Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Деятельность подразделений уголовного розыска по розыску лиц без вести пропавших

happy_woman 1700 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 68 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.11.2020
Объектом настоящего исследования является общественные отношения, складывающиеся в процессе деятельности подразделений уголовного розыска по розыску без вести пропавших. Предметом исследования: образует правовые и организационно-тактические основы деятельности подразделений уголовного розыска по розыску без вести пропавших. Цель исследования заключается в формировании концепции правовых и организационно-тактических основ розыска без вести пропавших, а так же разработка рекомендаций, направленных на повышение эффективности подразделений уголовного розыска по розыску без вести пропавших. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1) проанализировать основания производства розыска ОВД; 2) рассмотреть проблемные аспекты поиска без вести пропавших ; 3) рассмотреть теоретические положения о поиске лиц без вести пропавших; 4)выявить проблемы реализации розыска и определить возможные пути их решения. 5) проблемы взаимодействия разыскных подразделений с другими правоохранительными органами и общественными учреждениями и организациями. Согласно цели и задачам структура настоящей работы включает введение, две главы, четыре параграфа, заключение и библиографический список. В процессе исследования использовались диалектический метод познания, системный подход, формально-юридический и другие методы. Практическая значимость работы состоит в том, что сформулированные в ней теоретические положения, предложения по совершенствованию законодательства, могут быть, использованы в правоприменительной практике.
Введение

Розыск без вести пропавшего заключается в осуществлении комплекса поисковых мероприятий, направленных на обнаружение лиц, внезапно исчезнувших с постоянного места пребывания по неизвестным для окружающих и родственников причинам. Актуальность работы связана с тем, что длительный период количество без вести пропавших в России составляет от 17 тыс. до 20 тыс. человек в год. Общее число не разысканных за последние 10 лет составило более 100 тыс. человек. Однако в последние годы наблюдается тенденция к спаду числа без вести пропавших. Так, в 2017 г. пропавшими без вести в Российской Федерации числились 83 923 человек, из них разыскано 40 748 человека, в 2018 г. — 76 217 человека, из них разыскано — 33 545 человека, за январь–декабрь 2019 г. — 49 785 человека, из них разыскано — 15 388 человек. Соответственно, существует необходимость для защиты прав граждан от преступных посягательств, так как большее количество исчезновений связанно именно с криминальным характером.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ УГОЛОВНОГО РОЗЫСКА ПО РОЗЫСКУ ЛИЦ БЕЗ ВЕСТИ ПРОПАВШИХ 5 1.1 Современное состояние и проблемы повышения эффективности розыска лиц без вести пропавших 5 1.2 Основные теоретические положения и принципы в организации розыска лиц без вести пропавших 13 ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РОЗЫСКА ЛИЦ БЕЗ ВЕСТИ ПРОПАВШИХ...25 2.1 Организация оперативно-разыскных мероприятий подразделениями уголовного розыска по розыску лиц без вести пропавших............................25 2.2 Взаимодействие подразделений уголовного розыска, следственных, экспертных и иных подразделений ОВД, общественных организаций по розыску без вести пропавших...........................................................................42 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..............................................63
Список литературы

Раздел 1. Нормативно-правовые акты 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (ред. от 21 июля 2014 г.) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398. 2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 27.12.2019) // СЗ РФ. 2001 г. № 52 (часть I) ст. 4921. 3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 27.12.2019) // СПС Консультант плюс. 4. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (с изм. и доп. от 02.08.2019) // СЗ РФ. 1995 г. № 33 ст. 3349. 5. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (с изм. и доп. от 27.12.2019) // СЗ РФ. 2011 г. № 7 ст. 900. 6. Федеральный закон от 25 июля 1998 № 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в РФ» (в ред. от 01.10.2019). 7. Приказ МВД России от 29 августа 2014 г. № 736 "Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях" ( в ред. от 07.11.2016). 8. Федераьный закон «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации» Федеральный закон от 3.12.2008 N242-ФЗ // СПС «Консультантплюс». 9. Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21.07.1993 № 5473-1 (с изм. и доп. от 27.12.2019) // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ от 19 августа 1993 г., № 33, ст. 1316. 10. Приказ МВД России № 38, Генпрокуратуры России № 14, СК России № 5 от 16.01.2015 «Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.03.2015 г. № 36499) // «Российская газета» от 30 марта 2015 г. № 65. 11. Приказ МВД РФ № 786, Минюста РФ № 310, ФСБ РФ № 470, ФСО РФ № 454, ФСКН РФ № 333, ФТС РФ 971 от 06.10.2006 (ред. от 22.09.2009) «Об утверждении Инструкции по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 03.11.2006 № 8437) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти 2006 г. № 47. Раздел 2. Исследовательская литература 12. Алферов В.Ю. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности / В.Ю. Алферов. – Саратов: СГЮА, 2016. – 250 с. 13. Бажуков В.Б. Вопросы взаимодействия подразделений уголовного розыска / В.Б. Бажуков // Вестник СПб МВД РФ. – 2016. – № 1. – С. 24 – 30. 14. Воронцов С.А. Правоохранительные органы Российской Федерации / С.А. Воронцов, Ю.А. Ляхов, Ю.Б. Чупилкин. – М.: Норма, 2018. – 320 с. 15. Газетдинов Н.И. Правоохранительные органы Российской Федерации / Н.И. Газетдинов. – Казань: Казанский университет, 2018. – 302 с. 16. Глушков Е.Л. О некоторых проблемах при осуществлении оперативно-розыскной деятельности / Е.Л. Глушков, А.Б. Свистильников // Вестник Белгородского юридического института МВД России. – 2018. – №. 1. – С. 49 – 56. 17. Гриненко А.В. Правоохранительные органы Российской Федерации / А.В. Григоренко. – М.: Юрайт. – 2019. – 272 с. 18. Гулакова В.Ю. Аспекты регламентации прав и обязанностей сторон в уголовном процессе при осуществлении розыска и обеспечения явки свидетелей в суд / В.Ю. Гулакова, Е.А. Иванченко // Базис. – 2018. – № 2. – С. 38 – 42. 19. Дубоносов Е.С. Оперативно-розыскная деятельность / Е.С. Дубоносов. – М.: Юрайт, 2018. – 400 с. 20. Егоршин В.М. Уголовный розыск: он требует своей реорганизации / В.М. Егоршин // Уголовное право и криминология. – 2014. – № 10. – С. 73 – 81. 21. Крымов А.А. Взаимодействие органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы в вопросах предупреждения и раскрытия преступлений / А.А. Крымов // Вестник Томского государственного университета. – 2014. – № 1. – С. 106 – 111. 22. Крылов И.Ф., Бастрыкин А.И. Розыск, дознание, следствие. – СПб.: Арт-Экспресс, 2017. – 266 с. 23. Лапин Е.С. Оперативно-розыскная деятельность. Правовые и теоретические основы. – 2-е изд., пер. и доп.: учебник и практикум для академического бакалавриата / Саратовская государственная юридическая академия. – Саратов: Изд-во «Юрайт», 2017. – 288 с. 24. Лепёхин Д.И. К вопросу об информационно-аналитическом обеспечении розыска несовершеннолетних, пропавших без вести // Труды Академии управления МВД России. 2016. № 1 (37). С. 50–54. 25. Маилян С.С. Роль правоохранительных органов в системе управления / С.С. Маилян // Вестник экономической безопасности. – 2016. – № 4. – С. 171 – 180. 26. Мирошниченко А.Ю. Органы предварительного следствия России и их место в системе правоохранительных органов / А.Ю. Мирошниченко, О.Г. Тарнакоп // Юристъ – Правоведъ. – 2018 – №. 4. – С. 165 – 170. 27. Насонова И.А. Об отдельных аспектах соотношения уголовно- процессуальной и оперативно-розыскной деятельности / И.А. Насонова // Вестник Воронежского института МВД России. – 2015. – № 3. – С. 8 – 18. 28. Пономарь Е.В. О правоохранительной деятельности и правоохранительных органах РФ / Е.В. Пономарь // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2017. – № 11. – С. 248 – 252. 29. Тукаев Т.Р. Правовой (сравнительный) анализ видов ОРМ в РФ и зарубежных странах, некоторые особенности их проведения / Т.Р. Тукаев // Уральский филиал Российского государственного университета правосудия. – 2018. – № 1. – С. 211 – 220. Раздел 3. Материалы из судебной практике 30. Решение Сердобского городского суда Пензенской области от 27 июня 2018 г. по делу № 2А-381/2018 // Архив Сердобского городского суда за 2018 г. 31. Постановление Тейковского районного суда Ивановской области № 44У-57/2016 4У-369/2016 от 28 августа 2016 г. по делу № 44У-57/2016 // Архив Тейковского районного суда Ивановской области за 2016 г. 32. Постановление Измайловского районного суда г. Москвы № 5-3270/2018 от 18 декабря 2018 г. по делу № 5-3270/2018 - https://sudact.ru/regular/doc/uOro7DQHDwUK/ (Дата обращения 11.01.2020). 33. Приговор Шпаковского районного суда Ставропольского края по уголовному делу № 1- 169/2018. – https://shpakovskystv.sudrf.ru/modules.php (Дата обращения 10.01.2020). 34. Решение Челябинского городского суда о признании Колдошова Е.Т. безвестно отсутствующим № 2-1077/2018-М-891/2018 - http://sud-praktika.ru/precedent/459770.html (Дата обращения 10.01.2020).
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ УГОЛОВНОГО РОЗЫСКА ПО РОЗЫСКУ ЛИЦ БЕЗ ВЕСТИ ПРОПАВШИХ. 1.1 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РОЗЫСКА ЛИЦ БЕЗ ВЕСТИ ПРОПАВШИХ. Одной из основных задач государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» является повышение результативности разыскной работы оперативных подразделений органов внутренних дел Российской Федерации, выражающееся в сокращении не разысканных без вести пропавших граждан, а также подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных. В качестве самостоятельной задачи оперативно-розыскной деятельности законодатель выделяет осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, а также розыска без вести пропавших. Скрываясь от правоохранительных органов (всего за 2019 г. разыскивалось 90 25 лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда) , преступники находятся на нелегальном положении, пребывают в таких условиях, при которых их дальнейшее существование неизбежно связано с преступной деятельностью и совершением ими различного рода преступлений. Также в современной России сложилась крайне сложная ситуация, связанная с безвестным исчезновением лиц. Каждый день в стране исчезает в среднем около 200 человек (всего за 2019 г. разыскивалось 142 686 человек) . Снизилось количество разыскиваемых несовершеннолетних, ушедших из дома (всего за последние пять лет почти на 30% - с 9 тысяч до 6 тысяч несовершеннолетних) . Количество же лиц, объявленных в розыск с возбуждением уголовного дела, за последнее десятилетие возросло почти вчетверо. А установление личности по неопознанным трупам оказалось одним из слабых звеньев в оперативно-разыскной деятельности правоохранительных органов (так, всего за 2019 г. осталось 12 558 дел по установлению личности граждан по неопознанным трупам, прекращено 3055 дел в связи с установлением личности граждан по неопознанным трупам, по факту установления насильственных действий, повлекших смерть потерпевшего). Масштаб распространенности указанного явления угрожает российской государственности, нарушает права граждан на жизнь и здоровье, однако принимаемых мер по повышению уровня разыскной и идентификационной деятельности недостаточно. Такая ситуация не только вызывает в обществе негативное отношение к органам и должностным лицам, в чьи обязанности входит осуществление разыскной и идентификационной деятельности, но и сказывается на международном авторитете Российской Федерации, поскольку государство взяло на себя определенные обязательства как перед народом страны, гарантировав в Конституции Российской Федерации защиту прав и свобод человека и гражданина, так и, вступив в Совет Европы и ратифицировав ряд конвенций и договоров, перед мировым сообществом. Это прежде всего связано с тем, что по данной линии работы имеются недостатки в правовом, организационно-структурном и информационно-аналитическом ее обеспечении, а также в организации внутреннего и внешнего взаимодействия органов внутренних дел. Несмотря на то, что отмеченные негативные факторы имеют тенденцию к нарастанию, реальных шагов в направлении оптимизации указанной деятельности органами внутренних дел предпринимается явно недостаточно, поскольку отсутствует достаточно глубокое научное видение тех проблем, в первую очередь имеющих управленческий характер, которые лежат в ее основе. Эффективность работы органов внутренних дел зависит не только от состояния организации профессиональной деятельности в разыскных подразделениях или уровня координации служб органов внутренних дел с иными правоохранительными ведомствами России и зарубежных стран, но и от степени законодательного и ведомственного правового регулирования данной сферы, а также от разработанности отдельных теоретических положений разыскной деятельности и научно обоснованных методических рекомендаций, направленных на ее совершенствование. С учетом потребностей практики имеется объективная необходимость изучения современного состояния разыскной и идентификационной деятельности органов внутренних дел, совершенствования ее правового регулирования, выявления закономерностей, свойств такой деятельности, обобщения отечественного, а также зарубежного опыта и разработки на этой основе научно обоснованной системы оперативно-разыскных мер, направленных на повышение ее эффективности. Для решения этих задач необходимо дать оперативно-разыскную характеристику разыскной и идентификационной деятельности органов внутренних дел. Оперативно-разыскная характеристика относится к числу наиболее важных и нашедших широкое применение в теории и практике исследований, посвященных оперативно-разыскной проблематике. Использование в теории и практике разыскной и идентификационной деятельности оперативно-разыскной характеристики необходимо для разработки программ, методик и рекомендаций. В оперативно-разыскной характеристике разыскной и идентификационной деятельности органов внутренних дел должно уделяться внимание комплексному, интегративному характеру оперативно-разыскной деятельности, что обусловливает максимальное применение различных видов информации, которые могут повысить уровень эффективности применяемых оперативно-разыскных и поисковых мероприятий. В содержание оперативно-разыскной характеристики разыскной и идентификационной деятельности входят информационные признаки, которые составляют особенности, черты, признаки этой деятельности с позиции иных отраслей знаний: уголовно-правовой, уголовно-процессуальной, криминалистической, криминологической, психологической, социологической, экономической и др. В рамках оперативно-разыскной характеристики разыскной и идентификационной деятельности органов внутренних дел рассматривается характеристика личности лица, скрывшегося от органов дознания, следствия, суда и без вести пропавшего, а также лица, которое по состоянию здоровья либо возрасту не могут сообщить сведений о себе, которая включает описание их типичных, отличительных черт (свойств), качеств, а также информацию о неопознанном трупе, подлежащем идентификации, необходимых для решения оперативно-тактических задач оперативно-разыскной деятельности. Под оперативно-разыскной характеристикой разыскной и идентификационной деятельности органов внутренних дел, на наш взгляд, надо понимать некую систему свойств и информационных признаков, присущих в первую очередь объектам этой деятельности и определенным видам преступлений, совершенных разыскиваемыми либо в отношении разыскиваемых и идентифицируемых объектов этой деятельности, знание которых способствует эффективному решению задач в рассматриваемом направлении. Предназначение рассматриваемой характеристики состоит в том, что она служит некоторой теоретической и информационной базой, на основе которой возможны разработки эффективных тактических приемов для решения задач разыскной и идентификационной деятельности. Важность оперативно-разыскной характеристики при планировании оперативно-разыскных, следственных и поисковых мероприятий, разработки методик и рекомендаций определяется необходимостью: а) наличия многосторонней информации о разыскиваемых и идентифицируемых лицах, об идентифицируемых трупах; б) знания особенностей конкретных видов преступлений, совершенных разыскиваемыми лицами либо в отношении разыскиваемых и идентифицируемых объектов этой деятельности; в) обеспечения условий для эффективного применения оперативно-разыскных сил, средств и методов. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что отслеживающая характеристика выявления и идентификации деятельности органов внутренних дел обладает специфическими следственно-криминалистическими характеристиками, состоящая из двух групп элементов (общих и частных), со специфическими характеристиками и определяющими методы решения задач этой деятельности. Безвестное исчезновение людей нередко связано с каким – либо преступлением, чаще всего с убийством или похищением человека. По статистическим данным на территории России каждый год розыску подлежит более 80 тысяч граждан , пропавших без вести, что по количеству сравнимо с населением небольшого города. Особую тревогу вызывает высокий уровень латентности рассматриваемых преступлений, поскольку даже при получении сведений о пропаже человека, в основном отсутствуют какие – либо признаки, указывающие на совершение в отношении него преступления, а лица, его совершившие, как правильно, тщательно их скрывают. Практика свидетельствует о том, что среди без вести пропавших оказывается значительное количество жертв преступлений, долгое время остающихся не раскрытыми. Поэтому безвестное исчезновение человека необходимо рассматривать как чрезвычайное обстоятельство, а не принятие немедленных исчерпывающих мер к его розыску, как грубейшее нарушение долга, подрывающее авторитет полиции. Реагирование на заявление о без вести пропавших граждан должно быть таким же, как и на совершение наиболее опасных преступлений. Раскрытие таких преступлений осложнятся еще тем, что отсутствуют сведения о месте, времени, орудии совершения преступлений, сам труп, если речь идет об убийстве. Для установления данных обстоятельств необходимо потратить немало сил, а также требуется высокий уровень организации деятельности оперативных подразделений внутренних дел в целом. Внезапность исчезновения человека, отсутствие сведений о нём, а так же возможность совершения преступления является основополагающими признаками, позволяющими отличить без вести пропавших от иных категорий разыскиваемых. Правовой основой оперативно – разыскной деятельности органов внутренних дел, в том числе разыскной работы, осуществляемой подразделениями уголовного розыска, в ходе которой осуществляется розыск без вести пропавших, является система правовых норм, содержащихся в федеральном законе, международных договорах, подзаконных нормативных правовых актов, которая создает необходимые предпосылки и условия для осуществления организационно – управленческих функций уполномоченными на это органами внутренних дел при производстве оперативно – разыскных мероприятий либо непосредственно регламентирующих их проведение. Вместе с тем, в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 3 декабря 2008 г. № 242 –ФЗ «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации» лица, пропавшие без вести, в перечень объектов обязательной геномной регистрации не входят и учету не подлежат, что порождает большое количество упущений. В большинстве случаев сотрудники подразделений уголовного розыска и СК РФ по собственной инициативе организуют разовое сравнительное исследование ДНК без вести пропавших, биологического материала, полученного при осмотре места происшествия, а также от близких родственников потерпевших. Таким образом, существует необходимость в дополнении вышеуказанной статьи четвертой категории объектов, которые подлежат обязательной государственной геномной регистрации, информацией о безвестно пропавших лицах, полученной от близких и оперативно-разыскных и оперативно-поисковых мероприятий. Серьезной проблемой является идентификация личности найденных, но неопознанных трупов. При обнаружении трупа сотрудники правоохранительных органов, проводят проверочные мероприятия с целью установления наличия или отсутствия состава преступления. Анализ преступления, совершаемый на территории регионов России, показывает что проблема установления личности трупа возникает при его обнаружении в водоеме, на месте пожара, при его значительных гнилостных изменениях, вплоть до полного скелетирования. Без установления сведений о личности обнаруженного тела дальнейшее осуществление проверки является весьма затруднительным и малоэффективным. Использование в подобных ситуациях возможности проведения исследования зубной системы человека в целях идентификации, во всем мире принято считать эффективным в первую очередь в случаях значительного повреждения трупа. Вместе с тем в работе органов внутренних дел существует больше количество не решенных проблем. Изучение научных работ в данной сфере показало, что законодательные проблемы розыска безвестно пропавших требуют более тщательного внимания для их устранения. Так в ст. 23 Конституции РФ закреплены права граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Однако, у сотрудников правоохранительных органов нередко возникают подобного рода проблемы уже в стадии рассмотрения материалов проверки. Так, в случае совершения в отношении без вести пропавшего лица преступления, необходимо проверить, например, последние операции данного лица по счетам в финансовых и кредитных учреждениях (получение пенсии, снятие денежных средств со счетов). При этом банки могут предоставлять подобную информацию только после направления в их адрес запроса следствием в производстве по возбужденному уголовному делу. Так как иной порядок представления информации нарушают банковскую тайну клиента. Однако, если имеются основания считать, что в отношении лица совершенно преступление, то время для получения такой информации совсем не остается. Конечно, разыскная деятельность должна быть направлена на защиту конституционных прав граждан, но на сегодняшний день это в определенной мере ограничивает работу оперативных подразделений по розыску без вести пропавших. Еще одной проблемой является межведомственное взаимодействие разных субъектов оперативно – разыскной деятельности. Согласно ст. 13 Федерального закона «Об оперативно – розыскной деятельности» перечень данных органов является исчерпывающим, в нем отсутствует привязанность задач к субъектам их решения. Таким образом, розыск исчезнувшего лица является задачей всех субъектов ОРД независимо от ведомственной принадлежности. Межведомственное взаимодействие в сфере обмена информацией и оказания необходимой помощи между субъектами ОРД является их обязанностью. Так, создание единой межведомственной базы, оперативных учетов и архивов, безвестно исчезнувших лиц с доступом к ним всех субъектов ОРД должно оптимизировать взаимодействие всех субъектов и повысить эффективность розыска исчезнувших лиц, также установления личности трупу. Таким образом, эффективность розыска лиц без вести пропавших находится в зависимости от наличия отвечающим современным требованиям правового обеспечения этой работы, а так же организации и тактике деятельности подразделений уголовного розыска, в условиях непрерывного взаимодействия, на всех этапах розыска без вести пропавших. Обеспечивающими факторами, влияющими на результативность розыска без вести пропавших, являются быстрота и согласованность действий всех должностных лиц, входящих в следственно-оперативную группу; активная роль на первоначальном этапе оперативного сотрудника в организации и проведении комплекса оперативно-разыскных и оперативно-поисковых мероприятий по розыску без вести пропавших; выявление и раскрытие замаскированных преступлений; использование возможности граждан оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность. Исходя из изложенного можно сделать вывод, что важность решения существующих проблем розыска без вести пропавших лиц очень высока. Решения хотя бы одной из указанных в данном параграфе проблем может повысить эффективность розыска и расследования преступлений, связанных с безвестным исчезновением лиц. 1.2 Основные теоретические положения и принципы в организации розыска лиц без вести пропавших. Розыск без вести пропавших лиц – это направление оперативно-разыскной и уголовно-процессуальной деятельности, осуществляемой как по разыскным делам, так и по уголовным делам, нацеленное на установление местонахождения лица для обеспечения его безопасности, а также информирование о месте его пребывания заинтересованных органов, организаций и (или) граждан, если это не ущемляет законные права разыскиваемого. Категории лиц «без вести пропавший» и «безвестно отсутствующий» не тождественны. Признание лица безвестно отсутствующим осуществляется судом в соответствии с гражданским законодательством по заявлению заинтересованных лиц при условии, если в течение года в месте жительства гражданина нет сведений о месте его пребывания (ст. 42 ГК РФ) . В связи с этим процедура розыска без вести пропавшего предшествует признанию лица безвестно отсутствующим, что основывается на необходимости защиты интересов личности, его жизни, здоровья и безопасности. Причины безвестного исчезновения людей разнообразны. Среди них можно выделить исчезновения: 1) по причине, не связанной с криминальными действиями; 2) вследствие совершенного в отношении пропавшего преступления. Исчезновение без вести пропавших граждан не всегда связано с криминальными действиями. Причинами исчезновения лица могут быть: наступление смерти вследствие несчастного случая, болезни или стихийного бедствия, скоропостижной смерти или смерти от старости; потеря ориентации на местности в связи с престарелым возрастом или психическим заболеванием (маразм, психозы, шизофрения и др.); нежелание уплачивать налоги или алименты; неудовлетворенность семейной жизнью. Дети чаще всего убегают из дома в результате жестокого обращения с ними родителей. К признакам, дающим основание полагать, что разыскиваемый пропал вследствие совершенного в отношении него преступления, относятся: • отсутствие причин к отъезду; • наличие объяснений опрошенных лиц, указывающих на возможность совершения в отношении разыскиваемого преступления; • наличие по месту жительства документов (паспорта, удостоверения), личных вещей, без которых пропавшему сложно обойтись продолжительное время; • наличие угроз в адрес исчезнувшего лица и др. Исследования в данном направлении показывают, что большинство пропавших без вести составляют мужчины — 69%. Чаще всего исчезают лица молодого возраста до 25 лет — 46%, от 26 до 40 лет — 31%, старше 60 лет — менее 5% . Организация розыска без вести пропавших граждан возлагается на территориальные и транспортные органы по месту их исчезновения. В системе ОВД розыск пропавших без вести граждан возлагается на подразделения уголовного розыска. Эффективность работы его сотрудников обеспечивается следующими условиями: • незамедлительным реагированием дежурных частей ОВД и подразделений уголовного розыска о фактах безвестного исчезновения граждан; • целенаправленным осуществлением первоначальных ОРМ и следственных действий; • активной и планомерной работой по разыскным делам; • комплексным использованием в процессе розыска оперативных, процессуальных, криминалистических средств и методов; • использованием при установлении без вести пропавших лиц помощи поисково-спасательных отрядов, общественных и волонтерских организаций, государственных органов и СМИ (печать, радио, телевидение). Основанием для начала разыскных действий является заявление (сообщение) заинтересованных граждан (родственников). К заявлению прилагаются имеющиеся фотоснимки, документы и иные предметы, которые могут обеспечить розыск пропавшего без вести. Дежурный по ОВД регистрирует полученное заявление, которое рассматривается в следующем порядке: • С момента регистрации сообщения о безвестном исчезновении начинается проверка в соответствии с требованиями ст.ст., 144-145 УПК РФ • В случае отсутствия сведений о месте нахождения разыскиваемого лица в течении 10 суток в органах внутренних дел заводится розыскное дело, а собранные материалы передаются в соответствующий территориальный следственный отдел Следственного комитета РФ для принятия процессуального решения. В целях проверки поступившего заявления (сообщения) проводятся опросы заявителя и других граждан, которым могут быть известны обстоятельства исчезновения и иные сведения, имеющие значение для выяснения судьбы пропавшего. Осуществляются выезд к месту последнего жительства (пребывания) разыскиваемого, осмотр его жилища и проверка мест его возможного нахождения. Кроме того, пропавшее лицо проверяется по учетам Бюро регистрации несчастных случаев. При наличии предположения, что пропавшее лицо оказалось в условиях, угрожающих его жизни или здоровью, и во всех случаях исчезновения малолетних детей ОВД должны привлекать специальные службы спасения (МЧС) и проводить поисково-спасательные мероприятия в малолюдных и труднодоступных местах. Все полученные данные о безвестном исчезновении лица включаются в суточную информацию о происшествиях. Существенное значение для отождествления разыскиваемых лиц имеет Федеральный закон от 25 июля 1998 г. № 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации» . Идентификационная защита граждан может способствовать установлению скрывшегося подозреваемого, без вести пропавшего гражданина, лица, которое не может сообщить о себе установочные данные в силу возраста или травмы, а также позволяет найти пропавшего среди неопознанных трупов. Проблема розыска лиц, пропавших без вести, самым тесным образом связана с установлением личности граждан по неопознанным трупам. Это обусловлено тем, что абсолютное большинство из числа установленных неопознанных трупов были объявлены в розыск как пропавшие без вести. Поступающие в дежурные части ОВД сообщения об обнаружении трупов регистрируются в книге учета сообщений и преступлений . На место обнаружения трупа направляется следственная оперативная группа, которая производит его осмотр в порядке, предусмотрен ст. 178 УПК РФ. При наружном осмотре неопознанного трупа на месте происшествия или в морге обращается внимание на находящиеся при нем документы (письма, удостоверение, фотографии, квитанции, рецепты, записные книжки и др.), а также вещи, которые могли бы способствовать установлению личности гражданина (именные часы, мобильный телефон), предметы одежды, обнаруженные на трупе и возле него. Обнаруженные предметы изымаются в целях опознания личности трупа. При осмотре трупа с участием судебно-медицинского эксперта для занесения в протокол устанавливаются: пол, возраст, телосложение, цвет волос, длина тела, наличие татуировок, ампутаций, пороки развития, физические недостатки и т.п. В необходимых случаях информация об обнаружении трупа неизвестного гражданина может быть доведена до населения с помощью СМИ (печати, радио, телевидения). Основные усилия сотрудники уголовного розыска сосредоточивают на установлении личности убитого и возможности его идентификации с лицом, которое может быть в числе без вести пропавших. В случаях, когда установить личность не удалось и труп не идентифицирован в течение пяти суток (в исключительных случаях в срок не более 10 суток), заводится дело по установлению личности гражданина по неопознанному трупу. Указанное дело может прекращаться по следующим основаниям: а) в связи с установлением личности; б) по истечении пяти лет с момента заведения. Если в ходе мероприятий по установлению личности выясняется, что смерть наступила насильственным путем, то в соответствии с УПК РФ решается вопрос о возбуждении уголовного дела. Таким образом, разыскная работа является разновидностью правоохранительной деятельности и сочетает в себе комплексное применение оперативно-розыскных и процессуальных мер для скорейшего обнаружения уполномоченными субъектами местонахождения подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, без вести пропавших лиц и иных категорий разыскиваемых. В юридической практике понятие «пропавший без вести» называет лицо, внезапно исчезнувшее с постоянного места нахождения без видимых причин, местонахождение и судьба которого остаются неизвестными и для обнаружения, которого необходима специальная разыскная деятельность органов внутренних дел. По сведениям ГУУР МВД России, в 2018 году устанавливалось местонахождение 88 751 лиц пропавших без вести, по 14 519 фактам безвестного исчезновения граждан возбуждены уголовные дела. Разыскано 46 710 лиц без вести пропавших, из которых 451 стали жертвами преступлений. В 2016 году разыскивалось 8 399 несовершеннолетних лиц, по 858 фактам безвестного исчезновения возбуждены уголовные дела. Розыск прекращен в отношении 7 292 несовершеннолетних, 14 из которых стали жертвами преступлений. Не установлено местонахождение 1107 несовершеннолетних лиц, из которых по 790 фактам возбуждены уголовные дела. Тенденция увеличения массива юридических норм, регламентирующих оперативно-разыскные мероприятия, с одной стороны, свидетельствует о возрастании их роли в системе правовых средств борьбы с преступностью, а с другой – порождает немалое количество коллизий и пробелов, требующих совершенствования действующего законодательства на основе системного подхода. Оперативно-разыскная деятельность по своему характеру, целям и способам их достижения не может не ограничивать права и свободы человека и гражданина. Так, возможность указанных ограничений предусмотрена ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, в соответствии с которой «права и свободы граждан могут быть ограничены федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо для защиты законных интересов других лиц». В правоприменительной практике все чаще поднимаются вопросы о возможности проведения оперативно-разыскных мероприятий, ограничивающих права при розыске без вести пропавших лиц.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 62 страницы
1550 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 62 страницы
1550 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 74 страницы
1850 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg