Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЖЕНЩИН С ПАТОЛОГИЕЙ БЕРЕМЕННОСТИ

vlada99 650 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 68 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.11.2020
Описать психологические особенности женщин, с патологией беременности это цель, которую мы выдвигали и достигли в рамках нашего исследования. Значимость изучения данной проблемы обусловливается в первую очередь тем, что психологические особенности беременности в целом достаточно неплохо освещены, однако, о патологическом течении беременности крайне мало на сегодняшний день исследований. Удивляет факт того, как много написано и изучено о психологических особенностях женщин в период беременности и как мало о том, какие психологические особенности возникают у женщин, с выявленной патологией беременности, не смотря на то, что сейчас каждая третья беременность проходит с патологией разного рода.
Введение

Роль женщины и ее социальное положение во все исторические периоды связываются с материнством и, несмотря на то, что онтогенез материнства берет свое начало еще в младенчестве, на этапе взаимодействия с собственной матерью, период беременности все же считается одним из важнейших, так как это момент первого реального взаимодействия с собственным ребенком. На сегодняшний день особое внимание многих исследователей обращено к изучению беременности с позиции условий для развития ребенка (О.В. Баженова, Г.И. Брехман, Ж.В. Колесова, Т.В. Сколбо, Л.В. Наумова, И.В. Добряков, Л.Л. Баз и др.). Однако, не менее важно рассматривать беременность не только в аспекте способности обеспечения условий для благоприятного развития ребенка, но и как важный компонент развития личности самой беременной женщины, этап ее личностного развития и становления, так как во время беременности происходит изменение множества сторон жизни женщины, происходят серьезные изменения самосознания, трансформация ценностно-смысловых составляющих и прочее. Таким образом, период беременности является важнейшим этапом внутриличностных противоречий, что позволяет сделать вывод о важности и необходимости понимания тех психологических изменений, которые происходят с женщиной в этот период при физиологическом протекании беременности и еще более важно, при обнаружении патологии в вынашивании. Беременность в жизни женщины имеет позитивное значение, но психика женщины подвергается стойкой стрессовой нагрузке из-за необходимости адаптации. Состояние беременности соответствует критериям, определяющим его как макрострессор. Во-первых, беременность датируется и локализуется во времени и пространстве, что выделяет ее на фоне хронических стрессоров; во-вторых, беременность требует качественной реорганизации в структуре «индивид — окружающий мир» и этим отличается от временной, преходящей адаптации; в-третьих, беременность сопровождается стойкими аффективными реакциями, а не только кратковременными эмоциями, как это нередко случается в повседневной жизни. При беременности как критической жизненной ситуации биологического характера от женщин требуются более высокие затраты и более продолжительное время на адаптацию, чем это необходимо при действии повседневных микрострессоров. Нельзя не отметить, что при беременности могут появляться дополнительные стрессоры. Любые дополнительные сложности могут стать для женщины серьезным испытанием, усилить внутренний конфликт, повышенную тревожность или вызвать ситуацию острой эмоциональной напряженности. В этих случаях беременная нуждается не только в заботе близких, но и в профессиональной психологической поддержке. Тем самым объясняется важность, контроля психологического состояния беременной женщины в течении всего периода вынашивания. Среди многообразия стрессоров патология беременности занимает значительное место. По статистике, каждая третья беременная женщина госпитализируется в дородовые стационары, в отделения патологии беременности для прохождения лечения. Число врожденных аномалий и хромосомных нарушений у плодов достигает 80 на каждую 1000 беременностей. По современным данным, порядка 35% всех врожденных пороков диагностируется пренатально. Необходимо отметить, что личностные свойства беременной женщины определяют психические и адаптивные реакции на возникшую патологию. Немногочисленные психологические исследования последних лет показали, что существуют особенности психологического статуса женщин, страдающих различными видами патологии беременности, например, при угрозе невынашивания, при сахарном диабете, гипоксии плода, преэклампсии и эклампсии и другие. Большой интерес исследователей вызывают проблемы возникновения нарушений в материнской сфере и анализ причин осложнений материнско-детских отношений. На сегодняшний в России, психологическая поддержка беременным женщинам, почти никак не регулируется законодательно. Существует ряд нормативных актов, регулирующих оказание медико-психологической помощи только тем женщинам, которые находятся в кризисной ситуации. Однако, определить критичность ситуации не всегда легко. В связи с этим, программы подготовки к родам, основанные на базе женских консультаций, имеют перевес в сторону медицинских аспектов подготовки, исключая психологический компонент. Выработка эффективных мероприятий, направленных на оптимизацию деятельности психолога в медицинских учреждениях, должна основываться на объективной информации об особенностях психологического реагирования женщин на выявленную патологию беременности и готовности будущих матерей к удовлетворению медико-социальных потребностей детей после их рождения. В этой связи интерес вызывает анализ и оценка индивидуально-личностных характеристик личности, особенностей разрешения конфликта в стрессовых ситуациях и копинговых стратегий женщин с осложненным течением беременности. Изучение взаимосвязи между готовностью будущих матерей удовлетворять потребности детей после их рождения, особенностями личности и способами преодоления стресса женщинами при нормальном и осложненном течении беременности может помочь в работе перинатальных психологов. Настоящее исследование было посвящено изучению и описанию особенностей психологического реагирования женщин на установленную патологию беременности. Проблема исследования психологических особенностей женщин при патологии беременности изучена слабо, основной упор в исследованиях последних лет делается на медицинские аспекты, при этом психологический компонент игнорируется. Объектом нашего исследования выступает патология беременности как стрессовая ситуация. Предметом являются психологические особенности женщин с патологией беременности. Гипотеза. Основными психологическими особенностями женщин с патологией беременности выступают: повышенный уровень тревожности, личностное напряжение и стресс, активизация базовых психологических защит и состояние дезадаптации. Цель исследования: описать психологические особенности женщин с патологией беременности. Задачи исследования: 1.Изучить клинико-психологические свойства личности и изменения происходящие с женщиной при физиологическом течении беременности. 2.Рассмотреть особенностей личностных изменений, происходящих с женщинами, при выявлении факта патологии беременности, как болезни. 3.Описать индивидуально-личностные характеристики женщин с патологией беременности. Методы исследования: теоретический анализ литературы, глубинное интервью психологическое тестирование. В качестве конкретных диагностических методик использовались: 1. Шкала реактивной и личностной тревожности Ч. Д. Спилберга и Ю. Л. Ханина, модифицированная под задачи исследования. 2. Методика Индикатор копинг-стратегий в адаптации Н.А. Сиротой и В.М. Ялтонским использовалась для исследования базисных стратегий поведения. 3. Опросник Индекс жизненного стиля LSI (Р. Плутчик, Х. Келлерман и Х. Р. Конте направлена для диагностики механизмов психологической защиты. 4. Тест-опросник Г. Айзенка EPi. в адаптации А. Г. Шмелева предназначен для определения типа темперамента и эмоциональной устойчивости. Методами обработки данных выступили математический статистический анализ, в том числе сравнительный анализ с применением Т-критерия Стьюдента и корреляционный анализ Пирсона. Экспериментальная база исследования: ГАУЗ КО «Областная детская клиническая больница», родовое отделение и отделение патологии беременности. Теоретические основания исследования. В основе нашего исследо-вания лежит методологический подход медицинской психологии, согласно которому психологические реакции женщины на патологию беременности изучаются как детерминированные внутренней картиной болезни (Р.А. Лурия, И. Харди, В.В. Николаева и др.). Научная новизна исследования состоит в описании психологических особенностей женщин с патологией беременности. Изучены показатели нейро-тизма, экстраверсии - интроверсии; реактивной и личностной тревожности. Изучены показатели, характеризующие особенности реагирования на стрессо-вую ситуацию (механизмы психологической защиты) и способы контроля по-ведения (копинговые стратегии) при решении аффективно-нейтральных задач. Практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть использованы медицинскими психологами, врачами, медицинским пер-соналом, психологами и другими специалистами, работающими с женщинами, переживающими патологию беременности, для формирования комплексного подхода при общении с ними. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, теоретической и эмпирической, заключения, приложения и списка литературы, изложена на 70 страницах, включает 23 таблицы.
Содержание

Введение ……………………………………………………………………………5 Глава 1.Теоретические и методологические основания изучения психологических особенностей женщин с патологией беременности………....10 1.1 Беременность как критическое нормативное жизненное событие…………10 1.2 Патология беременности с позиций медицинской психологии…….............17 Выводы по Главе 1……....…………………………………………………………35 Глава 2.Эмпирическое исследование психологических особенностей женщин с патологией беременности…………… ……………………………………………37 2.1 База проведения исследования………………………………………...………37 2.2 Психологическая характеристика женщин с патологией беременности.………………………………………………………………………45 2.3 Сравнительный анализ психологических реакций при разных особенностях патологии беременности…..……………………………………………………….48 2.4 Анализ и интерпретация результатов…………………………………………54 Выводы по Главе 2…….…………………………………………………………...58 Заключение………………………………………………………………………….60 Список литературы………………………………………………………………....62 Приложение………………………………………………………………………....68
Список литературы

1. Азарных Т.Д. Психологическое здоровье/ Т.Д. Азарных, И.И. Тартышникова – М., 2008. – 111с. 2. Айвазян Е.Б., Павлова А.В. Психологическая помощь женщине в период беременности: теоретический аспект [Текст] // IV Всероссийский конгресс по пренатальной и перинатальной психологии, психотерапии и перинатологии с международным участием - М., 2003 – [С.76-79] 3. Айламазян Э.К. Антенатальная диагностика и коррекция нарушений развития плода [Текст] /Айламазян Э.К.// Российские медицинские вести.-Москва.- 1998.- № 2- [С.75-77] 4. Антология гендерной теории [Текст]: сборник / сост. и коммент. Е.И. Гаповой, А.Р. Усмановой. – Минск: Пропилеи, 2000. – [С. 141-146] 5. Ахмеджанов Э.Р. Психологические тесты [Текст] - Москва, 1996.-320 c. 6. Бабич, О.М. Методы саморегуляции и психологической разгрузки [Текст] / О.М. Бабич. - Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского Государственного университета, 2008. - 131 с 7. Батуев А.С. Биосоциальная природа материнства и раннего детства [Текст] // Батуев А.С., Безрукова О.Н., Кощавцев А.Г. и др. / Под ред. А.С. Батуева. СПб.: Изд-во С.-Петерб. Унта, 2007. 374 с. 8. Блох М.Е. Использование психотерапии у женщин с невынашиванием беременности [Текст] // Журнал практического психолога. 2003. № 4-5 [С. 199-207] 9. Васильева, В.В., Авруцкая В.В. Особенности психоэмоционального статуса женщин при физиологической и осложненной беременности и программа их психологического сопровождения // Психологический журнал. 2008. Т. 29. № 3 [С. 110 -119] 10. Ветчанина Е.Г., Залевский Г.В., Мальгина Г.Б. Значение психической ригидности при психоэмоциональном стрессе беременных [Текст] // В сб. материалов конференции «Перинатальная психология и медицина» - СПб., 2001 – [С. 163-164] 11. Грандилевская И.В. Психологические особенности реагирования женщин на выявленную патологию беременности//Автореферат канд.псих.наук. СПбГУ. М. 2005. 12. Грон Е.А. Личностные особенности, показатели стресса и онтогенез материнской сферы у женщин с привычной потерей беременности [Текст] // В сборнике научных трудов по материалам II-й международной конференции под редакцией И.В. Добрякова «Перинатальная психология и медицина. Профилактика, психокоррекция, психотерапия нервно-психических расстройств» - СПб., 2003-[С.61-62] 13. Дементьев А.С. Акушерство и гинекология [Текст] / сост. : А. С. Дементьев, И. Ю. Дементьева, С. Ю. Кочетков, Е. Ю. Чепанова. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2016.- 992 с. 14. Дикая, Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека (системно-деятельностный подход) [Текст] / Л.Г. Дикая. - М.: Издательство "Институт психологии РАН", 2003. - 318с. 15. Добряков И.В. Перинатальная психология – СПб.: Питер, 2010. – 234с. 16. Добряков И.В. Разработка и валидизация методики определения особенностейпсихологического компонента гестационной доминанты. // Журнал «Психологическое здоровье». – №7. – 2011. – [С.42-47] 17. Дьяченко М.И., Кадыбович Л.А., Пономаренко В.А. Готовность к деятельности в напряженной ситуации[Текст] // Психологический аспект. – Минск: Университетское, 1976. – 206 с. 18. Захаров А.И. Влияние эмоционального стресса матери на течение беременности и родов. Перинатальная психология и родовспоможение – СПб.: Питер, 2007. – 45с. 19. Иванюшкин, А.Я. Введение в биоэтику [Текст]: учебное пособие / А.Я. Иванюшкин, В.Н. Игнатьев, Р.В. Коротких и др. – М.: Прогресс – Традиция, 1998. – 384 с. [С. 197-201, 205-215]. 20. Ильин, Е.П. Психофизиология состояний человека / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2005. - 412с. 21. Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации. – Новосибирск: Наука, 1980. – 191 с 22. Карелин, А. Большая энциклопедия психологических тестов / А. Карелин. - М.: Эксмо, 2007. [С.39-40]. 23. Китаев–Смык Л.А. Психология стресса. – М.: Наука, 1983. – 480 с. 24. Ковалева, Ю.В. Контроль поведения при различном течении беременности [Текст] / Ковалева, Ю.В., Сергиенко Е.А. Психологический журнал. 2007. Т.28. № 1. [С. 70-82] 25. Коваленко, Н.П. Психосоматические основы невынашивания беременности [Текст] // Перинатальная психология и медицина. Сборник научных трудов членов Российской Ассоциации Перинатальной Психологии и Медицины. СПб: Изд-во ИПТП, 2004-2005 гг. [С. 26-30] 26. Конечный Р. Психология в медицине [Текст] / Конечный Р., Боухал М.-Прага: Авиценум - 1983. – 405 с. 27. Лурия Р.А. Внутренняя картина болезни и итрогенные заболевания [Текст] // 4-е изд.- М.: Медицина, 1977.- [С. 37–52] 28. Миткинов, О. Э. Плод как пациент: правовые коллизии критических состояний в акушерстве и неонатологии [Текст] / О. Э. Миткинов, В. И. Горбачев // Вестник интенсивной терапии им. А. И. Салтанова. - 2018. - № 4. – [С. 26-29] 29. Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику [Текст] //Психологическое исследование. М., 1987. – 168 с. 30. Овчарова, Р.В. Психология родительства [Текст]//Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Изд. центр «Академия», 2005. – 368 с. 31. Пайкачева Ю.М., Несенчук В.В., Аржанова О.Н. Особенности эмоционального состояния беременных после экстракорпорального оплодотворения [Текст] //В сб. материалов конф. «Перинатальная психология и нервно - психическое развитие детей» - СПб., 2000 – [С. 52-55] 32. Перну Л. Я жду ребенка [Текст]//- М., 1989.-330 с. 33. Прохоров В.Н., Абрамченко В.В. Психоэмоциональное состояние женщин при физиологической и осложненной ожирением беременности [Текст] // В сб. материалов конф. «Перинатальная психология и медицина» - СПб., 2001 –[С. 168-171] 34. Психотерапевтическая помощь беременным [Текст] / Р. И. Захаров [и др.] // Медицинская сестра. - 2019. - № 2. – [С. 23-25] 35. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – М., 2013. – С. 29 36. Руководство по амбулаторно-поликлинической помощи в акушерстве и гинекологии [Текст] / под ред. В. Н. Серова, Г. Т. Сухих, В. Н. Прилепской [и др.]. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 1136 с. 37. Русалов, В.М. Индивидуально-психологические особенности женщин с осложненной беременностью [Текст]// Русалов, В.М., Рудина, Л.М. Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 6 [С. 16-26] 38. Скрицкая, Т.В. Ценностные ориентации и уровень удовлетворенности жизнью как показатель личностного роста женщины в период беременности [Текст] // Перинатальная психология и психология родительства. 2006. № 1. [С.76-82] 39. Тернер Д.Р.Д. Пробуждение пренатального [Текст] // Тернер Д.Р.Д., Тернер - Гроут Т.Д. Н. В сборнике научных трудов по материалам II-й международной конференции под редакцией И.В. Добрякова «Перинатальная психология и медицина. Профилактика, психокоррекция, психотерапия нервно-психических расстройств» - СПб., 2003 – [С.23-32] 40. Тишевская И.А., Капишникова Ю.А., Туранина С.В. Взаимосвязь конституциональных и социальных факторов при формировании отношения к беременности [Текст]// Тишевская И.А., Капишникова Ю.А., Туранина С.В. IV Всероссийский конгресс по пренатальной и перинатальной психологии, психотерапии и перинатологии с международным участием - М., 2003 – [С.71-73] 41. Филиппова Г.Г. Психологические факторы нарушения беременности и материнства [Текст] // В сборнике научных трудов по материалам П-й международной конференции под редакцией И.В. Добрякова «Перинатальная психология и медицина. Профилактика, психокоррекция, психотерапия нервно-психических расстройств» - СПб., 2003 – [С.33-38] 42. Филиппова Г.Г. Психология материнства [Текст]// Психология материнства: Учебное пособие - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 240 с. 43. Филиппова, Г.Г. Исследование психологических особенностей переживания беременности у женщин с патологией беременности [Текст]// Филиппова, Г.Г., Черткова, И.Н., Сапарова, И.М., Антонов, М.В., Соколова, О.А., Рябухина, А.В., Пашкова, Ю.В., Николаева, Ю.А.//Журнал практического психолога. 2003. № 4-5. [С. 64-82] 44. Филиппова, Г.Г. Нарушения репродуктивной функции и их связь с нарушениями в формировании материнской сферы [Текст]/Журнал практического психолога. 2003. № 4-5. [С. 83-108] 45. Филлипова Г.Г. Психология материнства и ранний онтогенез: учебное пособие [Текст] / Г.Г. Филиппова. – Москва: Жизнь и мысль, 1999. – 192 с. 46. Фрейд 3. «Я» и «Оно». [Текст]/Фрейд З. «Я» и «ОНО» Труды разных лет. Книга 1 — Тбилиси: Мерани, 1991, [С. 351—392] 47. Хъелл Л. Теории личности (основные положения, исследования и применение) [Текст] // Хъелл Л., Зиглер Д. - СПб.: Питер Пресс, 1997 – [С. 56-104,270-330] 48. Чичерина Н.А. Некоторые вопросы построения современной системы психологической поддержки будущих родителей [Текст] // IV Всероссийский конгресс по пренатальной и перинатальной психологии, психотерапии и пе-ринатологии с международным участием - М., 2003 – [С.35-37.] 49. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции [Текст] / Ю.В. Щербатых, - СПб.: «Питер», 2016. – 256 с. 50. Эйдемиллер Э. Г. Семейная психотерапия и клиническая психология семьи: традиции и современное состояние [Текст] // Э. Г. Эйдемиллер, И. М. Никольская, И. В. Добряков [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2014. – № 6 (29). – URL:http://mprj.ru (дата обращения: 17.12.2019)
Отрывок из работы

Глава 1.Теоретические и методологические основания изучения психологических особенностей женщин с патологией беременности 1.1 Беременность как критическое нормативное жизненное событие Культурные традиции имеют особенности у всех народов, но можно выделить нечто общее. Процессы беременности и родов и период младенчества проходили в контексте жизни общества. И поскольку рождение новых членов общества является значимым событием, эти традиции образуют целый культурный пласт, который можно назвать перинатальной культурой (культурой деторождения), а каждый человек в той или иной степени является носителем этой перинатальной культуры. Включенность перинатального периода в общий контекст жизни естественно является источником эмпирических знаний о важности этого периода в формировании будущего взрослого. Об этом говорит богатство ритуалов и обрядов, восходящих порой к самому процессу зачатия. Тридцать пять лет назад в Германии было основано медицинское общество для исследования вопросов, связанных с рождением. В 1986 году это общество получило международный статус - Международная Ассоциация Пренатальной и Перинатальной Психологии и Медицины. В том же году президент МАПППМ, профессор Г. Федор - Файберг (Стокгольм, Швеция) на 8 Конгрессе в Бадгештайне (Австрия) изложил следующие позиции: рождение человека не может быть сферой, представляющей интерес исключительно для медицины. Точно так же, как зачатие и рождение являются результатом взаимодействия многих физических, психических и эмоциональных систем, так и практика родовспоможения должна привлекать внимание широкого спектра динамично развивающихся научных дисциплин и научных методологий [39]. Обобщение международного опыта перинатальной психологии показало, что за эти годы заложен фундамент, сложившегося взгляда на беременную женщину, саму беременность и родовой процесс, психо-профилактическую подготовку беременных и их партнеров к родам, систему взаимоотношений матери, ближайших родственников и медицинского персонала с еще неродившимся ребенком, а затем новорожденным. Наконец, развитие перинатальной психологии позволило заложить основы технологии дородовой защиты матери и ребенка - биологической, психологической и социальной, то есть основы профилактики психических, психосоматических расстройств и заболеваний как матери, так и ее ребенка.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 129 страниц
1250 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg