Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Использование проектной деятельности для развития познавательных интересов младших школьников

vlada99 650 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 67 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.11.2020
Проектная деятельность – современный образовательный метод, который дает возможность педагогу решить множество учебных задач и является интересным для учащихся. В организации проектной деятельности учащихся начальных классов большую роль играет педагог.
Введение

Начальная школа является важнейшим этапом образования каждого человека. От того, насколько грамотно организован процесс обучения и воспитания на этой ступени, зависит успешность каждого ученика в дальнейшем. Одним из главных направлений деятельности современной школы является разностороннее развитие личности ребенка, его умений и навыков работы в коллективе, повышение мотивации к обучению. Учителя начальных классов понимают степень ответственности и важности своей работы в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, потому не останавливаются на достигнутом и ищут новые, эффективные формы преподавания. Однако часто бывает, что всё новое – хорошо забытое старое. Очередное подтверждение тому - интерес к проектной деятельности и востребованность этой технологии в современной школе. Вступившие в силу федеральные государственные образовательные стандарты ставят перед современной школой важные задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею. Таким образом, появилась необходимость в использовании новых педагогических подходов и технологий в современной общеобразовательной школе. До недавнего времени считалось, что основной целью учителя было дать знания, теоретические по сути, и энциклопедические по широте. Сегодня получение знаний в большей степени рассматривается как средство для решения задач, связанных с развитием личности, ее социальной адаптацией, приобщением к ценностям культуры и пр. Иными словами опора на знания, характеризующая отечественную школу, сменяется компетентно-ориентированным подходом к образованию. В настоящее время основным является личностный результат обучения, воспитания ребенка. Необходимо сформировать у младшего школьника способность к обучению и самообучению на протяжении всей жизни является одной из приоритетных задач образования. В новом стандарте поменялась оценка качества образования, предусматривается качественно новое ресурсное обеспечение его исполнения. Оно предполагает широкое использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе. В современной школе очень важно и вместе с тем очень сложно заинтересовать школьников учебным предметом, повысить познавательный интерес к обучению. Развитие познавательного интереса – сложная задача, от решения которой зависит эффективность учебной деятельности младшего школьника. В педагогике и психологии разработаны общие подходы к развитию познавательного интереса у младших школьников. Установлено, что познавательный интерес проявляется как к содержанию учебного материала, так и к организации познавательной деятельности. Одним из эффективных способов организации познавательной деятельности является применение технологии проекта. В новом стандарте методу проектов отводится особое место, как одной из инновационных образовательных технологий, направленных на личностно-ориентированное обучение, в основе которой, лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умения видеть наперёд, сформулировать и решать проблему. В систему работы входят: организация проектной деятельности, направленной на получение результата (продукта), в ходе которой идет усвоение новых знаний и действий. Передавая учебную информацию, учитель вносит в содержание предмета и свою эмоциональную и ценностную окраску. Независимо от желания учителя в процессе передачи знаний участвуют и его убеждения, приоритеты, мотивации, жизненные концепции. Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать, школьнику учиться, направлять его познавательную деятельность. Одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда школьников в процессе учения сегодня является метод проектов. В современный учебный процесс внедряются новые методы обучения, которые построены на принципе саморазвития, активности личности. В первую очередь к такому методу относят проектное обучение. Развитие познавательного интереса как сложного личностного образования происходит постепенно в деятельности, имеющей практическую направленность, позволяющей входить ребенку в проблемную ситуацию. И вот именно такой деятельностью, обеспечивающей возможность получать, синтезировать, комбинировать, активно использовать знания, является проектная деятельность. Изучением данной проблемы, которая рассматривает сущность проектной деятельности, ее проблемный характер, место в воспитательно-образовательном процессе занимались известные педагоги А.Л.Блохин, Н.А.Бреднева, О.В.Брыкова, В.Г.Веселова, О.Б.Волжина, Е.А.Гилева, Т.А.,Данилина, И.И.Джужук, Дж.Дьюи, С.А.Ермолаев, Н.А.Забелина, A.Д.Климова, Н.Н.Курова, О.В.Ляпина, И.И.Ляхов, И.В.Никитина, Е.А.Пеньковских, М.Л.Сердюк, Н.Г.Чернилова и др. К сожалению, в данных исследованиях недостаточно изучены возможности проектной деятельности и ее роль в развитии познавательных интересов младших школьников. Большое количество педагогов и психологов рассматривают условия, необходимые для формирования и развития познавательных интересов, специальных способностей, в том числе и творческих, творческой деятельности школьников младшего звена М.Воллах, Л.С. Выготский, П.И.Дышлевый, И.А.Киршин, Н.Коган, А.А.Нестеренко, Е.Г. Речицкая, Е.А.Сошина,Л.Н.Толстой, А.Н.Фомин, и др. Когда в начальном обучении значительное место отводится развитию познавательной активности учащихся, необходимо конкретизировать способы организации творческой деятельности младших школьников, определить педагогические условия развития познавательных интересов в проектной деятельности младших школьников на уроке. Сказанное позволяет назвать противоречие, сложившееся в педагогической теории и практике: с одной стороны, познавательные интересы младших школьников в проектной деятельности на уроке необходимо развивать; с другой стороны, комплекс педагогических условий, способствующих развитию такой деятельности, исследован в педагогической теории и практике недостаточно. Выявленное противоречие требует для своего разрешения рассмотрения следующих вопросов: каким должно быть развитие познавательных интересов младших школьников в проектной деятельности? Вносит ли организация педагогом проектной деятельности существенный вклад в решение этой проблемы? Если да, то при каких условиях и требованиях это возможно? Исходя из актуальности проблемы, была определена тема исследования: «Использование проектной деятельности для развития познавательных интересов младших школьников». Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Лицей № 22 города Белово». Цель исследования — внедрение проектной деятельности для развития познавательных интересов младших школьников Объект исследования - познавательный интерес младших школьников в проектной деятельности. Предмет исследования - проектная деятельность в системе развития познавательных интересов младших школьников. Гипотеза исследования: предположим, что повышение уровня развития познавательных интересов младших школьников в проектной деятельности, будет эффективно, если: - развитие познавательных интересов будет основываться на деятельностном, культурологическом подходах и организуется в условиях совместной деятельности на уроке; - разработаны содержание, способы и средства развития познавательных интересов учащихся в проектной деятельности на уроках в начальной школе, а также диагностический инструментарий и средства коррекции данного процесса, так как, включая в себя основные элементы целостного учебного процесса: дидактическое целеполагание, отбор содержания и методов обучения, диагностический педагогический анализ, коррекцию, - указанные педагогические условия развития познавательных интересов в проектной деятельности младших школьников на уроке являются необходимыми и достаточными. Исходя из предложенной гипотезы и поставленной цели, были определены задачи исследования: 1. изучить особенности организации проектной деятельности младших школьников; 2. рассмотреть проектную деятельность младших школьников как средство формирования познавательного интереса; 3. охарактеризовать особенности формирования познавательного интереса младших школьников 4. Выявить и обосновать педагогические условия развития познавательных интересов младших школьников в проектной деятельности на уроках и экспериментально проверить их эффективности. База исследования: МБОУ «Лицей № 22 города Белово». В исследовании приняли участие обучающиеся в 4 «В» класса Структура работы ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………..4 1 Теоретические основы организации проектной деятельности как средства развития познавательного интереса у младших школьников …………………9 1.1 Проектная деятельность детей младшего школьного возраста: сущность понятия «проектная деятельность» ………………………………….………….9 1.2 Особенности организации проектной деятельности младших школьников……………………………………………………………………....18 1.3 Особенности формирования познавательного интереса младших школьников………………………………………………………………………25 1.4 Система работы учителя при организации проектной деятельности младшего школьника…………………………………………………………...28 2 Эмпирическое исследование по развитию познавательного интереса у младших школьников средствами проектной деятельности на примере МБОУ «Лицей № 22 города Белово» ……….......…………………………....38 2.1 Описание процедуры исследования и результатов диагностики исходного уровня развития познавательных универсальных учебных действий………………………………………………………………………...38 2.2 Формирование познавательного интереса у обучающихся через проектную деятельность ……………………….………………….....………43 2.3 Оценка эффективности развития у младших школьников познавательного интереса в процессе проектной деятельности ..............…49 Заключение……………………………………………………………………..52 Список использованной литературы …………………………………………54 Приложения………………………..………………………………..….……….57
Список литературы

1. А.Г.Асмолов Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли пособие для учителя /; под ред. А. Г. Асмолова. - 5-е изд. - Москва: Просвещение, 2014. – 151с.- ISBN 978-5-09-030429-0 2. Активные методы обучения : учеб.-метод. пособие / Е. Р. Аргунова, Р. Ф. Жуков, И. Г. Маричев ; под науч. ред. Н. В. Кузьминой. - М. : Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 2005. - 104 с.- ISBN 5-7563-0264-6 (в обл.) (Акмеология образования). 3. Ананьев, Б.Г. Познавательные потребности и интересы./ Б.Г.Ананьев - СПб.: Питер,. 2014. - 254 с. - ISBN 978-5-49807-869-4 (Мастера психологии). 4. Баранова Э.А.Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников/ Э.А.Баранова/.-СПб.: Речь, 2005.-128с.- ISBN 5-9268-0355-1 5. Блонский П.П. Психология младшего школьника / Сост., ред. И авт. вступ. ст. А.И. Липкина, Т.Д. Марцинковская; Акад. Пед. и социал. наук, Моск. психолого-социал. ин-т. М.: Воронеж: Изд-во Ин-та практ. Психологии, 2013.— 575с.- ISBN 5-89502-574-9 (МПСИ) (Психологи России / Российская акад. образования, Московский психолого-социальный институт). 6. Болдырева-Вараксина А.В., Кукушин В.С. Педагогика начального образования /Болдырева-ВараксинаА.В., Кукушин В.С.Учебное пособие для педагогических вузов - МарТ (Москва):,2005.-592с. - ISBN: 5-241-00543-9 7. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе / А. В. Бычков. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. - 47 с.; 21 см.; ISBN 5-211-03914-9. 8. Выготский Л.С. Психология познания /Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2014.- С.127.- ISBN 5-17-027239-1 (ООО "Изд-во АСТ") 9. Возрастная и педагогическая психология//Под ред. М.В. Гамезо. М., Просвещение, 2015 - С.446.- ISBN 5-93134-195-1 10. Давыдов В.В. Младший школьник как субьект учебной деятельности. М.: Просвещение, 2014. 212 с. 11. Дейкина А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения /А.Ю. Дейкина.- М.: Просвещение, 2002.- С.345.- ISBN 5-85127-273-2 12. Дьюи, Джон Демократия и образование: / Дж. Дьюи. - М. : Педагогика-пресс, 2000. – 382с. ISBN 5-7155-0773-1(Педагогика: классические труды) 13. Ермолаева, М.В. Психолого-педагогическая практика в системе образования /М.В. Ермолаева, А.Е. Захарова, Л.И. Калинина, С.И. Наумова. - М.:Просвещение, 2016.-336 с.- ISBN 5-89112-045-3 (Библиотека школьного психолога) 14. Зайцева И.А. Формирование познавательного интереса к учению как ISSN 2500-3402(Педагогические науки). 15. Использование метода проектов в образовательных процессе / Т.В. Зеленцова и др. ; под общ. ред. Н. И. Михасенок; М-во образования и науки Российской Федерации, Сибирский федеральный ун-т, Фил. Сибирского федерального ун-та в г. Железногорске, Красноярский гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева: АНО "Науч.- образовательный центр "Перспектива", 2013. – 129с.- ISBN 978-5-904896-61-4 16. Лободина Н.В. Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся как основное требование ФГОС /Н. В Лободина Книга для учителей. - М.: Учитель ,2019.-275с.-ISBN 978-5-7057-4954-6 Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. -URL: https://urait.ru/bcode/444719 (дата обращения: 03.01.2020). 17. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. — М.: Вентана-Граф, 2014.-235с.- ISBN: 5-88717-269-X 18. Методические приемы организации деятельностного подхода в обучении [Электронный ресурс] [Web-сайт] http://festival.1september.ru/rticles/ (дата обращения 23.11.2019) 19. Методический калейдоскоп [Электронный ресурс] [Web-сайт] http://www.sharlikroo.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=271&Ite mid=63(дата обращения 14.12.2019) 20. Немов Р.С. Психология / В 3-х кн. /Р.С. Немов. - М.: Просвещение, 2014.- 324с.- ISBN 5-09-007343-0 21. Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л.Д. Столяренко.- М.: Просвещение, 2013.- С.337.- ISBN 978-5-392-03042-2 22. Педагогика [Электронный ресурс]: электронный учебник / под ред. Л. П. Крившенко. - Гриф МО. - М.: Проспект: Кнорус, 2010 (дата обращения 09.01.2020) 23. Попова C.B. Проектная деятельность в начальных классах: методическое пособие. Борисоглебск: Борисоглебский гос. пед. ин-т, 2016.-23с.- ISBN 978-5-85897-460-4 24. Пологрудова И. С. Теоретические подходы к изучению «познавательного интереса» в психолого-педагогической литературе // Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 366-367. — URL https://moluch.ru/archive/39/4627/ 25. Проектно – организаторская функция воспитательной деятельности учителя (теория и методика): монография / В.П. Сергеева.- 2-е изд.,- М.: ИНФРА – М,2017.-128с. – ISBN 978-5-16-012446-9 (Научная мысль). 26. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – 2.-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 192. – (ISBN 978-5-09-020813-0 27. Проектная задача. Воронцов А.Б.– Начальная школа. – № 6/2007. [Электронный ресурс] [Web-сайт] http://nsc.1september.ru/article.php?ID=2008 (дата обращения 04.12.2019). 28. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников / А.И. Савенков; Отв. ред. М.А. Ушакова. - М. : Сентябрь, 2003- 2005с.-ISBN5-88753-067(Библиотека журнала "Директор школы"; Вып. № 8, 2003 г.). 29. Сергеев И.С. С Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. — 2-е изд., испр. и доп.— М.: АРКТИ, 2005. — 80 с. ISBN 5-89415-400-6(Метод, биб-ка). 30. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - Москва: Просвещение, 2010. - 31 с. - (Стандарты второго поколения). 31. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя /Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина. - М.: Просвещение, 2015.- С.175.- ISBN 5-09-001743-3
Отрывок из работы

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 1.1 Проектная деятельность детей младшего школьного возраста: сущность понятия «проектная деятельность» Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования (ФГОС НОО) ставят перед школой новые задачи: создание эффективной развивающей среды, мотивирующей учащихся; самостоятельно добывать, получать информацию и обмениваться ею. Решение данных задач вызвало необходимость внедрения новых педагогических подходов и технологий в современной общеобразовательной школе [30]. Одной из основных задач образования в условиях реализации ФГОС НОО является, сформировать у обучающихся умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации, являющийся методологической основой нового поколения государственных образовательных стандартов, определяет необходимость представления нового материала через развертывание последовательности учебных задач, моделирования изучаемых процессов, использования различных источников информации, предполагает организацию учебного сотрудничества. В связи с этим одним из ключевых понятий становится «деятельность», которое рассматривается как процесс активного взаимодействия субъекта с миром, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности. «Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл». Деятельность - это активное изучение человеком окружающей действительности, в процессе которого индивид приобретает знания, познает законы существования окружающего мира и учится не только взаимодействовать с ним, но и целенаправленно воздействовать на него. Одним из видов познавательной деятельности является деятельность проектная, которая рассматривается как деятельность, «направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата».
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 54 страницы
1000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg