Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

Надзор и регулирование деятельности коммерческих банков РФ как функция Банка России: оценка методов и результатов

happy_woman 2050 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 82 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 07.11.2020
Цель выпускной квалификационной работы – охарактеризовать методы и результаты надзора и регулирования Центральным банком России деятельности коммерческих банков. В связи с чем был определен ряд задач: - рассмотреть Центральный банк как главный денежно-кредитный регулятор; - проанализировать денежно-кредитное регулирование и контроль за деятельностью коммерческих банков в России; - обозначить предложения по совершенствованию механизма регулирования Центральным Банком деятельности коммерческих банков. Объект исследования – банковская система Российской Федерации. Предмет исследования – процессы и механизмы надзора и регулирования деятельности коммерческих банков. Степень разработанности темы. При выполнении выпускной квалификационной работы использовались такие методы исследования как исторический, сравнительный, графический, табличный, статистический, абсолютных и относительных показателей. Для решения поставленных задач и цели исследования применялись труды теоретиков (С.А. Голубев, А.Г. Братко, Г.Г.Фетисов, О.И. Лаврушин) и практиков банковского дела в РФ (М.А. Котляров, С.А. Поярков). Структура выпускной квалификационной работы включает в себя: введение, три главы, заключение, список использованных источников и литературы.
Введение

Актуальность темы заключается в том, что совершенствование деятельности Центрального банка по надзору и регулированию работы коммерческих банков будет способствовать стабилизации и эффективной деятельности всей банковской системы нашей страны. Первоочередной задачей Банка России является повышение конкурентоспособности, кардинальное изменение положения в банковской сфере. Необходимо восстановить доверие клиентов к банковской системе, и поднять ее на качественно новый уровень, для чего должны быть пересмотрены устоявшиеся идеология и практика взаимодействия государства и банковской системы, созданы условия для повышения уровня транспарентности банков, в том числе системы мер по их развитию. Необходимо создать мощную банковскую систему, которая решит проблемы низкого уровня удовлетворения потребностей юридических и физических лиц в банковских услугах. Для этого необходимо, во-первых, стабилизировать количество банков, устранить перекосы, деформированность в банковской сфере, имеющую место в соотношении количества малых, средних и крупных банков (развитие банковской системы предполагает как поддержку малых банков, так и создание предпосылок, необходимых условий для слияния, присоединения, поглощения, образования новых крупных банков). Во-вторых, банки должны быть рассредоточены по территории всей страны, между всеми субъектами Российской Федерации. По федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации» от 10.07.2002 Центральный банк является юридическим лицом. Заметно усилилось внимание исполнительной и законодательной власти, научной общественности к Центральному банку Российской Федерации. Принятие ряда поправок к закону о Банке России и публикация «Совместной стратегии Банка России и Правительства Российской Федерации о развитии банковского сектора» способствовали проведению в научных кругах дискуссии о деятельности Центрального банка в условиях рыночной экономики. При этом акцент делался на оценке и анализе роли Центрального банка в создании стабильной банковской системы в России. Среди стратегических вопросов развития банковского сектора - вопрос об универсализации и специализации коммерческих банков. Тезис о необходимости универсализации российских банков стал основополагающим. Коммерческие банки в стране должны иметь лицензии на весь спектр банковских услуг и операций, делить их на инвестиционные и коммерческие не надо, сами банки определяют, как им работать. Деление банков на универсальные или специализированные осуществляется для того, чтобы уберечь их от более высоких рисков, содействовать повышению качества банковских услуг. Банковской системе страны необходимо расширение информационной базы - общегосударственной и банковской статистики, создании специализированных рейтинговых агентств, оценивающих как банки, так и их клиентов по важнейшим параметрам деятельности. Широкие аналитические обзоры по ряду важнейших направлений банковской деятельности практически отсутствуют. Банк России стал чрезмерно закрытым институтом, его статистика скупа, объяснения по поводу мотивов его деятельности не раскрываются, диалог между ним, банковским и научным сообществом не находится на должном уровне. В этой связи необходимо организовать при Центральном банке специальный экспертный совет, на котором можно было бы на регулярной основе обсуждать современные тенденции развития банковской системы, обмениваться опытом регулирования банков. Противоречивость существующих подходов, а также актуальность темы предопределили постановку цели и задач выпускной квалификационной работы.
Содержание

Введение……………………………………………………………………3 Глава 1. Центральный банк как главный денежно-кредитный регулятор…………………………………………………………………………6 1.1. Роль и место Центрального банка в системе денежно-кредитного регулирования …………………………………………………………….…….6 1.2. Организационно-правовые и национальные особенности Центрального банка……………………………………………………………..10 1.3. Банковское регулирование и надзор в России и за рубежом: сравнительный анализ………………………………………………………….17 Глава 2. Денежно-кредитное регулирование и контроль за деятельностью коммерческих банков в России……………………………22 2.1. Полномочия и функции Центрального банка по отношению к коммерческим банкам………………………………………………………….22 2.2. Анализ деятельности Центрального банка за деятельностью коммерческих банков……………………….………………………………………..31 2.3. Анализ основных методов надзора за деятельностью коммерческих банков……………………………………………………………………………39 Глава 3. Предложения по совершенствованию механизма регулирования Центральным Банком деятельности коммерческих банков…………………………………………………………………………..48 3.1. Оценка эффективности регулирования и надзора Центрального банка за деятельностью коммерческих банков………………………………..48 3.2. Перспективы развития системы банковского надзора Центрального банка за деятельностью коммерческих банков……………………………….58 Заключение………………………………………………………………71 Список использованных источников и литературы……………….79
Список литературы

Нормативные правовые акты и нормативные документы: 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г) // Российская газета от 25.12.1993. 2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части 1-4. М: Юрист, 2019. - 810 с. 3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ // Консультант Плюс 4. Федеральный закон от 3 февраля 1996 г. №17-ФЗ «О банках и банковской деятельности» (ред. 28.07.2004) // Консультант Плюс 5. Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 27.12.2019) // Консультант Плюс 6. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "О несостоятельности (банкротстве)" (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2020) // Консультант Плюс. 7. Федеральный закон "О страховании вкладов в банках Российской Федерации" от 23.12.2003 N 177-ФЗ (ред. 02.12.2019) // Консультант Плюс. 8. Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 218 «О кредитных историях» // Консультант Плюс // Дата обращения 12.01.2020 г. 9. Положение Банка России от 1 декабря 2015 года № 507-П «Об обязательных резервах кредитных организаций» // Консультант Плюс. Монографии, сборники, учебники и учебные пособия: 10. Антипова О. II. Международные стандарты банковского надзора / О.П. Антипова. М.: ЦППЦБРФ, 2017. 11. Базельский комитет по банковскому надзору. Сборник документов и материалов. Центр подготовки персонала Банка России. - М.; Международные отношения. 2017. 12. Банковское дело / Под ред. В.И. Колесникова, Л.П. Кривецкой. – м.: Финансы и статистика, 2019. 13. Банковское дело: учебник / под ред. Г.Г. Коробовой. – М.: Юрист, 2016. 14. Бор М.З., Пятенко В.В. Стратегическое управление банковской деятельностью. – М.: Экономика, 2019. 15. Братко А. Г. Центральный банк в банковской системе России. М.: Спарк, 2017. 16. Гейвандо Я. А. Центральный банк Российской Федерации / Я.А. Гейвандо. М.: Норма-М, 2016. 17. Голубев С. А. Роль Центрального банка Российской Федерации в регулировании банковской системы. М.: Юридический дом «Юстицинформ», 2019. 18. Жарковская Е.П. Банковское дело: учебник– М.: Омега-Л; Высшая школа, 2018. 19. Ольхова Р. Г. Банковское дело: учебное пособие — М.: КНОРУС, 2018. 20. Правовое регулирование банковской деятельности / под ред. К.А. Суханова. М.: Юринформ, 2017. 21. Россия в цифрах. 2018: Крат. стат. сб. — М.: Росстат. 2019. 22. Фетисов Г. Г. Организация деятельности центрального банка: учебник / Г. Г. Фетисов, О. И, Лаврушин, И. Д, Мамонова. – М.: КНОРУС, 2016. Статьи в научных сборниках, энциклопедиях и периодической печати: 23. Банк России: 15 лет инспектированию // Банковское дело. – 2018. - №4. – С. 10-13. 24. Банковский надзор: каким ему быть? // Деньги и кредит. – 2017. - №4. – С.7-19. 25. Банковский сектор России в мае 2019 г. // Банковское дело. – 2009. - №8. – С. 6-8. 26. Банковский сектор РФ: аналитический обзор //Профиль. - 2019. - № 36. – С.70-72. 27. Березина М.П. Функции Банка России: теоретический обзор / М.П. Березина // Банковское дело. – 2012. – №5. - С.36-43. 28. Богданова С. Стратегия остается прежней // Банковское дело. – 2015. — №5. – С. 43-45. 29. Бюллетень банковской статистики. Региональное приложение. – М., 2019. - №3 (35). – С. 80. 30. Голубев Н.К. Текущее состояние и основные тенденции в развитии отечественной банковской системы // Финансы и кредит. – 2017. - №14. – С.2-8. 31. Зражевский В.В. О стабильности банковской системы / В.В. Зражевский // Деньги и кредит. – 2018. - №2. – С.35-39. 32. Котляров М.А. Реформа банковского надзора в России: от ведомственного контроля к мегарегулированию / М.А. Котляров // Банковское дело. – 2017. – №4. - С.12-15. 33. Макарова Л.Н. В банковском секторе будет нарастать нестабильность // Банковское дело. – 2018. - №1. – С. 19-26. 34. Максуров А.А. Государство как координатор банковской системы // Банковское дело. – 2011. - №3. – С.76-77. 35. Маргоев Б.Т. Проблемы ассиметричного развития банковского регулирования и надзора / Б.Т. Маргоев // Финансы и кредит. – 2017. - №19. – С.2-7. 36. Меликьян Г.Г. Актуальные вопросы капитализации, устойчивости и конкурентоспособности российского банковского сектора / Г.Г. Меликьян // Деньги и кредит. – 2015. - №7. – С.10-14. 37. Мирошников В.А. Ликвидация несостоятельных банков в России: новый порядок // Деньги и кредит. – 2017. - №5. – С. 19-21. 38. Нечаев А. А. Схему рефинансирования надо менять // Банковское дело. – 2015. — №3. – С. 9-12. 39. Обзор банковского сектора России в 2018 году // Банковское дело. – 2018. — №2. – С. 33-35. 40. Смулов А. М. Проблемы кредитной политики и пути их решения // Банковское дело. – 2012. — №2. – С. 18-21. 41. Совгурой Я. Стратегия выживания зависит от собственника // Банковское дело. – 2018. — №11. – С. 15-16. 42. Соколов Ю.А., Беляев М.К. Перспективные направления регулирования банковской деятельности // Банковское дело. – 2012. - №5. – С. 63-67. 43. Соколов Ю.А. Банковская система: к вопросу о регулировании / Ю.А. Соколов, М.К. Беляев // Деньги и кредит. – 2017. - №6. – С.3-7. 44. Фотиади Н. В. Финансовая устойчивость банков и рекомендации Базеля III // Банковское дело. – 2018. - №11. – С. 48-51. 45. Цисарь И. Ф. Модели к обоснованию нормативов регулирования Банков / И. Ф. Цисарь // Банковское дело. – 2018. — №7. – С. 56-58. 46. Шестакова Е.В. Развитие банковской системы: теоретико-правовые аспекты // Банковское дело. – 2018. - №7. – С. 59-61. 47. Яблуновская Г.В. Развитие института профессионального суждения в практике банковского надзора / Г.В. Яблуновская // Финансы и кредит. – 2017. - №23. – С.29-32.
Отрывок из работы

Глава 1. Центральный банк как главный денежно-кредитный регулятор 1.1. Роль и место Центрального банка в системе денежно-кредитного регулирования Денежно-кредитное регулирование является одним из элементов макроэкономической политики государства и является совокупностью кратко и долгосрочных мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредита, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. Поэтому центральный банк любого государства выступает как субъект денежно-кредитного регулирования. Он регулирует денежный оборот не напрямую, а через денежную и кредитную системы. Воздействуя на кредитные институты, он создает определенные условия для их функционирования . В ходе эволюции мировой экономики центральный банк стал превалирующим типом денежных властей во всем мире. На сегодня роль и место центрального банка в системе денежно-кредитного регулирования определяются, как правило, конституцией и законом о центральном банке (см. таблица 1). Таблица 1. Цели денежно кредитной политики Центрального банка п/п Центральные банки Конечная цель денежно-кредитной политики 1 Банк России Защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы РФ и обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы 2 Федеральная резервная система США Эффективное содействие целям максимальной занятости, устойчивым ценам и умеренным долгосрочным процентным ставкам 3 Банк Канады Содействие основательным результатам экономической деятельности и улучшению стандарта жизни канадцев путем сохранения низкой, устойчивой и предсказуемой инфляции 4 Европейский центральный банк Обеспечение ценовой стабильности в еврозоне 5 Банк Англии Денежная стабильность (ценовая стабильность и доверие к национальной валюте), финансовая стабильность (обнаружение и сокращение угроз финансовой системы в целом) 6 Госбанк Вьетнама Обеспечение ценовой стабильности, экономического роста, и стабильности банковской системы 7 Китайский народный банк Экономический рост и стабильность валютного курса юаня 8 Немецкий федеральный банк (Бундесбанк) Защита валюты и поддержка общей экономической политики правительства 9 Национальный банк Польши Ценовая стабильность и поддержка правительственной экономической политики настолько, настолько она не противоречит основной цели банка Как показывает таблица 1 цели, которые ставятся перед центральными банками, имеют определенные различия. Однако в общем, цели центральных банков в системе денежно-кредитного регулирования, как правило, делятся на 5 групп: 1) ценовая стабильность, 2) курсовая стабильность, 3) экономический рост; 4) занятость и 5) устойчивость финансовой системы. При этом первые 4 группы связаны с макроэкономической стабилизацией и экономическим ростом, а последняя группа связана со снижением рисков финансового сектора. Фактически самой важной целью всех центральных банков является стабилизация цен и обеспечение безопасности финансовой системы. Первоначальной функцией центрального банка является роль «кредитора последней инстанции» коммерческих банков и правительства. Процесс экономического развития требует выполнения функции стабилизации стоимости национальной валюты (включая сохранение низкого уровня инфляции и стабилизацию валютного курса) и обеспечения безопасности финансовой системы. На практике именно эта функция является важнейшей целью, к которой стремятся все центральные банки в мире. При надлежащем выполнении этих функций центральные банки смогут внести вклад в обеспечение макроэкономической стабильности, ограничить воздействие экономических кризисов, а также циклических колебаний экономики. Для выполнения функции формирования и проведения денежно-кредитной политики центральному банку необходимо: 1) определить направление развития денежно-кредитной сферы, способствующее достижению целей стабильности национальной валюты и безопасности финансовой системы, 2) разработать систему методов и инструментов денежно-кредитной политики и 3) проводить аналитические и стратегические исследования по проблемам повышения эффективности денежно-кредитного регулирования. Можно обозначить следующие основные функции центрального банка, обеспечивающие реализацию денежно-кредитного регулирования: ? функция монопольного регулирования денежной эмиссии, которая включает в себя как реализацию монопольной эмиссии наличных денег, так и регулирование безналичной эмиссии банков; ? функция организации банковской системы, которая позволяет являться «банком банков», а именно, совершать операции преимущественно с банками данной страны, хранить их кассовые резервы, предоставлять им кредиты (кредитор последней инстанции), осуществлять надзор, поддерживая необходимый уровень стандартов и профессионализма национальной кредитной системы; ? функция банкира и финансового агента правительства - поддерживать государственные экономические программы и размещать государственные ценные бумаги, предоставлять кредиты и выполнять расчетные операции в интересах правительства, хранить официальные золотовалютные резервы; ? функция пруденциального регулирования деятельности коммерческих банков, которая в разных странах существенно отличается, однако, везде ее основной целью является защита интересов кредиторов и вкладчиков национальной банковской системы. В то же время пруденциальное регулирование оказывает существенное влияние и на динамику денежного предложения в экономике; ? функция валютного регулирования в рамках денежно-кредитного регулирования предопределяется уровнем развития экономики, а также валютно-экономическим положением страны; ? функция управления золотовалютными резервами предполагает формирование центральным банком резервных активов, т.е. фонда страховых гарантий в международных расчетах. Для эффективного выполнения функции денежно-кредитного регулирования нынешний центральный банк должен иметь три инструмента: инструмент проведения денежно-кредитной политики, инструмент проведения инвалютной политики и государственных золотовалютных резервов и инструмент надзора и управления системой коммерческих банков. Как правило, это рыночные и административные инструменты. Однако на практике, работа по надзору и управлению коммерческими банками во многом опирается на административный инструмент и этому факту будет дан анализ в следующей части диссертации. Таким образом, центральный банк играет чрезвычайно важную роль в системе денежно-кредитного регулирования. Он способен влиять на все социально-экономическое показатели развития страны. Поэтому наряду с правами и функциями в законе о центральном банке должны быть конкретно и четко определены ответственность и обязанности этой особой организации. По мнению автора, в своей деятельности современный центральный банк должен руководствоваться тремя основополагающими принципами:1) ответственность и обязанность центрального банка информировать и разъяснять свою политику органам надзора и контроля при Парламенте и Правительстве, а также бизнесу и широкой общественности;2) транспарентность (информационная открытость) деятельности центрального банка в системе денежно-кредитного регулирования; 3) независимость центрального банка. 1.2. Организационно-правовые и национальные особенности Центрального банка В оценке Центрального банка как элемента банковской системы мы исходим из того (и это точку зрения поддерживают д.э.н., профессора С.А. Голубеев , Г.Г.Коробова и другие ученые ), что он, несмотря на свою специфику как эмиссионного центра, остается банком, у которого есть свои клиенты — не предприятия и отдельные граждане, а главным образом различные типы кредитных учреждений, обслуживание потребностей которых, составляет его важнейшую задачу. При этом центром взаимодействия эмиссионного института со вторым уровнем банковской системы должен стать не надзор за деятельностью коммерческих банков, а создание в экономической среде, в том числе в денежно-кредитной сфере, предпосылок, необходимых для развития предпринимательства, обеспечения устойчивости кредитных институтов. Как нам представляется, наиболее полное определение сущности центрального банка дает авторский коллектив учебного пособия «Организация деятельности центрального банка», отмечая, что центральный банк выступает как экономический институт при этом совмещает в себе институты обмена и торговли, общенационального учреждения. Следовательно, центральный банк это общественный денежно-кредитный институт, регулирующий денежный оборот в наличной и безналичной форме на макроуровне в общественных интересах. Сегодня законодательную основу банковской системы России формируют следующие законы: - Федеральный закон от 2 декабря . № 395—1 «О банках и банковской деятельности» (ред. от 27.12.2019)1990 г ; - Федеральный закон от 10 июля . № 86-ФЗ «О Центральном банке 2002 гРоссийской Федерации (Банке России)» (ред. от 27.12.2019) ; - Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 27.12.2019) ; - Федеральный закон от 23 декабря . № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (ред. от 27.12.2019)2003 г . В этих законах даны определения банковской системы, кредитных организаций и банков, определены цели и задачи деятельности Банка России, банков и небанковских кредитных организаций, перечислены виды банковских операций и сделок, установлен порядок создания, ликвидации и регулирования деятельности кредитных организаций, их финансового оздоровления и банкротства. Структура современного банковского законодательства в основном отражает закономерности, складывающиеся в мировом банковском сообществе. В большинстве стран и современной России: - закон об эмиссионном национальном институте выделен в отдельный правовой государственный акт, регулирующий его деятельность; - взаимоотношения Центрального банка Российской Федерации с законодательными и исполнительными органами относятся к публично-правовым отношениям, регулируются нормами административного и иного публичного права; - там, где взаимоотношения Центрального банка Российской Федерации с экономическими субъектами строятся на договорных началах, применяются методы гражданско-правового характера, в этих случаях правовые отношения регулируются гражданским законодательством; - законодательство о Центральном банке Российской Федерации тесно связано с законодательными актами, регулирующими деятельность коммерческих банков, в связи с чем носит комплексный характер; - законодательные акты отражают выделение в банковской системе двух уровней, где эмиссионный банк, будучи эмиссионным институтом, работает на макроуровне экономических отношений и относится к первому уровню системы; - законодательные нормы, отражающие состояние и динамику экономических отношений в сфере денежного обращения и кредита, меняются, совершенствуются, учитывают уровень их регулирования, принятый в международном сообществе. Принятые новые редакции банковских законов, разработка новых законодательных актов сделали определенный шаг вперед в области российского банковского законодательства, однако далеко не все вопросы оказались решенными. По оценке экспертов, банковское законодательство, регулирующее деятельность Банка России, нуждается в дальнейшем совершенствовании. Законодателям предстоит усилить его прямое действие, конкретизировав его отдельные положения, согласовать нормы, содержащиеся в Федеральном законе «О Центральном Банке Российской Федерации», с нормами других звеньев российского законодательства, в правовом отношении более четко определить место банка в системе управления экономикой. При всех сохранившихся недостатках современные банковские законы позволяют банковской системе адаптироваться к условиям рыночной экономики, выполнять возложенные на нее задачи. Роль центрального банка как особого органа государственного управления, взаимосвязь с другими элементами экономического управления проявляется через выполняемые им функции. Деятельность любых центральных банков, как следует из анализа их исторического развития и современного положения в рыночной системе, подчинена следующим основным целям: обеспечению стабильности покупательной способности и валютного курса национальной денежной единицы, ликвидности банковской системы, созданию эффективного и бесперебойного ведения расчетов, включая расчеты наличными деньгами . Следовательно, основные направления деятельности и задачи, которые решает центральный банк для достижения стоящих перед ним целей следующие. Во-первых, центральный банк выступает эмиссионным центром страны, решая при этом задачи организации выпуска и обращения наличных банкнот. Во-вторых, он совершает свои операции преимущественно с банками данной страны, а не с торгово-промышленной клиентурой. Центральный банк хранит кассовые резервы коммерческих банков, предоставляет им кредиты, осуществляет надзор за банками и финансовыми рынками, выступает посредником между другими банками страны при безналичных расчетах. Выполнение этих задач делает центральный банк «банком банков» и главным расчетным центром страны. В-третьих, центральный банк поддерживает государственные экономические программы, размещает государственные ценные бумаги, предоставляет кредиты, выполняет расчетные операции для правительства, хранит официальные золотовалютные резервы. Все это позволяет называть его банкиром правительства. В-четвертых, в рыночной экономике перед центральным банком страны стоит задача осуществления денежно-кредитного регулирования экономики, значение которого по мере либерализации экономической политики и сокращения прямого государственного вмешательства в работу рынков возрастает. В действующем законодательстве закреплены основные принципы организации банковской системы России, к числу которых относятся: - трехуровневая структура; - универсальность деловых банков; - коммерческая направленность деятельности банков . Принцип трехуровневой структуры реализуется путем законодательного разделения функций центрального банка и всех остальных банков. Банк России как верхний уровень банковской системы выполняет функции денежно-кредитного регулирования, банковского надзора и управления системой расчетов в стране. Он может проводить банковские операции, необходимые для выполнения данных функций, только с российскими и иностранными кредитными организациями, а также с Правительством РФ, представительными и исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, воинскими частями. Банк России не имеет права осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, и с физическими лицами (кроме военнослужащих и служащих Банка России). Он не может прямо выходить на банковский рынок, предоставлять кредиты непосредственно организациям и не должен участвовать в конкуренции с коммерческими банками. Коммерческие банки и другие кредитные организации образуют второй, нижний, уровень банковской системы. Они проводят операции, связанные с посредничеством в расчетах, кредитовании и инвестировании, но не принимают участия в разработке и реализации денежно-кредитной политики. Все банки второго уровня ориентируются в своей работе на установленные Банком России параметры денежной массы, процентных ставок, темпов инфляции и т.п. Они должны выполнять нормативы и требования Банка России по уровню капитала, созданию резервов. Банк России является государственным банком, в своей деятельности он независим от Правительства Российской Федерации. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов, налоги и сборы уплачивает в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Нормативные акты Банка России по вопросам, отнесенным к его компетенции российским законодательством, обязательны для органов государственной власти Российской Федерации, и ее субъектов, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц. Проекты федеральных законов, нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, касающихся выполнения функций Банка России, должны направляться на его заключение. Банк России не вправе участвовать в капиталах кредитных организаций, если иное не установлено Федеральным законом. Данное положение не распространяется на участие Банка России в капитале Сберегательного Банка Российской Федерации, а также в капиталах ряда банков, созданных на территориях иностранных государств. Если уменьшение или отчуждение доли участия Банка России в уставном капитале Сбербанка России не снижает эту долю до уровня менее 50% плюс одна голосующая акция, то оно осуществляется Банком России по согласованию с Правительством России; если сокращает до уровня менее 50% плюс одна голосующая акция, то такое уменьшение или отчуждение доли участия осуществляется на основе федерального закона . Банк России тесно связан с Правительством. Он участвует в разработке экономической политики Правительства. Председатель Банка России или один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства. Министр финансов и министр экономики или их заместители принимают участие в заседаниях Совета директоров Банка России с правом совещательного голоса. Банк России и Правительство информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации. Подобно центральным банкам других стран Банк России одновременно является банком и государственным органом. Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему Банка входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности, необходимые для осуществления деятельности Банка России. Национальные банки республик являются территориальными учреждениями Банка России. Территориальные учреждения Банка не имеют статуса юридического лица и права принимать решения, носящие нормативный характер, а также выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения Совета директоров . Роль Центрального банка России в переходной экономике остается значительной и неизменной. Как эмиссионный центр он выполняет работу, которую не делает ни один экономический субъект. Таким образом, можно сказать о том, что перечисленные факторы независимости центрального банка свидетельствуют о его месте в экономике России, влиянии на экономические процессы при помощи предоставленного ему инструментария регулирования, а также о степени зависимости от правительства и об особой роли в денежно-кредитной системе страны. 1.3. Банковское регулирование и надзор в России и за рубежом: сравнительный анализ Наблюдаемые в настоящее время усложнение моделей оказания банковских услуг, тесное взаимодействие кредитных организаций между собой и с финансовыми организациями иных видов, процессы глобализации на финансовом рынке, усиление влияния финансовых кризисных явлений на состояние национальной банковской системы в совокупности порождают острую потребность в модернизации банковского надзора России. В силу этого представляется целесообразным рассмотреть зарубежный опыт организации банковского регулирования и надзора на примере стран-участниц Базельского комитета банковского надзора, так как государственная политика развития банковского надзора в России сопряжена с реализацией рекомендации данной организации. При этом, учитывая большое количество соответствующих стран , мы ограничимся Францией и Италией. Это связано с тем, что они принадлежат к романо-германской правовой семье, а также являются ведущими индустриальными странами и их опыт очень полезен для России. В первую очередь обратим внимание на организационно-правовые основы осуществления банковского надзора во Франции и сравним их с основами Банка России, представив всё это в виде таблицы (см. таблицу 2). Таблица 2 Сравнение функций и полномочий Банка Франции и Банка России п/п функция банка Франции полномочия Банка Франции полномочия Банка России 1 поддержание денежной стабильности - составляет платежный баланс Франции и представляет экономические интересы страны в международных отношения; - реализует политику Европейского Центрального банка в проведении рефинансирования банков; - укрепляет частью валютных резервов ЕЦБ; - производит эмиссию денег и управление денежным оборотом. - принимает участие в разработке прогноза платёжного баланса Российской Федерации и организует составление платёжного баланса; -является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования; - осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России; - монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение. 2 поддержание финансовой стабильности - контроль за деятельностью Органа пруденциального контроля (Autorite de controle prudentie - АСР); - управление финансовой системой; - управление платёжной системой. - контроль за соблюдением обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп; - управление банковской системой ; - обеспечение стабильности и развития национальной платёжной системы. 3 оказание банковских услуг государственным органам, юридическим и физическим лицам - осуществление управленческого воздействия на проведение платёжных и иных финансовых операций Казначейства Франции и ряда государственных организаций, а также ведёт учёт данных операций; - собирает финансовую информацию о юридических лицах и предоставляет её другим юридическим лицам; - ведёт учёт инцидентов, связанных с платежами физических лиц - осуществление всех кассовых операций по исполнению бюджетом системы Российской Федерации через счета, открытые Федеральным казначейством ; - осуществление ведения базы данных для поиска бюро кредитных историй ; - не ведёт учёт инцидентов, а хранит титульную часть кредитного отчёта. Из таблицы мы видим, что в основном задачи и функции Банков Франции и России схожи. Приступая к рассмотрению осуществления банковского надзора в Италии, прежде мы обратим внимание на правовую характеристику деятельности национального банка Италии. Основными функциями Банка Италии являются: - денежная эмиссия (евро); - формирование золотовалютных резервов Италии; - ведение единого счёта государственной казны Италии, по которому осуществляются бюджетные операции; - банковский надзор; - предоставление кредитов кредитным организациям и Правительству Италии. Наделение национального центрального банка данными функциями не является оригинальными, за некоторым исключением. так, к функциям Банка России относится управление именно его золотовалютными резервами , а не государственными запасами драгоценных металлов и драгоценных камней . Также Банка России не вправе предоставлять кредиту Правительству Российской Федерации для финансирования дефицита федерального бюджета. Целями надзорной деятельности Банка Италии является обеспечение общей стабильности, эффективности и конкурентоспособности банковской системы, а также «прозрачности и справедливости» сделок для постоянного совершенствования отношений с клиентами. Основное содержание банковского надзора Банка Италии заключается в осуществлении документарных и выездных проверок банков на предмет соответствия их деятельности правовым нормам, соблюдения правил прозрачности и противодействия легализации преступных доходов и т.д. В связи с этим Банк Италии осуществляет нормотворчество, разрабатывает организационно-технические средства банковского надзора, а также применяет меры принуждения, в частности, за «недостойное поведение и непрозрачные для клиентов действия». В рамках осуществляемых Банком Италии мероприятий банковского надзора особое внимание уделяется формированию адекватной оценки текущего финансового состояния банков. Это обусловлено потребностью в предотвращении кризисных явления, так как позволяет своевременно предпринять необходимые корректирующие меры. При этом Банк Италии проводит проверки различного объема (от проверки отдельных аспектов деятельности до полной проверки) в зависимости от особенностей соответствующих организации. Кроме того, Банк Италии вправе применять широкий спектр инструментов государственного надзора. Например, он вправе вмешиваться в оперативное управление банков и финансовых посредников в случае возникновения у них проблем с финансовой устойчивостью и в связи с этим созывать внеочередные заседания советов директоров, налагать определенные ограничения на деятельность организаций и т.д.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Банковское дело, 44 страницы
2000 руб.
Дипломная работа, Банковское дело, 56 страниц
3000 руб.
Дипломная работа, Банковское дело, 65 страниц
500 руб.
Дипломная работа, Банковское дело, 75 страниц
2000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg