Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, РАЗНОЕ

Уровень и качество жизни населениям.

happy_woman 324 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 27 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 27.10.2020
Основной целью данной работы является анализ специфики понятий "уровень жизни" и "качество жизни", изучение наиболее важных показателей и рассмотрение состояния уровня и качества жизни в Российской Федерации. В связи с этой целью, поставлены основные задачи работы: -изучить сущность уровня и качества жизни населения; -выявить индикаторы и показатели качества жизни; -рассмотреть социальные нормативы и потребности; -провести анализ показателей уровня и качества жизни населения России; -выявить основные направления повышения уровня жизни населения России. Объектом исследования является уровень жизни населения и влияющие на него условия как определенный срез социально-экономических отношений. Предметом исследования является состояние уровня и качества жизни в Российской Федерации. Изучению вопросов повышения жизненного уровня были посвящены работы многих экономистов. Значительную роль в разработке их методологических основ сыграли труды Беляева Л.А., Бутузова А.С., Кремлев М. Д., Снатенков А. А., Тимофеева Т. В., Фахрутдинова Е.В. и другие. Курсовая работа состоит из 2 глав, введения, заключения, списка литературы.
Введение

Актуальность темы. Осуществляемая в последние годы системная модернизация национальной экономики, способствовала формированию новых социально-экономических условий, в которых главным критерием экономического развития страны является высокий уровень жизни населения. Именно уровень жизни отражает эффективность труда в обществе, служит показателем национального богатства, а также является показателем выхода из социально-экономических кризисов. Повышенный интерес к проблеме сохранения и повышения уровня жизни населения связан также с переходом мирового сообщества на новый этап – "стадию качества". Нынешний уровень жизни населения нуждается в существенной корректировке, поскольку разрушительные последствия реформ, проведенных в начале 1990-х годов, способствовали не только значительной дифференциации населения, снижению качества жизни значительной части жителей страны, но и появлению такой категории, как бедность. Одной из важнейших проблем современности является значительное расслоение общества по уровню благосостояния и качеству жизни, что тормозит социально-экономическое развитие страны в целом и ее регионов в отдельности.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Теоретические основы уровня и качества жизни населения 5 1.1Сущность уровня и качества жизни населения 5 1.2 Индикаторы и показатели качества жизни 9 1.3 Социальные нормативы и потребности 12 Глава 2. Анализ основных показателей уровня и качества жизни населения 16 2.1 Показатели уровня и качества жизни населения России 16 2.2 Основные направления повышения уровня жизни населения России 22 Заключение 26 Список литературы 28
Список литературы

1. Антонова Н.А. Доходы и уровень жизни населения: состояние и перспективы роста // Уровень жизни населения регионов России. - 2017. - N 3. - С.43-48. 2. Беляева Л.А. Уровень жизни в России: траектории процессов структурации постсоветского общества // Обществ. науки и современность. - 2016. - N 6. - С.38-52. 3. Бобков В. Н. Бедность, уровень и качество жизни: методология анализа и механизмы реализации // Уровень жизни населения регионов России. – 2016. - № 1. - С. 7-20 4. Богатырев В.В. О качестве и уровне жизни, жизнеобеспечения населения: связь с жизненными целями человека и качеством управления // Уровень жизни населения регионов России. - 2017. - N 3. - С.84-89. 5. Бутузова А. С. Анализ среднемесячной заработной платы в Российской Федерации//Экономика и бизнес: теория и практика. 2018. №5. С. 31-33. 6. Зараковский, Г. М. Качество жизни населения России. Психологические составляющие / Г.М. Зараковский. - М.: Смысл, 2018. - 320 c. 7. Ляскин Г.Г., Шабашев В.А. Подходы к оценке роли монопсонии на рынке труда: региональный аспект//Вестник Омского университета. Серия: Экономика. 2016. № 2. С. 169-179. 8. Митрофанов, Алексей Качество жизни населения: моногр. / Алексей Митрофанов. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2018. - 180 c. 9. Митрошин, А.А. Методы оценки качества жизни населения и социально-экономической дифференциации территорий: моногр. / А.А. Митрошин. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 122 c. 10. Соболь Т.А. Современный уровень и качество жизни населения// Вестник Московского университета имени С. Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. 2018. №2 (25) С. 7-14. 11. Кремлев М. Д. Проблемы оценки уровня жизни населения // Вопросы статистики. — 2016. — № 8. 12. Пшеничникова, В.А. Ежемесячный доход и уровень образования как факторы воздействия на качество жизни населения (на примере Республики Татарстан) / В.А. Пшеничникова // Научные труды аспирантов и соискателей: сборник научных трудов. - Казань: Академия наук Республики Татарстан, Центр перспективных экономических исследований, 2016. – С. 44-47 13. Ржаницына Л. А. Бедность в России: причины, особенности, пути уменьшения // Экономист. — 2015. — № 4. 14. Снатенков А. А., Тимофеева Т. В. Статистическое исследование факторов формирования просроченной задолженности по кредитам российского банковского сектора // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. — 2017. — № 7–1. С. 137–144 15. Трофимова Н.В. Теоретические подходы к оценке качества жизни населения региона / Н.В. Трофимова, В.А. Лобанова // Современные проблемы экономики, управления и юриспруденции: материалы международной научно-практической конференции. – электрон. текст. – Тюмень: ФГОУВПО «МГТУ», 2016. – 588с. 16. Фахрутдинова Е.В. Качество жизни населения: институциональный подход/ Е.В.Фахрутдинова, Ш.М.Валитов// – Казань: Изд-во КГУ, 2015. – 365с. 17. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/. (20.01.2019) 18. Официальный сайт Развития ООН [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://hdr.undp.org/en. (22.03.2020) 19. Уровень жизни населения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.imf.org/external/russian/index.htm. (18.03.2020) 20. Уровень жизни населения России и стран мира в 2017 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https:// subscribe.ru/group/na-zavalinke/1418536. (20.03.2020)
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы уровня и качества жизни населения 1.1 Сущность уровня и качества жизни населения Понятия "уровень жизни" и "качество жизни" являются предметом изучения во многих дисциплинах. В современной научной литературе эти понятия трактуются по-разному в зависимости от целей и задач исследования. Подход с точки зрения производства рассматривает уровень жизни в зависимости от уровня развития производительных сил, структуры и эффективности общественного производства. Итак, Н. И. Бузляков отмечает: "... в экономической литературе наиболее распространено представление об уровне жизни как количестве потребляемых материальных, культурных, бытовых и социальных благ и степени удовлетворения потребностей в них на достигнутой стадии развития производительных сил." [19] Несколько иной подход к пониманию уровня жизни населения определяет И. И. Елисеев: "под уровнем жизни понимается обеспечение населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень потребления и степень удовлетворения разумных потребностей", "денежная оценка товаров и услуг-это стоимость жизни".[7] Директор Всероссийского центра уровня жизни В. Бобков рассматривает уровень жизни с точки зрения потребления: "в современной трактовке понятие" уровень жизни " характеризуется доходами людей не как таковыми, а выраженными в денежной и условно-денежной форме, их потреблением различными потребительскими наборами." А. Г. Крыжановская дает следующее определение: "качество жизни - это категория, характеризующая существенные обстоятельства жизни населения, определяющие степень достоинства и свободы каждого индивида." Представляется вполне разумным определить уровень жизни в узком и широком смысле. В узком смысле-через характеристику уровня потребления и удовлетворения потребностей (изменение доходов, расходов и потребления товаров и услуг). Потребность может быть определена как непосредственное выражение потребности, требующее ее удовлетворения, служащее тем самым исходной причиной деятельности. Одной из фундаментальных особенностей развития потребностей является их кумулятивный характер роста, а именно: появление новых потребностей не приводит к исчезновению старых. Привычки, вкусы, склонности и предпочтения человека влияют на формирование различных потребностей. Это влияние субъективно. Но на формирование потребностей влияют не только субъективные факторы. В качестве объективного "стимула" потребностей выступают различные внешние рычаги, которые могут быть экономическими, социально-психологическими или организационными. Вместе они составляют объективные факторы формирования потребностей. [5] Классификация потребностей очень разнообразна. Многие экономисты пытались "разобраться" в многообразии потребностей людей. Так, выдающийся экономист А. Маршалл отмечает, что потребности можно разделить на абсолютные и относительные, высшие и низшие, срочные и отсроченные, прямые и косвенные, настоящие и будущие и др. В учебной экономической литературе часто используется деление потребностей на первичные (материальные) и вторичные (духовные). При изучении уровня жизни в узком смысле в большинстве случаев речь идет о наиболее важных материальных и духовных потребностях. Материальные потребности, как правило, включают в себя продукты питания, одежду, жилье, предметы домашнего обихода, транспорт, здравоохранение и др. Духовные потребности, в свою очередь, включают потребности в образовании и культурном развитии. Важно подчеркнуть, что почти все потребности имеют материальную основу, то есть они требуют материальных затрат, а источником их покрытия является доход. Именно поэтому доход по отношению к уровню жизни следует трактовать как потребность и как источник удовлетворения потребностей. Следует отметить, что выбранный набор потребностей может изменяться в соответствии с уровнем социально-экономического развития общества и природными условиями существования человека - одни потребности исключаются из числа необходимых, другие, наоборот, добавляются к их числу. Человеческие потребности не остаются неизменными; они развиваются вместе с эволюцией человеческой цивилизации, и это относится прежде всего к духовным потребностям. [3] Таким образом, в узком смысле уровень жизни отражается в количестве и качестве потребления человеком товаров и услуг, или иначе, как отношение уровня доходов к стоимости жизни. В широком смысле уровень жизни представляется через характеристику уровня развития человека (здоровье и возможности людей удовлетворять свои потребности) и условий жизни (состояние окружающей среды и безопасность населения). Иными словами, уровень жизни в данном аспекте рассматривается как совокупность реальных социально-экономических условий жизни, направленных на удовлетворение материальных и духовных потребностей населения. Уровень жизни существует и используется вместе с целым семейством синонимичных и сходных терминов: благосостояние людей, качество жизни и др. Прежде всего, это благосостояние народа, самое широкое и емкое понятие из всего этого множества. "Благосостояние народа - это сложное социально-экономическое явление, интегрирующее характеристики уровня, образа и качества жизни населения, каждая из которых представляет собой лишь определенный срез единого, но многогранного и объемного социального организма. В конечном счете благосостояние людей отражает развитие потребностей людей, государства и способов их удовлетворения применительно к основным сферам жизнедеятельности: труду, потреблению, культуре, репродуктивному поведению, общественно-политической жизни." На сегодняшний день "народное благосостояние "постепенно утратило популярность, являясь, во-первых, термином, связанным с устаревшим словарем централизованно планируемой экономики, во-вторых, под влиянием растущего употребления понятий уровня и качества жизни, и, в-третьих, из-за определенной несовместимости термина" благосостояние", имеющего позитивную коннотацию, со значительным падением уровня жизни большинства населения страны. Качество жизни определяется как субъективная оценка степени удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Российские ученые активно обратились к изучению проблем качества жизни, особенно в связи с обострением системного кризиса и углублением социально-экономических противоречий в обществе, что нашло отражение главным образом в снижении реальных доходов населения, усилении имущественной дифференциации, росте заболеваемости населения и постепенном сокращении его продолжительности жизни. Поэтому качество жизни следует рассматривать как совокупность определенных характеристик жизненных аспектов, процессов и явлений, отражающих ее современное существование, как в аспекте труда, так и в аспекте жизни в целом. Современный экономический словарь определяет термин "качество жизни" как социально-экономическую категорию, обобщающую понятие "уровень жизни" и включающую в себя "не только уровень потребления материальных благ и услуг, но и удовлетворение духовных потребностей, здоровье, продолжительность жизни, условия окружающей человека окружающей среды, а также психический комфорт". На наш взгляд, задача исследования состоит не в том, чтобы добавить понятие "качество жизни" к понятию "уровень жизни", а в том, чтобы отразить качество жизни в анализе и оценке уровня жизни, что требует соответствующей систематики потребностей людей и правильной оценки их уровня развития и удовлетворенности. Следует отметить, что качество жизни как категория экономической науки взаимосвязано с такими понятиями, как образ жизни, образ жизни и уровень жизни, которые сходны по своему происхождению и содержанию. Образ жизни - это сплав объективных условий и субъективной стороны деятельности людей, выражение, прежде всего, их социально-экономической активности. Образ жизни "ведут", практикуют, это как бы общей формулой для повседневного бытия личности. Иными словами, образ жизни - это типичные, практикуемые нормы поведения людей, способ их повседневной деятельности в сфере труда и быта, в производстве и потреблении как материальных, так и духовных ценностей. [6] Таким образом, качество жизни отражает степень удовлетворения целого комплекса разнообразных материальных, духовных, интеллектуальных, культурных, эстетических и других потребностей людей. 1.2 Индикаторы и показатели качества жизни В России показатели для определения качества и уровня жизни населения закрепляются на законодательном уровне, утверждаются приказом Минэкономразвития РФ и используются для расчета и оценки конкурентной среды. Это еще раз подтверждает тот факт, что без обеспечения достаточного уровня и качества жизни населения невозможно говорить о высоком уровне развития и конкурентоспособности государства. Росстат использует собственную систему показателей на основе статистических данных для оценки уровня жизни населения, которая предполагает определение баланса денежных доходов и расходов населения. По методике Росстата рассчитывается общий объем, структура денежных доходов и расходов населения, оцениваются реальные и номинальные доходы, покупательная способность населения, а также рассчитывается распределение населения по уровню доходов и доле населения, проживающего за чертой бедности, проводятся другие экономические расчеты как на федеральном, так и на региональном уровнях. Кроме того, метод предполагает построение вариационных рядов и, на их основе, статистических рядов распределения населения по уровню среднедушевого денежного дохода, которые представляют собой результаты наблюдений, ранжированные и сгруппированные в определенные интервалы по величине дохода. Одной из важных характеристик является величина прожиточного минимума в стране и регионе, а также распределение населения относительно этого показателя. [17] Первый набор показателей качества жизни характеризует здоровье населения и демографическое благополучие, которые оцениваются по уровню рождаемости, ожидаемой продолжительности жизни и естественному воспроизводству. Второй набор отражает удовлетворенность населения индивидуальными условиями жизни (достаток, жилье, питание, работа и др.), а также социальная удовлетворенность государством (справедливость управления, доступ к образованию и здравоохранению, безопасность существования, экологическое благополучие). Для их оценки мы используем социологические опросы репрезентативных выборок населения. Уровень самоубийств является объективным показателем крайней неудовлетворенности. Третий набор индикаторов оценивает духовное состояние общества. Уровень духовности определяется характером, диапазоном и количеством творческих инициатив, инновационных проектов, а также частотой нарушений общечеловеческих нравственных заповедей: «не убий», «не укради», «почитай отца и мать своих», «не сотвори себе кумира» и др. Частичным аналогом индекса качества жизни, который в настоящее время получил широкое распространение, является индекс развития человеческого потенциала, или, в другом переводе, индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), который используется ООН с 1990 года. К числу основных составляющих ИРЧП относятся средняя продолжительность жизни при рождении, уровень образования населения и реальный среднедушевой валовой внутренний продукт, рассчитываемый с учетом паритета покупательной способности национальной валюты. Разноплановость понятия «качество» жизни обусловлена многообразием показателей. Последние могут характеризовать как отдельный элемент качества жизни, так и всю совокупность. Соответствующие показатели включают в себя: 1. Здоровье: способность вести здоровый образ жизни на всех этапах жизненного цикла; влияние нарушений здоровья на личность; 2. Индивидуальное развитие через образование: приобретение детьми базовых знаний и навыков, а также ценностей, необходимых для их индивидуального развития и успеха в качестве члена общества; способность продолжать самообразование и умение использовать эти навыки; использование и развитие индивидами своих знаний, навыков и мобильности, необходимых для реализации их экономического потенциала и, при желании, позволяющих им интегрироваться в экономический процесс.; сохранение и поощрение культурного развития индивида в целях содействия благосостоянию членов различных социальных групп; 3. Занятость и качество трудовой жизни: наличие выгодной работы для тех, кто ее ищет; характер работы; удовлетворенность индивида своей трудовой жизнью 4. Время и досуг: возможность выбора своего времяпрепровождения 5. Способность приобретать товары и пользоваться услугами: личная способность приобретать товары и пользоваться услугами; количество людей, испытывающих материальные лишения; степень равенства в распределении товаров и услуг; качество, выбор и доступность товаров и услуг, производимых в частном и государственном секторах; защита отдельных лиц и их семей в случае экономических трудностей; 6. Личная безопасность и правовые органы: насилие, притеснения и беспокойство, причиняемые индивиду; справедливость и гуманность правовых органов; степень доверия индивида к правовым органам. [8] 1.3 Социальные нормативы и потребности Значительную роль в изучении уровня жизни населения играют социальные нормы как научно обоснованные направления социальных процессов в обществе. Существуют следующие социальные стандарты: развитие материальной базы социальной сферы, доходы и расходы населения, социальное обеспечение и услуги, потребление материальных благ и платных услуг, условия жизни, потребительский бюджет и др. Эти нормы могут быть равны, представляя собой абсолютное или относительное значение нормы. Соответственно, эти нормы выражаются в натуральных показателях или процентах (допустимые варианты нормативов: момент, интервал, минимум, максимум), а также приращениях, представленных в виде отношения приращений двух показателей. Непосредственно с уровнем жизни населения связан потребительский бюджет, который суммирует нормы (нормы) потребления материальных благ и услуг населением, разделенные по социальным и гендерным группам, условиям труда и суровости, климатическим зонам, месту жительства и др. Потребительский бюджет может быть минимальным и рациональным. Кроме того, к основным социальным стандартам относятся: пособие по временной нетрудоспособности и минимальная заработная плата, пособия по безработице, минимальные трудовые и социальные пенсии для пожилых людей и инвалидов, стипендии для студентов, регулярные или единовременные целевые пособия для наиболее уязвимых групп населения (многодетные и малообеспеченные семьи, матери-одиночки и др.). Вместе они создают систему минимальных социальных гарантий как обязанность государства обеспечить населению минимальную заработную плату и пенсии, возможность получения пособий по государственному социальному страхованию (в том числе по безработице, болезни, беременности и родам, уходу за ребенком до достижения им полуторагодовалого возраста, погребению и др.), минимальный набор государственных и бесплатных услуг в сфере образования, здравоохранения и культуры. Прожиточный минимум - это центр социальной политики, представляющий собой стоимость потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы; и все остальные социальные стандарты и гарантии должны быть связаны с этим. Существующие стандарты отражают современные научные представления о потребностях людей в продуктах, товарах, услугах и вещах – личных потребностях. Услуги всегда изменчивы, поэтому их трудно количественно оценить. Личные потребности показывают объективную потребность в определенном наборе и количестве материальных благ и услуг, а также в социальных условиях, в которых человек нуждается, хочет, стремится иметь и потреблять, пользоваться. Эти товары и услуги обеспечивают всестороннюю деятельность определенного лица. Личные потребности делятся на физиологические (физические), интеллектуальные (духовные) и социальные. Физиологические (физические) потребности являются базовыми, так как они выражают потребности человека как биологического существа. В их составе естественными, первичными, являются потребности в пище, воде, воздухе, одежде, обуви, тепле, крове, отдыхе, сне, двигательной активности, а также другие потребности организма, связанные с поддержанием жизни и расширением рода. Эти потребности являются основой всей сферы человеческих потребностей. Удовлетворение этих потребностей необходимо для поддержания нормальной жизни. [2] Для удовлетворения наиболее важных физиологических потребностей человек должен быть обеспечен нормальными условиями труда и заработной платой, позволяющими на приемлемом уровне удовлетворять потребности в пище, одежде и жилье (для разных людей и для разных стран или для разных регионов одной и той же страны этот уровень может существенно отличаться). Интеллектуальные (духовные) потребности влияют на образование, профессиональное развитие, творческую деятельность, порождаемую внутренним состоянием человека. Социальные потребности связаны с функционированием человека в обществе – общественно-политической деятельностью, принадлежностью к группе, дружбой, самовыражением, общением с людьми, любовью, привязанностью, одобрением, обеспечением социальных прав и др. Поскольку интеллектуальные и социальные потребности не являются основными потребностями и их удовлетворение происходит после достижения определенного уровня удовлетворения основных потребностей, они имеют лишь косвенную оценку. Ситуация для удовлетворения этих потребностей зависит от временного бюджета населения. В соответствии с ценностями рабочего, нерабочего и свободного времени оценивается эффективность рабочего времени и способность удовлетворять интеллектуальные и социальные потребности человека. [2] Потребности также делятся на рациональные (разумные) и иррациональные. Рациональные потребности - это потребление товаров и услуг, необходимых для поддержания здорового образа жизни и гармоничного развития личности. Это общественно полезные потребности, которые трудно поддаются количественной оценке и определяются условно с использованием рациональных норм и стандартов (за исключением рациональных норм потребления продуктов питания, установленных на основе данных науки о питании). Иррациональные потребности-это вредные потребности, которые выходят за пределы разумных норм и принимают гипертрофированные, иногда извращенные формы, особенно в отношении питания. Внешней формой выявления личных потребностей является спрос населения, который отражает его платежеспособность. Глава 2. Анализ основных показателей уровня и качества жизни населения 2.1 Показатели уровня и качества жизни населения России Проблема повышения качества жизни населения любой страны является главной стратегической задачей развития общества на современном этапе. В настоящее время анализ качества жизни населения определяет экономическое благополучие и уровень социально-экономического развития любой страны, которые зависят от эффективной разработанной и реализуемой макроэкономической стратегии развития экономики. Одной из важных задач в рамках макроэкономической стратегии Российской Федерации является также обеспечение устойчивого и неуклонного повышения уровня и качества жизни населения.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg