Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В НЕПОСРЕДСТЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

vlada99 750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 70 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 27.10.2020
Анализируя психолого-педагогическую литературу можно сделать выводы о том, что пальчиковые игры представляют собой упражнения для улучшения подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости; массаж «активных точек» на пальцах и ладонях.
Введение

Актуальность исследования. Раннее детство является особым периодом становления всех органов и систем ребёнка. Это возраст, когда происходит формирование всех свойственных индивиду важнейших психофизиологических процессов. Именно в этот период должна на достаточно хорошем уровне развиваться мелкая моторика, чтобы дети были в состоянии овладеть основными движениями пальцев и кистей рук для их нормального развития дальше. Уже доказано, что каждый пальчик руки имеет обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Поэтому речь ребенка, его координационные способности, глазомер находятся в прямопропорциональной зависимости от ловкости движений пальцев и кисти руки, умения оперировать с мелкими предметами, гибкости, подвижности и пластичности детских ручек. Уровень развития мелкой моторики также является одним из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Одним из средств развития и совершенствования мелкой моторики являются пальчиковые игры. Цели и задачи пальчиковых игр, правила их проведения и само содержание текста строго зависят от возрастных особенностей детей. Начинают развитие мелкой моторики с раннего возраста с простых и незатейливых народных игр-потешек, закрепляя в последствии в более старших возрастных периодах более сложными и разнообразными пальчиковыми играми. Поэтому даже такие простые игры, как «Ладушки», «Сорока - белобока», «Коза рогатая» и другие являются не просто развлечением для малышей, а средством развития мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика является обязательной составляющей непосредственно образовательной деятельности во всех дошкольных организациях. Именно поэтому проблема поиска эффективных комплексов пальчиковых игр для развития мелкой моторики детей стоит очень остро. Вот почему тема данного исследования наиболее актуальна в настоящее время. Кроме того, следует отметить, что исследования в развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста не только раскрывают сущность пальчиковых игр, но и их главное отличие от пальчиковых упражнений, состоящее в сопроводительном речитативном материале. В контексте данного исследования, хотелось бы учесть, что выбор в пользу пальчиковых игр, в качестве ведущего средства по развитию мелкой моторики младших дошкольников, пал именно потому, что в силу специфики возраста, детям интереснее играть в сопровождении смешных стишков, инсценировать мини-спектакли, подражать ручной умелости взрослого под соответствующее речевое сопровождение, а не просто выполнять какие-то упражнения пальцами. Если просто показывать упражнения для развития мелкой моторики дети быстро теряют к ним интерес и эффекта от такого обучения нет. Анализ литературы показывает, что несмотря на достаточный интерес к данной теме еще недостаточно осмысленных технологий развития мелкой моторики детей раннего возраста посредством пальчиковых игр. Поэтому проблема (выделить жирным) нашего исследования: каковы эффективные технологии развития мелкой моторики детей раннего возраста на основе применения пальчиковых игр. В соответствии с актуальностью и проблемой исследования темой бакалаврской работы была избрана: «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста в непосредственно образовательной деятельности». Проблемой развития мелкой моторики детей занимались и занимаются многие ученые прошлого и современности. Среди исследователей прошлого можно отметить последователей наследия Л.Выготского (А. Запорожца, Л. Венгера и их соратников), приверженцев идей М.Монтессори (Ю.Фаусек, Е.Хилтунен и др.). Среди современных исследователей, занимающихся проблемой сенсорного развития детей дошкольного возраста в целом, и развитием мелкой моторики в частности, можно отметить таких ученых как: Ю. Хохрякова, О. Бетехина. Данные ученые-исследователи в своих научных трудах отмечают, что, несмотря на разработанность проблем сенсорного воспитания и развития, результаты обследования детей младшего дошкольного возраста показывают, что в дошкольных учреждениях не в полной мере внедряются имеющиеся в теории научные материалы. Авторы актуализируют проблему внедрения более эффективных личностно-ориентированных форм работы с детьми, акцентирование внимания на игровой форме обучения. Особое внимание в трудах авторы уделяют пальчиковым играм. Объект исследования: процесс развития мелкой моторики у детей раннего возраста. Предмет исследования: пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста. Целью исследования выступает отбор эффективных технологий развития мелкой моторики детей раннего возраста в непосредственно- образовательной деятельности на основе пальчиковых игр. Гипотеза заключается в предположении о том, что развитие мелкой моторики детей раннего возраста будет результативным и эффективным, если: ? Пальчиковые игры будут рассматриваться как необходимое условие и средство развития мелкой моторики; ? Особое внимание будет уделяться развитию координации и синхронизации движений мелких мышц обеих рук; ? Развитие мелкой моторики будет выполняться по образцу взрослого по показу и одновременно с ним, а также уделяться внимание точности повторения движений, с ускорением при повторениях. Цель исследования предполагает постановку и решение следующих задач: 1. Рассмотреть понятие, сущность и классификацию пальчиковых игр; 2. Изучить особенности развития мелкой моторики детей раннего возраста и выявить роль пальчиковых игр в развитии детей 1-3 лет; 3. Провести диагностику уровня развития мелкой моторики детей раннего возраста, количественный и качественный анализ результатов исследования; 4. Осуществить работу по развитию мелкой моторики детей 2-3 лет; 5. Сделать контрольный срез уровня развития мелкой моторики детей экспериментальной группы, провести количественный и качественный анализ результатов исследования. Методологическая основа исследования: положения о закономерностях и принципах развития детей дошкольного возраста: Л.С. Выготский, А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.;работы ученых, исследующих вопросы развития мелкой моторики посредством пальчиковых игр: Урунтаева Г.А.,Прищепа С., Попкова П., Коняхина Т.,Мухина В. С.,Ермакова С.О. и др. Методы исследования: изучение, анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме; диагностика развития мелкой моторики детей раннего возраста; наблюдение, констатирующий, формирующий эксперименты; количественный и качественный анализ диагностических данных. Этапы исследования: Iэтап(теоретико-аналитический) - изучение научной литературы по проблеме развития мелкой моторики у детей раннего возраста, особенностях проведения и организации пальчиковых игр в непосредственно образовательной деятельности дошкольников, формулировка аппарата исследования, разработка опытно-экспериментальной работы. IIэтап(экспериментальный) - уточнение содержания опытно-экспериментальной работы; проведение констатирующего этапа эксперимента; проведение опытно-экспериментальной работы с целью проверки основных положений гипотезы. III этап итоговый (обобщающий) - обработка и обобщение результатов опытно-экспериментального исследования; подведение итогов; оценка выполнения поставленной цели и задач; оформление исследования. Практическая значимость исследования заключается в том, что отобранный и апробированный комплекс упражнений пальчиковых игр для развития мелкой моторики может быть успешно использованы воспитателями детских садов, инструкторами по раннему развитию в детских центрах и клубах и другими специалистами в непосредственно образовательной деятельности. База исследования: Детский центр «Super детки», 4 группы 2-3 года. В эксперименте приняли участие 24ребенка. Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложений.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 8 1.1 Проблема развития мелкой моторики в дошкольном возрасте 8 1.2. Особенности развития мелкой моторики детей раннего возраста 14 1.3. Роль пальчиковых игр в развитии детей раннего возраста 20 Выводы по первой главе 27 ГЛАВА II ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 30 2.1 Диагностика развития мелкой моторики у детей раннего возраста 30 2.2 Реализация работы по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста в непосредственно-образовательной деятельности 40 Выводы по II главе 58 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 64 Приложение 68
Список литературы

1. Антакова-Фомина Л.В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путем тренировки движений пальцев рук» // Тез. Докл. 24-го Всесоюз. Совещ. по проблемам ВНД). - М.: Просвещение, 1974. - С. 12-25 2. Бадалян Л.О. Детские церебральные параличи. - М.: Просвещение, 2009. - 196 с. 3. Бардышева Т.Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – ООО «Карапуз», 2007. - С. 3. 4. Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М.: Астрель, 2009. - 143 с. 5. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. - М.: Академия, 2010. - 284 с 6. Борисенко М.Г. Наши пальчики играют. - Екатеринбург: Паритет, 2005. - 204 с. 7. Винарская Е. Н. Дизартрия. - М.: Изд-во АСТ, 2011. - 183 с. 8. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. И.В. Дубровина. - М.: Академия, 2010. - 368 с. 9. Дворова И.В. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4-го года жизни / И.В. Дворова, О.П. Рожков. – М.: МПСИ Модэк, 2007. – 192с. 10. Ермакова С.О. Пальчиковые игры для детей от года до трех лет – «РИПОЛ Классик», 2008. – С. 3-4. 11. Железнова Е.С. Пальчиковые игры 2-4 года. Изд.-во: Карапуз, 2008. – С. 3-4. 12. Ильин Е.П. Психомоторика. - М.: Владос, 2010. - 326 с 13. Калинина Т.В., Николаева С.В., Павлова О.В., Смирнова И.Г. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2013. – С. 3-4. 14. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. - М.: Просвещение, 1973. - 228 с. 15. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. СПБ.: Литера, 2005. - 220 с. 16. Крупeнчук O.И. Систeмa рaбoты пo рaзвитию мeлкoй мoтoрики у дeтeй с рeчeвoй пaтoлoгиeй. - М.: Литера, 2008. - 218 с. 17. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: учеб. пособие / Под ред. Е.А. Логиновой. - СПб.: Союз, 2009. - 264 с. 18. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2012. - 593 с 19. Массажные паузы на развивающих занятиях в детском клубе для детей от 1 года до 7 лет: Методический материал / С.А. Тимофеева, А.А. Шевченко. – М.: Издательство «Ювента», 2012. – 48 с.: ил. 20. Моурлот, Л.И. Развитие ручной и пальцевой моторики у детей дошкольного возраста : учебно–методическое пособие / Л.И. Моурлот, Л.А. Ремезова. – Самара: СГПУ, 2007. – 122 с 21. Павлова, Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления (1 –3 года) /Л.Н. Павлова. – М.: Мозаика-синтез. - 2000. - С. 55-56. 22. Пальчик-мальчик где ты был? Потешки и стишки // [Электронный ресурс] http://www.nanya.ru/stati/2011/12/26/876598-palchik-malchik-gde-tyi-byil-poteshki-i-sti/ 23. Пальчиковая гимнастика для детей в стихах // [Электронный ресурс] https://mamsik.net/razvitie/255-palchikovaya-gimnastika-v-stikhakh-dlya-detej.html 24. Пальчиковые игры [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://sundekor.ru/referat/bystro/palchikovye-igry78702/ 25. Пальчиковые игры для малышей [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://badada.ru/igraem-vmeste/palchikovye-igry-dlya-malyshej 26. Пальчиковые игры на тему: «Грибы» // [Электронный ресурс] https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2013/10/22/palchikovye-igry-na-temu-griby 27. Пальчиковые игры на тему: «Перелетные птицы» // [Электронный ресурс] https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2013/11/24/palchikovye-igry-na-temu-pereletnye-ptitsy 28. Подборка пальчиковых игр для детей 3 лет // [Электронный ресурс] https://infourok.ru/podborka-palchikovih-igr-dlya-detey-let-1614672.html 29. Примеры пальчиковых игр // [Электронный ресурс] https://www.baby.ru/blogs/post/325876475-148549195/ 30. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности // [Электронный ресурс] https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00729896_0.html 31. Развитие мелкой моторики руки на комплексных занятиях в детском клубе для детей от 1 года до 3 лет.: Методический материал / С.А. Тимофеева, А.А. Шевченко. – М.: Издательство «Ювента», 2012. – 48 с.: ил. 32. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. — 384с: ил. 33. Рожков О.П., Дворова И.П. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4-го года жизни: Метод. рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 226 с. 34. Романова Е.А. Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста // [Электронный ресурс] http://pedrazvitie.ru/raboty_doshkolnoe_new/ index?n=48157 35. Свeтлoвa И.E. Рaзвивaeм мeлкую мoтoрику и кooрдинaцию движeний рук. - М.: Детство-пресс, 2012. - 71 с. 36. Смирнов В.М. Физиология человека: учебник для вузов. - М.: Медицина, 2009. - 453 с. 37. Тищенко Л.И. Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста / Л.И. Тищенко // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2014. – № 12. – С. 56–59 38. Ткаченко В.Н. ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XLII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(42). // [Электронный ресурс] https://sibac.info/archive/meghdis/7(42).pdf 39. Ткаченко Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. - М.: ЭКСМО, 2010. - 234 с. Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику. - М.: Эксмо, 2007. - 194 с. 40. Эльконин Д.Б. Психология развития. - М.: Академия, 2011. - 452 с
Отрывок из работы

ГЛАВА I НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 1.1 Проблема развития мелкой моторики в дошкольном возрасте В последнее время большое внимание уделяется проблеме развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста. Одним из ведущих факторов развития ребенка является сенсомоторное развитие. С введением ФГОС (Федерального государственного образовательного стандарта) образование в дошкольных образовательных организациях рассматривается как самостоятельный важный период в жизни ребёнка дошкольника, как ступень на пути непрерывного образования в жизни человека, а не только как предварительный этап перед обучением в школе. Проблема развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования», представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования. Проблема развития мелкой моторики рук важна и для личностного развития самого ребенка. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности. Изучив психолого-педагогическую литературу, рассмотрим понятие «мелкой моторики».
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg