Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПОЛИТОЛОГИЯ

Государство и церковь

happy_woman 348 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 29 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 27.10.2020
Актуальность работы заключена в следующем: на протяжении нескольких десятилетий в Советском Союзе господствовал односторонний стереотип атеистического мышления, относивший религию и церковь к «досадным пережиткам буржуазного строя», к «главным противникам» научного мировоззрения. В настоящее время в процессе демократизации общественно-политической и духовной сфер жизни общества постепенно восстанавливаются законные права и свободы религиозных организаций, закладываются правовые основы гарантий осуществления свободы совести, реального равноправия людей с противоположными воззрениями на мир, и поэтому я считаю, что тема взаимоотношения церкви и государства довольно актуальна в исследовании в наше время. Объектом исследования являются государство, церковь, правовые акты, регулирующие их взаимоотношение. Предметом исследования являются те правовые взаимоотношения и взаимосвязи, которые возникают в процессе взаимодействия церкви и государства. Методологическая основа работы заключается в следующем. В основу изучения правового регулирования взаимоотношения церкви и государства положен общенаучный диалектический метод познания социальных процессов и явлений и связанные с ним частно-научные методы: социологический, исторический, сравнительно-правовой, логический и системно-структурный. Цель данной работы - рассмотреть сущность государства, церкви, а также их правовое взаимоотношение на современном этапе. Цель, предмет и объект исследования, все они обусловили постановку следующих задач: 1. Исследовать теоретические и исторические взаимодействия государства и церкви; 2. Рассмотреть особенности взаимовлияния государства и церкви; 3. Определить роль церкви в современной России. Сама работа состоит из введения, двух глав, где точно раскрывается тема курсовой работы, заключения, подводятся итоги исследования данной темы, в соответствии с поставленными целями и список используемой литературы.
Введение

Россия - государство многонациональное, что предопределило наличие в нем нескольких конфессий, в духовной жизни его общества представлены практически все мировые религии и ряд менее известных религиозных учений, которые играют значительную роль в жизни общества. Религия в современном российском обществе занимает все более важное место. Деятельность религиозных объединений охватывает широкий спектр общественных отношений: духовных, культурных, правовых, экономических и политических. Религиозный фактор оказывает влияние на развитие многих общественных процессов в области межнациональных и межконфессиональных отношений, способствует формированию нравственных ценностей в сознании общества. Сегодня проблема взаимоотношений церкви и государства остра как никогда. По данным опросов населения, подавляющее большинство россиян так или иначе осознают себя православными. Если принять во внимание, что крупнейшей и наиболее структурированной религиозной организацией в нашей стране является Русская православная церковь (Московский патриархат), осуществляющая активные контакты с государством, то становится очевидной необходимость особого подхода к изучению взаимоотношений церкви и государства. Ведь Россия - светское государство, не закрепляющая ни одну религию в качестве государственной. Данный подход должен лечь в основу более взвешенной, предсказуемой и оправданной государственной политики в этой области. В последние годы появилось значительное количество работ в различных областях науки о проблемах, связанных с ролью религии в жизнедеятельности российского общества и государства, месте, роли и статусе церкви в современном обществе и государстве. Исследования охватывают широкий спектр вопросов, связанных с государственно-церковными отношениями в России. В то же время, до конца эта проблема остается неисследованной, и поэтому представляет особой интерес для изучения. Тема «государство и церковь» на сегодняшний день очень актуальна, так как нравственное воспитание народа, является одной из важнейших функций государства, тем более в наше время, когда множество экстремистских организаций, различного рода сект, да и общая направленность к достижению материального, пытаются изменить, исказить нравственные ценности, к которым должен стремиться человек. Взаимоотношения религиозных институтов и политических структур в истории религии приобретали крайне разнообразные формы. Среди этих форм можно назвать теократические монархии, где государственная власть и государственная религия нераздельно слиты. Двадцатый век с его тоталитарными режимами породил такую диковинную и неведомую прежде форму взаимоотношений, как принудительный атеизм, ставший государственным мировоззрением, обязательным для всех граждан. В демократических странах принципом взаимоотношения церкви и государства становится их автономность друг от друга, а одним из главных прав личности является право исследовать любую религию или быть атеистом.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВО И ЦЕРКОВЬ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА 6 1.1. Государство: понятие, сущность, функции 6 1.2. Церковь в политической системе общества 12 ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВО И ЦЕРКОВЬ В РОССИИ 17 2.1. Взаимодействие государства и церкви 17 2.2. Правовое положение церкви в современной России. 22 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
Список литературы

Нормативно-правовые акты: 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, с поправками от 04 апреля 2019 года). 2. Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «О свободе совести и о религиозных объединениях». Научные источники: 3. В.М. Корельский, В.Д. Перевалов / Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов // - М.: "Инфа М-Норма", 2017. - 460 с. 4. Радугин А.А. / Введение в религиоведение: курс лекций // М.: «Центр», 2016. - 256 с. 5. Исаев И.А. / История государства и права России: курс лекций // М.: 2013. 320 с. 6. Марченко М.Н. / Проблемы теории государства и права. Учебник: учеб. Пособие // - М.: 2018. - 450 с. 7. Морозова А.А. / Государство и церковь - особенности взаимоотношений.: учеб. Пособие // - М.: 2015. - 370 с. 8. Розанов В.В. / Религия. Философия. Культура: учеб. Пособие // - М.: Наука, 2018. - 350 с. 9. Ильин И.А. / О государственной реформе. Советское государство и право // - М.: «Наука», 2015. – 327 с. 10. Радько Т.Н. / Теория государства и права // - М. 2019 г. - стр. 652. 11. Мартышин О.В. / Теория государства и права // М. 2017 г. - стр. 524. 12. Агапов А.Б. / Церковь и исполнительная власть // Государство и право. 2018 № 4. - стр. 236. 13. Клочков В.В. / Религия. Государство. Право // М.: Изд-во «Мысль», 2018. - стр. 588. 14. Шаргунов А. / Церковь и власть // Москва. №1 2016. - стр. 92.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВО И ЦЕРКОВЬ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА 1.1. Государство: понятие, сущность, функции В теории государства и права дается множество определений понятию «государство». Например, мыслители прошлого трактуют государство как «сосредоточение всех умственных и нравственных интересов граждан» (Аристотель), «союз людей, объединенных общими началами права и общей пользы» (Цицерон) . Из более современных известны следующие определения: государство – общественный союз, представляющий собой самостоятельное принудительное властвование над свободными людьми в пределах определенной территории (Коркунов, Трубецкой, Шершеневич); государство - это естественно возникающая организация властвования, предназначенная для охраны определенного порядка (Гумплович) или «целевое единство индивидов, наделенные качествами юридического субъекта и являющееся носителем прав» (Еллинек) и т.д. . Государство – единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на все население в пределах территории страны, издает юридически обязательные веления, имеет специальный аппарат управления и принуждения, а также обладает суверенитетом . Государство — очень сложное и многоаспектное социальное образование. Оно может быть рассмотрено как государственное либо как социальное явление. В географическом смысле государство представляет собой страну, занимающую определенную территорию и населенную ее гражданами. В социальном смысле государство выступает в качестве организации, создаваемой людьми и осуществляющей определенную деятельность в сфере общественных отношений. Как социальная организация государство может быть рассмотрено в трех аспектах: 1)как порождение всего общества и его органическая часть; 2)как орудие определенного класса, слоя населения или клана (семьи); 3)как самостоятельная организация, наделенная определенными правами и обязанностями. При исследовании государства как организации, созданной обществом и являющейся его частью, акцент делается на его способность решать общие задачи всего населения, достижения общего блага. При этом государство рассматривается как организация, с помощью которой само общество решает свои задачи. Государство является лишь способом самоорганизации общества и саморегулирования его процессов. Такими государствами являлись, например, древнегреческие города - государства (полисы), свободное население которых на общих городских собраниях решало основные вопросы жизни и деятельности полиса, формировало органы государства, определяло их основные задачи и контролировало их деятельность. Данное государство по своим внешним признакам было близко органам управления родом, племенем в условиях первобытнообщинного строя. Понимание государства как орудия определенного класса, слоя, населения или клана (семьи) сложилось в период феодализма и начала капитализма, когда государственная власть принадлежала монарху и его окружению, верхушке богатых феодалов либо людям, обладающим капиталом и располагающим экономической властью в обществе. Такое государство являлось органом подавления и угнетения других классов и слоев общества, источником социальных конфликтов, противостояния и даже кровавой борьбы, поскольку его органы формировались в основном из представителей господствующего класса, слоя и действовали в его интересах. В последнее время все большее количество ученых склоняется к пониманию государства как самостоятельной социальной организации, создаваемой и действующей на основании и во исполнение права, являющегося основным регулятором жизни общества. Такое понимание соответствует современным цивилизованным демократическим государствам, основные властные органы которых формируются и действуют в соответствии с существующим законодательством, которое определяет их полномочия, права и обязанности по отношению к гражданам. При этом в пределах своих полномочий государственные органы принимают решения самостоятельно и несут за них ответственность. Несмотря на значительные отличия сторонники вышеназванных точек зрения признают, что государство является социальной организацией, создаваемой обществом и предназначенной для регулирования возникающих в нем процессов. В современных демократических странах государство регулирует взаимоотношения между различными социальными группами, слоями, классами не путем подавления и ущемления прав и свобод одних в интересах других, а на основе законодательства, учитывающего общие и конкретные интересы участников политических отношений. Решая политические вопросы, являющиеся главными в обществе, государство тем самым оказывает влияние на весь ход общественной жизни страны. Так, например, закрепляя законодательно и проводя на практике равенство наций, религий, государство тем самым обеспечивает и равенство граждан независимо от их национальной принадлежности и вероисповедания. Публичность государственной власти означает осуществление ее от имени всех граждан и распространение ее на всех членов общества. В этом заключается сущность государства и его основные отличительные черты от всех других социальных организаций действующих в обществе. Наряду с этими сущностными чертами государство обладает и другими, свойственными только ему, признаками: 1. Государство представляет собой определенную систему органов, особый аппарат, состоящий из государственных служащих, которые наделены властными полномочиями, профессионально занимаются управлением и получают за это заработную плату. В современных демократических странах государственный аппарат состоит из трех видов органов: законодательной, исполнительной и судебной власти. Названные виды органов образуют структуру государства как организации политической власти. Кроме того, в государстве существуют вооруженные отряды и подразделения — армия, милиция или полиция, а также тюрьмы — специальные учреждения, где содержатся осужденные за преступления, чего другие социальные организации не имеют. 2. Государство объединяет население по территории и имеет с ним юридическую связь в форме гражданства. Государство – это организация граждан этого государства. 3. Государство устанавливает и взимает налоги с физических и юридических лиц, т. е. изымает у них часть их доходов или заработной платы. Взыскание налогов производится принудительно и безвозмездно. Данный признак свойственен только государству. 4. Государство обладает суверенитетом, т. е. независимостью и самостоятельностью в принятии государственных решений. Государство в лице его соответствующих органов по своему усмотрению решает все вопросы жизни страны, отнесенные к его компетенции. 5. Важным признаком, характеризующим государство как специфическую социальную организацию, является его право издавать законы и иные нормативные правовые акты, имеющие общеобязательное значение для населения и юридических лиц. 6. Признаком суверенного государства является наличие собственной национальной валюты, которая используется как средство платежа в различного рода имущественных сделках внутри страны и по договоренности с другими странами — в международных сделках. Государство самостоятельно устанавливает денежную систему, поддерживает ее стабильность и охраняет, т. е. не допускает выпуск фальшивых денег, а виновных в подделке денежных знаков привлекает к ответственности. 7. Государство имеет свою государственную символику: герб, гимн и флаг, а также столицу, которые являются его собственными чертами и отличают его от других государств мирового сообщества. Символы государства закреплены законодательно, в отличие от символов других социальных организаций, которые регулируются их внутренними неправовыми актами. Вопрос о функциях государства имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Он позволяет взглянуть на государство не только со стороны его формы, внутреннего строения и содержания, но и рассмотреть его под углом зрения его разносторонней деятельности, функционирования. С помощью функций представляется возможным с достаточной точностью определить характер деятельности государства, правильность выбора им на том или ином этапе его развития приоритетов, наконец, уровень его организованности и эффективности. Функции государства – это основные направления деятельности государства, в которых выражается сущность и социальное назначение государственного управления обществом. Функции государства классифицируются по разным признакам. Так, по продолжительности действия функции государства подразделяются на постоянные и временные. В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они протекают, выделяют функции внутренние и внешние. Остановимся на этой классификации подробнее. Внутренние функции – это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества. Внутренние функции классифицируются по сферам деятельности государства. По этому признаку выделяют следующие внутренние функции: • Экономическую (это определение наиболее оптимального направления развития экономики страны). • Социальную (направлена на обеспечение нормальных условий жизни и деятельности населения страны). • Функцию финансового контроля (учет государством доходов производителей). • Функцию охраны правопорядка (обеспечение законности в деятельности различных субъектов, пресечение правонарушений). • Экологическую (обеспечение охраны окружающей среды и контроль за соблюдением природоохранных норм). Внешние функции государства – это основные направления его деятельности на международной арене. К числу внешних функций государства можно отнести: • Сотрудничество с другими государствами (это деятельность государства по установлению и поддержанию контактов на разных уровнях – культурном, политическом и т.п. – с другими государствами. • Оборона страны от нападения извне. Подводя итог изложенному, можно сказать, что государство — это особая организация публичной политической власти, имеющая специальный аппарат государственных служащих, предназначенный для управления и применения принудительных, мер к правонарушителям, которая действует в интересах господствующей группы, слоя, клана, либо большинства населения, обладает суверенитетом, издает законы, устанавливает и взимает налоги, имеет свою валюту, гражданство и символику. 1.2. Церковь в политической системе общества Церковь, как богочеловеческий организм имеет не только таинственную сущность, неподвластную стихиям мира, но и историческую составляющую, входящую в соприкосновение и взаимодействие с внешним миром, в том числе и с государством. Государство, которое существует для устроения мирской жизни, также соприкасается и взаимодействует с церковью. Динамика влияния религии на общественную жизнь описывается двумя основными понятиями: сакрализация и секуляризация. Сакрализация (от лат. Sacer – священный) – это процесс вовлечения в сферу религиозного санкционирования сознания, деятельности, поведения людей, социальных отношений и институтов . Сакрализация сопровождала весь процесс становления человеческого общества, формирования его культуры. Позднее к процессу сакрализации присоединился процесс клерикализации (от позднелат. Clericalis – церковный), которая означала не только регуляцию всей личной и общественной жизни, но и разработку соответствующего идеологического обоснования, основными этапами которого были кодификация, догматизация и канонизация вероучения, стремление замкнуть все сферы интеллектуальной деятельности в систему богословско-теологического мышления. В каждом обществе, в каждой культуре процесс сакрализации имел свои особенности. Например, в районах распространения ислама не было создано мощной религиозной организации типа церкви. Процесс сакрализации в исламе пошел по пути формирования теократического государства. В отличие от других религий он не стремился к тому, чтобы осветить религиозным авторитетом существующие общественные отношения, а к тому, чтобы воплотить в жизнь религиозное сообщество, осуществить полное слияние духовного и светского начала. Сакрализация личной и общественной жизни на основе христианства в Западной Европе началась в послеконстантиновскую эпоху и достигла своего наивысшего развития в Средневековье. В этот период не проводилось различия мирской и сакральной сфер жизнедеятельности человека. Каждый человеческий поступок, всякое социальное явление ставилось на «сакральную платформу» или непосредственно подчинялось сакральной сфере. Как отмечает выдающийся американский социолог русского происхождения П.А. Сорокин, «главным принципом средневековой культуры Запада, ее главной ценностью был Бог. Все важные разделы средневековой культуры выражали этот фундаментальный принцип или ценность. Архитектура и скульптура Средних веков была «Библией в камне». Литература также была насквозь пронизана религией и христианской верой. Музыка почти исключительно носила религиозный характер. Философия была практически идентична религии и теологии и концентрировалась вокруг той же основной ценности или принципа, каким являлся Бог. Наука была всего лишь прислужницей христианской религии. Этика и право представляли собой только дальнейшую разработку заповедей христианства. Политическая организация в ее духовной и светской сферах была преимущественно теократической и базировалась на Боге и религии. Семья, как священный религиозный союз выражала всю ту фундаментальную ценность. Даже организация экономики контролировалась религией, налагавшей запреты на многие формы экономических отношений, которые могли бы оказаться уместными и прибыльными, поощряя в то же время другие формы экономической деятельности, не целесообразные с чисто утилитарной точки зрения»
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Политология, 34 страницы
408 руб.
Курсовая работа, Политология, 28 страниц
550 руб.
Курсовая работа, Политология, 49 страниц
550 руб.
Курсовая работа, Политология, 32 страницы
550 руб.
Курсовая работа, Политология, 36 страниц
432 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg