Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Развитие произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр

vlada99 390 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 38 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 28.10.2020
В настоящее время интерес многочисленных специалистов по психологии во всем мире привлечено к проблемам развития ребенка. Дошкольный период жизни считается этапом более активного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. Актуальность вопроса подчеркивается этим, что этот промежуток делается все больше детей с ярким интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень заблаговременно – в раннем дошкольном возрасте.
Введение

Актуальность исследования. В настоящее время внимание многих педагогов и психологов во всем мире привлечено к проблеме развития ребенка. Это связано с тем, что дошкольный период является периодом интенсивного развития, когда закладывается основа физического, психического и нравственного здоровья, от того в каких условиях будет протекать дошкольное детство зависит и успешность школьного обучения, одним словом – будущее ребенка. Одной из важных предпосылок готовности детей к школьному обучению, по мнению Л.М. Житниковой, является развитие у них произвольных форм психики [12]. В дошкольном возрасте дети учатся сознательно контролировать свое действие и поведение . У них развивается произвольное восприятие, умение рассматривать предметы, вести целенаправленное наблюдение; возникает произвольное внимание; развиваются произвольные формы памяти. Состояние и степень разработанности проблемы. Проблема развития произвольной памяти в дошкольном возрасте состоит в том, что в дошкольном обучении и развитии игнорируются особенности дошкольного периода, его потенциальные возможности не реализуются, не учитывается специфика этого возраста. По мнению А.В. Запорожца, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина психическое развитие детей должно проходить в дошкольных видах деятельности, ведущим из которых является игра [14]. Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, вызывает существенное изменение в его психике. Дидактическая игра используется на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Особенность дидактических игр состоит в том, что усвоение детьми знаний и умений происходит в практической деятельности при наличии непроизвольного внимания и произвольного запоминания. Дидактическая игра используется на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Использование дидактической игры как метода обучения, по мнению Т.В.Антоновой, Л.В.Артемовой, Л.А.Абромян повышает интерес к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Таким образом, обнаруживается противоречие, между задачами развития произвольной памяти у дошкольников и нераскрытыми возможностями использования с этой целью дидактической игры. Педагоги часто побуждают детей запоминать и воспроизводить. Однако одного лишь требования взрослых недостаточно. Важно, чтобы оно было принято ребенком. Наиболее благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием создаются в игре, когда запоминание является условием успешного выполнения игровых действий. Таким образом, проблема исследования требует разработки такой педагогической программы, которая, обеспечила бы реальные позитивные результаты развития произвольной памяти дошкольников средствами дидактических игр. Перечисленные обстоятельства обусловили актуальность и выбор темы исследования, а также позволили определить его объект, предмет и сформулировать цель исследования. Объект исследования – процесс развития произвольной памяти дошкольников. Предмет исследования – психолого-педагогические условия развития произвольной памяти у дошкольников средствами дидактических игр. Цель исследования – разработать сборник дидактических игр по развитию произвольной памяти детей Для решения поставленной цели была выдвинута гипотеза – дидактические игры способствуют развитию произвольной зрительной, слуховой памяти дошкольников, при соблюдении следующих условий: 1. если при проведении игр целенаправленно проводить обучение приёмам запоминания (проговаривание, припоминание, анализ, группировка) 2. если игры будут проводиться последовательно, от простых к более сложным, вначале проводить игры на развитие произвольной зрительной памяти, а затем игры на развитие произвольной слуховой памяти. В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования сформулированы следующие задачи: 1.Раскрыть и обосновать сущность и содержание развития произвольной памяти дошкольников средствами дидактических игр. 2. Выявить дидактические условия, повышающие эффективность развития произвольной памяти. 3. Разработать сборник дидактических игр для развития произвольной памяти дошкольников. Теоретико-методологическую основу составили исследования: - положение Л.С. Выготского о культурно-историческом развитии высших психических функций; - положение А.Н. Леонтьева об интериоризации внешних мнемических средств, что намечает путь формирования произвольной памяти; - учение П.Я. Гальперина о поэтапном формировании внутренних умственных действий; - положение Л.А. Венгера о роли наглядного моделирования в формировании приёмов опосредования и в развитии общих умственных способностей; - положение С.Л. Рубинштейна о развитии психики, сознания в деятельности, которое показывает, что для психического развития необходима специально организованная деятельность; - положение А.В. Запорожца об амплификации, то есть обогащении детского развития. Указанный подход даёт возможность определить оптимальную форму взаимодействия ребёнка и взрослого в развивающих целях. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы в работе применялись комплексные методы и методики исследования - теоретический анализ философской, психолого-педагогической, социологической, учебно-методической литературы аналитические теоретический анализ, логический анализ, анализ состояния практики работы современного дошкольного учреждения; общенаучные - наблюдение, моделирование; частные - эмпирические включенное наблюдение, беседа, опрос. Экспериментальная база исследования – МБДОУ №17, исследованием было охвачено 30 дошкольников. Теоретическая значимость и научная новизна исследования состоят в том, что построена теоретическая модель процесса развития произвольной памяти дошкольников, определена система обобщенных критериев и показателей уровней сформированности развития произвольной памяти дошкольников, выявлены и обоснованы психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективность развития произвольной памяти средствами дидактических игр. Практическая значимость исследования: содержащиеся в исследовании теоретические положения и выводы нашли свое отражение в научно-методических рекомендациях, применение которых позволяет существенно улучшить процесс развития произвольной памяти дошкольников. Материалы данного исследования могут быть использованы в работе воспитателей и педагогов дополнительного образования, данные материалы также имеют методическое значение для подготовки студентов педагогических специальностей, могут быть использованы на курсах повышения квалификации педагогов. Структура дипломной работы: введение, две главы, заключение, список литературы
Содержание

Введение 3 Глава I. Теоретические подходы к изучению развития памяти у дошкольников. 7 1.1. Особенности памяти как психологического процесса. 7 1.2. Специфика и особенности развития памяти у дошкольников 12 1.3. Использование дидактических игр как средство развития произвольной памяти 16 Выводы по I главе 19 Глава II. Экспериментальное исследование по развитию произвольной памяти дошкольников средствами дидактических игр 21 2.1. Описание выборки и методики исследования 21 2.2 Анализ результатов экспериментальной работы по развитию произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста 25 Выводы по II главе 31 Заключение. 32 Список использованной литературы 36
Список литературы

1. Бадалян Л., Миронов А. Память и нервно-психическое развитие // Дошкольное воспитание. - 2005 - №4. - С. 23-31. 2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет.сада. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2005. - 160 с.: ил. 3. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. -М.: Педагогика, 2005. -С.3-12. 4. Брунер Дж. Психология познания. - М., 2006. 5. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология. - М., 2006. Возрастные и индивидуальные способности младших подростков / Под ред. Д. Б. Эльконина, Т. В. Арагуновой. - М., 2007. 6. Венгер Л.А.,О. М. Дьяченко, Р. И. Говорова, Л. И. ЦеханскаяИгры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. cада/ Просвещение, 2010. - 127 с.: ил. 7. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. - М.: Издательский центр «Академия», 2007.- 368 с. 8. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Сост. и науч. ред. В. С. Мухина, А. А. Хвостов. - М., 2008. - 624 с. 9. Возрастные и индивидуальные различия памяти / А. А. Смирнова. - М.: Просвещение, 2008. - 300 с. 10. Воспитателю о детской игре.: Пособие для воспитателей детского сада/ Под ред. Т. А. Марковой. - М.: Просвещение, 2008. - 128 с., ил. 11. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников М., 2009 12. Житникова Л. М. Учим детей запоминать. - Изд. 3-е, доп. - М., 2009. 13. Заика Е.В., Назарова Н.П., Маренич И.А. Об организации игровых занятий для развития мышления, воображения и памяти дошкольников // Вопросы психологии, 2009, №1. 14. Запорожец А.В. Проблемы психологии детской игры. - М.: Просвещение, 2010. - С.3-8. 15. Зеньковский В.В. Психология детства.-М.: Инфра, 2010. -С.24-57. 16. Истомина З. М. К вопросу о развитии произвольной памяти у детей дошкольного возраста // Психология дошкольника: Хрестоматия: Для студ. сред.пед. учеб. заведений; Сост. Г. А. Урунтаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 408 с. 17. Лебедева С.О: О возможностях развития образной памяти // Дошкольное воспитание. - 2011. - №8. - С. 52-54. 18. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. – 5-е изд., Стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 19. Новоселова С.О новой классификации детских игр // Дошкольное воспитание. - 2011. №3. -С.84. 20. Общая психология. Под ред. В. В. Богословского и др. - М.: Просвещение, 2011. - 351 с. 21. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 512 с. 22. Рогов Е.И. Р59 Настольная книга практического психолога: Учеб. Пособие: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. 23. Рыжкова И. Учимся вместе. Учимся играя! //Дошкольное воспитание. -1997. -№3. - С.69. 24. Сапогова Е. Е. Психология развития человека. -- М.: Аспект-пресс, 2001. - С. 269 - 273. 25. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. - М.: Просвещение, 1987. -97 с. 26. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. -М.: Просвещение, 1982. -С.5 - 49. 27. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду: (Ст. группы). Книга для воспитателей дет.сада. - М.: Просвещение, 1982. - 96 с. 28. Столяренко Л. Д. Основы психологии н/Д- Феникс, 2001. - 672 с. 29. Тамаски Т. Анализ развития ролевой игры // Дошкольное воспитание. -1993. -№2. - С.50. 30. Трошихина Ю. Г., Гизатулина Д. Х. Развитие кратковременной памяти у детей раннего возраста// Вопросы психологии. - 1979. - №4. - С. 127-130 31. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Книга для студ. сред. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия», 1999.-336 с. 32. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по дошкольной психологии: Книга для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 304 с. 33. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. -М.: Академия, 1996. -С.53-86. 34. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. -М.: Просвещение, 1976. -96 с. 35. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. - Вып. 1,2. - М., 1966. 36. Фридман Л.М. Психология детей и подростков: Справочник для учителей и воспитателей. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003 - 480 с. 37. Цукерман Г.А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников. // Вопросы психологии, 2002, 5. - с. 121 38. Чего на свете не бывает? /Под ред. О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаевой-М.: Просвещение, 1991. -64 с. 39. Черемошкина Л. В. Как лучше запомнить все то, что узнал // Энциклопедия воспитания и развития дошкольника. - Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001. - С.140-166. 40. Черемошкина Л. В. Развитие памяти детей. Популярная книга для родителей и педагогов 1996. 41. Шаграева О.А. Детская психология: теоретический и практический курс. – М.: Владос, 2001. 42. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы игры дошкольника. -М.: Академия, 1997. - С.43-59. 43. Эльконин Д. Б. Детская психология. - М.: Учпедгиз, 1960. - 328 с.
Отрывок из работы

Глава I. Теоретические подходы к изучению развития памяти у дошкольников. 1.1. Особенности памяти как психологического процесса. Память является одним из основных свойств личности. Человек, лишенный памяти, по сути дела перестает быть человеком. Память - это следовая форма психического отражения прошлого, заключающаяся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении или узнавании ранее воспринятого. Память участвует в акте восприятия, так как без узнавания восприятие невозможно. В основе памяти лежат ассоциации, или связи. В памяти человека соединяются явления и предметы, связанные в действительности. Поэтому, встретившись с одним из этих предметов, мы можем по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним. Запомнить что-то - значит связать запоминание с уже известным, образовать ассоциацию. Ассоциация - это временная нервная связь.[1,с 14] Ассоциации могут быть простые и сложные. К простым относятся ассоциации по смежности, по контрасту, по сходству. Ассоциации по смежности объединяют два явления, связанные во времени или в пространстве. Так, выполнение ребенком какой-либо предшествующей операции вызывает возникновение нервных процессов, обеспечивающих выполнение последующей операции. Это оказывается возможным потому, что в процессе упражнений между отдельными операциями установились связи. Путем ассоциаций по смежности человек осваивает разные виды деятельности, словесный материал.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 17 страниц
204 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 19 страниц
228 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 19 страниц
228 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 21 страница
550 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg