Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Психолого-педагогические основы физического развития детей.

happy_woman 300 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 30 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 27.10.2020
Цель контрольной работы – всестороннее изучение методики проведения дыхательной гимнастики для разработки практических рекомендаций для родителей и работников дошкольных образовательных учреждений. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Определить значение дыхательной гимнастики для оздоровления детей; 2. Определить задачи проведения дыхательной гимнастики; 3. Изучить средства формирования полноценного дыхания; 4. Рассмотреть включение дыхательной гимнастики в систему физического вос-питания детей дошкольного возраста; 5. Раскрыть содержание закаливающего дыхания; 6. Изучить методику проведения и различные комплексы дыхательной гимнастики; 7. Составить систему упражнений для формирования навыков дыхания и улучшения жизненной емкости легких у детей. Объектом изучения в контрольной работе является физкультурно-оздоро-вительная деятельность дошкольных образовательных учреждений. Предметом изучения в контрольной работе выступает дыхательная гимнастика как средство физического развития детей дошкольного возраста. Многогранная роль дыхательной гимнастики в укреплении здоровья, формировании личности ребенка подчеркивается в трудах многих прогрессивных педагогов, основоположников отечественных и зарубежных систем физического воспитания детей (Алябьева М.Н., Аркин Е.А., Герела Н.Ф., Казьмин В.Д., Ме-ньшикова Г.В. и др.). Для решения поставленных задач в контрольной работе были использованы такие методы, как теоретический анализ психолого-педагогической литературы, планов воспитательно-образовательной деятельности дошкольных образовательных учреждений; наблюдение и анализ работы воспитателей дошкольных образовательных учреждений; сравнительный и описательный метод.
Введение

Духовно-нравственное воспитание дошкольников и формирование у них здорового образа жизни является одной из главных задач, решаемых дошкольными образовательными учреждениями. Особое внимание дошкольные образовательные учреждения уделяют физическому воспитанию дошкольников и приобщению их к здоровому образу жизни. Поэтому в дошкольных образовательных учреждениях помимо физкультурных занятий, подвижных игр, закаливающих процедур проводится дыхательная гимнастика. Без преувеличения можно сказать, что дыхание – это жизнь. Но также верно и то, что качество нашей жизни зависит от качества нашего дыхания. Недостаточно развитый дыхательный аппарат, начиная с дошкольного возраста, влечет за собой снижение необходимого в организме уровня кислорода, что может способствовать развитию болезненных нарушений в организме, связанных не только с органами дыхания, но и с сердечнососудистой и центральной нервной системой. Многочисленными исследованиями отечественных и зарубежных авторов доказано, что развитие навыков управления дыханием в комплексе с целенаправлен-ной мышечной деятельностью являются мощным средством биологической стимуляции процессов формирования растущего организма, совершенствования его защитно-приспособительных механизмов, в значительной мере определяющих состояние детей дошкольного возраста. Таким образом, проблема внедрения ды-хательной гимнастики в процесс физического воспитания детей дошкольного возраста является достаточно важной и нуждается в дополнительном изучении.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 1. ЗНАЧЕНИЕ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ 5 2. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ РАЦИОНАЛЬНОГО ДЫХАНИЯ. СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛНОЦЕННОГО ДЫХАНИЯ 7 3. ВКЛЮЧЕНИЕ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ В СИСТЕМУ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ. ЗАКАЛИВАЮЩЕЕ ДЫХАНИЕ 10 4. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ 13 5. КОМПЛЕКСЫ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ 19 6. СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ДЫХАНИЯ И УЛУЧШЕНИЯ ЖИЗНЕННОЙ ЕМКОСТИ ЛЕГКИХ 24 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 27
Список литературы

1. Алябьева М.Н. Роль физической культуры в предупреждении острых респираторных вирусных инфекций у дошкольников / М. Н. Алябьева. – Киев: Здоровье, 1984. – 72 с. 2. Асташенко О.И. Дыхательная гимнастика по А.Н. Стрельниковой. Парадоксально эффективно! – Спб.: Вектор,2007. – 110 с. 3. Герела Н.Ф. Дыхание, движение, самомассаж. Методика самооздоровления на основе парадоксальной дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой. – Издательство: СПб: Петрополь. 4. Казьмин В.Д. Дыхательная гимнастика / В.Д. Казьмин. – Ростов на Дону: Феникс, 2000. – 223 с. 5. Казьмин В.Д. Дыхательная гимнастика при вашей болезни. – Баро-Пресс: Ростов-на-Дону, 2004. 6. Кузнецова М.Н. Профилактика острых респираторных заболеваний в дошкольных учреждениях / М.Н. Кузнецова, Ю.Ф. Змановский, Р.Д. Алымкулов // Здоровый дошкольник: социально-оздоровит. технология ХХI века – М., 2000. – С. 66-69. 7. Меньшикова Г.В. Лучшие дыхательные гимнастики для вашего здоровья. – М.: АСT; СПб.: Сова, 2007. 8. Онучин М.А. Дышите легко! Дыхательная гимнастика – М.: АСT; Спб.: Сова, 2006. – 155 с. 9. Радченко В.Г. Куклина О. И. Лечебная дыхательная гимнастика при заболеваниях органов дыхания СПб.: Изд-во «Петрополис», 2001. 29 с
Отрывок из работы

1. ЗНАЧЕНИЕ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ Дыхательная гимнастика – это комплекс специализированных дыхательных упражнений, направленных на развитие дыхательного аппарата, профилактику и лечение простудных заболеваний, заболеваний дыхательной системы, аллергий, сердечно-сосудистых заболеваний и др. Целью дыхательной гимнастики в дошкольном образовательном учреждении является сохранение и укрепление физического и психического здоровья до-школьников, создание положительного эмоционального настроя. Занятие дыхательной гимнастикой не только бодрит и оздоравливает организм в целом, но и способствует расслаблению, успокоению, помогает бороться с волнением, чрезмерной раздражительностью, эмоциональной усталостью. Дыхательная гимнастика в дошкольном образовательном учреждении решает следующие задачи: 1. Повышение общего жизненного тонуса ребёнка и сопротивляемости, закалённости и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы; 2. Развитие дыхательной мускулатуры, увеличение подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшение лимфо- и кровообращения в лёгких, улучшение деятельности сердечно-сосудистой системы и кровообращения; 3. Корректировка дефектов речи, которые возникают при неправильном процессе вдоха и выдоха у детей; 4. Предотвращение развития патологий опорно-двигательного аппарата, что воз-можно при наличии нарушений обменных процессов в детском организме. На сегодняшний день проблемы сохранения и укрепления здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья детей. Объем познавательной деятельности дошкольников достаточно высок, увеличивается доля умственной нагрузки в режиме дня. Вследствие этого нередко наблюдается переутомление, снижение функциональных возможностей детей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья дошкольников, но и на перспективы их дальнейшего развития, в частности и на состояние здоровья в целом. Поэтому педагоги большое внимание уделяют дыхательным упражнениям, что способствует развитию дыхательной мускулатуры, подвижности груд-ной клетки и диафрагмы, улучшению кровообращения в легких. Дыхательные упражнения направлены на укрепление физического здоровья ребенка, постановку различных видов дыхания, а также на профилактику заболеваний верхних дыхательных путей. Дыхательная гимнастика оказывает положительное воздействие на организм ребенка: ? положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани; ? способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы; ? улучшает дренажную функцию бронхов; ? способствует выравниванию осанки; ? налаживает функционирование сердечно-сосудистой системы, укрепляет весь аппарат кровообращения; ? исправляет развивающиеся в процессе заболевания деформации грудной клет-ки; ? улучшает нервно-психическое состояние больных. Целесообразно добавить дыхательную гимнастику для развития речи ребе-нка. Некоторые комплексы успешно решают проблему заикания, хотя данное заболевание трудно поддается лечению. Кроме этого, дыхательная гимнастика решает проблемы опорно-двигательного аппарата, заболевания выделительной системы, желудочно-кишечного тракта. Таким образом, можно отметить несомненное преимущество дыхательной гимнастики: это очень простой и эффективный способ лечения и профилактики заболеваний, который не требует особых затрат и может использоваться в течение всего дня, а именно: в организации физкультурных занятий, проведении ут-ренней гимнастики, подвижных игр на прогулке, пальчиковой гимнастики, выполнении звуковых дыхательных упражнений, в элементах самомассажа, в гимнастике пробуждения и др. 2. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ РАЦИОНАЛЬНОГО ДЫХАНИЯ. СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛНОЦЕННОГО ДЫХАНИЯ Для детского организма полноценное дыхание является залогом крепкого здоровья. Е.А. Аркин выделяет следующие средства формирования полноценного дыхания: ? упражнения в беге; ? гимнастика дыхательных мышц; ? обучение технике дыхания (дыхание через нос, дыхание с закрытым ртом, глубокий вдох, продолжительный выдох); ? постановка соответствующих певческих навыков. Вместе с тем возникает вопрос о том, каким содержанием должны быть на-сыщены средства формирования навыков полноценного дыхания. Одним из эффективных средств улучшения дыхательной функции является длительный (до 6-8 минут) бег, когда дыхание становится ритмичным (на 3-4 шага – вдох, на 2 шага – выдох). Если ощущается недостаток воздуха, можно произнести 2-3 усиленных звука «пф-ф-ф». Дыхание должно быть носовым, при усиленной физической нагрузке допускается дыхание через рот для усиления выдоха. П.П. Болдурчиди предложил интересную систему обучения полноценному дыханию с использованием статических дыхательных упражнений. Предполагается, что обучение должно начинаться с рассказа о сильных и смелых космонавтах, которые научились правильно дышать перед полетом в космос. После этого детям предлагается раздеться по пояс и, держа ладони руки на груди, «понюхать, как пахнут цветочки» – сделать вдох, а затем «сдуть пух с одуванчика» – сделать выдох. В фазе вдоха грудь нужно было опускать. Каждый вдох и каждый выдох совершался на протяжении 2-3 секунд. Обращалось внимание детей на медленное и бесшумное выполнение каждого вдоха и выдоха. Упражнение повторялось 2-3 раза, со зрительным и тактильным контролем за движением грудной клетки. Затем несколько детей по очереди рассказывали, что они видели во время каждого вдоха и выдоха. Если рассказ ребенка не отражал правильного представления о только что выполненном упражнении, его обязательно поправляли другие дети. Детям в заключение говорили, что это грудной тип дыхания. Далее осуществлялся переход к обучению брюшному дыханию. Дети, сидя на полу, слушали объяснения и показ брюшного дыхания. Во время показа уп-ражнения внимание детей сосредотачивалось на том, что «когда вы нюхаете цветочки», следует сделать вдох, в это время выпячивается живот, а «когда сдуваете пух с одуванчика», необходимо подтянуть живот и сделать «ямочку». Это уп-ражнение повторялось 3 раза. Создав представление о грудном и диафрагменном дыхании, далее переходят к более сложному заданию – обучению полному (смешанному) дыханию. В первоначальном периоде обучения в положении лежа на спине ребенок направлял свои усилия на последовательное включение в акт вдоха диафрагмы и грудной клетки путем выпячивания передней брюшной стенки и расширения грудной клетки. Выдох начинался с одновременного опускания грудной клетки и с подтягивания брюшной стенки. При этом воспитатель клал одну ладонь на грудь, другую – на переднюю брюшную стенку ребенка и предлагал совершить глубокий вдох, а затем продолжительный выдох. Так у ребенка формировалось представление о последовательности движения брюшной стенки и грудной стенки во время вдоха и выдоха. Этот навык закреплялся практическим показом движения воспитателем в сочетании с объяснением и выполнением упражнения несколькими детьми, под руководством воспитателя. Это помогало детям осмыслить движения и контролировать их. Путем дополнительных словесных указаний в процессе выполнения упражнений дети ориентировались на своевременное выполнение того или иного упражнения и уточняли его отдельные элементы. Например, при вдохе воспитатель говорил: «Выпячивайте животик», «Расширяйте грудь», а во время выдоха: «Сужайте грудную клетку», «Подтяните животик». Давалась оценка качества выполнения движений. Дальнейшее закрепление осуществлялось с использованием специального методического приема. Дети разучивали слова: «Воздух набиваю, мячик надуваю, воздух выдуваю, ямочку получаю». После разучивания этих слов, педагог использовал их вместо команды, а дети выполняли упражнения в статическом дыхании. С помощью стихотворений дети достаточно прочно усваивали, что во время продолжительного вдоха надо надуть «мячик», т.е. выпятить брюшную стенку, «поднять животик», поднять и расширить грудную клетку; во время же продолжительного выдоха – получить «ямочку», т.е. одновременно опустить грудную клетку и переднюю стенку живота (опустить грудь и животик). При первоначальном обучении продолжительность каждого вдоха и выдоха равнялась 2-3 секунды. По мере развития и совершенствования навыков полноценного дыхания при статических дыхательных упражнениях выдох делается продолжительней вдоха. Исследования В.В. Гневушева показывают, что более широкие возможности повышения функционального уровня дыхательного аппарата создает воспитание навыков сочетания каждого уреженного вдоха и выдоха с постепенно возрастающим количеством движений. Воспитание этих навыков включает в себя ряд этапов. На первом этапе вдох (выдох) совершается при одном движении, сопровождающимся расширением (сужением) грудной клетки, на втором – при нескольких движениях, которые образуют благоприятные биомеханические условия для вдоха (выдоха); на третьем – при нескольких движениях, индифферентных в биомеханическом отношении для движений грудной клетки при дыхании; на четвертом – при сочетании, когда вдох или выдох обеспечивает наибольший эффект выполнения упражнений; на пятом – при активном вмешательстве в непроизвольную регуляцию дыхания при значительных мышечных напряжениях. Детям дошкольного возраста трудно усвоить такое сочетание без создания последовательного представления об изучаемом навыке. Поэтому после выполнения статических дыхательных упражнений предлагается перейти к сочетанию дыхания с простейшими упражнениями. Это может происходить в форме имитационно-игровых упражнений. В ряде работ изучается проблема обучения дошкольников навыкам рациональной регуляции дыхания при выполнении основных движений – ходьбы, бега, прыжков в длину с места, метании (В.В. Гневушев, В.Я. Еремеев, К.М. Смирнов). В этих работах также подтвердился вывод об эффективности специальных (в том числе имитационных) упражнений по формированию регуляции действий ребенка для достижения целей такого обучения. На наш взгляд, в основе навыков рационального дыхания лежат не любые формы регуляции действий, а лишь те, которые связаны с осмысленной моторикой ребенка. Это следует учитывать, приступая к формированию данных навыков у ослабленных детей. Осмысленная моторика внутренне сопряжена с работой детского воображения. Поэтому особую ценность приобретают дыхательные упражнения, выполнение которых предполагает его активизацию. Единство оздоровительных и образовательных аспектов работы обеспечивает сочетание дыхательных и звуковых упражнений. При этом сочетание уп-ражнений дыхательной и звуковой гимнастики реализуется разными способами: поглаживание боковых частей носа от кончика к переносице на вдохе, потсукивание по ноздрям на выдохе; вдохи и выдохи через правую и левую ноздрю по очереди; при закрытой правой, а затем левой ноздре протяжно тянуть звуки «г-м-м-м»; энергичное произнесение звуков «п-б», «п-б», «п-б» (укрепление мышц губ), «т-д», «т-д», «т-д» (укрепление мышц языка), «к-г», «к-г», «к-г» (укрепление мышц полости глотки); слитное произнесение с постепенным ускорением звуков «т-у-г-д-и-к» (укрепление мышц языка и полости гортани); пропевание гласных звуков с придыханием имитируя движения грузчиков или дровосеков («уу-у-у-хнем», «х-а-а», «фу-у-у»). 3. ВКЛЮЧЕНИЕ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ В СИСТЕМУ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ. ЗАКАЛИВАЮЩЕЕ ДЫХАНИЕ Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовательном учреждении – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физичес-кой активности и заботе о здоровье и др. В целях систематического выполнения дыхательных упражнений они вк-лючены в комплексы оздоровительной гимнастики и физкультурных занятий. С детьми дыхательную гимнастику необходимо проводить каждый день в хорошо проветренном помещении, в любое удобное время, за исключением 20-30 минут до еды и сна и 1 час после приема пищи. Это и время, предназначенное для утренней гимнастики (хорошо включить 2-3 дыхательных упражнения в прогулки при температуре воздуха выше 12 градусов без резких порывов ветра, а также в физкультминутки, которым отводится 3-5 минут во время совместной образовательной деятельности). Плавание – это превосходный способ улучшить функциональное состояние дыхательной системы. Особенно эффективно сочетать плавание и специальные «водные» дыхательные упражнения. Регулярные занятия в бассейне формируют правильное дыхание, развивают легкие, укрепляют дыхательные мышцы. Очень важно, что при этом одновременно происходит и закаливание организма. Дыхательную гимнастику также можно сочетать с массажем активных точек ушей. Массаж точек ушей основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, и для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний. Для повышения сопротивляемости организма к простуде и заболеваниям верхних дыхательных путей рекомендуется проводить точечный массаж особых зон грудной клетки и лица, которые являются важными регуляторами деятельности верхних органов. Точечный массаж повышает защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов. Закаливающее дыхание укрепляет весь дыхательный тракт. Суть закаливающего дыхания заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использован и в работе со старшими детьми. Проводится 2-3 раза в день. В качестве примера можно привести комплекс игровых упражнений «Поиграем с носиком». 1. Организационный момент. «Найди и покажи носик». Дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому. 2. Основная часть. «Помоги носику собраться на прогулку». Каждый ребёнок берёт носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой нос самостоятельно или с помощью взрослого. «Носик гуляет». Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу. Старшим детям можно предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик языка к твёрдому нёбу. В обоих случаях вдох и выдох выполняет через нос. «Носик балуется». На вдохе ребёнок оказывает сопротивление воздуху, на-давливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Контрольная работа, Психология, 13 страниц
130 руб.
Контрольная работа, Психология, 12 страниц
200 руб.
Контрольная работа, Психология, 16 страниц
250 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg