Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

vlada99 850 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 89 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 27.10.2020
Вопросы умственного, языкового, речевого и эмоционального развития младших классов побуждают к обращению в область фразеологии и паремиологии. При этом внимание обращается не только на семантико-грамматические свойства устойчивых оборотов, но и их коммуникативную способность придавать речи особую выразительность в целях воздействия на собеседника.
Введение

Современная концепция образования ставит целью становление лично-сти, способной к действенной реализации себя в сфере будущей профессио-нальной работы. Особенное значение в связи с этим получает проблема формирования и становления коммуникативной компетентности младших школьников в процессе изучения русского языка. Внедрение языка как способа общения настоятельно просит от говорящего знания общественных, ситуативных и контекстуальных правил, которые обязан принимать во внимание носитель языка. Отчего, что, где, когда, как говорят, какой смысл придается отдельным текстам и выражениям в зависимости от определенных событий – все это регулируется коммуникативной компетенцией. Русский язык – язык сложный и особенный. Уметь грамотно говорить и писать на русском языке не просто. И намного сложнее понять законы, с помощью русский язык живет и развивается. Поэтому умение правильно писать и умение правильно излагать свою мысль, очень важно для младшего школьника на начальном этапе его развития и познания. Изучение русского языка, формирование речи очень важно для младшего школьника и является для современного школьного образования общей основой воспитания и обучения школьников. Вопрос, с которым приходится встречаться педагогам ежедневно, состоит в том, что речевое развитие младших школьников довольно бедный и характеризуется небольшой выразительностью, а это мешает эффективной работе в области орфографии. Поэтому одной из особенности уроков русского языка является обогащение словарного запаса школьников. Особую роль во владении русским языком играет овладение и фразеологическим богатством. Без овладения устойчивыми сочетаниями, пословицами и поговорками нельзя верно осознать родную речь, как в устной, так и в письменной форме. Почти все устойчивые обороты, имеющие эмоционально-экспрессивную оценку, употребляясь в речи, выполняют коммуникативную функцию, иные, являясь номинативными единицами, не подходят для обозначения явлений реальности. Актуальность темы исследования связана с недостаточной разработанностью вопросов исследования лексико-фразеологической компетентности и активизации устойчивых оборотов в речи обучающихся в связи с повышением культуры речи. Разработанность проблемы. Теоретические проблемы фразеологии и па-ремиологии получили достаточно подробное освещение в работах таких уче-ных, как В.В. Виноградов, Н.М. Шанский, В.П. Жуков, В.Л. Архангельский, А.И. Молотков, A.M. Бабкин, Р.Н. Попов, В.Н. Телия, Л.Б. Савенкова, Н.Ф. Алефиренко, A.M. Чепасова, В.И. Мокиенко, Ю.И. Гвоздарев и др. Внимание ученых направлено на такие проблемы фразеологии и паремиологии, как се-мантическая структура фразеологизмов различных групп, место фразеологиз-мов, пословиц и поговорок в языке и их функционирование в речи, разграничение устойчивых оборотов, системные свойства и отношения внутри фразеологизмов и их взаимодействие с другими единицами языка, проблемы творческого использования устойчивых оборотов в художественных произведениях русских классиков, современных писателей и поэтов, экспрессивно-оценочные и модальные функции фразеологизмов в языке и речи и др. Проблеме использования фразеологии и паремиологии в работе по развитию речи учащихся уделяли внимание известные лингвисты и методисты (Ф.И. Буслаев, И.И. Срезневский, Л.Н. Толстой, В.И. Чернышев, Л.И.Тихомиров, К.Б. Бархин, М.А. Рыбникова, Н.П. Каноныкин, Л.А.Горбушина, М.Р. Львов и др.). В начальной школе уделяется немало внимания вопросам обогащения речи учащихся лексикой русского языка (А.Н. Гвоздев, С.А. Быстрова, Т.А. Ладыженская, Т.Г. Рамзаева и др.), а вопросы обогащения речи устойчивыми оборотами и их активизация в речи не нашли достаточного места в учебном процессе, значительное число устойчивых оборотов, имеющихся в учебниках, остается неусвоенным, а объяснение значения их без дальнейшего закрепления и активизации недостаточным. Кроме того, эпизодическая работа с устойчивыми оборотами опасна тем, что у детей не вырабатывается способность воспринимать своеобразие языка художественных произведений благодаря использованию данных языковых единиц. Определенная система по усвоению и активизации устойчивых оборотов в речи младших школьников отсутствует. В методической литературе для начальных классов, посвященной работе по фразеологии и паремиологии, специальных разработок почти нет. Именно неразработанность проблемы изучения и активизации устойчи-вых оборотов в плане повышения культуры речи и языкового развития учащихся и острая необходимость ее практического решения определяют научную и практическую актуальность темы данного исследования Объект исследования: процесс обучения русскому языку в начальной школе. Предмет исследования: формирование лексико-фразеологической компетентности младших школьников. Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка упражнений, способствующих формированию лексико - фразеологиче-ской компетентности младших школьников. Цель исследования определила рабочую гипотезу: уровень лексико-фразеологической компетентности, речевой культуры учащихся станет выше, если организовать процесс обучения и активизации устойчивых оборотов в речи обучающихся на основе применения разработанных упражнений, преду-сматривающих соблюдение следующих условий: систематическое приобщение детей к пониманию, усвоению и употреблению устойчивых оборотов; постепенное увеличение количества усваиваемых устойчивых оборотов в каждый последующий год начального обучения. Задачи исследования: – определить сущность понятий «фразеологизм», «пословица», «пого-ворка» как языковых единиц, их соотношение; – выявить причины трудностей, возникающих в работе с данным языко-вым материалом; – разработать упражнения для введения устойчивых оборотов в активный словарный запас младших школьников. Методологическая основа исследования: научные труды о взаимосвязи языка и мышления, о языке как средстве общения, средстве существования и выражения мысли, основополагающие положения лингвистики, лингводидак-тики, педагогики и психологии, труды виднейших лингвистов и психологов (Л.И. Айдарова, О.С. Ахманова, В.В. Виноградов, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, З.Г. Ураксин), актуальные положения теории о закономерностях усвоения родной речи (Л.П. Федоренко), а также современные положения о теории и практике обучения русскому языку, разработанные в трудах Е.В. Архиповой, М.Т. Баранова, Е.А. Бариновой, А.П. Еремеевой, Н.И. Демидовой, К.З. Закирьянова. М.Л. Закожурниковой, П.И. Колосова, Г.А. Ладыженской, М.Р. Львова, Г.Н. Приступы, Т.Г. Рамзаевой, Л.Г. Саяховой, М.С. Соловейчик, Г.А. Фомичевой, работы членов кафедры ТиМНО и др. Методы исследования: изучение и анализ научно-методической литера-туры; эксперимент; количественный и качественный анализ полученных в ходе исследования sрезультатов. Экспериментальная база – муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 33 городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан». В эксперименте принимало участие 25 человек, учащихся 3-его класса. Теоретическая значимость исследования: состоит в обосновании модели активизации устойчивых оборотов с учетом их лингвистических характеристик, психологических и дидактических условий усвоения, на основе которых происходит осознание языковой системы, выявлены возможности использования результатов работы для смежных исследований, посвященных проблеме речевого развития младших школьников Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в возможности использования результатов исследования студентами-практикантами, а также при создании дидактических материалов по обогаще-нию фразеологического запаса младших школьников. Разработанную систему, а именно методическую модель, словарь устойчивых оборотов, методы и приемы работы с этими языковыми единицами, можно использовать в практике школы. Внедрение результатов исследования позволит значительно повысить уровень речевого развития детей, сформировать умения и навыки в области фразеологии и паремиологии. Теоретические обобщения и экспериментальные данные могут быть использованы в проведении лекционных, практических занятий со студентами - будущими учителями начальных классов. Положения, выдвигаемые для защиты: – Обучение младших школьников устойчивым оборотам русского языка предполагает систематическую работу по развитию учебно-языковых и рече-вых умений учащихся, включающую четыре этапа (вводно-ориентировочный, операционно-познавательный, деятельностный, оценочно-результативный), которые в процессе обучения реализуются в единстве. Для каждого этапа определены методы и приемы способствующие наиболее эффективному достижению поставленных целей. – Важная роль в работе принадлежит активизации устойчивых оборотов в речи, формированию опыта применения их в различных ситуациях общения. Учитывая характер познавательной деятельности учащихся и степень сложности лингвистического материала, представляется целесообразным использовать специальные упражнения и приемы. – Использование эффективных методов обучения и активизации устойчивых оборотов дают возможность сформировать необходимые умения и навыки в области фразеологии и паремиологии. Апробация исследования проходила в ходе педагогической практики. Материалы исследования были представлены на Международном форуме «Гражданская cамореализация личности в современном социуме» (Екатерин-бург, 2017), Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) «Актуальные направления научных исследований по проблемам международных отношений, истории и востоковедения» (Казань, 2017), научно-практической конференции «Молодежь. Прогресс. Наука» (Стерлитамак, 2017 г.). Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКО-ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 9 1.1. Пословицы и поговорки в системе устойчивых оборотов русского языка 9 1.2. Развитие мышления и речи младших школьников как основа формирования лексико-фразеологической компетенции 116 1.3. Анализ учебной и учебно-методической литературы в плане исследуемой проблемы 26 ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ УСТОЙЧИВЫХ ОБОРОТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 34 2.1. Состояние владения учащимися начальных классов устойчивыми оборотами 234 2.2. Организация работы над устойчивыми оборотами 46 2.3 Результаты формирующего эксперимента 66 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 77 ПРИЛОЖЕНИЕ 82
Список литературы

1. Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. – М.: Педагогика, 2003. – 144 с. 2. Амосова Н.Н. Основы фразеологии английского языка. – Л., 2000. 3. Архангельский В.Л. Устойчивые фразы в современном русском языке: Основы теории устойчивых фраз и проблемы общей фразеологии. – Ростов-н/Д: Изд-воРГУ, 2010. – 316 с. 4. Баранов М.Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка. – М.: Просвещение, 2013. – 190 с. 5. Беляев Б.В. Психологические основы усвоения лексики иностранного языка. – М.: Просвещение, 2007. – 136 с. 6. Быстрова Е.А. Теоретические основы обучения русской фразеологии в национальной школе. – М.: Педагогика, 2007. – 136 с. 7. Введенская Л.А. Пословицы и поговорки в начальной школе: Пособие для учителя. – М.: Учпедгиз, 2010. – 120 с. 8. Виноградов В.В. Избранные труды. Лексикология и лексикография. – М.: Наука, 2014. – 456 с. 9. Вирченко Ф.И. Использование лингвистических словарей на занятиях по русскому языку в средней школе: Методические рекомендации. – М., 2011. – 112 с. 10. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти т. – М: Педагогика, 2015. 11. Гаврин С.Г. Изучение фразеологии русского языка в школе: Пособие для учителя. – М.: Учпедгиз,2013. – 151 с. 12. Гвоздарев Ю.А. Основы русского фразообразования. – Ростов-н/Д, 2006. 13. Гладышев А.Г. Изучение фразеологизмов в школе // В сборни-ке: Актуальные вопросы обучения русскому (родному) языку Межрегиональная конференция. – 2015. – С. 167-169. 14. Горбушина Л.А. Фразеологизмы в русском языке // Начальная школа. – 2010. – №8. – С. 23-27. 15. Григорян М.Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклассной работы по русскому языку. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение,2016. – 205 с. 16. Донская Т.К. Дифференцированное обучение на уроках русского языка. – Л.,2013. 17. Дудникова А.В. Лексика и фразеология русского языка: Пособие для фа-культативных занятий в VII - VIII кл. – М.: Просвещение,2005. – 78 с. 18. Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М.: АПН РСФСР,2012. – С. 353-366. 19. Жуков В.П. Русская фразеология: Учебное пособие для эффективности обучения младших школьников родному языку. – М.: Педагоги-ка,201филологии, спец.вузов. – М.: Высшая школа, 2016. – 310 с. 20. Зайнетдинов А.Ш., Фатыхова А.Л. Типы ученических текстов по эмоцио-нально-смысловой доминанте (на примере печальных текстов) // Русский язык в полиэтнической среде: Социокультурные проблемы лингвистического образования: Материалы Международной научно-практической конференции. – Уфа: РИО БашГУ, 2006. – С.202-205. 21. Ибрагимова Р.Э. Методика обучения младших школьников русскому языку и литературе. – Уфа: РИО БашГУ, 2005. – 224с. 22. Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах. – М.: Просвещение, 2007. – 111 с. 23. Киселева Ю.А., Колычева Г.Ю. Развитие речи младших школьников // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. – 2016. – № 3 (8). – С. 115-118. 24. Колычева Г.Ю. Некоторые приемы работы по обогащению фразеологического запаса младших школьников // Начальная школа. 2005. – № 10. – С. 16-19. 25. Крапотина Т.Г. К вопросу о семантической и структурной трансформации фразеологизмов // Русский язык в школе. – 2004. – №2. – С. 83-86. 26. Кубрякова Е.С. Обеспечение речевой деятельности и проблемы внутреннего лексикона // Человеческий фактор в языке: Язык и порождение речи. – М.: Наука, 2015. – С. 82 -140. 27. Лазутин С.Г. Поговорка – цветочек, пословица – ягодка // Русская речь. – 2011. – № 4. – С. 124-125. 28. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. – М.: Наука, 2013. – 308 с. 29. Лурия А.Р. Язык и сознание / Под ред. Е.Д. Хомской. – Ростов н/Д.: Фе-никс, 2015. – 416 с. 30. Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 2006. – 192 с. 31. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. – М.: Просве-щение, 2013. – 176 с. 32. Молотков А.И. Основы фразеологии русского языка. – Л.: Наука. Ленин-градское отделение, 2014. – 283 с. 33. Морозова Л.А. Пословицы и поговорки: к вопросу об определении и раз-граничении. – 2013. – С.57-65. 34. Обучаем по системе Л.В. Занкова: 1 год обучения: Кн. для учителя / И.И. Аргинская, Н.Я. Дмитриева, А.В. Полякова, З.И. Романовская. – М.: Просве-щение,2016. – 240 с. 35. Ожегов С.И. О структуре фразеологизмов // Лексикографический сборник. – М.,2014. - Вып. VI. 36. Пассов Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам. – М.: Рус-ский язык,2015. 37. Пермяков Г.Л. От поговорки до сказки (заметки по общей теории кли-ше). – М.: Наука,2015. – 240 с. 38. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – СПб.: Союз,2016. – 256 с. 39. Пленкин Н.А. Предупреждение стилистических ошибок на уроках русского языка: Пособие для учителя. – М.-Л.: Просвещение, Ленингр. отд-ние, 2015. – 151 с. 40. Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка: Пособие для учителя. – М.: Просвещение,2015. – 191 с. 41. Полякова А.В. Усвоение знаний и развитие младших школьников /А.В. Полякова. – М.: Педагогика, 2016. – 144 с. 42. Прудникова А.В. Лексика в школьном курсе русского языка: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2013. – 144 с. 43. Речевые уроки: Кн. для учителя начальных классов / Под ред. Т.А. Лады-женской. – М.: Просвещение, 2004. – 158 с. 44. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учебное пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений / М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская и др. / Под ред. М.С. Соловейчика. – М.: Академия, 2000. – 384 с. 45. Савенкова Л.Б. Русская паремиология: семантический и лингвокультуро-логический аспекты. – Ростов-н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 2002. – 240 с. 46. Савченко А.Н. Образно-эмоциональная функция речи и поэтическая речь. – Ростов-н/Д, 2002. – С.6 47. Саркисян Т. А. Развитие речи учащихся — средство успешного обучения в школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 3561–3565. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54976.htm. 48. Смольянинова Л.А. Методические приёмы работы над фразеологизмами на уроках русского языка в начальной школе // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2016. – № 52. – С. 133 – 139. 49. Телия В.Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и линг-вокультурологический аспекты. – М.: Школа «Языки русского народа», 2006. – 284 с. 50. Ткаченко П.В. О пословицах, как материале фразеологии // Учен. зап. Са-ратовского пед. ун-та. – Вып. XXX. – Саратов, 2015. 51. Ушинский К.Д. Собрание сочинений / АПН СССР, Ин-т теории и истории педагогики. – М.; Л.: Изд-во АПН СССР,2015. 52. Фатыхова А.Л. Об изучении фразеологизмов для формирования картины мира человека // Русский язык как средство межкультурной коммуникации и консолидации современного общества: Материалы международной научно-практической конференции (Оренбург, 6-7 ноября 2007 г.). В.2тт. Т.1. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2007. – С.132-134. 53. Шанский Н.М. Фразеология современного русского языка: Учеб. пособие для вузов по спец. «Русский язык и литература». – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Высшая школа,2014. – 160 с. 54. Шевцова А.В., Мельник Т.В. К проблеме развития выразительности речи младших школьников // Молодой ученый. – 2015. – №12. – С. 826-829. 55. Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку / АН СССР, Отд-ние лит и яз. – М: Учпедгиз,2012. – 188 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКО-ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 1.1. Пословицы и поговорки в системе устойчивых оборотов русского языка Язык как система состоит из множества разноуровневых элементов, находящихся между собой в разнообразных отношениях и связях и образую-щих определенную целостность. Системный характер языковых фактов обу-словлен самой природой языка как общественного явления. Языковая система выявляется, как закономерная соотнесенность различных сторон языка и основана на устойчивости основного словарного фонда и грамматического строя. Она реализуется во взаимообусловленности частных языковых систем и их элементов и предполагает наличие в составе целого различного рода связей между дискретными частями этого целого. Для системы характерна не только взаимосвязанность, но и взаимозависимость элементов. Результатом воздействия всех сторон системы является ее функционирование. Язык представляет собой сложную систему, состоящую из нескольких частных подсистем, одни из которых характеризуются жесткой структурой, другим свойственно наличие различного рода переходных явлений. Фразеологизм, или фразеологическая единица (от греческого phrasis – «выражение», logos – «учение») – устойчивое по составу и структуре, лексиче-ски неделимое и целостное по значению словосочетание или предложение, выполняющее функцию отдельной словарной единицы. Другими словами, это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову [Гладышев А.Г., 2015, с. 157]. Фразеологизмы – общее название воспроизводимых в готовом виде словосочетаний и предложений, в которых целостность значения доминирует над раздельностью составляющих компонентов-слов: золотая молодёжь; смотреть сквозь пальцы; ни два ни полтора; не в свои сани не садись и др. Первым в России, кто обратил внимание на этот языковой пласт, был великий М. В. Ломоносов, который указывал, что эти устойчивые сочетания (обороты, выражения) должно включить в словарь русского литературного языка. Он говорил, что в этих «речениях» по-своему отражается жизнь нашего народа с очень далёких времён, в них выражен дух русского народа, его история, обычаи. С конца XVIII века устойчивые сочетания стали объясняться в специальных сборниках и толковых словарях. Родился новый раздел о языке – фразеология.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg