Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения

vlada99 750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 74 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.11.2020
В ходе проведения исследования была достигнута поставленная цель – теоретическое и экспериментальное изучение процесса развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения. В первой главе выпускной квалификационной работы мы проанализировали психолого-педагогическую литературу по проблеме развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Введение

Актуальность исследования обусловлена тем, что в современных условиях функционирования и развития дошкольного образования, как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. В современном образовании важнейшая роль в интеллектуальном и психофизическом развитии ребенка принадлежит сформированной мелкой моторике. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Значимость развития мелкой моторики детей дошкольного возраста подчеркивается в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. ФГОС ДО включает в себя пять образовательных областей. В рамках образовательной области «физическое развитие» одной из важнейших задач является развитие равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук. Из-за отсутствия или резкого снижения зрения дети не могут спонтанно по подражанию окружающим овладеть различными предметно- практическими действиями, как это происходит у нормально видящих детей. Вследствие малой двигательной активности мышцы рук детей с нарушениями зрения оказываются вялыми или слишком напряженными. Все это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук и отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности детей. Таким образом, для специалистов остается актуальным вопрос развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. Проблема настоящего исследования определяется плохо изученной проблемой развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. Анализ запросов практикующих учителей-дефектологов (тифлопедагогов) позволяет утверждать, что на данный момент практически не существуют методических пособий, методических рекомендаций, в которых была бы представлена система работы по развитию мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста с нарушениями зрения в процессе непосредственно образовательной деятельности, а также совместной деятельности воспитателя с детьми с нарушениями зрения. Таким образом, существует противоречие между запросами практикующих тифлопедагогов и возможностями их удовлетворения на основе существующих малочисленных несистематизированных публикаций, посвященных вопросам развития осязания и мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Цель исследования: теоретическое и экспериментальное изучение процесса развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения. Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. Предмет исследования: процесс развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста с нарушениями зрения. Задачи исследования: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. 2. Представить клинико-психолого-педагогическую характеристику детей с нарушениями зрения 3. Рассмотреть особенности развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. 4. Проанализировать состояния мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. 5. Разработать коррекционную работу по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования; сбор и анализ анамнестических данных; констатирующий эксперимент, качественно-количественный анализ полученных данных. Методологическая основа исследования. По мнению А.В. Запорожца, А.А. Люблинской, В.С. Мухиной младший дошкольный возраст является сензитивным в развитии мелкой моторики, поскольку совершенствуется координация движений, дети отличаются подвижностью и двигательным богатством, которые проявляются в выразительной изобразительной моторике. Связь нарушений зрения с недоразвитием мелкой моторики изучали М.И. Земцова, Л.И. Моурлот, Л.Б. Осипова, Л.И. Плаксина, Л.И. Ремезова и др. Проблеме развития детей с патологией зрения и определению средств коррекции при данных нарушениях посвятили свои работы ученые – тифлологи P.M. Боскис, Т.А.Власова, Л.С.Волкова, Л.П.Григорьева, В.З. Де- нискина, В.П. Ермакова, А.Г.Литвак, Л.И.Плаксина, Л.И.Солнцева, Б.К. Тупо- ногова, В.А. Феоктистова. Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении подходов к развитию осязания и мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. Практическая значимость заключается в разработке содержания развития осязания и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения в процессе непосредственно образовательной деятельности тифлопедагога, совместной деятельности воспитателя с детьми. База исследования: Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка используемой литературы.
Содержание

Введение 3 ГЛАВА 1. Теоретические основы развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения 6 1.1 Теоретические аспекты изучения понятия «мелкой моторики» 6 1.2 Развитие мелкой моторики в онтогенезе 12 1.3 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения 18 1.4 Методы и средства развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения 28 Выводы по главе 1 34 ГЛАВА 2. Особенности развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения 35 2.1 Методики изучения мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения 35 2.2 Организация и результаты анализа состояния мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения 35 2.3 Содержание коррекционной работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения 46 Выводы по главе 2 46 Заключение 55 Список литературы 59 Приложения 66
Список литературы

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ/ Региональное законодательство. – 2013. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http: //www. base. consultant. Ru (дата обращения 03.04.2019). 2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 // URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html 3. Приказ Минобрнауки России от 27.10.2011 № 2562 «Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении» // [Электронный ресурс] – Режим доступа. – http://www.rg.ru/2012/01/26/polojenie-dok.html 4. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016- 2020 года // Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р г. Москва 5. Андрющенко, Е.В. Развитие осязания и мелкой моторики рук у детей с нарушениями зрения (5-7 лет): методическое пособие для тифлопедагогов ДОУ / Е.В. Андрющенко, Л.Б. Осипова, Н.Я. Ратанова – Челябинск: Цицеро, 2019. – 96 с. 6. Денискина, В.З. Особенности обучения социально-бытовой ориентировке детей с нарушением зрения [Текст]: учебное пособие / В.З. Денискина. – Уфа: Филиал МГОПУ им М.А. Шолохова, 2016. – 62 с. 7. Дети с глубокими нарушениями зрения [Текст]: учебное пособие / под ред. М.И. Земцовой, А.И. Каплан, М.С. Певзнер. – М.: Просвещение, 2017. – 376 с. 8. Дружинина, Л.А. В помощь тифлопедагогу ДОУ [Текст]: учебно-методическое пособие для студентов высших педагогических учебных заведений дефектологических факультетов / Л.А.Дружинина, Л.Б. Осипова. - Челябинск, 2019. - 252 с. 9. Дружинина, Л.А. Исследования в тифлопедагогике как основа индивидуализации медико-психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением зрения [Текст] / Л.А. Дружинина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. –2019. – № 4. – С. 29–32. 10. Дружинина, Л.А. Модель индивидуализации медико-психолого-педагогического сопровождения дошкольников с нарушениями зрения [Текст]: учебное пособие / Л.А. Дружинина. – М.: Национальный книжный центр, 2019. – 192 с. 11. Дружинина, Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения [Текст]: учебное пособие / Л.А. Дружинина. – М.: Экзамен, 2016.– 159 с. 12. Ермаков, В.П. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения [Текст]: учебное пособие / В.П. Ермаков, Г.А. Якунин. – М.: Владос, 2017. – 240 с. 13. Егормина, Л.М. Тифлографика [Текст] / Л.М. Егормина // Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения / под ред. Л.М. Шипицыной. – СПб.: Образование, 2015. – С. 41 – 66. 14. Земцова, М.Н. Некоторые особенности познавательной деятельности детей дошкольного возраста при нарушении зрения [Текст]: учебное пособие / М.Н. Земцова // Обучение и воспитание дошкольников с нарушением зрения. – М.: Просвещение, 2019. – С. 7-24. 15. Зрительная гимнастика для детей 2-7 лет [Текст]: учебное пособие / под ред. Е.А. Чевычелова. – Волгоград: Учитель, 2017. – 123 с. 16. Логоша, Г.Е., Симонова, Е.С. Развитие мелкой моторики у малышей [Текст] // Молодой ученый. – 2017. – № 46. – С. 299-302. 17. Мясникова Л.В. Развитие осязания и мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения [Текст]: учебное пособие / Л.В. Мясникова. - Саратов: Центр реабилитации и помощи детям с нарушением зрения, 2006. – 19 с. 18. Осипова, Л.Б., Балина Е. В. Индивидуализация коррекционной работы по развитию мелкой моторики дошкольников с нарушениями зрения [Текст] // Молодой ученый. – 2016. – № 24. – С. 494-497. 19. Осипова, Л.Б. Методические рекомендации к программе «Развитие осязания и мелкой моторики» – коррекционно-развивающая программа для детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения (косоглазие и амблиопия) [Текст]: учебно-методическое пособие / Л.Б. Осипова. – Челябинск: Цицеро, 2018. – 123 с. 20. Осипова, Л.Б. Развитие осязания и мелкой моторики: коррекционно-развивающая программа для детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения (косоглазие и амблиопия) [Текст]: учебное пособие / Л.Б. Осипова. – Челябинск: Цицеро, 2018. – 60 с. 21. Осипова, Л.Б. Развиваем в деятельности: В помощь родителям, воспитывающим ребенка с нарушениями зрения [Текст]: методические рекомендации / Л.Б. Осипова, Ю.Ю. Стахеева. – Челябинск: РЕКПОЛ, 2019. – 218 с. 22. Осипова, Л.Б. Развитие осязания и мелкой моторики как средство компенсации зрительной недостаточности у младших дошкольников с нарушениями зрения [Текст] / Л.Б.Осипова. - Челябинск, ЧГПУ, 2017. - 267 с. 23. Плаксина, Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения [Текст]: учебное пособие / Л.И. Плаксина. – М.: РАОИКП, 2020. – 139 с. 24. Плаксина, Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения [Текст]: учебное пособие / Л.И. Плаксина. – М.: Просвещение, 2018. – 118 с. 25. Плаксина, Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения [Текст]: учебное пособие / Л.И. Плаксина. – М.: Город, 2018.– 261 с. 26. Плутаева, Е. Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет / Е. Плутаева, П. Лосев [Текст] // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 5. – С. 28-35. 27. Поваляева, М. А. Справочник логопеда [Текст]: учебное пособие / М.А. Поваляева. – Ростов н / Д.: Феникс, 2018. – 445 с. 28. Подколзина, Е.Н. Вопросы работы тифлопедагога детского сада для детей с нарушением зрения [Текст] / Е.Н. Подколзина // Дефектология. – 2019 – № 6. – С. 71-78. 29. Подколзина, Е.Н. Некоторые особенности коррекционного обучения дошкольников с нарушением зрения [Текст] / Е.Н. Подколзина // Дефектология. – 2017. – № 2. – С. 84-88. 30. Поливара, З.В. Особенности симультанного анализа и синтеза у детей с дизартрией [Текст] / З.В. Поливара //Специальное образование. – 2017. – № 1. – С. 13–15. 31. Прищепа, С.А. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников [Текст] //Дошкольное воспитание. - 2018. - № 1. - С.60-61. 32. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений для слабовидящих детей [Текст]: учебное пособие / под редакцией Плаксиной Л.И. – М.: Просвещение, 2017. – 356 с. 33. Психология воспитания детей с нарушением зрения [Текст]: учебное пособие / под ред. Л.И. Солнцевой, В.З. Денискиной. – М.: Налоговый вестник, 2016. – 320 с. 34. Ремезова, Л.А. Обучение дошкольников с нарушением зрения конструированию из строительного материала [Текст]: учебное пособие / Л.А. Ремезова. – Самара: из- во СГПУ, 2018. – 210 с. 35. Репина, З.А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи: учебное пособие [Текст]: учебное пособие / З.А. Репина. – Екатеринбург: УрГПУ, 2015. – 121 с. 36. Рузанова, Ю.В. Развитие моторики рук у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток [Текст]: учебное пособие / Ю.В. Рузанова. – СПб.: Каро, 2019. – 160 с. 37. Сазонова, Н.П. Дошкольная педагогика [Текст]: учебное пособие / Н.П. Сазонова. - М.: Детство-Пресс, 2017. - 840 c. 38. Сакулина, Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст]: учебное пособие / Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. – М.: Просвещение, 2018. – 208 с. 39. Сеченов, И.М. Участие органов чувств в работах рук слепого и зрячего [Текст]: учебное пособие / И.М. Сеченов // Избранные философские и психологические произведения. – М.: Госполитиздат, 2019. – С. 392-396. 40. Силкин, Л.Н. Психологическое обеспечение элементарной реабилитации слепых [Текст]: учебное пособие / Л.Н. Силкин. – М.: Просвещение, 2018. – 76 с. 41. Смирнова, Е.А. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста [Текст]: учебное пособие. - СПб.: Детство-Пресс, 2017. - 144 с. 42. Содержание и методика работы тифлопедагога ДОУ [Текст]: учебное пособие / сост. Л.А. Дружинина, Л.Б. Осипова. – Челябинск: Букватор, 2016. – 113 с. 43. Соковых, С.В. использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики [Текст] / С.В. Соковых // Логопед. Научно-методический журнал. – 2019. – № 3. – С. 63-67. 44. Солнцева, Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста [Текст]: учебное пособие / Л.И. Солнцева. – М.: Полиграф сервис, 2017. – 123 с. 45. Солнцева, Л.И. Некоторые особенности психического развития детей с нарушениями зрения в современных условиях [Текст] / Л.И. Солнцева // Дефектология. – 2018. – № 4. – С. 3-9. 46. Специальная дошкольная педагогика [Текст]: учебное пособие / Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др. – М.: Академия, 2017. – 312 с. 47. Стельмах, С.Н. Игры и упражнения для развития мелкой моторики и речи [Текст] // Логопед. - 2018. - № 5. - С. 79-90. 48. Тимофеева, Е.Ю. Пальчиковая гимнастика. Упражнения на развитие мелкой моторики [Текст]: учебное пособие / Е.Ю. Тимофеева, Е.И. Чернова.– СПб.: Корона Принт, 2016. – 128 с. 49. Тодис, К.Н. Особенности воспитания детей дошкольного возраста с нарушением зрения [Текст]: учебное пособие / К.Н. Тодис, О.Т. Тодис. – Ставрополь: Параграф, 2017. – 107 с. 50. Тропынина С.Г. Роль развития мелкой моторики пальцев рук в подготовке руки ребенка старшего дошкольного возраста к письму [Текст] // Социальная сеть работников образования nsportal.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/12/20/opyt-raboty-rolrazvitiya-melkoy-motoriki-paltsev-ruk-v 51. Трубникова, Н.М. Логопедическое обследование младших школьников, страдающих олигофренией и детским церебральным параличем [Текст]: методические рекомендации / сост. Н.М. Трубникова. – Екатеринбург: УрГПУ, 2019. – 58 с. 52. Тупоногов, Б.К. Учет офтальмологических рекомендаций при организации учебно-воспитательной работы с учащимися, имеющими зрительный дефект [Текст] / Б.К. Тупоногов // Дефектология. – 2017. – № 5. – С. 58- 63. 53. Тупоногов, Б.К. Теоретические основы тифлопедагогики [Текст]: учебное пособие / Б.К. Тупоногов. – М.: АПКиПРО, 2018. – 66 с. 54. Турченко, В.И. Дошкольная педагогика [Текст]: учебное пособие / В.И. Турченко. - М.: Флинта, 2017. - 381 c. 55. Факторович, А.А. Педагогические технологии [Текст]: учебное пособие для академического бакалавриата / А.А. Факторович. – М.: Юрайт, 2016. – 113 с. 56. Хватько И.Н., Солдатова Л. В., Коростелёва О.В. Дети с нарушением зрения. Восприятие окружающего мира [Текст] // Молодой ученый. - 2017. - № 46. - С. 321-324. 57. Хмелёва М.А. Опыт работы по теме Развитие грамомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ОНР [Текст] // Инфоурок [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/opit-raboti-po-teme-razvitie-gramomotornih-nauvikov-udetey-doshkolnogo-vozrasta-s-onr-2570403.html 58. Цибульникова, В.Е. Общие основы педагогики [Текст] учебно-методическое пособие / В.Е. Цибульникова. – Москва: Национальный книжный центр, 2015. – 128 с. 59. Чиркина, Г. В. Основы логопедической работы с детьми [Текст]: учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д. п. н., проф. Г. В. Чиркиной. - 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2015. – 240 с. 60. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст]: учебное пособие / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2017. - 384 с. 61. Юрчук В.В. Современный словарь по психологии [Текст] / В.В. Юрчук. – Мн.: Элайда, 2018. – 704 с. 62. Якобсон, С.Г. Соотношение зрения и осязания в восприятии формы детьми дошкольного возраста [Текст] / С.Г. Якобсон // Вопросы психологии. – 2017. – № 3. – С. 81-87.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. Теоретические основы развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения 1.1 Теоретические аспекты изучения понятия «мелкой моторики» Мелкая моторика является составной частью двигательной сферы ребёнка и имеет большое значение в его психофизическом развитии. Рассмотрим понятие общей моторики в психолого-педагогической литературе. В.В. Никандров даёт следующее определение понятию моторика – двигательная активность организма или отдельных органов. Под моторикой автор понимает последовательность движений, которые в своей совокупности нужны для выполнения какой-либо определённой задачи [17, с. 25]. Различают крупную и мелкую моторику. Крупная моторика является основой, на которую впоследствии накладываются более сложные и тонкие движения мелкой моторики. Л.Б. Осипова трактует понятие крупной (общей) моторики следующим образом: крупная (общая) моторика – это «разнообразные движения рук, ног, тела, то есть, по сути, любая физическая активность человека, связанная с перемещением тела в пространстве, и осуществляемая за счет работы крупных мышц тела» [19, с. 66].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 54 страницы
1000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg