ГЛАВА I. – ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА
Восемнадцатое столетие, европейский «век разума и просвещения», увенчавший собой период абсолютизма в Западной Европе и закончивший длительную эпоху европейского культурного развития Великой французской революцией, в России открывает новую эпоху ее государственности и культуры. 1700-й год Россия впервые в своей истории отсчитала не от сотворения мира, а от Рождества Христова, и встретила 1-го января, а не 1-го сентября. Это – культурный знак символического рубежа, который отделяет древнюю средневековую Русь от России Петровской эпохи новой истории.
В масштабах всемирной истории век – это совсем немного. Духовная жизнь XVIII в. отличается невиданной степенью интенсивности и концентрации, особенно заметной на примере новой русской литературы. Тот путь, который культуры других европейских стран проделывали в течение веков, русская словесная культура – от Кантемира до Державина и от безавторских гисторий до Карамзина проделала практически за полстолетия: ведь литература и жизнь связаны между собой как предмет и его отражение в зеркале, и стремительное развитие национального эстетического сознания до общеевропейского культурного уровня неоспоримо свидетельствует о таком же стремительном развитии национальной жизни в целом. Только вот в том, что считать предметом – жизнь или литературу, а что отражением – литературу или жизнь, русский (как, впрочем, и европейский) XVIII в. придерживался собственных убеждений, не совпадающих с теми, которые порождены современным типом эстетического сознания.
Культура России в 18 веке вызывала всегда самые противоречивые оценки. Перечислим основные из этих реформ. В 1700 г. Петр по примеру Западной Европы ввел в России новое летоисчисление - от рождества Христова, а не от сотворения мира, как считали раньше по церковно-византийской традиции. Петр пытался создать первый публичный театр. 2 января 1703 г. в Москве было начато издание первой газеты "Ведомости", которую редактировал сам Петр. Взамен прежнего церковно-славянского был введен новый шрифт.
ГЛАВА II. – ПЕРВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ РОССИИ
Начальные и специальные учебные заведения
В начале XVIII века в России стали появляться различные типы государственных школ. Эти школы отличались практической направленностью, но в тоже время они не были узкопрофессиональными. Они не только готовили специалистов разных профессий, но и давали общее образование. Во многих школах существовало подготовительное отделение, где изучали чтение, письмо, арифметику. Была открыта самая первая школа математики и навигационных наук. Она была открыта в 1701 году в Сухаревой башне в Москве.
Г. Фарварсон, который был приглашен из Абердинского университета, где он был профессором, был назначен директором. В этой школе преподавали выдающиеся ученые того времени, такие как, например, Л. Ф. Магнитский, крупный российский просветитель и автор учебного пособия по математике. В учебную программу школы были включены такие предметы как: математическая география, тригонометрия, геометрия, навигация, астрономия. Все эти науки изучались последовательно, и по мере их изучения ученики переходили из класса в класс. В этой школе они обучали артиллеристов , матросов, инженеров.
В 1715 году старшие классы этой школы были переведены в Петербург, где на их основе была создана Морская Академия. В столичных городах также открыли артиллерийскую, инженерную и медицинскую школы.
По инициативе В. Н. Татищева при олонецких и уральских заводах создали горнозаводные училища. Центром профессионального образования продолжала оставаться Славяно-греко-латинская академия в Москве. В ней в 1716 году обучались до 400 студентов.
2.1 Славяно-греко-латинская академия
СЛАВЯНО-ГРЕКО-ЛАТИНСКАЯ АКАДЕМИЯ - первое высшее учебное заведение в России, существовавшее в Москве с 1687 по 1814 год. Славяно-греко-латинская академия (первоначально называлась Эллино-греческой академией) является старейшим высшим учебным заведением в России. Этот первый в истории страны центр подготовки кадров для нужд государства и церкви по сути стал родоначальником отечественной системы высшего образования. Достаточно сказать, что детищем славяно-греко-латинской академии являются Российская академия наук и МГУ. Ломоносова.
Начало XVIII века - время петровских реформ - ознаменовало новый этап в жизни Академии: число студентов (от 150 до 600) и их наставников увеличилось, также увеличилась библиотека. В 1701 году Петр I придал школе статус государственной академии. Учителя были приглашены в академию из Киева и Львова, потому что они были знакомы с практикой западноевропейского образования. Основным языком обучения была латынь, а академия получила название славяно-латинской. Обучение длилось до 12-15 лет; по характеру образования академия приближалась к западноевропейским университетам, выпуская не только богословов, но и специалистов для государственной службы - переводчиков, врачей. Многие учащиеся не доучивались до старших классов, а уходили с первого же года обучения и продолжали учиться в других школах - математических, инженерных и медицинских - потому что они знали латинский язык.
Ученики из «подлых» (самых бедных) слоев населения были отправлены за границу, чтобы «выучиться языкам турецкому, арабскому и персидскому», и для «наук литературных» которые они изучали во Франции. Академия прославилась в Европе, а не только в России. В ней начали учиться иностранцы (с разрешения Синода 1721 года), которых приравнивали к русским студентам.
В 1708 и 1710 годах были изданы два указа, в которых детям духовенства предписывалось учиться в «школах греческих и латинских»: только после их окончания они могли рассчитывать на получение духовного чина . Но дети священников неохотно ходили на обучение, и с 1721 года Синод потребовал, чтобы они брали у священников расписки - «поручные записи» - чтобы их дети закончили учебу в Академии и «науки окончат».
Дворяне в XVIII в. не слишком жаловали Академию, т.к. в ней училось много простонародья. Историк В.Н. Татищев писал об Академии, что «в ооной много подлости», то есть бедных. В 1729 году половина студентов были солдатские дети. Многие ученики-простолюдины зарабатывали дополнительные деньги, чтобы прокормить себя. Такова была судьба М.В. Ломоносова: имея один алтын степендии в день, «нельзя было иметь пропитания больше, чем на одну денежку хлеба и на одну денежку кваса, а прочее на бумагу, обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет и наук и не оставил», - отмечал он. После школы дети крестьян должны были вернуться к своим хозяевам-помещикам, а с 1727 года «детям солдатским и крестьянским» вообще было запрещено поступать в Академию.
В начале своего существования Академия, хотя и находилась под юрисдикцией церкви и подчинялась ей, не была полностью и не только духовным заведением. Она готовила, главным образом, переводчиков (Федор Поликарпов, Николай Семенов, Иван Ильинский и др.), работников типографий - «справщиков» (от слова «справить», т.е. отредактировать), преподавателей, причем не только для России, но и для других славянских стран. Однако начиная со второй четверти XVIII в. богословский уклон усилился в Академии, и с открытием Московского университета в 1755 году она полностью превратилась в богословское учреждение.
В последнюю четверть XVIII века в Академии были заложены основы русской церковно-исторической науки, влияние западноевропейской схоластики и латыни было ограничено, так как преподавание было теперь на русском языке. Особое внимание было уделено изучению Церковного Устава, введен ряд новых предметов: церковная и гражданская история, история философии, медицина, придавших академическому курсу полноту и многосторонность.
В результате предпринятой в начале XIX века реформы церковного образования перед Академией были открыты широкие горизонты. В 1814 году Академия была преобразована в Московскую духовную академию, и ее местоположение изменилось. По решению Святейшего Синода Академия была переведена из Москвы (где ее помещения значительно пострадали во время пожара 1812 года) в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру.
Из стен Славяно-греко-латинской академии вышли многие видные деятели русской культуры XVII-XVIII вв.: ученый-энциклопедист Михаил Ломоносов, переводчик, автор ряда учебников (по грамматике, русской истории и др.) Федор Поликарпов, поэт и дипломат Антиох Кантемир, первый русский доктор медицины Петр Постников, математик Леонтий Магницкий, этнограф и географ Степан Крашенинников, архитектор Василий Баженов и др.
2.2 Цифирные школы
В течение первой четверти XVIII века была создана целая сеть начальных школ. Прежде всего, это «цифирные школы», изначально предназначенные для дворянских, приказных, дьяческих и подьяческих детей в возрасте от 10 до 15 лет. Приказами 1714 года, которые вскоре были отменены, была введена обязательная учебная повинность для дворянских детей, подьячих и дьяков. Студентам также было запрещено вступать в брак до окончания цифирной школы.
К концу первой четверти XVIII века было открыто 42 такие школы, в основном в провинциальных городах. Но уже в 1727 году их число сократилось до 27. Управляло ими Адмиралтейство, а учились уже только дьяческие и подьяческие дети. Епархиальные школы для детей представителей духовенства, зародившиеся еще в XVII веке, получили широкое распространение. Согласно Духовному регламенту, такие школы стали обязательными в епархиях для подготовки «лучшего и исправного священства». К концу царствования Петра I число таких школ достигло 46. Наконец, среди начальных школ гарнизонные школы для солдатских детей также занимали значительное место. Изредка в столицах появлялись частные школы. В период с 1703 по 1715 год работала гимназия, основанная пастором Эрнстом Глюком в Москве, которую окончили 300 человек. В этой гимназии проводилось обучение кадров для государственных учреждений, где они также давали широкое светское образование, которое включало несколько языков.
Промышленные специальные школы
Специальные школы приобрели особое значение, дав молодым людям профессию в области промышленности. В 1716 году при Олонецких заводах появилась горная школа. В 1721 году была создана школа для будущих канцелярских служащих. По инициативе В.Н. Татищева, школы для детей мастеровых и подьячих были основаны на уральских заводах (уктусские и кунгурские школы). В начале XVIII века школа переводчиков была открыта при Посольском приказе, но в 1715 году она была закрыта.
Технические специальные учебные заведения
Вскоре подобные школы были открыты в Ревеле, Нарве и Новгороде. Наконец, наиболее важными в системе петровского образования стали технические специальные учебные заведения. Как уже упоминалось, самой известной из них является Навигацкая школа в Москве. Здесь были дети с 12 до 17 лет, а потом и до 20 лет. Приготовишки учили в двух классах русскую грамоту и арифметику. Затем появилась геометрия, тригонометрия с приложениями в области геодезии, астрономии, мореплавании и навигации. Среди предметов была живопись и «рапирное дело». Сотни инженеров, мореходов, гидрографов, топографов, бомбардиров вышли из Навигацкой школы. Вскоре в Ревеле, Нарве и Новгороде также были открыты подобные школы.
В 1715 году по приказу царя в Петербурге была основана Морская академия. Её штат (305 учеников) был укомплектован учениками Навигацкой школы, а также Новгородской и Нарвской навигацких школ. В основном там учились дети из знатных семей от 10 до 18 лет. Среди специальных предметов были навигация, артиллерийское дело, фортификация , мушкетное дело и т. д. Как и в Навигацкой школе, здесь преподавали как фехтование, так и живопись. Главное, здесь учили кораблестроению. Как и в Навигацкой школе, в Морской академии первыми учителями были иностранные профессора. Автор знаменитого учебника «Арифметика» Л. Магнитский долгое время работал в Навигацкой школе. Авторами ряда учебников были также В. Куприянов («Новый способ арифметики»), Г. Скорняков-Писарев («Наука статическая, или Механика»). Но, конечно, основная часть учебников была либо переводом, либо результатом работы иностранных преподавателей в России.
В 1701 году в Москве на новом Пушечном дворе было приказано «построить деревянные школы». Это была Артиллерийская школа, в которую сразу набрали 180 учеников (в 1704 году их было 300, а в 1707 году уже 136). В 1712 году начала действовать в Москве Инженерная школа, а в Петербурге в 1719 году соответственно Инженерная рота, куда были приняты выпускники Инженерной школы. Наконец, в 1707 году в Москве открылось Медицинское училище (за Яузой против Немецкой слободы). Небольшая по численности эта школа функционировала при госпитале, возле которого жили ученики в 32 светлицах («бурсах»).
2.3 Школы духовного образования
Гуманитарное образование обеспечивали духовные школы. Особая группа учебных заведений состояла из школ, которые готовили высокообразованные кадры духовенства . Прежде всего, это славяно-греко-латинская академия в Москве, основанная в XVII веке. Переведенная в Синод в 1727 году, теперь ее чаще называют «школами», первая из которых Славяно-латинская. В 1727 году в ней было 357 учеников. Вторая - славяно-русская (143 ученика), а также третья - Еллино-греческая (41 ученик). Последняя школа под руководством Стефана Яворского была ущемлена и едва сохранялась. Другим крупным центром духовного образования был Киев, где действовала Киево-Могилянская академия на Подоле, в Братском монастыре. В 1727 году здесь учились более 500 человек (малороссияне, великороссияне и «ис Польши»). В монастыре была большая библиотека, доступная для всех, где находилось «много старинных книг» (греческие, латинские, польские, русские и т. д.).