Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / РЕФЕРАТ, ДЕНЬГИ

Куфические монеты

happy_woman 100 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 10 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.11.2020
Цель исследования: история появления и распространения Куфических монет. Структура данной работы введение, основная часть, заключение, список использованных источников.
Введение

Среди множества наук, которые изучает современный человек, есть и такая - нумизматика. Данное слово происходит от греческого ??????? или латинского numisma - монета. Нумизматика — это наука о монетах. Монеты — это те деньги, которые приобрели вид кусочка металла с клеймом, удостоверяющим его вес и чистоту. Специалисты нумизматики исследуют данные кусочки металла - сколько монеты весят, какой пробы может быть металл, что показано и написано на монете и для чего она отчеканена. Нумизматика сначала развивалась как коллекционирование. Намеренно стали собирать в коллекции монеты в Италии в эпоху Возрождения. В рядах гуманистов монеты Греции и Рима были объектом бережного и пристального исследования. В XVI веке появляются огромные книги, в которых можно была увидеть на рисунках сотни древних греческих и римских монет. В XVII-XVIII веках во времена абсолютных монархий в каждой столице стало обязательным при дворце иметь минцкабинет. Короли и императоры скупали старые монеты. Они были так же престижны, как хорошая картинная галерея. Образовались большие нумизматические собрания в Лондоне, Париже, Вене, Петербурге. В XVIII веке были предприняты попытки разобраться в этой накопленной массе старых монет и, отказавшись от фантастических поисков и отождествлений, перейти к научной их классификации. Первый шаг был сделан австрийским аббатом Иосифом-Иларием Эккелем (1737-1798). В многотомной "Науке о древних монетах" Эккель определил и систематизировал более 70 тысяч монет. Куфические монеты- дихремы известны по письменому источнику «Повесть временных лет» под названием «ногаты» и «куны». Возникли куфические монеты в конце VII в. в иракском городе ал Куфе и отличались особым стилем письма. В конце VIII в. через Великий Волжский торговый путь в древнерусское государство попали восточные монеты-«дихремы» Арабского халифата и вошли в денежненое обращение на Руси как средство монетного обращения, которое имело огромное значение для русской денежно-весовой системы. Дирхемы отличались по оформлению, стилю письма и именам различных динанстов таких как: омайядские, аббасидские, сасанидические драхмы. Приток восточных монет на Русь полностью прекращается в начале XI в. Хотя сама Русь не отказывается от ввоза восточных монет.
Содержание

Введение………………………………………………………………………………. 3 Основная часть…………………………………………………………….................. 4 Заключение…………………………………………………………………………… 9 Список использованных источников……………………………………………….. 10
Список литературы

1. Потин В.М. Монеты. Клады. Коллекции: очерки нумизматики.- СПб.: Искусство-СПб.,1993.- 303 с. 2. Спасский И.Г. Русская монетная система. Историко-нумизматический очерк.- Изд. 4-е, доп.- Л.: «Аврора»,1970.- 256 с. 3. Савельев П.C. Мухаммеданская нумизматика в отношении к русской истории.- СПб.: Тип. Военно-учебных заведений,1847.- 180 с. 4. Федоров-Давыдов Г. А. Монеты рассказывают (нумизматика).- М.: Изд-во АН СССР,1963.- 136 с. 5. Янин В. Л. Денежно-весовые системы русского средневековья. Домонгольский период.- М.: Изд-во Моск. ун-та,1956.- 207 с.
Отрывок из работы

Основная часть Древние монеты пришли к нам в основном из кладов, где они находились долгие годы, дожидаясь своего момента. В начале XX века было полностью осознано, что клады различных монет во много раз наиболее ценный исторический объект, чем отдельная, непонятно откуда появившаяся монета. Клады начали хранить и исследовать. Родилось новое направление в нумизматике – это «кладоведение». Клад потому так интересен нумизматам, что считается памятником и источником исследования древней торговли, денежного обращения, то есть экономики предшествующих эпох. Основоположником научной классификации восточных монет считается выходец из Германии академик Российской Академии наук, профессор Казанского университета Христиан Мартин Френ (1782-1851). В начале 1807 года Френ получил приглашение в Россию проводить лекции в Казанском университете. В данном университете коллекции монет золотоордынского периода, которые в большом количестве находились в Поволжье, дали ему отличный материал для исследования Золотой Орды. Развитие отечественной и источниковой базы как структурного историографического направления датируется серединой XX столетия. С пятидесятых годов советская нумизматика начинает стремительно развиваться. В частности, появляется надобность в разработке новых целей в сфере русской нумизматики, так как их изучение было затруднено в предвоенный период из-за отсутствия источниковой базы и нехватки совершенных способов и методов. В целом нумизматические труды в СССР определяются исследованием истории денежного обращения древней Руси. И наиболее трудной для исследования считается история монет периода VIII - XII веков. Причин тому несколько: в первую очередь, не до конца неразвитость товарно-денежных взаимоотношений; во-вторых, раздробленность русских княжеств; в-третьих, отсутствие в дошедших до нас письменных источниках сколько-нибудь систематизированных изображений денежных систем данного периода. И в 50-80 гг. XX столетия специалисты в данной области внесли некоторый вклад в решении определенных задач. Помимо этого, исследованию возникновения и формирования денежной системы домонгольской Руси, после классических работ Р. Р. Фасмера и Н.П. Бауера, были посвящены изыскания В. Л. Янина. Данные труды обобщили достижения нумизматической науки в сфере исследования древнерусского денежного обращения и охватили этап, начиная с появления у славянских народов кунов до монет Киева и Новгорода. В. Л. Янин проанализировал метрологические данные на основе различных кладов куфических монет (дирхемов). Из историко-метрологического исследования В. Л. Янин смог сделать выводы о том, что куфические монеты применялись в денежном обращении славянских народов, а также, что большая часть кладов с куфическими монетами принадлежали различным народам Восточно-Европейской равнины. Так, исследование истории чеканки первых появившихся русских монет в Киевской Руси существенно продвинулось после появления на свет корпуса древнейших монет, созданного И.Г. Спасским и М.П. Сотниковым. Методической основой исследования стало воссоздание содержимого двух кладов с монетами древней Руси (Нежинского 1852 г. и Киевского 1876 г.) и составление топографии некоторых находок древнерусских монет, которые насчитывали 38 пунктов. Специалисты проследили «биографию» каждой монеты в кладах, и в большинстве случаях определили их местонахождение. Авторы корпуса смогли сделать вывод о характере чеканки на Руси на рубеже X-XI вв: «...возникшая вслед за принятием Русью новой государственной религии русская монетная чеканка в очень существенной степени была вызвана политическими потребностями исторического момента. Она не могла помочь угасавшему по независящим от Руси причинам денежному обращению, просуществовав не больше, чем 30 лет, но историческое значение ее весьма велико». Появление монет - важный рубеж в истории. Оно свидетельствует о том, что общество достигло высокой степени экономического и социального развития. Если чеканится монета, можно утверждать, что общество уже достигло стадии государства или очень близко подошло к ней. Но если монет нет, то нельзя на этом основании говорить, что общество еще было догосударственным. В VII веке арабы, воодушевленные новой воинственной религией - исламом, создали огромное государство, от Испании до Гиндукуша - Халифат, который включил земли главным образом Византии и Ирана. Старые монеты - византийские и иранские - ходили на этой территории: их было очень много отчеканено за столетие, предшествующее арабскому завоеванию. В 695 году халиф из первой арабской династии Омейядов Абд ал-Малик провел денежную реформу. Была введена новая монета, ставшая образцом для всех последующих чеканок в мусульманском мире на несколько столетий. Абд ал-Малик сумел преодолеть смуты в своем еще молодом государстве и занялся устройством внутренних дел, административного управления, почты, налогов, в том числе и денежного дела. Монеты Арабского халифата до XII века принято называть куфическими, по имени одного из новых, построенных арабами городов - Куфы. Стиль надписей на этих монетах также называют куфическим. Куфические монеты-дирхемы известны по письменному источнику «Повесть временных лет» под названием «ногаты» и «куны». Произошло коренное изменение общественного строя и связанного с ним всего мировосприятия людей, их идеологии. В арабской культуре и искусстве это привело к отрицанию изобразительности, отказу от воспроизведения на монетах живых существ, человека. Предпочтение стало отдаваться написанному слову и орнаменту. Может быть, это объясняется поздним сложением единой религии - ислама и особым абстрактным пониманием божества - Аллаха. Возможно, причины этого явления были в теократическом характере централизованного государства, которое объявлялось "державой бога". Одним из последствий этого ригоризма было полное (или почти полное) отсутствие на куфических монетах изображений. Без рисунков - одни надписи. В Судный день бог призовет всех художников и скульпторов, рисовавших и лепивших людей и животных, и велит им вдохнуть в свои творения жизнь. Они не смогут это сделать и за бессильное соперничество с Всевышним будут осуждены на вечные муки - так учит мусульманское предание. Законченность и монументальность отличает эти монеты Арабского халифата, особенно ранние динары и дирхемы. Угловатый почерк "куфи" делает их особенно выразительными. Все соразмерно, гармонично и уравновешенно. Эта орнаментальная абстрактная красота мусульманских монет, лишенных обычно какой бы то ни было изобразительности, так под стать всей мусульманской культуре с ее любовью к каллиграфии. В X веке куфические буквы, которые раньше были только прямыми линиями-стволами, зубцами, углами, теперь как бы прорастают побегами, длинными изогнутыми линиями. Иногда в конце такого побега распускается трилистник. Этот почерк очень образно и точно называют "процветшее куфи". Постепенно выработался полный набор характерных монетных легенд. На лицевой стороне оттискивалось обычно изречение из Корана - символ веры. В нем упоминался Аллах и утверждалось, что кроме него нет другого бога и нет ему товарища. На оборотной стороне шло продолжение символа, упоминался посланник бога - Мухаммед, далее шло имя халифа, наместника бога и верховного правителя всех мусульман. Еще ниже помещали имя эмира - правителя той области, где чеканилась монета. Строгая последовательность и иерархия: от Аллаха к эмиру. В этом находит выражение феодальная формула - нет суверенитета без вассалитета. Каждый сеньор должен быть чьим-то вассалом и, наоборот, каждый вассал имеет своего нижестоящего вассала. Халиф имеет вассалом эмира и сам является вассалом Аллаха. В круговой легенде сообщалось название монеты - динар или дирхем, или фельс, а также год и город, где она выбита. На хорошо сохранившейся монете можно прочесть все это. Куфические монеты датированы в годах хиджры. Хиджра — это бегство пророка Мухаммеда и первых мусульман из Мекки в Медину, которое произошло в 622 году. Год хиджры был принят за начало летосчисления у мусульман. Но поскольку в хиджре год лунный, отстающий от нашего солнечного года на 11 дней, то на каждые 33 года в хиджре нужно делать поправку на 1 год. На римских монетах, а позднее на западноевропейских денариях и на византийских деньгах все время встречаются сокращения слов. В куфической нумизматике это очень редкое явление. Слова не сокращали, как вообще во всей арабской культуре сокращений почти не встречается, кроме деловых и бытовых надписей. Есть в Коране какие-то неясные сокращения, которым мусульмане придают магический смысл, есть на куфических монетах отдельные буквы, видимо, знаки монетчиков, но это остается второстепенной деталью среди тщательно выполненных, без ошибок и пропусков, монетных легенд. Большее значение в истории денежного обращения в Древнерусском государстве имело появление здесь высококачественных серебряных монет (сребреников) из Арабского Халифата - куфических дирхемов, или диргемов. Само нахождение куфических дирхемов представляет для специалистов в области нумизматики повышенный интерес, так как в местах изготовления такая монета «перечеканивалась с восшествием на престол каждого нового халифа или султана». Многочисленные клады арабских монет на Руси образовывались двумя способами. Во-первых, зарытый клад мог быть своеобразной формой сбережения денег. В случае смерти владельца земля навсегда сохраняла тайну о вверенных ей ценностях. Во-вторых, хорошо сохранившиеся серебряные куфические дирхемы часто сопровождали умершего хозяина при его погребении. Впрочем, в многочисленных кладах часто встречаются не целые арабские дирхемы, а только их части (половинки или четвертушки), выполнявшие роль разменной монеты. Применение «ломаной монеты» было довольно обычной практикой не только на Руси, но и в Западной Европе. Как указывает В.М Потин , специально изучавший данный вопрос на европейской территории бывшего СССР, без Крыма, Кавказа и Прибалтики, найдено свыше трех сотен кладов восточного монетного серебра, а отдельных находок зарегистрировано много больше. Установлено, что первый такой клад был зарыт еще в 786 г. близ города Старая Ладога, т. е. примерно за 100 лет до образования самого Древнерусского государства. Наибольшую роль в обороте на территории Руси куфические монеты-арабские дирхемы играли в IX-X вв., когда они явно преобладали над всеми монетами других типов. Из простого количественного обзора зарегистрированных нумизматических памятников (клады, находки, экземпляры монет) можно сделать только следующий, не вызывающий никаких сомнений вывод: арабские дирхемы бытовали на Руси в количествах, превышающих византийские милиарисии, русские сребреники и западноевропейские денарии вместе взятые. Знаток арабской средневековой нумизматики П.С. Савельев, публиковавший исторические работы еще в середине XIX в., полагал, что указанные монеты могли переходить от одного народа к другому в виде дани, уплаты оброков, сборов и особенно путем насильственного захвата военной добычи. Но главной формой перемещения серебряных монет с Ближнего Востока на Русь П.С. Савельев, И.М. Кулишер и другие авторы признают торговлю. Первым народом на территории современной России, вступившим не только в военные, но и торговые сношения с арабами, были хазары, основавшие на берегу Волги близ современной Астрахани свою столицу – город Итиль. Крайним пределом странствий арабов и арабских купцов вверх по Волге исследователи признают для X в. город Булгар – столицу предков современных волжских татар (булгаров). Известно, что оба эти города, находившиеся на сложившемся в VIII в. Волжском торговом пути, активно посещались русскими купцами. О торговле русов с булгарами, хазарами и другими народами Поволжья арабские географы X в. упоминают неоднократно. Некоторые из них довольно красочно описывают поведение русских торговцев во время поволжских ярмарок: русы имели обыкновение горячо молиться своим идолам, чтобы те послали им щедрых покупателей, и чтобы покупатели имели бы много золотых динаров и дирхемов и скупили бы за звонкую монету все привезенные русами товары. Важным направлением международной торговли, опосредованной деньгами, уже в X в. стал для древних русичей путь из «варяг в греки», вернее, та его часть, которая связывала по Днепру и Черному морю Киев с Царьградом (Константинополем). Юридически торговля Руси с Византией опосредовалась четырьмя договорами 907, 911, 945 и 971 гг. Из этих источников становится ясно, что целью походов киевских князей Олега, Игоря и Святослава на Константинополь было выколачивание дани, при возможности прямой грабеж и лишь потом получение выгод для торговли.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg