1. Сущность и роль финансово-экономического контроля в управлении экономикой.
Понятие «контроль» связано с понятием «управление». Оно происходит от английского глагола «to control», имеющего различные значения. В экономическом смысле он (глагол) означает управление и наблюдение. Контроль существует только во взаимосвязи с управлением, поэтому сущность и содержание контроля могут быть обстоятельно раскрыты только во взаимосвязи с управлением, которое он обслуживает. Без контроля управление не имеет смысла.
Контроль и в современных условиях выполняет особые функции по отношению к управленческой деятельности. Он обеспечивает возможность осуществлять управление деятельностью общества и его обособленными организациями в целом и, складывающимися в нем социально-экономическими отношениями, в частности. Отсюда следует, что в реальной действительности контроль является неотъемлемой частью всего процесса управления и не может существовать без взаимосвязи с управлением.
Контроль одновременно является самостоятельной функцией управления и завершающей стадией процесса управления.
Многогранность контроля обусловлена многоплановостью управленческой деятельности. Поскольку любая общественная и индивидуальная деятельность направлена на достижение конкретных целей, например, цели экономики – удовлетворение личных и общественных потребностей в материальных и духовных благах, то соответственно всякое управление в целом связано с достижением этих целей. Учитывая, что контроль обслуживает управление экономикой, то конечными целями контроля также являются цели управления экономикой.
Контроль за соблюдением прав, выполнением обязанностей и несением ответственности участников финансово-хозяйственной деятельности осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами специально уполномоченными органами разных уровней государственного устройства (федерального, субъектов федерации и муниципального), а также негосударственными организациями и физическими лицами.
Финансово-экономический контроль можно определить как регламентированную нормами права деятельность уполномоченных государственных, муниципальных органов, а также негосударственных организаций, органов и лиц, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушения правовых норм и управленческих решений, обеспечивающих нормальное функционирование экономической системы государства и ее элементов.
Роль финансово-экономического контроля в управлении экономикой в условиях рынка определяется его целями, функциями, задачами, принципами и основным содержанием, которое составляют:
1. Обеспечение качественного и эффективного финансово-хозяйственного управления, соблюдения финансового законодательства субъектами финансовых отношений;
2. Защита интересов всех субъектов хозяйствования и управления, государства в целом и его граждан;
3. Содействие проводимой государством единой социальной, хозяйственной, финансовой, налоговой, кредитной и денежной политике;
4. Выявление внутренних резервов использования финансовых ресурсов во всех сферах производства и распределения общественного продукта;
5. Укрепление экономической системы страны.
2. Значение финансово-экономического контроля в управление экономикой.
По рыночной теории все сферы современной развитой экономики в той или иной степени подвержены влиянию правительства. Можно выделить три главных средства воздействия правительства на частную экономическую деятельность:
1. Налоги, которые уменьшают частный доход, а, следовательно, и частные расходы;
2. Расходы, побуждающие фирмы производить определенные товары и услуги;
3. Регулирование или контроль, которые побуждают людей либо продолжать, либо прекращать определенную деятельность.
Кроме быстрого роста затрат и налогов, увеличивается также и количество законов и постановлений, регулирующих экономическую деятельность. Основная экономическая цель правительства состоит в том, чтобы способствовать социально приемлемому размещению ресурсов. Это макроэкономическая сторона политики правительства. Микроэкономическая политика разных стран сильно различается в зависимости от традиций и политической философии. В некоторых странах большинство решений принимается рынком, другие страны стремятся установить жесткий правительственный контроль над бизнесом, или даже сделать его собственностью государства.
Мировой опыт, а также опыт первых лет реформирования отечественной экономики указывает на необходимость сочетания модели «самоорганизующегося» рыночного механизма с контролирующим воздействием государства. Применение различных форм централизованного контроля означает, что в рыночном хозяйстве действует специфический хозяйственный субъект – государство, которое осуществляет экономические функции в рамках средств, имеющихся в его распоряжении. В условиях перехода к рыночным отношениям контроль будет выступать в форме взаимодействия рыночного и государственного контроля за производством, распределением и потреблением общественного продукта. При этом доминирующей силой должен стать государственный централизованный контроль.
Таким образом, контроль является важнейшей функцией государственного управления. В переходной экономике влияние финансово-экономического контроля многократно возрастает. Это связано с принципиальной особенностью рыночной экономики по сравнению с командно-директивной – возрастанием роли финансовых отношений, приоритета контроля финансовых потоков. На современном этапе развития экономики России значение контроля растет, поскольку в связи с перестроечным курсом политики нашего государства финансовый контроль оказался ослаблен. Снизилось влияние ведомственного контроля, ликвидировавшего свои ревизионные управления, что привело к практически бесконтрольной нецелевой трате бюджетных средств. Поэтому в настоящее время ведется большая работа по его развитию и обеспечению правовой базой, т.е. совершенствованию законодательства о ведомственном контроле.
Действенная система контроля в условиях перехода к рыночной экономике выступает одной из главных предпосылок качественного преобразования процесса управления экономикой. Одним из важнейших звеньев системы контроля выступает финансовый контроль. Его функциональное назначение заключается в успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении эффективного использования ресурсов во всех сферах хозяйства и в создании условий для эффективного государственного регулирования рыночной экономики.
3. Направления развития и пути совершенствования финансово-экономического контроля в условиях рыночного хозяйствования.
Наблюдаются новые направления в развитии финансово-экономического контроля в России. В условиях перехода к рынку содержание и методы контроля претерпевают значительные изменения, вызванные изменением роли государства в экономике:
1. Сужается сфера государственного финансово-экономического контроля. Он все более концентрируется на сфере макроэкономических процессов, включая контроль за стоимостными пропорциями движения ВВП, денежной массой, формированием и использованием фондов денежных средств, поступающих в распоряжение государства. Одновременно расширяется сфера действия негосударственного финансово-экономического контроля со стороны аудиторских и страховых фирм, кредитных организаций и т.д. и меняется его содержание.
2. Происходит определенный сдвиг от последующего контроля в сторону предварительного.
Большое значение приобретает необходимость совершенствования финансово-экономического контроля с целью повышения его действенности и эффективности. Ключевым направлением совершенствования государственного финансово-экономического контроля как важнейшей составляющей финансово-экономического контроля в РФ и повышения его эффективности является принятие единой концепции государственного финансово-экономического контроля в РФ, которая должна установить единые методологические и правовые основы осуществления государственного финансово-экономического контроля в РФ, определить систему органов, осуществляющих контроль, а также механизм их взаимодействия. В рамках этих вопросов необходима разработка научно-методических основ оценки эффективности деятельности органов государственного финансово-экономического контроля и их сотрудников.
В целях повышения эффективности расходования государственных средств перспективным направлением совершенствования контроля является переход к аудиту эффективности государственных расходов, который представляет собой направление деятельности контрольных органов, предполагающее анализ результативности и экономности использования государственных средств, оценку возможных резервов их роста и обоснованности расходования.