Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Проблемы реализации государственной региональной политики в РФ» (на примере ХМАО)

happy_woman 444 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 37 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 07.11.2020
Основная цель данной курсовой работы состоит в изучении особенностей региональной политики. Для реализации поставленной цели в работе будут решены следующие зада-чи: ? раскрытие понятие и значение региональной политики в развитии региона; ? изучить структуру и функции органов управления экономикой региона; ? выявить механизмы реализации региональной политики; ? провести анализ состояния региональной политики в ХМАО (ЮГРА); ? исследовать проблем и пути совершенствования региональной политики. Объект исследования ? региональная политика ХМАО (ЮГРА). Предмет исследования - механизм реализации региональной политики. В основе исследования лежат методы материалистической диалекти-ки, тра-диционный и формально-логический подход к анализу экономиче-ских отношений в условиях транзитивной экономики, а также методы, поз-воляющие обеспечить экономико-математические расчеты, статистическую обработку данных и наглядность теоретических положений. Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Введение

С начала становления в России рыночных отношений прошла уже четверть века, однако до сих пор говорить о сформировавшейся в стране региональной по-литике не приходится. В России на сегодняшний день почти отсутствует нормативно-правовая основа региональной политики, постоянно идет процесс передачи полномочий по регулированию регионального развития от одного федерального министерства другому, создаются или ликвидируются ответственные за региональную проблематику министерства и правительственные комиссии, нет четко очерченного круга инструментов региональной политики и понятного ее бюджета. При этом Российская Федерация - это государство, характеризующееся зна-чительной разницей в социально?экономическом развитии, обеспеченности объектами социальной инфраструктуры и инвестиционными возможностями. Поэтому федеральная политика, прежде всего, должна заключаться в сокращении межтерриториальных разрывов на уровне благосостояния населения. А среди форм реализации региональной политики ? центральное место занимать разработка и внедрение федеральных целевых программ социально-экономического развития регионов. Региональной экономике посвящено значительное количество научных работ. Тем не менее, неоднозначных вопросов остается немало, и объяснить это можно по меньшей мере следующим. Во-первых, выстраивание региональной политики во многом зависит от понимания факторов социально-экономического развития регионов. Попытки построить эконометрические модели, которые могли бы дать формализованный ответ на вопрос о значимости разных факторов регионального развития, удовлетворительных результатов не дают, и дискуссия о ключевых причинах дифференциации российских регионов по темпам экономического развития продолжается. Тем не менее, данная тема крайне актуальна, так как разрыв в социально?экономическом отношении между регионами страны имеет тенденцию к увеличению, что требует серьезной работы по разработке как теоретических, так и практических мер по решению этих проблем.
Содержание

Введение 3 1.Теоретические основы исследования региональной 5 политики 5 1.1.Роль и инструменты региональной политики 5 1.2.Целевые ориентиры стратегического развития регионов 15 1.3.Критерии эффективности региональной политики 19 2. Анализ механизма реализации региональной политики на примере ХМАО (ЮГРА) 24 2.1. Краткая характеристика ХМАО (ЮГРА) 24 2.2.Факторы и условия социально?экономического развития ХМАО?ЮГРА…………………………………………………………………...26 2.3 Экономический и административный методы государственного регулирования экономики региона (на примере ХМАО (ЮГРА) 41 3 Прогнозирование регионального развития ХМАО (ЮГРА) 47 Заключение 58 Список использованной литературы 59
Список литературы

1. Государственная Программа Российской Федерации «Развитие промышлен-ности и повышение ее конкурентоспособности» в редакции постановления Прави-тельства Российской Федерации от 31 марта 2017 г. N 382-13 2. Постановление Правительства РФ от 31 июля 2015 г. N 779 «О промышленных кластерах и специализированных организациях промышленных кластеров». 3. Закон Ханты-Мансийского АО - Югры от 31 марта 2016 г. N 23-оз «О про-мышленной политике в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» (с изменениями и дополнениями). 4. Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 22 марта 2013 г. N 101-рп «О Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период до 2030 года». 5. Бочко В. С. Экономическая самостоятельность регионов в условиях новой реальности // Экономика региона. — 2016. — № 2. — С. 342-358. 6. Грошев А.Р., Пелихов Н.В. Функциональное пространство кластерных ини-циатив // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – № 2. – c. 411-418. 7. Грошев А.Р., Пелихов Н.В. Кластерные инициативы: системные особенности становления, развития и управления // Лидерство и менеджмент. – 2019. – № 2. – c. 91-106. 8. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Основы региональной политики: Учебник. СПб: Изд-во В.А. Михайлова, 1998 9. Курков И. И. Территории опережающего развития как инструмент регулирования социально-экономического развития регионов России // Проблемы экономики и менеджмента. — 2015. — №5 (45). — С. 74-81. 7. 10. Кушников Е.И. Формирование условий для развития экономики России на примере «азиатской» модели // Управление экономическими системами. – 2018. – № 12. 11. Ларина Н.И., Кисельников A.A. Региональная политика в странах рыночной экономики. М.: Экономика, 1998. 12. Лившиц А.Я., Новиков A.B., Смирнягин Л.В. Региональная стратегия России // Регион: экономика и социология. 1994. № 3. 13. Лексин В., Андреева Е., Ситников А., Швецов А. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения // РЭЖ. 1993. № 9. 14. Лавров A.M. Методические проблемы региональной политики: опыт сравнительного анализа // Регион: экономика и социология. 1995. №2. 15. Маркин Л.В., Суханов О.В. Региональная политика в российской реформе (теоретический аспект). СПб., 1993. 16. Пелихов Н.В., Родионова А.В. Кластерные инициативы: российские реалии и международный опыт // Научные исследования и разработки. Экономика. – 2019. – № 1 ? с.37?42. 17. Панкевич Н. В. Модели федеративного устройства: закономерности полити-ческой трансформации. — Екатеринбург: УрО РАН, 2008 . 18. Пелихов Н.В. Стратегическая функция государственной гражданской служ-бы. / Регион 86. Местное самоуправление: пути и проблемы реализации 131-ФЗ. - Ханты-Мансийск: Изд-во гос. учр. ХМАО-Югры «Учебно-консультационный центр», 2016. – 104-107 c. 19. Регион как субъект политик и общественных отношений / Под ред. Н.В. Зу-баревич. М.: МОНФ, 2000 20. Рубцов Г. Г., Литвиненко А. Н. Территории опережающего социально-экономического развития в системе свободных экономических зон Российской Федерации: реалии и перспективы // Экономика и экологический менеджмент. — 2019. — № 2. — С. 91-98. 21. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» 22. Отчет губернатора ХМАО ?Югра Отчет Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О результатах деятельности Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2019 год, в том числе по вопросам, поставленным Думой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры [Электронный ресурс]. URL: https://admhmao.ru/dokumenty/proekty-pravitelstva/documents.php?sid=78212&bid=740&pid=&eid=3352242 23. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р. 24. Селиверстов В.Е. Современные тенденции региональной политики в России // Регион: экономика и социология. 1995. № 3. 25. Шинковский М.Ю. Российский регион: становление политического режима в условиях глобализации. Владивосток, 2000; Нечаев В. Региональные политические системы в постсоветской России // Pro et contra. 2000. Т.5. № 1. 26. Штульберг Б.М., Введенский В.Г. Региональная политика России. Теоретические основы, задачи и методы реализации. М., 2000. 27. Goran Lindqvist, Chricnian Ketels, Orjan Solvell. The Cluster Initiative Greenbook 2.0 // Ivory Tower Publishers, Stockholm. 2013. 28. Cluster policy in Europe. A brief summary of cluster policies in 31 European countries. [Электронный ресурс]. URL: http://www.clusterobservatory.eu/system/modules/com. grid-nine.opencms.modules.eco/providers/getpdf.jsp?uid=100146. 29. Where the cluster winds are blowing in Europe. TACTICS – 2012. [Электронный ресурс]. URL: http://abclusters.org/wp-content/uploads/2013/12/Where-the-clusterwinds-are-blowing-in-Europe.pdf.
Отрывок из работы

1. Теоретические основы исследования региональной политики 1.1 Роль и инструменты региональной политики Объективная потребность в региональной политике обусловлена увеличени-ем территориальных диспропорций, которые сопровождаются образованием зон с массовой безработицей и депрессивных территорий. Неравномерное экономическое развитие субъектов РФ, которое усиливается вследствие экономического кризиса, ухудшает структурное равновесие, приводит к диспропорциям между закреплёнными на определённой территории сферами и отраслями производства. В таких условиях региональная политики должна модернизировать территориальное размещение производственных сил. Для развития государственной региональной политики необходимо обладать набором политических и экономических инструментов и методов, которые можно применять органами государственного управления на разных уровнях для влияния на национальную экономику отдельного региона или множества регионов. Инструменты государственной региональной политики – это то, с помощью чего реализуется региональная политика. Многообразие инструментов региональной политики содержит все средства, применяемые политикой. Например, бюджетная, налоговая, кредитно-денежная, ценовая и социальная виды политики. Однако специфика этих инструментов состоит в том, что они применяются в целях разрешения региональных проблем. Существует большое количество классификаций, которые служат для груп-пировки инструментов политики регионов. Исследователи выделяют две группы: макроэкономические средства и мик-роэкономические средства. Средства макро политики содержат налоговую, ценовую, бюджетную, кре-дитно-денежную, торговую, социальную и другие виды политики. Как правило, их используют на национальном уровне для осуществления политики в центральных органах власти в отношении регионов. Существует два пути реализации мероприятий макро политики: частичный контроль над инструментарием региональной политики предоставляется на уровни конкретных регионов или же происходит сосредоточение в руках центральной власти. В первом случае регионы используют инструменты по своему усмотрению. То есть в руках региональных властей находятся параметры экономического развития, регулируемые на основе различных инструментов. Например, это экспортно?импортные пошлины и налоговые ставки. На деле такая ситуация подходит независимому регулированию экономического функцио-нирования различными регионами без её взаимной координации. Этот способ вы-полнения макро политики регионов является больше исключением, а не правилом. Поэтому при реализации такой схемы затрагиваются отдельные инструменты макро политики [6]. Наиболее часто встречающимся является случай центрального контроля над макро политикой, когда центральное правительство регулирует общие параметры системы. Это не говорит о разделении осуществляемой политики, то есть для различных регионов могут применяться разные показатели управляющих параметров и при этом центральные органы управления характеризуют степень дифференциации показателей экономических параметров [10]. Например, могут быть установлены различные ставки налогов для разных регионов или отдельный регион может получать субсидии, льготные кредиты и т.д. Средства микро политики, которые используются при реализации региональной политики характеризуются в зависимости от выбранного объекта воздействия: капитал или труд, и выделения направлений влияния: внешнее или внутреннее переустройство условий деятельности. Таким образом к политике влияния на труд можно причислить перенацеливание труда на месте, увеличение результативности рынка труда, пространственное перемещение. А к политике влияния на капитал можно отнести налоги и субсидии, увеличение эффективности рынка капиталов, рост эффективности управления фирмами и административный контроль над работой предприятий. Макроэкономическая региональная политика зачастую реализуется с помощью прямого государственного контроля над показателями развития региона. В случае реализации микро политики прямой государственный контроль над расположением капитала и ранжированием рабочей силы весьма ограничен. В связи с этим региональная политика осуществляется в основном при помощи косвенных средств экономического воздействия. Значительная разница между микро- и макроэкономическими подходами к региональной политике заключается в том, что применение макроэкономических инструментов направлено на преобразование географического перераспределения спроса на товары, когда регулирование происходит для достижения равновесия на межрегиональном рынке. Микроэкономические инструменты применяются для прямого воздействия на предложение товара на местных рынках. Целью микро политики служит воздействие на стимулирование капитала и труда к передвижению в те регионы, которые считаются наиболее предпочтительными у лиц, разрабатывающих региональную политику. Государственная региональная политика преследует достижение конкретных целей, установленных на региональном или же национальном уровне. Именно поэтому правильной является постановка вопроса о эффективности осуществляемой региональной политики. Объективно оценивать результаты политики достаточно сложно, поэтому зачастую решения, касающиеся региональной политики, принимаются без оценки результатов. Вообще этот анализ должен включать в себя все прямые и опосредованные эффекты, которые проявляются в экономике. Кроме этого, оценка содержит большое количество субъективных факторов, потому что на самом деле такая оценка предполагает оценку политиками результатов своей работы. По меньшей мере существует четыре разных подхода к оценке эффективно-сти региональной политики: ? анализ отдельных индикаторов; ? сравнение фактический результатов политики и вероятных результатов без её реализации; ? сопоставление издержек и выгод; ? оценка степени достижения поставленных целей [5]. В действительности, ни один из этих методов не является общепринятым и полностью разработанными. Что касается первого подхода, он является самым простым и базируется на анализе отдельных экономических показателей, численно характеризующихся итогами проведённых мероприятий. Например, количество рабочих мест, которые были созданы в регионе; количество фирм, получивших субсидии; уровень безработицы; тенденции миграции; объемы экспорта и импорта и т.д. Данный метод прост в осуществлении, но все же он не даёт планомерного представления об эффективности проводимой политики, потому что индикаторы могут иметь разнонаправленный характер изменения, также они имеют разную значимость [5]. Второй подход базируется на сравнении достижений развития регионов, ко-торые были достигнуты под воздействием осуществляемой региональной полити-ки, с результатами, полученными регионом, если бы региональная политика не выполнялась. Эффектом от осуществления политики является разница между фактическими экономическими показателями, такими, как занятость населения или ВРП, и предполагаемыми показателями, которые можно был бы получить при отсутствии определенной политики [5]. Данная идея проста своим содержанием, но трудна в плане её практического осуществления, потому что определение результатов экономического развития охватывают все национальные и региональные факторы развития региона, абстра-гируясь от воздействия проводимых мероприятий региональной политики. Кроме этого, эффект осуществляемой региональной политики может быть более обшир-ным, чем изменение какого-либо экономического индикатора. Третий метод отли-чается от второго тем, что сосредотачивается на совокупной оценке итогов регио-нальной политики, также он направлен на микроэкономическую оценку результа-тов политики. Данный метод базируется на сопоставлении издержек и выгоды от проводимых мероприятий региональной политики. Недостатки этого метода за-ключаются в том, что не всегда существует возможность оценивать результаты региональной политики количественно. Ввиду сложностей практического выполнения, его используют зачастую для оценки воздействия политики региона на экономику отдельного региона [5]. Четвёртый метод базируется на уровне результативности достижения поставленных целей перед региональной политикой. Сперва может показаться, что это самый действенный метод, ведь он предоставляет непосредственно оценку достигнутых результатов, но использовать этот метод можно лишь тогда, когда цели региональной политики определены в количественном эквиваленте. Кроме этого, региональная политика оказывает всестороннее влияние на всю экономику, именно поэтому достижение одной цели может быть связано с отрицательными последствиями для остальных аспектов развития. Правильнее оценивать степень достижения целей в комплексе, при помощи различных способов взвешивания и соизмерения целей, но практически такое соизмерение является достаточно сложной процедурой [5]. Без внедрения региональной политики было бы достаточно сложно руководить такой огромной страной, поскольку то, что для одного региона продуктивно, то для другого может быть неприемлемо. Поэтому стоит ясно понимать для какого региона подходит один тип инструментов региональной политики, а для кого другой. Это означает, что использовать инструменты стоит только после того, как выявлена конкретная проблема внутри региона. В России уделяют большое внимание разработке качественных инструментов региональной политики главы государства, органы местного самоуправления, Правительство и т.д. Основным нормативным правовым документом в сфере регионального развития является Указ Президента РФ от 16.01.2017 №13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года». В рамках указанного документа отмечены основные механизмы стимулирования субъектов Российской Федерации и муниципальных образований к наращиванию собственного экономического потенциала . В вышеназванном документе приведены меры административного (норма-тивно-правовые) и экономического (прямого и косвенного) характера, которые образуют основную (но не исчерпывающую) систему инструментов государственной политики регионального развития, которые могут быть использованы в России. Также важным элементом системы стимулирования развития регионов РФ является Указ Президента РФ от 25.04.2019 №193 «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации», в соответствии с которым утверждены показатели оценки результативности функционирования органов исполнительной власти территории. В данном нормативном правовом документе интересным представляется введение элемента конкурентной борьбы, т. к. только 40 регионов, демонстрирующих наилучшие достижения (по приведенным показателям) имеют право на получение грантов. Указанная мера стимулирования отражена и в Указе Президента РФ от 16.01.2017 №13 (на рисунке третий пункт по порядку – экономический метод прямого действия). В настоящее время органы федеральной власти особенно активно используют экономические инструменты косвенного характера в сочетании с административными – прежде всего, касается действия на территории России зон с особым правовым статусом, среди которых можно выделить территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), особые (свободные) экономические зоны (ОЭЗ, СЭЗ), свободные склады.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 35 страниц
900 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 32 страницы
600 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 75 страниц
2000 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 36 страниц
700 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 36 страниц
500 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 63 страницы
1000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg