Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ИСТОРИЯ

Религиозные и социально-политические идеи протопопа Аввакума

vlada99 210 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 22 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 27.10.2020
В истории России XVII стал временем преобразований во многих сферах, в том числе и религиозной. Однако, несмотря на постоянную борьбу, столкновения и разногласия, этот период является временем ярких и сильных характеров и личностей, внесших огромный вклад в историю русского государства. Церковная реформа Алексея Михайловича, проводимая под руководством патриарха Никона, оказала огромное влияние на внутреннюю жизнь страны и положила начало такому социально-религиозному движению XVII в. как раскол.
Введение

Вторая половина XVII века в истории России именовалась эпохой Великого Раскола, именно тогда, когда единое в своей основе православное вероучение оказалось разделенным на две ветви. Одной из них являлась принятая государством официальная церковь, другое же направление стало именоваться старообрядчеством. Это движение сторонников «старой» традиции богослужебного обряда и протеста против церковной реформы, проведенной при патриархе Никоне и царе Алексее Михайловиче, уже в изначальной своей основе было далеко несводимо к вопросам чисто обрядовых разногласий. Вводимые преобразования в обществе были восприняты как измена привычным устоям православного вероучения и нормам традиционного церковного устройства. Несогласие с нововведениями стали одной из главных причин конфликта, ставшего непреодолимым на протяжении последующих столетий. Сущность церковной реформы заключалась в согласовании русских церковных обрядов и богослужебных книг с греческой церковью. Заимствовав от нее и то и другое, русская церковь сохраняла в неприкосновенности заимствованную традицию вплоть до реформы, не считая разноречия в обрядовой практике и в богослужебных книгах. Образование централизованного Московского государства и внутри его такой же централизованной церкви поставили вопрос об упразднении этих расхождений, чем и объясняются начавшиеся еще с XVI века попытки исправления русских богослужебных книг частично на основе греческих источников и связанные с вопросами обрядности и церковного быта постановления Стоглавого собора 1551 года. Однако практически до середины XVII века эти попытки не расходились с установившимися устоями, Стоглавый собор же закреплял формы старинной обрядности, укоренившиеся на Руси в течение рядя веков. Идея полного единения русской и греческой церкви была идеей прежде всего политической. Православная русская церковь, находясь в противостоянии с католической церковью и ее западной культурой, стремилась к усилению своего авторитета. Эту цель русская церковь достигала путем слияния с вселенской церковью, какой и являлась греческая. Показательно, что протопоп Аввакум, разочаровавшись в царе Алексее Михайловиче и став к нему в оппозицию, писал в одном из своих сочинений: «В коих правилах писано царю церковью владеть, и догматы изменять, и святая кадить? Только ему подобает смотрить и оберегать от волк, губящих ея, а не учить, как вера держать и как персты слагать. Се бо не царево дело, но православных архиереов и истинных пастырей, иже души своя полагают за стадо Христово». Схожую точку зрения на взаимоотношение духовной и светских властей имел и патриарх Никон. Для поднятия авторитета церкви в государстве и возвращения былых привилегий, ей было необходимо опереться на влиятельную силу, более мощную, чем русская церковная организация. Этой силой и являлась вселенская православная церковь. Опираясь на нее, русская церковь увеличивала свой нравственный престиж и авторитет. Никон, стремившийся к возвышении священства, видел надежную поддержку своих планов в единении с греческой церковью. Таким образом, в реформе были заинтересованы и верхи правящей аристократии, и верхи аристократии церковной. В оппозиционное отношение к ней стало прежде всего среднее и низшее духовенство. Самым ярким и влиятельным представителем старообрядческого движения является протопоп Аввакум. Являясь талантливым писателем, церковный деятель оставил после себя огромное наследие в виде сочинений, ставшие выдающимся явлением русским литературы и предметом изучения множества ученых и историоков. Изучение проблемы старообрядчества, его места в истории и культуре России, его влияния на общество в настоящее время является одной из актуальных тем и активно исследуется. В рамках данного исследования выделяется проблема личности в истории и личности в рамках старообрядческого движения. Такой личностью стала фигура протопопа Аввакума. Поэтому, целью данной статьи является анализ и обобщение религиозных и социально-политических идей протопопа Аввакума. Для достижения поставленной в исследовании цели предполагается решить следующие задачи: 1. Рассмотреть данный период истории, проанализировать религиозную реформу Никона и выявить причины церковного раскола; 2. Изучить биографию протопопа Аввакума, раскрыть его внутренние закономерности религиозного миросозерцания; 3. Раскрыть социально-политические взгляды протопопа с помощью анализа его литературных произведений. Новизна работы заключается в выявлении основных личностных характеристик протопопа Аввакума. Рассмотрены основания религиозного мировоззрения одного из основателей русского староверия. В современной науке накоплено огромное количество материала культурологической и исторической литературы, на страницах которой мировоззренческие аспекты протопопа Аввакума и религиозной мысли всего старообрядчества представлены на достаточно высоком уровне. О протопопе Аввакуме в контексте разработки старообрядческой проблематики писали многие исследователи и религиозные мыслители. Из числа дореволюционных исследователей творчества Аввакума и церковных писателей, разделяющих официальную церковную точку зрения в отношении его деятельности, стоит отметить имена патриарха Никона, Симеона Полоцкого, митрополита Игнатия Тобольского, митрополита Димитрия Ростовского и других. Прежде всего, достойного места в осмыслении раскола XVII в. заслуживает письменное наследие первых старообрядцев и их последователей, а также воззрения ученых-историков православной церкви и исторической науки дореволюционного периода. Дореволюционная историческая наука представлена именами И. Ф. Нильского, Н. Ф. Каптерева, Н. И. Субботина и других. Из современных исследователей, обращавших внимание на личность Аввакума, выделяются такие ученые, как О. А. Жукова, Т. Лузина, В.Г. Дружинин и А. М. Бороздин. Обращение к старообрядческим текстам крупнейших исследователей на рубеже XIX-XX в., таких как А. К. Бороздин и В. Г. Дружинин, дает возможность видеть качественно новый уровень осмысления проблемы старообрядчества в отечественной культуре. В частности, книгой «Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни русского общества в XVII в.» [7]. Дореволюционная историческая наука дает ценный, но разрозненный материал, предельно обобщенно фрагментарно или освещающий рассматриваемое явление церковного раскола XVII в. Постижение его историко-культурной значимости требует расширения перечня источников, посвященных расколу, их глубокого анализа и изучения, сопоставления точек зрения ученых-историков, уделяя особое внимание сочинениям первых старообрядцев и их последователей.
Содержание

Введение……………………………………….….……….………….3 1. Формирование религиозной реформы патриарха Никона…...…6 1.1. Причины проведения реформы………….….……..….….6 1.2. Первые преобразования…………….……….…...……….7 1.3. Церковный раскол………………………………..……….9 2. Жизненный путь протопопа Аввакума………..………….….….12 2.1. Ранние годы и служба в Москве………………….….…12 2.2. Ссылки в Сибирь и Пустозерск…………………...……14 2.3. Казнь…………………………………………...…………16 3. Мировоззрение Аввакума…………………………………...……17 3.1. Религиозные взгляды……………..……….…………….17 3.2. Социально-политические идеи……………...…………..18 Заключение…………………………………………….…….……….20 Список литературы……………….………………….….……..…….22
Список литературы

ИСТОЧНИКИ 1. Аввакум Петров, Житие // Житие протопопа Аввакума и другие его сочинения. М.,1991. 2. Аввакум, Повесть о страдавших в России за древлецерковная благочестная предания// Житие протопопа Аввакума и другие его сочинения. М.,1991 3. Аввакум, Челобитные царю Алексею Михайловичу// Житие протопопа Аввакума и другие его сочинения. М.,1991 ЛИТЕРАТУРА 1. Аторин Роман Юрьевич. Религиозное мировоззрение протопопа Аввакума в контексте экклесиологии старообрядчества. 2009 2. Бороздин А. К. Протопоп Аввакум: очерк из истории умственной жизни русского общества в XVII в. 1900 3. Быковская Г.А., Черных В.Д., Злобин А.Н. Проблемы взаимоотношений государства и церкви: историография церковного раскола XVII в. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. №3-1 (т. 13). С. 198-202. 4. Гудзий Н. К. Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 1962—1978. Т. 1 5. Карташов А.В., Очерки по истории Русской церкви. 1991. Т.2. 6. Лихачев Д.С., Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси // Избранные работы в 3 томах. 1987. 7. Молзинский В.В. Историография истории старообрядчества в отечественной культуре // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2017. 8. Русская историческая библиотека. Л., 1927. XXXIX. Вып. 1. Кн. 1. Стб. 939, 676. 9. Реснянский С.И. Русский религиозный раскол // Историческое обозрение. 2012. 10. Тихонова В.Б.?Учение протопопа Аввакума и?«внешняя?мудрость» // Философия образования. Сборник материалов конференции. Санкт-Петербургское философское общество, 2002.
Отрывок из работы

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЛИГИОЗНОЙ РЕФОРМЫ ПАТРИАРХА НИКОНА До избрания на патриарший престол Никона в июле 1652 года положение в церковно-обрядовой сфере оставалось неопределенным. Священники и протопопы и из «ревнителей благочестия» и митрополит Никон в Новгороде, не считаясь с решением церковного собора 1649 г. об умеренном «многогласии», добивались совершения «единогласной» службы. Приходское духовенство же, напротив, отражая настроения прихожан, не выполняло решения церковного собора 1651 г. о «единогласии», в результате этого в большинстве церквей сохранились «многогласные» службы. Исправления богослужебных книг не практиковались, поскольку не было церковного одобрения этих исправлений. Именно эта неопределенность довольно сильно беспокоила царскую власть. Во внешнеполитическом аспекте приоритетное значение приобрели для нее вопросы воссоединения Украины с Россией и войны с Речью Посполитой, что было связано с началом в 1648 г. освободительной войны украинского народа против власти Польши. Решать такие проблемы, не устранив религиозно-обрядовых расхождений между греческой и русской церквями и не преодолев негативного отношения русских православных иерархов к церкви Украины, было, как минимум, неосторожно. Однако события 1649 - 1651 гг. в церковной сфере и ухудшение взаимоотношений между церковной и светской властями сыграли отчасти и положительную роль. Их следствием было то, что царь и его ближайшее светское окружение почувствовали грандиозность и сложность перемен, которые предстояло осуществить в религиозной области, и невозможность проведения такого рода реформы без теснейшего союза с церковной властью. Алексей Михайлович понимал, что иметь во главе церкви сторонника такой реформы недостаточно. Успешное осуществление преобразования церковной жизни России по греческому образцу было доступно только сильной патриаршей власти, обладавшей высоким политическим авторитетом и самостоятельностью, способной централизовать церковное управление. Это определило последующее отношение царя Алексея к церковной власти.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, История, 32 страницы
550 руб.
Курсовая работа, История, 31 страница
550 руб.
Курсовая работа, История, 34 страницы
350 руб.
Курсовая работа, История, 46 страниц
552 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg