Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Договор государственного займа.

happy_woman 210 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 21 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.10.2020
Цель настоящего исследования направлена на правовой анализ института договора государственного займа в российском гражданском праве. Для достижения указанной цели, были поставлены следующие задачи: - рассмотреть понятие договора займа и договора государственного займа; - изучить классификацию государственных займов; - раскрыть условия и механизм осуществления государственного заимствования; - проанализировать государственное заимствования денежных средств на примере эмиссии облигации в РФ. Методологическую основу работы составляют общенаучные методы: описание, сравнение, классификация, обобщение, анализ, синтез, аналогия; и частно - научные: формально-юридический, сравнительно-правовой методы познания. Практическая значимость заключается в том, что представленный материал можно использовать в практической деятельности работников банков, кредитных учреждений и предпринимателей. Структура работы определяется целями и задачами настоящей работы. Курсовая работа состоит из двух глав, которые сформированы четырьмя параграфами, введением, заключением, глоссарием, списком используемых источников, приложением.
Введение

Большинство договорных обязательств, которые заключают участники гражданского оборота, представляют собой возмездные отношения. В настоящее время, по субъектному составу, заемные отношения весьма разнородны, — это и физические лица, и коммерческие организации, индивидуальные предприниматели, организации кредитно-потребительской кооперации, публично-правовые образования, микрофинансовые организации, таким образом, эти отношения являются значимым элементом гражданских правоотношений и подтверждают актуальность выбранной темы. Заем представляет собой наиболее типичное кредитное обязательство, выражающее основные признаки и других форм кредитования. Функционирование рыночной экономики определяет необходимость поиска методов и правовых инструментов организационно-правового построения товарно-денежного обмена. Его создание зависит от последовательного выполнения полезных свойств правовых механизмов, среди которых особое место занимают правовые конструкции, основанные на отношениях займа. Сам институт займа в гражданском законодательстве возник вследствие рецепции римского права и основывается на римском договоре «mutuum», определение которого упоминается еще в Дигестах Юстиниана. Традиционный договор займа оказался недостаточно приспособленным для регулирования сложных и разнообразных кредитных отношений в условиях рыночного хозяйствования. Данное положение учтено в Гражданском кодексе РФ в статье 817, который выделил договор государственного займа в качестве самостоятельной разновидности договора займа. Объектом курсовой работы являются гражданско-правовые отношения, складывающиеся между участниками гражданского оборота по поводу предоставления денег или других вещей, определенных родовыми признаками, на условиях возвратности и платности, в порядке, предусмотренном договором государственного займа. Предметом исследования выступают нормы гражданского законодательства, регулирующие заемные правоотношения, материалы правоприменительной практики, а также работы ученых-цивилистов, посвященных этой тематике. Правовым источником написания курсовой работы является законодательство Российской Федерации. По вопросам, связанным с договором займа в литературе высказывались многие известные специалисты в области гражданского права, такие как М.М. Агарков, В.В. Витрянский, А.П. Сергеев, Е.А. Суханов. Большой вклад в исследование договора займа внесли следующие ученые М.И. Брагинский, М.А. Иванова, Е.А. Павлодский, Е.Г. Ситникова, А.В. Чумаченко С.А. Хохлов и другие.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 1 ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАЙМА 6 1.1 Понятие договора займа и договора государственного займа 6 1.2 Виды и классификация государственных займов РФ 8 2 ЮРИДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СПЕЦИФИКИ ДОГОВОРА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАЙМА 14 2.1 Условия и механизм осуществления государственного заимствования 14 2.2 Государственное заимствования денежных средств на примере эмиссии облигации в РФ 17 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22 ГЛОССАРИЙ 24 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 28 ПРИЛОЖЕНИЯ 31
Список литературы

Отрывок из работы

Основная часть 1 ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАЙМА 1.1.Понятие договора займа и договора государственного займа Понятие типового договора займа содержится в ст. 807 ГК РФ. В соответствии с гражданским законодательством по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. Договор займа является разновидностью реального договора. В силу прямого указания п. 1 ст. 807 ГК РФ он считается заключенным с момента передачи денег или других вещей. Исходя из такого традиционного для российского права подхода к договору займа, в его рамках исключается признание какого-либо юридического значения за обещанием предоставить имущество взаймы . Условие о предоставлении займа, даже согласованное сторонами, не имеет юридической силы, и заимодавец соответственно не может быть понужден к выдаче займа и не несет ответственности за не предоставление заемщику обещанных средств. Договор займа считается незаключенным, если деньги или другие вещи в действительности не были получены заемщиком от заимодавца. Во всех случаях он считается заключенным только на то количество денег или других вещей, которые в действительности были получены заемщиком от заимодавца, см. приложение А. По общему правилу договор займа является возмездным. Законодателем установлено, что заимодавец имеет право на получение с заемщика процентов на сумму займа, если иное не предусмотрено законом или самим договором. Проценты взыскиваются ежемесячно до дня возврата суммы займа. Договор займа односторонне обязывающий, так как заимодавец, передав деньги (иные вещи), свободен далее от каких-либо обязанностей, в то время как заемщик должен вернуть сумму долга. В роли заимодавца и заемщика по общему правилу могут выступать любые юридические и физические лица за изъятиями, установленными законом . Особый субъективный состав имеет лишь одна разновидность договора займа - государственный заем. Согласно п. 1 ст. 817 ГК РФ по договору государственного займа заемщиком выступает Российская Федерация, субъект Российской Федерации, а заимодавцем - гражданин или юридическое лицо. При этом оговаривается, что правила о договоре государственного займа соответственно применяются к займам, выпускаемым муниципальными объединениями. Возможность представления расписки или иного долгового документа заемщиком в подтверждение договора займа и его условий не распространяется на договор государственного займа. Подтверждением такого договора могут служить приобретенные заимодавцем при заключении договора государственные облигации или иные государственные ценные бумаги. В данных ценных бумагах удостоверяется право заимодавца на получение от заемщика предоставленных ему взаймы денежных средств или, в зависимости от условий займа, иного имущества, установленных процентов либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями выпуска займа в обращение. Несоблюдение сторонами договора займа простой письменной формы не влечет его недействительности, однако порождает применение положений о последствиях несоблюдения простой письменной формы сделки, предусмотренных п. 1 ст. 162 ГК РФ. Наиболее привлекательными на современном фондовом рынке являются облигации внутреннего государственного займа, так как обязательства, удостоверенные ими, исполняются государством. Договор государственного займа урегулирован в общих чертах ст. 817 ГК РФ. В качестве заемщика по такому договору выступает Российская Федерация, субъект Федерации, а заимодавцем - гражданин или юридическое лицо. Договор государственного займа является реальным, так как заключается путем приобретения заимодавцем облигаций или иных государственных ценных бумаг . Таким образом, государственные займы — это денежные ресурсы, привлекаемые для покрытия дефицита соответствующего бюджета от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций на основании заключаемых договоров, по которым возникают долговые обязательства РФ, субъекта РФ, как заемщиков или гарантов . Ежегодно разрабатываются и утверждаются программы государственных внутренних и внешних заимствований РФ и предоставляемых РФ государственных кредитов, отражающие перечень данных заимствований федерального бюджета на очередной финансовый год с указанием цели, источников, сроков возврата, общего объема заимствований, объема использованных средств по займу до начала финансового года и объема заимствований в данном финансовом году. В программе государственных внешних заимствований РФ отдельно предусматриваются все займы и государственные гарантии, величина которых превышает сумму, эквивалентную 10 млн. долл. США, на весь срок займа. Правительство РФ имеет право на осуществление внешних заимствований, не включенных в программу государственных внешних заимствований РФ. Программы государственных внутренних заимствований РФ, представляют собой перечень внутренних заимствований РФ, субъектов РФ, муниципальных образований на очередной финансовый год по формам и видам заимствований, общий объем заимствований, направляемых на покрытие дефицита бюджета. В программы включаются соглашения о займах, заключенные в предыдущие годы, если такие соглашения не утратили силу. Договор государственного займа заключается путём приобретения инвестором выпущенных государственных облигаций или других государственных ценных бумаг, удовлетворяющих право инвестора на получение от заемщика предоставленных ему взаймы денежных средств или, в зависимости от условий займа, другого имущества, установленных процентов либо других имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями выпуска займа в обращение. Решение об эмиссии государственных ценных бумаг РФ принимается правительством РФ в соответствии с предельными объемами дефицита бюджета и государственного долга . В решении об эмиссии государственных ценных бумаг отражаются: сведения об эмитенте ценных бумаг, объем и условия эмиссии, способ исполнения обязательств по ценным бумагам. Порядок выпуска, обращения и погашения государственных ценных бумаг РФ регулируется федеральным законом об особенностях эмиссии и обращения государственных ценных бумаг. Заимствования, осуществляемые путём предоставления государственных гарантий, учитываются в составе государственного долга. В расходы на обслуживание государственного долга закладывается резерв на исполнение обязательств по гарантиям при наступлении гарантийного случая. Подводя итог, можно сделать вывод, что государственный заем (заимствование) – это денежные ресурсы, привлекаемые для покрытия дефицита соответствующего бюджета от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций на основании заключаемых договоров, по которым возникают долговые обязательства РФ как заёмщика. 1.2 Виды и классификация государственных займов РФ Государственные и муниципальные займы - денежные средства, привлекаемые для покрытия дефицита соответствующего бюджета от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций на основании заключенных договоров. Их можно дифференцировать по ряду критериев, см. приложение Б. 1) В зависимости от валюты заимствования: различают государственные внутренние и внешние заимствования. 2) В зависимости от субъектов заемных отношений: федеральные, региональные и местные. В данном случае можно сказать, что федеральное заимствование осуществляется правительством РФ; заимствования региональные осуществляются органами власти субъектов федерации; и местные заимствования осуществляются администрацией на уровне местного самоуправления. 3) В зависимости от обращения на фондовом рынке: рыночные - свободно обращаются на рынке, имеют рыночный курс. Реальная доходность таких бумаг определяется курсом продажи, которая зависит от величины номинального процента по ней, насыщенности рынка данным видом ценных бумаг и др.; нерыночные - не подлежат обращению ан фондовом рынке, выпускаются для привлечения определенных инвесторов, интересам которых и отвечают. 4) В зависимости от обеспеченности долговых обязательств: закладные - обеспечиваются определенными доходами или имуществом (муниципальные облигации); беззакладные - ничем определенным не обеспечиваются (государственные облигации). 5) В зависимости от срока привлечения средств: кратко-, средне- и долгосрочные. 6) В зависимости от вида ценной бумаги, обслуживающей займы: облигации, векселя, сертификаты, казначейские обязательства и др. 7) В зависимости от вида дохода по ценной бумаге: проценты (плавающие либо фиксированные); купонный доход (постоянный или переменный); доход в виде дисконта от номинальной стоимости; доход в виде выигрыша в лотерею и др. 8) В зависимости от обязательства заемщика строго соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске: с правом досрочного погашения; без права досрочного погашения . Существуют и иные критерии классификации государственных займов, например, по возможности изменения уровня доходности, по обязанности заёмщика соблюдать сроки погашения займа, по целевому характеру и т.д. Рассмотрим более подробно государственные внутренние и внешние заимствования. Право осуществления государственных внешних заимствований РФ и субъектов РФ и заключения договоров о предоставлении государственных гарантий, договоров поручительства другим заемщикам для привлечения внешних кредитов принадлежит РФ, субъекту РФ . От имени РФ внешние заимствования осуществляет Правительство РФ от имени субъекта РФ — правительство субъекта РФ. Право осуществлять государственные внешние заимствования в соответствии с законодательством РФ имеют субъекты РФ, бюджеты которых не получают финансовую помощь на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности. Предельный объем государственных внешних заимствований РФ установлен на уровне годового объема платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга РФ. Правительство РФ осуществляет внешние заимствования в объеме сверх установленного федеральным законом о федеральном бюджете предельного объема, если оно осуществляет реструктуризацию государственного внешнего долга, которая приводит к снижению расходов на его обслуживание, в рамках установленного предельного объема государственного внешнего долга. Если рассматривать современные практические методики внешних заимствований, то можно отметить что, государственное заимствование предполагает использование на двусторонней основе разнообразных форм и методов привлечения заемных средств, но в мировой практике оно не имеет широкого распространения. Это связано с тем, что государственное двустороннее кредитование (от промышленно развитой страны-донора к развивающейся стране-дебитору) не является достаточно ликвидной частью внешней задолженности. Существует немало примеров, когда развивающаяся страна стремится пролонгировать задолженность, а в отдельных случаях и добиться частичного или даже полного списания долгов. Особый интерес для государства в качестве заемщика представляют различные виды льготных кредитов. Они предоставляются в первую очередь наиболее бедным странам под проценты, которые значительно ниже, чем средний уровень на международных рынках ссудного капитала. Одним из наиболее распространенных методов государственного заимствования, активно используемым большинством развитых стран для привлечения финансовых ресурсов, является выпуск государственных долговых обязательств, предназначенных для размещения на международных рынках ссудного капитала. Выпуск облигаций и других долговых обязательств наиболее выгоден для стран с устойчивой финансовой системой, пользующихся доверием участников международных рынков ссудных капиталов. Одним из источников государственного заимствования могут быть кредиты иностранных коммерческих банков. Этот вид заимствования имеет довольно ограниченное применение, связанное со спецификой функционирования банков. Для этих кредитных учреждений характерна стратегия коротких денег, которая ориентирована на выдачу краткосрочных кредитов под достаточно высокие проценты. Таким образом, экономические интересы государства как заемщика и коммерческих банков как кредиторов существенно расходятся. Одной из разновидностей предоставления кредитов, в основном странам с достаточно низкой покупной способностью, являются так называемые "экспортные кредиты". Сущность такой формы кредитования заключается в стремлении стран-доноров увеличивать экспорт своих товаров в относительно бедные страны . Специфика этой формы взаимодействия заключается в увязке объемов и условий кредитования с обязательствами страны-дебитора закупать только определенные виды товаров у страны-донора в рамках данной кредитной линии. Такой механизм существенно ограничивает возможности финансового маневра для страны-донора и делает этот вид государственного внешнего заимствования менее привлекательным по отношению к другим видам заимствования. В первые годы независимости мы достаточно широко использовали этот механизм, но по мере улучшения финансового состояния Правительство признало его форму заимствования нерациональным и даже в определенной степени дискриминационным. Структурные и функциональные параметры системы государственного заимствования в значительной степени определяют особенности организации управления государственным долгом. По мере увеличения масштабов экономики Казахстана возрастает и значимость управления государственным долгом. Поэтому на долгосрочную перспективу желательно не ограничиваться методами государственного заимствования только с целью финансовой стабилизации, а широко использовать его механизмы для получения социально-экономического эффекта. От имени РФ право осуществления государственных внутренних заимствований и выдачи государственных гарантий другим заемщикам для привлечения кредитов принадлежит Правительству РФ. От имени субъекта РФ такое право принадлежит уполномоченному органу исполнительной власти субъекта РФ. От имени муниципального образования это право реализует уполномоченный орган местного самоуправления. Правительство РФ осуществляет внутренние и внешние заимствования с превышением установленного федеральным за коном о федеральном бюджете на очередной финансовый год предельного объема государственного внутреннего и внешнего долга вместо внешних заимствований, если это снижает расходы на обслуживание государственного долга в рамках установленного федеральным законом объема долга. В настоящее время рынок государственных внутренних заимствований переходит к новому этапу своего развития, предполагающему создание его новых сегментов и направленному на совершенствование инфраструктуры. Принятие федеральных законов о реформе пенсионной системы, предполагающих возможность инвестирования части пенсионных резервов в различные финансовые инструменты, формирует благоприятные условия для организации нового сегмента государственных ценных бумаг, ориентированного на долгосрочных инвесторов . Таким образом, возникает реальная возможность создания сегментированного внутреннего рынка государственных ценных бумаг, предполагающего наличие различных финансовых инструментов, учитывающих структуру и срочность пассивов потенциальных инвесторов, и создание эффективных каналов размещения ценных бумаг. Формирование сегментированного рынка позволяет увеличить дюрацию государственного внутреннего долга и уменьшить стоимость его обслуживания за счет роста спроса на государственные ценные бумаги. Существует необходимость совершенствования рыночной инфраструктуры, обслуживающей рынок государственных внутренних заимствований. В частности, следует обеспечить более серьезный контроль за деятельностью торговых, депозитарных и расчетных систем - в том числе за тарифной политикой указанных организаций, осуществляющих обслуживание рынка внутренних заимствований, - с целью наращивания ликвидности на рынке. Подводя итог главе, пришли к выводу, что государственные займы являются добровольными (ст. 817 ГК РФ). Договор государственного займа заключается путём приобретения заимодавцем выпущенных государственных ценных бумаг, удостоверяющих право заимодавца на получение от заемщика предоставленных ему взаймы денежных средств или, в зависимости от условий займа, другого имущества, установленных процентов либо иных имущественных прав в те сроки, которые предусмотренные условиями выпуска займа в обращение. Условия выпущенного в обращение займа изменению не подлежат. 2 ЮРИДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СПЕЦИФИКИ ДОГОВОРА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАЙМА В РФ 2.1 Условия и механизм осуществления государственного заимствования Договор об осуществлении государственного займа. Государственные займы осуществляются путем выпуска ценных бумаг от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования. Таким образом, по договору государственного займа заемщиком и эмитентом выступает РФ, субъект РФ или муниципальное образование, а инвестором — гражданин или юридическое лицо-резидент, или нерезидент . Договор государственного займа заключается путем приобретения инвестором выпущенных государственных облигаций или других государственных ценных бумаг, удовлетворяющих право инвестора на получение от заемщика предоставленных ему взаймы денежных средств или, в зависимости от условий займа, другого имущества, установленных процентов либо других имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями выпуска займа в обращение. Изменение условий выпущенного в обращение займа не допускается. Государственные займы являются добровольными. Договоры о государственных внешних заимствованиях, исполнение которых требует увеличения их предельных объемов, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете, включаются только после внесения соответствующих изменений в федеральный бюджет на очередной финансовый год. Договоры о государственных внешних заимствованиях РФ, о предоставлении гарантий по внешним займам подлежат ратификации при следующих обстоятельствах : 1) если предусмотренные этими договорами займы или гарантии не включены в программу государственных внешних заимствований РФ или привлекаемые по ним финансовые средства превышают сумму, эквивалентную 10 млн. долл. США, на весь срок займа ; 2) если исполнение таких договоров требует увеличения предельных объемов государственных внешних заимствований, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год; 3) другим основаниям, предусмотренным законодательством РФ. Государственные внутренние и внешние заимствования осуществляются в соответствии с программами, утверждаемыми на очередной финансовый год. Долговые обязательства. При выпуске долговых обязательств РФ, субъектов РФ, муниципальных образований с обеспечением исполнения обязательств в виде обособленного имущества программы государственных внутренних заимствований РФ, субъектов РФ, муниципальных образований содержат количественные данные об эмиссии таких обязательств, выраженные в национальной валю те, а также примерный перечень имущества, которое может служить обеспечением исполнения этих обязательств в течение срока заимствования . При выпуске государственных ценных бумаг под обособленное имущество, находящееся в государственной собственности, в соответствии с условиями эмиссии исполнение обязательств по таким ценным бумагам может осуществляться путем передачи в собственность владельцев этих государственных ценных бумаг имущества, явившегося обеспечением их выпуска. В случае исполнения обязательств по государственным ценным бумагам путем передачи имущества размер государственного долга уменьшается на величину стоимости переданного имущества, а расходы на погашение долга учитываются в размере стоимости переданного имущества. Решение об эмиссии государственных ценных бумаг РФ, субъектов РФ или муниципальных ценных бумаг принимается соответственно Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в соответствии с предельными объемами дефицита бюджета и государственного или муниципального долга. В решении об эмиссии государственных или муниципальных ценных бумаг отражаются: сведения об эмитенте ценных бумаг; объем и условия эмиссии; способ исполнения обязательств по ценным бумагам. Порядок выпуска, обращения и погашения государственных ценных бумаг РФ, субъектов РФ, регулируется федеральным законом об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг. Заимствования, осуществляемые путем предоставления государственных гарантий, учитываются в составе долга. Они не являются источником финансирования дефицита бюджета. В расходы на обслуживание государственного или муниципального долга закладывается резерв на исполнение обязательств по гарантиям при наступлении гарантийного случая. Система учёта и регистрации государственных займов в России. В Российской Федерации действует единая система учета и регистрации государственных заимствований РФ. Субъекты РФ, муниципальные образования регистрируют свои заимствования в Минфине РФ. Минфин РФ ведет государственные книги внутреннего и внешнего долга РФ. Информация о заимствованиях и других обязательствах вносится эмитентом в Государственную долговую книгу РФ, субъекта РФ или муниципальную долговую книгу в течение 3 дней с момента возникновения с ответствующего обязательства . Информация, внесенная в муниципальную долговую книгу, передается органу, ведущему государственную долговую книгу соответствующего субъекта РФ, затем данная информация пере дается органу, ведущему Государственную долговую книгу РФ . В Государственную долговую книгу РФ вносятся сведения об объеме долговых обязательств РФ, субъектов РФ и муниципальных образований по эмитированным ценным бумагам, о дате эмиссии ценных бумаг, об исполнении обязательств полностью или частично, а также другая информация, состав которой устанавливается органом, осуществляющим ведение Государственной долговой книги РФ.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 36 страниц
350 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 28 страниц
336 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 27 страниц
550 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 28 страниц
550 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 32 страницы
550 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 37 страниц
550 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg