Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

vlada99 750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 71 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.11.2020
Теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования воображения у старших дошкольников с задержкой психического развития и его коррекции позволил заключить, что воображение – это психический познавательный процесс, заключающийся в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Воображение как особенный психологический феномен включает в себя различные виды, функции, механизмы, специфические особенности и характеристики. Воображение, как высшая психическая функция играет важную роль в психическом развитии личности, способствуя развитию её творческого потенциала, направленного на преобразование окружающей действительности.
Введение

Усиление гуманистических тенденций в развитии современного общества оказывает позитивное влияние на раскрытие творческого потенциала человека, гармоничное и всестороннее развитие его личности. Возрастающая сложность и масштаб проблем, в том числе, и в системе специального образования, выдвигают на передний план задачу формирования не просто эрудированной, но и творческой личности. Поэтому развитие творческой индивидуальности является приоритетной задачей современной системы дошкольного образования. Недаром философы конца XIX века предложили словосочетание «человек воображающий» в качестве одной из видовых характеристик современного человека наряду с «человеком разумным». Актуальность темы данной выпускной квалификационной работы определяется тем, что развитие воображения, как психического познавательного процесса, выступает неотъемлемым компонентом любого типа творческой деятельности личности, её поведения в целом. В настоящее время в научной литературе все чаще поднимается вопрос о роли воображения в умственном развитии человека, об определении сущностной характеристики механизма воображения. Научные труды отечественных психологов: Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, С.Л. Рубинштейна, Е.И. Игнатьева, Я.А. Пономарева, и др. свидетельствуют о том, что воображение является важным условием творческого преобразования имеющихся у человека знаний, содействует саморазвитию личности и, в конечном итоге, предопределяет эффективность любой деятельности. Однако, в современной специальной литературе вопросы, связанные с развитием и формированием воображения, в том числе, и у детей с задержкой психического развития (ЗПР) недостаточно изучены, а эта область обладает огромным потенциалом для использования резервов комплексного подхода в воспитании и обучении детей с ЗПР. По данным разных авторов, в детской популяции выявляется от 6 до 11% детей с ЗПР различного генеза. Задержка психического развития относится к «пограничной» форме дизонтогенеза и выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций. Научная проблема изучения детей с ЗПР и коррекции их психического состояния сформировалась лишь в конце 60-х годов XX века. Проблемой изучения детей с ЗПР в отечественной психологии занимались: З.И. Калмыкова, К.С. Лебединская, В.В. Лебединский, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева, Н.А. Цыпина, У.В. Ульенкова и многие другие. В настоящее время в психокоррекционной практике используют разнообразные терапевтические средства воздействия на детей с задержкой психического развития. Актуальность использования игр и различных методик состоит в том, что реализация этих методов при работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР помогает разнообразить коррекционно-развивающие занятия и сделать процесс обучения более эффективным и интересным ребенку. Современное состояние проблемы развития воображения детей дошкольного возраста задержанным психическим развитием свидетельствует о наличии противоречий между: - признанием важности воображения в жизни ребенка и недостаточным изучением особенностей развития воображения детей с ЗПР; - потребностью практики в современных технологиях, направленных на развитие воображения детей с ЗПР и недостаточным их использованием. Целью исследования является изучение влияния различных методик и игр на развитие воображения детей с ЗПР старшего дошкольного возраста. Объект исследования – воображение старших дошкольников с ЗПР. Предмет исследования методики и игры как средство развития воображения у старших дошкольников с ЗПР. Задачи исследования: 1. Осуществить теоретический анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования. 2. Изучить особенности воображения у старших дошкольников с ЗПР. 3. Подобрать методы исследования воображения у детей дошкольного возраста с ЗПР. 4. Диагностировать уровень развития воображения у детей дошкольного возраста с ЗПР. 5. Разработать коррекционно-развивающую программу по формированию воображения старших дошкольников с ЗПР различными средствами. Гипотеза исследования состоит в том, что комплекс игр и методик является продуктивным в развитии и коррекции воображения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, оказывающим позитивное влияние на развитие их познавательной сферы в целом, активизацию творческого потенциала и успешную адаптацию к условиям социальной среды. Исследование проводилось в четыре этапа: Первый этап – организационный – изучение и анализ научно-теоретической литературы по проблеме исследования, формирование цели и задач, гипотезы, подбор и адаптация методов и методик. Второй этап – констатирующий – диагностика развития уровня воображения у детей с ЗПР, количественный и качественный анализ данных и их интерпретация. Третий этап – формирующий – разработка и апробация коррекционно-развивающей программы, направленной на формирование воображения старших дошкольников с ЗПР различными средствами. Четвёртый этап – контрольный – количественный и качественный анализ данных, полученных в ходе формирующего эксперимента, их интерпретация, обобщающие выводы и оформление заключения. База исследования: ГКУ СО МО «Социально-реабилитационный центр «Журавлик» г. Талдом. В эксперименте приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Методы исследования: ? метод анализа научной литературы; ? эмпирический (психолого-педагогический эксперимент); ? статистический (обработка результатов исследования методами математической статистики); ? интерпретационный метод (количественное и качественное толкование эмпирических данных). Методология научного исследования базировалась на основных подходах к анализу нарушений психического развития в отечественной психологии и психиатрии, разрабатываемых такими специалистами как Выготский Л.С., Запорожец А.В., Зейгарник Б.В., Ковалев В.В., Лебединский В.В., Л. Каннер, Г. Аспергер, С.С. Мнухин и др. Достоверность научного исследования подтверждалась подбором методов и методик, валидных целям и задачам исследования, количественным и качественным анализам эмпирических данных, применением методов математической статистики обработки результатов. Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и систематизации специально-психологических знаний по проблеме развития воображения у детей дошкольного возраста с ЗПР, в выявлении особенностей коррекции и профилактики воображения современными психотерапевтическими средствами. Практическая значимость работы состоит в разработке коррекционно-развивающей программы, основанной на использовании игр и методик в развитии воображения у старших дошкольников с ЗПР, которые могут быть успешно применены в практической деятельности специалистов, работающих с названной категорией детей. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложений.
Содержание

Введение. 3 Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития воображения у старших дошкольников с ЗПР. 9 1.1.Воображение как психический познавательный процесс. 9 1.2.Особенности развития воображения у дошкольников в норме и с задержкой психического развития. 19 Глава 2. Диагностика и коррекция развития воображения у старших дошкольников с задержкой психического развития. 35 2.1 Методики изучения развития воображения у детей с задержкой психического развития. 35 2.2 Использование игры в развитии воображения. 41 Глава 3. Коррекционно-педагогическая работа по развитию воображения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. 49 3.1 Формирование воображения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. 49 3.2 Проведение коррекционно-педагогической работы по развитию воображения для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. 52 3.3 Анализ результатов исследования. 56 Заключение 59 Список литературы 62 Приложение. 67
Список литературы

1. Ануфриева Г, Вдовкина С, Огороднова О. Воображение и творчество // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 12. 2. Бехтерев В.Н. Феномены мозга. – М. Издательство: «АСТ» 2016. 3. Бондарева О. С. Особенности творческого воображения у детей с задержкой психического развития // Молодой ученый. – 2015. – №21. – С. 69 4. Боровик О.В. Развитие воображения. – М. : ООО «ЦГЛ «Рон», 2002. – 112с. 5. Власова Т. А. Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. – М.,1973. – 175с. 6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: АСТ, Астрель, 2005. – 672с. 7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: Союз 1999. – 305с. 8. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Пособие к курсу «Психология человека». – М. : Педагогическое общество России, 2007. – 276с. 9. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Г.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.Л. Цыпиной. – М. 1984. – 248. 10. Дудецкий А. Я., Юлустина Е. А. Психология воображения. – М., Смоленск: Изд-во Смол. гуманитар. ун-та, 1997. 11. Зайцева И.А., Кукушкин В.С., Ларин Г.Г., Румега Н.А, Шатохина В.И. Коррекционная педагогика / Под ред. В.С. Кукушина. Изд-е 2-е,. – М.:ИКЦ “МарТ”; Ростов н/Д: Издательский центр “МарТ”, 2004. – 352с. 12. Гройсман А.Л., Росляков А.Ф. Теория и практика театрализованной и ролевой психокоррекции. – М., 1993. 13. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновации в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология»// Сост. Н.Д. Соколова и др. – М., 2001. 14. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Г.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.Л. Цыпиной. – М. 1984. – 248. 15. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника/О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. – 1988. – №6. – с.34-35 16. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника // Хрестоматия по детской психологии / Под ред. Г.В. Бурменской. – М., 1996. 17. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения/Е.В.Заика//Вопросы психологии. – 1993. – №2. – С. 54-58. 18. Ильенков Э. В. О воображении // Народное образование. – 2008. – № 3. 19. Игнатьев Е. А. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. – М., 1968. 20. Катаева Л.И. Изучение познавательных процессов детей дошкольного возраста. – М.: Владос, 2004. – 234с. 21. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь, 2006. – 160 с. 22. Кириллова Г. Д. Начальные формы творческого воображения у детей // Школьное воспитание. – 2011. – № 2. 23. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 176 с. 24. Кравцова Е. Развитие воображения // Дошкольное воспитание. – М.: Просвещение. – 2009. – №12. 25. Ковалицкая Л.М. Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ: Пособие для воспитателей/Л.М. Ковалицкая. – М.: Аркти, 2008. – 24с. 26. Костенкова Ю.А Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, чтения / Ю.А. Костенкова, Р.Д. Тригер, С.Г. Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2004. – 64 с. 27. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании: Учебное пособие. – М.: Педагогика, 1979. – 246с. 28. Кудрявцев В.Т. Воображение ребёнка: природа и развитие // Психологический журнал . – 2001. – №5. – С.57 29. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М., 1985. 30. Маклаков А.Г. Общая психология. – М.: Знание, 2005. – 592с. 31. Медведева Е. А. Пути формирования предпосылок и элементов творческого воображения у старших дошкольников с задержкой психического развития в театрализованных играх // Дефектология. – 2000. – №1. – С. 53-60. 32. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: Наука, 2007. – 258с. 33. Немов Р.С. Психология. Книга 1. М.: Владос, 2008. – 260с. 34. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М.: Педагогика-Пресс, 1994. – 528с. 35. Писарев. Д.И. Избранные педагогические сочинения. – М, 1984. – С. 145 36. Певзнер М. С. Клиническая характеристика детей с ЗПР //Дефектология. – 1972. – № 3. Клиническая систематика задержки психического развития // Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития у детей // Под ред. К. С. Лебединской. – М.: Педагогика, 1982. 37. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология. Словарь. – М., 2010. 38. Полуянов Ю.А. Воображение и способности. – М.: Знание, 2003. – 50с. 39. Пономарёв Я.А. Психология творчества. – М.: Наука, 2001. 304с. 40. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб., 2000. 41. Рибо Т. Творческое воображение. – Спб., 1901. – С. 132-140. 42. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2003. – 712с. 43. Слепович Е.С. Некоторые приемы формирования сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников с ЗПР // Хрестоматия. Психология детей с ЗПР / Составитель О.В. Защиринская. – СПб., 2003. 44. Скоробогатов В.А., Коновалова Л.И. Феномен воображения. Философия для педагогики и психологии. – М.: Союз, 2002. – 356с. 45. Справочник дошкольного психолога / под ред. Широковой Г.А. – М.: Феникс, 2008. – 384с. 46. Субботина Л.Ю. Детские фантазии: Развитие воображения детей. – Екатеринбург: У-Фактория, 2005 . – 192с. 47. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие / В.В. Ткачева. – М.: АСТ; Астрель, 2007. – 318. 48. Узнадзе Д.Н. Общая психология / Пер. Е. Ш. Чомохидзе / Под ред. И. В. Имидадзе. – М.: Смысл; Питер, 2004. 49. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. – М.: Педагогика, 2011. 50. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. 51. Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – Балашов: «Николаев», 2004. – 68 с. 52. Худик В.А. Психологическая диагностика детского развития: методы исследования. – Киев.: Украина, 2002. – 423с. 53. Шевченко С.Г. Организация специальной помощи детям с трудностями в обучении в условиях дошкольных учреждений, комплексов "начальная школа - детский сад" / Дефектология. – 2000. – №6. – с.36. 54. Шерагина Л.И. Логика воображения. – М.: Союз, 2001. – 285с. 55. Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум детского психолога. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. 56. Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. – СПб.: ТЦ Сфера, 2002. – 112 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития воображения у старших дошкольников с ЗПР. 1.1.Воображение как психический познавательный процесс. Воображение – это психический познавательный процесс, оказывающий своеобразное влияние на развитие психики человека. С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны также факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела и т.д. Воображение стоит отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимает промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Воображение, по мнению М.В. Гамезо, И.А. Домашенко свойственно только человеку, благодаря которому человек может творить, создавать что-то новое, уникальное, не имеющее аналогов. Благодаря воображению личность способна разумно планировать свою деятельность и управлять ею . Обладая богатым воображением, человек может жить в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Образы, которыми индивид оперирует, включают в себя не только воспринятые ранее предметы и явления. Это могут быть события, факты, явления, свидетелем которых человек не был и не мог быть. Образы воображения могут содержать в себе предстоящее, желаемое, возможные события и явления. И вместе с тем нечто новое, созданное в воображении, всегда связано с реально существующим. Образы воображения опираются на представления памяти, но они подвергаются преобразованию.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg