическую задачи. У детей данной категории снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. У большинства детей обнаруживается повышенная тревожность по отношению к взрослым, от которых они зависели. Соотношение разных видов контактов со взрослым характеризуется резким преобладанием деловых контактов. Обращение к взрослому как к партеру по деятельности почти не отмечается [27, с.114] Незрелость эмоционально-волевой сферы детей обусловливает своеобразие формирования их поведения, и личностные особенности. Страдает сфера коммуникации. По уровню коммуникативной деятельности дети отстают от нормально развивающихся детей. Так, исследования Е.Е. Дмитриевой показали, что старшие дошкольники с легкой умственной отсталостью не готовы к вне ситуативно-личностному общению со взрослым. В отличие от своих нормально развивающихся сверстников они достигают лишь уровня ситуативно-делового общения. Отмечаются проблемы в формировании нравственно-этической сферы - страдает сфера социальных эмоций, дети не готовы к «эмоционально теплым» отношениями со сверстниками, могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения. Затруднено социальное развитие ребенка, его личностное становление - формирование самосознания, самооценки, системы «Я». В старшем дошкольном возрасте такой ребенок безынициативен, его эмоции недостаточно яркие, он не умеет выразить свое эмоциональное состояние, затрудняется в понимании состояний других людей. Ребенок не может регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил, не готов к волевой регуляции поведения. Таким образом, дети дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью имеют характерные особенности: ограниченный запас знаний и представлений об окружающем, низкую познавательную активность, замедленный темп формирования высших психических функций, слабость регуляции произвольной деятельности, что в свою очередь сказывается и на особенностях речевого развития детей данной категории. 1.3 Проблема развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью На современном этапе развития коррекционной педагогики накоплены сведения о результатах исследования детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью как с клинической точки зрения, так и с психолого-педагогической. Отдельного внимания заслуживает рассмотрение особенностей речевого развития детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью. Нарушения речи преимущественно носят системный характер и входят в структуру дефекта. Большинству детей присущи недостатки звукопроизношения. Основными характерными чертами словарного запаса детей с легкой умственной отсталостью являются бедность и неточность (Е. В. Мальцева, С. Г. Шевченко). Одной из выраженных особенностей является расхождение в объеме пассивного и активного словаря. Дети старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью понимают значение многих слов, однако их актуализация вызывает большие затруднения. Для таких детей характерно неточное употребление слов многочисленные вербальные парафразии несформированность обобщающих понятий и, соответственно, отсутствие в словаре обобщающих слов. Отмечается несформированность семантических полей, трудности в актуализации словаря. В словаре детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью преобладают существительные и глаголы, употребление которых сужено. Изучение грамматического строя речи у детей с легкой умственной отсталостью выявило у большого количества дошкольников значительное недоразвитие системы словоизменения и словообразования, а также синтаксической структуры предложения. Ряд грамматических категорий дети практически не используют в речи, однако если сравнивать количество ошибок в употреблении грамматических форм слова и в употреблении грамматических конструкций, то явно преобладают ошибки второго типа. Отмечается нарушение дифференциации слов при восприятии. Недостаточно сформирована способность воспринимать, определять, дифференцировать значения, заключенные в грамматических единицах языка, что приводит к нарушению их реализации в собственной речи. Типичными видами аграмматизмов является неправильное употребление служебных слов, ошибки в формообразовании и словообразовании (смешение падежных форм, неправильное употребление предложно-падежных конструкций, нарушения видовременных форм глаголов и т.п.). Словообразовательные процессы затруднены. Особое значение для детей дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью является развитие связной речи.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Языкознание и филология, 47 страниц
490 руб.
Дипломная работа, Языкознание и филология, 92 страницы
1200 руб.
Дипломная работа, Языкознание и филология, 72 страницы
750 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg