В российском футболе сложилась неблагоприятная экономическая ситуация. На сегодняшний момент футбольные клубы столкнулись с серьёзными проблемами, поскольку в большинстве случаев существенно отстают от общеевропейских стандартов в области спортивного менеджмента. На сегодняшний день профессиональный футбол может быть рассмотрен именно как состоявшаяся бизнес-индустрия со своими характерными особенностями [20].
Поэтому можно сделать вывод, что тема диплома весьма актуальна. На вопрос: «Как определить эффективность и результативность футбольного клуба?» рядовой обыватель отвечает, ориентируясь на достижение спортивных результатов. Однако множество эмпирических примеров показывает, что достижение моментального спортивного успеха любой ценой может поставить под угрозу существование самого клуба.
В профессиональном футболе принято выделять основные источники выручки: коммерческие права (спонсорские и рекламные сделки) и продажи в день матчей (билеты, абонементы, прохладительные напитки и закуски, фирменная атрибутика и т.д.) и медиа-права (видео и радиотрансляции игр). На их основе построены бизнес-модели большинства профессиональных футбольных клубов в Европе. Помимо этого, весомый вклад в доходную ведомость клубов могут вносить трансферные сделки – продажа прав на футболистов. Команды, наиболее успешные в спортивном плане, имеют значительный убыток от сделок по купле-продаже контрактов игроков.
В европейском клубном футболе существует «Положение о лицензировании» – перечень требований, которым клубы должны соответствовать, если они по результатам своего национального чемпионата получили право участвовать в международных турнирах под эгидой Союза европейских футбольных ассоциаций (УЕФА). Лицензии выдаются с учётом пяти критериев: спортивного, инфраструктурного, кадрово-административного, правового и финансового (UEFA, 2017). В 2011 году перечень был дополнен правилами финансового фэйр-плэй (ФФП)[12]. Среди основных задач ФФП можно выделить:
- совершенствование экономических и финансовых возможностей футбольных клубов, повышение прозрачности и устойчивости клубов;
- платежеспособность самих клубов и, следовательно, их способность исполнения взятых обязательств перед игроками, налоговыми органами, другими клубами и т.д.;
- соблюдение дисциплины в финансово-хозяйственной деятельности футбольных клубов;
- стимулирование клубов к существованию за счет собственных источников финансирования;
- создание условий для долгосрочного устойчивого развития европейского клубного футбола.
В футбольном клубе в качестве центров финансовой ответственности могут быть выделены следующие бизнес-процессы и субпроцессы:
1. Спортивная деятельность.
1.1. Участие в соревнованиях.
1.2. Подготовка спортивного резерва (развитие молодежного футбола).
1.3. Трансферные операции (покупка/продажа игроков).
2. Коммерческая деятельность.
2.1. Маркетинг.
2.2. Коммерция (фирменные магазины, строительство коммерческих объектов).
2.3. Реклама и спонсоры.
3. Инвестиционная деятельность (строительство объектов инфраструктуры).
Футбольная деятельность включает:
а) принятие на работу (привлечение) персонала, включая выплаты вознаграждений сотрудникам в любой форме согласно договорным или правовым обязательствам;
б) приобретение (продажу) регистраций игроков (включая аренду);
в) продажу билетов;
г) спонсорство и рекламу;
д) трансляцию матчей;
е) продажу сувенирной продукции и корпоративные приемы;
ж) операционную деятельность клуба (в частности, деятельность, связанная с организацией и проведением матчей, организация выездов, поиск игроков и т.д.);
з) финансирование (в том числе, привлечение средств, обеспеченное залогом активов соискателя лицензии);
и) использование и эксплуатация стадионов и учебно-тренировочных объектов;
к) сектор молодежного футбола.
В сегодняшних экономических реалиях роль менеджмента профессионального футбола не меньше, чем у спортсменов, в достижении успехов команды в целом. В связи с этим в отечественном профессиональном футболе необходимы кардинальные перемены, которые бы стимулировали отечественные клубы повышать уровень организационной эффективности и результативности управления.
Взаимосвязь факторов, определяющих результаты работы клубов/лиг, представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 - Взаимосвязь факторов в футбольном менеджменте
Коммерческие доходы клуба/лиги (полученные или будущие, в случае подписания долгосрочных контрактов) создают возможность не только финансировать текущие расходы, но и осуществлять инвестиции в приобретение новых игроков. Чем успешней клуб или лига в целом, тем значительней ее конкурентные возможности на рынке игроков. Соответственно, инвестиции в игроков дают возможность лучше выступать в европейских турнирах и чаще добиваться спортивного успеха. Правильно преподнесенный спортивный успех расширяет аудиторию, в том числе и активно потребляющую коммерческие продукты клубов/лиг, что, в свою очередь, инициирует рост доходов.
Целью данной работы является изучение и анализ организационно-финансового механизма управления футбольным клубом, а также внедрение мероприятий по улучшению деятельности футбольного клуба.
Помимо этого, в работе планируется внедрить экономическую модель игровой платформы Spot the ball. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- изучение и анализ системы управления футбольным клубом;
- анализ финансовой отчётности футбольного клуба;
- анализ деятельности футбольного клуба при финансовом fair-play;
- анализ проведения бюджетирования в футболе;
- оптимизация спонсорского портфеля футбольного клуба;
- организация стэдиум-тура;
- организация процесса брендирования инфраструктуры стадиона.
Объект исследования – футбольный клуб «Зенит».
Предмет исследования – бизнес-процессы футбольного клуба «Зенит».
Методы и методология исследования: SWOT-анализ, сравнительный анализ, статистический метод исследования экономической конъюнктуры.
В процессе работы проводился анализ текущего спонсорского портфеля футбольного клуба «Зенит».
В результате разработаны алгоритмы улучшения коммерческой деятельности футбольного клуба «Зенит».