Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

vlada99 650 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 62 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.11.2020
Анализ научно-методической литературы показал, что дети с общим недоразвитием речи значительно отстают по всем показателям по сравнению с нормой, страдают все компоненты речевой системы.
Введение

Дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Ребенок с самого рождения существует в постоянном окружении многообразных звуков. Воспринимая их, он ориентируется в среде, общается с другими людьми, обменивается опытом игровой, учебной и трудовой деятельности. В процессе слушания ребенок получает различную информацию. Во-первых, он узнает «что» или «о чем» говорится. Во-вторых, «кто» говорит (понять это помогают характерные индивидуальные особенности голоса каждого человека). Наконец, «как» говорят, т. е. с каким эмоциональным отношением. Смысл слов, фраз и целых сообщений передается в устной речи с помощью комбинаций звуков. Правильное произношение звуков речи является важным условием точного понимания высказывания окружающими. Многое способны также «рассказать» тембр голоса, манера говорить и интонации. С их помощью можно узнать о чувствах и характере говорящего: голос бывает теплый и мягкий, грубый и мрачный, испуганный и робкий, ликующий и уверенный, твердый и торжествующий и еще со множеством оттенков, выражающих самые различные чувства, настроения и мысли человека. Как правило, эмоциональный контекст речи созвучен ее логическому смыслу и значительно его усиливает. Звуковая сторона речи представляет собой сложное явление и включает в себя следующие понятия: правильное произношение звуков, слов; громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр; логические ударения. Формирование звуковой стороны речи начинается в раннем возрасте, но свое завершение оно получает лишь в старшем дошкольном возрасте. Освоение звукового состава, при этом, напрямую зависит от способности слышать, слушать и воспринимать звуки речи. У детей с общим недоразвитием речи (далее – ОНР) полноценное взаимодействие с окружающим миром нарушено: речь формируется с задержкой, наблюдаются недостатки звукопроизношения, отклонения в состоянии лексической и грамматической языковых подсистем. Также у дошкольников с ОНР наблюдаются неустойчивое внимание, небольшой объем памяти, низкий контроль чужой и собственной речи. В настоящее время российское образование претерпевает многочисленные изменения, касающиеся не только нормально развивающихся детей, но и детей с отклонениями в речевом развитии. Дети с речевой патологией, в отличие от своих нормально развивающихся сверстников, адаптируется и социализируется в обществе более медленно и качественно по-иному. Чтобы ребенок смог быстро включиться в работу, эффективно взаимодействовать с окружающими, он должен владеть определенными умениями и навыками, главными из которых являются речевые умения. Речевое развитие рассматривается как один из показателей успешной адаптации в обществе детей с недоразвитием речи. Принципиально важное значение для развития речи имеет сознательный анализ составляющих её звуков. Умение выделять фонемы в слове и правильно их дифференцировать является одним из самых необходимых условий развития звукового анализа. Для правильного протекания звукового анализа необходимо и ещё одно условие – умение представить звуковую структуру слова в целом, а затем, анализируя ее выделить звуки, сохраняя и фиксируя как количество, так и правильный порядок их в слове. На значимость и необходимость своевременного формирования навыков звукового анализа у детей с общим недоразвитием речи обращали внимание большинство исследователей: В.И. Бельтюков, Г.И. Жаренкова, Г.А. Каше, В.А. Ковшиков, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, А.Д. Салахова, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, М.Е. Хватцев, Г.В. Чиркина и другие. Коррекция нарушений фонематических процессов является первой, обязательной составляющей при работе с детьми с общим недоразвитием речи. Чем раньше будут развиты фонематические процессы, тем скорее ребенок овладеет правильным произнесением звуков, грамматически правильной речью. Цель исследования: практическое обоснование проблемы формирования навыков звукового анализа детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Объект исследования: формирование навыков звукового анализа детей с нарушениями речи. Предмет исследования: формирование навыков звукового анализа детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Задачи исследования: 1. Дать психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. 2. Описать методы формирования навыков звукового анализа детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. 3. Организовать и провести диагностику уровня сформированности навыков звукового анализа детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. 4. Подготовить программу логопедической работы по формированию навыков звукового анализа детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования проблем формирования навыков звукового анализа детей ОНР III уровня. 2. Изучение медико-психолого-педагогической отчётности. 3. Диагностика. 4. Сравнительный анализ полученных результатов исследования. Этапы исследования: Первый этап – подбор и анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования. Определить и сформулировать проблемы, цели и задачи исследования, что позволит составить план работы и реализовать его. Второй этап – провести диагностику, это позволит выявить основные направления дальнейшей экспериментальной работы, а также спланировать и провести коррекционную работу. Третий этап – разработать программу логопедической работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Объем работы 69 страниц. ?
Содержание

Введение 3 Глава 1. Анализ теоретических подходов к развитию речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 7 1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 7 1.2. Методы формирования навыков звукового анализа детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 16 Выводы по Главе 1 27 Глава 2. Экспериментальное изучение процесса формирования навыков звукового анализа детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 29 2.1. Диагностика уровня сформированности навыков звукового анализа детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 29 Выводы по Главе 2 53 Заключение 55 Список используемой литературы 58 Приложения 62
Список литературы

1. Голубева Е.С. Формирование звукового анализа у старших дошкольников с нарушениями речи// Мир педагогики и психологии №11 (28) Ноябрь, 2018. 2. Горчакова А.М. Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи // Современные тенденции специальной педагогики и психологии: Научные труды Всероссийской научно-практической конференции «Современные тенденции специальной педагогики и психологии» – Самара, СГПУ, 2014. – 301 с. 3. Казинская Л. Ф., Айрумян Г. С. Формирование навыков звукового анализа и синтеза младших школьников с нарушением звукопроизношением// Теория и практика образования в современном мире: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). – СПб.: Реноме, 2013. – с. 131-133. 4. Коротовских Т. В., Пяшкур Ю. С. Формирование внимания как одно из условий преодоления нарушений фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. // Российский психологический журнал, 2016. – №2. – с. 10-23. 5. Макарова Н.В. Современное состояние проблемы изучения звуко-слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. // Вестник ТГПИ Гуманитарные науки, 2018. – №4. – с. 66-70. 6. Российская Е. Н., Алтухова Т. А. Результаты изучения звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте детей дошкольного возраста с нарушениями средств общения // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2019. – № 2 (50). – Т. 1. 7. Шатрова С. А., Геворкян С. Г. Формирование фонематического восприятия речи у дошкольников как основы для овладения навыками письма // Научно- методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № 3 (март). 8. Шашкина Г.Р. Технологии обучения грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи и нормальным речевым развитием. // Научно-методический журнал «Школьный логопед». – № 8. – 2015. – с. 31- 38. 9. Яночкина П.С., Медведева Е.Ю. Использование двигательных техник в работе с детьми дошкольного возраста по коррекции нарушений звукопроизношения. // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 61 (2). – с. 280-284. 10. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. 11. Балобанова В.П., Богданова Л.Г. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб., 2001. 12. Власенко И. Т. Методы обследования речи у детей. – М.: Педагогика, 2006. 13. Волкова, Л. С. Логопедия: Учебник для студентов дефектологического факультета педагогических институтов / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова, Б. М. Гриншпун, Г. В. Чиркина, Е. В. Лаврова, Г. А. Волкова, В. И. Селиверстов, С. Н. Шаховская, М. К. Бурлакова, Л. Г. Парамонова, Т. Б. Филичева, Л. И. Белякова. – М.: ВЛАДОС, 1995. 14. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: АСТ: Астрель, 2011. 15. Гвоздев, А. Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка. – М.: Сфера, 2007. 16. Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников. — М.: ТЦ Сфера, 2010. 17. Жинкин, Н. И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин. – М.: АПН РСФСР. – 1958. 18. Жукова Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда /Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 2016. 19. Каше Г. А. Подготовка детей с недостатками речи к школе: Пособие для логопеда. – М,1985. 20. Кириллова Е.В. Развитие фонематического восприятия у детей раннего возраста. — М.: ТЦ Сфера, 2010. 21. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М.: Гном и Д, 2000. 22. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста. – М., 2009. 23. Лалаева Р. И. Коррекция ОНР у дошкольников. – СПБ.: Союз, 2009. 24. Лобачева Е.К. Развитие фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников с ОНР //Логопедия. – 2005. 25. Лурия А. Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. 26. Мазанова Е. В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. – М.: Владос, 2006. 27. Мазанова Е. В. Формы и методы логопедической работы по коррекции дисграфии // Развитие и коррекция. – М.: 2001. 28. Максаков А. И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. 29. Миронова Н. М. Развиваем фонематическое восприятие у детей старшей логогруппы. Альбом упражнений для дошкольников с речевыми нарушениями / Н.М. Миронова. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. 30. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – М.: Речь, 2001. 31. Парамонова Л.Г. Особенности овладения детьми звукопроизношения. // Дошкольная педагогика – М., 2005. 32. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2001. 33. Смирных С.П. Нарушения речи. Причины и ранняя коррекция. // Дошкольная педагогика. – СПб., 2003. 34. Спирова Л. Ф. Вопросы методики обучения русскому языку детей с нарушениями речи (обучение грамоте). / Л. Ф. Спирова, Р. И. Шуйфер. - М.: Русский Раритет, 2012. 35. Спирова Л.Ф. Особенности звукового анализа у детей с недостатками речи. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957. 36. Ткаченко Т. А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. Альбом для индивидуальных и групповых занятий с детьми 4 - 5 лет. Приложение к комплекту пособий «Учим говорить правильно». - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2006. 37. Тумакова Г. А. Ознакомление со звучащим словом. – М.: Астрель, 2011. 38. Филичева Т. Б. Коррекционное воспитание и обучение детей с общим недоразвитием речи. – М.: Просвещение, 2011. 39. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей. – М.: Альфа, 1993. 40. Фотекова Т. А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: пособие для логопедов и психологов. – М.: АРКТИ, 2002. 41. Хватцев М.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 1999. 42. Швачкин Н. Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте / Н. Х. Швачкин. – АПН РСФСР, 1943. 43. Эльконин Д. Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте: Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / Под ред. Д. И. Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии, 1996. 44. Эльконин Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. - М.: 2000. 45. Эльконин Д.Б. Этапы формирования действия чтения: Фонемный анализ слов // Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. - М.: Знание, 1976. 46. Как подготовить ребенка к школе. // М.М. Безруких, С.П. Ефимова, М.Г. Князева. – М.: Новая школа, 2009. 47. Основы теории и практики логопедии // Под ред. Р. Е. Левиной. – М.: Просвещение, 2001. 48. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Т.В. Волосовец. – М.: В.Секачев, 2017. 49. Развитие фонематического анализа и синтеза // Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: Владос, 2004.
Отрывок из работы

Глава 1. Анализ теоретических подходов к развитию речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. При этом типичными являются отклонения в смысловой и произносительной сторонах речи. Из истории логопедии, впервые теоретическое обоснование такому отклонению как общее недоразвитие речи было дано в пятидесятые, шестидесятые годы двадцатого века Р.Е. Левиной, Г.А. Каше, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, Г.М. Чевелёвой, Н.А. Чиркиной и многими другими исследователями. Общее недоразвитие речи может наблюдаться при различных клиниконеврологических диагнозах. Таких как алалия, дизартрия, ринолалия, заикание.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 78 страниц
1950 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg