Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Подвижные игры как фактор оптимизации учебного процесса физического воспитания детей 12-13 лет.

happy_woman 1300 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 52 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.11.2020
Объект исследования – учебный процесс физического воспитания в общеобразовательной школе. Предмет исследования – процесс физического воспитания с использованием подвижных игр детей 12-13 лет. Гипотеза исследования является предположение, что учебный процесс по физическому воспитанию детей 12-13 лет с использованием средств и методов подвижных игр на уроках по физической культуре будет более эффективным, чем традиционный подход к учебным занятиям в общеобразовательной школе. Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе МОУ «Ильинской средней общеобразовательной школы» с. Ильинка. В нем приняли участие ученики 7 «А» класса в количестве 21 человек и ученики 7 «Б» класса в количестве 20 человек. Структура дипломной работы соответствует общей логике научного исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (54 источников), … приложений.
Введение

Актуальность исследования. Важнейшая социальная задача современного общества состоит в том, чтобы вырастить поколение людей, сочетающих достойное воспитание и физическое совершенство. Политика государства в этом направлении считает возможным формирование физически здоровой, образованной, всесторонне развитой, социально активной личности, что смогло найти отражение в приоритетном национальном проекте «Здравоохранение» (Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2030 г.). Наряду с позицией государства, направленной на сохранение здоровья школьников, в настоящее время продолжается интенсификация учебного процесса на всех уровнях образования. Значительно возросли эмоционально-психологические и функциональные нагрузки, особенно статического характера. Данная организация процесса образования оказывает негативное влияние на развитие ведущих систем и организма в целом и, как следствие, отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье детей в процессе обучения в школе. ФГОС и программами по предмету «Физическая культура» предусмотрен существенный вариативный компонент. Исходя из этого, учителям предоставлена возможность самостоятельно разрабатывать содержание и процессуальный компонент физического воспитания, принимая во внимание индивидуальные особенности обучающихся, резервы обеспечения образовательного учреждения, традиции развития физической культуры. Вышеизложенные аспекты актуальности позволили сформулировать проблему исследования, которая заключалась в поиске оптимальных путей оптимизации учебного процесса физического воспитания детей 12-13 лет в процессе использования на уроках физической культуры подвижных игр.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………... Глава 1. Анализ научно-методической литературы 1.1 Сущность физического воспитания детей среднего школьного возраста… 1.2 Роль и значение применения подвижных игр на уроках физической культуры… 1.3 Оптимизация учебного процесса по физической культуре с помощью подвижных игр Глава 2. Организация и методы исследования 2.1. Цель исследования…………………………………………………… 2.2. Задачи исследования………………………………………………….. 2.3. Методы исследования………………………………………………… 2.4. Организация и проведение исследований…………………………… Глава 3. Проведение исследований 3.1. Экспериментальное обоснование…………………………………………. 3.2. Результаты контрольных тестов в основных упражнениях в контрольной и экспериментальной группах…………………………………………………… Заключение…………………………………………………………...…………… Библиография……………………………………………….………………… Приложения………………………………………..………………………………
Список литературы

1. Антонова Л.Н. Психологические основания реализации здоровье сберегающих технологий в образовательных учреждениях: Областная целевая программа «Развитие образования Московской области на 2001-2005 гг.»/ Л.Н. Антонова. - М.: МГОУ, 2004.-100 с. 2. Арзуманов, С. Г. Физическое воспитание в школе учащихся 5– 9 классов / С.Г. Арзуманов. – М.: Феникс, 2018. – 112 c. 3. Ашмарина Б.А. Теория и методика физического воспитания: Учебное пособие для студентов факультета физического воспитания педагогических институтов/ Б.А. Ашмарина. - М.: Просвещение, 2007. - 511 с. 4. Барчуков И.С., Нестеров А.А. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.С.Барчуков, А.А.Нестеров / Под общ. ред. Н.Н.Маликова. – М.: ИЦ «Академия», 2006. – 528 с. 5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте /Л.И.Божович. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с. – (Серия «Мастера психологии»). 6. Былеева Л.В. Подвижные игры : учебник / Л. В. Былеева [и др.]. - Гриф УМО. – М. : Физическая культура, 2007. - 283 с. 7. Валик Б.В. Подари своим детям здоровье / Б.В. Валик // Физическая культура в школе. - 2010. -№ 1. - С. 58-59. 8. Воробьева Н. Л. Игры и спортивные развлечения в школе и оздоровительном лагере для детей подросткового возраста / Н.Л. Воробьева. – М.: АРКТИ, 2013. – 200 c. 9. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта / Г.Д.Горбунов. – 3-е изд., испр. – М.: Советский спорт, 2007. – 296 с. 10. Губа В. П. Методы математической обработки результатов спортивно-педагогических исследований [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / В. П. Губа, В. В. Пресняков. - Москва : Человек, 2015. - 283 c. 11. Гужаловский А.А. Основы теории и методики физической культуры: Учеб. для техникумов физ. культ./ А.А. Гужаловский. - М.: Просвещение, 2008. - 379 с. 12. Давыдов В.Ю. Методика оценки физического развития и физической подготовленности детей школьного возраста: Метод. Рекомендации / В.Ю. Давыдов, С.А. Шептикин, А.Г. Трифонов. - Волгоград, 1993.- 27 с 13. Давыдова С. В. Требования к современному уроку физической культуры в условиях ФГОС [Электронный ресурс] / С.В. Давыдова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 142-144. — Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9501/ (дата обращения: 10.01.2020). 14. Дешле С.А. Методика педагогического контроля за уровнем физической подготовленности учащихся V-VIII классов: Автореф. канд. дис. / С.А. Дешле. - М., 1982. - 23 с. 15. Джамгаров Т.Т. Психология физического воспитания и спорта: Учебник / Под общ. ред. Т.Т. Джамгарова и А.Ц. Пуни. – М., 1980. - 268 с. 16. Жуков М.Н. Подвижные игры: учебник для студентов педагогических вузов. / М.Н. Жуков. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 160 с. 17. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 2011г. 8. Иваницкий, М. Ф. Анатомия человека [с основами динамической и спортивной морфологии] : учеб. для вузов физической культуры / М. Ф. Иваницкий. - 12-е изд. - Москва: Спорт, 2016. - 624 с. 18. Ильин Е.П. Психология спорта /Е.П.Ильин – СПб.: Питер, 2008. – 352 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»). 19. Каинов, А. Н. Рабочая программа по физической культуре. 7 класс. Методическое пособие / А.Н. Каинов, Г.И. Курьерова.–М.: Планета, 2017. –109 c. 20. Копылов, Ю. А. Система физического воспитания в образовательных учреждениях / Ю.А. Копылов, Н.В. Полянская. – М.: Арсенал образования, 2018. – 393 c. 21. Коробейников Н.К. Физическое воспитание: учебное пособие для средних специальных учебных заведений / Н.К. Коробейников. - Москва: Просвещение, 2011. - 381 с. 22. Кенеман А. В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей школьного возраста. Учеб, пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Школьная педагогика и психология». Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Просвещение, 2000. - 272 с. 23. Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / В.С. Кузнецов. - Москва: Просвещение, 2007. - 425 с. 24. Кузнецов, В. С. Внеурочная деятельность учащихся. Гимнастика / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. – М.: Просвещение, 2018. – 781 c. 25. Кузнецов В.С., Физкультурно-оздоровительная работа в школе: методическое пособие / В.С. Кузнецов. – М.: НЦ ЭНАС, 2002. 26. Кучма В.Р. Методы контроля и управления санитарно- эпидемиологическим благополучием детей и подростков / В.Р. Кучма.- М., 1999. 27. Листова О.Л. Спортивные игры на уроках физкультуры: Физкультура и спорт в школе / О.Л. Листова. - М.: Изд-во СпортАкадемПресс, 2010. - 276 с. 28. Литвинов Е.Н. Подвижные игры в физическом воспитании. Спорт в школе / Е.Н. Литвинов // Первое сентября - 2016 - №14. - 42 с. 29. Мазаренко, Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений / Л.Д. Мазаренко. – М.: Владос, 2016.–240 c. 30. Макеева В.С. Методы педагогического контроля на уроках физической культуры / В.С. Макеева. – Москва: ИЛ, 2018. – 315 c. 31. Максачук Е.П. Актуализация формирования спортивной культуры личности молодого поколения / Е.П.Максачук. – М.: Изд-во «Спутник +», 2012. – 102 с. 32. Малыхина О.А. Оптимизация двигательной активности детей в образовательных учреждениях: методическое пособие для инструкторов физкультуры и воспитателей, работающих с детьми [Электронный ресурс] / Малыхина О.А.— Электрон. текстовые данные.— Набережные Челны: Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2008.— 170 c. 33. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеева.- М., 1991. – 165 с. 34. Матвеев А.П. Методика физического воспитания с основами теории: Учеб. пособие для студентов пед. институтов и учащихся пед. училищ / А.П. Маивеев, С.Б. Мельников. - М.: Просвещение, 1991. - 191 с. 35. Муравьев В.А., Назарова Н.Н. Воспитание физических качеств детей школьного возраста. Методическое пособие / В.А. Муравьев, Н.Н. Назарова. – АЙРИС – ПРЕСС, 2004. 36. .Никитушкин В. Г. Основы научно-методической деятельности в области физической культуры и спорта: учебник [Электронный ресурс] / В. Г. Никитушкин. - Москва: Советский спорт, 2013. - 280 с. 37. Обреимова Н.И., Петрухин Ф.С. Основы анатомии, физиологии, гигиены / Н.И. Обреимова.- М., 1988. – 362 с. 38. Прохорова, М.В. Педагогика физической культуры: Учебник / М.В. Прохорова. - М.: Альянс, 2016. - 292 с. 39. Прус Е. А., Екимова М. М. Развитие двигательных качеств обучающихся: Статья в сборнике статей «Инновационные педагогические технологии» / Е.А. Прус. – М. Арсенал образования, 2014 г., С. 198-201. 40. Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека. С возрастными особенностями детского организма / М.Р. Сапин. – Академия, 2005. 41. Селуянов, В. Н. Основы теории оздоровительной физической культуры Учебн. пос. для инструкт. оздоровит. физ. культ. / В. Н. Селуянов, Е. Б. Мякинченко. - М., 1994. - С. 25-37. 42. Семенов, Л. А. Введение в научно-исследовательскую деятельность в сфере физической культуры и спорта: учеб. пособие [Электронный ресурс] / Л. А. Семенов. - Москва : Советский спорт, 2011. - 199 с. 43. Статистика. Обработка спортивных данных на компьютере: учеб.пособие/ под ред. проф. М.П. Шестакова и проф. Г.И. Попова. – М.: СпортАкадемПресс, 2002. – 278 с. 44. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э.Я. Степаненкова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 368 с. 45. Столов И.И. Спортивный резерв: состояние, проблемы, пути решения (организационный компонент): монография / И.И.Столов. – М.: Советский спорт, 2008. – 132 с. 46. Суслов, Ф.П. Теория и методика спорта / Ф.П. Суслов. - Москва: ФиС, 2007. - 314 с. 47. Туманян Г.С. Здоровый образ жизни и физическое совершенствование: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.С.Туманян. – 20е изд., стер. – М.: ИЦ «Академия», 2008. – 336 с. 48. Филин, В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов: учебное пособие для студентов / В.П. Филин. - М.: ФиС, 2004. - 234с. 49. Фонарев М.И. Справочник по детской лечебной физкультуре / М.И. Фонарев.- М., 1983. 50. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физической культуры и спорта: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – 11-е изд., стер. - Москва: Академия, 2013. – 480 с. 51. Чесноков Н.Н. Профессиональное образование в области физической культуры и спорта: учебник / Н.Н.Чесноков, В.Г.Никитушкин. – М.: Физическая культура, 2011. – 400 с. 52. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. «Физическое воспитание школьников» / В.Н. Шебеко - М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 192с.
Отрывок из работы

Глава 1.Анализ научно-методической литературы. 1.1 Сущность физического воспитания детей среднего школьного возраста В возрастном развитии человека важная роль принадлежит физическому воспитанию. Это касается как содействия нормальному физическому развитию растущего организма и его совершенствованию, укрепления здоровья, так и формирования духовных качеств личности. Все это является реальным при правильной постановке физического воспитания, осуществлении его в органической связи с другими видами воспитания: умственным, нравственным, трудовым, эстетическим. Физическое воспитание является одним из видов воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях. Обучение движениям имеет своим содержанием физическое образование — системное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретение таким путем необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний. Овладевая движениями, имеющими смысловое значение, важными для жизни или спорта двигательными действиями, занимающиеся приобретают умения рационально и полноценно проявлять свои физические качества. Одновременно с этим они познают закономерности движений своего тела. По степени освоенности техника двигательного действия может выполняться в двух формах — в форме двигательного умения и в форме навыка. Поэтому часто вместо словосочетания «обучение движениям» в практике физического воспитания используют термин «формирование двигательных умений и навыков» (В.С. Кузнецов, 2007). Воспитание физических качеств является не менее существенной стороной физического воспитания. Целенаправленное управление прогрессирующим развитием силы, быстроты, выносливости и других физических качеств затрагивает комплекс естественных свойств организма и тем самым обусловливает количественные и качественные изменения его функциональных возможностей. Все физические качества являются врожденными, т.е. даны человеку в виде природных задатков, которые необходимо развивать, совершенствовать. А когда процесс естественного развития приобретает специально организованный, т.е. педагогический характер, то корректнее говорить не «развитие», а «воспитание физических качеств». В процессе физического воспитания приобретается также широкий круг физкультурных и спортивных знаний социологического, гигиенического, медико-биологического и методического содержания. Знания делают процесс занятий физическими упражнениями более осмысленным и в силу этого более результативным. По мнению Холодова Ж.К., Кузнецова В.С., физическое воспитание – это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирования осознанной потребности физкультурных занятиях. Важнейшей задачей, определяющей особую значимость физического воспитания как основа всестороннего развития, является формированием здорового, крепкого, закаленного, жизнерадостного, отзывчивого, инициативного ребенка, хорошо владеющего своими движениями, любящего спортивные и физические упражнения, способного к обучению в школе и к активной последующей творческой деятельности. Основой всестороннего развития ребенка в первые годы жизни Холодов Ж. К. признает физическое воспитание. Организованные физкультурные занятия (в яслях, детских садах и семье), а так же свободная двигательная деятельность, когда ребенок во время прогулок играет, прыгает, бегает и т. п., улучшают деятельность сердечно сосудистой, дыхательной и нервной систем, укрепляют опорно-двигательный аппарат, улучшают обмен веществ. Холодов Ж. К. приходит к выводу, что через двигательную деятельность ребенок познает мир, развиваются его психические процессы, воля, самостоятельность. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, тем полноценнее осуществляется его развитие. Поэтому, если данный период будет упущен в плане грамотного физического воспитания, то в дальнейшем наверстать пробелы, устранить допущенные ошибки будет чрезвычайно трудно. (Ж.К. Холодов, 2013) Правильное физическое воспитание детей – одна из ведущих задач общеобразовательных учреждений. Козлова С.А. обращает внимание на то, что охрана здоровья детей, его укрепление составляют предмет особой заботы взрослых. Ведь ребенок еще так мал, что не может без помощи взрослого беречь и укреплять свое здоровье. Взрослые создают благоприятную материальную среду, обеспечивают ребенку безопасность жизнедеятельности, питания, способствуют двигательной активности и т. д. Физическое воспитание содержит неограниченные возможности для всестороннего развития ребенка. Оно помогает ему раскрыть свои двигательные способности, мобилизовать психические и физические силы. Доказывает, что именно благодаря физическим упражнениям, воздействующим на развитие мозга, эндокринной, дыхательной систем, значительно оздоравливается организм ребенка, формируются психофизические качества, культура чувств, нравственные и интеллектуальные особенности личности, культуры жеста. Эмма Яковлевна отмечает, что физическая культура приводит ребенка к телесной гармонии, воспитывает эстетическое чувство от ощущения телесного здоровья, без которого не мыслим творческий процесс оздоровления организма. Физическая культура как творческая деятельность, не ограничиваясь самовыражением в сфере активной двигательной деятельности, в конечном счете содействует развитию мышлению, воображения, желания придумать новое, а затем практически реализовать свой замысел (Э.Я.Степаненкова, 2001). Кенеман А. В., Хрулева Д. В. называют физическое воспитание важнейшим компонентом всестороннего воспитания. Во всех формах организации физического воспитания детей (занятия, подвижные игры, самостоятельная деятельность и т. д.), внимание воспитателя направляется на воспитание разумно мыслящего, эмоционального, сознательно действующего в меру своих возрастных особенностей ребенка, овладевающего двигательными навыками, умеющего ориентироваться в окружающем, понимающего смысл предлагаемых ему заданий, приучающегося активно преодолевать встречающиеся трудности. Ученые - педагоги приходят к выводу, что главной задачей физического воспитания дошкольников является охрана жизни и укрепление здоровья, закаливание организма детей. Хорошее здоровье определяется нормальной работой всех органов и систем организма. Исходя из особенностей развития детского организма задачи укрепления здоровья определяются в более конкретной форме по каждой системе: помогать правильному и своевременному окостенению формированию изгибов позвоночника, развитию сводов стопы, укрепления связочно-суставного аппарата, способствовать развитию правильного соотношения частей тела (пропорций), регулированию роста и веса костей; развивать все группы мышц; способствовать отток крови к сердцу, улучшению ритмичности его сокращений; укреплять дыхательную мускулатуру и т. д (А.В. Кенеман, 2000) Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. предлагают свое определение: физическое воспитание – это педагогический процесс, направленный на достижение хорошего здоровья, физического и двигательного развития ребенка (В.Н. Шебеко, 2005). Анализируя определения авторов, мы приходим к выводу, что физическое воспитание представляет собой педагогический процесс направленный на формирование двигательных навыков ребенка и их совершенствование. Целью физического воспитания Степаненкова Э. Я. называет воспитание здорового, жизнерадостного, жизнестойкого, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребенка. В соответствии с возрастными, анатомо-физиологическими и психологическими особенностями, физическое воспитание решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Они направлены на формирование у ребенка рациональных, экономных, осознанных движений, накопления им двигательного опыта и переноса его в повседневную жизнь (Э.Я.Степаненкова, 2001). Для того чтобы цель сделать реально достижимой в физическом воспитании, решается комплекс конкретных задач (специфических и общепедагогических), которые отражают многогранность процесса воспитания, этапы возрастного развития воспитываемых, уровень их подготовленности, условия достижения намеченных результатов. К специфическим задачам физического воспитания относятся две группы задач: задачи по оптимизации физического развития человека и образовательные задачи. Цель физического воспитания может быть достигнута при условии решения всех его задач. Только в единстве они становятся действительными гарантами всестороннего гармонического развития человека. Решение задач по оптимизации физического развития человека должно обеспечить: —оптимальное развитие физических качеств, присущих чело- веку; —укрепление и сохранение здоровья, а также закаливание организма; —совершенствование телосложения и гармоничное развитие физиологических функций; —многолетнее сохранение высокого уровня общей работоспособности. К специальным образовательным задачам относят: —формирование различных жизненно важных двигательных умений и навыков; —приобретение базовых знаний научно-практического характера. Средний школьный возраст характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела. Годичный прирост длины тела достигает 4-7 см главным обра¬зом за счет удлинения ног. Масса тела прибавляется ежегодно на 1-6 кг. Наиболее интенсивный темп роста мальчиков происходит в 13-14 лет, когда длина тела прибавляется за год на 7-9 см. А у девочек происходит интенсивное увеличение роста в 11-12 лет в среднем на 7 см. В подростковом возрасте быстро растут длинные трубчатые ко¬сти верхних и нижних конечностей, ускоряется рост в высоту по¬звонков. Позвоночный столб подростка очень подвижен. Чрезмерные мышечные нагрузки, ускоряя процесс окостенения, могут замедлять рост трубчатых костей в длину. В этом возрасте быстрыми темпами развивается и мышечная система. С 13 лет отмечается резкий скачок в увеличении общей массы мышц, главным образом за счет увеличения толщины мышечных волокон. Мышечная масса особенно интенсивно нараста¬ет у мальчиков в 13-14 лет, а у девочек - в 11-12 лет. У подростков на фоне морфологической и функциональной незрелости сердечно-сосудистой системы, а также продолжаю¬щегося развития центральной нервной системы особенно заметно выступает незавершенность формирования механизмов, регули-рующих и координирующих различные функции сердца и сосудов. Поэтому адаптационные возможности системы кровообращения у детей 12-13 лет при мышечной деятельности значительно мень¬ше, чем в юношеском возрасте. Их система кровообращения реа¬гирует на нагрузки менее экономично. Полного морфологическо¬го и функционального совершенства сердце достигает лишь к 20 годам (М.Р. Сапин, 2005). Подростковый возраст - это период продолжающегося двига¬тельного совершенствования моторных способностей, больших возможностей в развитии двигательных качеств. У детей среднего школьного возраста достаточно высокими темпами улучшаются отдельные координационные способности (в метаниях на меткость и на дальность, в спортивно-игровых дви¬гательных действиях), силовые и скоростно-силовые способнос¬ти; умеренно увеличиваются скоростные способности и выносливость. Низкие темпы наблюдаются в развитии гибкости. Многогранность задач, решаемых в среднем возрасте, позволяет: 1) содействовать гармоничному физическому развитию, закреплению навыком правильной осанки и устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитанию ценностных ориентации на здоровый образ жизни и привычки соблюдения правил личной гигиены; 2) осуществлять дальнейшее обучение основам базовых видов двигательных действий (легкая атлетика, гимнастика, спортив¬ные игры, лыжная подготовка, плавание); 3) продолжать развитие координационных (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференциро¬вания основных параметров движений) и кондиционных (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости) способностей; 4) формировать основы знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы орга¬низма; развивать волевые и нравственные качества; вырабатывать представления о физической культуре личности и приемах само¬контроля; 5) углублять представления об основных видах спорта, сорев¬нованиях, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий и оказании первой помощи при травмах; 6) воспитывать привычки к самостоятельным занятиям в сво¬бодное время физическими упражнениями, избранными видами спорта; 7) вырабатывать организаторские навыки проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи; 8) формировать умения адекватной оценки собственных физи¬ческих возможностей; 9) воспитывать инициативность, самостоятельность, взаимопомощь, дисциплинированность, чувство ответственности; 10) содействовать развитию психических процессов и обуче¬нию основам психической саморегуляции. Основными средствами физического воспитания детей 12-13 лет являются физические упражнения, с помощью которых у подростков формируются жизненно важные умения и навыки, повышаются физические способности (качества) и адаптивные свойства организма. К ним относятся (С.Г. Арзуманов, 2018): Гимнастические и акробатические упражнения: 1) упражне¬ния в построениях и перестроениях; 2) общеразвивающие уп¬ражнения без предметов на месте и в движении; 3) общеразви¬вающие упражнения с предметами: мальчики с набивными мя¬чами, гантелями (1-3 кг), девочки с обручами, булавами, боль¬шим мячом, палками, скакалками; 4) упражнения в висах и упо¬рах на различных гимнастических снарядах; 5) опорные прыжки (прыжки через козла и коня с разбега); 6) акробатические уп¬ражнения (кувырки вперед и назад, стойка на лопатках, стойка на голове, длинный кувырок вперед с трех шагов разбега, «мост» и др.). Гимнастические упражнения являются эффективным средством развития координационных и кондиционных способностей (силы рук, ног, туловища, силовой выносливости, гибкости), содей¬ствуют воспитанию смелости, решительности, уверенности (уп¬ражнения на снарядах). Легкоатлетические упражнения: 1) бег с высокого и низкого старта (10-60 м); 2) бег с ускорением (20-50 м); 3) бег с макси¬мальной скоростью (40-80 м); 4) бег в равномерном темпе: маль¬чики - до 20 мин; девочки - до 15 мин; 5) кросс; 6) прыжки в длину с разбега с 9-13 шагов способом «согнув ноги»; 7) прыж¬ки в высоту с разбега с 6-8 шагов способом «перешагивание»; 8) метание малого мяча (150 г) в горизонтальную и вертикаль¬ную цель: мальчики - с расстояния 8-18 м, девочки - 8-14 м; 9) метание малого мяча на дальность с разбега и др. Лыжная подготовка: 1) передвижения на лыжах различными классическими ходами (попеременным двухшажным, одновремен¬ным бесшажным, одновременным одношажным, одновременным двухшажным); 2) подъемы на лыжах в гору; 3) спуски с гор на лыжах; 4) торможения при спусках; 5) повороты на лыжах в дви¬жении; 6) прохождение учебных дистанций (1, 2, 3 км). Спортивные игры. В качестве базовых игр рекомендуются баскет¬бол, ручной мяч (гандбол), волейбол, футбол (для мальчиков), а в качестве дополнительных - футбол, настольный теннис, бад¬минтон и др. По своему воздействию спортивная игра является комплексным и универсальным средством физического воспита¬ния. Специально подобранные игровые упражнения, выполняе¬мые индивидуально, в группах, командах, подвижные игры и за¬дания с мячом создают неограниченные возможности для разви¬тия координационных, скоростных, скоростно-силовых способ-ностей, выносливости, оказывают многостороннее влияние на развитие психических процессов учащегося (восприятие, внима¬ние, память, быстрота и рациональность мышления, воображе¬ние и др.). Плавание: 1) специальные плавательные упражнения для изу¬чения кроля на груди, спине, брасса; 2) повторное проплывание отрезков 25-50, 100-150 м; 3) игры и развлечения на воде. Элементы единоборств: подводящие упражнения по овладению основными приемами техники греко-римской борьбы (юноши). Дети среднего школьного возраста Должны показывать результаты не ниже среднего уровня показателей, характеризующих развитие основных физических качеств. Особенностью очных форм занятий с детьми среднего школьного возраста является углубленное обучение базовым видам двигательных действий (гимнастика, легкая атлетика, лыжный спорт, спортивные игры, плавание). В подростковом возрасте увеличиваются индивидуальные развития детей, что необходимо учитывать в обучении движениям при развитии двигательных способностей. В этой связи для группы школьников и отдельных учащихся следует дифференцировать задачи, содержание, темп овладения программным материалом, оценку их достижений. Дифференцированный и индивидуальный подход особенно важен для учащихся, имеющих или низкие или высокие результаты. При выборе средств и методов, используемых на занятиях, необходимо в большей мере, чем в младшем школьном возрасте, учитывать половые особенности учащихся (С.В. Давыдова, 2016). Физические качества человека могут наиболее полно и рационально использоваться, если он обучен двигательным действиям. В результате обучения движениям формируются двигательные умения и навыки. К жизненно важным умениям и навыкам относится возможность осуществлять двигательные действия, необходимые в трудовой, оборонной, бытовой или спортивной деятельности. Передача обучаемым специальных физкультурных знаний, их систематическое пополнение и углубление также являются важными задачами физического воспитания. К ним относятся знания: техники физических упражнений, ее значения и основ применения; сущности физической культуры, ее значения для личности и общества; физкультурно-гигиенического характера; закономерностей формирования двигательных умений и навыков, укрепления и поддержания хорошего здоровья на многие годы. Повышение физкультурной грамотности людей позволяет широко внедрять физическую культуру и спорт в быт и на производстве. В деле вовлечения широких слоев населения в физкультурное движение пропаганда физкультурных знаний имеет одно из первостепенных значений. В процессе физического воспитания решаются и определенные задачи по формированию этических и эстетических качеств личности. Духовное и физическое начало в развитии человека составляют неразделимое целое и поэтому позволяют в ходе физического воспитания эффективно решать и эти задачи. Общепедагогические задачи физического воспитания уточняются в соответствии со спецификой избранного направления физического воспитания, возраста и пола занимающихся. 1.2 Роль и значение применения подвижных игр на уроках физической культуры Важнейшая социальная задача современного общества состоит в том, чтобы вырастить поколение граждан, гармонически сочетающих в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Педагогический процесс при этом должен строиться с учетом реальных психофизических возможностей, возрастных особенностей занимающихся, а сам процесс физического воспитания нужно строить так, чтобы он был направлен на обучение двигательным действиям, активно содействовал укреплению здоровья и гармоническому физическому развитию, развивал необходимые двигательные качества, положительно влиял на психические процессы занимающихся. Учебно-воспитательный процесс физического воспитания должен проводиться с оптимальной моторной плотностью, динамично, с применением наиболее рациональных форм организации занятий, использованием спортивного оборудования и инвентаря, технических средств обучения. Для достижения указанной цели большое значение имеют правильный выбор и сочетание методов обучения (Б.В. Валик, 2010). В условиях современной цивилизации в связи с резким снижением двигательной активности человека возрастает роль систематических занятий физическими упражнениями, подвижными играми. Подвижные игры имеют оздоровительное, воспитательное и образовательное значение и легкодоступны для семейной физкультуры. Доказано, что они улучшают физическое развитие детей, благотворно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье. Кроме того это очень эмоциональное спортивное занятие, которое может создавать очень большую физическую нагрузку на ребенка, что необходимо обязательно учитывать при организации занятий и игр с детьми. Почти в каждой игре присутствует бег, прыжки, метания, упражнения на равновесие и т.д. В играх воспитываются основные физические качества ребенка, такие как сила, быстрота, выносливость и совершенствуются разнообразнейшие двигательные умения и навыки. Игра есть первая деятельность, которой принадлежит большая роль в формировании личности. В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют своё представление об изображаемых событиях, о жизни. Ребёнок, как и взрослый, познаёт мир в процессе деятельности. Занятие играми обогащают участников новыми ощущениями, представлениями и понятиями. Игры расширяют круг представлений, развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, сопоставлять и обобщать виденное, на основе чего делать выводы из наблюдаемых явлений в окружающей среде. В подвижных играх развиваются способности правильно оценивать пространственные и временные отношения, быстро и правильно реагировать на сложившуюся ситуацию в часто меняющейся обстановке игры. Большое образовательное значение имеют подвижные игры, проводимые на местности в летних и зимних условиях: в оздоровительных лагерях, на базах отдыха, в походах и экскурсиях. Игры на местности способствуют образованию навыков, необходимых туристу, разведчику, следопыту (В.С. Кузнецов, 2002). Велико также значение подвижных игр в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Игры воспитывают у детей чувства солидарности, товарищества и ответственности за действие друг друга. Чтобы лучше освоить игру рекомендуется наиболее сложные моменты объяснять показом некоторых движений. Подробное объяснение правил оправдано лишь в том случае, когда игру проводят впервые. При ее повторении напоминают только основное содержание. В том случае, если известную ребенку игру усложняют, ему объясняют дополнительные правила и способы выполнения. Интерес детей вызывает также воображаемая ситуация, представленная им в яркой образной форме и связанная с необычными условиями, в которых они должны действовать. Например, приключения во время «путешествия» по реке. Эти условия побуждают детей находить новые для них характеристики движений. Любую игру нужно проводить живо и интересно. Только тогда она будет эффективным средством физического воспитания (О.Л. Листова, 2010). Подвижные игры, как средство и метод физического воспитания, широко применяется в школе на уроках и во внеклассных занятиях. В соответствии со школьными программами по физической культуре подвижные игры проводятся на уроках физкультуры в 1-11 классах в сочетании с гимнастикой, лёгкой атлетикой, спортивными играми или лыжами. Подвижные игры на уроках физической культуры используются для решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач в соответствии с требованиями программы. В играх на уроках физкультуры в отличие от других форм занятий главное внимание надо обращать на образовательную и оздоровительную стороны игры, а также на воспитание физических качеств. Подвижные игры применяются в подготовительном, соревновательном и переходном периодах тренировки, но объём их, характер и методика их использования изменяется в соответствии с задачами каждого этапа тренировки. Если вся основная часть урока посвящена играм, то более подвижные игры чередуются в ней с менее подвижными, причём подбираются игры различные и по характеру движений. Методика проведения подвижных игр на уроках физкультуры специфична в связи с их кратковременностью и необходимостью сохранить соответствующую плотность урока. Включая в игры тот или иной элемент спортивной техники, важно следить, чтобы основная структура движения в ходе игры не нарушалась. Педагогическая ценность подвижных игр заключается в том, что они оказывают воздействие в целом на все физические и духовные функции младшего школьника одновременно. Проведение подвижных игр на уроках физической культуры является наиболее эффективным развитием физических качеств у детей младшего школьного возраста. Используя специальный комплекс подвижных игр во время уроков, можно добиться повышения познавательного интереса учащихся к урокам физической культуры. Интерес ребёнка – наиболее управляемое состояние хотя бы потому, что учитель может его контролировать и вызывать с помощью игры. И управляя интересами школьника, учитель может действовать на его способности. Интерес ведёт к знанию. Развивая интересы, мы тем самым развиваем и чувства. Интерес – это радость детской жизни; интересное учение – счастливое детство.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Физическая культура, 82 страницы
2050 руб.
Дипломная работа, Физическая культура, 52 страницы
1300 руб.
Дипломная работа, Физическая культура, 46 страниц
550 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg