Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста

vlada99 990 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 102 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 27.10.2020
Цель исследования состояла в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке эффективность формирование здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста.
Введение

Общество, стремясь обеспечить свое будущее, предъявляет определенные требования к подрастающему поколению. Вышедшие в последние годы нормативно-правовые документы («Основы законодательства Российской Федерации по физической культуре и спорту», «Национальная стратегия охраны здоровья детей в России», «Семейный кодекс Российской Федерации», национальный проект «Здоровье» и др.) нацеливают на приоритетность задачи формирования и сохранении здоровья детей. В основных документах, определяющих стратегию государства в области образования (Закон РФ «Об образовании», «Концепция развития образования РФ до 2020 года», «Национальная доктрина российского образования» «Президентская программа «Дети России», «Декларация прав ребёнка» и др.) отмечается важность ориентации на решение проблемы здоровья и здорового образа жизни подрастающего поколения. Перед образовательными учреждениями стоит задача сформировать у подрастающего поколения ценностное отношение к своему здоровью, так как их образ жизни будет определять качество трудовых и социальных ресурсов населения, уровень экономики, научно-технический прогресс общества, национальную безопасность. В педагогической практике на всех ее уровнях определилась потребность в разработке целостной системы сохранения и укрепления здоровья педагогов и учащихся, создание таких основ организации педагогического процесса, которые бы обеспечивали ученику возможность выбора здорового образа жизни, способствовали формированию отношения к собственному здоровью как высшей духовной ценности, знакомили с различными системами оздоровления организма и предупреждения заболеваний.. Младший школьный возраст является важным с биологических и социальных позиций этапом жизни ребенка. У детей заметно возрастает мышечная масса, происходит развитие физических качеств (быстроты, выносливости, гибкости, скоростно-силовых и координационных способностей, ориентированию в пространстве, способность к кинестетическому дифференцированию и др.). В этот же период идет адаптация к школьному обучению, повышается нагрузка на все системы организма и предъявляются повышенные требования к здоровью ребенка. Изучение проблемы здорового образа жизни младших школьников подчеркивает необходимость исследования возможностей физической культуры в формирование здорового образа жизни. Изложенные в настоящем исследовании вопросы и организационно - методические рекомендации, апробированные в системе учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию в общеобразовательных школах, в определенной мере будут содействовать расширению мировоззренческого потенциала в воспитании, обучении, подготовке детей младшего школьного возраста к предстоящей деятельности, к активной и здоровой жизни. Здоровый образ ученика должен быть критерием профессионализма учителей, так как высшим уровнем продуктивности может считаться труд «… педагога, владеющего стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности». Современная тенденция к ухудшению здоровья всех групп населения, в том числе детей, обучающихся в начальной школе, стимулирует поиск новых путей охраны и укрепления здоровья, физическая культура является важным средством охраны и укрепления здоровья, физического совершенствования, организации свободного времени, средством общения, повышения социальной активности. Необходима дальнейшая теоретическая разработка и более широкое практическое внедрение системы формирования здорового образа жизни детей младшего школьного возраста средствами физической культуры, чему и посвящено настоящее исследование. Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере. Одной из причин этого является образ жизни семей, где сегодня воспитываются дети. У учащихся и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью. Одним из возможных путей решения проблемы, связанной с ухудшением здоровья младших школьников, является формирование у них знаний о здоровом образе жизни. В настоящее время проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся, формирования у них здорового образа жизни исследуются по различным направлениям: формирование культуры здорового образа жизни личности (С.О. Авчинникова, Т.М. Алимова, P.A. Ахундов, Е.В. Воронин, Г.А. Кураева и др.); пути и способы сохранения, сбережения здоровья учащихся в условиях педагогического процесса (И.П. Абаскалова, В.Ф. Базарный, T.JI. Берсенева, В.Н. Волков и др.); разработка и внедрение здоровьесберегающих технологий (Т.В. Ахутина, P.A. Лаишев, В.И. Ковалько др.); специфика использования средств физического воспитания в оздоровлении учащихся (B.C. Быков, Я.С. Вайнбаум, М. Я. Вилсиский и др.); обеспечение оптимальной двигательной активности учащихся в педагогическом процессе (Э.М. Казин, Е.А. Каралашвили, Л.Г. Лушпа, А. И. Федоров и др.); содержательные и методические аспекты подготовки учителей к деятельности по обеспечению здоровья учащихся (М.Я. Выленский, О.И. Ковалёва и др.). Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность формирование здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста. Объект исследования – процесс формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста. Предмет исследования –условия формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста. Гипотеза исследования: формирование здорового образа жизни у младших школьников будет эффективным, если: ? систематически использовать в образовательном процессе комплекс заданий и упражнений, который включает в себя разработку и апробацию условий формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста; ? формируя основы здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста, упражнения и занятия будут подобраны адекватно возрасту детей; ? учитель начальных классов должен проводить игры, викторины, конкурсы, классные часы о здоровье, соответствующие возрасту детей младшего школьного возраста; ? работа с педагогами, повышение их компетентности в вопросах формирования представления о здоровом образе жизни у детей младшего школьного возраста. Задачи: 1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста; 2. Изучить особенности формирования здорового образа школьников, психолого-педагогические условия формирования основ здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста; 3. Определить критерии развития здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста; 4. Определить условия, обеспечивающих эффективное формирование здорового образа жизни у детей младших школьников. Для подтверждения гипотезы и решения поставленных задач была использована следующие методы: ? теоретические: анализ философской, психолого-педагогической, а также культурологической литературы, ретроспективный анализ, моделирование; ? эмпирические: тестирование, беседа, педагогический эксперимент, анкетирование, статистическая обработка результатов эксперимента. Определяя теоретическую значимость исследования важно отметить, что изучение процесса формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста составило основу для новых представлений о возможностях здорового развития ребенка. Практическая значимость исследование состоит в создании условий, обеспечивающих эффективное формирование здорового образа жизни у детей младших школьников. База исследования – МБОУ «СОШ №108», 456082, Российская Федерация, Челябинская область, Трехгорный, Космонавтов, 20а. Работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, литературы и приложений.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 10 Сущность понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни» 10 Возрастные особенности формирования здорового образа младших школьников 14 Условия формирования основ здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста в процессе обучения 22 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 46 Организация, методы и методики исследования 46 Программа формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста жизни 48 Анализ результатов экспериментального исследования 56 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 66 ПРИЛОЖЕНИЕ 72
Список литературы

1. Георгиевский, А. Ф. Формирование культуры здорового образа жизни младших подростков в общеобразовательных учреждениях : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 [Текст] / А. Ф. Георгиевский. - М 2009. - 22 с.. 2. Бархаев, Б. П. Педагогическая психология: учеб. пособие для вузов [Текст] / Б. П. Бархаев. - Гриф УМО. - СПб.: Питер, 2014. - 444 с. 3. Сухомлинский, В. А. Родительская педагогика [Текст] / В. А. Сухомлинский. – Новосибирск : Западно-Сибирское книжное издательство, 1985. – 221 c. 4. Соловьев, Г.М. Основы здорового образа жизни и методика оздоровительной физкультуры [Текст] / Г.М.Соловьев. - Ставрополь, СГУ, 2014. – 111с. 5. Тюмасева, З.И., Кваша , Б.Ф. Культура любви к природе, экология и здоровье человека: Монография [Текст] / З.И.Тюмасева.Б.Ф.Кваша. - Челябинск: Изд-во Челябинского государственного педагогического университета, 2003. - 264 с. 6. Амосов, Н.М. Эксперимент по преодолению старости [Текст] / Н. М. Амосов. – М.: АСТ, 2003. – 128 с. 7. Маланов, С.В., Методологические и теоретические основы психологии [Текст] / С.В.Маланова. –М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж, Изд-во НПО «МОДЭК», 2005 г. – 365с. 8. Беркалиев, Т.Н. Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы [Текст] / Т. Н. Беркалиев, Е. С. Заир-Бек, А. П. Тряпицына. - СПб.: КАРО, 2009. - 144 с. 9. Татарникова, Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития [Текст] / Л.Г.Татарникова. – СПб.: Петроградский и Ко, 1995. - 415 с. 10. Сухомлинский, В. А. Методика воспитания коллектива [Текст] / В. А. Сухомлинский. – М. : Просвещение, 1981. – 192 c. 11. Сластёнин, В.А., Исаев, И.Ф., Шиянов, Е.Н. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов. - М.: Издательский центр «Академия», 2007 г. - 576 с. 12. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1 – 4 классы [Текст] / В.И.Ковалько.- М.:ВАКО. -2004. – 296с. 13. Алябьева, Е.А. Психогимнастика в начальной школе: Методические материалы в помощь психологам и педагогам [Текст] / Е.А.Алябьева.- М.:ТЦ Сфера. – 2015 – 88с. 14. Токарева, Е.А., Токарев, А.А., Иванова, В.В. Организационно-педагогические условия приобщения детей дошкольного и младшего школьного возраста к здоровому образу жизни в условиях образовательного комплекса «Детский сад — школа» [Текст] / Е.А.Токарева, А.А.Токарев, В.В.Иванов. // Образование и воспитание. - 2017. - №1. - С. 21-24. 15. Смирнова, Е.О. Детская психология [Текст] / Н.К.Смирнов. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2014. - 366 с. 16. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т. 5 [Текст] /Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1983. – 382 с. 17. Виленский, М.Я. Социально-психологические детерминанты формирования здорового образа жизни [Текст] /М.Я. Виленский // Теория и практика физической культуры.-1994.- 9.-С. 9-12. 18. Бутова, С.В.Оздоровительные упражнения на уроках [Текст] / С.В.Бутова //Начальная школа.- №8.- 2006.-с.98. 19. Амосов, Н. М. Раздумья о здоровье. 2-е изд. [Текст] / Н.М. Амосов. - М.: Молодая гвардия, 1979. - 191 с. 20. Брехман, И.И. Валеология – наука о здоровье [Текст] / И.И. Брехман. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 212 с. 21. Брехман, И.И. Введение в валеологию – науку о здоровье[Текст] / И.И. Брехман. – Л.: Наука, 1987. – 123с. 22. Варламова, С.И. Здоровье наших учеников [Текст] /С.И. Варламова // Начальная школа. - 2003. - № 2.-С.65-66. 23. Венедиктов, Д.Д., Глобальные проблемы здравоохранения и пути их решения [Текст] / Д.Д. Венедиктов, А.И. Чернух, Ю.П. Лисицын, В.И. Кричагин // Вопросы философии. – 1979. – № 7. – С. 102–113. 24. Волков, А.Е. Модель Российское образование - 2020 [Текст] / А. Е. Волков и др. // Вопросы образования. - 2012. - № 1. - С. 32-64. 25. Волков, Б.С. Психология общения в детском возрасте [Текст]: практическое пособие/ Н.В. Волкова. - М.: Питер, 2008. - 272 с. 26. Гайдук, Е Ю. Формирование здорового образа жизни у учащихся начальных классов сельской школы [Текст] / Е Ю Гайдук, М. Г. Харитонов // Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени И. Я. Яковлева. - 2012. - № 1 (73). Ч. 1.- С. 24-29. 27. Елизарова, Л.Н. Оздоровительная работа в начальной школе [Текст] / Л.Н.Елизарова, С.Н.Чирихин// Начальная школа. - №9.- 2000. – с.93. 28. Загвязинский, В.И., Закирова, А.Ф. Педагогический словарь: учеб. пособие для студентов высш. учеб. Заведений [Текст] / В.И.Загвизинский, А.Ф.Закирова. - М.: Издательский центр «Академмия», 2008 - 352 с. 29. Игнатова, Ф.В., Симонова, Г.И. Формирование отношения к здоровому образу жизни у детей младшего школьного возраста [Текст] /Ф.В.Игнатова, Г.И.Симонова. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 32. – С. 31–35. 30. Казначеев, В.П. Здоровье нации – феномен экологии XXI века [Текст] / В.П. Казначеев // Материалы I Всероссийского форума «III тысячелетие. Пути к здоровью нации». Москва, 15-17 мая 2001. – 194 с. 31. Карасева, М.А. Формирование здорового образа жизни у младших школьников в процессе занятий физической культурой [Текст] /М.А.Карасева. // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева, 2013 №4 (80). Ч.3. - С. 97 - 103. 32. Козлова, Н.С., Некрасова, А.В., Горбунова, И.Л. Формирование здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста [Текст] / Н.С.Козлова, А.В.Некрасова, И.Л.Горбунова. // Молодой ученый. - 2014.- №10. -С. 387-389. 33. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов [Текст] / А.Г.Маклакова. - СПб.: Питер, 2008. - 583 с. 34. Международный педагогический портал «Солнечный свет» // Доступ свободный: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=34540 (дата обращения: 19.11.2017). 35. Митина, Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра [Текст] /Е.П.Митина. //Начальная школа. - №6. – 2006.- с.56. 36. Немов, Р.С. Психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: 6-е изд. [Текст] / Р.С.Немов. - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС.2015. – 687 с. 37. Немов, Р. С. Психология. Общие основы психологии: учеб. для студ. высш. пед. учеб. Заведений [Текст] / Р. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2016. – 579 с. 38. Овчинникова, Л.В. Двигательная активность - неотъемлемый компонент развития личности младшего школьника [Электронный ресурс] / Л.В. Овчинникова // Режим доступа свободный : http://www.conf.muh.ru/ 071025/ thesis_32. htm. (дата обращения: 19.11.2017). 39. Официальный сайт «Научная педагогика» // Режим доступа свободный : http://www.covereducation.ru/sitemap.html (дата обращения: 19.11.2017). 40. Павелко, Н.Н., Павлов, С.О. Психология и педагогика Учебное пособие для высшей школы [Текст] / Н.Н.Павелко, С.О.Павлов. – М.: КНОРУС. 2012 г. - 495 с. 41. Ракитина, Л.И. Способы борьбы с усталостью учащихся и потерей внимания на уроках [Текст] /Л.И.Ракитина, Г.Д.Чамовских//Завуч начальной школы. - №8. – 2007. – с.69. 42. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы [Текст] /Н.К.Смирнов.- М.:АПКПРО. – 2002.- с.10. 43. Сураева, Л. Технология педагогики здоровья [Текст] /Л.Сураева, О.Федорахина // Приложение к журналу “Директор школы”: “Экспресс опыт”.- №2.- 1999. – с.6-12. 44. Сухарев, А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков [Текст] / А.Г.Сухарев. – М.: Медицина, 2010. – 270 с. 45. Сухомлинский, В. А. Избранные педагогические сочинения. В 3 т. [Текст] / В. А. Сухомлинский. – Москва : Педагогика, 1979. – Т. 1. – 558 с. 46. Сухомлинский, В. А. О воспитании [Текст] / В. А. Сухомлинский. – 6-е изд. – М.: Изд-во политической литературы, 1988. – 270 с. 47. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические произведения [Текст] / К. Д. Ушинский. – Москва : Просвещение, 1968. – 557 с. 48. Хрисанова, Е. Г. Программа «Хочу вырасти счастливым» в системе формирования здорового об раза жизни младших школьников [Текст] / Е. Г. Хрисанова, Т. Н. Андреева // Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени И. Я. Яковлева. - 2011. -№ 1 (69). Ч. 1. - С. 214-220. 49. Цабыбин, С.А. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе [Текст] /С.А.Цабыбин. – Волгоград: Учитель. – 2008.- 172с. 50. Царегородцев, Г.И. Общая патология человека и методология медицины [Текст] / Г.И. Царегородцев // Вестник РАМН. – 1998. – № 10. – С. 41–45. 51. Чернобровкин, С. В.Психология развития и возрастная психология: учебно-методическое пособие [Текст] / С.В. Чернобровкина. Омский государственный университет, 2010. – 128 с. 52. Чумаков, Б. Н., Валеология: Учеб. Пособие [Текст] / Б.Н.Чумаков. - М.: Педагогическое общество России, 2000 - 407 с.
Отрывок из работы

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1 Сущность понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни» Улучшение состояния здоровья нового поколения – важнейшая задача современности, в комплексном решении которой невозможно обойтись без общеобразовательной школы. Учителям совместно с родителями, медицинскими работниками, психологами и общественностью необходимо так организовать школьную деятельность, чтобы учащиеся повышали свой уровень здоровья и оканчивали школу здоровыми. Вместе с тем, школа обязана сформировать у ребенка потребность быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Для этого педагогам необходимо иметь четкие представления о сущности понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни», которые широко используются в системе понятий современного образования. Однозначного и всеобъемлющего определения понятия здоровья нет. На основе медико-биологических признаков Н.М. Амосов указывает: «Здоровье – естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных явлений» [2,с.25]. С учетом этих же признаков Г.И. Царегородцев считает, что «здоровье – это гармоническое течение различных обменных процессов между организмом и окружающей средой, результатом которого является согласованный обмен веществ внутри самого организма». В данном контексте здоровье представляется как естественное гармоническое состояние организма при нормальном протекании в нем обменных процессов, исключающих любые болезненные явления [46,с.41-45].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg