Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

Управление межличностными конфликтами детей в условиях социально-реабилитационного центра

vlada99 990 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 102 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.11.2020
Увеличение числа детей, воспитывающихся в условиях социально-реабилитационного центра, является ярким свидетельством того, что для многих семей, роль детей в их семье не значительна. Учитывая актуальность исследуемой проблемы, ее теоретическую разработанность и практическую востребованность в настоящем исследовании была поставлена цель - теоретически обосновать и разработать программу тренинга по формированию навыков управления и разрешения конфликтов воспитанников социально-реабилитационного центра. Для достижения цели решались шесть задач.
Введение

Семья считается устоявшим, важным институтом социализации. Вследствие того, что ребёнок обретает в семье, он сохраняет это в продолжение всей своей дальнейшей жизни. Значимость семьи, как основного института социализации вызвано тем, что в ней индивид состоит в продолжение весомой части своей жизнедеятельности, и по продолжительности своего влияния на личность ни один из социальных институтов развития несравним с семьей. В настоящее время проявляются признаки кризиса современной семьи: нарушение структуры и функций, падение жизненного уровня, рост числа незарегистрированных браков, частота разводов, уклонении родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей, увеличении числа неблагополучных семей. Увеличение числа детей, воспитывающихся в условиях социально-реабилитационного центра, является ярким свидетельством того, что для многих семей, роль детей в их семье не значительна. Так согласно, статистике Минздравсоцразвития России в 2016 году количество воспитанников социально-реабилитационного центра из неблагополучных семей составляло 28676, в 2017 году – 35707, в 2018 году – 45204 [69]. Теоретические подходы к пониманию межличностного конфликта представлены в трудах Б.И.Хасан, А.Г.Ковалев, А.В.Дмитриева, И.П. Обозов, Г.И.Козырев, Н.В.Гришина, А.Я.Анцупова, К.С.Лисецкий, Ю.М. Жукова, Е.М. Аджиева, Д.У. Джонсон, В.С. Мерлин, Д.Н. Исаева, Ю.А. Кулясова. Вопросы управления конфликтными ситуациями представлены в трудах В.И. Михайлов, Е.Ю. Разгонова, Ф.А. Райс, В.С. Мирлин. Теоретические подходы к понимаю неблагополучной семьи представлены в работах В.С. Торохтий, А.В. Мудрик, С.А. Белечева, Г.П. Бочкарева, П.Д. Павлюнок, М.А. Галагузова. И.В.Дубовина, Э.А. Минкова, М.К. Бардышевская, по мнению данных авторов психическое и физическое развитие детей из неблагополучных семей отличается от развития сверстников растущая в благополучных семьях. Т.Е. Сухарев, А.А. Рояк, Р.В. Овчарова, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьева, С.И. Макшаков, К.С. Лисецкий, И.Е. Ворожейкина занимались вопросами формирования бесконфликтного общения детей. Сказанное обусловило определение проблемы исследования – поиск эффективных способов управления межличностными конфликтами воспитанников социально-реабилитационного центра. Актуальность проблемы, недостаточная практическая и теоретическая разработанность определили тему нашего исследования Управление межличностными конфликтами детей в условиях социально-реабилитационного центра. Цель исследования – теоретически обосновать и разработать программу тренинга по формированию навыков управления и разрешения конфликтов воспитанников социально-реабилитационного центра. Объект исследования – конфликты воспитанников социально-реабилитационного центра Предмет исследования – процесс формирования навыков управления и разрешения конфликтов у воспитанников. Гипотеза исследования: процесс формирования навыков управления межличностными конфликтами воспитанников социально-реабилитационного центра из неблагополучных семей должен протекать целенаправленно и предпочтительными формами работы с детьми являются интерактивные методы, а именно тренинг. В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования: 1. Рассмотреть конфликт как социально-психологическое явление. 2. Раскрыть особенности конфликтов воспитанников социально-реабилитационного центра. 3. Обосновать структурно-функциональную модель управления и разрешения конфликтов воспитанников социально-реабилитационного центра. 4. Проанализировать опыт деятельности социально-реабилитационного центра по разрешению конфликтов воспитанников 5. Проанализировать уровень конфликтности воспитанников социально-реабилитационного центра Тракторозаводского района г. Челябинска 6. Разработать программу тренинга по формированию навыков конструктивного разрешения и управления конфликтов у воспитанников и оценить ее эффективность. Исследование проходило в три этапа с 2017 по 2019 гг. Первый этап – ориентировочно-поисковый (2017-2018 гг.) – осуществлялся теоретический анализ литературы по изучаемой проблеме, определись проблема, объект, предмет, цель и задачи исследования, выдвигалась рабочая гипотеза. Второй этап – эмпирический (2018-май 2019 гг.) – осуществлялся сбор эмпирических данных по проблеме исследования. Третий этап – обобщающий (сентябрь–декабрь 2019 гг.) – проводился анализ полученных эмпирических данных, разрабатывалась программа управления межличностными конфликтами воспитанников социально-реабилитационного центра. Осуществлялось оформление диссертационного исследования и внедрение исследования в практику работы учреждения. Методы исследования: 1) теоретические – анализ психолого-педагогической литературы; 2) эмпирические – анкетирование, тестирование; Для определения особенностей поведения воспитанников в конфликте были использованы следующие методики: 1) анкета для изучения особенностей межличностных конфликтов воспитанников; 2) опросник «Стиль поведения в конфликте» К. Томаса (адаптиро-ванный Н.В. Гришиной) База исследования: МКУ СО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних детей» Тракторозаводского района г. Челябинск. В исследовании приняли участие 25 воспитанников МКУ СО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних детей» Тракторозаводского района г. Челябинск.
Содержание

Введение 3 Глава I. Теоретические аспекты проблемы управления межличностными конфликтами детей в условиях социально-реабилитационного центра 7 1.1. Проблема исследования межличностных конфликтов в работах отечественных и зарубежных ученых 7 1.2 Особенности конфликтов детей, воспитывающихся в условиях социально-реабилитационного центра 18 1.3 Структурно-функциональная модель развития навыков управления и разрешения конфликтных ситуаций воспитанников социально-реабилитационного центра 28 Выводы по первой главе 32 Глава II. Опытно-поисковая работа по формированию навыков разрешения конфликтов у воспитанников 35 2.1. Анализ опыта деятельности социально-реабилитационного центра по разрешению конфликтов детей, воспитывающихся в социально-реабилитационном центре Тракторозаводского района г. Челябинска 36 2.2. Анализ результатов исследования конфликтного поведения воспитанников 46 2.3. Программа тренинга по формированию навыков конструктивного разрешения и управления конфликта у воспитанников и оценка ее эффективности 56 Выводы по второй главе 64 Заключение 66 Библиографический список 69 Приложения 76
Список литературы

1. Аджиева, Е.М. 50 сценариев классных часов / Е.М. Аджиева, Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина и др. – М.: Центр «Педагогический словарь», 2017. – 159 с. 2. Александров, А.А. Конфликт как социальное явление / А.А. Александров // Известия Российского гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. – 2017. –№113. – С. 246-249. 3. Андреева, Т.В. Семейная психология / Т.В. Андреева. – СПб.: Речь, 2018. – 244 с. 4. Анцупов, А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – СПб.: Питер, 2014. – 547 с. 5. Байярд, Р.Т. Ваш беспокойный подросток / Р.Т. Байярд; пер. с англ. А.Б. Орлова. – М.: Академический проект, 2017. – 207 с. 6. Березин, С.В. Личностно-развивающий потенциал подростковых конфликтов / С.В. Березин, К.С. Лисецкий // Вестник СамГУ. – 2016. – №1. – С. 39-44. 7. Богданов, Е.Н. Психология личности в конфликте / Е.Н. Богданов, В.Г. Зазыкин. – СПб.: Питер, 2018. – 316 с. 8. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2018. – 400 с. 9. Бородин, И.И. К вопросу о типологии (классификации) социальных конфликтов / И.И. Бородин // Социальный конфликт. – 2017. – №3 (27). – С. 38-41. 10. Бочарова, Е.Е. Психодиагностика межличностных отношений: практикум / Е.Е. Бочарова. – Саратов, 2015. – 60 с. 11. Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьёвой. – М.: Смысл, 2014. – 372 с. 12. Ворожейкин, И.Е. Конфликтология / И.Е. Ворожейкин. – М., ИНФРА, 2015. – 384 с. 13. Воспитанник, И.В. Психологические детерминанты межличностного конфликта у девочек-подростков: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / И.В. Воспитанник. – Иркутск, 2016. – 19 с. 14. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. – М.: Педагогика, 2017. – 242 с. 15. Галагузова, М. А. Социальная педагогика: курс лекций: учебное пособие для вузов / М. А. Галагузова [и др.]; под ред. М. А. Галагузовой. – Москва: Владос, 2006. – 416 c. 16. Григорьева, Г.Е. Предупреждение и разрешение конфликтов в подростковом коллективе средней общеобразовательной школы: дис. … канд. педагог. наук / Г.Е. Григорьева. – Пермь, 2019. – 199 с. 17. Гришина, Н.В. Психология конфликта. Хрестоматия / Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, 2018. – 544 с. 18. Гришина, Н.В. Психология межличностного конфликта: дис. … докт. психол. наук / Н.В. Гришина. – СПб, 2014. – 361 с. 19. Громова, О.Н. Конфликтология / О.Н. Громова. – М.: ЭКМОС, 2017. – 320 с. 20. Джонсон, Д.У. Тренинг общения и развития / Д.У. Джонсон; пер с англ. – М.: Прогресс, 2019. – 248 с. 21. Дмитриев, А.В. Конфликтология / А.В. Дмитриев. – М.: Гардарика, 2017. – 320 с. 22. Древнеримская философия: От Эпиктета до Марка Аврелия / Сост. В. Шкода; пер. с лат., древнегреч. – М.: АСТ; ФОЛИО, 2016. – 832 с. 23. Емельянов, С.М. Практикум по конфликтологии / С.М. Емельянов. – СПб.: 2019. – 384 с. 24. Дойч, М. Разрешение конфликта. / Пер. с нем. // Социально-политический журнал. - 2018. - №7. - С.40-52. 25. Емельянова, Е.В. Психологические проблемы современных детей и их решение в тренинге / Е.В. Емельянова. – М.: Генезис, 2015. – 372 с. 26. Жаринов, Н.М. Теоретико-методические основы психологического тренинга / Н.М. Жаринов, Е.Н. Жаринова. – СПб.: Центр стратегических исследований, 2017. – 119 с. 27. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – М: Логос. 2017. – 384 с. 28. Исаев, Д.Н. Психологическая медицина детского возраста / Д.Н. Исаев. – СПб.: Изд-во Специальная литература, 2017. – 463 с. 29. Ковалев, Г.А. О возможностях «активной» коррекции межличностных отношений. Семья и формирование личности / Г.А. Ковалев. – М., 2015. – 319 с. 30. Козер, Л. Функции социального конфликта / Л. Козер; пер. с англ. О.А. Назаровой. – М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2016. – 208 с. 31. Козырев, Г.И. Основы конфликтологии / Г.И. Козырев. – М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2018. – 320 с. 32. Конфликтология / Н.И. Леонов. – М., 2016. – 232 с. 33. Конфликтология: Хрестоматия / Сост.: Н.И. Леонов. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2014. – 477 с. 34. Котов, Л.Н. Основы социально-психологического тренинга / Л.Н. Котов, Н.В. Каргин. – М.: Российский ун-т дружбы народов, 2015. – 55 с. 35. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг; пер. с англ. Е. Мальчиной; под ред. А.А. Алексеева. – СПб.: Питер, 2017. – 940 с. 36. Краковский, А.П. О Подростках / А.П. Краковский. – М.: Педагогика, 2009. – 384 с. 37. Кулясова Ю. А. Особенности воспитания в неблагополучных семьях // Молодой ученый. – 2014. – №2. – С. 804-806. – URL https://moluch.ru/archive/61/9152/ (дата обращения: 19.04.2019). 38. Куклина, Л.В. Организационные и методические основы социально-психологического тренинга / Л.В. Куклина, С.Я. Куклин. – М.: НОУ ВО МосТех, 2017. – 110 с. 39. Ликсон, Ч. Конфликт. Семь шагов к миру / Ч. Ликсон. – СПб.: Питер, 2018. – 358 с. 40. Лисецкий, К.С. Психология межличностного конфликта в старшем школьном возрасте / К.С. Лисецкий. – Самара, 2016. – 269 с. 41. Лозовцева, В.Н. Конфликты, развивающиеся в условиях деформированных взаимоотношений подростка с одноклассниками / В.Н. Лозовцева // Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения / Под ред. Е.А, Шумилина. – М., 2016. – С. 26-39. 42. Макарова, Е.А. Учет психических особенностей подросткового возраста при формировании межкультурной и межэтической толерантности / Е.А. Макарова, А.В. Нетрибина // Развитие личности в образовательных системах. – Ростов н/Дону, 2016. – С. 163-168. 43. Маклакова, А.М. Психология и педагогика. Военная психология / М.А. Маклакова. – СПб.: Питер, 2017. – 464 с. 44. Макшанов, С.И. Психология тренинга в профессиональной деятельности: дис. … докт. психол. наук: 19.00.03 / С.И. Макшанов. – СПб., 2019. – 322 с. 45. Михайлов В.И. Управление конфликтами: [научное издание]/ В. И. Михайлов, М. С. Мотышина, Г. Ф. Фейгин. - СПб.: Изд-во СПбГУП, 2012. .(+ электронная копия в ЭБС СПбГУП) 46. Мерлин, В.С. Психологические конфликты / В.С. Мерлин // Проблемы экспериментальной психологии личности. – Пермь, 2014. – 197 c. 47. Мудрик, А.В. Общение как фактор воспитания школьников / А.В. Мудрик. – М.: Просвещение, 2018. – 121 с. 48. Нетребина, А.В. Учет психологических особенностей идентификации индивида в подростковом возрасте / А.В. Нетребина // Вестник Таганрогского института управления и экономики. – 2013. – №2. – С. 78-86. 49. Обозов, Н.Н. Межличностные отношения / Н.Н. Обозов. – СПб., 2016. – 172 с. 50. Обозов, Н.Н. Психология конфликта / Н.Н. Обозов. – СПб, 2016. – 151 с. 51. Основы социально-психологического тренинга / Авт.-сост. М.А. Василенко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. – 125 с. 52. Павленок, П.Д. Технологии социальной работы с разными категориями населения учебное пособие / П.Д. Павленок., М.Я.Руднева.; под ред. проф. П.Д. Павленка. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 272 с. 53. Петрова, Е.А. Психологические основы тренинговой работы / Е.А. Петрова. – Великий Новгород: Новгородский гос. ун-т, 2014. – 59 с. 54. Петровская, Л.А. О понятийной схеме социально-психологического конфликта / Л.А. Петровская. – М., 2017. – 143 с. 55. Поливанова, К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста / К.Н. Поливанова // Вопросы психологии. – 1996. – №1. – С. 20-33. 56. Попова, С.В. Особенности межличностных отношений у подростков / С.В. Попова, Ф.Б. Балкизова // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. – 2015. – №19. – С. 61-65. 57. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Под ред. Д.Я. Райгородского. – М., 2017. – 725 с. 58. Психология подростка. Хрестоматия / Сост. Ю.И. Фролов. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 526 с. 59. Райгородский, Д.Я. Подросток и семья / Д.Я. Райгородский. – Самара: Изд-во БАХРАХ-М, 2012. – 752 с. 60. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. – СПб.: Питер, 2015. – 624 с. 61. Разгонова Е.Ю. Управление конфликтами / Е.Ю. Разгонова [Текст] // Молодежь и наука. — 2018. — № 7. — С. 25. 62. Рогова, Е.Е. Особенности межличностных конфликтов в подростковом возрасте / Е.Е. Рогова, Р.В. Дараган // Science Time. – 2015. – №12. – c. 647-653. 63. Тарабаева, В.Б. Психологические причины конфликтов подростков с родителями: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.13 / В.Б. Тарабаева. – М., 1996. – 21 с. 64. Технологии социальной защиты и обслуживания семей и детей: учеб. пособие / Р.С. Димухаметов, В.Ф. Жеребкина, Е.В. Моисеева, Т.Г. Пташко, С.В. Рослякова, Н.В. Сиврикова, Н.А. Соколова, Е.М. Харланова, Е.Г. Черникова, А.А. Шевченко; под общ. ред. Т.Е. Никитиной. – Челябинск: Книга, 2017. – 463 с. 65. Учителям и родителям о психологии подростка / Под ред. Г. Аракелова. – М.: Высшая школа, 1990. – 124 с. 66. Фатыхова, Р.М. Социально-психологический (адаптационный) тренинг / Р.М. Фатыхова, Т.П. Иванченко. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2016. – 235 с. 67. Харинова, И.В. Особенности отношений межличностной значимости подростка с его ближайшим окружением: автореф. дис. … канд. пси- хол. наук: 19.00.05 / И.В. Харинова. – М., 2016. – 24 с. 68. Шешукова, Н.Н. Особенности межличностных отношений со сверстниками у младших подростков с проблемами развития / Н.Н. Шешукова // Возрастная и педагогическая психология. – 2018. – С. 168-172. 69. Шелобаев С.И., Шелобаева И.С. Статистика. Практикум: учебное пособие для студентов вузов. - 2-е год., перераб. и доп. - Изд-во «Юнити», 2012. – 207 70. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконина; ред.-сост. Б.Д. Эльконин. – М.: Академия, 2015. – 383 с.
Отрывок из работы

Глава I. Теоретические аспекты проблемы управления межличностными конфликтами детей из неблагополучных семей, воспитывающихся в условиях социально-реабилитационного центра 1.1. Проблема исследования межличностных конфликтов в работах отечественных и зарубежных ученых По мнению авторов «Педагогического терминологического словаря» (2015) конфликт (от лат. «conflictus» – столкновение) – очень распространенное явление в общественной жизни. Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают присутствие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии, конфликты могут быть скрытыми или неявными, но в основе их лежит отсутствие согласия. Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения [1]. Б.И. Хасан сущность конфликта определяется как такой вид взаимодействия, в котором «не могущие сосуществовать в неизменном виде действия взаимодетермируют и взаимозаменяют друг друга, требуя для этого специальной организации» [4] . А.Г. Ковалёв отмечает, что конфликт (от латинского языка – «столкновение») есть «натуральное возражение, образующее меж людьми, порождается задачами собственной и общественной жизни, противоречиями интересов, взоров, общественных установок людей» [27].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Социальная работа, 79 страниц
2000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg