Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ФИЛОЛОГИЯ

Исследование особенностей почерка в рукописях, выполненных с переменой привычной пишущей руки

happy_woman 432 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 36 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 12.11.2020
Объектом исследования являются теоретические и методические основы исследования рукописей, выполненных с переменой привычной пишущей руки. Предметом данной научно-исследовательской работы являются свойства и признаки почерка в рукописях, выполненных с переменой привычной пишущей руки, а также закономерности их проявления. Целью данной работы является изучение закономерностей отображения признаков почерка в рукописях, выполненных с переменой привычной пишущей руки, для групп левшей и правшей, а также демонстрация необходимости дальнейшего исследования почерка, изменённого при помощи перемены привычной руки. Задачами данной работы являются: - изучение теоретических основ умышленного изменения почерка; - подробное рассмотрение перемены привычной пишущей руки, как одного из способов умышленного изменения почерка; - изучение признаков, проявляющихся в рукописях, выполненных с переменой привычной пишущей руки; - установление частоты встречаемости классических и специфических признаков в рукописях, выполненных с переменой привычной пишущей руки на левую и переменой привычной пишущей руки на правую. При написании работы применялись общенаучные (анализ, сравнение, описание) и специальные методы исследования: графический, количественный, качественно-описательный и другие.
Введение

Несмотря на постепенный переход документооборота в электронный вид, необходимость проведения судебных почерковедческих экспертиз не теряет своей актуальности. Особую важность имеет исследование рукописей, при написании которых исполнитель намеренно пытался исказить свой почерк в различных целях. Современный уровень развития судебно-почерковедческой экспертизы позволяет решать широкий спектр задач идентификационного и диагностического характера. Однако проблема исследования рукописей, выполненных с переменой привычной пишущей руки, остаётся недостаточно исследованной, что препятствует объективному проведению почерковедческих экспертиз. Актуальность данной работы связана с тем, что в данный момент перемена привычной пишущей руки, как одного из способов изменения почерка, чаще всего рассматривается только для рукописей, выполненных правшами. Кроме того, существуют спорные вопросы в классификации данного вида изменённого письма.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. УМЫШЛЕННОЕ ИЗМЕНЕНИЕ ПОЧЕРКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 5 §1. Понятие и классификация умышленных изменений почерка 5 §2. Перемена привычной пишущей руки, как один из видов умышленного изменения почерка 13 ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЗНАКОВ ПОЧЕРКА В РУКОПИСЯХ, ВЫПОЛНЕННЫХ С ПЕРЕМЕНОЙ ПРИВЫЧНОЙ ПИШУЩЕЙ РУКИ 27 §1. Анализ признаков почерка в группах экспериментальных образцов рукописей, выполненных с переменой привычной пишущей руки 27 §2. Анализ частоты проявления признаков в группах экспериментальных образцов рукописей, выполненных с переменой привычной пишущей руки 31 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 36
Список литературы

1. Бобовкин М.В., Серегин В.В. Почерковедение и почерковедческая экспертиза: учебник/ под ред. Серегина В.В. — Волгоград: ВА МВД России, 2002. 2. Бобовкин М.В. Возможности судебно-диагностического исследования письма лиц, находящихся в психопатологических состоянияъ: дис. канд. юр. наук. — Волгоград, 1998. 3. Богачкина Г.Ф. и др. Исследование рукописей, выполненных изменённым почерком // Экспертная техника. — М., 1972. 4. Винберг Л.А., Шванкова М.В. Почерковедческая экспертиза. — Волгоград, 1977. 5. Еливанова М.С. Исследование рукописных текстов, выполненных левой рукой // Судебно-почерковедческая экспертиза. — М., 1971. 6. Исматова Т.И. Влияние специальной тренировки на формирование навыка письма непривычной пишущей рукой // Вестник криминалистики. — М., 2002. 7. Исматова Т. И. Основные свойства почерка непривычной пишущей руки // Проблемы судебной экспертизы на современном этапе: тезисы докладов межвузовской науч.-практи. конф. Волгоград, 2003. 8. Исматова Т.И., Кошманов М.П., Шаова Т.Г., Шнайдер А.А. Криминалистическое исследование рукописей, выполненных непривычной пишущей рукой // Криминалистическая экспертиза: исследование документов. Межвузовский сборник научных статей. — Саратов, 1999. 9. Исматова Т.И., Шаова Т.Г., Орлова А.М. Диагностирование факта перемены привычной пишущей руки. Методические рекомендации. — В., 2007. 10. Колотунова А.И. Исследование измененных почерков (письмо левой рукой) // Библиотека эксперта. — М., 1975. 11. Куприянова А.А. Теоретические основы и методика судебно-почерковедческих диагностических исследований. — Волгоград, 1978. 12. Моисеева А.П. Исследование изменённых почерков (письмо буквами печатной формы). — М., 1975. 13. Расулов А.С. Установление факта выполнения рукописи непривычной к письму (левой) рукой. — Ташкент, 1986. 14. Рубцова И.И., Соколов С.В., Сысоева Л.А. Криминалистическое исследование общих и частных признаков почерка: Учебное пособие. — М.: ЭКЦ МВД России, 2005. 15. Томилин В.В. Естественные, патологические и умышленные изменения письменной речи и почерка // Криминалистическое исследование документов. — М., 1966.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. УМЫШЛЕННОЕ ИЗМЕНЕНИЕ ПОЧЕРКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ §1. Понятие и классификация умышленных изменений почерка Почерк каждого человека формируется под воздействием множества индивидуальных факторов, образующих неповторимую совокупность, что делает процесс и результат его формирования уникальным для каждого человека и позволяет с помощью почерка осуществлять идентификацию конкретного лица по выполненным им записям. Оказывать влияние на почерк могут не только индивидуальные особенности нервной системы и мышечных сокращений, возникающих при письме, но и многие сбивающие факторы: - материалы, используемые в процессе письма, такие как используемый пишущий прибор, чернила, бумага; - степень освещённости пространства; - поза и способ удержания пишущего прибора; - возраст исполнителя рукописи; - эмоциональное и функциональное состояние исполнителя рукописи (возбуждение, торможение, опьянение, утомление и др.); - наличие различных заболеваний и психических расстройств; - непривычная установка пишущего лица (старательное, замедленное, быстрое письмо). Влияние перечисленных факторов на пишущее лицо приводит к появлению в его почерке различных изменений. Данные изменения относятся к естественным, возникающим вне зависимости от желания и без активного участия сознания пишущего лица. В системе сбивающих факторов, оказывающих воздействие на пишущее лицо и его почерк, следует уделить особое внимание группе умышленных изменений почерка. Умышленное изменение почерка – это сознательное искажение пишущим лицом общих и частных признаков собственного почерка с целью его маскировки. Умышленное изменение почерка связано с нарушением привычного письменно-двигательного функционально-динамического комплекса движений, что приводит к возникновению изменений в «нормальном» почерке лица. Эти изменения нередко позволяют установить не только сам факт написания рукописи в необычных условиях, но и определить конкретный сбивающий фактор, воздействовавший на исполнителя рукописного текста в момент его написания. Это обусловлено тем, что наряду с проявлением диагностических признаков, указывающих на необычность условий письма, проявляются и специфические признаки, характерные для различных видов умышленных изменений почерка и связанные с особенностями перестройки письменно-двигательного функционально-динамического комплекса для эффективного выполнения рукописи под воздействием конкретных факторов. Наиболее часто в систему умышленных изменений почерка включают следующие виды изменений: 1. Скорописная маскировка почерка; 2. Подражание печатному шрифту; 3. Подражание почерку другого лица; 4. Перемена привычной пишущей руки. Рассмотрим подробнее каждый из видов умышленного изменения почерка. Скорописная маскировка (см. иллюстрацию №№1-2) является наиболее распространённым и часто встречаемым видом умышленного изменения почерка, так как данное изменение почерка не требует определённых навыков и умений. При таком виде маскировки текст выполняется скорописью, почерк остаётся довольно беглым, темп движения становится неравномерным в отдельных частях рукописи. Скорописная маскировка почерка обычно достигается следующими способами: изменением общих признаков почерка (изменения наклона почерка, протяжённости движений и т.д.); введением в почерк вычурных вариантов букв; путём подражания ученическому почерку . Также к скорописной маскировке относят умышленное изменение степени выработанности почерка. При этом наблюдается её снижение, поскольку письменно-двигательный навык исполнителя приспособлен к определённому уровню владения навыком письма, повысить который без предварительной тренировки невозможно. При скорописной маскировке изменяются, в основном, общие признаки почерка, в то время как частные признаки практически не подвергаются существенным изменениям, затрудняющим идентификацию исполнителя рукописного текста. Иллюстрация №1. Изображение рукописного текста, выполненного обычным почерком. Иллюстрация №2. Изображение рукописного текста, выполненного со скорописной маскировкой (изменением наклона). Выполнение рукописей с подражанием печатному шрифту (см. иллюстрацию №№3-4) также является одним из часто встречающихся видов умышленного изменения почерка. Подобное письмо связано с намеренным изменением общего строения букв со скорописного на печатное . В данном случае под печатным шрифтом понимается шрифт, произвольно выбранный исполнителем, который по конфигурации приближается к шрифтам, используемым в печатном деле. Формирование так называемого «печатного» почерка происходит на базе ранее выработанного скорописного почерка. При этом, чем выше уровень овладения техникой письма скорописью, тем легче происходит формирование печатного почерка. Другим фактором, влияющим на формирование печатного почерка, является способ подражания – непосредственно по образцам стандартных шрифтов или по памяти – зрительному восприятию. В текстах, выполненных по образцам стандартных шрифтов, содержится мало идентификационных признаков почерка пишущего, а в рукописях, выполненных по памяти, появляется много особенностей, позволяющих идентифицировать исполнителя исследуемого текста. Кроме указанных выше причин на формирование печатного почерка влияют степень тренировки и специальное обучение, т. е. степень заученности: чем больше у пишущего тренировка в письме буквами печатной формы, тем устойчивее признаки почерка и наоборот . Выполнение рукописей с подражанием печатному шрифту оказывает существенное влияние на частные признаки искажаемого почерка, поскольку для печатного шрифта характерно отличное начертание букв, а также отсутствие соединений между ними, что не позволяет в полном объёме использовать принятую классификацию частных признаков и затрудняет идентификацию лица, выполнившего рукопись. Иллюстрация №3. Изображение рукописного текста, выполненного обычным почерком. Иллюстрация №4. Изображение рукописного текста, выполненного с подражанием печатному шрифту. Нередко встречается и такой вид умышленного изменения почерка как подражание почерку другого лица (см. иллюстрацию №№ 5-6). Данный способ маскировки характеризуется стремлением исполнителя рукописи к наиболее точному и полному воспроизведению комплекса признаков почерка другого лица при одновременном подавлении собственных признаков почерка. Процесс имитации почерка другого лица требует от исполнителя тщательного контроля над воспроизводимыми движениями. Постепенное снижение концентрации приводит к проявлению в рукописи признаков почерка подражателя. В рукописях, выполненных с подражанием, эксперт, как правило, обнаруживает три группы признаков: признаки, свойственные чужому почерку, признаки почерка подделывателя и изменённые признаки почерка подделывателя. От проявления этих групп признаков в тексте, их соотношения, зависит установление факта подражания и возможность идентификации исполнителя . На схожесть почерка подражателя, полученного в результате имитации почерка другого лица, оказывают влияние и такие факторы как наличие предварительной тренировки, осуществление подражания по памяти, либо с возможностью визуального сопоставления с целевым почерком, наличие сходства почерков, объём текста и другие. Иллюстрация №5. Изображение рукописного текста, выполненного обычным почерком. Иллюстрация №6. Изображение рукописного текста, выполненного с подражанием почерку другого лица. Перемена привычной пишущей руки (см. иллюстрацию №№7-8) также является достаточно распространённым способом искажения признаков собственного почерка. Письмо непривычной рукой, как правило, является незнакомым и неудобным для пишущего и, следовательно, связано со значительным изменением механизма письма, с его перестройкой. Таким образом, развитие навыка письма непривычной рукой связано с выработкой нового варианта почерка. Формирование письма непривычной рукой не происходит в отдельности от уже имеющегося навыка писать привычной рукой. Навык письма привычной рукой, мысленные образы букв облегчают овладение письмом непривычной рукой. При письме непривычной рукой пишущий старается воспроизвести особенности движения написания букв и знаков привычной рукой. Сложным моментом в этом случае является то, что лица, пишущие правой рукой, выполняют движения в строго определённом направлении, следовательно, и левую руку надо натренировать в выполнении движений в нужном направлении. Необходимо отметить, что данный способ изменения почерка нередко называют термином «леворучное письмо», что является некорректным. Перемена привычной пишущей руки подразумевает выполнение рукописи при помощи руки, обычно не используемой исполнителем для написания текстов. Лицо, для которого привычной рукой является левая, для изменения своего почерка данным способом будет использовать правую руку, что не позволяет применить к его действиям термин «леворучное письмо». Степень искажения почерка и возможность установления факта перемены привычной пишущей руки зависят от степени владения исполнителя рукописи навыком письма непривычной рукой. Поскольку у большинства людей навык выполнения рукописей непривычной рукой отсутствует, чаще всего применение данного способа приводит к сильному искажению как общих, так и частных признаков собственного почерка. Иллюстрация №7. Изображение рукописного текста, выполненного обычным почерком. Иллюстрация №8. Изображение рукописного текста, выполненного с переменой привычной пишущей руки. Рассмотрев виды умышленного изменения почерка, можно сделать вывод о том, что каждый из них является достаточно распространённым и имеет свои интересные особенности. Тем не менее, перемена привычной пишущей руки представляется наиболее интересным для рассмотрения способом искажения признаков почерка, поскольку приводит к существенному искажению как общих, так и частных признаков почерка, связанному с малой распространённостью навыка письма обеими руками. Также необходимо отметить, что рука, используемая как ведущая при выполнении различных повседневных задач, не всегда является предпочтительной для написания рукописных текстов. Этот факт ещё больше затрудняет дифференциацию текстов, выполненных с переменой привычной пишущей руки на правую и текстов, выполненных с переменой привычной пишущей руки на левую. Кроме того, данный вид изменения почерка можно разделить на подвиды, отдельно рассматривая степень и характер искажения признаков почерка при перемене привычной пишущей руки правшами и левшами. §2. Перемена привычной пишущей руки, как один из видов умышленного изменения почерка Как было сказано ранее, перемена привычной пишущей руки является одним из самых распространённых способов намеренного изменения почерка. Это связано с тем, что, несмотря на простоту исполнения, перемена привычной пишущей руки приводит к значительному изменению общих и частных признаков собственного почерка лица. Отсутствие выработанного навыка письма непривычной рукой приводит к нарушению автоматизации движений, характерной для выполнения рукописей привычной рукой. Нарушение автоматизации движений приводит к тому, что лицо, в процессе выполнения письменных знаков, вынуждено тщательно координировать свои движения при написании каждого элемента и стремиться привести их к привычному виду путём визуального контроля, а не привычных движений мышц. Отсутствие навыка письма непривычной рукой приводит к достаточно быстрому утомлению её мышц, выполняющих нехарактерные для их обычного функционирования движения. По мере написания текста снижается и контроль над координацией движений, и, пытаясь перенести привычные движения на непривычную руку, исполнитель может возвращаться к движениям, характерным для привычного способа письма. Благодаря этому в рукописи появляются характерные признаки, свидетельствующие о выполнении текста с переменой привычной пишущей руки. При выполнении рукописного текста непривычной рукой, наблюдается отсутствие гладкости линий, в линиях проявляется незначительная волнистость, связанная с дрожанием руки. В рукописях, выполненных с переменой привычной пишущей руки на левую, данный признак наблюдается на протяжении всего текста. В рукописях, выполненных с переменой привычной пишущей руки на правую, наиболее яркое проявление признака характерно для заключительной части рукописи, поскольку по мере написания рукописного текста физическое утомление непривычной руки нарастает, также постепенно ослабевает визуальный контроль за выполняемыми линиями. Искажение почерка осуществляется в пределах вариационности конкретного почерка, обусловленной его динамической устойчивостью к воздействию сбивающих факторов. В рукописях, выполненных умышленно изменённым почерком, отображаются две группы признаков – изменившиеся, возникшие в результате нарушения привычных движений, и неизменившиеся, свойственные обычному почерку пишущего. На искажение почерка при письме непривычной рукой влияет наличие у исполнителя предварительной тренировки, изначальная степень владения непривычной рукой. При этом в отличие от большинства других видов изменённого почерка, степень выработанности почерка не оказывает влияния на степень искажения при перемене руки. Таким образом, почерки как низкой, так и высокой степени выработанности могут подвергнуться как значительной, так и незначительной трансформации. Рассмотрим, какие признаки характерны для данного вида изменения почерка. Особенности проявления конкретных признаков при перемене привычной пишущей руки на левую (в почерках правшей) и при перемене привычной пишущей руки на правую (в почерках левшей) будут освещены в экспериментальной части работы. Для рукописного текста, выполненного с переменой привычной пишущей руки, характерно наличие выраженных «классических» диагностических признаков, указывающих на необычность условий выполнения рукописи. В данную группу включаются признаки замедления темпа письма и снижение координации движений 1-й и 2-й группы. Снижение координации движений 1-й группы при письме непривычной пишущей рукой характеризуется неточностью при выполнении мелких движений, проявляющейся в виде: • угловатости и изломанности движений при выполнении криволинейных (овальных, дуговых) элементов письменных знаков и их соединений; • выполнения прямолинейных элементов и соединений извилистыми движениями. Данный признак особенно отчётливо проявляется при выполнении элементов большой протяжённости; • неустойчивости размещения точек начала, окончания, соединения и пересечения движений при выполнении элементов письменных знаков. Характерно отсутствие соединений между буквами, поскольку их правильное выполнение в условиях написания текста непривычной рукой требует особенно тщательного контроля над движениями. Снижение координации движений 2-й группы в рукописях, выполненных непривычной пишущей рукой, как правило, представлено в виде: • неравномерности движений по вертикали и горизонтали, проявляющейся в рукописи в виде неустойчивых размера, разгона и наклона почерка; • неустойчивости расстановки букв (от наложений и примыканий отдельных письменных знаков до большой расстановки). Нарушение пространственной ориентации при выполнении рукописи непривычной пишущей рукой характеризуется ярко выраженной неустойчивостью размещения движений по вертикали, что приводит к появлению извилистой формы и неустойчивого направления линии письма, неравномерности размера интервалов между строками и словами. Нарушение динамической организации рукописи характеризуется признаками замедления темпа письма, к которым относятся: • тупые начала и окончания штрихов; • неустойчивый (одновременно сильный и слабый) недифференцированный нажим; • интервальная или малая степень связности почерка, преобладание интервального вида соединения элементов письменных знаков; • немотивированные остановки пишущего прибора, проявляющиеся в виде разрывов движений, либо наплыва красителя в местах остановки пишущего прибора; • увеличение размера почерка; • наличие ретуши (исправлений, дорисовки при выполнении письменных знаков и их элементов). Кроме того, при выявлении признаков перемены привычной пишущей руки характерно равномерное распределение признаков необычности выполнения рукописи. В отдельных случая наблюдается большая выраженность диагностических признаков как в начале, так и в конце текста. Первое объясняется начальной стадией процесса приспособления к необычным условиям письма, второе – проявлением утомления при выполнении текста значительного объёма или физической усталости непривычной пишущей руки. Специфические признаки, характерные для перемены привычной пишущей руки, как правило, являются достаточно выраженными и позволяют отличить её от других видов изменённого почерка. Основными специфическими признаками письма, выполненного с переменой привычной пишущей руки, являются: 1. Относительное размещение точки пересечения начальной части первого и заключительной части второго элемента буквы «в» справа от вертикальной части (см. иллюстрацию №9). Данный признак рассматривается только в том случае, когда буква «в» соединена с последующей буквой интервально. Иллюстрация №9. 2. Дугообразная форма движений при соединении элементов букв там, где по нормам прописи должна быть прямолинейно-возвратная форма движений (см. иллюстрацию №10). Верхние прямолинейно-возвратные соединения заменяются на дуговые правоокружные, нижние – на дуговые левоокружные. В нижних соединениях признак признается информативным только в случае правоокружного (по нормам прописи) направления при выполнении последующего элемента). Чаще всего данный признак проявляется в верхних соединениях букв «а», «д», «и», «й», «н», «у», «ц», «ш», «щ» и в нижних соединениях букв «п», «р», «т». В буквах «л», «м», «ы» признак не учитывается.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Языкознание и филология, 31 страница
320 руб.
Курсовая работа, Языкознание и филология, 24 страницы
210 руб.
Курсовая работа, Языкознание и филология, 40 страниц
480 руб.
Курсовая работа, Языкознание и филология, 36 страниц
600 руб.
Курсовая работа, Языкознание и филология, 24 страницы
250 руб.
Курсовая работа, Языкознание и филология, 32 страницы
320 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg