Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / РЕФЕРАТ, ЭКОНОМИКА

Естественные монополии и проблемы их регулирования.

happy_woman 250 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 25 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 27.10.2020
Целью данной работы является изучение проблемы естественных монополий, причин их возникновения и особенностей функционирования, а также опасности, которую они представляют для экономики и методов их регулирования с рассмотрением приложения теоретических знаний, накопленных экономической наукой в нашей стране.
Введение

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в настоящее время в экономике присутствует тенденция реструктуризации крупных фирм, в том числе монополий, ведь для того, чтобы выжить в новых экономических условиях, развиваться и устойчиво функционировать, фирме просто необходим такой стимул, как конкуренция. Конкуренция является фактором, воздействующим на устойчивость экономического развития, способствует росту инновационной активности предприятий, задает динамику экономического развития. Исследование естественных монополий и проблем их регулирования невозможно без определения основных признаков и понятий. Естественные монополии образуются в тех отраслях, где деятельность остальных компаний по каким-либо причинам невозможна, будучи ограничена государственным запретом на данный вид деятельности без соответствующей лицензии (например: добывающая промышленность) или использованием редких или невоспроизводимых ресурсов. Кроме того, к естественным монополиям относятся предприятия, где размеры первоначальных капитальных вложений настолько высоки, что любой второй компании не выгодно входить в этот рынок и конкурировать с первой, так как две компании в данном секторе уже не смогут покрывать свои постоянные издержки из-за меньших масштабов производства. Типичными представителями естественных монополий являются коммунальные службы: было бы дорого и неоправданно строить второй набор водопроводных и канализационных труб в городе.
Содержание

Введение 3 1.Теоретические аспекты естественных монополий 4 1.1 Понятие и определение естественной монополии 4 1.2.Сущность естественных монополий 5 1.3 Преимущества и недостатки монополий 7 1.4 Способы и формы регулирования естественных монополий 9 2.Естественные монополии в России. 15 2.1 Влияние естественных монополий на ценообразование и производство в стране 15 2.2 Особенности естественных монополий России 16 2.3 Антимонопольное регулирование в РФ 18 2.4. Роль естественных монополий на примере ЖКХ 21 Заключение 23 Использованная литература 25
Список литературы

1. Экономическая теория. Кунелина В.И.-М.: Издательство РАТС, 2012. – 672с. 2. Эволюция методов регулирования естественных монополий в России. Князева И. В.: Москва – 2010. 3. Естественные монополии: быть или не быть? Масенков В. /Рынок ценных бумаг/ – 2001. 4. «Естественной» монополии – естественные перемены. Крюков А. А. /Экономика и организация промышленного производства/ – 2002. 5. Микроэкономика: учебное пособие. Баренбаум Л.Н.: Челябинск – 2006. 6. Микроэкономика. Теория и Российская практика. Грязнова А.Г.: Москва – 2014. 7. Естественные монополии : теория и проблемы регулирования. Бутыркин К.А.: Москва – 2003. 8. Ценообразование на монополизированных рынках и формирование тарифов на нефтепроводном транспорте. Метелев И.С.: Омск – 2013. 9. Курс экономической теории. Киселева Е.А.: Москва – 2004 10. Федеральный закон « О естественных монополиях».: Москва – 2005. 11. Микроэкономика, современный подход Хел Р. Вернон: Москва – 2013. 12. Регулирование естественных монополий: анализ мирового опыта и построение системы регулирования в Российской Федерации. Коломийченко О.В.: Санкт- Петербург – 2013. 13. Контракты и издержки в ресурсоснабжающих подотраслях жилищно-коммунального хозяйства. К. Менар: Москва – 2012. 14. Общественный сектор и муниципальная собственность – №8. Экономист. Ленская С., Сычева Е. М.:– 2008. 15. Теория и практика антимонопольного регулирования в ведущих странах Запада и России. Бутыркин А.Я. Москва – 2004. 16. Государственная и естественная монополия. Тотьев К. – 2014.г.
Отрывок из работы

1.Теоретические аспекты естественных монополий 1.1 Понятие и определение естественной монополии В целом ряде отраслей избежать образования монополий невозможно. Нельзя иметь в квартире два газопровода от двух конкурирующих компаний, несколько линий теплопередачи, и тому подобное. В большинстве отраслей инфраструктуры образование монополий происходит естественным образом, и государство вынуждено осуществлять по отношению к ним прямое или косвенное регулирование. Естественная монополия - официально признанная неизбежная монополия на производство и продажу товаров и услуг, применительно к которым монополизм обусловлен либо естественными правами монополиста, либо соображениями экономической выгоды для всего государства и населения. Так, естественная монополия возникает в тех областях, где действует авторское право, ибо автор является монополистом по закону. С другой стороны, в интересах государства выгодно иметь единые трубопроводные, энергетические сети, железнодорожные магистрали. Государственная монополия возникает также в тех сферах, где ее наличие обусловлено соображениями общественной безопасности; Так же есть другое определение данного понятия. Естественная монополия - ситуация, при которой отрасль, производящая (реализующая) товары и услуги, эффективно удовлетворяет спрос в условиях отсутствия конкуренции в силу технологических особенностей производства. Ее товары (услуги) имеют устойчивый спрос независимо от значительного изменения цены, поскольку их оказывается невозможным заменить другими товарами (пример: система электроснабжения города). Согласно закону №147-ФЗ "О естественных монополиях" от 17 августа 1995 года: естественная монополия - это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос, на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Исходя из этого определения, получается, что в экономической системе существуют случаи, когда монополия становится более эффективной, чем конкуренция. Этот случай и получил название естественной монополии, т.е. когда одна фирма может осуществлять выпуск товара, достаточный для обеспечения всего рынка спроса, с более низкими издержками, чем смогли бы две или более фирм. Такой подход содержит противоречие, разрешение которого является задачей государственной социально-экономической политики. Действительно, с одной стороны, признается существование таких товаров, производство которых наиболее эффективно в условиях монопольного рынка, а, с другой стороны, - в отсутствии конкуренции единственный производитель может злоупотреблять своим положением на рынке с целью увеличения своей прибыли. Причем, как показано в теории, цена реализации продукции, выбираемая монополией для максимизации своей прибыли, всегда выше, чем конкурентная цена, и общество в целом несет при этом потери. В этой ситуации государство должно регулировать деятельность естественной монополии таким образом, чтобы не позволять монополисту диктовать свои условия потребителям, но при этом дать ему возможность успешно функционировать и развиваться. 1.2.Сущность естественных монополий Понятие «естественная монополия» впервые было применено к си¬туации установления контроля за использованием природных (естест¬венных) ресурсов (откуда и пошло название). Это явление исследовал в 1838 г. А. Курно, приведший пример собственника источника, способ¬ного контролировать потребление воды населением, живущим ниже по течению. Спустя десять лет, в 1848 г. Дж. Милль определил раз¬ницу между искусственной и естественной монополией: первая создает¬ся государством, статус закрепляется законодательными актами, а ее возможное упразднение будет способствовать росту национального бо¬гатства. В отличие от этого естественная монополия существует безот¬носительно к усилиям государства и закона . Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. В отраслях формирования естественных монополий оптимальный размер предприятия больше реального размера рынка. Поэтому чем больше компания, чем ближе она к 100% - процентному охвату рынка, тем ближе ее размер к оптимальному и, следовательно, тем ниже издержки. Вот эти рекордно низкие издержки и служат естественным экономическим барьером для всех, стремящихся к вторжению в отрасль.В основе естественной монополии – особенности технологии производства и обслуживания потребителя, которые собственно говоря и делают производителя монополистом. Примером естественных монополий являются компании энергетических и коммунальных служб: энергообеспечение (передача электроэнергии, нефти, газа), водоснабжение, канализация, телекоммуникационная связь, железнодорожное сообщение. Естественные монополии порождаются в тех отраслях, где используется значительный объем постоянного компонента издержек производства, что сопровождается существенной экономией на масштабах выпуска. Разделение производства между 2-3 или большим количеством фирм нецелесообразно и приведет к тому, что масштабы производства каждой будут неэффективно малы и наличие более, чем одного продавца приведет к росту издержек. Конкуренция здесь невозможна и в силу того, что самая крупная фирма всегда обладает преимуществами в части издержек над своими соперниками, а мелкие фирмы в этих условиях, по-видимому, не способны выдержать конкуренции и будут вытеснены с рынка. Крупные компании легко могут расширить число своих потребителей в обслуживаемом регионе. Создание же новой дополнительной компании, выполняющей аналогичные функции, в случае появления дополнительного спроса будет обходиться слишком дорого. В некоторых отраслях, как, например, в электроэнергетике, экономия от масштаба может быть существенной при всех объемах выпуска. Например, системы водоснабжения или электроснабжения требуют высоких объемов основного оборудования – трансформаторных подстанций, генераторов, линий электропередач, насосного и водопроводного оборудования, очистных сооружений и т.д. В случае сокращения объемов предоставления данных благ на тех же производственных мощностях постоянные издержки не уменьшатся, так как основные капиталовложения уже осуществлены, но при этом увеличатся средние издержки. Если в отрасли будут действовать несколько фирм, то весь объем производства распределится между ними и производство каждой из них будет меньшим. В этом случае (при сохранении прежнего объема постоянных издержек на оборудование) средние издержки не достигнут своего минимального уровня. Здравый смысл подсказывает, что дешевле пользоваться одной линией электропередач, чем тянуть две параллельных, перекрывающих друг друга. То же самое можно сказать о трубопроводах для транспортировки нефти и газа. Именно благодаря экономии от масштаба многие отрасли являются естественными монополиями. 1.3 Преимущества и недостатки монополий Ряд обстоятельств говорит в защиту монополий. Развитие научно-технического прогресса (НТП) эффективно только в крупных фирмах. Общеизвестно, что хотя значительная часть выдающихся технических открытий XX века сделана мелкими предпринимателями, их реализации стала уделом «большого бизнеса». Кроме того, крупное производство позволяет лучше использовать эффект масштаба и широко развертывать научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. Все это при прочих равных снижает себестоимость и повышает качество продукции. Стереотипы мышления начала ?? века, будто монополия всегда стремится паразитировать на достигнутом, тормозить научно-технический прогресс, склонна к «загниванию и застою», сильно устарели. Так как современная монополия существует в условиях развитого рыночного хозяйства, которое постоянно таит угрозу конкуренции - внутриотраслевой и межотраслевой, национальной и иностранной, реальной и потенциальной. В то же время не лишены оснований и многие доводы против монополий. Конечно, монополисту «легче жить», чем производителю в условиях совершенной конкуренции. Монопольная власть над ценами таит опасность пойти по «легкому пути», поскольку всегда сохраняется определенный запас прочности. Поэтому в крупных фирмах избегают слишком частых и глубоких модификаций производимой продукции. Отдельные изобретения нередко придерживаются и внедряются только в комплексе. «Большой бизнес» неизбежно имеет тенденцию к бюрократизации. Получается, что с одной стороны, монополии ограничивают выпуск продукции и устанавливают более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обусловливает усиление неравенства доходов. Монополия, безусловно, снижает жизненный уровень населения. Далеко не всегда фирмы-монополисты используют в полной мере свои возможности для обеспечения НТП. С другой стороны, существуют весомые аргументы в пользу монополий: 1. Продукция монополистических компаний отличается высоким качеством, что и позволило им завоевать господствующее положение на рынке. 2. Монополизация воздействует на повышение эффективности производства: только крупная фирма обладает достаточными средствами для успешного проведения исследований и разработок. 3. Крупные масштабы производства позволяют снижать издержки и в целом экономить ресурсы. 4. Крупные монополии играют роль своеобразного «буфера», сдерживая падение производства и, следовательно, сдерживают безработицу в период кризисов. Поэтому естественные монополии являются неизбежными и желаемыми явлениями для общества, хотя монополистическая природа все равно вынуждает регулировать их деятельность. Как правило, «естественные монополии» находятся в собственности государства или действуют под его контролем. 1.4 Способы и формы регулирования естественных монополий Традиционный подход к естественной монополии содержал определенную и достаточно однозначную интерпретацию регулирующего процесса: там, где наблюдается естественная монополия, необходимо и регулирование. Однако, с конца 1970-х гг. наблюдается существенное изменение как теоретических, так и практических подходов к регулированию из-за крупномасштабных «провалов регулирования». Для регулирования действий естественных монополий могут быть использованы различные инструменты, которые можно разбить на три группы: 1) Непосредственное установление цен на продукцию естественных монополистов. Фиксация цен и тарифов на услуги естественных монополистов на практике основывается на множестве различных причин, например, забота об отдельных категориях потребителей и связанное с ней перекрестное субсидирование, значимость услуги для потребляющих ее отраслей и т. п. Именно такого рода регулирование преобладает в настоящее время в России. 2) Косвенное регулирование цен через установление предельных величин прибыли или доходности. Существует два основных метода косвенного регулирования цен: введение пределов повышения цен и фиксацию нормы доходности. 3) Использование конкурентных механизмов для передачи прав на производство продукции (оказание услуг) в условиях естественной монополии. Как правило, речь идет о конкурсной продаже лицензий, которые дают фирме право стать естественным монополистом в определенной сфере. Наиболее яркий пример - передача отдельных железных дорог в концессию в Аргентине, Бразилии и некоторых других развивающихся странах с целью повышения эффективности их функционирования. Аналогичная практика в свое время имела место и в России. Прямое установление цен Задача ценообразования на продукцию естественных монополий - установить цены, которые: 1) гарантировали бы производство и потребление продукции в экономически эффективном объеме, т. е. в том, который был бы при совершенной конкуренции; 2) обеспечивали бы самофинансирование предприятия. С точки зрения взаимосвязи с объемом производства цены можно разделить на линейные (одинаковая цена на все единицы продукции, расходы потребителя можно рассматривать как линейную функцию от цены и объема покупки) и нелинейные (фирма взимает фиксированную плату, не зависящую от объема покупки, плюс единую цену за каждую единицу продукции). Линейное ценообразование. При совершенной конкуренции P = MC; такая цена (Рb) оптимальна с точки зрения общества, так как обеспечивает наиболее эффективное распределение ресурсов (рис. 1). Однако при такой цене у ряда производителей производство может оказаться убыточным, поскольку у разных производителей различны издержки, то и цены также были бы разными. В этих условиях потребитель беззащитен перед шантажом производителя, который может завышать цену под различными предлогами (реальными или надувными) до уровня Рс. Поэтому существует практика регулирования цен на уровне средних издержек (Ра). Хотя такая цена ведет к сокращению объема предоставляемых благ в сравнении с оптимальным случаем (Qa < Qb), потребители получают все же больше в сравнении со случаем нерегулируемой естественной монополии (Qa > Qc). Рисунок 1 - Регулируемая естественная монополия Получается, что в рамках линейного ценообразования цены можно зафиксировать на уровне средних затрат PAC (рис. 2) или на уровне предельных затрат РK. Но оба случая имеют недостатки. В случае, когда цены установлены на уровне средних затрат, предприятие не получает ни экономической прибыли, ни убытков, но объем производства QAC ниже эффективного QK. А при ценах уровня предельных затрат при эффективном объеме производства QK средние затраты оказываются выше предельных и применение принципа ценообразования по предельным затратам приводит к возникновению убытков L, равных площади прямоугольника PKEGH. Рисунок 2 - Ценообразование по предельным и средним затратам Несколько отличный подход к определению наиболее оптимальных цен на продукцию естественных монополистов был предложен Ф. Рамсеем в 1927 году. Ценами Рамсея называются линейные цены, минимизирующие чистые потери общества при условии, что общая выручка предприятия равна его общим затратам. Отклонение от ценообразования по предельным затратам неизбежно приводит к появлению чистых потерь, но цены Рамсея позволяют их минимизировать, не прибегая при этом к дотациям со стороны государства. Условие минимума чистых общественных потерь (правило Рамсея) гласит, что увеличение цен должно быть обратно пропорционально эластичностям спроса на товары. Нелинейное ценообразование. Наиболее простой случай нелинейного ценообразования - установление двуставочного тарифа. Для того чтобы гарантировать потребление продукции естественной монополии в эффективном объеме, одна часть тарифа фиксируется на уровне предельных затрат, а вторая часть тарифа, призванная покрыть возникающий убыток, может быть определена делением величины убытка на общее число потребителей. Однако с точки зрения достижения максимально возможной эффективности такая структура тарифа имеет недостатки. Спрос потребителей может существенно различаться, и введение единой фиксированной платы за доступ к услуге может привести к тому, что для ряда потребителей она окажется выше получаемого ими излишка, и они вынуждены будут вообще отказаться от пользования данной услугой. Если же часть потребителей, готовых платить цену, равную предельным затратам, уйдет с рынка, эффективность снизится. Выход состоит во взимании разной фиксированной платы с разных потребителей в зависимости от их готовности и способности платить. Косвенное регулирование цен Регулирование нормы доходности. Во многих странах (в частности, в США и Великобритании) распространена процедура косвенного регулирования цен естественных монополий через установление нормы доходности капитала, инвестированного в данное предприятие. Исходная предпосылка такова: капитал, инвестированный в фирму - естественную монополию, должен приносить по крайней мере такую же отдачу, как в среднем по экономике. Кроме того, норма доходности должна быть достаточна для привлечения новых инвестиций и развития предприятия. Также она должна соответствовать уровню риска инвестирования средств в компанию. Регулирование нормы доходности предполагает, что предприятие увеличит цены, только если возрастут затраты и соответственно потребуется более высокая выручка для получения прежней доходности на капитал. Даже если опустить очевидные трудности, связанные с оценкой величины инвестированного капитала и уровня затрат, регулирование естественных монополистов путем фиксации нормы доходности имеет очевидный недостаток - у компаний отсутствуют стимулы для повышения эффективности своей работы, ведь при увеличении затрат можно просто поднять цену. Регулирование предела повышения цен. Установление пределов повышения цен было предложено С. Литтлчайлдом и впервые применено для контроля цен компании «British Telecom», приватизированной в 1984 году. Было предложено ограничить повышение тарифов, которые взимались «British Telecom» на тех сегментах рынка (аренда проводных линий связи и местные телефонные переговоры), где она еще сохраняла существенную монопольную власть после приватизации. Стоимость данного набора услуг должна была ежегодно снижаться в реальном выражении на определенную величину.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg