Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПЕДАГОГИКА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАМКАХ ВНЕУРОЧЕОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

vlada99 850 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 80 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.11.2020
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования основаны на системном подходе, который, в частности, предполагает обеспечение учебно-познавательной деятельности школьников. Результаты теоретического анализа и формирующегося эксперимента выявили противоречие между необходимостью повышения уровня эстетической воспитанности школьников при изучении художественного дизайна, потенциалом информационных технологий. В реализации исследования выявилось недостаточность разработки методологии для использование информационных технологий как средства формирования эстетических чувств, что послужило обоснованием актуальности данного исследования.
Введение

В течение последних десятилетий одна из главнейших задач развития российской системы образования всех уровней определяется, как информатизация и цифровизация. Правительства РФ уделяет пристальное внимание к перспективам развития образования и, практически в каждом новом документе, обязательно фигурирует вопрос информатизации и цифровизации учебно-воспитательного процесса. Например, в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» одной из важнейших задач определено «расширение использования информационных и телекоммуникационных технологий для развития новых форм и методов обучения, в том числе дистанционного образования и медиа образования, создание системы непрерывной профессиональной подготовки в области информационно-коммуникационных технологий». [39] Развитие современного общества определяется серьезным влиянием на него информационных технологий, проникнувших во все сферы жизнедеятельности человека, способствуют быстрому распространению но и информационных потоков в социуме, что приводит к формированию глобальной информационной сфере [3]. Внедрение интернета в жизнь человека способствует ускорению трансляции знаний, формированию и сохранению большого объема информации в сети интернета, предоставляется возможность быстро их получить. Сегодня мы наблюдаем усиленное влияние разного рода компьютерных и интерактивных технологий на многие сферы человеческой жизнедеятельности: образование, трудовая и профессиональная деятельность, бытовая и рекреационная [43]. В области образования процесс оснащения компьютерной и интерактивной техникой набирает серьезные обороты, являясь поистине новым форматом в учебно-воспитательном процессе подрастающего и молодого поколения [4]. Это ставит новые задачи перед системой образования, которая должна выбрать новое направление вхождения в мировое информационно-образовательное пространство. Процесс информатизации и компьютеризации требует внесение изменений в педагогическую теорию и практику учебно-воспитательного процесса, корректировки технологий и методик обучения, делая их более адекватными вызовам современности, новым техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в новое информационное общество. [14] Информационные и компьютерные технологии призваны стать не просто дополнением к методикам обучения, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, повышающей его эффективность[8]. Использование информационных технологий в процессе обучения позволяет придать образовательному процессу сфокусированный, личностно-ориентированный характер, обеспечивая интерактивный диалог; создать индивидуальный маршрут обучения для каждого учащегося, используя возможность выбора различных вариантов учебных и творческих задач и оказания оперативной помощи в контексте немедленной обратной связи; развить у школьников навыки самостоятельной работы в поиске необходимой информации в глобальных и локальных сетях; автоматизировать контроль усвоения материала; активизировать учебную деятельность студентов, повысить их мотивацию с точки зрения визуализации учебного материала на экране, использования аудиовизуальных возможностей, предоставления студентам возможности управлять различными объектами и т.д. В то же время не хватает работ посвящен особенностям целевого использования инструментов информационных технологий для повышения творческой активности школьников и воспитания эстетических чувств. Таким образом, результаты теоретического анализа и формирующего эксперимента выявили противоречие между необходимостью улучшения творческой активности школьников и актуализации эстетических чувств при изучении художественного дизайна, потенциалом информационных технологий в реализации этого процесса и недостаточной разработкой методологии использования информационных технологий как средства повышения уровня эстетической воспитанности. Выявленные противоречия подтверждают актуальность изучения проблемы разработки методики использования информационных технологий как средства повышения творческой активности школьников и формирования эстетических чувств в процессе внеучебной деятельности. Актуальность данной проблемы обусловила выбор темы исследования: «Использование информационных технологий в рамках внеурочной деятельности и эстетическом воспитании». Теоретико-методологическую основу исследования составили важнейшие положения теории эстетического воспитания (Д.Б. Кабалевский, Н.И. Киященко, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, М.Д. Таборидзе, В.Н. Шацкая, А.Б.Щербо, М.Н. Фроловская, О.Н. Апанасенко., А.В. Потемкин и др.); подходы внедрению компьютерных и информационных технологий (Н.Н.Суртаева, В.И.Боголюбов, В.П.Беспалько, В.А.Сластенин, Л.С.Подымова, Г.К.Селевко и др.); методологии и методики обучения в процессе внеурочной деятельности (Л.М. Баженова, Ю.Н. Усов, Е.Ю. Глазырина, П.В. Щуркина и др.); концепции информатизации образования (А. П. Ершов, Л. П. Мартиросян, Е. И. Машбиц, И. В. Роберт, В. Ф. Шолохович и др.). Методы и экспериментальная база исследования. Для достижения цели исследования, решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы был использован комплекс исследовательских методов, взаимопроверяющих и дополняющих друг друга: теоретические: анализ литературы по изучаемой проблеме; логико-педагогический анализ образовательных стандартов; методы статистического анализа экспериментальных данных; теоретическое обобщение результатов опытно-экспериментальной работы; эмпирические: педагогическое наблюдение; анкетирование; педагогический эксперимент; анализ продуктов деятельности учащихся. Экспериментальной базой исследования были 5-7 классы МБОУ СОШ№1 пос. Чертково. Организация и этапы исследования: На первом этапе (2017-2019 гг.) - констатирующем, проводилось целенаправленное изучение и анализ литературы по проблеме исследования. Это позволило определить исходные позиции диссертационного исследования, разработать понятийный аппарат, сформулировать гипотезу исследования и наметить его задачи. На данном этапе был проведен констатирующий эксперимент, в ходе которого проведено анкетирование учителей математики. На втором этапе (2019г.) - формирующем осуществлялась проверка гипотезы исследования; в ходе формирующего эксперимента, реализовывался комплекс организационно-педагогических условий, осуществлялась разработка и реализация методики использования основных видов информационных технологий как средства активизации творческой деятельности учащихся и формирования эстетических чувств на внеурочных занятиях; обрабатывались и анализировались результаты промежуточного диагностирования, обобщались промежуточные результаты исследования. На третьем этапе (2019-2020 г.) - обобщающем проводился анализ результатов исследования, систематизировались данные опытно-экспериментальной работы, осуществлялась математическая обработка, обобщение и качественный анализ результатов исследования; оформлялись материалы диссертационного исследования. Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем на основе теоретического анализа выявлены потенциальные возможности использования информационных технологий как средства активизации творческой деятельности учащихся и формирования эстетических чувств в процессе внеурочной деятельности, определены и экспериментально обоснованы организационно-педагогические условия активизации творческой деятельности учащихся и формирования эстетических чувств и представлений на основе использования информационных технологий. Практическая значимость исследования заключается в том, что в нем разработаны и экспериментально проверены методические рекомендации по использованию различных видов информационных технологий как средства активизации творческой деятельности учащихся и формирования эстетических чувств и переживаний в процессе внеурочных занятий, которые будут полезны учителям при выборе и использовании методических средств активизации творческой и учебной деятельности школьников, расширят их представления о возможностях использования информационные технологии в процессе обучения. На защиту выносятся следующие положения: 1. Содержание понятия «эстетическое воспитание» может быть конкретизировано и охарактеризовано как вкус, идеал, восприятие и суждение, необходимы для того, чтобы ученик стал индивидуальностью. 2. Организационно-педагогические условия и возможности использования информационных технологий, как средства активизации творческой деятельности и формирования эстетических чувств учащихся на внеурочных занятиях состоят в: ? осуществлении визуализации и иллюстрации изучаемого содержания по предмету дизайн, что способствует формированию познавательной мотивации, возбуждению интереса к изучению предмета, развитию наглядно-образного мышления, формированию умения создавать, применять и преобразовывать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; ? вовлечении учащихся в творческую и познавательную деятельность, осуществляемую как самостоятельно, так и под руководством учителя, и реализуемую на основе компьютерного моделирования изучаемых объектов, виртуальных центров и экспериментов, осуществляемых с использованием цифровых ресурсов, обеспечивающих накопление фактов, конкретных примеров, измерений, вычислений, графиков, моделирования, т.е. получение экспериментальным эмпирическим путем информации, необходимой для решения проблемы; ? создании условий для учета индивидуальных образовательных возможностей, особенностей и потребностей учащихся, осуществлении поэтапного и поэлементного дифференцированного контроля, самоконтроля и коррекции математических знаний и умений учащихся, реализуемых с помощью программных средств; ? организации самостоятельной деятельности учащихся по использованию информационных технологий для поиска и усвоения информации, для выполнения учебных и творческих проектов; ? обеспечении доступа к информации, связанной с предметом «Художественный дизайн» и имеющей эстетическую ориентацию, использовании в обучении интерактивных технологий, реализуемых с помощью информационных технологий. Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается согласованностью их с фундаментальными положениями теории и методики обучения; логической структурой исследования; применением совокупности педагогических методов исследования, адекватных его задачам и логике; проверкой результатов исследования на различных этапах опытно-экспериментальной работы; обработкой полученных эмпирических результатов исследования на основе количественного и качественного анализа, позволившего сделать обобщенные выводы. Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования внедрены и отражены в учебно-воспитательный процесс МБОУ СОШ№1 пос. Чертково Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Основной текст диссертации изложен на 70 страницах.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3 Теоретические основы к использованию информационных технологий в рамках внеурочной деятельности и эстетическом воспитании……………………………………………………………….....10 1.1 Информационные технологии в системе образования: понятие, сущность, виды, функции…………………………………………………………10 1.2 Эстетическое воспитание школьников: понятие, цели и задачи………………………………………………………………………………....18 1.3 Использование информационных технологий во внеурочной деятельности в аспекте эстетического воспитания…………………….31 1.4 Дидактические и технологические аспекты использования современных информационно-коммуникационных технологий во внеурочной деятельности школьника………………….……...………………38 Опытно-экспериментальная работа по использованию информационных технологий как средства эстетического воспитания во внеурочной деятельности учащихся.....………...…….51 2.1 Методика использования основных видов информационных технологий как средства эстетического воспитания во внеурочной деятельности учащихся…………………………………………………............51 2.2 Программа внеурочных занятий «Художественный дизайн»…...…..54 2.3 Результаты экспериментальной работы по проверке эффективности разработанной методики использования информационных технологий как средства эстетического воспитания……………………………………………………………………..……62 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………..……………………………….......71 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………...…...…75 ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………...80
Список литературы

1. Баженова Л.М. Основы экранной культуры (для 1-4 классов)/Основы экранной культуры. Для общеобразовательных и специальных школ, лицеев, гимназий и внешкольных детских учреждений. М., ИХО РАО, б/г. 2. Беляев, А.А., Новиков, Л. И., Толстых, В.И. Эстетика. Словарь. - М.: Политиздат, 2000 - 448 с. 3. Бережная Е.А., Мельникова А.А. Реклама как форма межкультурной коммуникации: трансляция национальных ценностей // Реклама и PR в России: современное состояние и перспективы развития. – СПб: СПбГУП . – 2016. – С. 145 – 146. 4. Блохина С.В., Варламов О.О., Тожа К.Э., Адамова Л.Е., Варламов А.О. О проблемах образования, целевом образе «школы будущего», информатизации и перспективных информационных технологиях образования / Известия ЮФУ. Технические науки. 2007. №5(77). С. 195-200. 5. Борисанова Н. В. Образовательная среда для педагога дополнительного образования // Дополнительное образование. 2003. № 6. С. 34–36. 6. Бойко, Л. А. Воспитание экологической культуры детей // Начальная школа. — 2011. — № 6. — с. 79–96. [2] Ветошкина И.Б. Краеведение в начальной школе – (из опыта работы), Первоуральск, 2009 г. [3] Г. А. Карцева, Игнатова Е. Ю. Эстетическое воспитания: сб. статей – Тамбов, 2013. -106-110 с. 7. Вопросы воспитательной деятельности внешкольных учреждений: сб. науч. тр. / под ред. Б. Е. Ширвиндта, М.Б. Коваль; НИИ общей педагогики. М., 1980. 8. Воробьева Г.Е. Информационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в педагогической среде // Интернет-журнал «Мир науки», 2014. Выпуск 3. http://mirnauki.com/PDF/21PMN314.pdf (доступ свободный). 9. Воспитательная деятельность внешкольных учреждений: сб. науч. тр. / Мин. просв. СССР; НИИ общих проблем воспитания. М., 1986. 10. Гембицкая Е. Проблемы взаимосвязанного воздействия видов искусства на учащихся // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 8. М., 1972. С. 3–17. 11. Глазырина Е.Ю. Методологические аспекты использования информационных и коммуникационных технологий в художественном образовании // с. 48-52 12. Дополнительное образование детей / под ред. О. Е. Лебедева. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 256 с. 13. Дремов, А.К. Эстетический идеал современной литературы. - М.: Знание. 2013- 62 с. 14. Иванова И.А., Мальцева А.В. Интернет-технологии в процессе самообразования студентов-социологов // Интернет-журнал «Мир науки», 2015 № 4. http://mirnauki.com/PDF/16PDMN415.pdf (доступ свободный). 15. Ильиенков, Э.В. К беседе об эстетического воспитании // Школа должна учить мыслить. - М. - Воронеж, 2002. С. 91-94. 16. Информационные технологии в образовании–2009. Сборник научных трудов участников IX научно-практической конференции-выставки 29–30 октября 2009 г. – Ростов н/Д: Ростиздат, 2009. – 232 с 17. Казиева Г.Г. Эстетическое воспитание младших школьников как психолого-педагогическая проблема // Проблемы и перспективы развития образования в России Теория и методика обучения и воспитания с. 67-71/ 18. Киященко, Н.И. Вопросы формирования системы эстетического воспитания. - М.: Искусство, 1971.- 160 с. 19. Колесникова Ю.А. Первое место - компьютеру // Начальная школа. – 2007. №7. 20. Кудрань В.А. Теория и практика внедрения в школьное образование новых информационных технологий на примере урока изобразительного искусства в общеобразовательной школе // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, №3 http://mir-nauki.com/PDF/64PDMN317.pdf (доступ свободный). 21. Кушаев, Н.А Основы эстетического воспитания. - М.: Просвещение. - 1896.-240 с. 22. Леонтьев Л.А. Произведение искусства и личность: психологическая структура взаимодействия // В сб. «Художественное творчество и психология». – М.: Наука: 1991. – С. 109-133. 23. Лихачев, Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников.- М.: Просвещение, 1985. - 176 с. 24. Лихачев, Б.Т Эстетика воспитания. - М.: Педагогика, 1972.-160 с. 25. Малахова Е. И. Лекция на тему «Использование современных ИКТ при обучении математике» // Курс лекций по теории и методике обучения математике для студентов педагогических специальностей. 26. Мартиросян Л.П. Использование информационных технологий в процессе преподавания математики // Школьные технологии. - 2007. №5. 27. Мартиросян, Л. П. Теоретико-методические основы информатизации математического образования: автореф. дис. докт.пед.наук / Мартиросян Лора Пастеровна, М. : - 2010. - 42 с.) 28. Маслоу А. Г. Мотивация и личность. - Санкт - Петербург: Евразия, 1999. – С. 94-95. 29. Медведь Э. И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования. М.: Центр гуманит. литературы «РОН», 2002. 48 с. 30. Неменский, Б.М. Мудрость красоты. - М.: Просвещение. - 1987. - 255 с. 31. Неменский, Б.М Распахни окно. - М.: Молодая гвардия, 1974. -190с. 32. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. - М.: Асаdemiа, 2005. 33. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. д.п.н. профессора Полат Е.С. М.: Академия, 2001. 34. Орлов А.И. Об информационных технологиях обучения в средней и высшей школе // Телекоммуникации и информатизация общества. 2004, №1. С. 28-43. 35. Пащенко О.И. П 22 Информационные технологии в образовании: Учебнометодическое пособие. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013. — 227 с. 36. Первин С.П. Дети, компьютеры и коммуникации. // Информатика и образование. –1998. - №4.- С. 16-19. 37. Печко, Л.П. Эстетическая картина мира и школьного урока // Советская педагогика. - 1976. - №6. - С. 92-102. 38. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. -- М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с. 39. Путин, B.B. О стратегии развития России до 2020 года / В.В. Путин // Высшее образование сегодня. – 2008. – №2. – С. 2-3. 40. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. М. -Школа-Пресс, 1994,205 с. 41. Роберт И.В., С. В. Панюкова, А. А. Кузнецов, А. Ю. Кравцова; под ред. И. В. Роберт. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие - М.: Дрофа, 2008. - 312, с. 42. Савенкова Л.Г., Сухова Т.И., Юсов Б.П. Живой мир искусства: программа полихудожест- венного развития школьников 1-4 классов. Для общеобразовательных и специальных школ, лицеев, гимназий и внешкольных детских учреждений. М., ИХО РАО, б/г. 43. Сазонова А.В. Анализ реализации государственной программы «Информационное общество» // Интернет-журнал «Мир науки», 2015 № 2. http://mir-nauki.com/PDF/11EMN215.pdf (доступ свободный). 44. Усов Ю.Н. Медиаобразование. Программа для учащихся 10-11 класса общеобразовательной школы/Основы экранной культуры. Для общеобразовательных и специальных школ, лицеев, гимназий и внешкольных детских учреждений. М., ИХО РАО, б/г. 45. Цветкова Л. А. Использование компьютера при обучении лексике в начальной школе // Иностранные языки в школе. – Москва, 2002. - № 2. – С. 16-18. 46. Щацкая, В.Н. «Общие вопросы эстетического воспитания в школе». - М.: Педагогика, - 1976. - 168 с. 47. Щуркина П.В. Информационные технологии в аспекте эстетического воспитания // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XVI междунар. науч.-практ. конф. — № 3(16). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 48-51. 48. Якиманская. И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного образования // Вопросы психологии. – 1995. – № 2. – С. 81.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы к использованию информационных технологий в рамках внеурочной деятельности и эстетическом воспитании 1.1 Информационные технологии в системе образования: понятие, сущность, виды, функции Слово технология происходит от греческого techne, что означает «искусство», «умение». С определенной точки зрения все эти понятия можно интерпретировать как процессы. Процесс обычно понимается как набор конкретных действий, направленных на достижение цели. Информация является одним из наиболее ценных ресурсов общества, помимо природных богатств, таких как нефть, газ, полезные ископаемые и т. д. Следовательно, процесс обработки информации по аналогии с процессом обработки материальных ресурсов также может быть определен как технология. Следующее определение может быть таким: Информационная технология - процесс, который использует комбинацию средств и методов обработки и передачи первичной информации для получения новой качественной информации о состоянии объекта, процесса или явления. Целью информационных технологий является создание информации для последующего анализа и принятия на основе решения о избранных действиях и мерах.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg