Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Народная культура как средство формирования экологической культуры старших дошкольников

happy_woman 1700 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 68 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.10.2020
Цель работы: изучить возможности народной культуры как средства формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования: формирование экологической культуры детей дошкольного возраста в условиях ДОО. Предмет исследования: народная культура как средство формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза: формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным если: 1) в данном процессе использовать возможности народной культуры; 2) будут созданы условия для развития детей с различными индивидуально-психологическими особенностями, Задачи: 1. Изучить проблему формирования экологической культуры старших дошкольников в психолого-педагогической литературе. 2. Рассмотреть народную культуру как средство формирования экологической культуры старших дошкольников. 3. Выявить уровень сформированности экологической культуры старших дошкольников 4. Разработать и апробировать систему работы по формированию экологической культуры старших дошкольников средствами народной культуры. Теоретическая база исследования: положения исследований развития у обучающихся экологической культуры (Дж. Дьюи, В.Х. Килпатрик, Е.С. Полат, Т.С. Шацкий); идеи воспитания с позиций личностно-ориентированной, гуманистической педагогики (Н.Ф. Виноградова, О.С. Газман, И.М. Ильинский, З.И. Малькова, А.В. Мудрик, Л.Н. Новикова) . Методологическую основу исследования составляют культурологические, естественнонаучные и психолого-педагогические подходы к проблеме взаимодействия человека с природой, положения психологии и педагогики о развитии личности ребенка в период дошкольного детства, начале усвоения им нравственных норм и ценностных ориентации, выработанных в ходе общественного развития (Выготский Л.С., И.А. Комарова, С.Н.Николаева, П.Г.,Рубинштейн С.Л.Саморукова, Плохий З.П., Рыжова Н.А. и др.). Практическая значимость. Результаты исследования могут быть непосредственно использованы старшими воспитателями и воспитателями ДОУ в своей практической деятельности. База исследования: МБДОУ д/с 39 г. Выкса. Нижегородской области. Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложений.
Введение

Актуальность исследования. В дошкольном детстве начинает формироваться личность человека, его системы ценностей, мировоззрение, отношение к себе и окружающему миру. В этот период можно заложить как трепетное и любовное отношение к природе, к себе и окружающим людям, так и потребительское, эгоистическое отношение к природе и другим людям. Поскольку экологическое воспитание дошкольника входит в систему нравственного, духовного воспитания, то вполне естественно, что экологическому воспитанию детей дошкольного возраста на современном этапе придается первостепенное значение. Экологическое воспитание в дошкольных образовательных учреждениях совершенно новое направление дошкольной педагогики, которое находится на этапе становления. Анализ опыта экологического воспитания в России позволяет констатировать, что формирование экологической культуры, как неотъемлемой его части, в образовательном процессе больше декларируется, чем эффективно включается в практику дошкольного образования. В настоящее время достаточно хорошо разработана теоретическая база экологического образования, однако отсутствует системность, последовательность формирования отдельных его компонентов, в частности экологической культуры дошкольников. В развивающейся системе непрерывного экологического воспитания все более весомую роль стала играть дошкольное образование. Основы формирования экологической культуры необходимо закладывать с раннего возраста. Это связано, прежде всего, с тем, что на начальном этапе дошкольного воспитания и образования закладывается фундамент личности и ее многогранных отношений с природой и обществом. Этому способствуют также природные предпосылки: познавательная направленность на изучение окружающего мира, в первую очередь природного, а также активное усвоение общечеловеческих ценностей и нормативов поведения. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования экологической культуры, поскольку в этот период развития сущность в будущем. Существует целый ряд средств экологического воспитания обучающихся одним из которых является народная культура. Несмотря на то, что направление сравнительно новое, берёт своё начало с 80-х годов двадцатого века, теоретические основы экологического воспитания дошкольников непосредственно представлены в различных психолого-педагогических исследованиях. В ряде исследований разработаны системы знаний и изучены возможности их усвоения дошкольниками о неживой природе, о растительном мире, о животном мире (С. Н. Николаева, Рыжова Н.А.,П. Г. Саморукова, и др.). Воспитанию трепетного, бережного, заботливого отношения к природе посвящены исследования И. А. Комаровой,3. П. Плохий, Л.Н. Прохоровой и др.. По их мнению, основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой, и педагогически грамотно организованной деятельности. Важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ экологической культуры, поведения, позволяющего без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению. Экологическое сознание ребёнка постепенно поднимается на более высокий уровень, если создаётся интерес, установка на восприятие природы, занятия затрагивают чувства ребёнка, вызывают сопереживания. В результате анализа психолого-педагогической литературы нами было установлено противоречие между объективно возросшими требованиями общества к культуре взаимодействия личности с природным миром и недостаточной разработанностью данной проблемы в теории и практике дошкольного воспитания в целом, и, в частности, исследование народной культуры как одного из средств экологического воспитания дошкольников. Существующее противоречие определяет актуальность темы исследования. Данные противоречия позволили обозначить проблему исследования: каковы возможности народной культуры как средства формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста?
Содержание

Введение Глава I. Теоретические основы изучения народной культуры как средства экологического воспитания старших дошкольников 1.1. Экологическое воспитание дошкольников как психолого-педагогическая проблема 1.2. Народная культура как средство экологического воспитания старших дошкольников Выводы по 1 главе Глава II. Опытно-экспериментальная работа по использованию народной культуры в экологическом воспитании старших дошкольников. 2.1. Диагностика уровня сформированности экологической культуры старших дошкольников 2.2. Система работы по экологическому воспитанию старших дошкольников средствами народной культуры 2.3 Анализ результатов эксперимента Выводы по 2 главе Заключение Список источников и литературы Приложения
Список литературы

Нормативно-правовые акты 1. Николаева С. Н. Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста, 1996 г. 2. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. (Электронный ресурс) // МО и Н РФ ФГАУ «Федеральный институт развития образования» (Сайт). – Режим доступа: www.firo.ru/?page_id=11003/ 3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». — Екатеринбург: Изд. Дом Ажур, 2013. — 169 с. Учебная литература 4. Ашиков В. И., Ашикова С. Г. Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. – М: Академия, 2007. – 190с. 5. Бондаренко А.К.: Теория дидактических игр и практика их использования в детском саду. - М.: Московский государственный педагогический институт, 2015.- 96 с. 6. Васильева А.И. Учите детей наблюдать природу. – М: Просвещение, 2005. – С.256. 7. Дежникова Н.С. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: учебное пособие /Н.С.Дежникова, Л.Ю. Иванова,Е.М. Клемяшова, И.В. Снитко, И.В. Цветкова. – М.: Педагогическое общество России,2001. 8. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: Просвещение, 2001. 9. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 156с. 10. Инновации в географическом и экологическом образовании. - М.: МГУ, 2007. - 348 с. 11. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 244с. 12. Кондратьева Н.Н. Программа экологического образования детей /Н.Н.Кондратьева. – С. Петербург: Детство-пресс, 2008. 13. Кузнецов В.Н. Программы: Экология. - М.: Просвещение, 2007. – 176с. 14. Маневцева Л.М. Листок на ладони: методическое пособие по проведению экскурсий с целью экологического воспитания дошкольников / Л.М.Маневцевой.- М.: Наука, 2003. 15. Методы организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: пособие для работника дош. учреждений / А.И.Иванова. – М.: Просвещение, 2003. 16. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. – СПб.: Детство-пресс, 2011. - 319с. 17. Мы - Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. – СПб: Детство-пресс, 2008. - 240с. 18. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр "Академия", 2006. - 336с. 19. Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. – с.119. 20. Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей: Методические рекомендации для дошкольных учреждений / С.Н. Николаева. – М.: «Новая школа», 2009. – 178с. 21. Предметная среда сенсорика. Экология: сборник практических материалов / Под ред. О.Г. Жукова. – М.: Просвещение, 2007. 22. Рыжова Н.А. Экологический проект «Мое дерево» / Н.А. Рыжова. – М.: Сфера, 2006. 23. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду / Н.А. Рыжова. - М.: издательский дом «Карапуз», 2010. – 177с. 24. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду / Н.А. Рыжова. – М.: Сфера, 2001. 25. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников / С.Н. Николаева, И.А. Комарова. – М.: Наука, 2003. 26. Чебан А.Я., Бурлакова Л.Л. Знакомим дошкольников с народной культурой. – М.: Сфера, 2011. – 128 с 27. Шагина, И. И. Русские традиционные праздники. – Спб, 2008.- 326с. 28. Шагина, И.И. Русские праздники. От святок до святок / Шагина И. СПб., 2004. – 270 с. Научная литература 29. Зацепина, М.Б., Мещанинова, З.Н., Лисицина, О.А. Проведение народных праздников в учреждениях дошкольного образования детей. //Детский досуг. - 2012. - № 2. - С.11- 27. 30. Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 7. - С. 45-49. 31. Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим: // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 7. - С.34. 32. Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 7. - С. 39. 33. Иванова Г., Курашова В. Об организации работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 3. - С. 12. 34. Казарчук Г.А. Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников // Ребенок в детском саду. – 2007. – №3.– с. 12-15. 35. Кирикэ Г.В. Экологическое воспитание детей шестого года жизни (на материале ознакомления с птицами). Дисс.канд. пед. наук. М., 1991. -221с. 36. Коваль А.Н., Малыгина А.Н., Наумова. Т.В. Народные приметы как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 12-6. – С. 1133-1136; 37. Королева А. Земля - наш дом // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 10. - С. 36. 38. Кочергина В. Наш дом - Земля // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 6. - С. 55. 39. Левина Р. Метеоцентр в детском саду, или экология и творчество // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 8. - с. 43. 40. Михеева Е.В. Национальная культура как средство экологического воспитания дошкольников // Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития – 2007: тез. докл. междунар. науч.-практ. конф. – Одесса: Черноморье, 2007.- С.3-7. 41. Николаева С. Н. Обзор зарубежных и отечественных программ экологического образования и воспитания детей // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 9. - с. 52-64. 42. Николаева С.Н. Формирование начал экологической культуры // Дошкольное воспитание. – 2013. - №8. – С.19. 43. Плохий З.П. Воспитание экологической культуры дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2002. - №4. – с. 21-25. 44. Самарина, О. Н. Народный праздник и его значение. Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. 2010. № 3(67). Т. 2 176 45. Соломенникова О.А. Диагностика экологических знаний дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2013. - № 2. – С.23. 46. Соломенникова, O.A. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации / O.A. Соломенникова. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 104 с. 47. Степанченко Ю.В. Новые горизонты экологического образования: биосферно-центрический подход // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2006. - № 3. С.12. 48. Топор А.В. Формирование экологической культуры студентов педагогического вуза // Вестник Международной академии наук. Русская секция. - 2012. - №1. С. 76-79. 49. Фокина В.Г. Экологическое воспитание-это воспитание нравственности, духовности и интеллекта.//Дошкольное воспитание.-1995.-№7. 50. Хлынова, Л. А., Мещерякова, С. В., Шевченко, С. Ф. Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством организации комплексной образовательной деятельности в ДОУ // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. Уфа: июль, 2012 51. Хусаинов З.А. Основы формирования экологической культуры учащихся // Инновации в образовании. - 2005. - №2. С.66. 52. Шаламова, Е.И. Организационно-методическая работа по ознакомлению детей с русской народной культурой/ Е.И. Шаламова // Дошкольная педагогика. - 2009. № 7 С.49. 53. Шестерина, Н. Моя Родина Россия: праздники / Н.Шестерина. //Дошкольник. Младший школьник. – 2010. – № 1. – С. 33-37.
Отрывок из работы

Глава I. Теоретические основы изучения народной культуры как средства формирования экологической культуры старших дошкольников 1.1. Проблема формирования экологической культуры старших дошкольников в психолого-педагогической литературе В настоящее время человечество начало осознавать, что живёт в эпоху тотального кризиса, и одна из составляющих этого кризиса – кризис экологический. Налицо глобальное потепление климата, загрязнение океанских вод, атмосферы, почв. Эти факторы поставили человечество на грань биологического выживания как вида. Именно поэтому сейчас очень важно воспитать поколение людей, которые осознают себя частью природы, у которых вместо потребительского отношения к природе было бы сформировано гуманно-деятельностное отношение к окружающему миру, и начинать это надо уже в дошкольном возрасте (8, c. 19). Как отмечают в своих работах В.И. Ашиков и С.Г Ашикова «экологическое воспитание не так давно появилось в программе дошкольных образовательных учреждений, хотя необходимость бережного и заботливого отношения к природе осознавалась давно педагогами различных школ и направлений» (4, c. 17). В основе экологического воспитания - адаптированные на дошкольный возраст ведущие разделы экологии: во-первых, организм и среда, их взаимодействие, взаимосвязь и влияние друг на друга, во-вторых, сообщества организмов и среда, в-третьих, человек и среда, антропогенное влияние на природу и как эти влияния отражаются впоследствии на жизнь человека и его благополучие и жизни (11, с. 67). По мнению Ивановой А.И. целью экологического воспитания дошкольников является непосредственное формирование начал экологической культуры, ее базисных компонентов, позволяющих в дальнейшем, в соответствии с Концепцией общего экологического образования, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие (9, c. 51). На современном этапе разработана Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста, в которой конкретизированы сущность, содержание и пути реализации нового направления дошкольной педагогики (С. Н. Николаева), так как именно в дошкольном возрасте дети делают «первые шаги» в прекрасный мир природы, богатый красивыми звуками, запахами, красками, мир, который в идеале, должен помочь развить все потенциальные возможности ребенка (1). Конечная цель экологического воспитания дошкольника - научить знаниям законов, по которым живет природа, уметь организовать свой труд и отдых так, чтобы не наносить вреда природе и иметь осознанное желание делать это (1, c.13). Так, в рамках этой концепции Г. В. Кирикэ в своей работе отмечает, что понятие «экологическое воспитание» относительно дошкольников по своему содержанию должно быть шире, чем непосредственно природоохранительная работа в детском саду, чем просто формирование бережного и заботливого отношения к природе (35, с. 8). Автор также определяет экологическое воспитание детей дошкольного возраста как непосредственный процесс формирования осознанного гуманно-деятельного отношения к природе, которое проявляется непосредственно в поведении детей (35). Гуманно-деятельное отношение к природе формируется на основе осознания детьми тех связей и зависимостей, которые существуют в природе, в окружающем мире, а также на осознании и понимании влияния деятельности человека на природу, и, исходя из этого формируется понимание необходимости охраны природы, бережного и заботливого к ней отношения, гуманно-деятельностного отношения к живым существам (22, c.7). С точки зрения другого автора, В. Г. Фокиной, экологическое воспитание дошкольников предполагает во-первых, воспитание гуманного отношения к природе, во-вторых, формирование системы непосредственно экологических знаний и представлений, в-третьих, развитие эстетических чувств детей, и, наконец, в четвёртых, непосредственное участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными (49, c. 16). Многие авторы указывают, что экологическое воспитание связано с нравственным воспитанием ребёнка, соединяет в единую систему все остальные виды воспитания и непосредственно связано с формированием всесторонне развитой личности. Особое внимание следует уделить воспитанию таких качеств как бережливое отношение к природе, ответственность за свои действия, проявление трепетной заботы и любви к живой природе (23, c. 17). По мнению С.Н. Николаевой экологическое воспитание следует рассматривать непосредственно как нравственное воспитание, поскольку в основе отношения человека к природе должны лежать гуманные чувства, снова которых – осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу (42, с. 153). С.Н. Николаева предлагает рассматривать экологическое воспитание как процесс формирования осознанно-правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственно вступают в контакт. Осознанно-правильное отношение должно включать в себя три составляющих – интеллектуальный, эмоциональные и действенный компоненты. Эти три компонента, по мнению С.Н. Николаевой, в сочетании как раз и составляют ту нравственную позицию дошкольника, которая непосредственно проявляется в разных формах его самостоятельного поведения (42, с. 154). Кроме этого, Николаевой С.Н. доказано, что становление экологической культуры в период дошкольного детства возможно, если: 1. Дети будут включены в целенаправленный, систематический педагогический процесс, называемый экологическим воспитанием, в основу которого положены адаптированные на дошкольный возраст ведущие идеи экологии (биоэкологии, социальной экологии, экологии человека), отражающие непосредственно закономерные взаимосвязи в природе и связи человека с природой; 2. Если будет использована система методов и технологий экологического воспитания, построенная на типичных для дошкольного периода видах деятельности (практических, познавательных и творческих), вызывающих у детей эмоциональный отклик и обеспечивающих усвоение экологических знаний, формирование практических умений осознанно и бережно взаимодействовать с объектами природы; 3. В пространстве жизнедеятельности детей будет создана эколого-развивающая среда, позволяющая организовать систематический эколого-педагогический процесс - непосредственно содержательное взаимодействие дошкольников с объектами природы (18, с. 159). Необходимость выработки только бережного отношения к природе, окружающему миру, к растениям и животным, естественно, является важной составной частью процесса экологического воспитания, но в целом, конечно, его задача значительно шире. А.Н. Кочергина отмечает, что осознанное и правильное отношение вырабатывается при условии непосредственно тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении на участке детского сада и дома у ребенка (38, с. 55). По мнению А.Н.Кочергиной, осознанно-правильное отношение рассматривается как совокупность знания и активных проявлений ребенка: во-первых, интереса к явлениям природы, понимание специфики живого, желания практически сохранить, поддержать или создать для него нужные условия; во-вторых, понимания и сочувствия тем, кто испытывает дефицит каких либо условий; в-третьих, эмоционального отклика, радости на любые проявления животных и растений, их красоту (38, c.55). Важно при этом, что красота как ценностное понятие рассматривается с точки зрения экологии. Детям объясняется, что лишь при наличии хороших условий, питания, полива, света, тепла, т.е. при наличии полноценной среды обитания живой организм (растение или животное) может полноценно развиваться. Детям показывается на примерах, что только здоровое, гармоничное живое существо или растение гармонично и красиво. Таким образом, экологическое воспитание должно представлять целостную систему, которое охватывает все аспекты жизни человека. Целью экологического воспитания должно быть непосредственное формирование мировоззрения человека, которое основано на представлении о своём единстве с природой, и направленности культуры и всей своей практической деятельности на развитие и совершенствование природы (38, c.55). Все авторы сходятся в том, что в экологическое воспитание должны входить следующие аспекты: во-первых, ребёнок должен иметь систему экологических знаний об окружающем мире, о животных и растениях, об их взаимосвязи и влиянии на их жизнедеятельность факторов окружающей среды, во-вторых, у дошкольников должны быть развиты эстетические чувства по отношению к природе, должна быть сформирована эмоциональная оценка по отношению к той или иной деятельности человека в природе, в-третьих, должно быть сформировано осознанное, гуманно-деятельностное отношение к природе посредством посильной деятельности по уходу за растениями и животными, в природе и на участке. Эффективность формирования экологической культуры детей дошкольного возраста зависит от того, насколько будут учтены основные звенья преобразования общественных отношений и компоненты внутренней структуры личности: общественные отношения потребности интерес цели мотивы установки ценностные ориентации. Каждое звено представленной последовательности обладает относительной самостоятельностью. Целью формирования экологической культуры состоит в том, чтобы наиболее полно преобразовать общественную необходимость сохранения природы во внутренние потребности и интересы детей дошкольного возраста. Его планируемым результатом является сформированность ответственного отношения к природной среде, умений понимать и ценить красоту и богатство родной природы, способность осуществлять экологические грамотные действия, занимать активную жизненную позицию, выражать нетерпимость к проявлениям безответственного отношения к окружающей среде. Основные психолого-педагогические особенности ребёнка старшего дошкольного возраста состоят в следующем: 1) формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоциональная, волевая и действенно – практическая; 2) формируются элементы трудовой деятельности – навыки самообслуживания, труд в природе и др. 3) ведущим видом деятельности является игра. 4) основные изменения в деятельности, сознании и личности ребенка заключается в появлении произвольности психических процессов – способность целенаправленно управлять своим поведением и психическими процессами – восприятием, вниманием, памятью и др.(37, с.12) Поэтому строить занятия по формированию экологических знаний, умений, навыков, культуры, воспитанности необходимо, учитывая все перечисленные психические особенности старших дошкольников и применяя разнообразные формы и методы занятий по экологическому воспитанию. Таким образом, под экологической культурой мы будем понимать осознанное, гуманно-деятельностное отношение к природе, систему экологических знаний и представлений, развитие эстетических чувств, участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными. 1.2. Народная культура как средство формирования экологической культуры старших дошкольников Традиционная народная культура – это духовные и материальные ценности, созданные народом, т. е. передаваемые от поколения к поколению этнопедагогические, семейно-бытовые и обрядовые традиции. Это источник великой народной мудрости и накопленного многовекового опыта (44). В народной культуре выкристаллизовалось народное поэтическое слово - сказы, потешки, небылички, поговорки, басенки, загадки, скороговорки, заклички и пр. Малые фольклорные формы – это кладезь, несущий познавательный и воспитательный потенциал. Они сохраняют особенные черты, присущие только русскому характеру, нравственные ценности, представления о красоте, доброте, храбрости, трудолюбии, правде, верности, любви и бережном отношении ко всему живому (46). 3аклички – одна из форм фольклора, - обращение к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям), с просьбой о помощи – это наследство наших предков с тех незапамятных времён, когда каждая стихия имела своего бога-повелителя. Некоторые заклички связаны с праздниками, которые приближали человека к природе. К весне, которую все ждали с нетерпением, обращались с разными закличками. В одних просили, чтобы быстрее растаял снег, установилось тепло, появилась трава шелковая; в других просили дать богатый урожай. Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным – это отголоски ещё более древнего времени, когда наши предки поклонялись не только силам природы, но и животным – покровителям рода. Песни и приговорные напевы укрепляют бережное и любовное отношение детей к животным. С какой нежностью народ называет зверей в сказках и потешках, в песнях – волчок-серый бочок, медведушко-братушко, заюшка, лисичка-сестричка, заинька. Например: Заинька, возле сада Серенький возле сада… Вот как вот как возле сада И вот эдак возле сада… Русская народная песня - это итог наблюдений за окружающей природой, с которой неразрывно связана жизнь простого народа. Душа народа в народных песнях – это целый философский мир, выраженный поэтическими формами. Их главная цель – выработать эстетические вкусы и взгляды, привить любовь ко всему прекрасному, бережное отношение ко всему живому. Русская песня, попевка, потешка, загадка, пословица, считалка, частушка - это первый и самый доступный источник знаний и сведений об окружающем мире для ребёнка. Красочный, выразительный, образный язык пробуждает интерес детей к окружающему миру, способствует формированию духовного и эмоционального мира ребенка. Музыкальные, краткие, ритмичные, с несложным содержанием, в доступной стихотворной форме, русские народные попевки, заклички, песни легко запоминаются детьми. Они-то и являются самым доступным и самым первым источником знаний и сведений об окружающем мире. Фольклор в силу своих выразительных языков средств влияет на формирование положительного отношения к миру и природе, помогает увидеть ранее не замеченное, услышать природу, осознать увиденное и услышанное. Дети слушают, поют, размышляют и задумываются. Забота об окружающем, тепло, доброта, уважение и милосердие - это уже охрана природы. Это нужно и цветам, и деревьям, и птицам, и животным, и всем людям (27). Издавна народ наблюдал за природой – так появился народный календарь со своими народными приметами и поговорками. Приметы позволяли нашим предкам предвидеть, каким будет урожай, «угадывать» погоду на ближайшее время, находить дорогу домой. В работе с детьми по воспитанию экологической культуры целесообразно использовать приметы, правильность которых можно проверить, например приметы, связанные с предсказанием погоды на ближайшее время. Например: Из березы течет сок – к дождливому лету. Если зимой вечером на небе много звезд, жди на следующий день мороза. Собака в снегу валяется - не за горами вьюга. Цветы закрывают свои лепестки – будет гроза. Воробьи купаются в пыли – к дождю. Замолкли птицы и наступила тишина – жди грозы. Ласточки и стрижи летают низко - скоро начнется дождь. Дым столбом из трубы – к морозу и пр. (36) Пословицы и поговорки так же, как и народные приметы, надо выбирать такие, чтобы их смысл можно было проверить путем наблюдений, в ходе беседы, постановки опытов и т.д. (31) Загадки использую для проверки знаний, наблюдательности и сообразительности. Загадка - вопрос в форме замысловатого, ритмически организованного описания чего-либо. Для воспитания экологической культуры дошкольников следует подбирать загадки, которые позволят детям увидеть многообразие природного мира, приоткрыть, поднять завесу над его тайнами. Например: Голубой платок, красный колобок по платку катается, людям усмехается. Вся дорожка усыпана горошком. Летит огневая стрела, никто её не поймает: ни царь, ни царица, ни красная девица. Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала. Крашеное коромысло через реку повисло. Шел долговяз, в землю увяз. Без рук, без ног, а ворота отворяет. Зимой в поле лежал, а весной в реку побежал. На дворе горой, а в избе водой. Без рук, без ног, а рисовать умеет. Один льет, другой пьет, третий растет. Без рук, без ног, а весь мир одевает. Без рук, без топорёнка построена избёнка. Под соснами, под ёлками бежит клубок с иголками. В работе по формированию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста использую народные сказки. При знакомстве с ними следует обратить внимание на то, как добрым, положительным героям природа помогает, силы природы на их стороне да и герой тоже помогает животным – спасает медвежат, воронят, орлят, а родители малышей в ответ благодарно помогают ему в его трудностях. Особенно ценны в этом отношении сказки о животных. В сказках о животных звери обладают человеческими качествами и характеристиками. Это приучает детей к мысли, что животным так же как и людям свойственно испытывать боль и печаль, радость и веселье, а следовательно и к мысли о том, что надо бережно относиться ко всему живому. Даже свирепые звери в русских народных сказках показаны с уважением и большой любовью – медведь – батюшка, медведушка, хозяин леса, волчок – серый бочок, волчишко-братушко, зайчик-побегайчик, заюшка, петушко- золотой гребешок и пр. (26). Народные праздники, народные традиции так же обладают большим потенциалом в формировании экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Это клад, накопленный и сохраненный для потомков, вобравший в себя ценные наблюдения за тем, что нас окружает: погодные изменения, поведение животных и птиц, особенности времен года и связанные с этим труд, жизненный уклад, различные стороны жизни человека (27). Шагина И.И.отмечает, что важнейшим элементом воспитательной системы народного праздника являются средства театрализации, которые воздействуют на детей эмоционально, порождая при этом атмосферу торжественности, эстетического творчества, ребёнок переживает положительное эмоциональное отношение как к самому празднику, так и к транслируемым на нём социокультурным ценностям (27). Соприкосновение с традициями своего народа, участие в народных праздниках обогащают ребенка новыми знаниями, воспитывает гордость за своих предков, формирует интерес к культуре народа, бережное отношение к природе. Очень важно при организации народного праздника, чтобы в ходе его проведения дети почувствовали всенародность торжества, свою сопричастность к нему, почувствовали связь с природой, увидели её красоту и хрупкость, чтобы у них возникло желание её охранять, беречь, оберегать. Праздники, связанные с сезонными изменениями в природе формируют у ребёнка экологические представления о том, что человек – часть природы, что природу необходимо беречь и охранять, бережно относиться к ней. Кроме этого, такие праздники транслируют ещё одну немаловажную социокультурную ценность – жизнь, её хрупкость, неповторимость, уникальность. Не только человеческая жизнь – но и жизнь природы – растений, животных – всего, что окружает человека – это тоже ценность. Цветок – он цветёт только один раз, и такого цветка больше не будет. Поэтому несколько раз надо подумать, прежде чем сорвать его для букета… Таким образом, праздник – это особая и вместе с тем естественная демонстрация народом радости жизни, здоровья, самореализации, комфортного ощущения себя в мире, связь с ним, ощущение себя частью природы, праздник – это трансляция ценностей, смыслов и одновременное их поддержание в настоящем(44). Народные праздники в силу своего художественно-образного содержания и эмоционального характера обладают большими возможностями в формировании экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста и положительного эмоционального отношения к природе, бережного к ней отношения. С помощью народного праздника формируются у дошкольников такие социокультурные ценности, как: мир, добро, красота, семья, дружба, жизнь, творчество, любовь, бережное отношение к природе, неповторимость и уникальность жизни, труд, правда и пр.. Эти ценности формируются на протяжении всего праздника – когда происходит само действие, когда исполняются песни, танцы, всё в празднике нагружено соответствующим контентом(26). Народные игры – это неотъемлемая часть воспитания. В игре дети проживают, проигрывают различные роли, развиваются физически и нравственно. Народные игры имеют многовековую историю: из глубокой старины дошли они до наших дней, хранимые и передаваемые из поколения в поколение, вбиравшие в себя все самое лучшее из национальных традиций (25). Народные подвижные игры природоведческого характера часто связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни, в некоторых отражаются явления неживой природы. Во время игры дети закрепляют знания о живой и неживой природе; испытывают эмоциональный подъем, что способствует воспитанию у них доброжелательного отношения к природе и развитию интереса к ней (25). Ещё один компонент народной культуры которые оказывает большое влияние на формирование экологической культуры старших дошкольников – это народное прикладное искусство. Оно доступно пониманию детей дошкольного возраста и воспитывает в детях чувство прекрасного, любви к родной природе, ко всему живому (26). В своем творчестве народные умельцы использовали образы, которые они наблюдали в природе: растения и животные превращались ими в затейливые сюжеты и орнаменты. Гжельская керамика – это фигурки птиц и животных, изображение пейзажа и сюжетных сцен и неповторимая по своей красоте посуда. Городецкая, хохломская роспись, изделия из дерева, вышивка – все это осталось нам в наследство и несет огромную информацию о том, как жили наши предки, что любили, как бережно относились ко всему живому. С давних времён до нас дошли и различные народные игрушки – глиняные свистульки, куклы, деревянные игрушки. Народные игрушки изображают людей, птиц, оленей и лосей, медведей, коней, козлов и других животных. Русские традиционные игрушки выполняются в основном из глины, дерева, соломы и бересты. Животных народные умельцы очеловечивали, то есть рисовали им одежду, бытовые предметы, музыкальные инструменты. Изображали медведей, лосей, баранов, лошадей, кошек, собак, птиц. Это достаточно символично – так нард показывал, что животные тоже умеют чувствовать, им тоже бывает больно, горько, ни тоже любят и заботятся о своих детях и пр. Таким образом, экологическая ценность народной культуры состоит в ее познавательном, идейно-воспитательном и эстетическом значениях, которые неразрывно связаны между собой. Народная культура помогает воспитать в дошкольниках: неразрывную связь с природой, открытость, воспитать национальный характер, самобытность, контактность с культурой других народов. Заложенные в народной культуре высокая духовность и нравственность означают гармонизацию организации бытового уклада общества, уважения к традициям и бережного отношения к природе Выводы по 1 главе Таким образом, экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии: • устойчивых знаний о природе и существующих в ней взаимосвязей; • бережного отношения к природе; • правильного понимания понятия «здоровый образ жизни»; • моральных и экологически ценных установок, поведенческих умений; • эмоциональной отзывчивости к живой природе; • положительных эстетических ощущений от любования природой; • умений познавать особенности окружающего мира. Традиционная народная культура – это духовные и материальные ценности, созданные народом, т. е. передаваемые от поколения к поколению этнопедагогические, семейно-бытовые и обрядовые традиции. Это источник великой народной мудрости и накопленного многовекового опыта. В народной культуре выкристаллизовалось народное поэтическое слово - сказы, потешки, небылички, поговорки, басенки, загадки, скороговорки, заклички и пр. Малые фольклорные формы – это кладезь, несущий познавательный и воспитательный потенциал. Они сохраняют особенные черты, присущие только русскому характеру, нравственные ценности, представления о красоте, доброте, храбрости, трудолюбии, правде, верности, любви и бережном отношении ко всему живому. Следовательно, использование в работе воспитателя данного направления способствует достижению поставленных целей и задач: - развивать познавательный интерес к миру природы; - направлять активную деятельность дошкольника на осознанное сохранение природы; -формировать у детей экологические знания, культуру и отношение к природе. Таким образом, экологическое воспитание должно представлять целостную систему, которое охватывает все аспекты жизни человека. Целью экологического воспитания должно быть непосредственное формирование мировоззрения человека, которое основано на представлении о своём единстве с природой, и направленности культуры и всей своей практической деятельности на развитие и совершенствование природы Заложенные в народной культуре высокая духовность и нравственность означают гармонизацию организации бытового уклада общества, уважения к традициям и бережного отношения к природе. Глава II. Опытно-экспериментальная работа по использованию народной культуры как средства формирования экол
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Культурология, 109 страниц
1500 руб.
Дипломная работа, Культурология, 55 страниц
1375 руб.
Дипломная работа, Культурология, 47 страниц
1175 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg