Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельность.

happy_woman 1300 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 52 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.11.2020
В связи с принятием Федеральных законов «О прокуратуре Российской Федерации» и «Об оперативно-розыскной деятельности» перед органами прокуратуры поставлена задача осуществления постоянного и непрерывного прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью. Проблемы прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность остаются спорными и в современной науке. Основные из них: - определение объектов прокурорского надзора в оперативно-розыскной деятельности; - концептуальные расхождения в законах и проблемы прокурорского надзора; - направления совершенствования правового регулирования надзора прокурора за осуществлением ОРД; - политика - правовые и информационные основы надзора за ОРД и их исторический аспект. Исследование этих и других вопросов требует от ученых решения данных проблем, имеющих не только теоретическое, но и практическое значение. Объект и предмет диплома. Объектомисследования в настоящей работе являются правоотношения, складывающиеся в связи с осуществлением прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, апредметом – система действующих в настоящее время в Российской Федерации нормативно-правовых актов, регулирующих прокурорский надзор в этой области. Цель работы. Цель работы состоит в выявлении и решении наиболее значимых теоретических и практических проблем прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, возможности усиления надзора прокуратуры за осуществлением этого важного, сложного и противоречивого вида правоохранительной деятельности. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующиезадачи: 1. Подвергнуть анализу предмет, сущность и задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельностью. 2. Детально рассмотреть полномочия органа прокуратуры по надзору за исполнением законов при проведении оперативно-розыскных мероприятий. 3. Рассмотреть основные направления прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. 4. Изучить меры прокурорского реагирования за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. Выводы по проблемам прокурорского надзора за исполнением законов излагались в трудах таких ученых как Гинзбург А. Я., Гуценко Г. Ф., Доля Е. А., Сурков К. В., Шумилов А. Ю. и других. При написании данной работы были использованы следующие методы: - анализ, синтез, системный подход (общенаучные); - историко-правовой, формально-юридический, конкретно социологический метод, государственного и правового моделирования (частные). Данная работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и списка использованной литературы.
Введение

Конституция Российской Федерации , утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, обязывает правоохранительные органы направлять главные усилия на соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина. Прокуратура призвала решительно пресекать всякие проявления беззакония, неукоснительно стоять на страже законности. Как известно, оперативно-розыскная деятельность затрагивает важные права и свободы человека и гражданина, следовательно, адекватным должен быть и прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью, что невозможно без выделения его в качестве самостоятельной отрасли прокурорского надзора. За последние годы в России приняты законы и другие нормативные акты, существенно изменившие реализацию правоохранительных функций государства и условия надзора за их исполнением. Прежде всего, это касается оперативно-розыскной деятельности (далее ОРД), впервые законодательно признанной в качестве самостоятельного предмета правового регулирования. Традиционно правовое регулирование ОРД отождествлялось с правовым регулированием дознания. Таким образом, в современных условиях функционирования прокуратуры всё болееактуальнойстановится проблема изучения вопросов прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, которые могут быть нарушены или ограничены в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий, так как сами граждане порой не могут отстаивать свои права в силу закрытости информации, потому как оперативно-розыскная деятельность осуществляется, в том числе и на негласных началах. Единственным гарантом соблюдения прав и свобод граждан при проведении оперативно-розыскной деятельности становится прокурор. Новые законодательные акты установили, что оперативно-розыскную деятельность могут проводить службы внешней разведки, оперативные подразделения Главного управления охраны Российской Федерации, т. е. структуры, не являющиеся органами дознания. Появилось новое понятие - органы, осуществляющие оперативно - розыскную деятельность. Закон «О частной детективной и охранной деятельности» разрешает детективом проведение сыска, что является видом ОРД. В связи с принятыми законами оперативно-розыскная деятельность изменяется не только по числу субъектов ОРД, но и качественно. В ней появляются новые, признанные законом направления - обеспечение безопасности органов власти и высших должностных лиц, собственная защита органов, ведущих оперативно-розыскную деятельность, борьба с уклонением от уплаты налогов, нарушением таможенных правил. Изменяется территориальный аспект распространения ОРД. Если раньше только органы внутренних дел и государственной безопасности имели в структуре городские, районные и вышестоящие территориальные подразделения, то потом к ним прибавились органы Главного управления налоговых расследований, государственной налоговой службы. В юридической литературе фактически нет работ по проблемам прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью. Объясняется это тем, что в законодательстве до сравнительно недавнего времени отсутствовали прямые указания относительно задач функций и полномочий органов прокуратуры по надзору за оперативно-розыскной деятельностью.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3 Глава 1. Особенности прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность…………8 § 1.1 Предмет, сущность и задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельностью……………………………………………………………………8 § 1.2 Полномочия органа прокуратуры по надзору за исполнением законов при проведении оперативно-розыскных мероприятий………………………..18 Глава 2. Организация прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность………..26 § 2.1. Основные направления прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности……………………………………………………………………..26 § 2.2. Меры прокурорского реагирования за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности………………………...37 Заключение……………………………………………………………………….48 Список использованных источников…………………………………………..50
Список литературы

Нормативно-правовые акты: 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11- ФКЗ). 2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2020) //СПС «Консультант-Плюс». 3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: офиц. текст: (ред. от 27.12.2018 с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2020). 4. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (с последними дополнениями и изменениями). 5. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (с последними изменениями и дополнениями). 6. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 г. №2201-1, п. 1 ст. 1. (с последними изменениями и дополнениями). 7. Федеральный закон "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 N 273-ФЗ (последняя редакция). 8. Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ (ред. от 02.12.2019) "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 18.03.2020). 9. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности" (последняя редакция). 10. Федеральный закон "О федеральной службе безопасности" от 03.04.1995 N 40-ФЗ (последняя редакция). 11. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (с изменениями и дополнениями). 12. Приказ Генпрокуратуры России от 15.02.2011 N 33 (ред. от 20.01.2017) "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности" (вместе с "Инструкцией о порядке составления и представления отчета о работе прокурора по надзору за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности", "Инструкцией об организации делопроизводства в органах прокуратуры по документам органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность"). 13. Указ Президента РФ от 25.03.2015 N 161 (ред. от 24.10.2018) "Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации". Учебные пособия, учебники, монографии: 14. Антонов В.Ф. Привлечение лица в качестве обвиняемого: вопросы теории / В.Ф. Антонов //Российский следователь. – 2016. – №8. 15. Байкин И. М. Прокуратура и судебная власть // Российская юстиция. 2017. №?10. 16. Басецкий И.И., Родевич Л.И. Субъекты и участники оперативно-розыскного и уголовного процессов // Проблемы правоохранительной деятельности. 2017. 17. Болдырев У.К. Правоохранительная деятельность территориальных органов МВД России как объект организации // Аграрное и земельное право. 2019. № 6 (138). 18. Вагин О.А. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью (ст. 21) // Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности». С приложением решений Конституционного Суда Российской Федерации и Европейского Суда по правам человека / Вступ. Ст. Зорькина В.Д. М.: Норма, 2018. 19. Винокуров А. Ю. Точность использования понятийного аппарата как элемент компетенции прокурорского работника // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2018. № 2. 20. Володина Н. В. Роль прокуратуры Российской Федерации в механизме государственной власти // Правовая инициатива. 2018. №?5. 21. Гаврилов Ю. Сидят, но служат: военная полиция возьмет под охрану дисбаты и гауптвахты // Российская газета. 25.02.2019. № 6609. 22. Губанов М. Н. Право судебных приставов на оперативно-розыскную деятельность // Юридическая наука. 2018. № 4. 23. Дытченко Г. В., Никитин Е. Л. Проблемы организации надзора за законностью оперативно-розыскной деятельности // Законность. 2018. № 10. 24. Дубоносов Е. С. Оперативно-розыскная деятельность: учебник для вузов / Е. С. Дубоносов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. 25. Железняк Н. С. Правовая основа, предмет и организация прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность // Вестник Сибирского юридического института ФСКН России. 2019. 26. Железняк Н. С. О недопустимости ведомственной корректировки предписаний Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» // Вестник Сибирского юридического института ФСКН России. 2019. 27. Зуев А. А. Прокурорский надзор за ОРД: проблемные аспекты пределов полномочий правового регулирования // Политика и право. Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2018. 28. Камчатов К. В., Янчуркин О. В., Журавлева А. С. Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия по уголовным делам в сфере торговли людьми // Юридический мир. 2019. 29. Капканов В.И. Проблемы осуществления надзора за оперативно-розыскной деятельностью // Адвокат. 2019. № 9. 30. Козусев А. Ф. Надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности – отрасль прокурорского надзора // Проблемы теории и практики прокурорского надзора в современных условиях: тезисы науч.практ. конф. М., 2018. 31. Козлов А. Ф. Компетенция прокуратуры и организации ее работы. Свердловск: СЮИ, 2019. 32. Кожевников О.А., Зайцева И. И. Проблемы организации правоохранительной системы Российской Федерации. Екатеринбург: Уральский гос. юрид. ун-т, 2018. 33. Маркушин А. Г. Оперативно-розыскная деятельность в раскрытии и расследовании преступлений. Учебное пособие г.Н.Новгород. 2019. 34. Наумов А. В. Уголовный кодекс Российской Федерации. Научно-практический комментарий. / А. В. Наумов. — М., Проспект.2018. 35. Настольная книга прокурора/Под общ. Ред. Кехлерова С.Г., Капинус О.С. 3-е изд., перераб и доп. М.: Юрайт, 2017. 36. Никитин Е. Л. Концептуальный подход к определению функций и системы полномочий прокуратуры в России // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2018. 37. Петрухин И. Л. Прокурорский надзор и судебная власть: Учеб. пособие. —М.: Проспект, 2018. 38. Шадрин В. С., Андросов С. В. О соотношении прокурорского надзора и судебного контроля за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования // Криминалистъ. 2018. 39. Шалумов М. С. Судебный контроль и прокурорский надзор: не междоусобица, а взаимодействие // Российская юстиция. 2019. № 4.
Отрывок из работы

Глава 1. Особенности прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность § 1.1 Предмет, сущность и задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельностью Высокоэффективная организация правоохранительной деятельности позволяет на должном уровне защищать права и свободы человека и гражданина, удовлетворять потребности общества и его членов в защите их жизни и здоровья, прав и свобод . Анализ и изучение юридической литературы показывают, что многие исследователи справедливо подчёркивают, что «прокурорский надзор составляет основную, ведущую функцию прокуратуры, определяющую её государственное предназначение, социально-политическую значимость. Надзор за исполнением законов является наиболее эффективной и последовательный формой контроля со стороны государства в одной из наиболее важных для него сфер обеспечения законности» . Что же касается оперативно-разыскной деятельности (далее ОРД), то при определении прокурорского надзора (наряду с использованием полного наименования названного вида прокурорского надзора далее также – прокурорский надзор) необходимо исходить из двух взаимосвязанных обстоятельств. Во-первых, ОРД – особый в плане обеспечения прав и свобод человека и гражданина вид государственной деятельности. Во-вторых, при её осуществлении используются гласные и негласные силы и средства, что таит в себе возможности для злоупотреблений, нарушений законности. Поэтому прокурорский надзор составляет сердцевину и ядро деятельности уполномоченных прокуроров в обеспечении законности решений, принимаемых органами, осуществляющими ОРД. По мнению О.А. Вагина, «прокурорский надзор за ОРД – это осуществляемая от имени государства деятельность прокуратуры, призванная обеспечить верховенство закона, единство и укрепление законности, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства при осуществлении органами – субъектами ОРД и их должностными лицами ОРД путём выявления и своевременного устранения любых нарушений закона и привлечения к ответственности виновных» . Не давая свою оценку приведённому понятию, отметим, что на сегодня существует достаточно много понятий и определений прокурорского надзора за исполнением законов органами осуществляющим ОРД. Среди них, наиболее удачно сформулированными являются те, которые исходили из базового понятия «прокурорский надзор», определяемого как «вид государственной деятельности, осуществляемый органами прокуратуры и выражающийся в проверке соблюдения Конституции РФ и действующих на территории Российской Федерации законов присущими прокурорам правовыми средствами надзора» . Авторы в данной дефиниции представили ключевые положения, которые вполне можно взять за основу при определении понятия «прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД». Между тем без уяснения сущности рассматриваемого вида прокурорского надзора вряд ли удастся глубоко понять цели, задачи прокуратуры, полномочия уполномоченных прокуроров, а также систему прокуратуры. Вот почему мы предприняли попытку раскрыть сущность прокурорского надзора через призму раскрыть рассмотрения его наиболее значимых признаков. Общим для всех отраслей прокурорского надзора, в том числе анализируемой, является то, что прокуратура не входит ни в одну из ветвей государственной власти, так как она «единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов действующих на территории Российской Федерации» . Помимо этого признака прокурорскому надзору за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, присущи и следующие специфические признаки. Прокурорский надзор – вид государственной деятельности, осуществляемой от имени государства специально уполномоченными прокурорами. Указанный признак наиболее часто употребляется в такой редакции в научной литературе. Считается наиболее приемлемым, если назовём ее государственно-правовой правовой формой деятельности органов прокуратуры, поскольку анализируемый вид прокурорского надзора существенным образом отличается от иных его видов. Оперативно-розыскная деятельность самым непосредственным образом оказывает влияние на содержание прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД. Если другим видам надзора присущи гласный формы и методы проверок, то прокурорский надзор за ОРД предполагает при этом строгое соблюдение таких принципов, как конспирация и сочетание гласных и негласных методов и средств, а потому его осуществляют лишь уполномоченные на то прокуроры. Данный вид деятельности легитимен, так как он осуществляется в соответствии с федеральными законными «О прокуратуре Российской Федерации» (1992) и «Об оперативно-разыскной деятельности» (1995). Иными словами прокурорский надзор имеет свою правовую основу. Помимо названных федеральных законов, сам механизм его осуществления предусмотрен приказом Генпрокуратуры РФ № 33 от 15 февраля 2011 г. «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности» . Осуществление прокурорского надзора преследует строго определённые цели. В п. 2 ст. 1 Федерального закона « О прокуратуре Российской Федерации» чётко определены его цели: обеспечение верховенство закона, единства и укрепление законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Как известно, сами по себе эти цели не могут быть реализованы. Для этого указанным Законом исчерпывающе перечислены функции, их достаточно много. Назовем лишь основные из них, к числу которых мы относим: надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина на федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержание и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Нельзя не отнести к числу признаков прокурорского надзора наличие совокупности актов прокурорского реагирования, когда имеет место нарушение закона. Это: представления, предупреждения, протесты, требования. Перечислены только те из них, которые чаще всего используются по результатам осуществления прокурорского надзора в рассматриваемой области деятельности. Другим не менее важным признаком является то, что прокурорский надзор может быть рассмотрен как система, состоящая из совокупности относительно самостоятельных, но в тоже время тесно взаимосвязанных элементов. Ими, в частности, служат: цели и задачи, функции и полномочия уполномоченного на то прокурора; субъекты и объекты прокурорского надзора; принципы и правовые средства; предмет и приделы такого надзора. Общественные отношения, урегулированные нормами ФЗ об OРД, в итоге становятся правоотношениями, а последние согласно ч. 2 ст. 21 указанного Закона выступают предметом прокурорского надзора за ОРД. Как известно, отношения всегда возникают между двумя субъектами. Исходя из этого назовём некоторые из них: сотрудник оперативного подразделения и его руководитель, утвердивший оперативно-служебные документы; гражданин и оперативное подразделение, кому оказывается лицом содействие; проверяемый, в отношении которого проводятся оперативно-розыскные мероприятия, и оперативный сотрудник – инициатор их проведения. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, обязаны принимать в пределах своих полномочий необходимые меры по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности, а также по обеспечению безопасности общества и государства и решать другие предусмотренные законом задачи. Деятельность, осуществляемая этими органами, неизбежно сопровождается ограничением прав и свобод человека, попавшего в сферу их интересов. Причем в процессе оперативно-розыскной деятельности может происходить вмешательство в личную жизнь значительного круга лиц. И не всегда такое вмешательство осуществляется в соответствии с требованиями закона. В связи с этим надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности имеет большое значение. Специфика оперативно-розыскной деятельности, заключающаяся, прежде всего, в ее негласном осуществлении, привлечении к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий лиц, конфиденциально сотруднича­ющих с органами, осуществляющими эту деятельность, а также в широком применении специальных технических средств требует от прокуроров осуще­ствления надзора за исполнением законов в оперативно-ро­зыскной деятельности в соответствии с потребностя­ми общества, действительного обеспечения прав и свобод личности. Ст. 29 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" определяет, что предметом надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие является соблюдение: 1. прав и свобод человека и гражданина; 2. установленного порядка разрешения заявлений и сообщений совершенных и готовящихся преступлениях; 3. установленного порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования; 4. законности решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Целью надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, является обеспечение соблюдения: 1. прав и свобод человека и гражданина, законности при решении задач оперативно-розыскной деятельности; 2. прав и законных интересов юридических лиц; 3. установленных законом запретов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности; 4. порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий, установленного законами и правовыми актами, принятыми уполномоченными органами и предусматривающими механизм реализации законов. Согласно приказу Генпрокуратуры России от 15.02.2011 N 33 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности" проверки исполнения законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся: 1. по обращениям граждан, юридических и должностных лиц; 2. по результатам изучения материалов уголовных дел о нераскрытых преступлениях или при поступлении информации о ненадлежащем исполнении поручения следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания по уголовным делам, а также в связи с ненадлежащим исполнением требований уполномоченного прокурора; 3. в плановом порядке, в том числе по указанию вышестоящего уполномоченного прокурора; 4. в других случаях, с учетом состояния законности в этой сфере деятельности. Согласно приказу Генпрокуратуры России от 15.02.2011 N 33 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности" к задачам данной подотрасли надзора можно отнести : 1. проверку соблюдения конституционных прав и свобод человека и гражданина в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности; 2. проверку соблюдения законности, обоснованности и установленного порядка заведения дел оперативного учета и иных оперативно-служебных материалов, сроков и порядка их ведения, законности принимаемых по ним решений; 3. проверку соблюдения законности и обоснованности проведения или прекращения оперативно-розыскных мероприятий, в том числе тех, разрешения на проведение которых даны судом; наличие оснований, соблюдение установленных условий, порядка и сроков их проведения; 4. проверку соблюдения законности проведения оперативно-розыскных мероприятий, направленных на сбор данных; 5. проверку соблюдения законности представления результатов оперативно-розыскной деятельности; 6. проверку наличия полномочий у лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также принимающих решения в процессе оперативно-розыскных мероприятий; 7. проверку соблюдения определенного Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" перечня оперативно-розыскных мероприятий; 8. проверку соблюдения установленного порядка регистрации дел оперативного учета и других оперативно-служебных материалов; 9. проверку соответствия оперативно-розыскных мероприятий целям и задачам оперативно-розыскной деятельности, а также соблюдения требования о недопустимости применения информационных систем, технических средств и веществ, наносящих ущерб жизни и здоровью людей и причиняющих вред окружающей среде; 10. проверку своевременности уведомления судей органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, о проведении оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина (на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, в том числе передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища); наличие оснований для проведения таких оперативно-розыскных мероприятий в указанных случаях. Приказ Генпрокуратуры России от 15.02.2011 N 33 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности" устанавливает следующие пределы надзора. Проверки по обращениям о нарушениях ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", допущенных должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, проводятся уполномоченными прокурорами той прокуратуры, которой осуществлялся надзор за процессуальной деятельностью на досудебной стадии уголовного судопроизводства. Исключение составляют обращения, в которых обжалуются действия должностных лиц органов федеральной службы безопасности, связанные с оперативным сопровождением уголовных дел. Проверки по таким обращениям проводить уполномоченным прокурорам по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности с учетом установленного Генеральным прокурором Российской Федерации разграничения компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур. Оперативно-служебные документы об осуществлении органами федеральной службы безопасности оперативно-розыскных мероприятий в рамках контрразведывательной деятельности проверять в порядке надзора только по поступившим в прокуратуру материалам, информации и обращениям граждан, свидетельствующим о нарушениях этими органами законодательства Российской Федерации. В ходе надзорных мероприятий в Службе внешней разведки Российской Федерации и в органе внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации проверять только те оперативно-служебные документы, которые связаны с обеспечением собственной безопасности указанных органов. Законность привлечения граждан к содействию на конфиденциальной основе и соблюдение при этом принципа добровольного сотрудничества с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, проверять исключительно при наличии жалоб граждан. При осуществлении надзора учитывать, что сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе, представляются прокурору только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности. Таким образом, в предмет прокурорского надзора не входят : 1. сведения об организации, тактике, методах и средствах осуществления оперативно-розыскной деятельности; 2. проверка законности решения судьи по результатам рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий (напр., прослушивание телефонных переговоров); 3. сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе (только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности); 4. сведения о лицах, оказывающих или оказывавших органам федеральной службы безопасности содействие на конфиденциальной основе, а также об организации, о тактике, методах и средствах осуществления деятельности органов федеральной службы безопасности; 5. исполнение предписаний подзаконных актов (приказов, распоряжений, инструкций, указаний). Таким образом, сущность прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, заключается в осуществлении уполномоченными прокурорами в пределах своей компетенции проверочных действий, направленных на своевременное предупреждение, выявление и устранение нарушений закона, восстановление нарушенных прав и привлечении виновных к ответственности. Иными словами, сущность прокурорского надзора заключается в том, чтобы обеспечить должный правовой режим, не вторгаясь в конкретную деятельность поднадзорных органов. § 1.2 Полномочия органа прокуратуры по надзору за исполнением законов при проведении оперативно-розыскных мероприятий Для осуществления надзора за законностью в деятельности различных субъектов прокурор наделяется совокупностью полномочий (прав, являющихся одновременно обязанностью), т. е. соответствующей компетенцией. Полномочия прокуроров устанавливаются в Федеральном законе (ФЗ) «О прокуратуре Российской Федерации» по направлениям прокурорской деятельности. Единых для всей прокурорской деятельности полномочий нет и быть не может, ибо она осуществляется строго по отдельным направлениям. Полномочия, как и задачи, отражают специфику деятельности субъектов, за исполнением законов которыми осуществляется прокурорский надзор. Поэтому каждому направлению соответствует специфическая совокупность полномочий прокуроров. Полномочия должны реализовываться в правовых средствах прокурорского надзора – прокурорских проверках, постановлениях, протестах, представлениях и т.д. Однако многие авторитетные ученые, выступающие за точность использования понятийного аппарата, с одной стороны, отождествляют понятия полномочия и правовые средства, с другой – считают, что это разные правовые категории . ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» в ст. 1 и гл. 3 выделяет надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (ОРД), дознание и предварительное следствие, но ни название данного направления, ни его содержание не отражают сущности деятельности прокурора в данной сфере, что объясняется следующими причинами. Во-первых, в законе говорится о соблюдении законности только правоохранительными органами. Между тем круг субъектов, принимающих участие на досудебных стадиях уголовного судопроизводства и ОРД, достаточно широк. И этими субъектами также могут нарушаться правовые нормы. Во-вторых, в законе наряду с органами, осуществляющими досудебное производство по уголовному делу, названы и органы, осуществляющие ОРД, что не совсем правильно. Оправданной является точка зрения о необходимости выделения отдельной отрасли деятельности прокуратуры – надзора за исполнением законов при осуществлении ОРД . Данное направление имеет свои задачи, предмет, а прокурор обладает особыми полномочиями, обусловленными спецификой данного вида деятельности. Полномочия, связанные с осуществлением надзора за законностью ОРД, подразделяются на две группы: предметные и функциональные. Предметные полномочия представляют собой права, являющиеся одновременно обязанностями прокурора по отношению правового поведения субъектов ОРД, т.е. предмета надзора. Это субъекты, осуществляющие ОРД, другие государственные органы, наделенные государственно-властными полномочиями на принятие соответствующих юридически значимых решений в ОРД, а также граждане . Функциональные полномочия прокурора касаются его собственных действий и реализуются при выявлении нарушений законности и при реагировании на них . ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» в качестве органов, осуществляющих ОРД, называет оперативные подразделения органов внутренних дел РФ, органов федеральной службы безопасности, федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, таможенных органов РФ, Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы исполнения наказаний. Отдельно выделено оперативное подразделение органа внешней разведки Министерства обороны РФ, которое проводит оперативно-розыскные мероприятия (ОРМ) только в целях обеспечения собственной безопасности и только в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий иных органов, осуществляющих ОРД (ст. 13 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»). ФЗ «О войсках национальной гвардии» , к сожалению, не предусмотрел право органов Российской гвардии на производство ОРД, хотя это прямо вытекает из норм ч. 1 ст. 9 этого закона. В юридической литературе уже много лет идет дискуссия о возможности наделения оперативных подразделений иных федеральных органов исполнительной власти полномочиями по осуществлению ОРД. В настоящее время сложилась парадоксальная ситуация: несмотря на то, что Федеральная служба судебных приставов (далее ФССП) России не включена ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» в перечень органов, имеющих право проводить ОРМ, некоторые должностные инструкции, приказы ФССП России, даже федеральные законы и Уголовно-процессуальный кодекс РФ (далее УПК РФ) (в определенной ситуации) наделяют судебных приставов этим правом . Остаются нерешенными и проблемы компетенции военной полиции . Подписанный Президентом РФ Указ от 25.03.2015 № 161 «Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» во многих нормах противоречит УПК РФ. До сих пор военная полиция не наделена полномочиями по осуществлению ОРД . Поэтому вопрос о круге субъектов, обладающих правом на осуществление ОРД, остается открытым и требует решения путем наделения этих органов правом на производство ОРД при внесении дополнений в ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Предметные полномочия прокурора касаются также деятельности следователя, который имеет право давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении ОРМ. Под органами дознания понимаются также органы, осуществляющие ОРД. Прокурор, проверяя законность проведения проводимых по поручению следователя ОРМ, должен проверить и законность данных им поручений. К субъектам ОРД относятся и граждане, как способствующие проведению OРД, так и те, чьи действия проходят проверку в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств (ст. 1 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»). Особое место в системе органов, участвующих в ОРД, занимает суд. Это связано с тем, что в соответствии со ст. 23 и 25 Конституции РФ проведение ОРМ, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также права на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения (ст. 8 и 9 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»). Основанием для принятия решения судьей является мотивированное постановление одного из руководителей органа, осуществляющего ОРД. По требованию судьи ему могут представляться иные материалы, касающиеся оснований для проведения ОРМ, за исключением данных о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе об организации и тактике проведения ОРМ. Однако непонятна роль прокурора в данных судебных процессах. Если в соответствии со ст. 165 УПК РФ на возбуждение ходатайства о производстве следственного действия, ограничивающего конституционные права гражданина, дознавателю необходимо согласие прокурора, предполагающее ознакомление прокурора с материалами уголовного дела в полном объеме, то для следователя и органа, осуществляющего ОРД, этого не требуется. Закон не обязывает уведомлять прокурора о том, что следователь и орган, осуществляющий ОРД, намерены обратиться в суд за одобрением производства следственного или иного действия, ограничивающего конституционные права граждан, и зачастую он узнает об этом только перед рассмотрением материала в суде, получив его копию.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 84 страницы
1400 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 103 страницы
1600 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 73 страницы
1500 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 92 страницы
1500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg