Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Коррекция агрессивного поведения детей младшего школьного возраста посредством социально-психологического тренинга

vlada99 750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 75 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.11.2020
В рамках данной исследовательской работы мы рассмотрели проблему недопредставленности и концептуализации существующих программ профилактики агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста. Целью нашей работы было теоретическое обоснование, разработка и апробация программы профилактики агрессивного поведения младших школьников.
Введение

Актуальность исследования. В соответствии с современными тенденциями модернизации системы образования особое значение приобретает проблема сохранения не только физического, но и психологического здоровья детей младшего школьного возраста и формирования их эмоционального благополучия. Происходящие в современном обществе процессы социального кризиса влияют на психологию людей, вызывая беспокойство и напряжение, озлобленность, жестокость, насилие и агрессию. Рост агрессивных тенденций в школьной среде отражает одну из наиболее острых социальных проблем нашего общества, где в последние годы резко увеличились случаи, связанные с физическим и эмоциональным негативным воздействием. В то же время факт усиления агрессии вызывает беспокойство против личности, влекущей за собой серьезные последствия, как для агрессора, так за его жертву. Проблема агрессивного поведения является одной из самых существенных проблем современной психологии. Агрессия - преднамеренные действия, которые причиняют или намереваются причинить вред другому человеку, группе людей или животному. Агрессия - это любая форма поведения, направленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, которое не хочет такого обращения. Агрессивность - это личностная черта, заключающаяся в готовности и предпочтении использовать насильственные средства для реализации своих целей, о чем свидетельствуют работы А. Басса, А. Бандуры, К. Лоренца и других [1]. Повышенное агрессивное поведение детей является одной из самых острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества. Этой проблемой занимались такие ученые, как Р. Л. Аткинсон, А. Бандура, Р. Бэрон, Л. Берковиц, Б. С. Братус, Л. С. Выготский, Л. В. Занков, Б. В. Зейгарник, Э.С. Иванов, Д.Н. Исаев, В.В. Ковалев К.С. Лебединская, С.С. Мнухин, М.С. Певзнер А.А. Реан, Д. Ричардсон, Л.Д. Столяренко, Р. Уолтерс, Э. Фромм, Л. М. Шпицына. В Казахстане проблемы агрессивности изучаются в трудах казахстанских психологов В.Я. Струмский, А.П. Нечаев, Т.Т. Тажибаева, М.М. Муканова, А. Темирбекова, С. Балаубаев, Т.С. Садыкова, М.Е. Кудайкулова, Т.С. Сабырова Е.О. Жуматаева, Ю.О. Умбетова, Шерязданова Х.Т., К.Б. Жарикбаева, Ю.И. Намазбаева, Л.С. Пилипчук, С.Ж. Омирбекова Л.О. Сарсенбаева, Т.М. Шалгимбаев К.М. Арымбаева, С.М. Джакупова, Г.Ж. Тогизбаева, Акажанова А.Т. и так далее. Но, несмотря на большое количество исследований по проблемам агрессии, эта проблема остается плохо изученной. И наше исследование будет способствовать изучению этой проблемы. Таким образом, проблемой исследования является недопредставленность существующих программ по профилактике агрессивного поведения у учащихся начальных классов. Объект исследования: агрессивное поведение младших школьников. Предметом исследования: коррекция агрессивного поведения детей младшего школьного возраста. Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально изучить психолого-педагогическую коррекцию агрессивного поведения ученики начальных классов средствами психологического тренинга. Исходя из поставленной цели, следующие задачи исследования: 1. Дать понятие агрессии и определить особенности ее проявления в младшем школьном возрасте на основе анализа психолого-педагогической литературы. 2. Изучить выраженность агрессивного поведения детей младшего школьного возраста. 3. Разработать и реализовать программу социально-психологического тренинга, направленную на коррекцию агрессивного поведения младших школьников. 4. Провести анализ результатов опытно-экспериментального исследования. Исследовательская гипотеза: Программа по предотвращению агрессивного поведения младших школьников, направленная на создание позитивных отношений со сверстниками, развитие коммуникативных навыков в игровой деятельности, будет эффективной, поскольку она поможет детям гибко освоить различные модели социально приемлемого поведения и самостоятельно применять их в различных видах деятельности. Для решения поставленной задачи и проверки исходной гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогическая литература, эмпирические исследования, математическая обработка и качественный анализ данных. Теоретические и методологические основы исследования: В.Д. Менделеевич; А. Нальчаджян; И.П. Подласого в области изучения агрессии и агрессивности; А.К. Осницкого; Г.E. Бреслава; И.А. Фурманов в области исследования проблем детской агрессии; T.P. Смирнова; Е.К. Лютова Г.Б. Монина; М.Н. Заостровцева, Н.В. Перешеина в области коррекции и предотвращения агрессивного поведения. Практическая значимость исследования. Разработанная нами психолого-педагогическая программа по профилактике агрессивного поведения школьников начальных классов могут быть использованы педагогами образовательных организаций, с целью формирования различных нарушений социальной адаптации у детей, в том числе агрессивные проявления. Эмпирическая база исследования: КГУ «СОШ им.М.Кабылбекова». В исследовании приняли участие учащихся 2 и 3 классов, 85 человек, 30 мальчиков и 55 девочек. Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографических источников и приложения.
Содержание

Введение ………………………………………………………………….. 3 Теоретические основы агрессивных проявлений в младшем школьном возрасте ……………………………………………………… 6 Понятие агрессии и особенности ее проявления в младшем школьном возрасте ……………………………………………………… 6 Причины и виды агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста …………………………………………………….. 12 Социально-психологический тренинг как средство коррекции агрессивного поведения ………………………………………………… 16 Выводы по 1 главе ……………………………………………………….. 22 Опытно-экспериментальное исследование коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста средствами социально-психологического тренинга ..………………………….…… 23 Изучение агрессивности у детей младшего школьного возраста на базе КГУ «СОШ им.М.Кабылбекова» …………………………………. 23 Разработка и реализация программы коррекции агрессивного поведения у учащихся младшего школьного возраста средствами социально-психологического тренинга ……………………………….. 40 Анализ результатов исследования ……………………………………… 45 Выводы по 2 главе ………………………………………………………. 53 Заключение ……………………………………………………………….. 55 Список использованных источников …………………………………… 59 Приложения ……………………………………………………………… 64
Список литературы

1. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. 2. Закон Республики Казахстан «О предупреждении преступности среди несовершеннолетних и профилактике безнадзорности и беспризорности среди детей» от 9 июля 2004 года № 591 (с изменениями и дополнениями от 01 апреля 2019 года № 240-VI) 3. Курбатова Т.Н. Структурный анализ агрессии // Б Г. Ананьев и ленинградская школа в развитии современной психологии. — СПб., 1995. 4. Концептуальные основы воспитания. Утверждены приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от «22» апреля 2015 года № 227 5. Жулаева Р. Влияние телевидения на формирование стереотипов агрессивного поведения среди подростков // Воспитание школьника, 2011. - № 6 – С. 22 – 25. 6. Зиятдинова А. Природа агрессивности современного подростка: анализ проблемы и поиски решения // Творческая педагогика, 2012. - № 3. – С. 4 – 17. 7. Гонохова Л.Г. Особенности проявления агрессии у детей и подростков // Воспитание школьника, 2009. - № 8 – 9. - С. 15 – 20. 8. Замковой В.И. Философия агрессии. – Алматы, 2013. – 315 с. 9. Доронин Г. Подростки: нравственные проблемы // Казахстанская правда,2010. – С. 6 10. Жолдасова Р.У. Педагогические условия коррекции агрессивного поведения у подростков // Воспитание школьника, 2010. - № 3. – С. 35 – 37. 11. Маханбетова А. Особенности девиантного поведения детей и подростков // Воспитание школьника, 2011. - № 1. - С. 7 – 10. 12. Жумабаева П.Ж. Проблемы персонификации и социализации личности в современных условиях. // Білім-Образование, 2007. - №2. - С.112-114. 13. Комекбаева Л.К. Школьная психология в процессе формирования психического здоровья детей и подростков//Психология в казахстанской школе. Алматы, 2006. - №3. - С.5-7. 14. Выготский Л.С. Психология развития человека М.: Издательство Смысл; Издательство Эксмо, 2006. – 1136 с. 15. Большой психологический словарь / Под ред Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - М.: АСТ; СПб.: Прайм-Еврознак, 2011. - 816 с. 16. Мардахаев Л.В. Словарь по социальной педагогике. Учеб. пособие для студ. ВУЗов. - М.: Академия, 2014. - 368 с. 17. Психологиячеловеческойагрессивности/К.В.Сельченок. — М. : Сфера, 1999. — 656 с. 18. Иващенко Ф.И. Психология воспитания школьников: уч. пособ., Минск, 1999. – 136 с. 19. Балашова Е.Ю. Успешность обучения школьников в современных условиях. [Текст] // Е.Ю. Балашова. Педагогика и психология. - 2008. №10. С.36-38. 20. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л.М. Семенюк. – М., 1998. – 214 с. 21. МихайловаО.Ю. Психологические механизмы криминальной сексуальнойагрессии: дис. ... доктора психол. наук. - Ростов-на Дону, 2001. - 545 с. 22. Налчаджян А. Агрессивность человека. – СПб: Питер, 2007. – 736 с. 23. Балашова Е.Ю. Успешность обучения школьников в современных условиях. [Текст] // Е.Ю. Балашова. Педагогика и психология. - 2008. №10. С.36-38. 24. Бандура, А. Теория социального научения / А. Бандура. – СПб., 2000. – 360 с. 25. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. 1996. № 5. С. 3–18. 26. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Мн., 2006. – 192с. 27. Красноперова Ю. А. Педагогические условия предупреждения и коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста из полных и неполных семей. – Уфа, 2005. – 85 с. 28. Кукaркинa Е., Шaпиро A. Трудные подростки. Возможности изменений для родителей, детей и семей в целом. – М., 2000. – 273 с. 29. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. - М., 2015. – 308 с. 30. Захаров, А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка / А.И. Захаров. - М.: Просвещение, 2006-173с. 31. Казанцева Д.Б. (ред.) Проблемы развития личности. Материалы международной научно-практической конференции. – Пенза –Ереван – Прага: ООО Научно-издательский центр «Социосфера», 2014. – 204 с. 32. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. Спб.: Речь, 2005 год, 384 33. Хван А.А., Зайцев Ю.А., Кузнецова Ю.А. Стандартизированный опросник измерения агрессивных и враждебных реакций А. Басса и А. Дарки. Методические рекомендации. — Кемерово: КРИПКиПРО, 2006. – 66 с. 34. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М., 1994. 447с. 35. Селиванова Е. А. Использование учителем методов психологического воздействия на подростков в образовательном процессе // Фундаментальные исследования. ? 2014. ? № 3?2. – С. 422–426. 36. Эльконин Д.Б. Детская психология. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с. 37. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд-во «Национальное образование» 2016 г. – 368 с. 38. Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. В 2 т. – М. : Генезис, 2000. – 359 с. 39. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М., 2011. - 371с. 40. Фельдштейн Д. И. Сущностные особенности современного Детства и задачи теоретико-методологического обеспечения процесса образования / Фельдштейн Д. И. // Мир психологии, №1 (57), 2012. – С.211 – 218. 41. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. – 8-е международное изд. – СПБ.:Изд-во «Питер», 2000. – 624 с. 42. Баева И.А., Вихристюк О.В., Гаязова Л.А. (ред.) Безопасность образовательной среды: психологическая оценка и сопровождение. Сборник научных статей. — М.: МГППУ, 2013. — 304 с. 43. Прихожан А.М., Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2007. — 192 с. 44. Петрова А.Б. Психологическая коррекция и профилактика агрессивных форм поведения несовершеннолетних с девиантным поведением. М.: Флинта: МПСИ, 2008. — 152 с. 45. Одинцова, М.А. Я – целый мир: Программа развития личности подростков и юношества / Учебно – методическое пособие. Серия «Психология успеха» / М.А. Одинцова. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2004. – 208с. 46. Основы педагогики / Под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. – М.: Педагогика, 2011. – 372 с. 47. Основы психофизиологии: Учебник / Отв. ред. Ю.И. Александров. - М.: ИНФРА-М, 2013 – 349 с. 48. От А до Я. Тесты для младших школьников [Электронный ресурс ] URL: http://azps.ru/tests/indexch.html 49. Плаксина, Л.И. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с нарушением зрения: Учебное пособие. – М.: РАОИКП, 2011 – 123 с. 50. Паламарчук, В.Ф. Школа учит мыслить. / Паламарчук В.Ф. – М.: Гардарики. 2015 – 132 с. 51. Рогов, Е.И. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования. /Е.И. Рогов ? М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014.- с.217-233 52. Тихомирова, Л.Ф. Развитие познавательных способностей у младших школьников /Л.Ф. Тихомирова. – М.: Просвещение, 2012. – 73 с. 53. Фонарев, А. М. Развитие ориентировочных реакций у младших школьников /А.М. Фонарев. – М.: Просвещение, 2014. – 93 с. 54. Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон. – М.: Владос, 2011. – 125 с. 55. Щуркова, Н.Е. Педагогическая технология / Н.Е. Щуркова. – М.: Педагогическое общество России, 2012 – 375 с.
Отрывок из работы

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 1.1 Понятие агрессии и особенности ее проявления в младшем школьном возрасте В настоящее время проблема детской агрессии актуальна, так как мы сталкиваемся с ней каждый день. Возросло демонстративное и провокационное поведение студентов по отношению к внешней среде. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессия. Закон Республики Казахстан «О профилактике правонарушений несовершеннолетних и профилактике безнадзорности и беспризорности среди детей» от 9 июля 2004 года № 591 (с изменениями от 01 апреля 2019 года № 240-VI) определяет детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, - детей, жизнедеятельность которых нарушена в результате обстоятельств и которые не могут преодолеть эти обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи [2]. Рост агрессивных тенденций в подростковом возрасте отражает одну из наиболее острых социальных проблем нашего общества [3]. Поэтому важной задачей воспитания подрастающего поколения в концепции непрерывного образования Республики Казахстан являются: «воспитание подрастающего поколения ценностями толерантности, согласия и культуры межнационального общения; создание социально-педагогических условий, способствующих формированию позитивного отношения детей и молодежи к миру, обществу, природе» [4].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg