Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Развитие коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста посредством игр на общение

vlada99 750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 72 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.11.2020
Необходимость разработки проблемы формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности обусловлена возрастающими требованиями к личности в обществе и к результатам освоения той или иной программы, а также социальным заказом общества. Происходящие изменения в жизни общества выдвинули на первый план идею воспитания человека коммуникабельным, владеющим культурой общения и взаимодействия.
Введение

Актуальность темы. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности всех психических процессов — от элементарных до самых сложных. Так, в игре начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период. На важность формирования общения в дошкольном возрасте в особенности, указывают многочисленные исследования (Е. В. Бондаревской, Т.А. Репиной, Е.О. Смирновой). В игре складываются другие виды деятельности ребенка, которые потом приобретают самостоятельное значение. Так, продуктивные виды деятельности (рисование, конструирование) первоначально тесно слиты с игрой. По мнению Выготскому Л.С. игра должна быть ведущей деятельностью, обеспечивающей зону ближайшего развития, оказывающей развивающее воздействие на складывание психологического облика ребёнка. В основе многочисленных публикаций лежит концепция деятельности, разработанная А.А. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным, А.В. Запорожцем и др. Основываясь на ней, М.И. Лисина, А.Г. Рузская рассматривали общение как коммуникативную деятельность. В ряде исследований отмечается, что коммуникативные умения способствуют психическому развитию дошкольника (А.В. Запорожец, М.И. Лисина, А.Г. Рузская), влияют на общий уровень его деятельности (Д.Б. Эльконин). Таким образом, в области развития коммуникативной сферы детей можно констатировать следующие противоречия: между актуальностью социализации ребенка в дошкольном учреждении и недостаточным уровнем сформированности у детей коммуникативных умений как одного из инструментов социализации; между сензитивностью детского возраста для становления коммуникативной функции и недостаточностью научно обоснованных рекомендаций по формированию коммуникативных умений у детей 5-6 лет; между признанием потенциала игровой деятельности для развития сферы общения в детском возрасте и методической неразработанностью средств игрового воздействия для формирования коммуникативных умений у детей 5-6 лет. Актуальность данной темы в том, что опыт первых отношений со сверстниками и является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Цель исследования — изучить развитие коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста посредством игр на общение. Объект исследования - коммуникативные навыки детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования — развитие коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста посредством игр на общение. Гипотеза: развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста возможно, если будут учтены следующие педагогические условия: 1) использование разнообразных форм организации образовательного процесса, влияющие на развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста. 2) использование игровой деятельности как средства развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. Исходя из данной цели, необходимо решить такие задачи: 1) рассмотреть теоретические основы изучения развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста посредством игр на общение; 2) провести экспериментальную работу по развитию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста посредством игр на общение. Методы исследования: анализ психолого-педагогической, научной литературы, синтез, наблюдение, обобщение. Эмпирические методы: тестирование, эксперимент. Теоретико-методологические основы изучения коммуникативного развития детей дошкольного возраста содержатся в исследованиях А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, М. С. Кагана, М. И. Лисиной, Д. Б. Эльконина, А. Валлона, Ж. Пиаже, Й. Лингарта и др. Проводились исследования взаимовлияния и взаимодействия коммуникативного развития с различными сферами детского развития: интеллектуальной - Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, Л. И. Божович,Л. А. Венгер, П. Я. Гальперин; эмоциональной - О. В. Гордеева, И. В. Дубровина, личностной - Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, B. C. Мухина; деятельностной, опосредованной межличностными отношениями - Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, Я. Л. Коломинский, А. А. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, Е. О. Смирнова, А. П.Усова. Экспериментальная база исследования: МАДОУ ДС № 5 города Воронеж. Выборка: две группы — контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ), по 10 человек в каждой группе (возраст 5-6 лет). Этапы проведения исследования: 1. На первом этапе — подготовительном (сентябрь-ноябрь 2018 г.) мы составили программу исследования, изучили психолого-педагогическую литературу по теме исследования, сформулировали цель, задачи и гипотезу, подобрали методики, базу и группу для проведения эмпирического исследования. 2. На втором этапе – основном (декабрь 2018 г. – февраль 2019 г.), мы провели эмпирическое исследование с использованием подобранных методик, систематизировали результаты исследования. 3. На третьем этапе – заключительном (март – апрель 2019 г.), мы интерпретировали и обобщили результаты исследования, сделали заключение о подтверждении гипотезы и сформулировали выводы, оформили выпускную квалификационную работу. Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы в работе воспитателей при решении проблем общения детей в старшем дошкольном возрасте; составлении рекомендаций для педагогов и родителей, которые могут быть использованы с целью процесса развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности; для совершенствования подготовки специалистов дошкольного профиля в педагогических колледжах, вузах, в системе повышения квалификации. Структура исследования состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Содержание

Введение……………………………………………..………….………….3 Глава 1. Теоретические основы изучения развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста посредством игр на общение………………………………………...……........7 1.1. Понятие, сущность и функции общения в психолого-педагогической литературе …….………………………………………………..7 1.2. Особенности развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности…………………….13 1.3. Игры на общение как средство развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста………………………………27 Глава 2. Экспериментальная работа по развитию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста посредством игр на общение…………………………………………….……38 2.1. Экспериментальная работа по развитию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста посредством игр на общение……………………………………………………………………….….38 2.2. Анализ результатов экспериментальной работы по развитию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста посредством игр на общение……………………………………………………50 Заключение………………………………………………………….…....54 Список использованных источников…………………………….…...56 Приложения……………………………………………………………....61
Список литературы

1. Арканчук Н. В. Детская психология: учебник. – Москва: Юрайт, 2014. – 445 с. 2. Астапова В.М. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития / Сост. и общая редакция. Астапова В.М., Микадзе. Ю.В.– СПб.: Питер, 2012. – 256 с. 3. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М., 2017. — 400 с. 4. Абраменкова, В.В мире детских игр // Воспитание школьников. –2015. – М. – 190 с. 5. Абрамова, Г.С. Практическая психология: учебное пособие / Г. С. Абрамова. - Москва : Прометей, 2018. - 538 с. 6. Авдулова, Т. П. Возрастная психология: учебное пособие / [Т. П. Авдулова и др.]. – Москва: Академия, 2014. – 329 с. 7. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический Проект, 2014. – 623 с. 8. Бавыкина Г.Н. Речевое развитие дошкольников / Г. Н. Бавыкина, М. М. Тулейкина. Комсомольск-на-Амуре: Комсом.н/А гос. пед. ун-та, 2016. — 260 с. 9. Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоление / Е. С. Большакова. М.: ТЦ Сфера, 2015. — 228 с. 10. Волков Б. С. Возрастная психология. В 2 частях. Часть 1. От рождения до поступления в школу / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: Владос, 2017. - 368 c. 11. Волков Б. С. Дошкольная психология / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: Академический проект, 2016. - 288 c. 12. Василик М. А. Основы теории коммуникации: учебник/ М. А. Василик, М. С. Вершинин, В. А. Павлов и др./ под ред. проф. М. А. Василика. – М.: Гардарики, 2006. – 615 с. 13. Веракса Н.Е. Детская психология: Учебник для академического бакалавриата / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 446 c. 14. Волков Б.С. Детская психология. Логические схемы / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: Владос, 2007. - 252 c. 15. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. М.: Смысл, 2014. — 512 с. 16. Жуков Ю.М., Петровская, Л.А., Растянников, П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. / Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников. Киров, 2015. — 242 с. 17. Зябкина И. Методика обучения игре // Дошкольное воспитание. - 2014. — 226 с. 18. Ковылова Е.В. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности). - Минск: Фетра Системс, 2017. - 431 с. 19. Кобазева Ю.А. Общение со сверстниками в старшем дошкольном возрасте и его роль в процессе формирования личности ребенка // Психолог в детском саду. - 2003. – 188 с. 20. Котельникова А. Ю. Возможности использования игротерапии \\ А. Ю. Котельникова, Н. А. Першина // Перспективы социализации лиц с проблемами в развитии. – Бийск, 2016. – 211 с. 21. Клюева Н.В., Касаткина, Ю.В. Учим детей общению / Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. Ярославль: Академия развития. 2018. — 321 с. 22. Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей / Р. Е. Левина. М.: Акад. пед. наук, 2018. — 91 с. 23. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. М.: Просвещение, 2015. — 214 с. 24. Лисина М.И., Смирнова, Р.А. Потребности и мотивы общения между дошкольниками / под редакцией Я.Л. Коломинского. Минск: Сила, 2015. — 194 с. 25. Малер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Методическое пособие. Изд. 2-3 испр. и доп. \ М.: АРКТИ, 2012. – 176 с. 26. Поваляева М.А. Справочник логопеда. \\ Ростов-на-Дону: «Феникс», 2014. – 448 с. 27. Павлова О.С. Нарушение коммуникативного акта у детей с ЗПР / О. С. Павлова // Психолингвистика и современная логопедия / под ред. Л. Б. Халиловой. М.: Педагогика, 2017. — 304 с. 28. Педагогическая диагностика в детском саду: Пособие для воспитателей дошк. Образоват. Учреждений / Е.Г. Юдина, Г.Б. Степанова, Е.Н. Денисова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 214 с. 29. Панфилова М. А Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. / М., 2018. — 250 с. 30. Полякевич Ю.В., Г.Н. Осинина Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет: модели комплексных занятий / Волгоград: Учитель, 2011. - 159 с. 31. Ребенок внутри общения: как дети дошкольного возраста общаются друг с другом (подготовили Е. Кравцова, Е. Бережковская) // Дошкольное образование: Издательский дом «Первое сентября» - 2015. – 306 с. 32. Рогов,Е.И. Психология общения / Е.И.Рогов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 336 с. 33. Речитская Е.Г. Некоторые аспекты развития коммуникации детей в процессе игры. // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2016. – 205 с. 34. Сомкова О. Образовательная область «Коммуникация» / О. Сомкова // Дошкольное воспитание. – 2011. – 33 с. 35. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. – М.: Изд. Центр «Академия», 2015. – 336 с. 36. Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников/ Е.О. Смирнова. – М.: ВЛАДОС, 2016. – 158 с. 37. Тимофеева Л.Л. Повышение профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. Выпуск 1. Проектирование образовательной деятельности в дошкольном учреждении: учебнометодическое пособие / Л.Л. Тимофеева, О.В. Бережнова. – М.: Педагогическое общество России. – 2013. – 96 с. 38. Ткачук Р.М. Развитие социально-коммуникативного взаимодействия у дошкольников: методические рекомендации. - Н. Новгород: Нижегородский педагогический колледж им. К. Д. Ушинского, 2015. - 256 с. 39. Томашенко В.И. Развитие коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста. 2017. — 306 с. 40. Таращенко Р.К. Детская психология: Учебник в 3-х книгах. - Кн.1: Общие основы психологии: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Владос, 2015. – 326 с. 41. Ушаков Д. Ю. Психология образования. – М.: Гуманит, 2014. – 496 с. 42. Усова Н.К. Роль игры в воспитании детей. – М., «Просвещение», 2014. – 225 с. 43. Уральская В.И. Методические рекомендации: пособие для педагогов.– М.: Просвещение, 2014. – 240 с. 44. Фурманчук Д.Б. Психология игры. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2016. – 210 с. 45. Харченков Н.Р. Детская психология / Харченков Н.Р. // Управление образовательным учреждением. – 2012. – 266 с. 46. Шарохина Е.В., Долганова, О.В. Педагогика: конспект лекций. – М.: Эксмо, 2014. – 360 с. 47. Шипицина Л.М., Защиринская, О.В., Воронова, А.П., Нилова, Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – М.: «Детство-пресс», 2010. – 384 с. 48. Широкова Г.А. Развитие коммуникативных навыков – Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. – 385 с. 49. Щетинина Р.С. Диагностика социального развития ребенка: учебно-методическое пособие. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2017, – 268 с. 50. Шипицына Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (Для детей от 3 до 6 лет.) \\ Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова. М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. — 384 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы изучения развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста посредством игр на общение 1.1. Понятие, сущность и функции общения в психолого-педагогической литературе В современных условиях реформирования системы образования проблема формирования коммуникативных навыков выходит на уровень актуальной социально-педагогической проблемы, так как от ее решения во многом зависит успешность освоения детьми знаний; эффективность межличностного взаимодействия с педагогами и сверстниками, и в целом – социальная адаптация детей. Поскольку тема нашего исследования «Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в игровой деятельности» тесно связана с процессами общения и коммуникации целесообразным, по нашему мнению, представляется обратиться в первую очередь к рассмотрению и разграничению этих понятий. Достаточно обоснованным, на наш взгляд, является следующее понимание «коммуникации», представленное в Философском энциклопедическом словаре: это обмен мыслями, сведениями, идеями или как передача того или иного содержания от одного сознания – коллективного или индивидуального – другому посредством знаков, зафиксированных на материальных носителях [12].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 144 страницы
3600 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg