1. История создания и структура Следственного комитета Российской Федерации
1.1 История Следственного комитета Российской Федерации
В прокуратуре России постоянно действующий следственный аппарат появляется только в середине XVIII в. До этого с июля 1722 г. для расследования различных дел образовывались временные структурные образования в виде особых следственных канцелярий под непосредственным руководством Генерал-прокурора. Манифестом от 21 февраля 1762 г. Императора Петра III Тайная розыскная канцелярия, занимавшаяся расследованием дел о государственных преступлениях с 24 марта 1731 г., была упразднена, а ее материалы передавались в Сенат. Императрица Екатерина II 19 октября 1762 г. создала при Сенате новое ведомство – Тайную экспедицию с прямым подчинением Генерал-прокурору. Но фактически Тайная канцелярия уничтожена указом 1762 г. не была, ее только переименовали в Тайную экспедицию [7, с. 112-113].
Это учреждение, как и иные органы преследования и расправы по политическим преступлениям в XVII–XVIII вв., не только прочно вошло в состав государственного аппарата России, но заняло в нем далеко не последнее место. Передача Тайной экспедиции в ведение Генерал-прокурора обеспечивала органам политического сыска максимальную централизацию, независимость от других учреждений и сохранение наиболее полной секретности при расследовании политических процессов.
Передача политического сыска в ведение Сената могла способствовать введению следственных действий в рамки законности. Однако императрица вовсе не собиралась выпускать из своих рук контроль за деятельностью спецслужбы [9, с. 125]. Сенат реальную власть над Тайной экспедицией так и не получил. Тайная экспедиция имела все права центрального государственного учреждения, а ее переписка стала секретной, и на конвертах в Экспедицию надлежало писать «О секретном деле».
В литературе указывалось, что реформа политического сыска в 1762 г. заключалась лишь в его своеобразной маскировке в аппарате Сената. Числясь его структурной частью, Тайная экспедиция превратилась в независимое централизованное учреждение, осуществлявшее свою деятельность – политический сыск, – в полной секретности [11, с. 102].
Вместе с тем Тайная экспедиция обладала определенными отличиями от Тайной канцелярии. Во-первых, она не ведала уничтоженного «слова и дела», этого порождения болезненно напряженной политической атмосферы предыдущих царствований, во-вторых, Экспедиция уже в полном смысле слова становится государственным учреждением, она охраняет «честь и здравие» вообще русского монарха, а не состоит лично при том или ином из монархов, т. е. она перестает быть наполовину личным установлением при данном представителе верховной власти. Сфера деятельности Канцелярии – донос и беспощадное напряженное «следование» по всяким пустякам, в котором мерещилась «важность», сфера деятельности Экспедиции – только действительно совершенные государственные преступления, достаточно четко определенные законом.
Императором Александром I Тайная экспедиция 2 апреля 1801 г. была упразднена. Следственный аппарат, но уже при судах, был создан Судебными уставами 1864 г. По этим актам прокурор получил достаточно широкие надзорные полномочия по отношению к действиям следователя, но не право на производство расследования. Так, Устав уголовного судопроизводства гласил, что «Прокуроры и их Товарищи предварительных следствия сами не производят, но дают только предложения о том Судебным следователям и наблюдают постоянно за производством сих действий» (ст. 278) [8, с. 136].
Декретом Совета Народных комиссаров РСФСР, получившим название «О суде» № 1 была упразднена существовавшая судебная система, в том числе институты судебных следователей и прокурорского надзора. В органах прокуратуры следственный аппарат был воссоздан Положением о судоустройстве РСФСР 1922 г., когда были созданы должности народных следователей при отделе прокуратуры Народного Комиссариата Юстиции для производства срочных расследований по важнейшим делам (п. Г ст. 32).
Положением о судоустройстве РСФСР, принятым 3 сессией XII созыва ВЦИК, были образованы должности следователей по важнейшим делам, состоящие при Прокуроре Республики и Верховном Суде РСФСР (ст. 73).
Следующим этапом становления следствия в органах прокуратуры стало постановление коллегии Народного комиссариата юстиции РСФСР от 12 апреля 1928 г. о передаче органов следствия от судебной системы в подчинение прокуратуры вначале (в качестве эксперимента) в Московской губернии, а затем, когда эта мера себя оправдала, повсеместно на всей территории РСФСР [13, с. 129-130].
3 сентября 1928 г. постановлением ВЦИК и СНК РСФСР «Об изменении Положения о судоустройстве РСФСР» все следователи следственного аппарата НКЮ полностью переведены в процессуальное и дисциплинарное подчинение прокуратуры. Была создана следующая система следственного аппарата в органах прокуратуры – при губернском прокуроре состояли старшие и народные следователи, действующие как при губернском управлении прокуратуры, так и на местах (в уездах, районах), при Прокуроре РСФСР состояли следователи по важнейшим делам.
На следователей прокуратуры стала возлагаться обязанность по производству предварительного следствия по достаточно большому кругу уголовных дел, в том числе по контрреволюционным преступлениям, за исключением преступлений, связанных с изменой Родине (ст. 58-1 УК РСФСР), расследуемых органами государственной безопасности, и преступлений, расследуемых милицией (ст. 108 УПК РСФСР 1923 г.) [18, с. 109-110].
Положением о Верховном Суде Союза ССР и Прокуратуре Верховного Суда Союза ССР от 24 июля 1929 г. устанавливалось, что при Прокуроре Верховного Суда Союза ССР состоят следователи по важнейшим делам. Этим Постановлением была окончательно завершена передача всех звеньев следственного аппарата в полное оперативное и административное подчинение прокуратуре, что создавало условия для более активного руководства следствием, с одной стороны, и более объективного рассмотрения дела судом – с другой [9, с. 140].
Положением о Прокуратуре Союза ССР, утвержденным постановлением ЦИК и СНК СССР от 17 декабря 1933 г. устанавливалось, что при Прокуратуре СССР состоят следователи по важнейшим делам, действующие на всей территории СССР по полномочию Прокурора СССР (п. 9), а постановлением СНК СССР от 5 ноября 1936 г. № 1961 «О структуре Прокуратуры Союза ССР» в центральном аппарате создан Следственный отдел и установлены должности следователей по важнейшим делам.
Статья 50 Положения о прокурорском надзоре в СССР 1955 г. говорила о должностях следователей по особо важным делам при Генеральном прокуроре СССР и прокурорах союзных республик, старших следователей прокуратур автономных республик, краев, областей, автономных областей, округов, городов и районов и следователей прокуратур округов, городов и районов, но не раскрывала их компетенцию.
Постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 7 апреля 1956 г. «О структуре центрального аппарата Прокуратуры СССР» в центральном аппарате Прокуратуры СССР создано следственное управление и предусмотрены должности следователей по особо важным делам при Генеральном прокуроре СССР. В развитие его был издан Приказ Генерального прокурора СССР № 54 от 10 апреля 1956 г. «О структуре центрального аппарата Прокуратуры СССР и прокуратур республик, краев и областей» [11, с. 147-148].
Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик 1958 г. возложили предварительное следствие по уголовным делам (за некоторым исключением) на следователей прокуратуры (ст. 28), но ничего не упоминали об этом праве прокурора. УПК РСФСР, вступивший в силу в 1961 г. в ст. 125 в числе органов предварительного следствия первым назвал следователей прокуратуры.
Как указывал Д. Турчин, для работников органов прокуратуры и следствия указ Президиума Верховного Совета СССР «О предоставлении права производства предварительного следствия органам охраны общественного порядка» от 6 апреля 1963 г. явился неожиданностью. Этот акт предусматривал передачу следственного аппарата в орган дознания, и в связи с этим Генеральная прокуратура СССР обязывалась передать основную часть штатной численности следователей в Министерство охраны общественного порядка СССР [14, с. 130].
Вопрос о реформировании глубоко не обсуждался, не взвешивались его целесообразность и фактическая польза. В Указе говорилось, что передача следственного аппарата производится «в целях усиления борьбы с преступностью, дальнейшего укрепления законности и расширения демократических начал советского уголовного судопроизводства». Создавалось впечатление, что прокуратура, предназначенная осуществлять надзор за соблюдением законности в органах дознания, оказалась не в состоянии без поднадзорной милиции обеспечить законность в собственном ведомстве [8, с. 164].
Оценка проведенного общегосударственного мероприятия со следственным аппаратом объективно была выражена в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 декабря 1965 г. «О мерах по улучшению работы следственного аппарата органов прокуратуры и охраны общественного порядка», в котором отмечалось, что следственный аппарат страдает многими серьезными недостатками, в результате чего он является слабым звеном в системе государственных органов. Такое положение в значительной мере объясняется низкой деловой квалификацией многих следователей. Отмечалось и то, что на работе следственного аппарата и качестве предварительного следствия отрицательно сказывается большая текучесть кадров.
Однако говорить о следственном аппарате органов прокуратуры в тот период можно было лишь условно, так как по существу он был разрушен, но уже в 70-е годы оправившийся от потрясений следственный аппарат прокуратуры расследовал 20% всех уголовных дел [17, с. 107].
В соответствии со ст. 3 (ч. 6) Закона о прокуратуре СССР 1979 г. основным направлением деятельности прокуратуры стало расследование преступлений, однако данный закон ничего не говорил о следственном аппарате прокуратуры и его компетенции.
Вопрос о следственном аппарате вообще и следователях прокуратуры в частности поднимался многие годы. В качестве варианта предлагалось сосредоточение следственного аппарата в системе органов внутренних дел, создание Следственного комитета (Комитета по расследованию преступлений) при правительстве, передача следственных аппаратов в состав соответствующих судов. Деришев Ю. предлагал создать следственный аппарат при Верховном Суде РФ в качестве самостоятельного департамента.
Намного ранее было высказано предложение о включении следственных органов в систему Министерства юстиции. Но даже при создании единого следственного аппарата считалось необходимым оставить следственные подразделения в органах прокуратуры, о чем говорили 93,7% проанкетированных автором прокуроров и следователей территориальных прокуратур и 93,9% военных прокуроров и военных следователей [7, с. 145].
Наиболее оптимальным было предложение о создании единого Следственного комитета в системе органов прокуратуры под началом первого заместителя Генерального прокурора РФ, назначаемого Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента РФ.
Однако эти предложения, носившие главным образом организационный характер, привели к коренному пересмотру не только структуры органов прокуратуры и ее следственного аппарата, но и полномочий прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов всеми органами предварительного следствия. Сложилась парадоксальная ситуация, когда в попытке разграничить прокурорский надзор и так называемое прокурорское следствие прокурор лишился своих надзорных полномочий по отношению ко всем органам предварительного следствия.
Изменения в УПК и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» упразднили право прокурора на многие действия по эффективному устранению допущенных нарушений законности не только следователями вновь создаваемого Следственного комитета при прокуратуре РФ, но и органами предварительного расследования при федеральных органах исполнительной власти, т. е. МВД, ФСБ и ФСКН. Кроме этого прокурор лишился права на возбуждение уголовного дела и производство предварительного следствия [15, с. 144-145].
Федеральный закон от 5 мая 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрел создание Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.
1.2 Структура и основные цели СК РФ
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» в систему Следственного комитета входят:
1) центральный аппарат Следственного комитета;
2) главные следственные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам Российской Федерации (в том числе их подразделения по административным округам) и приравненные к ним специализированные (в том числе военные) следственные управления и следственные отделы Следственного комитета;
3) следственные отделы и следственные отделения Следственного комитета по районам, городам и приравненные к ним, включая специализированные (в том числе военные) следственные подразделения Следственного комитета [16, с. 174-175].