ГЛАВА 1. ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЕ САНКЦИЙ
1.1 Понятие юридической ответственности в сфере социального обеспечения по законодательству РФ
В законодательстве о социальном обеспечении такая ответственность закреплена в многочисленных нормах правовых актов – законах и подзаконных актах.
Исследование норм международного и отечественного законодательства, судебной практики о правонарушениях в сфере права социального обеспечения позволяют сформулировать юридическую ответственность следующим образом.
Юридическая ответственность в праве социального обеспечения – это фактическое претерпевание правонарушителем лишений имущественного характера норм права социального обеспечения с целью восстановления нарушенного права.
Юридическая ответственность в праве социального обеспечения является одной из гарантий, обеспечивающих восстановление нарушенного права. Поэтому в силу специфики отношений, регулируемых правом социального обеспечения, к правонарушителю должны применяться специфические имущественные санкции .
Это означает, что применять к субъектам этих отношений другие меры ответственности, например, гражданско-правовой ответственности за нарушение обязательств, материальной ответственности на основании норм трудового права в случае нарушения ими обязанностей, закрепленных в источниках права социального обеспечения, нельзя.
Особенности юридической ответственности субъектов правоотношений по социальному обеспечению определяются спецификой предмета права социального обеспечения.
Она проявляется в следующем:
1) отношения в праве социального обеспечения имеют распределительный характер;
2) хотя в этих правоотношениях отсутствует равенство, их стороны не несут друг перед другом публично-правовой (административной, уголовной) ответственности;
3) получатель материального блага по системе социального обеспечения является экономически зависимой стороной, что ограничивает его имущественную ответственность;
4) в праве социального обеспечения широкое распространение должны получить восстановительные имущественные санкции, призванные служить исключительно восстановлению нарушенного права другой стороны.
Ответственность в праве социального обеспечения должна в первую очередь охранять и защищать права гражданина на существующие виды (блага) по системе социального обеспечения как экономически более слабой стороны от нарушений со стороны обязанного органа, а также гарантировать восстановление того финансового источника, за счет средств которого было незаконно получено благо. Ответственность в сфере социального обеспечения охраняет в целом публичный правопорядок в этой правовой области .
В отраслевом законодательстве нормы о юридической ответственности представлены фрагментарно. К тому же законы, в которых есть нормы об ответственности, в реальности не могут защитить права, так как механизм ответственности, закрепленный в них, на практике довольно сложно применить.
В подзаконных нормативных актах, регулирующих отношения по социальному обеспечению, нормы об ответственности их сторон также либо не содержатся, либо сформулированы так, что применить их невозможно.
Отсутствие в подзаконных нормативных актах правового механизма ответственности в сфере социального обеспечения можно объяснить тем, что все основные виды социального обеспечения определены законом (ч. 2 ст. 39 Конституции РФ). Следовательно, юридическая ответственность должна содержаться только в нормах федеральных законов, устанавливающих виды социального обеспечения общегосударственного характера.
1.2 Виды правоотношений по социальному обеспечению, содержание которых гарантируется юридической ответственностью
Правоотношения по социальному обеспечению – общественные отношения, урегулированные нормами права, возникающие между гражданами и органами государства, местного самоуправления, организациями и гражданами-работодателями, по поводу предоставления гражданам материального и иных видов обеспечения в случае наступления социальных рисков.
Признаки правоотношений по социальному обеспечению:
1) правоотношения имеют волевой характер;
2) урегулированы правом;
3) складываются между обязанными (органы государства, местного самоуправления, организации и граждане-работодатели) и уполномоченными (граждане) субъектами;
4) возникают по поводу материального и иных видов обеспечения;
5) возникают на основе юридических фактов.
Существуют различные классификации правоотношений по социальному обеспечению .
Основная классификация проводится по видам обеспечения (по объекту правоотношения): пенсионные, по предоставлению пособий (обеспечению пособиями), компенсационных выплат, по медицинской помощи, социальному обслуживанию, предоставлению мер социальной поддержки. Данные виды правоотношений содержат более мелкие единицы классификации – подвиды. Например, пенсионные правоотношения подразделяются на правоотношения по поводу предоставления пенсии по старости, инвалидности, случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальной пенсии.
По сроку действия правоотношения по социальному обеспечению могут быть длительными (выплата пенсии, пособий), в том числе пожизненными, и единовременными (кратковременными) (к примеру, выплата единовременного пособия).
ГЛАВА 2. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ПРАВЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
2.1 Конституционно-правовая ответственность
Конституционное право содержит положения об ответственности. Нередко эти положения имеют «передаточный» характер: сама ответственность наступает по нормам уголовного права, гражданского, административного права. Вместе с тем существуют специфические формы ответственности, многие из которых не связаны с виновностью государственного органа или должностного лица. В связи с этим в науке различают конституционную политическую и конституционно-деликтную ответственность . Обе, они, в конечном счете, имеют юридический характер, но первая наступает без юридического деликта. В ее основе — конституционное несоответствие, санкции за которое предусмотрены только нормами конституционного права и скорее имеют морально-политический характер (поэтому их лишь условно можно назвать санкциями). Конституционно-правовая ответственность — обязанность субъекта правоотношения претерпевать неблагоприятные последствия в виде ограничений личного или имущественного характера своих незаконных действий (бездействий), установленная Конституцией РФ и другими федеральными законами .
Как и любая другая юридическая ответственность, конституционно-правовая возникает вследствие совершения субъектом правоотношения виновного правонарушения.
Государство как таковое также может нести по конституционному праву материальную ответственность. Такая ответственность имела, например, место за действия воинских подразделений, которые во время учений нанесли вред имуществу граждан. По решению суда выплаты за виновных должностных лиц производит казна (для этого Правительством РФ создан особый фонд), но возможен регрессный иск государства (его органов) о возмещении виновником выплаченного казной .
Виды конституционно-правовой ответственности:
- ответственность за нарушение основ конституционного строя РФ;
- ответственность за нарушение личных прав и свобод человека и гражданина;
-ответственность за нарушение политических прав и свобод человека и гражданина;
- ответственность за нарушение социально-экономических прав и свобод человека и гражданина;
- ответственность за нарушение культурных прав и свобод человека и гражданина;
- нарушения законодательства органами государственной власти и местного самоуправления и т.д.
Особенностью конституционно-правовой ответственности за нарушение конституционных прав и свобод личности является то, что законодательное регулирование этого вида ответственности зависит от защищаемого права .
2.2 Административная и дисциплинарная ответственность
Административная ответственность — вид юридической ответственности, который определяет обязанности субъекта претерпевать лишения государственно-властного характера за совершение административного правонарушения. Административная ответственность регламентируется Кодексом РФ об Административных Правонарушениях.
Виды административной ответственности:
1. Административная ответственность граждан РФ;
2. Административная ответственность иностранных граждан, иностранных юридических лиц и лиц без гражданства;
3. Административная ответственность собственников транспортных средств;
4. Административная ответственность должностных лиц;
5. Административная ответственность военнослужащих;
6. Административная ответственность юридических лиц РФ;
7. Административная ответственность собственников или иных владельцев земельных участков либо других объектов недвижимости.
Дисциплинарная ответственность — это юридическая ответственность, наступающая за нарушение трудовой дисциплины и выражающаяся в наложении на работника, совершившего дисциплинарный проступок, дисциплинарного взыскания.
Дисциплинарный проступок - это неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей.
Трудовое законодательство предусматривает три вида дисциплинарных взысканий:
- замечание (наименьшее строгое дисциплинарное взыскание);
- выговор (более строгое дисциплинарное взыскание);
- увольнение (самое строгое дисциплинарное взыскание).
2.3 Гражданско-правовая ответственность
Гражданско-правовая ответственность — это одна из форм государственного принуждения, состоящая во взыскании судом с правонарушителя имущественных санкций, направленных на восстановление нарушенных прав потерпевшего .
Гражданское законодательство предусматривает различные формы ответственности. Различают следующие формы:
1) Компенсационная — возмещение убытков, компенсация морального вреда
2) Штрафная — уплаты неустойки, потери задатка
3) Запретительная — ограничения в правах в отношении правонарушителя
4) Понуждение — нарушитель понуждается к совершению каких-либо действий .
В зависимости от признака классификации ответственность может быть:
1. Договорная, законная и ответственность по обычаю;
2. Непосредственная (ответственность несёт лицо, нарушившее договор), регрессивная (ответственность несут 3 лица);
3. Полная, ограниченная;
4. Единоличная, долевая;
5. Солидарная, субсидиарная;
6. Личная, ответственность за третьих лиц;
7. Денежная, в натуральном виде .
2.4. Уголовная ответственность
Уголовная ответственность — это установленная уголовным законом обязанность лица понести наказание или иные меры уголовно-правового характера за совершенное им преступление.
Уголовная ответственность характеризуется следующими признаками:
1) основания и пределы уголовной ответственности предусмотрены в уголовно-правовой норме;
2) уголовная ответственность применяется со стороны государства принудительно;
3) уголовно-правовая норма применяется от лица государства в силу обвинительного приговора суда;
4) установлен особый порядок возложения на лицо уголовной ответственности;
5) исходит от государства в виде его реакции, которая адресована виновному в совершении преступления;
6) уголовная ответственность носит строго личный характер.
Особенностью уголовной ответственности является то, что она устанавливается нормой уголовного закона и реализуется с момента возникновения уголовных правоотношений. Уголовное правоотношение и ответственность возникают лишь с момента совершения преступления и реализуются с момента вступления приговора в законную силу .
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА
ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
3.1 Реализации ответственности за правонарушения в сфере социального обеспечения в судах общей юрисдикции
Конституция объявляет Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты .
Основной целью социального обеспечения и социальной защиты является обеспечение достойных условий жизни для всех членов общества и создание равных и справедливых возможностей для развития каждого гражданина. Достижение данных целей составляет содержание социальной функции государства, реализуемой в рамках его социальной политики на основе нормативного и организационного механизмов. Но социальный характер государства заключается не столько в провозглашении себя таковым, сколько в недопущении совершения правонарушений в сфере социального обеспечения, а также в своевременной защите социальных прав своих граждан.