Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

vlada99 550 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 53 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.11.2020
В данной работе мы изучили проблему нравственного воспитания личности ребенка в истории педагогики. Проанализировали современное содержание и структуру нравственного воспитания в школьном образовании. Определили потенциал курса «Окружающий мир» в вопросах нравственного воспитания младших школьников.
Введение

Актуальность исследования. Модернизация образования происходит на фоне социально – общественных процессов, в том числе и негативного характера: межнациональные конфликты, рост преступности, алкоголизма и наркомании, разгул насилия и вседозволенности, бездушное отношение к старикам и инвалидам, появление огромного количества беспризорных детей и сирот, в том числе при живых родителях. Все это актуализирует проблему нравственных ориентаций не только молодежи и младших школьников, но и всего населения. Развитие нравственного потенциала личности проходит основополагающим принципом в Законе Российской Федерации «Об образовании», в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года. Анализ научной литературы показывает, что проблема нравственного воспитания детей была предметом пристального внимания многих известных классиков зарубежной и русской педагогики: Я.А.Коменского, Ж.Ж.Руссо, Дж.Локка, И.Ф.Гербарта, И.П.Песталоцци, В.Г.Белинского, Н.Г.Чернышевского, Н.И.Пирогова, К.Д.Ушинского, Л.Н. Толстого, П.Ф. Лесгафта, Е.Н. Водовозовой, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинского и др. Проблеме нравственного развития уделялось значительное внимание в исследованиях общетеоретического и прикладного плана как отечественных ученых: Л.С. Выготского, А.Н.Леонтьева, П.Я. Гальперина, Л.И. Божович, А.В. Запорожца, так и зарубежных авторов: Ж.Пиаже, Л.Кольберга, К.Гиллиган, Н.Айзенберг, Д.Л.Кребса и других. Сущность нравственности, а также психологические механизмы усвоения детьми нравственных представлений и понятий раскрываются в ряде трудов по этике и психологии, среди них работы Ю.П.Азарова, Л.М.Архангельского, О.С. Богдановой, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, В.В.Давыдова, А.Н.Леонтьева, Н.В.Мясищева, Д.Б. Эльконина и других. В психолого-педагогической науке накоплен обширный материал о путях и средствах социального и нравственного воспитания личности на разных возрастных этапах (Ю.П.Азаров, Р.С.Буре, И.С.Кон, А.Д.Кошелева, В.Г.Максимов, Ю.П. Сокольников, П.Стрелкова, М.И. Шилова, С.Якобсон и др.); о роли эмоций чувств в нравственном развитии личности ( В.С.Братусь, К.Изард, П.В.Симонов и др.). Особенности взаимосвязи нравственного воспитания, перевоспитания и самовоспитания учащихся исследуется в работах Л.И. Рувинского, А.Я. Арета, А.И. Липкиной и др. Анализ методов нравственного воспитания показывает, что в подавляющем большинстве случаев они направлены на формирование моральных представлений, оценок, суждений. Данный подход основан на допущении, что морально-нравственные представления перерастают в соответствующие действия ребенка и становятся залогом и источником его морального поведения. Но ребенок приходит в школу с уже имеющимся багажом нравственных представлений. Следует констатировать, что в условиях эволюционного перехода от традиционной многонациональной культуры социалистического типа к культуре социума демократического типа нравственные ценности более всего подверглись деформации. Признание и понимание объективности противоречий, существующих в этическом сознании младшего школьника, закономерно ставит перед начальной школой не только задачу нравственного воспитания, но, прежде всего, задачу коррекции основ уже сформированных его нравственных привычек, стереотипов отношений. Школе необходим сегодня педагогически инструментированный процесс активного этического воспитания, обусловленного возрастом детей, построенный на тесной взаимосвязи знания, чувства, поведения, приоритетности подхода к ребёнку как субъекту воспитания. Проблему данного исследования составило отсутствие единого подхода к нравственному воспитанию в современной педагогической науке и практике. Поэтому проблема нравственного воспитания остается, сегодня очень актуальной. Цель исследования – изучение проблемы нравственного воспитания младших школьников в рамках учебного курса «Окружающий мир». Объект исследования - нравственное воспитание младших школьников. Предмет исследования – организация процесса нравственного воспитания младших школьников в рамках курса «Окружающий мир». В соответствии с объектом, предметом, поставленной целью была выдвинута гипотеза исследования Для достижения поставленной цели и подтверждения правомерности выдвинутых предположений гипотезы, были поставлены следующие задачи исследования: 1) изучить проблему нравственного воспитания личности ребенка в истории педагогики; 2) проанализировать современное содержание и структуру нравственного воспитания в школьном образовании; 3) определить потенциал курса «Окружающий мир» в вопросах нравственного воспитания младших школьников; 4) осуществить диагностику уровней нравственной воспитанности младших школьников; 5) экспериментально проверить эффективность методов и приемов нравственного воспитания младших школьников при изучении курса «Окружающий мир». Методы исследования: метод опроса (анкетирование, беседа); воспитывающая ситуация, эксперименты (констатирующий, формирующий), количественный и качественный метод обработки результатов. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обоснован потенциал курса «Окружающий мир» в решении проблемы нравственного воспитания младших школьников. Практическая значимость исследования заключается в том, что предложены методы и приемы работы с младшими школьниками в рамках изучения курса «Окружающий мир», способствующие повышению уровней нравственной воспитанности обучающихся. База исследования – МБОУ СОШ № 3 г. Амурска Структура работы включает: введение, две главы, заключение, библиографический список.
Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 4 Глава 1 Теоретические аспекты проблемы воспитания младших школьников в рамках курса «Окружающий мир»………………… 8 1.1 Педагогические воззрения на проблему нравственного воспитания личности ребенка в истории педагогики………………... 8 1.2 Современное содержание и структура нравственного воспитания в школьном образовании…………………………………… 14 1.3 Методы и приемы нравственного воспитания младших школьников при изучении курса «Окружающий мир»……………… 19 Глава 2 Экспериментальная работа по организации нравственного воспитания младших школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир»………………………………………………….. 27 2.1 Диагностика уровней нравственной воспитанности у младших школьников……………………………………………………………. 27 2.2 Организация нравственного воспитания младших школьников при изучении курса «Окружающий мир» во внеурочной работе…… 35 2.3 Результаты исследования…………………………………….. 39 Заключение……………………………………………………………. 46 Библиографический список……………………………………………. 49
Список литературы

1. Григорович Л.А. Педагогика и психология. - М., 2001 2. Бразговка Л. Нравственные основы преобразования младшим подросткам собственной жизни. // Воспитание школьников. 2009 - № 2 с. - 80 3. Харламов И.Ф. Педагогика. - М., 1990 4. Подласый И.П. Педагогика. - М., 2003 5. Марьенко И.С. Нравственное становление личности. - М., 1985 6. Гаямова Л. От милосердия к гражданственности. // Воспитание школьников. 2008 - № 5 с. – 80 7. Седова Н.Е. Педагогика вокруг нас. - П-К., 1995 8. Лихачев Б.Т. Педагогика «курс лекций». - М., 1996 9. Ж.Ж. Руссо Педагогика «Эмиль, или о воспитании» - 1762 10. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения / Л.Н. Толстой; АПН СССР. - М.: Педагогика, 1989. - 542 с. 11. К.Д. Ушинский «О НРАВСТВЕННОМ ЭЛЕМЕНТЕ В ВОСПИТАНИИ» -1860 12. . Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для клас. руководителей. – М.: Просвещение, 2003. 13. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. – Соч. В 7-ми т. М., 1979, т. IV. 14. Рубинштейн С.Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. М., 1996; 15. Бабанский Ю.К. Педагогика. – М., 2002 г. 16. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М., 2001; 17. Даль В.И. Толковый словарь живаго велико русского языка. – М.: 2005 18. Лихачев Б.Т. Педагогика «курс лекций». - М., 1996 19. Божович, Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей / Л.И. Божович/ / Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 2005.- 254 с. 20. Бондаренко, А. К. Дидактические игры на уроках окружающего мира / А. К. Бондаренко, - СПб.: Питер, 2008. – 102 с. 21. Бондаренко, С.М. Урок – творчество учителя / С. М. Бондаренко. – М.: Знание, 2004. – 104 с. 22. Вахрушев, А.А. Система контроля в курсе окружающего мира / А.А.Вахрушев, Д.Д. Данилов // Начальная школа. - 2007.- №10, - С. 13-17. 23. Воловикова, М. И. Интеллектуальное развитие и моральные суждения младших школьников / М. И. Воловикова / Вопр. психологии. №2, 2009. – С. 10-12. 24. Жарковская, Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании - 2003 - №3 - С. 9-12. 25. Кайдаш, Е. Г. Развитие познавательных интересов в учебном процессе / Е. Г. Кайдаш // Начальная школа – 2003 - №12. – С. 14 - 19. 26. Киргинцева, Е. И. Пути формирования познавательных интересов младших школьников в учебной деятельности / Е. И. Киргинцева // Начальная школа – 2002 - №11. – С. 29 - 31. 27. Колберг, Л. Подход Лоуренса Колберга к нравственному воспитанию / Л. Колберг, Ф. Пауэр, Э. Хиггинс // Психологический журнал. - 2012. - № 3. - С. 73 - 75. 28. Лазаренко, Н. И. Развитие познавательных интересов первоклассников / Н. И. Лазаренко // Нач. школа – 2009 - №5. – С. 13 - 16. 29. Липкина, А. И. О нравственной жизни школьника. / А. И. Липкина / Психологический журнал. - 2011. - №1. – С. 19-20. 30. Марьенко, И. С. Нравственное становление личности школьника / И. С. Марьенко / Психологический журнал. - 2011. - №1. – С. 40. 31. Морозова, Е. Е. Изучение вопросов охраны воздуха и вод в курсе природоведения / Е. Е. Морозова. – Начальная школа. – 2007. - №4. – С. 19. 32. Осипова, Л. Н. Активизация познавательной деятельности младших школьников / Л. Н. Осипова. – М.: Педагогика, 2006. – 215 с. 33. Пидкасистый, П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении / П. И. Пидкасистый. – М.: Знание, 2008. – 170 с. 34. Плешаков, А. А. Учебник «Мир вокруг нас» и методические рекомендации к урокам/А.А.Плешаков// Начальная школа.- 2007.- №4.- С. 40. 35. Репкин, В. И. Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте / В. И. Репкин // Нач. школа – 2009 - №7. – С. . 19 - 24. 36. Свадковский, И.Ф. Нравственное воспитание / И. Ф. Свадковский. – М.: Педагогика, 2008. – 188 с. 37. Хабиб, Р. А. Организация учебно - познавательной деятельности учащихся / Р. А. Хабиб. - М. Педагогика, 2009. – 188 с. 38. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г. И. Щукина. - М. Педагогика, 2009. – 115 с. 39. Фокина, Н. Э. Особенности развития моральных суждений у младших школьников и подростков / Н. Э. Фокина / Педагогика. №3, 2008. – С. 22. 40. Шаграева, О. А. Детская психология: Теоретический и практический курс / О. А. Шаграева. - М.: Владос, 2001. – 280 с. Интернет - ресурсы 41. Российское образование http://www.edu.ru 42. Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru 43. https://docviewer.yandex.ru/view 44. https://citaty.info/quote
Отрывок из работы

Глава 1 Теоретические аспекты проблемы нравственного воспитания младших школьников в рамках курса «Окружающий мир» 1.1 Педагогические воззрения на проблему нравственного воспитания личности ребенка в истории педагогики Изучение проблемы нравственного воспитания, ставит перед необходимостью погрузиться в историю вопроса, имеющего корни в далекой древности. Мораль и нравственность, как философские категории, имели интерес у исследователей во все эпохи человечества и мироздания. Глубокий интерес к этим проблемам проявляется в эпоху Возрождения. Возникает идея того, что нравственное воспитание способствует развитию личности, что в свою очередь ведет к прогрессу общества. Следовательно, нравственное воспитание необходимо, и этим объясняется огромный интерес к проблеме . На основе исследования вопросов морали в работах философов позволяет нам сделать некие выводы, на которые можно опираться при дальнейшей теоретической разработке проблемы и ее практической реализации. Данные выводы таковы: - признание большинством философов прирожденной доброты человека. Это позволяет иметь оптимистический взгляд на природу человека и на основе этого строить гуманистическую педагогику. Ж.-Ж.Руссо писал: Все выходит хорошим из рук Творца.[9;7] - признание социальных корней морали. При наличии других основ социальные корни морали признаются важнейшими. Отмечается роль общества в становлении морали и нравственности. Джон Локк писал: «Счастье и несчастье человека большей частью является делом его собственных рук» . - признание возможности воспитания как средства становления морального общества, нравственного человека. Этот вывод вытекает из предыдущего, признающего социальную природу человека. признание существования общечеловеческих нравственных ценностей, которые можно и должно использовать в воспитательном процессе во все времена, во всех общественных системах». Вольтер писал: «Мораль является общей людям во все времена и во всяком месте» .
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 78 страниц
1950 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg