Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПЕДАГОГИКА

Мотивация учебной деятельности школьников на уроках географии

vlada99 990 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 95 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.11.2020
В ходе проведённого исследования установлено, что проблема формирования учебной мотивации школьников на уроках географии является особо актуальной в современной педагогической теории и практике. Основные итоги исследования заключаются в следующем: 1. Обоснована необходимость использования методов, приемов, форм обучения географии, в процессе которых активизируется эмоциональная сфера школьника в целях повышения учебной мотивации.
Введение

Актуальность исследования. Современная система образования развивается и функционирует в новых политических и социально-экономических условиях, которые определяют пути и направления ее развития. Сегодня школа должна стать важнейшим фактором формирования личности, жизненных установок, гуманизации общественно-экономических отношений. Ведущим фактором, регулирующим активность, поведение, деятельность личности является мотивация. Любое педагогическое взаимодействие с обучаемым становится эффективным только с учётом особенностей его мотивации. За объективно одинаковыми действиями учащихся могут быть совершенно различные причины, поэтому проблема мотивации учебной деятельности относится к числу базовых проблем психологии обучения. Анализ научной психолого-педагогической литературы свидетельствует, что проблемой мотивации учебной деятельности и вопросами ее формирования занимались большое количество исследователей. Так, в контексте развития общей мотивационной сферы личности данную категорию рассматривают В.Г. Асеев, Б.И. Додонов, Ю.Н. Кулюткин. Проблеме активизации умственной деятельности личности работы посвятили Л.И. Божович, П.И. Груздев, М.А. Данилов. Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенной в учебную деятельность. Учебная мотивация определяется рядом факторов: образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; организацией образовательного процесса; субъектными особенностями обучающегося; субъектными особенностями педагога; спецификой школьной географии. География обладает большими возможностями для привлечения внимания школьников к необычным фактам, процессам, феноменам природы. Она широко использует аналогии, ассоциации, все то, что возбуждает активное мышление, вызывает чувство нового, интерес к неизведанному, радость удовлетворения любознательности, пробуждает эмоциональную сферу, интерес к знаниям. Анализ практики обучения географии показывает, что в процессе обучения школьников наблюдается нарушение соотношения собственной учебно-познавательной активности ученика и энергичного воздействия учителя на его учебную деятельность. Такой подход ведет к снижению субъектной активности ребенка и отрицательно влияет не только на развитие учебной мотивации, но и на другие стороны личности школьника. Цель исследования — определить методические условия формирования учебной мотивации на уроках географии. Объект исследования — процесс обучения школьников на уроках географии. Предмет исследования — учебная мотивация школьников на уроках географии. Гипотезы исследования: мотивация учебной деятельности школьников будет эффективной, если в процессе изучения географии реализуются следующие педагогические условия: активизируется эмоциональная сфера школьника посредством мотивационного потенциала уроков географии, проводятся нетрадиционные уроки географии, используются современные образовательные технологии, поощряется самостоятельная творческая работа учащихся, проводится рефлексия учениками через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности на уроке. В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие задачи исследования: 1. Определить научно-теоретические предпосылки формирования мотивации учебной деятельности школьников на уроках географии; 2. Обосновать комплекс педагогических условий формирования мотивации учебной деятельности у школьников на уроках географии; 3. Провести опытно-экспериментальное обучение и выявить эффективность формирования мотивации учебной деятельности у школьников на уроке географии. Организация и этапы исследования: На первом этапе (2017-2018 гг.) проводился анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования; определялась сущность понятия «мотивация школьников». На втором этапе (2019 – 2019 гг.) осуществлялась экспериментальная проверка эффективности использования нетрадиционных форм организации урока географии. На третьем этапе (2019 г.) анализировались и обобщались итоги проведённой работы, уточнялись теоретические и практические выводы, оформлялись полученные данные, формулировались выводы, исследование готовилось к защите. Новизна исследования заключается в том, что определены педагогические условия развития мотивационной деятельности учащихся на уроках географии. Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны методические условия формирования мотивационной деятельности учащихся на уроках географии. Достоверность и обоснованность выводов и результатов исследования обеспечивается целостным подходом к решению поставленных задач, использованием методов математической статистики (путем вычисления критерия К. Пирсона для подтверждения заявленной гипотезы). Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась на базе МБОУ СОШ №4 г. Никольск Пензенской области, среди учащихся 7-8 классов. Структура и объём работы: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ.................................. 7 1.1 Понятие мотивации в философских, психологических концепциях……………………………………………………………… 7 1.2 Психолого-педагогические особенности учебной мотивации в школе……………………………………………………………………. 11 1.3 Педагогические условия формирования мотивации на уроках географии……………………………………………………………….. 21 1.4 Методы диагностики мотивации учащихся……………………… 28 Выводы по первой главе………………………………………………. 32 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА…………………….. 33 2.1Констатирующий эксперимент и его результаты….……………... 33 2.2 Формирующий эксперимент и выводы по его проведению…….. 47 2.3 Контролирующий эксперимент и его итоги……..………………. 52 Выводы по второй главе……………………………………………….. 63 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………… 65 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК И СПИСОК ИСТОЧНИКОВ.. 67 ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………….... 71 ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………. 71 ПРИЛОЖЕНИЕ 2……………………………………………................ 73 ПРИЛОЖЕНИЕ 3……………………………………………………… 74 ПРИЛОЖЕНИЕ 4……………………………………………………… 75 ПРИЛОЖЕНИЕ 5……………………………………………………… 76 ПРИЛОЖЕНИЕ 6……………………………………………………… 77 ПРИЛОЖЕНИЕ 7……………………………………………………… 78 ПРИЛОЖЕНИЕ 8……………………………………………………… 79 ПРИЛОЖЕНИЕ 9……………………………………………………… 81 ПРИЛОЖЕНИЕ 10…………………………………………………….. 82 ПРИЛОЖЕНИЕ 11…………………………………………………….. 83 ПРИЛОЖЕНИЕ 12…………………………………………………….. 85 ПРИЛОЖЕНИЕ 13…………………………………………………….. 86 ПРИЛОЖЕНИЕ 14…………………………………………………….. 88 ПРИЛОЖЕНИЕ 15…………………………………………………….. 89 ПРИЛОЖЕНИЕ 16…………………………………………………….. 90 ПРИЛОЖЕНИЕ 17…………………………………………………….. 91 ПРИЛОЖЕНИЕ 18…………………………………………………….. 92 ПРИЛОЖЕНИЕ 19…………………………………………………….. 93 ПРИЛОЖЕНИЕ 20…………………………………………………….. 95
Список литературы

1. Абульханова К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. - Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 1999. - 224 с. 2. Афанасьев А.Б. Повышение интереса учащихся через применение технологии «Интеллект-карт» // Научное образование: борник статей участников симпозиума по проблемам развития одаренности детей и юношества в образовании. Под общей редакцией А.С. Обухова и Ю.И. Семенова. – Якутия: Исследователь. – 2018. – С. 278-281 3. Баньковская Н. И. Взаимосвязь мотивации к учебной деятельности со смысловыми образованиями личности школьника // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. - 2012. - №1(1). - С. 411-430 4. Гуревич К.М. Психологическая диагностика. - М.: УРАО, 1997 - 304 с. 5. Власова Е.А. Факторы, влияющие на школьную мотивацию подростков // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки. – 2008. - №4(31). - С. 25-34. 6. Даринская Л.А. Педагогика творческого развития личности. Учебно-методическое пособие. - М, 2015. - 321 с. 7. Егоров А.А. Методы формирования мотивации обучения школьников на уроках географии // Сборник статей XI международной научно-практической конференции. – М: Актуальность.РФ. – 2017. – С. 128-129 8. Иванова Н.К. Роль игровых приёмов изучения географической номенклатуры в формировании мотивации школьников // Вестник Калужского университета. - Калуга: ФБГОУ ВПО "Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского". – 2018. – С. 104-108 9. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2003. - 512 с. 10. Кобзарева, Т.А. Организация исследовательской деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС. - М.: Волгоград, Учитель, 2015. – 166 с. 11. Лусканова, Н.Г. Оценка уровня школьной мотивации учащихся начальных классов // Психологическая газета. - 2001. - №9. C. 8-9 12. Макарова Е.Е. Проектная деятельность в рамках школьного курса географии // Eurasiascience: Сборник статей XX Международной научно-практической конференции. – М: Актуальность.РФ. – 2019. – С. 80-81 13. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения. Книга для учителя - М.: Просвещение. - 2016. - 125 с. 14. Маслоу, А.Г. Мотивация и личность. - М.: Питер, 2001. – 218 с. 15. Мельничук М.Ю. Методические условия создания мотивации учебно-познавательной деятельности школьников на уроках географии // Молодежь XXI века: шаг в будущее. Материалы XIX региональной научно-практической конференции. В 3-х томах.- Благовещенск: Дальневосточный государственный аграрный университет.- 2018.- С. 298-299 16. Мухина, B.C. Возрастная психология: детство, отрочество, юность. – М.: Академия, 2003. - 317 с. 17. Передельская Т.В. Роль мотивации в процессе обучения географии // Вестник Краснодарского регионального отделения русского географического общества. - Краснодар: ИП Платонов Игорь. - 2017. - С. 353-356 18. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс для студ. пед. вузов. - М.: Владос, 2000. – 576 с. 19. Репринцева Ю.С. Значение мотивации обучения в формировании личностых результатов школьников // Географическая наука, туризм и образование: современные проблемы и перспективы развития. – Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический педагогический университет. – 2015. – С. 196-199 20. Серкерова Р.С. Учебная мотивация как один из способов повышения качества обучения детей на уроках географии в условиях перехода на ФГОС // Современные проблемы инновационного развития науки. – Уфа: ОМЕГА САЙНС. – 2017. – С. 162-166 21. Симонов, П.В. Педагогика и психология высшей школы. Инновационный курс для подготовки магистров: Учебное пособие. – М.: Инфма-М, 2015. - 523 с. 22. Суворова Л.Б. Изучение мотивации подростков к обучению в процессе школьного географического образования // Педагогическое образование в России. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет. – 2017. – С. 74-78 23. Чернышова Н.В., Лизунова Г.Ю. Психологический климат в классе как фактор влияния на учебную мотивацию // Горно-Алтайский государственный университет (Горно-Алтайск), 2016. – 143-148 с. 24. Якутова, В.А. Повышение учебной мотивации школьников // Соликамск. - 2015. - С. 22-30. 25. Якобсон, П. М. Психология чувств и мотивации. - М.: Институт практической психологии, 1998. - 304 с. 26. Использование на уроке дополнительной литературы http://www.openclass.ru/node/206347 27. Создание проблемных ситуаций http://nsportal.ru/kultura/bibliotechno-informatsionny-eresursy/library/2015/11/16/priyomy-sozdaniya-problemnoy 28. Способы мотивации при обучении географии http://sc0025.astrahanka.akmoedu.kz/article/view/c1e45d1acd138bb20fa9030c3fd63dcb/?p 29. Технология опорных конспектов http://dookur-aleftina.narod.ru/index/0-4 30. Творческие работы https://infourok.ru/tvorcheskie-zadaniya-na-urokah-geografii-740575.html 31. Федеральный государственный стандарт второго поколения основного общего образования https://fgos.ru/
Отрывок из работы

1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ 1.1 Понятие мотивации в философских, психологических и педагогических концепциях К определению таких понятий как «мотив» и «мотивация» в научной литературе имеются различные подходы. Так, современный психолог Р.С. Немов [24] под термином «мотив» понимает фактор, изменяющий поведение, а мотивацию интерпретирует как объединение причин психологического характера, которые объясняют поведение человека, его начало, направленность и активность. И.П. Подласый характеризует мотив как главенствующую силу дидактического процесса, а мотивация, с его точки зрения, - это общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания процесса обучения. Это причины заставляют личность не останавливаться, а действовать, совершать поступки. [18] Мотивация является одним из фундаментальных понятий как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Ее значимость для разработки личностных концепций в современной психологии связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, а так же поведения. Ответ на главный вопрос, что же побуждает человека к деятельности, каков мотив, для чего и ради чего он осуществляет эту деятельность, как раз и есть основа ее адекватной интерпретации.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg