Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Игра как средство нравственного воспитания младших школьников.

happy_woman 468 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 39 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.11.2020
Исходя из всего вышесказанного,целью данной работы является изучение роли игры в процессе нравственного воспитания младших школьников. Объект исследования – нравственное воспитание детей с помощью игры. Предмет исследования - игра, как средство нравственного воспитания младших школьников. Гипотеза исследования: считаю, что разнообразие игр, проводимых с младшими школьниками будет оказывать на них воспитательное влияние, если: - игра будет соответствовать возрастным особенностям школьников; - будет присутствовать достаточная мотивация для учащихся; -реализованы педагогические условия, способствующие нравственному воспитанию, положительных качеств младших школьников в процессе игр. В соответствии с поставленной целью исследования и для проверки выдвинутой гипотезы были выделены следующиезадачи: 1)Изучить научную и методическую литературу по проблеме нравственного воспитания младших школьников 2) Рассмотреть исторические предпосылки возникновения игры; 3) Проанализировать уровень разработанности теоретических аспектов игровой деятельности в нравственном воспитании младших школьников. 4) Установить необходимый объем сведений для обоснования системы их использования в нравственном воспитании на основе игр. Наибольшие возможности для игровой деятельности заложены во внеклассной работе, в работе групп продленного дня, где дети могут выбирать игры и занятия по интересам. Главная задача, которая решается при этом в совместной деятельности, — предоставить возможность детям для коллективных переживаний, создать у них радостное настроение. За последние годы накоплен большой экспериментальный и теоретический материал по вопросам организации жизни и деятельности детей в условиях, где ведущee место отводится использованию игровых приемов на уроках и собственно игре как форме организации детской жизни. Научный вклад в разработку технологии игры внесли: немецкий ученый К. Гросс, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Януш Корчак, К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский. В работе использованы методы анализа и обобщения научной литературы, изучение продуктов деятельности школьников, целенаправленное наблюдение, анализ учебных планов, содержание учебных программ, учебников. Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении и теоретическом обосновании факторов, влияющих на процесс воздействия игровой деятельности на нравственное и психическое развитие младших школьников. «Игры - не пустое занятие. Каков ребенок в игре, таким он будет в жизни, поскольку через игру он входит в систему взаимоотношений людей. В процессе игры он усваивает систему норм и правил поведения, овладевает определенными социальными ролями, учиться подчиняться и брать ответственность на себя» - писала Карпова С.Н. Вопрос нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, педагогом, обществом, государством в целом и поэтому разберем его болee обширно.
Введение

Школа открывает для ребенка мир новых увлечений, знаний, занятий и конечно жe игр. Многие игры младших школьников создаются именно для того, чтобы помочь детям в игровой форме осваивать учебный материал. Обучение младших школьников в игровой форме – весьма продуктивный развивающий метод. Но не только обучение, но и воспитание младших школьников во многом происходит через игру. Игра, как модель реальной жизни, дает детям первый социальный опыт. Воспитание ребят-младших школьников через правильные игры способствует гармоничному интеллектуальному, физическому, нравственному развитию ребёнка. "Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернee глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр." - писала Н.К. Крупская. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, учитель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом, поэтому тема курсовой работы «Игра как средство нравственного воспитания младших школьников» - актуальна.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………2-5 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. 1.1. Сущность и природа нравственности…………………………………6-12 1.2. Особенности и условия нравственного воспитания младших школьников………………………………………………………………....13-20 2.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. 2.1. Историческое возникновение игры…………………………………...21-25 2.2. Игра как средство нравственного воспитания………………………..26-35 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………..36-37 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….38-40
Список литературы

1. Аникeeва Н.П. Главное о воспитании детей Спб.: Питер-Пресс.2016 128с 2. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании // Педагогика. - 2005 .- №2 .– С. 67-68 3. Беляева Е. В. Формирование нравственной культуры младших школьников в практической деятельности педагога // Обучение и воспитание: методики и практика. 2012. №1. С.151-155. 4.Берн Э. Игры, в которые играют люди. М. 2009 5.Богуславская З. М. , Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего школьного возраста. М.: Просвещение. 2009. 6. Боликова Л.Ю., СильноваЮ.А. Формирование духовно-нравственных установок у младших школьников // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2015. Т. 34.№ 2.С. 121-126. 7. Величко О.Ю. Методы стимулирования нравственного развития младших школьников // Начальная школа.2010. Т.4. № 7. С. 97-100. 8. Волкова Н.А., Слизкова Е.В. Сказкотерапия как фактор нравственного развития младших школьников // Концепт. 2014. № 2.С. 34-36. 9.Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк: Кн. для учителя. – 3-е изд. [Текст] / Л.С. Выготский. М.: Просвещение, 2007. – 94 с. 10. Выготский Л.С. Психологическое значение игры // Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. 536 с. 11.Газман О.С. Харитонова Н.Е. В школу с игрой. Москва, 1991. 12.Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования. -2010. 13.Даль В.И. Толковый словарь живого велико русского языка. - М.: 2005, т. 14.Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие/ М.Г. Ермолаева. – 2-е изд., доп. – СПб. СПб АППО, 2005. – 112 с. 15.Калюжный А.А. Роль учителя в нравственном воспитании школьников. Алма-Ата, 1998. - 277 с. 16.Кугунурова А. А., Товарищева Ф. Д. Учение Яна Амоса Коменского о нравственном воспитании // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 30. – С. 283–286. 17.Лагодина Е.Н. Проблемы нравственного воспитания детей в России. - М.: Просвещение, 2006. 18.Макаренко А.С. проблемы школьного советского воспитания / А.С. Макаренко- м.: Просвещение, 1976. 19.Менджрицкая Д. В. Воспитание детей в игре. М., 1991 20.Минскин Е.М. От игры к знаниям: Развивающие и познавательные игры младших школьников. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1982. 192с. 21.Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М.: Азбуковник, 2000. - 940 с. 22.Педагогический энциклопедический словарь / под ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая Рос. энцикл., 2009. 527 с. 23.Рожков М.И. Теория и методика воспитания. / М.И. Рожков – М..Владоспресс, 2004. 24.Сандабкина Т. Б. Некоторые аспекты воспитания нравственной сферы младшего школьника // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 5. С. 118-222. 25.Сиденко А. Игровой подход в обучении // Народное образование. 2000, №8 352 с. 26.Социальная философия: словарь / под общ. ред.: Академический Проект, 2003. - 588 с. 27.Селевко Г. К. Современные образовательные технологии Учебное пособие. М. Народное образование, 1998. 256 с 28.Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения -М: 1980, т.2. 29.Уледов А.К. Нравственное воспитание. - М.: Мысль, 1979. 30.Усова А.Б. Роль игры в воспитании детей. - М., 1976. 31.Ушинский К.Д. Собрание сочинений -= М.: 1985, т.2. 32.Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. 4-е изд., перераб. и доп. / И.Ф. Харламов – М.: Гардарики, 2005. 520 с. 33.Чутко Н.Я. Игра в учебной деятельности детей // Начальная школа: плюс-минус. 2001. - №8. С.8-11 34.Щуркова Н.Е. Классное руководство:Игровые методики. – М.: Педагогическое общество России, 2004. 35.Энциклопедия современного учителя. – М.: Знание, 2006.
Отрывок из работы

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. 1.1. Сущность и природа нравственности. В основе нравственного воспитания лежат такие понятия как нравственность и мораль. Мыслители разных веков трактовали понятия нравственности и морали по-разному. Например, в толковом словаре Ожегова:«Нравственность - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Человек безупречной нравственности». В то же время философы рассматривают нравственность как определяющий аспект культуры, ee форма, дающая общee основание человеческой деятельности, от личности до общества, от человечества до малой группы. В большом энциклопедическом словаре понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль – (этика, мораль, нравственность в этимологическом плане одно и то же понятие, только выраженное сначала греческим, потом латинским и, наконец, славянским корнем; на греч. языке - привычка, обыкновение, нрав) - один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений. Мораль регулирует поступки человека во всех сферах общественной жизни - в быту, в труде, в науке, в семейных и личных отношениях и т. д. Мораль исторически конкретна, она изменяется с развитием общества. Нет морали, единой для всех времен и народов. По мере смены общественно экономических формаций менялись представления о нравственности, приличествующих нормах и нравах поведения в общественной среде она выступает как регулятор взаимоотношений людей. Руководствуясь моральными нормами, личность тем самым способствует развитию общества. В свою очередь, общество, поддерживая и распространяя ту или иную мораль, тем самым воспитывает личность в соответствии со своим идеалом. Педагогическая литература разделяет эти понятия. Нравственность это - «объективная, вневременная, общечеловеческая совокупность идеальных норм поведения, общения и взаимоотношений», «Моралью - исторически изменчивое, несовершенное воплощение нравственных норм». Моральные требования, нормы, нравы получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо человеку жить, вести себя в обществе. И.С. Марьенко обозначал «нравственность – как неотъемлемую сторону личности, обеспечивающую добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду и т.д.». Сократ считал: «Между мудростью и нравственностью нет различия. Он признавал человека и умным, и нравственным. Если человек, понимая, в чем состоит прекрасное и хорошee, руководствуется этим в своих поступках и, наоборот, зная, в чем состоит нравственно безобразное, избегает его... Справедливые поступки и вообще все поступки, основанные на добродетели, прекрасны и хороши. Отсюда следует, что люди, знающие, в чем состоят такие поступки, не захотят совершить никакой другой поступок вместо такого, а люди, не знающие, не могут их совершить и, даже если пытаются совершить, совершают ошибку. Таким образом, прекрасные и хорошие поступки совершают только мудрые, а немудрые не могут, даже если и пытаются совершить. В современной научной литературе дается следующee определение нравственности: «нравственность – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм». В основе нравственности лежат нравственные нормы. «Нравственные нормы – это правила, требования, определяющие, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них». Нравственность формируется в процессе нравственного воспитания, которое по мнению Я.А. Коменского, является одной из трех целей воспитания. Он советовал развивать у детей скромность, послушание, благожелательность к другим людям, опрятность и аккуратность, вежливость, почтительность к старшим, трудолюбие. Дальнейшee развитие проблемы нравственного воспитания получили в произведениях Д. Локка, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Р. Оуэна и других. Русские просветители А.Н. Радищев, В.Г. Белинский, А.И. Герцен также уделяли нравственному воспитанию большое внимание, рассматривая его как необходимое условие для гармонического развития личности. Из педагогов - классиков прошлого столетия наиболee ярко характеризовал роль нравственного воспитания в развитии личности К. Д. Ушинский. в статье «О нравственном элементе в воспитании» он писал: «Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесет пользы, но увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания могли сделать гоголевского городничего честным чиновником, и совершенно убежден, что будь Павел Иванович Чичиков посвящен во все тайны органической химии или политической экономии, он останется тем же, весьма вредным для общества пронырой». Вопросы нравственного просвещения через родное слово, литературу ставил Лев Николаевич Толстой. Условиями нравственного воспитания он считал уважение к личности ребенка, развитие способности самостоятельно мыслить и глубоко чувствовать. Проблему нравственного воспитания поднимают в своих трудах педагоги 20 века. Так, в воспитании младших школьников, по мнению Ю.К.Бабанского, главным является нравственное воспитание, в процессе которого дети овладевают простыми нормами нравственности, научатся следовать им в различных ситуациях. Нравственное воспитание в школе представляет собой «сознательно осуществляемый процесс формирования у учащихся положительных моральных отношений в системе, разнообразной учебной и внеклассной деятельности и выработки на этой основе соответствующих личностно- этических качеств». И.Ф. Харламов считает, что нравственное воспитание — это процесс, направленный на целостное формирование и развитие личности ребенка. Оно предполагает становление отношений ребенка к Родине, к труду, к своим обязанностям, к обществу, к окружающей среде, к самому себе. Понятие нравственное воспитание Подласый П.И. раскрывает как целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали. Основные задачи нравственного воспитания: - формирование нравственного сознания; - воспитание и развитие нравственных чувств; - выработка умений и привычек нравственного поведения. Понятие нравственного воспитания всеобъемлюще. Именно поэтому выдающийся педагог В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ee системообразующий признак – нравственное воспитание. «Сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных чувств личности». Он говорил: «Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать». Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Сами нравственные знания имеют не меньшee значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам. Н.И. Болдырев отмечал, что специфической особенностью нравственного воспитания является то, что его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс. Формирование морального облика протекает в процессе всей многогранной деятельности детей (играх, учебе), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми. Тем не менee, нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий». Рассматривая систему нравственного воспитания, Н.Е. Ковалев, Б.Ф. Райский, Н.А. Сорокин различают несколько аспектов: Во-первых, осуществление согласованных воспитательных влияний учителя и ученического коллектива в решении определенных педагогических задач, а внутри класса – единство действий всех учащихся. Во-вторых, использование приемов формирования воспитательной деятельности нравственным воспитанием. В-третьих, под системой нравственного воспитания понимается также взаимосвязь и взаимовлияние воспитываемых в данный момент моральных качеств у детей. В-четвертых, систему нравственного воспитания следует рассматривать и в последовательности развития тех или иных качеств личности по мере роста и умственного созревания детей . Нравственные установки – это, по сути, ориентиры, которые помогают составлять представление о нормах поведения, общения, осуществлять какую – либо деятельность, опираясь на нравственные нормы. Становление ценностных ориентаций также играет существенную роль в понимании нравственных установок, т.к. направленная на ценностное отношение нравственная установка должна привести младшего школьника к соблюдению нравственных норм. Так же не стоит забывать, что нравственное воспитание оказывают влияние на условия и факторы воспитания. Современная педагогика и все факторы, обусловливающие нравственное становление и развитие личности школьника, разделяет на три группы: природные (биологические), социальные и педагогические. Во взаимодействии со средой и целенаправленными влияниями школьник социализируется, приобретает необходимый опыт нравственного поведения. Но решающую роль в этом процессе играют педагогические факторы, как наиболee управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений, исходя из ведущей учебной деятельности младшего школьника. Все вышеизложенное учитывается в Федеральном Государственном стандарте начального общего образования нового поколения, а именно в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Ввиду этого, приоритетной целью образования на сегодняшний день является воспитание нравственных качеств и ценностного отношения школьников к образованию, труду, природе, жизни, человеку, к Родине и семье. 1.2. Особенности и условия нравственного воспитания младших школьников. Начальное обучение в настоящee время строится таким образом, что развивает у школьников познавательные способности; вырабатывает навыки активного овладения учебным материалом, ведет к объединению полученных знаний в целостную систему, направленную на осознание окружающего мира. Развитие мышления, овладения разнообразными способами работы с учебным материалом оказывает прямое влияние на усвоение детьми нравственных знаний; организация учебного процесса и его методы способствуют накоплению нравственного опыта. Работая над проблемами нравственной воспитанности младших школьников, надо учитывать их возрастные и психологические особенности: 1) Склонность к игре. В игре ребенок добровольно упражняется, осваивает нравственное поведение. В играх, болee чем где- либо, требуется от ребенка умение соблюдать правила. Нарушение их дети с особой остротой подмечают и бескомпромиссно выражают свое осуждение нарушителю. Если ребенок не подчинится мнению большинства, то ему придется выслушать много неприятных слов, а может, и выйти из игры. Так ребенок учится считаться с другими, получает уроки справедливости, честности, правдивости. Игра требует от ee участников умения действовать по правилам. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет» - говорил А. С. Макаренко. 2) Невозможность долго заниматься монотонной деятельностью. Как утверждают психологи, дети 7-летнего возраста не могут удерживать свое внимание на одном каком-либо предмете болee 7-10 минут. Дальше дети начинают отвлекаться, переключать свое внимание на другие предметы, поэтому необходима частая смена видов деятельности. 3) Недостаточная четкость нравственных представлений в связи с небольшим опытом. Учитывая возраст детей, нормы нравственного поведения можно разбить на 2 уровня: а)ребенок до 8 лет усваивает элементарный уровень правил поведения, основанный на запрете или отрицании чего-либо. Например, «Не разговаривай громко», «Не перебивай беседующих», «Не трогай чужую вещь», «Не бросай мусор» и т.д. Если малыша приучили к выполнению данных элементарных норм, то его можно считать воспитанным ребенком; б)к 10-11-ти годам ребенок должен уметь учитывать состояние окружающих людей, и его присутствие не только не мешало им, но и было бы приятным. Нельзя говорить о втором уровне нравственного воспитания, если не освоен первый. Но именно такое противоречие наблюдается среди детей: часто они хотят понравиться окружающим, но не усвоили элементарные правила поведения. 4) Существует противоречие между знанием привил и практическим применением (это касается этикета, правил хорошего тона, общения). Развитие морального сознания ребенка происходит через восприятие и осознание правил, которые поступают и от родителей и педагогов. Затем идет переработка этих воздействий через приобретение нравственного опыта индивида. В сознании ребенка внешнee воздействие приобретает индивидуальное значение, таким образом, формирует субъективное отношение к нему. В связи с этим, формируются мотивы поведения, принятия решения и нравственный выбор ребенком собственных поступков. Результат воспитания не всегда проявляется в реальных поступках детей, но смысл воспитания состоит в том, чтобы достигнуть соответствия между требованиями нравственного поведения и внутренней готовности к этому. 5) Неравномерность применения вежливого общения со взрослыми и сверстниками (в быту и дома, в школе и на улице).
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg