Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Особенности ценностно – смысловой сферы личности у студентов – психологов

happy_woman 468 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 39 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.11.2020
Цель исследования: изучить особенности проявления ценности «Я» у студентов-психологов старших курсов. Объект исследования: ценностно – смысловая сфера личности. Предмет исследования: особенности ценностно – смысловой сферы личности у студентов – психологов. Гипотеза исследования: мы предполагаем, что особенности проявления ценности «Я» у студентов-психологов 3-го и 4-го курса будут отличаться. Задачи исследования. 1) изучить ценность «Я» как психологическую категорию; 2) описать ценностные основания профессии «Психолог»; 3) сравнить проявления ценности «Я» у студентов-психологов старших курсов. Эмпирическая база исследования: КемГУ Социально – психологиче-ский институт. Выборка исследования. Студенты очной формы обучения 3-го и 4-го курса обучения.
Введение

Проблема изучения ценностно – смысловой сферы у студентов – психо-логов имеет большое значение для дальнейшего развития и становления, как самой психологии, так и ряда других наук. Поскольку в настоящее время пси-хология пронизывает практически все сферы общества, т. к. нигде не исключён человеческий фактор, даже при изучении самых, что не на есть точных наук. Всё к чему сумел прикоснуться человек, любые величайшие открытия, заставляют нас в первую очередь задуматься об удивительных возможностях нашего мозга. Именно поэтому возникает большой интерес к будущему психологии - студентам психологам. Проблема изучения ценностной сферы студентов – психологов в настоя-щее время приобретает всё более комплексный характер, являясь предметом различных социальных дисциплин, и представляет собой важную область ис-следований, расположенную на стыке различных отраслей знаний о человеке - философии, социологии, психологии, педагогики. Её значимость заключается в том, что система ценностных ориентаций занимает место на пересечении двух предметных областей: мотивации и мировоззренческих структур сознания, выполняет функции регуляторов поведения, жизнедеятельности личности и определяет основу профессиональной деятельности психологов. Ценностные ориентации являются важнейшим компонентом структуры личности. Наряду с другими социально – психологическими образованиями они выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех обла-стях человеческой деятельности. Ценности носят двойственный характер: они социальны, поскольку исторически и культурно обусловлены, и индивидуаль-ны, поскольку в них сосредоточен жизненный опыт конкретного субъекта. Психологической основой ценностных ориентаций личности является многообразная структура потребностей, мотивов, интересов, целей, идеалов, убеждений, мировоззрения, участвующих в создании направленности лично-сти, выражающих социально – детерминированные отношения личности к действительности. Ценностные ориентации личности формируются и развиваются в процессе социализации. Одним из институтов социализации являются учебные заведения различных уровней. Для студентов-психологов особенно важно в процессе обучения помимо накопления знаний формировать ценностные ориентации личности, поскольку профессия психолога предполагает развитость у профессионала именно этих качеств. Среди формирующихся ценностей важно отметить ценность «Я» поскольку именно эта ценностная составляющая позволяет психологу не «растворяться» в клиентах и сохранять свою индивидуальность. В связи с имеющимся противоречием между необходимостью формиро-вания ценности собственного «Я» студентов – психологов и отсутствием ис-следований в данной области возникает необходимость изучения ценности «Я» студентов-психологов старших курсов обучения.
Содержание

Введение………………………………………………………………………...........3 Глава 1. Особенности проявления ценности «Я» у студентов – психологов старших курсов.……………………………………………………………...………6 1.1. Ценность: понятие, сущность, основные характеристики …………………..6 1.2. Ценностные основания профессии «Психолог» ….........................................15 Глава 2. Эмпирические методы исследования проявления ценности «Я» у сту-дентов – психологов старших курсов…………………………………………..…23 2.1 Организация и методы эмпирического исследования……………………….23 2.1.1 Опросник «Изучение общей самооценки с помощью процедуры тестиро-вания» Г. Н. Казанцевой…………………………………………………………...24 2.1.2 Методика «Исследование самооценки» Дембо – Рубинштейн в модифиции А. М. Прихожан…………………………………………………………………….25 2.1.3 Методика исследования самоотношения С. Р. Пантелеева (МИС)……….26 Заключение………………………………………………………………………….29 Список литературы…………………………………………………………………30 Приложение 1…………………………………...…………………………………..33 Приложение 2……………………………………………………………………….35 Приложение 3……………………………………………………………………….39?
Список литературы

1. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии [Текст] / А. Адлер – М., 2008. – 175 с. 2. Алексеева, В. Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности [Текст] / В. Г. Алексеева // Психол. журн. –1984. – т.5. – № 5. – С. 63–70. 3. Алишев, Б. С. Психологическая теория ценности (системно-функциональный подход) [Текст] / Б. С. Алишев. – Казань, 2002. – 156 с. 4. Филиппов, В. М. Концепция модернизации российского образования на пе-риод до 2010 года [Текст] / В. М. Филиппов // Стандарты и мониторинг – М, 2002. – № 1. – 316 с. 5. Шпрангер, Э. Основные идеальные типы индивидуальности // Психология личности [Текст] / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – М., 1982. – С. 55 – 60. 6. Ананьев, Б. Г. Избранные труды [Текст] / Б. Г. Ананьев // В 2-х т., Т. I. – СПб., 2007. – 232 с. 7. Анурин, В. Ф. Ценностные ориентации и их влияние на формирование по-требностей [Текст] / В. Ф. Анурин // Социология высшей школы. Подготовка специалистов для народного хозяйства. – Сборник науч. трудов. – Горький, 1982. – 215 с. 8. Бобнева, М. И. Социальные нормы и регуляция поведения. [Текст] / М. И Бобнева – М., 1978. – 312 с. 9. Братусь, Б. С. Аномалии личности [Текст] / Б. С. Братусь – М., 1988. – 301 с. 10. Будинайте, Г. Л. Личностные ценности и личностные предпосылки субъекта [Текст] / Г.Л. Будинайте, Т. В. Корнилова // Вопр. психол. – 1993 – т.14. – № 5. – С. 99 -105 11. Здравомыслов, А. Г. Потребности, интересы, ценности [Текст] / А. Г. Здравомыслов – М., 1986. – 222 c. 12. Истомин, И. Н. Ценностные ориентации в системе регуляции поведения [Текст] / И. Н. Истомин // Психологические механизмы регулирования соци-ального поведения – М., 1979 – 252 с. 13. Климов, Е. А. Общечеловеческие ценности глазами психолога профессио-веда [Текст] / Е. А. Климов // Психол. журн. – 1993. – т.14. – №4. – С. 130 – 136. 14. Леонтьев, А. Н. Очерки развития психики [Текст] / А. Н. Леонтьев – М., 2007. – 290 с. 15. Ломов, Б. Ф. Личность как продукт и субъект общественных отношений [Текст] / Б. Ф. Ломов // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. – М., 1989. С. 6 – 23. 16. Гиппенрейтер Ю. Б. Самоактуализация [Текст] / Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. – М., 1982. – С. 108 – 118. 17. Москаленко, О. В. Личностно-профессиональное развитие современного человека [Текст] / О. В. Москаленко // Мир психологии: Научно-методический журнал – Воронеж, 2004. – № 4. – С. 168 – 178. 18. Мясищев, В. Н. Психология отношений [Текст] / В. Н. Мясищев – М., 2006. – 265 с. 19. Олпорт, Г. Личность в психологии [Текст] / Г. Олпорт – СПб., 1998. – 345 с. 20. Олпорт, Г. Становление личности [Текст] / Г. Олпорт – М.: Смысл, 2002. – 245 с. 21. Пантилеев, С. Р. Самоотношение. Строение самоотношения как психологическая проблема [Текст] С. Р Пантилеев // Психология самосознания. Хрестоматия. – Самара: Изд.дом «БАХРАХ М», 2003. – 345 с. 22. Платонов, К. К. Структура и развитие личности [Текст] / К. К. Платонов – М.: Наука, 1986. – 234 с. 23. Психологический словарь[Текст] / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М.: Педагогика-Пресс, 2001. – 458 с. 24. Романов, К. М. Особенности профессионального мышления будущих пси-хологов [Текст] / К. М. Романов // Психологический журнал. – 1996. – № 4. – С. 14 – 18. 25. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн – М., 2009. – 569 с. 26. Сапогова, И. А. Особенности формирования ценностных ориентаций у старшеклассников [Текст] / И. А. Сапогова // Педагогика развития и перемены в Российском образовании – Красноярск, 1995. – С. 147–148. 27. Сатир, В. Как строить себя и свою семью [Текст] / В. Сатир // Пер. с англ. М.: Педагогика – Пресс, 1992. – 231 с. 28. Толмен, Э. Ч. Психология: введение в профессию. – М., 2007. – 240 с. 29. Фрейд, З. Я и ОНО: труды разных лет, в 2-х т. Т. 2, – Тбилиси., 1991. – 425 с. 30. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности [Текст] / Э. Фромм – М., 1994. – 447 с. 31. Фромм, Э. Психоанализ и этика [Текст] / Э. Фромм – М., 1993. – 415 с. 32. Шибутани, Т. Я-концепция и чувство собственного достоинства [Текст] / Т. Шибутани // Психология самопознания. – Самара: Изд. дом «БАХРАХМ», 2003. – 112 с.
Отрывок из работы

1. Особенности проявления ценности «Я» у студентов – психологов старших курсов 1.1 Ценность: понятие, сущность, основные характеристики Прежде, чем перейти к категории «Ценность «Я», рассмотрим понятие ценности в психологической науке. Существует множество определений понятия «ценность», как имеющих общий, очень широкий смысл. Так, например, Э. Толмен определяет ценность как привлекательность целевого объекта, т.е. она наряду с потребностью определяет нужность цели [28]. В более общих определениях понятию «ценность» может придаваться несколько значений, в зависимости от рассматриваемого аспекта: а) Ценность – как общественный идеал, выработанное общественным сознанием, содержащееся в нем абстрактное представление об атрибутах должного в различных сферах общественной жизни. Это общечеловеческие и конкретно-исторические ценности. б) Ценности, предстающие в объективированной форме в виде произве-дений материальной и духовной культуры либо человеческих поступков. в) Социальные ценности, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности в форме личностных ценностей [28]. Понятию «ценность», как составляющей личности, придается неодинаковое значение в различных психологических школах. Так, например, З. Фрейд не касался прямо проблемы ценностей, но соотнесенность с ними все-таки подразумевалась. «Суперэго» Фрейда представляет собой по существу хранилище как бессознательных, так и социально обусловленных моральных установлений, этических ценностей и норм поведения, которые служат своего рода судьей или цензором деятельности и мыслей Эго, устанавливая для него определенные границы [29]. Психоаналитическую теорию личности Фрейда можно отнести к числу психодинамических, использующих для описания личности внутренние психологические свойства индивида, в первую очередь, его потребности и мотивы. Однако, по Фрейду, основные потребности и мотивы поведения самой личностью неосознаваемы и находятся в состоянии конфликта с социальными нормами [29]. Многие неофрейдисты, в частности, Э. Фромм, пытались социологизировать теорию Фрейда. Так, по мнению Э. Фромма, у каждого человека имеется потребность в ценностях, которые направляют его поступки и чувства. Э. Фромм делит их на две категории: а) официально признанные, осознаваемые (религиозные и гуманистиче-ские) ценности. б) действительные, бессознательные (порожденные социальной систе-мой) [31]. Вторая группа является непосредственными мотивами человеческого поведения. Обе группы структурированы и образуют иерархию, «... в которой высшие ценности определяют все прочие как необходимые для реализации первых соотносительные понятия» [30]. Э. Фромм подчеркивает известную автономию по отношению к органическим потребностям, социальный и исторический характер собственно человеческих потребностей и мотивов [30]. Совершенно иной подход к проблеме ценностных ориентаций в структуре личности сложился в «понимающей психологии». Э. Шпрангер, развивая учение В. Дильтея о том, что задача психологии состоит в раскрытии смысловой, душевной жизни личности, ценностных ориентаций, полагал, что "психология является описательной и понимающей наукой, а не нормативной". Шпрангер считал, что основой личности является ценностная ориентация, посредством которой она познает мир. Включение субъекта в познание и означает эту ценностную ориентацию. По Шпрангеру, ценностная ориентация личности продукт общей ценностной ориентации человечества. Это чисто духовное начало, определяющее у каждого человека понятие мира и являющееся производной частью общего человеческого духа. Исходя из этого, Шпрангер выделяет шесть типов личности: 1) теоретический человек – основная ценность – это поиск истины; 2) экономический человек – основной акцент делается на полезных и практических ценностях; 3) эстетический человек – наивысшей ценностью считаются стиль и гармония, окружающая действительность оценивается и воспринимается с точки зрения изящества или соответствия ситуации. 4) социальный человек – главная ценность это любовь, стремление к всеобщей любви, любви ко всему человечеству; 5) политический человек – основная ценностная направленность – личная власть, влияние, известность, не ограниченные сферой политики. 6) религиозный человек – ценностная ориентация состоит в поиске смысла жизни, высшей духовной силы [32]. Выделенные типы не представляют собой некую классификацию людей, они лишь показывают их различия не по психофизиологическим параметрам, а по ценностным ориентациям человека. Эти типы трактуются Шпрангером как универсалии человеческой природы, независимые от места и времени, без учета конкретных исторических и социальных условий, т.е. абстрактно-метафизически. Проблема регулятивной роли высших человеческих ценностей – смыс-ловых образований ставится представителями гуманистического направления. Центральным звеном теории личности А. Маслоу является самоактуали-зация – стремление человека к более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, которое является высшей ступенью в иерархии потребностей. По Маслоу, все самоактуализирующиеся люди стремятся к реализации «бытийных» ценностей. Для них эти ценности выступают как жизненно важные потребности [16]. А. Маслоу полагает, что есть определенные ценности, присущие каждому человеку. «Высшие ценности существуют в самой человеческой природе и могут быть там найдены» [16]. Он выделяет две группы ценностей: а) Б – ценности (ценности бытия) – высшие ценности, присущие самоактуализирующимся людям (истина, добро, красота, целостность, преодоление дихотомии, жизненность, уникальность, совершенство, необходимость, полнота, справедливость, порядок, простота, богатство, легкость без усилия, игра, самодостаточность); б) Д – ценности (дефициентные ценности) – низшие ценности, посколь-ку, они ориентированы на удовлетворение какой – то потребности, которая неудовлетворена или фрустрирована. Маслоу не обращается эксплицитно к Д-ценностям. Таким образом, ценности у А. Маслоу являются частью мотивационно-потребностной сферы, однако они рассматриваются без учета определяющей роли социальных и исторических факторов развития личности [16]. В отечественной психологии сложился целый ряд школ и направлений, в которых аналогичные подходы к пониманию ценностей рассматриваются в различных аспектах изучения свойств личности. Несмотря на различие трактовок личности в отечественной психологии, в качестве ведущей личностной характеристики выделяется направленность. В разных концепциях эта характеристика раскрывается по – разному: как «основная жизненная направленность» (Б. Г. Ананьев), «динамическая тенденция» (С. Л. Рубинштейн), «смыслообразующий мотив» (А. Н. Леонтьев), «домини-рующие отношения»1 (В. Н. Мясищев). По мнению Б. Ф. Ломова, направлен-ность выступает как системообразующее свойство личности, определяющее ее психологический склад [15]. «В глобальном плане направленность можно оценить как отношение того, что личность получает и берет от общества (имеются в виду материальные и духовные ценности), к тому, что она ему дает, вносит в его развитие» [15]. Из вышесказанного следует, что понятие личность не может рассматри-ваться в отрыве от социальной среды, общества. Исходным моментом индивидуальных характеристик человека как личности, по мнению Б. Г. Ананьева, является его статус в обществе, равно как и статус общности, в которой складывалась и формировалась данная личность. На основе социального статуса личности формируются системы ее социальных ролей и ценностных ориентаций. Статус, роли и ценностные ориентации, образуя первичный класс личностных свойств, определяют особенности структуры и мотивации поведения, и, во взаимодействии с ними, характер и склонности человека. В этой связи Б. Г. Ананьев рассматривает ценностные ориентации как одно из центральных звеньев в комплексном изучении личности и закономерностей ее развития [6]. С. Л. Рубинштейн также писал, что «ценности – ...производны от соотношения мира и человека, выражая то, что в мире, включая и то, что создает человек в процессе истории, значимо для человека» [25]. Важно подчеркнуть, что ценности не существуют вне отношения «субъ-ект – объект». Как отмечает Е. А. Климов, их не следует отождествлять с чем – то существующим независимо от субъекта. «Ценность – это не признак объекта, а характеристика субъекта в его среде» [13]. Бобнева М. И. указывает на то, что ценности и ценностные представле-ния, как высшие качественно определенные образования субъективного мира личности, являются основными регуляторами и посредниками социального воздействия при социальной регуляции поведения личности [8]. Исходя из этого, их можно подразделять на ценности-нормы, ценности – идеалы, ценности – средства. Ценностные ориентации оказывают влияние на формирование потребно-стей индивида. По мнению В. Ф. Анурина, потребности возникают как продукт противоречия между субъектом с его целостной системой восприятия мира (возрастные, физиологические особенности личности, ее жизненный и социальный опыт, этические и эстетические воззрения и т.п.) и объективными условиями его существования. Внешние условия могут, в зависимости от ценностных ориентаций, вызывать неодинаковые потребности у различных субъектов. Личность соотносит возникающую потребность с общественными потребностями. Степень и характер этого сопоставления зависят от ценностных ориентаций. Кроме того, ценностная ориентация выявляет у субъекта представление о месте данной потребности в системе его потребностей, т.е. субъект избирает такой способ удовлетворения данной потребности, который согласуется с другими его потребностями (нравственными, эстетическими и т.д.). Таким образом, ценностная ориентация, играя роль обратной связи между личностью и обществом, определяет характер возникшей потребности, социально опосредует ее и, одновременно, определяет место этой потребности в общей системе по-требностей личности [7]. Один из классиков отечественной психологии Б. Г. Ананьев писал, что исследования социологов, психологов и социальных психологов сходятся в общем центре, которым являются ценностные ориентации групп и личности [6]. Сегодня общепризнано, что знания о структуре ценностей, ценностных ориентациях и направленности личности являются основой для решения образовательных задач и задач, связанных с формированием самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда [6]. Поэтому исследования в данной области остаются актуальными и востребованными. Психологическое содержание понятия «ценность я», обусловлено суще-ствованием философской и общепсихологической проблемы «Я» и напрямую связанных с ней феноменов сознания и самосознания личности. Как известно, самосознание позволяет индивиду выделить себя для самого себя, осознать себя в качестве субъекта деятельности. Это обособление себя (собственного Я) и противопоставление себя всему другому позволяет человеку осознать свои потребности, цели, ценности, а значит, делает доступным и понимание собственного значения для себя и окружающих [3]. Сегодня общепризнано, что знания о структуре ценностей, ценностных ориентациях и направленности личности являются основой для решения образовательных задач и задач, связанных с формированием самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда [4]. Поэтому исследования в данной области остаются актуальными и востребованными.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg