Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Антикоррупционная экспертиза в правотворческой деятельности

happy_woman 360 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 30 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 07.11.2020
Целью автор ставит научный анализ природы, процессов становления, развития деятельности государственных органов полномочий по антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. Для этого предусматривается решение таких задач: - характеристика понятия антикоррупционной экспертизы; - изучение субъектов предупреждения коррупциогенности российского законодательства; - рассмотрение направлений антикоррупционной деятельности государственных органов; - анализ проблем и перспектив антикоррупционной экспертизы в правотворчестве. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с формированием, правовым регулированием и реализацией государственными органами полномочий по антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. Предметом исследования являются теоретические и правовые аспекты формирования и регулирования деятельности государственных органов полномочий по антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.
Введение

Актуальность темы исследования. Нормотворческая деятельность есть сложный и многогранный процесс, требующий тщательного и сбалансированного подхода в его организации. Создание правовых норм, регулирующих общественные отношения, является важнейшей функцией государства, которая призвана осуществлять такое регулирование эффективно и с максимальным результатом. В связи с этим вопросы обеспечения качества и эффективности принимаемых нормативных правовых актов приобретают особую актуальность для любой правовой системы. Для этих целей юридической наукой и практикой разработаны и применяются различные способы и средства как на этапе подготовки проекта нормативного правового акта, так и в ходе других стадий процедуры его принятия, в том числе посредством предъявления специальных требований к профессионализму лиц, ответственных за подготовку проектов нормативных правовых актов. Одним из таких средств выступает проведение экспертизы проекта нормативного правового акта или уже принятого акта. В широком смысле, соблюдение принципов конституционности и законности при принятии нормативных правовых актов обеспечивается осуществлением юридической и иных видов экспертиз нормативных правовых актов и их проектов. В связи с этим именно проведение юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов позволяет значительно улучшить качество актов, предотвратить возможные коллизии, противоречия и правовую неопределенность, исключить возможные негативные последствия при реализации нормативных предписаний. В то же время обязательная юридическая экспертиза проектов нормативных правовых актов является традиционным и апробированным видом экспертизы, основной целью которой является построение эффективной системы законодательства, отвечающей национальным интересам. Вопросы осуществления нормативного регулирования антикоррупционной экспертизы, осуществляемой различными субъектами ее проведения освещаются в работах С.Н. Акоповой, В.Г. Ермакова, С.М. Кочои, Е.В. Ромашиной, С.М. Тохтарбаевой, А.М. Цирина и других.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ 5 1.1. Понятие антикоррупционной экспертизы 5 1.2. Субъекты предупреждения коррупциогенности российского законодательства 7 ГЛАВА 2. АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ 10 2.1. Направления антикоррупционной деятельности государственных органов 10 2.2. Проведение антикоррупционной экспертизы органами прокуратуры 12 ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 17 3.1. Современное состояние антикоррупционной экспертизы в правотворчестве 17 3.2. Перспективы антикоррупционной экспертизы 22 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
Список литературы

1. Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: федер. закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2009. № 29. Ст. 3609. 2. Федеральный закон "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 N 273-ФЗ [электронный ресурс] : режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/ 3. Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96 // Собр. законодательства РФ. 2010. № 10. Ст. 1084. 4. Постановление Правительства РФ от 26.02.2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» 5. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации № 400 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов» от 28 декабря 2009 года 6. Воронина Ю.И. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов как средство противодействия коррупции в современной России: теоретико-правовой аспект // Вестник Тюменского государственного университета. 2012. № 3. С. 75. 7. Дмитриев Д.А., Кудашкин А.В. Антикоррупционная экспертиза, проводимая органами прокуратуры. Вопросы совершенствования правового регулирования // NB: Административное право и практика администрирования. 2013. N 3. С. 158 8. Короткова О. А. Принципы экспертизы законодательства: понятие, содержание и классификация / О. А. Короткова // Труды Института государства и права Российской академии наук. – Москва. 2009. № 4. С. 15 – 26. 9. Криминология : учебник для бакалавров / В. И. Авдийский [и др.] ; ответственный редактор В. И. Авдийский. — Москва : Издательство Юрайт, 2015. — 351 с 10. Криминология / Долгова А.И., - 4-е изд., перераб. и доп. - М.:Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 368 с. 11. Мамитова Н.В. Проблемы проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в современной России // Юридические исследования. 2014. № 11. С. 1 – 14 12. Попов И. А. О некоторых проблемах нормативно-правового и организационно-методического обеспечения антикоррупционной экспертизы И. А. Попов // Антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов и их проектов. 2017. № 7. С. 4–8. 13. Российская Е.Р., Галяшина Е.И. Настольная книга судьи: судебная экспертиза. М.: Проспект, 2010. С. 3. 14. Фофанова М. В. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов как эффективный инструмент противодействия коррупции / М. В. Фофанова // Гражданское общество и правовое государство. — Барнаул. 2015. № 5. С. 90–93. 15. Ходжиев Г.Х. Теоретическое исследование предметной области бухгалтерской экспертизы // Известия Иссык-Кульского форума бухгалтеров и аудиторов стран Центральной Азии. 2017. № 4 (19). С. 98. 16. Чавыкина Е.С. Место прокуратуры районного звена в системе субъектов проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 7 [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://clck.ru/Ea3dt 17. Чаплыгина А. Ю. Правовые основы проведения антикоррупционной экспертизы органами прокуратуры //Государственная власть и местное самоуправление. 2015. №1. С.54 18. Чуприна К. В. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов / К.В. Чуприна // Молодой ученый. 2019. №4. С. 340-343. 19. Шуманов И. В. Независимая антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов как эффективный инструмент влияния гражданского общества на органы публичной власти / И. В. Шуманов // Юристъ-Правоведъ. Ростов-на-Дону. 2016. № 4. С. 16–20. 20. Navasardova E. S., Klyukovskaya I. N., Galstyan I. S., Kolesnikova K. V., Nutrikhin R. V. Some of the corruptogenic factors of environmental legislation in the Russian Federation // International Journal of Economics and Financial Issues. 2015. Т. 5. №3. P. 8-14.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ 1.1. Понятие антикоррупционной экспертизы В теоретическом плане институт антикоррупционной экспертизы играет большую роль в формировании теории правотворчества, а в практическом он выступает в качестве средства усовершенствования законодательства. На сегодняшний день процедура проведения антикоррупционной экспертизы применяется, в частности, органами государственной власти и местного самоуправления, в которых созданы специальные профильные подразделения по проведению антикоррупционной экспертизы издаваемых этими органами правовых актов на коррумпированность. Параллельно существует общественная независимая антикоррупционная экспертиза, которая исходит от граждан и общественных организаций. По итогам экспертизы составляется заключение рекомендательного характера, в обязательном порядке подлежащее рассмотрению. Положительным в этой деятельности, по мнению Генерального прокурора Российской Федерации Ю.Я. Чайки, является вовлечение в участие в политической жизни страны широких слоёв населения и отдельных граждан . Юридическое понятие антикоррупционной экспертизы до сих пор не получило конкретного определения в юридической литературе. Вместе с характеризующими её признаками антикоррупционной экспертизе принадлежат и свойства, которые определяют экспертизу в целом. Само слово «экспертиза» произошло от латинского «expertus», что переводится как «знающий по опыту», «опытный», «изведанный» и рассматривается как «исследование специалистом (экспертом) различных вопросов, решение которых требует особенных познаний в определённой области науки, техники, искусства и т.д.» . Для таких экспертиз можно привлекать специалистов, которые наделены знаниями и опытом в определённой сфере познания, будь то медицина, строительство, экономика и др. Такие люди помогают разобраться в отдельных аспектах темы, сформировать представление о какой-либо конкретной ситуации. Обращаясь к родовому понятию по отношению к понятию антикоррупционной экспертизы, отметим, что экспертиза нормативных правовых актов является одним из самых распространённых видов экспертиз в современном мире. Понятие экспертизы нормативного правового акта юридической науке разработано неполно, что приводит к поливариантности подходов к её пониманию. С одной стороны, под ним в широком смысле понимают часть системы социального порядка, функционально направленную на обеспечение правового регулирования общественных отношений, возникающих между субъектом и объектом воздействия. С другой стороны, в узком смысле экспертиза нормативного правового акта определяет «правовую оценку формы акта, его содержания, порядка принятия, обнародования (опубликования), а также соответствия акта требованиям юридической техники» . Существует мнение, что нужно разделить понятие «экспертиза», которое применяют в антикоррупционной деятельности, на антикоррупционную экспертизу и экспертизу правовых актов (их проектов), а также документов, имеющих нормативное значение, на коррупциогенность. На наш взгляд, наиболее полное определение экспертизы нормативного правового акта предлагает О.А. Короткова. По её мнению, «это публично-правовая деятельность лица (или группы лиц), которая обладает специальными знаниями, направленными на проведение изучения законопроекта или законодательного акта на предмет его законности и соответствия объективным требованиям в определённой сфере общественных отношений, а также подготовку, разработку выводов и рекомендаций (либо заключений) по данному законопроекту или законодательному акту» . Опираясь на данную точку зрения, Ю.И. Воронина подчеркнула, что федеральное законодательство предусматривает разные виды экспертиз в отношении нормативных правовых актов и их проектов, например, правовую, лингвистическую, независимую и др. В их числе есть и антикоррупционная экспертиза, пополнившая многочисленный перечень экспертиз в нормотворческом и правоприменительном процессах, представляя собой разновидность правовой экспертизы законодательства. 1.2. Субъекты предупреждения коррупциогенности российского законодательства Предупреждение коррупциогенности правовых и законодательных актов - сложный процесс, подразумевающий целостное и системное сочетание многих аспектов, единый в своих различных проявлениях и направлениях и требующий комплексного подхода к рассмотрению и реализации. В связи с этим чрезвычайно важны детальное изучение, классификация и интегративная оценка элементов, его составляющих, основанные на методах системного анализа. Так, например, по основанию целеполагания выделяют общесоциальный (общий) и специальный уровни предупреждения коррупциогенности . Сфера общесоциального уровня - государственная и общественная деятельность, а также деятельность государственных и общественных институтов, цель которой - разрешение экономических, социальных, духовно-нравственных и иных противоречий, неизменно возникающих в процессе жизни и деятельности государства и его граждан. Позитивный профилактический эффект наступает в результате проведения грамотной социальной и экономической политики . На специальном уровне происходит целенаправленное воздействие на коррупциогенные факторы отдельных коррупциогенных законодательных видов и групп. В целом специальный уровень можно представить в виде системы: объекты и субъекты воздействия, а также его приемы и методы. Необходимо отметить, что эффективность профилактики коррупциогенности законодательства напрямую зависит от верного выбора уровня ее осуществления - соответственно, общесоциального или собственно-юридического. Собственно-юридический уровень предотвращения коррупциогенности также может быть представлен как система объектов предотвращения, субъектов, осуществляющих антикоррупциогенную деятельность, и приемов и методов предупредительного воздействия. Субъекты предупреждения коррупциогенности российского законодательства условно можно поделить на субъекты общесоциальной профилактики и субъекты специально-юридической профилактики. Субъекты общесоциальной профилактики - это органы власти федерального (Президент, Федеральное Собрание РФ, Правительство и др.) и регионального уровней и другие субъекты, не наделенные компетенцией на непосредственное осуществление функций правоохранения. Субъекты специально-юридической профилактики - это обширный круг субъектов, осуществляющих антикоррупционную экспертизу законодательных и нормативно-правовых актов. Данный вид экспертизы служит правореализационным механизмом, направленным на недопущение наличия в них коррупциогенных факторов, порождающих различные коррупционные правонарушения . Выделяют внутреннюю, внешнюю и независимую антикоррупционную экспертизу. Внутренняя экспертиза законодательных актов проводится органами и должностными лицами, в компетенции которых принятие или издание этих актов. Проведение внешней антикоррупционной экспертизы находится в ведении правоохранительных органов - прокуратуры и юстиции. Суть независимой экспертизы в целом совпадает с сутью экспертизы внешней, но поскольку независимая экспертиза проводится негосударственными гражданскими объединениями или отдельными гражданами, целесообразно будет назвать ее общественной экспертизой . ГЛАВА 2. АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ 2.1. Направления антикоррупционной деятельности государственных органов На сегодняшний день в нашей стране существует три основных направления борьбы с коррупцией: Первое направление – непосредственная борьба с коррупционерами, то есть реформирование законодательства в сфере уголовного права и уголовного процесса. Второе – минимизация коррупционных возможностей для государственных служащих. В рамках этого направления проводится анализ административных процедур и разработка новых законодательных форм административных процедур. Третье направление противодействия коррупции – антикоррупционная экспертиза нормативных актов и их проектов. Эта деятельность представляет для нас наибольший интерес и одновременно затрагивает как теоретические, так и практические вопросы противодействия коррупции. Федеральным законом от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» определено, что проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) возложено на прокуратуру Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти в области юстиции (Минюст России), а также на органы, организации, их должностных лиц. Кроме того, в нем же указано, что институты гражданского общества и граждане могут в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов. Представители всех названных субъектов, полномочных на проведение антикоррупционной экспертизы сегодня присутствуют на нашем мероприятии . Наличие нескольких субъектов проведения антикоррупционной экспертизы предполагает и организацию взаимодействия при ее проведении. Это особенно актуально для нашего Главного управления, так как, если требование прокурора об изменении нормативного правового акта подлежит обязательному рассмотрению соответствующими органом, организацией или должностным лицом не позднее чем в десятидневный срок со дня поступления требования, а заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы и подлежит обязательному рассмотрению органом, организацией или должностным лицом, которым оно направлено, в тридцатидневный срок со дня его получения (о результатах рассмотрения в обоих случаях направляется мотивированный ответ), то экспертные заключения Главного управления подлежат только обязательному рассмотрению соответствующими органом, организацией или должностным лицом (не установлен ни срок, ни обязательность ответа). Также стоит отметить, что в случаях, когда разными субъектами проведения антикоррупционной экспертизы в экспертных заключениях указано разное количество или разные виды коррупциогенных факторов, или один из субъектов не выявил в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов, согласно п. 6 ст. 4 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ,. разногласия, возникающие при оценке указанных в заключении коррупциогенных факторов, разрешаются в установленном порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Вместе с тем на сегодняшний день такой порядок Правительством Российской Федерации не установлен. Наличие нескольких субъектов проведения антикоррупционной экспертизы предполагает и организацию взаимодействия при ее проведении. Это особенно актуально для нашего Главного управления, так как, если требование прокурора об изменении нормативного правового акта подлежит обязательному рассмотрению соответствующими органом, организацией или должностным лицом не позднее чем в десятидневный срок со дня поступления требования, а заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы и подлежит обязательному рассмотрению органом, организацией или должностным лицом, которым оно направлено, в тридцатидневный срок со дня его получения (о результатах рассмотрения в обоих случаях направляется мотивированный ответ), то экспертные заключения Главного управления подлежат только обязательному рассмотрению соответствующими органом, организацией или должностным лицом (не установлен ни срок, ни обязательность ответа). Также стоит отметить, что в случаях, когда разными субъектами проведения антикоррупционной экспертизы в экспертных заключениях указано разное количество или разные виды коррупциогенных факторов, или один из субъектов не выявил в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов, согласно п. 6 ст. 4 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ,. разногласия, возникающие при оценке указанных в заключении коррупциогенных факторов, разрешаются в установленном порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Вместе с тем на сегодняшний день такой порядок Правительством Российской Федерации не установлен. 2.2. Проведение антикоррупционной экспертизы органами прокуратуры Превентивная антикоррупционная деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и прокуратуры Российской Федерации регламентируется рядом законодательных документов, таких, как Федеральный закон № 172-ФЗ (ред. от 21.10.2013) «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», принятый 17 июля 2009 года, приказов Генерального прокурора Российской Федерации года № 400 (ред. от 13.03.2018) «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов» от 28 декабря 2009 и № 209 (ред. от 09.02.2012) «Об усилении прокурорского надзора в свете реализации Национальной стратегии противодействия коррупции», датированным 15 мая 2010 года. В статье 9.1 ФЗ № 2202-1 (ред. 18.04.2018) «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года сказано, прокурор проводит антикоррупционную экспертизу нормативно-правовых актов органов исполнительной власти федерального и регионального уровня, органов местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями и порядком, установленным Генеральной прокуратурой, и методикой, определенной и утвержденной Правительством РФ . При обнаружении факторов коррупциогенности в исследуемых нормативно-правовых актах прокурор направляет субъектам, эти акты издавшие, требование об изменении документа, содержащее указание потенциального способа устранения выявленных коррупциогенных факторов. Имеется также и радикальный путь решения проблемы посредством обращения в суд в предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации порядке. Необходимо отметить, что до рассмотрения требования соответствующим органом, организацией или лицом прокурор полномочен отозвать его. На сегодняшний день проведение антикоррупционной экспертизы органами прокуратуры осложняется рядом практических проблем, заметно снижающих ее эффективность. Во-первых, механизм применения прокурорского требования об устранении коррупциогенных факторов в законодательно-правовом акте, закрепленный в статье 9.1 Закона о прокуратуре, дублирует изложенное в статье 23 данного закона предписание о порядке прокурорского опротестования незаконного правового акта. При этом Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» однозначно не определяет, является ли антикоррупционная экспертиза законодательных актов частью надзорной функции прокуратуры. В связи с этим необходимо четко определить характер нового направления прокурорской деятельности в плане причисления его к разновидностям реализации надзорной функции органов прокуратуры, и, как следствие, исключить положения частей 2 и 3 статьи 9.1 данного закона, перенеся их к главе 1 в виде отдельной, дополнительной статьи 23.1 «Требование прокурора». Во-вторых, на данный период времени острые дискуссии вызывает критерий обязательности исполнения требования прокурора об устранении факторов коррупциогенности нормативно-правового акта. В-третьих, необходимо дополнить Закон о прокуратуре положениями о судебной ответственности за неисполнение прокурорского протеста или требования. В-четвертых, требования об устранении коррупциогенных факторов нормативно-правовых актов, обнаруженных прокурором в ходе проведения антикоррупциогенной экспертизы, направленные в законодательный орган, эти нормативно-правовые акты издавший или применивший, в соответствии с ч. 3 ст. 9.1 и ч. 2 ст. 23 Закона о прокуратуре подлежат обязательному рассмотрению на ближайшем заседании этого органа. На деле же эти заседания зачастую намеренно откладываются на длительный или неопределенный срок, в течение которого нормативно-правовой акт, в котором были обнаружены коррупциогенные факторы, является действующим и провоцирует коррупционные проявления со стороны должностных лиц. Для того чтобы исключить подобную возможность, предлагается предоставить прокурору право на внеочередной созыв заседания законодательного органа для рассмотрения прокурорского требования и недопущения действия коррупциогенного нормативно-правового акта. В-пятых, своим участием в рассмотрении требования прокурор разъясняет возможные негативные правовые последствия, которые возникают в случае применения коррупциогенного закона или нормативно-правового акта, чем обосновывает позицию соответствующего органа надзора. При этом законы «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и «О прокуратуре» не предписывают обязательного участия представителя прокуратуры непосредственно в самом процессе рассмотрения требования. Тем не менее, п. 1.6 приказа Генерального прокурора Российской Федерации № 400 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов» от 28 декабря 2009 года требует от руководителей органов прокуратуры обеспечить участие их представителей в рассмотрении требований, направленных в органы госвласти и самоуправления. Исключение составляют только представительные органы власти. Вышеупомянутый приказ содержит утвержденную форму требования прокурора об устранении из законодательного акта (или его проекта) факторов, порождающих коррупцию: эта форма включает в себя положения, обосновывающие необходимость, сроки, порядок рассмотрения требования, а также предписывающие заблаговременно информировать представителя органов прокуратуры о месте и времени проведения рассмотрения. Однако отсутствие предусмотренной законом ответственности за невыполнение этих предписаний приводит к тому, что в случае, если представитель прокуратуры не ставится в известность о времени и месте рассмотрения, никакие меры взыскания ни к кому не применяются, что в корне неверно и не противоречит концепции правового государства. В связи с этим требуется внести в Закон об антикоррупционной экспертизе дополнение, обязывающее законодательные органы в течение строго регламентированного срока направлять принятые нормативно-правовые акты и их проекты в прокуратуру. Деятельность независимых экспертов регулируется ст. 5 Федерального закона № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» от 17 июля 2009 года. Исходя из нее, граждане и гражданские общественный институты могут за свой счет проводить независимую экспертизу нормативно-правовых актов и их проектов на предмет наличия коррупциогенных факторов и выносить по результатам экспертизы заключение, в котором должны быть указаны эти факторы и предложены способы их устранения. Данное заключение носит рекомендательный характер, но при этом оно в тридцатидневный срок с момента получения обязательно должно быть рассмотрено адресатом, и если независимый эксперт не внес никаких предложений по устранению выявленных факторов коррупциогенности, ему отправляется развернутый ответ, содержащий все необходимые мотивировки и обоснования. В п. 4 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» сказано, что проводить независимую антикоррупционную экспертизу имеют право физические и юридические лица, аккредитованные Министерством юстиции Российской Федерации как независимые эксперты. ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3.1. Современное состояние антикоррупционной экспертизы в правотворчестве Представляется справедливым высказывание Фофановой М. В. о том, что «преодоление коррупциогенности нормативных правовых актов непосредственно связано с формированием в государстве эффективно действующей правовой системы, системы государственного управления, построенной строго на основе права . Качество правового регулирования напрямую влияет на развитие российской экономики, а значит и на качество жизни населения в целом. В связи с этим одним из наиболее значимых направлений борьбы с коррупцией является совместная деятельность государственных органов и институтов гражданского общества в сфере противодействия коррупции, направленная на профилактику данного явления. Правовым основанием данной работы выступают федеральные законы от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» , задекларировавший меру по профилактике коррупции в виде антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов (пункт 2 статьи 6), и от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», а также утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96 правила и методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, призванные обеспечить единообразный порядок применения данной профилактической меры в противодействии коррупционным проявлениям. Рассматривая способы решения функциональных задач по вопросам антикоррупционной экспертизы, включая независимую антикоррупционную экспертизу, в различных субъектах Российской Федерации, необходимо отметить, что во многих субъектах Российской Федерации (включая Хабаровский край) перечень актов, подлежащих антикоррупционной экспертизе, и процедура ее проведения государственными органами, разрабатывающими и принимающими соответствующие акты, предусмотрены в базовых законах о противодействии коррупции (Калининградская, Свердловская, Владимирская, Ярославская, Томская, Новгородская, Челябинская, Воронежская области, Приморский, Краснодарский края). При этом в развитие указанных положений базовых законов органами государственной власти субъектов осуществляется собственное подзаконное регулирование по данному вопросу. В частности, в соответствии со специальными актами законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации утверждены специальные акты (положения, порядки, регламенты) проведения антикоррупционной экспертизы постановлений законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта Российской Федерации и их проектов, а также нормативных правовых актов и их проектов, принимаемых органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и их должностными лицами (Хабаровский, Алтайский края, Республика Коми, Архангельская, Пензенская, Тюменская, Калужская, Ульяновская, Амурская области). В отдельных субъектах Российской Федерации приняты специальные законы об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и их проектов (Рязанская, Мурманская области), которыми устанавливаются общие правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, обязательные для всех органов государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. В указанных актах устанавливаются полномочия органов, которые проводят антикоррупционную экспертизу; сроки проведения экспертизы, сведения, которые должны содержаться в экспертном заключении по результатам проведенной антикоррупционной экспертизы; порядок рассмотрения заключений по результатам антикоррупционной экспертизы органом — разработчиком нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта). Вместе с тем необходимо отметить, что, несмотря на различие в вышеуказанных способах правового регулирования, содержащихся в антикоррупционном законодательстве субъектов Российской Федерации, за основу принимаются общие требования к методике и правилам проведения антикоррупционной экспертизы, утвержденные вышеуказанным постановлением Правительства Российской Федерации № 96 . Проведение антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов на стадии их разработки является достаточно эффективным способом противодействия коррупции в сфере законотворчества, поскольку уже на данном этапе разработки нормативных правовых актов позволяет выявить и устранить коррупциогенные положения при непосредственном участии органов прокуратуры Хабаровского края, Управления Минюста России по Хабаровскому краю, а также общественности. По результатам реализации прокуратурой Хабаровского края своих полномочий по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов по итогам 2017 года в качестве основных выявляемых коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах отмечаются отсутствие или неполнота административных процедур, принятие нормативных правовых актов за пределами компетенции, широта дискреционных полномочий, выборочное изменение объема прав. Наибольшее количество коррупциогенных факторов выявлено прокурорами в нормативных правовых актах, регулирующих права и свободы граждан, бюджетные правоотношения. На сегодняшний день уменьшается количество выявляемых прокурорами коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах органов власти субъекта Российской Федерации.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 32 страницы
1500 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 35 страниц
450 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 25 страниц
500 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 41 страница
400 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 22 страницы
600 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg