Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Дидактические игры как средство формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

vlada99 750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 76 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.11.2020
Теоретическое и опытно-поисковое исследование проблемы формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста позволяет сделать следующие выводы: 1. Педагогическая эффективность обучения во многом определяется соответствием содержания и методов обучения возрастным особенностям детей, когда дети дошкольного возраста усваивают специфический для данного возраста материал в наглядно-действенной форме, основанной на непосредственных практических или игровых действиях. Поэтому дидактическая игра является незаменимым инструментом для формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. С ее помощью создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития детей дошкольного возраста. Основной особенностью дидактической игры является то, что задание предлагается детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и учебного содержания, а также - игровых заданий, игровых действий и организационных отношений.
Введение

Актуальность. В повседневной жизни, в быту и в игровой деятельности дети старшего дошкольного возраста встречаются с такими ситуациями, которые требуют применения, хотя и элементарного, но все ж математического решения, знания таких отношений, как много, больше, меньше или равно, умения определить количество предметов во множестве, выбрать соответствующее количество элементов из множества и др. Сначала с помощью взрослого, затем в самостоятельно разрешают возникшие проблемы. Начиная с дошкольного возраста, дети знакомятся с математическим содержанием и овладевают элементарными вычислительными умениями, а формирование у них математических представлений считается одним из важных направлений работы дошкольной образовательной организации. Современные психолого-педагогические исследования доказывают, что усвоение детьми старшего дошкольного возраста системы математических представлений оказывают качественное влияние на весь ход их психического развития, обеспечивая готовность к обучению в школе. Главное место в жизни детей дошкольного возраста занимает игровая деятельность. Посредством применения дидактических игр дети учатся самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленными задачами. Дидактические игры учат детей дошкольного возраста находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего их мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения. В процессе игровой деятельности дети приобретают новые умения, навыки и знания. Огромную роль в умственном развитии играем математика. Известно, что математика – огромный фактор интеллектуального развития детей и формирования их познавательных и творческих возможностей. По утверждению М.В. Ломоносова «математика приводит в порядок ум». Математика способствует развитию памяти, воображению, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности, также приемы мыслительной деятельности. Методики формирования математических представлений у детей дошкольного возраста прошла длительный путь своего развития. В XVII – XVIII в.в. вопросы по содержанию методов обучения детей дошкольного возраста арифметике и формирования представлений о размерах, мерах, времени и пространства нашли отражение в передовых педагогических системах воспитания, которые были разработаны Я.А. Коменским, К.Д. Ушинским, Л.Н. Толстым и др. Современниками методик математического развития считают таких ученых как Р.Л. Березина, З.А. Михайлова, А.А. Столяр, А.С. Метлина и др. В современных условиях наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточный объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание думать, стремление узнавать новое. Простое и довольно скучное обучение не обеспечит детям всестороннего развития. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) (утвержден Министерством образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №155) требует сделать процесс овладения математическими представлениями привлекательным и ненавязчивым. В соответствии с ФГОС ДО на всех ступенях дошкольного детства игровая деятельность играет ведущую роль [2]. Проблемой формирования математических представлений у дошкольников занимались такие ученые, как А.В. Белошистая, Ф.Н. Блехер, Л.В. Глаголева, В.В. Данилова, Я.А. Каменский, А.М. Леушина, Л.С. Метлина, Р.Л. Непомнящая, И.Г. Песталоцци, Т.Д. Рихтерман, А.А. Столяр, Г.В. Тарунтаева, Е. И. Тихеева, М. Фидлер, Л. К. Шлегер и многие другие. В исследованиях З.А. Михайловой, Е.И. Удальцовой и других важное место отводилось дидактическим играм как средству математического развития детей дошкольного возраста. Многие прогрессивные педагоги прошлых столетий хорошо понимали значение практического применения математических знаний в различных видах деятельности. К.Д. Ушинский писал: «При первоначальном обучении счету…. Также не должно спешить и идти дальше не иначе, как овладев прежним, а овладев чем-нибудь, никогда не оставлять его без постоянного приложения к делу» [41, с.120]. Проблема исследования: каково влияние дидактических игр на формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Цель исследования: выявить и обосновать эффективность использования дидактических игр как средства формирования математических представлений детей старшего дошкольного возраста. Объектом исследования является процесс формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Предметом исследования является дидактические игры как средство формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза: формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе работы будет эффективным, если: - будут учтены и реализованы этапы работы по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста; - производиться отбор дидактических игр с учетом возрастных особенностей детей. Цель исследования определила постановку следующих задач: 1. Изучить теоретические основы формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 2. Определить особенности формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 3. Выявить уровни сформированности математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 4. Разработать методические рекомендации по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр. Методы исследования: - теоретические: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования: - эмпирические: наблюдение, изучение документации, опыта работы педагогов; диагностики уровня сформированности математических представлений у детей старшего дошкольного возраста предложенные такими учеными как И.А. Пономаревой, В.А. Позиной; - математические: математическое ранжирование, определение средне - арифметического, вычисление процентного соотношения; - рефлексивные: самоконтроль, анализ и самоанализ занятий; Практическая значимость исследования заключена в возможности применять материалы выпускной квалификационной работы в практике работы дошкольной образовательной организации по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр. Опытно-экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе Нефтеюгансого районного муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения «Центр развития ребенка – «детский сад «Родничок». В исследовании приняли 25 детей старшего дошкольного возраста, 25 родителей, 5 педагогов. Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
Содержание

Введение……………………………………………………………………….…6 Глава 1. Теоретические основы формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством применения дидактических игр 1.1 Проблема формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях.......................................................................................................10 1.2 Особенности формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста…………….………………………………….18 1.3 Дидактические игры как средство формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста……….………….…28 Выводы по первой главе………………………………...……………….……36 Глава 2. Организация эмпирического исследования по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством применения дидактических игр 2.1. Организация и методы исследования………………………………..……37 2.2. Диагностика уровня сформированности математических представлений у детей старшего дошкольного возраста …………………………………….…39 2.3. Методические рекомендации для педагогов по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр……………………………………….…….…48 2.4. Контрольный этап исследования…………………………………………..64 Вывод по второй главе………..………………………………………….…....68 Заключение……………………………………………………………………...69 Список используемой литературы……………….………………..………....71 Приложение………………………………………………………………….….76
Список литературы

1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп. вступившими в силу с 01.01.2020). [Электронный ресурс] – URL:http://www.consultant.ru 2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М. изд-во «Перспектива». 2014. – 32с. 3. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 №30384). [Электронный ресурс] – URL:http://www.consultant.ru 4. Амонашвили, Ш.А. В школу – с шести лет [Текст] / Ш.А.Амонашвили. – М.: Пресс, 2015. – 219с. 5. Аникеева, Н.Б. Воспитание игрой: Книга для учителя [Текст] / Н.Б. Аникеева. – М.: Логос, 2014. – 104с. 6. Арапова-Пискарева, Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации / Н.А. Арапова-Пискарева. - М.: Просвещение, 2016. – 124с. 7. Барылкина, Л.П. Формирование математических представлений: 4–7 лет [Текст] / Л.П. Барылкина, Т.А. Фалькович. – М. - Вако, 2014. – 207с. 8. Баишева, М.И. Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста: учебно-методический комплекс [Текст] / М.И.Баишева. – Якутск: Изд-во ИРОМА, 2014. – 37с. 9. Беженова, М. Математическая азбука. Формирование элементарных математических представлений / М. Боженова. – М.: Эксмо, СКИФ, 2015. 10. Белошистая, А.В. Готовимся к математике. Методические рекомендации для организации занятий с детьми 5-6 лет / А.В. Белошистая. – М.: Ювента, 2014. 11. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст] / под ред. А.К. Бондаренко. Книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение. 2016. – 160с. 12. Волчкова, В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Математика. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – М.: ТЦ «Учитель», 2015. 13. Данилова, В.В. Обучение математике в детском саду [Текст]: практические семинарские и лабораторные занятия / В.В. Данилова, Т.Д. Рихтерман, З.А. Михайлова. – М.: Академия, 2014. – 160с. 14. «Детство»: Примерная образовательная программа дошкольного образования/ Под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой и др. – СПб. – Изд-во «ДЕТСТВО –ПРЕСС», 2014. 15. Ерофеева, Т.И. Математика для дошкольников / Т.И. Ерофеева. – М: Просвещение. 2013. – 254с. 16. Ерофеева, Т.И., Павлова, Л.Н., Новикова, В.П. Математика для дошкольников [Текст] / Т.И. Ерофеев. – М.: Просвещение, 2016. 17. Ерофеева, Т.И., Павлова, Л.Н., Новикова, В.П. Математическая тетрадь для дошкольников [Текст] /Т.И. Ерофеева. – М.: Просвещение, 2013. 18. Зареченская, О.А. Занимательный развивающий материал как средство развития мышления детей дошкольного возраста//Вопросы дошкольной педагогики. 2017. - №2. - С.26-29. 19. Звонкин, А.К. Малыши и математика. Домашний кружок для дошкольников. – М.: МЦНМО, МИОО, 2016. 20. Изотова, О.А. Уголок занимательной математики как средство формирования основ логико-математической компетентности у детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. 2017. - №3. С. 551-555. 21. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - 14-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 416с. 22. Кузнецова, В.Е. Учимся, играя. Занимательная математика для малышей в стихах [Текст]/ В.Е. Кузнецова. - М.: ИРИАС, 2014. – 452с. 23. Кузнецова, В.Г. Математика для дошкольников. Популярная методика игровых уроков. – СПб.: Оникс, Оникс-СПб, 2015. 24. Комарова, Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет: Методическое пособие [Текст]/Л.Д. Комарова. – М. Издательство ГНОМ. 2014. – 64с. 25. Леушина, А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст / А.М. Леушина. - М., Просвещение, 2014.- 368с. 26. Логинова, В.И. Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду. – СПб. 2013. 27. Метлина, Л.С. Математика в детском саду [Текст] / Л.С. Метлина. – М., 2013. 28. Михайлова, З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста [Текст]/ З.А. Михайлова. – СПб.: Детство – Пресс, 2012. – 384с. 29. Михайлова, З.А. Занимательные материалы в обучении дошкольников элементарной математике. – СПб: Детство – Пресс. 2012. 30. Микляева, Ю.Н. Комплексный подход к проведению занятий по формированию элементарных математических представлений [Текст]/под ред. Ю.Н. Микляевой // Ребенок в детском саду. – М. 2015. - №3. – с.12. 31. Носова, Е.А. Формирование умения решать логические задачи в старшем дошкольном возрасте [Текст] / Е. А. Носова - М.: Просвещение. 2013. - 230с. 32. Носова, Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. – М.: Детство-Пресс, 2015. 33. Парамонова, Л.Г. Ваш ребенок на пороге школы: Как подготовить ребенка к школе. - СПб: КАРО, Дельта, 2015. - 384с. 34. Петерсон, Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. – М.: Ювента, 2014. 35. Перова, М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике. – М.: Просвещение. Учебная литература. 2016. 36. Помораева, И.А. Формирование элементарных математических представлений. Система работы в старшей группе детского сада [Текст]/И.А. Помораева, В.А. Позина. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. 2014. – 80с. 37. Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет.сада /Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьёва; науч. рук. Е.В. Соловьёва. - М.: Просвещение, 2015. - 111с. 38. «Развитие»: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /под ред. Венгер Л.А., Дьяченко О.М., Варенцова Н.С. – М. изд-во НОУ «Развитие». 2014. – 144с. 39. Развивающие математические игры-занятия в ДОУ: Практическое пособие для воспитателей, методистов ДОУ/под ред. Л.П. Стасова. – Воронеж. 2013. – 108с. 40. Сай, М.К., Удальцова, Е.И. Математика в детском саду. - Минск «Народная Асвета», 2013. 41. Соколова, Е.И. Математика для малышей. Пособие по формированию элементарных математических представлений у детей 4-6 лет [Текст]/ Е.И. Соколова. – М: Атберг, 2015. – 80с. 42. Столяр, А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников.- М.: Просвещение. 2015. – 208с. 43. Сычёва Г.Е. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: Конспекты занятий. - М.: Национальный книжный центр, 2014. - 116с. 44. Тихомирова, Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей: популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Гринго, 2016. - 137с. 45. Тарунтаева, Т.В. Развитие элементарных математических представлений дошкольников [Текст]/Т.В. Тарунтаева - М.: Просвещение. 2015. - 346с. 46. Удальцова, Е.И. Математика в детском саду [Текст]/Е.И. Удальцова, М.К. Сай, - Минск, 2013.– 491с. 47. Ульева, Е.А. Сценарии занятий с дошкольниками: математика, логика, письмо/Е.А. Ульева. – М. ВАКО. 2013. – 144с. 48. Хасанова, Д.З. Методы формирования элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры [Текст] /Д.З. Хасанова, Н.Г. Шмелёва//Ломоносовские чтения на Алтае: фундамент. проблемы науки и образования: сб. науч. ст. междунар. конф. - Барнаул: Алтайск. гос. ун-т, 2017. - 497с. 49. Шалаева, Г. Математика для маленьких гениев дома и в детском саду. – М.: АСТ, Слово, 2016. 50. Щербакова, Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников: Учеб. пособие [Текст] / Е. И. Щербакова. - М.: 2015. - 392 с. 51. Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: Владос. 2014. – 360с.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 1.1. Проблема формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях Дошкольный период признан учеными и экспертами всего мира как возраст самого быстрого физического и умственного развития детей. Особенность этого периода в том, что он обеспечивает общее развитие, оно является фундаментом для приобретения в дальнейшем специальных навыков, умений и знаний. Образование Российской Федерации на данный момент претерпевает существенные изменения. Здесь затронуты, что вполне обоснованно, все его этапы, в том числе и уровень дошкольного образования. Именно с дошкольного образования и начинается образование личности. В связи с этим разработка концепции, определение принципов и методов обучения, воспитания детей дошкольного возраста, анализ действующих программ и разработка новых, а, следовательно, содержания работы дошкольных организаций, ведущих образовательных технологий, рекомендуемых к реализации, формулирование результатов на дошкольном уровне – все это выступает в качестве ведущих ориентиров совершенствования российского дошкольного образования.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 54 страницы
1000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg