Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Копинг-стратегии и синдром профессионального выгорания у сотрудников (на примере медицинских работников ГБУЗ ПБ №2)

vlada99 650 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 67 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.11.2020
В выпускной квалификационной работе была изучена проблема влияния копинг-поведения (стратегия) на уровень эмоционального выгорания медицинских сестер. В соответствии с поставленными задачами в первой главе был проведен теоретический анализ феномена психического выгорания как социально-психологической проблемы. В ней было раскрыто понятие психического выгорания, рассмотрено влияние специфики медицинской деятельности на формирование симптомов эмоционального выгорания, проанализировано копинг-поведение как фактор, влияющий на степень психологического выгорания.
Введение

В современном обществе меняется отношение людей к работе. Люди теряют уверенность в стабильности своего социального и материального положения, в гарантированности рабочего места. Обостряется конкуренция за престижную и высокооплачиваемую работу. Параллельно идут процессы узкой специализации в профессии и, одновременно, глобализации со смежными отраслями. Падает рейтинг ряда социально значимых профессий – медицинских работников, учителей, учёных. Как следствие, растет психическое, эмоциональное напряжение, которое связанно со стрессом на рабочем месте. Выявляются тревога, депрессия, психосоматические расстройства, зависимости от психоактивных веществ (включая алкоголь, наркотики и др.). Проявлением отрицательного воздействия профессии на личность является феномен психического выгорания. Психическое выгорание представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного, физического утомления, личностной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. Пребывание человека в состоянии постоянной тревоги и напряжения приводит к тому, что у него развиваются предневротические состояния и гипертрофированное восприятие окружающего мира как такого, который несет в себе опасность. В связи с этим возникает угроза его психическому здоровью, а это отрицательно влияет на результаты деятельности и профессиональную направленность работника. Как результат, увеличение количества медицинских ошибок, невнимательность к пациентам и ухудшение здоровья самого медицинского персонала. Особую актуальность получает изучение тех изменений эмоционального состояния человека, которые возникают в результате перегрузок и стрессов вследствие интенсивной работы с большим количеством людей, страдающих от самых различных личностных, физических и социальных проблем, что согласно представлениям современной психологии составляет сущность феномена «эмоционального выгорания» и является одной из разновидностей эмоционального стресса. Существуют различные взгляды на природу феномена выгорания. Большинство исследователей определяют эмоциональное выгорание как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия, приобретенный стереотип профессионального поведения. С одной стороны, эмоциональное выгорание позволяет человеку дозировать и экономно использовать энергетические ресурсы, с другой — отрицательно сказывается на выполнении работы и отношениях с партнерами. В.В. Бойко рассматривает профессиональное выгорание как профессиональную деформацию личности, которая возникает под воздействием ряда факторов. Поэтому актуальным является поиск факторов и условий, которые будут способствовать профилактике симптомов эмоционального выгорания. Несмотря на то, что к настоящему времени проведено большое количество исследований по изучению феномена, очень многие вопросы остаются нерешенными. В частности, не достаточно проработана проблема приоритетности факторов, влияющих на проявления эмоционального выгорания. Некоторые авторы считают, что личностные особенности намного больше способствуют развитию выгорания не только по сравнению с демографическими характеристиками, но и факторами рабочей среды. Изучению отдельных форм профессиональных деформаций у медицинских работников посвящено немало исследований, однако они не до конца раскрывают сущность синдрома эмоционального выгорания, следствием чего является дефицит научного знания о механизмах данного явления и отсутствие надежных, эффективных методик его профилактики и коррекции. Цель исследования – изучить теоретические и практические аспекты копинг-стратегиий и синдром эмоционального выгорания у медицинских работников. Для реализации цели были поставлены следующие задачи: 1. Изучить феномен професионального выгорания как социально-психологическую проблему; вывить сущность психологического выгорания. 2. Выявить влияние специфики медицинской деятельности на формирование симптомов синдрома эмоционального выгорания. 3. Рассмотреть копинг-поведение, как фактор, влияющий на степень психологического выгорания. 4. Осуществить эмпирическое исследование влияния копинг-поведения на уровень эмоционального выгорания медицинских работников. 5. Разработать программу тренинга, направленного на профилактику эмоционального выгорания медицинских работников. В качестве гипотезы исследования выступило предположение о том что существует связь между копинг-стратегиями и профессиональным выгоранием у медицинских работников. Выбор адитивного поведения может предотвратить эмоциональное выгорание медицинских работников. Объект исследования – процесс эмоционального выгорания у медицинских работников. Предмет исследования – копинг-стратегии и синдром профессионального выгорания у сотрудников (на примере медицинских работников ГБУЗ ПБ №2). Теоретико-методологическая основа работы, являются работы В. В. Бойко, Н. Е. Водопьяновой, М. М. Скугаревской в области исследования синдрома профессионального выгорания; В. А. Абакова, Р. Лазаруса, С. Нормана и др. в области исследования стратегий совладания. В процессе выполнения поставленных целей и проверки гипотезы были использованы такие методы исследования, как теоретический анализ литературы по проблеме, анализ и синтез информации, тестирование, методы математической обработки данных (описательные статистики, коэффициент корреляции Спирмена). Статистическая обработка результатов исследования проводилась с помощью программы SPSSv.13.0.fоr Windоws. В качестве диагностического инструментария были использованы: 1. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко . 2.Методика копинг-поведение в стрессовых ситуациях (С. Норман, Д. Ф. Эндлер, Д. А. Джеймс, М. И. Паркер); адаптированный вариант Т. А. Крюковой). Большое значение имеет практическое решение проблемы психического выгорания в профессиональной деятельности людей, чья деятельность связана с людьми: медицинские работники, психологи, учителя, социальные работники, менеджеры, руководителей разного уровня и т. п. Результаты исследования целесообразно учитывать при решении вопросов, связанных с подготовкой к профессиональной деятельности, в практике психологического консультирования в контексте личностных и социально – психологических проблем медицинских работников, позволят строить психокоррекционную работу, направленную на развитие стресс – толерантности медицинского персонала. Полученные данные могут быть использованы в коррекционной, тренинговой работе, в профориентационной работе, при решении проблем управления персоналом и расстановке кадров. База исследования: Учреждение здравоохранения психиатрическая больница № 2 Калининградской области. В исследовании приняло участие 74 медицинских сестры.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………...3 ГЛАВА 1. ФЕНОМЕН ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВЫГОРАНИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА………………………………7 1.1. Сущность психологического выгорания ………………………………….……..7 1.2. Влияние специфики медицинской деятельности на формирование симптомов синдрома эмоционального выгорания……………………………………………….15 1.3. Копинг-поведение как фактор, влияющий на степень психологического выгорания …………………………………………………………………………….24 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ КОПИНГ ПОВЕДЕНИЯ НА УРОВЕНЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ ……………..........................................................35 2.1. Этапы эмпирического исследования и характеристика выборки……………...35 2.2. Анализ результатов эмпирического исследования……………………………..37 2.3. Программа психологического тренинга по формированию навыков снятия эффекта эмоционального выгорания…………………………………………………46 2.4.Психолого-педагогичские рекомендации по профилактике профессионального выгорания медицинских работников…………………………………………………49 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………...............56 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………...61 ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………………………………………………………..66 ПРИЛОЖЕНИЕ 2……………………………………………………………. ……….67
Список литературы

1. Абабков, В. А. Защитные психологические механизмы и копинги: анализ взаимоотношений / В. А. Абабков. – СПб.: Речь, 2015. – 158 с. 2. Абаев, Ю. К. Синдром эмоционального выгорания у врачей / Ю. К. Абаев // Здравоохранение», 2017. – №6. – С. 26–28. 3. Абрамова, Г. С., Юдчиц, Ю. А. Психология в медицине / Г. С. Абрамова, Ю. А. Юдчиц. – М.: Наука, 2018. – С.231–244. 4. Авхименко, М. М. Некоторые факторы риска труда медика / М. М. Авхименко // Медицинская помощь. – М.: Медицина, 2019. – № 2. – С.25–29. 5. Акиндинова, И. А., Баканова, А. А. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагога: проявления и профилактика / И. А. Акиндимова, А. А. Баканова // Педагогические вести. – СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2016. – № 5. – 34 с. 6. Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация / Ю. А. Александровский. – М., 2018. – 334 с. 7. Амирхан, Д. Фактор аналитического измерения копингов: показатель копинг-стратегий. – М.: Инфра-М, 2017. – 98 с. 8. Ананьев, Б. А. Введение в психологию здоровья / Б. А. Ананьев. – СПб.: Питер, 2016 – 324 с. 9. Арутюнов, А. В. Изучение синдрома эмоционального выгорания у врачей-стоматологов и методы его профилактики: автореф. дис. канд. мед. наук / А. Арутюнов – М., 2015. – 27 с. 10. Афанаскина, М. С. Формирование у медицинской сестры клинического мышления / М. С. Афанаскина // Медицинская сестра, 2015. – № 6. – 34 с. 11. Барабанова, М. В. Изучение психологического содержания синдрома выгорания / М. В. Барабанова // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – М.: Издательство МГУ, 2015. – № 1. – С. 54–67. 12. Безносов, С. П. Профессиональная деформация личности / С. П. Безносов. – СПб.: Речь, 2015. – 270 с. 13. Бодров, В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В. А. Бодров. – М.: Изд-во «ПЕР СЭ», 2018. – 96 с. 14. Бойко, В. В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении / В. В. Бойко. – СПб.: Питер, 2017. – 247 с. 15. Большакова, Т. В. Личностные детерминанты и организационные факторы возникновения психического выгорания у медицинских работни-ков: автореф. дис. … канд. психол. наук / Т. В. Большакова - Ярославль, 2015. – 26 с. 16. Боровикова, С. А. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / С. А. Боровикова — СПб.: Питер, 2017. – 454 с. 17. Винокур, В., Розанова, М. Профессиональный стресс губит врача / В.Винокур, М. Розанова // Медицина Санкт-Петербурга. – СПб.: Издательство СПб ГУ, 2015. – № 11. –28 с. 18. Водопьянова, Н. Е., Старченкова, Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2 – изд. – СПб.: Питер, 2019. – 336 с. 19. Грабе, М. Синдром выгорания – болезнь нашего времени. Почему люди выгорают и что можно против этого предпринять. Пер. с нем. / М. Грабе – СПб.: Речь, 2018.– 142 с. 20. Гридчик, И. Е. Синдром профессионального выгорания медицинского персонала в отделениях анестезиологии и реанимации // Анестезиология и реаниматология, 2019. – № 3. – С. 9 – 13. 21. Гринберг, Дж. Управление стрессом / Дж. Гринберг. – СПб: Питер, 2015. – 215 с. 22. Гришина, Н. В. Помогающие отношения: Профессиональные и экзистенциональные проблемы // Психологические проблемы самореализации личности.– СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2019.– С. 143–156. 23. Диагностика «психического выгорания» врачей анестезиологов-реаниматологов / О. Ю. Щелкова, О. А. Кузнецова, В. А. Мазурок, М. В. Решетов // Вестн. Психотерапии, 2018. – № 25. – С. 75–83. 24. Евдокимов, В. И. Факторы риска формирования синдрома эмоционального выгорания у сотрудников государственной противопожарной службы МЧС России / В. И. Евдокимов, Т. И. Шевченко // Вестн. Психотерапии, 2016. – № 19. – С. 74–84. 25. Изучение профессиональной адаптации медицинских работников / А. И. Губин, В. И. Евдокимов, Д. В. Зайцев, Е. А. Ценных // Вестн. Психотерапии, 2018. – № 27. – С. 46–61. 26. Козлова, О. В. Тренинг «Преодоления синдрома профессионального выгорания». – СПб.: Речь, 2015.–156 с. 27. Коломеец Л.А. Особенности проявления копинг-стратегий поведения старшеклассников в стрессовых ситуациях // Теория и практика общественного развития, 2015. - №17. - с.8-9. 28. Копинг-поведение (механизмы совладания) как сознательные стратегии преодоления стрессовых ситуаций и методы их определения: пособие для врачей и психологов / Б. Д. Карвасарский, В. А. Абабков, А. В. Васильева, Г. Л. Исурина и др. – СПБ.: Изд-во НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2015. – 140 с. 29. Куваева, И. О. История изучения «синдрома выгорания» в американской психологии // Проблемы исследования «синдрома выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике): сб. науч. ст. / под ред. В. В. Лукьянова, С. А. Подсадного.– Курск: Изд-во Куск. гос. ун-та, 2017. – С. 85–88. 30. Лазарус, Р. Психологический стресс и копинг-процессы. – М.: Медицина, 2018. – 466 с. 31. Лапин, И. П. Зачем «копинг», когда есть совладание? / И. П. Лапин // Социальная и клиническая психиатрия, 2019. – № 2. – С. 57–59. 32. Лукьянов, В. В. Взгляд на проблему исследования синдрома «эмоционального выгорания» у врачей-наркологов / В. В. Лукьянов // Вестн. Психотерапии, 2016. – № 17. – С. 54–60. 33. Майнрад, П., Лайрейтер, А, Бауман У. Стресс и копинг как факторы влияния. Клиническая психология. – СПБ.: Питер, 2017. – 384 с. 34. Малыгин, В.Л., Искандирова, А.Б. Распространенность синдрома эмоционального выгорания у врачей различных специальностей// Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике: сб. науч. ст. / Под ред. В. В. Лукьянова, С. А. Подсадного. – Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2017. – С. 108–110. 35. Орел, В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Психологический журнал, 2015.– Т.22.– №1.–С. 90–101. 36. Орел, В. Е. Психологическое изучение влияния профессии на личность/ В.Е. Орел. – Спб.: Речь, 2018. – 362 с. 37. Орел, В. Е. Структурно-функциональная организация и генезис психического выгорания: автореф. дис. д-ра психол. наук / В. Е. Орел – Ярославль: Яросл. гос. ун-т, 2015. – 51 с. 38. Пирлинг, Л. Структура копинга. – М.: Медицина, 2018. – 117 с. 39. Психология профессионального здоровья. / под ред. Г. С. Никифорова.– СПб: Речь, 2016. – 480 с. 40. Робертс, Г. А. Профилактика выгорания // Обзор современной психиатрии, 2018.–№1.–С. 39–46. 41. Ронгинская, Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал, 2017.– Т.23.– №3. – С.85–95. 42. Самоукина, Н. В. Психология профессиональной деятельности / Н.В. Самоукина.– СПб: Питер, 2015. – 344 с. 43. Селье, Г. Стресс без дистресса. – М.: ЭКСМО, 2017. –154 с. 44. Сергеева, Л. С. Синдром профессионального выгорания: психотерапия и профилактика: учеб. пособие / Л. С. Сергеева. – СПб. : СПбМАПО, 2016. – 198 с. 45. Сидоров, П. И. Синдром профессионального выгорания: учеб. пособ/ П. И. Сидоров, А. Г. Соловьев, И. А. Новикова ; Сев. гос. мед. ун-т. – Архангельск: Изд. центр СГМУ, 2019. – 176 с. 46. Собчик, Л. Н. Введение в психологию индивидуальности: Теория и практика психодиагностики. – М.: Ин-т современной политики, 2018. – 511 с. 47. Фолкман, С. Персональный контроль, стресс и копинг-процессы/ С. Фолкман. – М.: Медицина, 2015. – 91 с. 48. Щербатых, Ю. В. Психология стресса и методы коррекции/ Ю. В. Щербатых. – СПб.: Питер, 2018. – 256 с. 49. Эмоциональное истощение как проявление дезадаптации у медицинских работников / Е. А. Никитин, С. М. Шкленник, В. С. Цой, Ю. А. Парфенов // Вестн. Психотерапии, 2017. – № 21 (26). – С. 39–48 50. Юрьева Л. Н. Профессиональное выгорание у медицинскихра-ботников: формирование, профилактика, коррекция / Л. Н. Юрьева. – Киев: Сфера, 2015. – 271 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ФЕНОМЕН ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВЫГОРАНИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 1.1.Сущность психологического выгорания Психическое выгорание – синдром, включающий в себя эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений. Симптомы психического выгорания в той или иной степени выраженности могут наблюдаться у 30–40 % специалистов системы «субъект – субъектных» отношений (врачей, социальных работников, педагогов, полицейских, юристов и др.) в степени достаточной для нарушения их личного благополучия и профессиональной деятельности. Специалисты в сфере здравоохранения наиболее сильно подвержены синдрому эмоционального выгорания [47, с. 30]. Признаками профессионального выгорания являются [11, с. 55]: - ощущение равнодушия, эмоционального истощения. При этом снижается острота переживаний относительно тех событий, которые раньше воспринимались приятно, радостно. Это касается не только переживаний, связанных с профессиональной деятельностью, но и с отдыхом, хобби, общением с ближними. Даже пища, которая нравилась раньше, воспринимается как грубая, невкусная; - деперсонализация. Под этим понимается в определенной мере циничное отношение к коллегам, лицам, с которыми приходится работать и общаться, к своей профессиональной деятельности в целом, что приводит к конфликтам с коллегами и окружением. Дегуманизация, как правило, развивается ступенчато. Сначала личность начинает ощущать отрицательные эмоции к указанным лицам, потом озлобленность, которая может приводить к аффективным взрывам. У работников это может проявляться в увеличении количества конфликтов в коллективе, с руководителями, игнорировании деловых партнеров, покупателей, клиентов. Формируется отношение к ним не как к личностям, с которыми делается общее важное дело, а как к средству достижения конкретной цели любыми способами; - ощущение собственной некомпетентности, недостаточного профессионального мастерства, неуверенность в положительных результатах профессиональной деятельности. Происходит редукция профессиональных достижений. В настоящее время существует множество разнообразных подходов к описанию психического выгорания, которые объединяются в три больших категории в зависимости от источника его возникновения.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 129 страниц
1250 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg