Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / РЕФЕРАТ, ПСИХОЛОГИЯ

Особенности возникновения стрессов у преподавателей

happy_woman 150 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 15 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.11.2020
Профессию педагога, относят к профессиям высшего типа по признаку необходимости постоянной рефлексии на содержание предмета своей деятельности по А.С. Шафрановой [3]. Таким образом, не вызывает сомнения то, что педагог должен обладать определенной суммой каких-то высоких личностных качеств, педагогическая литература переполнена попытками обозначить качества, без которых нет успеха педагогической работы. Но такие попытки обычно заканчиваются перечислением достоинств современного культурного человека таких как: гуманизм, честность, справедливость, трудолюбие и прочие столь же прекрасные черты достойного человека, но не являющиеся производными определенной профессии.
Введение

Не вызывает сомнение, что любая профессиональная работа, помимо физических и психологических особенностей имеет основанием личностные качества, содействующие успеху деятельности человека. В первую очередь это относится к профессиям, где объектом профессиональной активности человека выступает другой человек и взаимодействие «человек-человек» зависит от качеств того и другого. Поэтому, будет правильным, отнести профессию преподавателя высшего учебного заведения к данному типу профессий. Но так как по теме деформации личности преподавателей высшего учебного заведения нет достаточной литературы, то в данной работе мы рассмотрим в целом специфичность педагогической деятельности и выделим трудности педагогического процесса как источники профессионального стресса.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………... 3 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………... 4 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………... 14 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………... 16
Список литературы

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Современный человек постоянно живет на грани стресса. Причиной тому становится множество факторов, таких как: скверная экология, жесткий ритм городской жизни, агрессивная социальная среда, политическая нестабильность, финансовые кризисы и т.д. Жизнь без стрессов невозможна. Стресс неизбежный спутник жизни человека. Ученые считают, что незначительные стрессы неизбежны и безвредны, но чрезмерный стресс создает большие проблемы для личности и группы. Следует отметить, что профессиональной деятельности без стресса не бывает. С одной стороны, благодаря стрессу мы испытываем разнообразные эмоции, которые обогащают нашу жизнь, добиваемся новых результатов, достигаем вершин личностно-профессионального роста. С другой, угнетающее действие хронического стресса может вызывать депрессии, психосоматические заболевания, психологические проблемы личности, имеющей низкую профессиональную мотивацию, не стремящейся к повышению квалификации и карьерному росту, имеющей те или иные деформации и деструкции, отклонения от гармоничной линии профессионального развития и этичного поведения специалиста. Профессия педагога сопряжена с множеством ситуаций, вызывающих стресс. Работа преподавателя характеризуется постоянными нервно–эмоциональными нагрузками, психоэмоциональным напряжением. Высокая ответственность, мотивационная и личностная вовлеченность в педагогическую работу, значительное эмоциональное «выкладывание» в общении со школьниками обусловливают стрессогенный характер деятельности преподавателя. О типичности стресса для педагогической деятельности из-за ее насыщенности такими стресс-агентами, как социальная оценка, физическая опасность, неопределенность, повседневная рутина говорят многие исследователи. Проявления стресса в работе преподавателя разнообразны и обширны. Так, I. Dunham выделяет в первую очередь такие, как фрустрированность, тревожность, изможденность и выгорание. Подобные стресс-реакции E. Paykel [4], I. Dunham и другие зарубежные авторы связывают со следующими особенностями преподавательского труда: - восприятие и осмысление одновременных коммуникаций разнообразного рода; - изменение микросоциальной ситуации; - взаимодействие с различными социальными группами; - ролевая неопределенность (обилие социально-ролевых ожиданий); - поведение и отношение детей. Понятия стресс и стрессоустойчивость, в изучении профессиональной деятельности преподавателя, занимают далеко не последнее место. Их более детальное исследование, позволит, в какой- то мере, регулировать факторы, влияющие на психическое здоровье преподавателей, а соответственно на эффективность педагогической деятельности, уровень образования. Стрессы - типичное явление в жизнедеятельности преподавателя и поэтому стрессоустойчивость является профессионально-значимым качеством его личности. В современных социокультурных условиях достаточно частые стресс-факторы вызывают сложные состояния, последствия которых создают барьеры в профессиональной деятельности, в том числе и в деятельности педагога. Для выявления стресс-факторов в педагогической деятельности необходимо проанализировать модели педагогической деятельности. А.И. Щербаков [5] определяет следующие основные функции в труде педагога: информационная; мобилизационная; развивающая; ориентационная; конструктивная; коммуникативная; организаторская; исследовательская. А.К. Маркова [6] и Л.М. Митина анализируют педагогическую деятельность с основных сторон, а именно: педагогическая деятельность, как профессиональная активность педагога; педагогическое общение; личность самого педагога; обученность и обучаемость; воспитанность и воспитуемость. Модели педагогической деятельности В.А. Сластенина, Б.Ф. Ломова, Н.В. Кузьминой можно отнести к системным. Наиболее удачным применением системного подхода в теории профессиональной педагогической деятельности представлено в работах Н. В. Кузьминой [7]. По ее теории каждая педагогическая система состоит из структурных и функциональных компонентов. К структурным относятся: субъект и объект педагогического воздействия, предмет их совместной деятельности, цели обучения и средства педагогической коммуникации. К функциональным компонентам относятся: гностический (информационный), проектировочный, конструктивный, коммуникативный, организаторский. Развивая взгляды Н.В. Кузьминой относительно структуры деятельности и рассматривая обучение как процесс управления, В.А. Якунин выделяет следующие функциональные компоненты педагогической деятельности: 1) целеопределение - процесс проектирования личности обучаемого, или формирование модели будущего специалиста; 2) информационный - содержание обучения и воспитания; 3) прогнозирование - предсказание ближних и дальних психологических результатов обучения в определенных условиях его осуществления; 4) принятие решений - выбор оптимальных способов индивидуального и коллективного влияния на личность; 5) организация исполнения - реализация учебно-методических планов, программ и педагогических решений; 6) общение и коммуникации - способы взаимодействия участников учебного процесса; 7) Контроль - предполагает оценку фактического результата; 8) Коррекция - устранение нежелательных отклонений и изменений в психике и поведении участников учебного процесса. Учитывая все достоинства данной модели (структурный состав, кольцевой характер, управляемость) и схожесть описания именно труда преподавателей высшей школы, мы в дальнейшем при описании стресс-факторов будем опираться на модель В.А. Якунина. Кроме вышеперечисленных компонентов деятельности педагога высшей школы мы добавим исследовательский, так как преподаватель высшей школы должен постоянно заниматься научно-исследовательской деятельностью, а именно разрабатывать одно или несколько научных направлений, издавать статьи и учебно-методическую литературу, выступать на конференциях, активно готовить студентов к исследовательской деятельности. Итак, рассмотрев специфику педагогической деятельности преподавателей, перейдем к анализу факторов, способствующих возникновению профессиональных стрессов и развитию эмоционального выгорания. По данным социально - демографических исследований труд педагога относится к числу наиболее напряженных в эмоциональном плане видов труда: по степени напряженности нагрузка педагога в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций, т.е. тех, кто непосредственно работает с людьми. Немалая роль здесь, конечно, психического напряжения, сопровождающего профессиональные будни педагога. Не мудрено, что, в целях экономии своих энергоресурсов, многие педагоги прибегают к различным механизмам психологической защиты и, по крайней мере, обречены на эмоциональное выгорание. Маркова А.К., говорит о том, что для работы преподавателя характерны: информационный стресс, возникающий в ситуациях информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности за их последствия; и эмоциональный стресс, когда под влиянием опасности, обид возникают эмоциональные сдвиги, изменения в мотивации, характере деятельности, нарушения двигательного и речевого поведения. В педагогической практике выделяют ряд факторов, инициирующих эмоциональное выгорание. Сделаем это с опорой на таблицу 1, предложенную В.Е. Орлом [8]. Факторы, инициирующие эмоциональное выгорание в педагогической практике Таблица 1 № п/п Индивидуальные факторы Организационные факторы 1 Социально-демографические: Условия работы: 2 Возраст Рабочие перегрузки 3 Пол Дефицит времени 4 Уровень образования Продолжительность рабочего дня 5 Семейное положение Содержание труда: 6 Стаж работы Число клиентов 7 Личностные особенности: Острота их проблем 8 Выносливость Глубина контакта с клиентом 9 Локус контроля Обратная связь 10 Стиль сопротивления Социально-психологические: 11 Самооценка Взаимоотношения в организации 12 Нейротизм (тревожность) Отношение к объекту труда 13 Экстраверсия Синдром эмоционального выгорания рассматривается как долговременная стрессовая реакция или синдром, возникающий вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности Эмоциональное выгорание представляет собой психологическую защиту личности в форме полного или частичного исключения эмоций в межличностном общении. Эмоциональное выгорание проявляется в следующих трех симптомокомплексах: - эмоциональное истощение (значительное снижение эмоционального тонуса, нервнопсихическое изнеможение, равнодушие или эмоциональное перенасыщение, утрата интереса к работе, потеря представлений о ценности жизни и др.); - деперсонализация (разрушение нормальных взаимоотношений с людьми, повышение негативизма, агрессии, бестактности и др.); редукция личных достижений (обесценивание достижений в профессии, снижение самооценки, самоуважения, чувство несостоятельности и др.) В последние годы все чаще говорится о взаимосвязи и взаимовлиянии профессионального стресса, и синдрома психологического сгорания или выгорания работников. Без рационального подхода к их использованию в стрессовых ситуациях, не владея навыками активного и эффективного преодоления, при отсутствии системы поддержки педагог начинает испытывать проявления стресса на всех уровнях: эмоциональном, поведенческом, когнитивном. По мере того как усугубляются последствия рабочих стрессов, истощаются моральные и физические силы человека, он становится менее энергичным, ухудшается его здоровье, снижается трудовая мотивация, развивается безразличие к работе, ухудшаются качество труда Как разновидности профессионального стресса Н.В. Самоукина называет информационный, эмоциональный и коммуникативный стресс. Информационный стресс связан с информационными перегрузками, когда в короткие сроки от педагога требуется быстрое осмысление и переработка большого объема сложной информации. преподаватель вынужден работать без отдыха и переключения на другие виды деятельности. Усиливает стрессовое напряжение высокая ответственность за последствия принимаемых решений.
Отрывок из работы

1. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме, М., 1960. 2. Селье Г. Стресс без дистресса, М.: Прогресс, 1982 3. Шафранова А.С. Профессиональный стресс, или профессиональные поражения эмоциональной сферы / РМЖ «Медицинское обозрение» №4 от 17.02.2014 стр. 266 4. Paykel, E.S.; Scott, J.; Teasdale, J.D.; Johnson, A.L.; Garland, A.; Moore, R.; Jenaway, A.; Cornwall, P.L.; Hayhurst, H.; Abbott, R.; Pope, M. (1999). «Prevention of relapse in residual depression by cognitive therapy. A controlled trial». Arch. Gen. Psychiatry. 56: 829–835. 5. Щербаков А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования [Текст]. - Ленинград: Просвещение, Ленингр. отд-ние, 1967. - 266 с.; 22 см. - (Ученые записки/ Ленингр. ордена Трудового Красного Знамени гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена; Т. 292). 6. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М.: Просвещение, 1994. – 192 с. 7. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. – Л. Изд-во Ленингр. ун-та, 1970. 8. В.Е. Орел Синдром психического выгорания личности / Институт психологии Российской академии наук, 2005. – 450 стр.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Реферат, Психология, 12 страниц
120 руб.
Реферат, Психология, 29 страниц
290 руб.
Реферат, Психология, 17 страниц
170 руб.
Реферат, Психология, 16 страниц
300 руб.
Реферат, Психология, 13 страниц
90 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg